Правовое регулирование аудиторской деятельности

Ключевые термины

  • • аудит
  • • аудиторская деятельность
  • • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
  • • аудиторская организация
  • • индивидуальный аудитор
  • • аудируемые лица
  • • саморегулируемая организация аудиторов
  • • обязательный аудит
  • • аудиторское заключение

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • • понятия аудита и аудиторской деятельности;
  • • специфику договорного регулирования аудиторской деятельности;
  • • сущностную характеристику аудиторского заключения;

уметь

  • • классифицировать виды аудиторской деятельности;
  • • давать характеристику субъектам аудиторской деятельности;

владеть

  • • навыками оперирования основными понятиями, используемыми в законодательстве РФ, регулирующем аудиторскую деятельность;
  • • навыками применения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Понятие и источники правового регулирования аудиторской деятельности

Аудит – это негосударственный вид финансового контроля, осуществляемый в процессе аудиторской деятельности независимыми лицами, чья квалификация подтверждена государственной аттестацией.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по проведению аттестованным аудитором или аудиторской организацией предварительных, текущих и последующих контрольных мероприятий.

В процессе аудиторской деятельности всестороннему анализу и проверке на соответствие нормативным актам РФ подвергаются результаты деятельности организации, отраженные в ее финансовой отчетности, и процедуры получения итоговой информации, проводимые на основе применения методологии финансового учета (бухгалтерского, налогового, бюджетного).

Следует отметить, что в советский период роль аудита в нашей стране была сведена практически к нулю, в связи с тем что все контрольные функции оказались переданы компетентным государственным органам.

Потребность в воссоздании института профессионального независимого контроля в РФ возникла в начале 1990-х гг. в связи с развитием предпринимательства и стремлением организаций к саморегулированию.

Можно привести различную классификацию аудиторского контроля.

  • 1. Согласно действующему актуальному законодательству аудит делится на:
    • – обязательный, предполагающий проведение контрольных мероприятий в случаях, непосредственно установленных на нормативном уровне;
    • – инициативный, предполагающий проведение контрольных мероприятий по решению экономических субъектов.
  • 2. По сфере экономической деятельности аудируемого субъекта можно выделить:
    • – общий аудит, то есть аудит любых коммерческих организаций, кроме специально оговоренных в законодательстве, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности;
    • – банковский аудит;
    • – аудит страховых организаций;
    • – аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и т.д.
  • 3. По субъекту, проводящему контрольные мероприятия, аудит может быть:
    • – внешним, то есть осуществляемым сторонним лицом, имеющим на это законные полномочия;
    • – внутренним, то есть проводимым службой, являющейся структурным подразделением экономического субъекта.

Необходимо подчеркнуть, что рынок аудиторских услуг объективно нуждается в некотором государственном регулировании. Первоначально государственное регулирование зарождающегося рынка аудиторских услуг в РФ осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Правовыми основами аудита и аудиторской деятельности на протяжении более чем семи лет являлся такой нормативный акт, как Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (утратил силу). Кроме того, вышеуказанной Комиссией был разработан и одобрен блок национальных стандартов, которые носили скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.

Стандарты аудита – это правила, которыми регулируется аудиторская деятельность, опираясь на которые аудитор проводит контрольные мероприятия в любых формах (предварительные, текущие, последующие). К настоящему времени Международным комитетом аудиторской практики, который действует на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (МФБ), созданной в 1977 г., разработано более 50 международных стандартов аудита.

К концу 1990-х гг. стало очевидно, что процесс развития рыночной экономики в нашем государстве, объективно повлекший увеличение спроса на аудиторские услуги, привел к необходимости реформирования государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности. В связи с этим существенному обновлению была подвергнута и нормативная база, призванная регулировать отношения в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности. Так, в 2001 г. был принят первый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который, сыграв свою позитивную роль, утратил силу в связи с принятием одноименного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Φ3 (далее – Закон об аудите), действующего в настоящее время.

Законом об аудите понятие аудиторской деятельности установлено на легальном уровне. Согласно ст. 1 аудиторская деятельность – это «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». В Законе об аудите понятие аудита определено как «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности».

Данный закон, кроме того, устанавливает и раскрывает значение основных понятий, применяемых в ходе аудиторской деятельности, регулирует процесс осуществления аудиторской деятельности, права и обязанности сторон, ответственность аудиторов и другие вопросы.

Следующим нормативным актом, регулирующим отношения в области аудиторской предпринимательской деятельности, является постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», которым утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности и являющиеся обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Данные стандарты не должны противоречить международным стандартам аудита, которые изданы Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, входящим в состав Международной федерации бухгалтеров.

Аудиторские стандарты можно условно подразделить на три уровня.

К первому уровню следует отнести федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренные Законом об аудите и утверждаемые приказами Минфина России:

  • – ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;
  • – ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
  • – ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;
  • – ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»;
  • – ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»;
  • – ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»;
  • – ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства»;
  • – ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»;
  • – ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности».

Ко второму уровню следует отнести отдельные правила (стандарты), утвержденные постановлениями Правительства РФ до вступления в силу действующего Закона об аудите. Это, например:

  • – Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • – Документирование аудита;
  • – Планирование аудита;
  • – Существенность в аудите;
  • – Контроль качества выполнения заданий по аудиту;
  • – Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • – Связанные стороны;
  • – События после отчетной даты;
  • – Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
  • – Согласование условий проведения аудита;
  • – Аудиторская выборка;
  • – Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
  • – Особенности первой проверки аудируемого лица;
  • – Аналитические процедуры;
  • – некоторые другие правила (стандарты).

Третьим уровнем в иерархии стандартов аудиторской деятельности являются стандарты, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией аудиторов (СРО) для применения в работе членами данной СРО.

Обязательным для соблюдения применения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является утвержденный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Кодекс этики аудиторов России, который рассматривает такие проблемные вопросы, как модель поведения аудитора и аудиторской организации, подготовка заключения договора об оказании профессиональных услуг, конфликт интересов, второе мнение, гонорар аудитора и другие виды вознаграждения, реклама и предложение профессиональных услуг, подарки и знаки внимания, применение принципа объективности при всех видах услуг, применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.

Остановимся далее на субъектном составе сферы аудиторской деятельности, предмете и объектах аудиторских проверок.

Субъектный состав может быть представлен следующим образом:

  • – аудирующие лица (аудиторские организации, независимые аудиторы, объединенные в СРО);
  • – аудируемые лица (организации, в которых проводятся проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности);
  • – регулирующие и контролирующие аудиторскую деятельность специально уполномоченные государственные органы.

Аудирующими организациями можно назвать аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, целью деятельности которой является предоставление аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и которая является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация в этом случае обязана состоять в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, которой она предоставляет необходимые документы для введения ее в члены соответствующей саморегулируемой организации. В соответствии с действующим законом об аудите (ст. 3) коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой она является.

Независимый (индивидуальный) аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов, сведения о котором внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Независимый аудитор, так же как и аудиторская организация, вправе оказывать как аудиторские, так и сопутствующие аудиту услуги.

Каждый аудитор должен иметь квалификационный аттестат аудитора, который можно получить, сдав квалификационный экзамен. К сдаче квалификационного экзамена допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения его результатов устанавливаются Минфином России. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов на условиях, определенных Минфином России. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином России. Аудитор обязан ежегодно, начиная с года, следующего за годом выдачи квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно состоять не менее 700 физических лиц – индивидуальных аудиторов или не менее 500 коммерческих аудиторских организаций. Каждая саморегулируемая организация аудиторов обязана предусматривать и соблюдать:

  • – утвержденные органами управления саморегулируемой организацией правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;
  • – правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • – внутренний кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • – материальное обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена организации перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

В каждой СРО создаются специализированные органы управления, осуществляющие контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Органы управления СРО:

  • – устанавливают в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • – рассматривают вопросы дисциплинарного воздействия на ее членов за совершенные нарушения требований законодательства об аудите;
  • – организуют профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;
  • – разрабатывают и утверждают стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
  • – принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • – принимают кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • – разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • – участвуют в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • – ведут реестр своих членов и сообщают в Минфин России об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
  • – участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, в деятельности единой аттестационной комиссии;
  • – выступают представителями СРО в отношениях с контролирующими государственными органами (Минфином России, Росфиннадзором, Советом по аудиторской деятельности при Минфине России) и представляют им отчет о своей деятельности, а также деятельности своих членов.

Саморегулируемые организации аудиторов несут ответственность за осуществление аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, которые являются членами соответствующей саморегулируемой организации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Аудируемыми лицами признаются лица, финансовая (бухгалтерская) отчетность которых подлежит поверке. Аудируемые лица также могут быть классифицированы следующим образом:

  • – организации, в которых проведение аудита обязательно в силу законодательства;
  • – организации, в которых решение о проведении аудиторской проверки принимается руководящим органом организации и не является обязательным в силу действующих норм законодательства.

Обязательный аудит проводится в случаях (ст. 5):

  • – если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • – если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • – если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • – если объем выручки от осуществляемой организацией деятельности за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • – если организация (за исключением органов государственной власти или местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Государственными органами, регулирующими и контролирующими аудиторскую сферу предпринимательской деятельности, являются Минфин России, Росфиннадзор, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.

Непосредственным объектом аудита являются отношения, складывающиеся в сфере бухгалтерского и налогового учета, а предметом – соответственно, совокупность данных, полученных в процессе постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета.

По итогам аудиторской проверки формируется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать:

  • – наименование «Аудиторское заключение»;
  • – указание на адресата, которому направляется официальное аудиторское заключение;
  • – сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
  • – сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе, проводившем проверку;
  • – перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;
  • – сведения о работе, выполненной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • – мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  • – указание даты заключения.

Аудиторы, проводившие проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязаны следовать правилам аудиторской этики и не разглашать сведения, ставшие им известными в процессе осуществления аудиторской проверки у аудируемого лица.

Мерами ответственности, применяемыми в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, являются следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • 1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные нарушения в определенный срок;
  • 2) вынесение предупреждения в письменной форме;
  • 3) наложение штрафа на члена саморегулируемой организации аудиторов;
  • 4) приостановление членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
  • 5) исключение аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов.
  • Протокол № 56 от 31 мая 2007 г.
  • Приказы Минфина России от 17 ноября 2010 г. № 153н и от 30 сентября 2010 г. № 118н.
  • Приказ Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н «Об утверждении порядка создания единой аттестационной комиссии».
  • Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н «Об утверждении порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора».
  • Протокол № 79 от 29 октября 2009 г.
  • Письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 2012 № 07-03-05/1560 «О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма №2- аудит)» // Документ опубликован не был.

Регулирование правовых аспектов

В существующих государственных административных документах находятся правила и нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, переподготовку, дополнительные курсы и также оценку работы аудиторов. К главным протоколам, регулирующим нормативно-правовые аспекты аудиторской деятельности в России, относятся:

  • ГК;
  • НК;
  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н;
  • Порядок создания единой аттестационной комиссии, утвержденный приказом Министерства финансов России от 27.05.2010 № 51н;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Организация деятельности аудиторов в Российской Федерации происходит на основе опыта мировой практики и международных отношений. В ней выделяется две основные концепции ведения и управления аудиторской деятельностью.

Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

Вторую концепцию чаще всего используют в США и Великобритания, где характерно в большей мере самостоятельное регулирование аудиторской деятельности, которая в основном ориентирована на требования инвесторов, кредиторов и акционеров. Она регулируется с помощью общественных аудиторских объединений.

В Российской Федерации система нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов только начинает развиваться и формироваться. Из двух существующих концепций и механизмов управления самой подходящей является система нормативного регулирования деятельности аудиторов, состоящая из четырех уровней (таблица 1.3.1). В таблице эти самые уровни располагаются по порядку, и иллюстрируют уровни госрегулирования, виды и наименования нормативных документов, область регулирования и использования и, также, степень их разработанности.

Первый уровень состоит из Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ, одного из основных нормативно-правовых актов, определяющий роль аудиторской деятельности в финансово-хозяйственной отрасли, и являющаяся её необходимым равноправным элементом. В этой стране это считается очень важным, ведь исторически сложилось так, что контроль государства всегда имел верх над другими видами контроля и принятие такого закона дало шанс аудиторской деятельности на существование и функционирование на законных основаниях.

Таблица 1. Система нормативно-правового регулирования аудита в России

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 34 правила (стандарта))

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

III

Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируемыми аудиторскими организациями

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

IV

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении осязательного аудита и сопутствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Ко второму уровню документации, которая регулирует деятельность аудиторов в России относится та, которая освещает основные вопросы по регуляции аудиторской деятельности, необходимые для реализации аудиторами. Сюда также включены 33, разработанные и утвержденные на сегодняшний день, федеральных стандарта.

Третий уровень системы нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов представляет собой внутренние стандарты саморегулируемых организаций с деятельностью аудиторской направленности. Главной задачей этих стандартов является закрепление норм аудиторской деятельности, которые однозначно трактуются как субъектами финансово-хозяйственной отрасли, так и арбитражными судами. Также к этому уровню относятся нормативно-правовые акты всех министерств и федеральных организаций, которые регулируют аудиторскую деятельность в определенных отраслях, организациях и также касаемо конкретных вопросов налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и других отраслей.

Четвертый уровень состоит из внутренних регламентов и внутрифирменных стандартов деятельности аудиторов, которые разрабатываются аудиторскими компаниями и индивидуальными аудиторами основываясь на федеральных стандартах и практике аудиторской деятельности. Суть и шаблон документации такого рода является индивидуальной разработкой каждой из организаций, и на их основе можно определить уровень и репутацию аудиторской фирмы.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Закон о Саморегулируемых организациях (СРО)

Принятие Закона о Саморегулируемых организациях в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ обратило внимание на такие аспекты, как СРО аудиторов и связанные с этим организационные вопросы, ведению реестра аудиторов и СРО аудиторов и другие.

Обратим внимание на некоторые аспекты Закона о СРО. Он является концептуальным документом, в котором собраны нормативно-правовые положения деятельности аудиторов в России. Вместе с ним следует также рассматривать и другие правовые документы, относящиеся к узкому виду деятельности, например ГК, НК, Закон о бухгалтерском учете, Закон о СРО и другие.

Закон состоит из 26 статей, которые отражают основные определения: аудиторская деятельность, прилагающиеся к аудиту услуги, дополнительные услуги аудиторов, аудитор, аудиторская фирма, СРО (саморегулируемая организация) и другие.

Основными положениями закона регулируются:

  1. Права и обязанности аудиторских фирм и их клиентов, с которым был заключен договор на предоставление аудиторских услуг.

  2. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении аудита.

  3. Суть различных стандартов деятельности аудиторов, заключения аудиторского процесса, и также заведомо ложное заключение.

  4. Сущность Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

В Законе о СРО есть 7 статей, которые освещают вопросы управления аудитом, и также акцентируется внимание на государственном регулировании, участие Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов, требованиям, предъявляемых участникам данной организации и ведения специальных реестров аудиторов.

Также существуют некоторые существенные отличия недавно принятого Федерального закона «Об аудиторской деятельности” от предыдущего.

  1. Проведение обязательного аудита. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит имеют право проводить не только аудиторские фирмы, но и индивидуальные аудиторы. Но не считая те организации, которые пустили свои ценные бумаги в оборот на торговых фондовых биржах и в других организациях, которые занимаются торговлей на рынке ценных бумаг, и также в кредитных и страховых организациях, пенсионных фондах, которые не имеют отношения к государству, организациях, у которых уставной капитал на государственную собственность составляет минимум 25%, различных государственных корпорациях и компаниях и консолидированных отчетах. Таким организациям обязательный аудит проводится только аудиторскими фирмами (часть 3, статья 5).

  2. Количество работников в аудиторской фирме. На данный момент компания должна состоять минимум из 3 человек (часть 2, статья 18).

  3. Общественные организации аудиторов. Организации такого типа учреждаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Количество членов такой организации: минимум 700 физических лиц, и, минимум 500 коммерческих компаний (часть 3, статья 17).

  4. Обязательное наличие членства в саморегулируемой некоммерческой организации, как для индивидуальных аудиторов, так и для аудиторских фирм. Данное членство является заменой лицензирования аудиторской деятельности (статьи 3, 4, 17, 18). При этом существует условие, что членами таких организаций должны быть как физические, так и юридические лица.

  5. Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

  6. Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются специальным федеральным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ. По предыдущему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ они утверждались Правительством Российской Федерации.

До ратификации федеральных аудиторских стандартов, предусмотренных федеральным законом, соответствующим федеральным органом, обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются федеральные правила, утвержденные до дня, когда в силу вступает федеральный закон, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696. Помимо этого, при аудите применяются стандарты, утвержденные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов России от 25.09.2008).

Данный список изменений относится в основном к общим положениям. Также важно, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ в скором времени должны быть утверждены дополнительные законодательные документы.

В соответствии с этим, Министерство финансов России, как федеральный орган, руководящий сферой аудиторской деятельности, в сотрудничестве с СРО должны направить все свое внимание на следующие аспекты:

  1. Определение порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения и подтверждения аттестата аудитора в более упрощенном порядке.

  2. Решение вопросов, связанных с осуществлением законной аудиторской деятельности аудиторами, которые ранее проходили аттестацию (до 1 января 2011 года) и получили квалификационные аудиторские аттестаты.

  3. Определение формирования, наполнения и сохранности компенсационного фонда СРО, и также правил и условий осуществления выплат из этого фонда и гарантий возврата выплаченных средств.

  4. Установление возможностей фактического, а не только формального голосования членов СРО (отсутствие возможности манипуляций голосами).

  5. Четкое определение перспектив оформления и регистрации СРО аудиторов.

  6. Наличие рекомендаций по учреждению суммы «сборов” с аудиторов и аудиторских фирм (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и другие).

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, приказами Министерства финансов России и другими документами (таблица 1.3.2).

Знание Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ необходимо индивидуальным аудиторам, руководителям аудиторских фирм, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Таблица 2. Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

Аудиторская деятельность

ст. 264 НК

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»

Аудиторская деятельность

№ 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

№ 31 «Компиляция финансовой информации»;

№ 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» Международный стандарт финансовой отчетности № 1

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Конституция РФ

ГК

НК

Законы о СРО, о бухгалтерском учете, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

указы Президента РФ постановления Правительства РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты субъектов РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Аудиторская организация

ст. 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона

Аудитор

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации

Кодекс этики аудиторов России ст. 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона № 307-ΦЗ

Обязательный аудит

Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах», «О потребительской кооперации», «Об акционерных обществах» ст. 1,6 Закона федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»; № 3 «Планирование аудита»; № 5 «Аудиторские доказательства»; № 10 «События после отчетной даты»; № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

Аудиторское заключение

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 10; № 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»

Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России, утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26.09.2007 № 09/-07)

Независимость аудиторской организации, аудиторов

ст. 13, 17, 18, 20 Закона

Аудиторская тайна

федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 Кодекс этики аудиторов России

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7; № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» ст. 17, 19, 20, 23 Закона приказ Росстата от 06.09.2010 № 306 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений»

Квалификационный аттестат аудитора

ст. 4, 12 Закона

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России т 27.05.2010 № 51н; Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности «Образование аудитора»

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

ст. 11 Закона

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

ст. 4, 8, 18, 20, 23 Закона

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

ст. 13, 5, 6, 9 Закона

Государственное регулирование аудиторской деятельности

ст. 16-18, 21-23 Закона приказ Минфина России от 07.03.2002 № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации»

Совет по аудиторской деятельности

ст. 15, 23 Закона

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

Саморегулируемый организации аудиторов

ст. 2-4, 7, 10, 11, 15, 18, 19-23 Закона

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

ст. 17 Закона

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

ст. 3, 4, 17 Закона

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

ст. 3, 4 Закона Закон о СРО КоАП

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 5,17 Закона

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 17, 15 Закона

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 году была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

ФЗ от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 03.11.2006);

ПП РФ от 23.09.2003 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в редакции от 25.08.2006);

На сегодняшний день утверждены 23 таких стандарта, среди которых «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Существенность в аудите», «Аудиторские доказательства», «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Особенности первой проверки аудируемого лица», «Внутренний контроль качества».

Помимо этого, применяются также различные рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28.08.2003, который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.

Аудиторская деятельность является разновидностью предпринимательства и состоит в независимой проверке БУ и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Надо сказать, что в современной юридической литературе существует точка зрения, что аудит не может считаться ПД, поскольку целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не является извлечение прибыли. Аудит не заменяет государственного контроля. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудиторские организации. Индивидуальными аудиторами считаются работники аудиторской организации, в том числе и те, кто осуществляет деятельность на основании гражданско-правового договора, а также ИП. Аудиторскими организациями могут быть коммерческие организации любой организационной формы, за исключением открытых акционерных обществ. 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% ее кадрового состава. В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия, но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации. К основным требованиям на получение аттестата аудитора относятся:

  • высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;

  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет.

Помимо аттестации законом предусмотрены другие формы контроля за аудиторской деятельностью. В частности, Минфин России ведет государственные реестры аттестованных аудиторов, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров.

Минфин России также аккредитует профессиональные аудиторские объединения на 3-летний срок. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса профессиональной этики и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены Совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Кроме того, аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.

Требования к независимости аудиторов сформулированы в статье 12 Закона об аудиторской деятельности путем родственных, корпоративных и профессиональных запретов. Так, аудит не может осуществляться, если аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, отвечающим за организацию и ведение БУ и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор не может состоять в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение БУ и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций не вправе выступать учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение БУ и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций также не могут состоять в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение БУ и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудируемые лица не могут быть учредителями (участниками) аудиторской организации; аудиторские организации – быть учредителями (участниками) аудируемых лиц, а также их дочерних организаций, филиалов и представительств. Аудиторские организации не могут иметь общих с аудируемыми лицами учредителей (участников).

Что касается профессионального запрета, то в качестве сопутствующих услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут заниматься восстановлением и ведением БУ, а также составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В течение 3 лет после оказания подобных услуг эти аудиторы не могут проводить проверку данных лиц.

Лицензирование аудиторской деятельности было прекращено с 01.01.2007.

Добавить комментарий