Правовое регулирование международной торговли

Международное регулирование мировой торговли International regulation of world trade

Джаппарова Нияра Ленмаровна

Студент 2 курса Факультет Менеджмент

ФГАОУ ВО Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского Институт Экономики и

Управления

Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь

e-mail: dnilenm@gmail.ru

Dzhapparova Niyara Lenmarovna

Student 2 term Faculty of Management

FGAOU VO Crimean Federal University. V.I. Vernadsky Institute of Economics and Management

Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol e-mail: dnilenm@gmail.ru

Аннотация.

В статье раскрывается сущность, аспекты и основные принципы мировой торговли. Рассматриваются способы международного регулирования мировой торговли посредством деятельности главных международных организаций: их структура, цели, задачи, методы воздействия и т.д.

Ключевые слова: мировая экономика, международная торговля, регулирование, торговые отношения, международная организация.

Key words: world economy, international trade, regulation, trade relations, international organization.

В условиях, все более расширяющейся, глобализации мировой экономики хозяйственный имидж многих стран определяется их международной специализацией. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля, развитие которой способствовало усилению участия государства в данном процессе.

Целью данного исследования является изучение теоретических и практических аспектов международного регулирования мировой торговли. Для реализации данной цели необходимо выполнить ряд задач: определить теоретические аспекты мировой торговли; выявить основные принципы развития торговли; исследовать структуру деятельности главных международных организаций, регулирующих мировую торговлю. Предметом данного исследования является система регулирования международной торговли (принципы, методы), а объектом — мировая торговля в целом.

Сущность мировой торговли.

Международная торговля — это набор действий, направленных на обмен капиталом, товарами и услугами между зарубежными странами через их международные границы. Она является способом связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда, и характеризующая их взаимозависимость. В широком смысле, торговля между странами выражает оплачиваемый совокупный товарооборот . Однако это понятие употребляется и в более узком понятии: например,

совокупный товарооборот промышленно развитых и развивающихся стран, какого-либо континента, региона, района и т. д.

Мировая торговля — это совокупность внешней торговли стран мира. Она отображает процесс, который предусматривает перемещение товаров и услуг за пределы государства. Её также можно трактовать, как отношения государств с целью вывоза(экспорта) и ввоза(импорта) товаров и услуг .

Принципы международной торговли

Международная торговля осуществляется на основе принципов, которые получили свое закрепление в международно-правовых документах. Система общих основных принципов международной торговли включает 10 следующих принципов:

1) уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела государств;

2) равноправие и отсутствие дискриминации партнеров;

3) взаимная помощь в решении глобальных проблем;

4) взаимная выгода;

5) направленность на достижение международного разделения труда;

6) основная цель межгосударственного взаимодействия: экономическое развитие и социальный прогресс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) добровольность относительно участия в международном экономическом сотрудничестве;

8) направленность на развитие региональных экономических группировок, экономического сотрудничества между развивающимися странами;

9) сосредоточение стран на увеличении притока международной финансовой, технической и экономической помощи для ускорения своего экономического роста;

10) коллективная ответственность за последствия в международной экономической деятельности.

ГАТТ и ВТО

Процесс интернационализации экономической жизни, приобретающий черты глобализации, вовлекает в себя страны, которые исходят из собственных национальных экономических интересов. Исходя из этого возникает необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе. Это является причиной создания мировым сообществом специальных международных организаций (объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей ), регулирующих процедуры осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Одной из таких организаций является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое заложило основные принципы регулирования мировой торговли и содействовало созданию ВТО (Всемирная Торговая Организация). Основными функциями ГАТТ являлись: оказание влияния на государственную торговую политику, с помощью выработки комплекса правил мировой торговли; устранение межгосударственных споров; стремление к либерализации торговых отношений.

Следовательно, главной целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем устранения торговых ограничений; ликвидации всех форм дискриминации в мировой торговле с целью повышения уровня жизни населения, рационализации использования сырья, экономического роста производства и торгового обмена. Одним из достижений в деятельности ГАТТ стало значительное снижение средней таможенной пошлины стран-участниц организации.

Принципы, сформированные ГАТТ, заложили основу для развития новой международной организации — ВТО, которая включает в себя 161 государство.

Задачи ВТО состоят в содействии регламентации процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; разрешении торговых международных споров; анализ национальной торговой политики государств; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами организации. В основе деятельности этой организации лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

Эти соглашения основаны на двух принципах, один из которых — отсутствие дискриминации (режим наибольшего благоприятствования: гарантия защиты экспорта и обеспечение равноценных условий для импорта каждой стране), а другой —усиление свободных публичных условий торговли, стимулирование конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. ГАТС

Регулирование торгового обмена услугами на глобальном уровне осуществляется в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). Оно основывается на ранее заложенных принципах ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, неиспользование национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако, некоторые особенности услуг затрудняют реализацию этих правил.

Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом ВТО на 12 основных разделов: деловые, инжиниринговые, образовательные, туристические, транспортные, финансовые и другие услуги . В силу специфики (нематериальность, невозможность хранения) торговли услугами режим благоприятствования применяется для каждой страны отдельно. Страны-участницы ВТО в соответствии с правилами Соглашения определяют конкретные разделы услуг и степень их открытости для иностранной конкуренции.

ЮНКТАД

По инициативе социалистических и ряда развивающихся стран, было принято решение о создании органа в системе ООН, который бы регулировал международную торговлю по более справедливым принципам. Главная идея Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД) состоит в сосредоточении механизма регулирования на пользу стран, которые развиваются.

Деятельность ЮНКТАД реализуется на основе принципов равенства государств в международных экономических отношениях; ликвидация дискриминации и экономического давления; распространение режима наибольшего благоприятствования в международной торговле; предоставление привилегий развивающимся странам; благоприятствование расширению экспорта в развивающихся странах. Следовательно, основной целью ЮНКТАД является поддержание и способствование дальнейшему развитию мировой торговли для ускорения международного развития, особенно развивающихся стран.

Главными экспортными товарами для развивающихся стран являются сырьевые ресурсы. Поэтому и целесообразно осуществлять международное регулирование торговли в этом сегменте. Одним из эффективных методов реализации регулирования межгосударственных сырьевых товарных потоков являются межправительственные товарные соглашения . Крупнейшие из них — Международная организация по кофе (МОК), Международная организация по тропической древесине (МОТД), Международная организация по натуральному каучуку (МОНК) и другие на правовой основе вырабатывают и реализуют общую политику по их купле-продаже .

Важную роль в разработке механизмов межгосударственного регулирования мирового рынка играют интеграционные объединения. В данный момент существует более 80 региональных торговых экономических объединений — ЕС (Европейский Союз), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) и другие, охватывающие более 60% мировой торговли.

Заключение

Мировая торговля — сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Знаменитый американский экономист Дж. Сакс говорил: «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Мировая торговля является главной формой взаимодействия товаропроизводителей разных стран, возникающей на основе международного разделения труда.

Глобализация международной хозяйственной деятельности и растущая взаимозависимость государств объективно обусловливают повышение роли многосторонней координации торгово-экономических отношений и статуса соответствующих международных организаций в системе регулирования международной торговли. Многостороннее регулирование способствует более полному использованию преимуществ современного международного разделения труда.

Список используемой литературы:

2. Руднева А. О. Международная торговля: учебное пособие / А. О. Руднева — М.: ИНФРА-М, 2013. —

Чтобы избежать недоразумений в практике осуществления экспортно-импортных операций, связанных с неоднозначным толкованием в разных странах специальных торговых терминов, принимались многочисленные попытки стандартизации условий, на которых заклю­чаются экспортные и импортные сделки.

Данные попытки могут быть разделены на три группы.

Во-первых, разрабатываются единообразные правила общего характера, кото­рые предназначены для применения по всем типам международных торговых сделок. Иногда эти правила имеют или могут иметь силу закона, иногда же они подлежат применению, только если приняты сторонами договора.

Во-вторых, в некоторых областях бизнеса, главным образом в торговле готовыми изделиями или оборудованием, встречаются типовые проформы дого­воров, относящиеся к определенным торговым сделкам и применяемые обычно самими сторонами договора.

В-третьих, часто экспортеры и импортеры включают в свои договоры общие усло­вия. Они применяются ко всем сделкам, в которых участвует данная сторона, если только их использование не исключено.

Единообразные правила общего характера. Наибольшее число таких правил разрабатывают международные организации, в рамках которых разрабатываются и подготавливаются проекты соответствующих международных соглашений: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООНпо праву международной торговли, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Они подготавливают международные конвенции, формулируют правила для использования партнерами по договору, участвуют в других видах деятельности по гармонизации. Такие организации называют формулирующими.

Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

Старейшей организацией в рассматриваемой области является Гаагская конференция по международному частному праву, созданная еще в XIX в. (переговоры по ее созданию были начаты по инициативе Италии в 1867 г., а первая официальная сессия была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г.). Многие годы организация не имела постоянной основы, созывалась по инициативе правительств, а с 1955 г. стала постоянно действующей (в 1951 г. был принят Статут, который вступил в силу в 1955 г.).

Основная задача Гаагской конференции — унификация правил международного частного права, а также норм международного гражданского процесса. Значительная часть конвенций, разработанных в рамках Гаагской конференции, относится к семейному праву. Гаагской конференцией был разработан и принят ряд конвенций также в сфере международной торговли. В частности, это: Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей, 1955 г.; Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности в международной купле-продаже товаров, 1958 г.; Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя, 1973 г.; Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже, 1986 г. (призвана заменить одноименную Конвенцию 1955 т.) и др. Не все Гаагские конвенции вступили в силу (Республика Беларусь пока не участвует ни в одной из них), но, несмотря на это, они оказали и продолжают оказывать серьезное влияние на практику государств и на развитие национального законодательства по международному частному праву. Серьезным препятствием в признании и широком распространении гаагских конвенций являются существенные расхождения в доктрине и практике континентальной и англо-американской систем частного и международного частного права.

В 1926 г. в целях прогрессивного развития и сближения частного права была создана межправительственная международная организация — Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Помимо подготовки проектов международных конвенций Римский институт проводит большую исследовательскую работу в области унификации частного права и издает ежегодник. Причем в отличие от Гаагской конференции Римский институт специализируется на унификации материального частного права. Были разработаны проекты важных конвенций по международным перевозкам и международной торговле. Подготовленные проекты затем принимаются на дипломатических конференциях. В Гааге в 1964 г. были приняты, вступили в силу, хотя и не получили широкого применения, две конвенции. Это Конвенция о единообразном законе по международной купле-продаже товаров и Конвенция о заключении договоров международной купли-продажи товаров. Они ставили цель унифицировать право международной торговли.

К этой сфере также относятся разработанные УНИДРУА Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия присоединилась в 1998 г.2), Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.

Возрастающая потребность в совершенствовании правового регулирования международной торговли, в придании этому процессу универсального характера привела к созданию в рамках ООН органа, специально занимающегося унификацией права международной торговли.

В 1966 г. Организация Объединенных Наций приняла решение способствовать про­грессивной гармонизации права международной торговли. Ею была создана Комис­сия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая функционирует с 1 января 1968 г. Цель ЮНСИТРАЛ — способствовать прогрессивной гармонизации и унификации права международной торговли. Местопребывание Комиссии — Вена. Помимо унификации правил международной торговли и соответственно подготовки проектов конвенций на Комиссию была возложена задача содействия кодификации международных торговых обычаев и распространения информации в этой области.

На основе проектов, разработанных Комиссией, были приняты: в 1980 г. на конференции в Вене — Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи; в 1974 г. на конференции в Нью-Йорке — Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (дополненная в 1980 г. в Вене в целях приведения ее в соответствие с Конвенцией 1980 г.); в 1988 г. на конференции в Нью-Йорке — Конвенция о международных переводных и международных простых векселях; в 1978 г. на конференции в Гамбурге — Конвенция о морской перевозке грузов. Республика Беларусь принимает активное участие в работе Комиссии, однако на сегодня является участницей только одной конвенции — Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Начиная с конца XIX века было заключено довольно большое количество международных соглашений, направленных на правовое регламентирование различных правоотношений в сфере международной торговли. Многие из них сохраняют свое действие до наших дней. Например, в области международных расчетов действуют Женевские конвенции 1930 г. о простом и переводном векселе (СССР ратифицировал в 1935 г.); Женевские конвенции 1931 г. о чеках.

Одновременно правовое регулирование международной торговли развивается и на региональном уровне. Начиная с 1975 г. страны американского континента проводят каждые три года конференции по международному частному праву. Было принято 17 конвенций, среди которых конвенции по векселям и чекам, по установлению содержания иностранного права и по другим вопросам.

Характерной чертой американской унификации торгового права является не разработка федерального законодательства, а принятие всеми штатами, за исключе­нием штата Луизиана, единообразного закона, именуемого Единообразный торговый кодекс (ЕТК). В 1942 г. началась разработка ЕТК в виде совместного проекта едино­образных законов штатов, подготовленного Американским институтом права и Наци­ональной конференцией уполномоченных штатов. В1951 г. первый официальный текст документа был одобрен двумя сотрудничавшими организациями». Действующий официальный текст принят в 1987 г. ЕТК характеризовался как один из наиболее развитых коммерческих законов двадцатого века. Он пользуется весьма большим успехом, который обеспечивается присущим ему качеством. «Он обладает тремя важ­ными достоинствами: весьма умеренный по духу, он практичен в применении и ясен для понимания».

Наряду с куплей-продажей, включая условия экспортной торговли (раздел 1), кодексом регулируются торговые бумаги (простые и переводные векселя) (раздел 3), инкассо и документарный аккредитив (разделы 4 и 5), коносамент и другие товарораспределительные документы (раздел 7). Редакция 1987 г. включает новую статью о лизинге и в ней новым положением заменена статья о продаже предприятия путем передачи всех его активов.

Широкий масштаб принимает процесс международно-договорного регулирования рассматриваемых отношений между странами Европейского союза. Среди заключенных договоров наиболее важными для международного частного права являются: Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г.; Римская конвенция о применимом праве к договорным обязательствам 1980 г.

Международный договор играет все более важную роль в регулировании частно-правовых отношений между странами — членами СНГ. Наиболее значимыми являются Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов государств—участников СНГ 1998 г., Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, 2007 г. и др.

Международно-правовое регулирование трансграничных гражданских отношений предпринималось и государствами — членами СЭВ. В рамках СЭВ были разработаны и приняты соглашения, регулирующие международную куплю-продажу (Общие условия поставок товаров 1968/1988 гг.), международные перевозки грузов и пассажиров, вопросы интеллектуальной собственности и др. И хотя СЭВ как международная организация перестала существовать, ряд соглашений сохраняет с некоторыми изменениями свою юридическую силу, например Общие условия поставок.

Важное место в развитии международного частного права занимают двусторонние договоры, заключаемые между государствами. Среди двусторонних договоров заметную роль играют консульские соглашения, соглашения о взаимной защите инвестиций и др.

Кроме международно-правовых обычаев в международной практике сложились и широко применяются устойчивые правила, которые именуются обычаями международного торгового или делового оборота. Эти правила сложились в отношениях не между государствами, а между физическими и юридическими лицами разных государств в предпринимательской сфере. Особенно велико их значение в областях международной торговли, международного торгового мореплавания и международных денежных расчетов. Они не имеют юридической силы и не могут быть юридическими источниками. Строго терминологически это не обычаи, а обыкновения. Однако это не означает, что обычаи международного делового оборота не применяются при регулировании частноправовых отношений. Прежде всего они применяются по воле самих участников этих отношений. Например, в договоре международной купли-продажи стороны предусмотрели применение какого-либо обычая либо группы обычаев. Последнее, как любое другое контрактное условие, будет регулировать обязательство, вытекающее из договора.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установления их содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своего рода своды обычаев по определенным группам вопросов. Некоторые такие публикации приобретают популярность. Особенно велико значение публикаций, подготовленных Международной торговой палатой, в том числе Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. и др. Весьма популярен подготовленный УНИДРУА в 1994 г. документ под названием «Принципы международных коммерческих контрактов» и др.

Типовые (стандартные) проформы договоров, применяемые к отдельным видам международных сделок. Международная торговля многими готовыми изделиями и оборудованием осуществ­ляется на основе типовых проформ договоров. Некоторые из них разрабатываются международными торговыми ассоциациями, среди которых торговые ассоциации Великобритании пользуются всемирной известностью. Иные формируются Европей­ской Экономической Комиссией ООН. Третьи используются в договорах на подрядные работы за рубежом.

Общим для всех разновидностей типовых проформ является их применение только по соглашению сторон договора купли-продажи, а также возможность внесения в них изменений договаривающимися сторонами.

Различные формы наиболее важных типовых договоров на поставку готовых изде­лий разработаны следующими торговыми ассоциациями:

Британской конфедерацией шерсти;

Лондонской ассоциацией какао, ЛТД;

Федерацией ассоциаций масла, семян и жира (FOSFA);

Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA);

Международной организацией шерстяного текстиля;

Ливерпульской хлопковой ассоциацией;

Генеральной лондонской ассоциацией производственных брокеров;

Лондонской ассоциацией по джуту;

Лондонской биржей металлов;

Лондонской ассоциацией торговли каучуком;

Ассоциацией рафинированного сахара;

Торговой федерацией по пиломатериалам Соединенного Королевства.

Кроме того, ЕЭК опубликовала серию взаимоувязанных руководств по междуна­родным договорам подряда.

Общие условия торговых сделок, разрабатываемые индивидуальными экспортерами. Трудно переоценить значение для международной купли-продажи хорошо составлен­ных общих условий предпринимательства. Это особенно важно при отсутствии едино­образных условий экспортной продажи или типовых проформ договоров. Дополни­тельных разногласий можно избежать, если продавец ссылается на отпечатанное в его проформе условие о квотировании или о принятии товара, а тот факт, что эти условия применяются ко всем сделкам, заключаемым продавцом, придает его аргу­ментам убедительную силу.

Роль ВТО.

Одной из важных черт современного этапа развития международной торговли является её регулирование со стороны международных организаций. Это регулирование осуществляется на отраслевом, на региональном и на глобальном уровне.

Регулирование на отраслевом уровне осуществляется путём регулирования тех или иных мировых товарных рынков. Это может происходить посредством заключения международных соглашений по торговле теми или иными товарами, а также посредством функционирования международных отраслевых организаций. Крупнейшей международной отраслевой организацией является организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), в состав которой входит 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. Штаб- квартира этой организации находится в Вене. Генеральным секретарём ОПЕК является Али Родригес. Страны, входящие в эту организацию, являются стратегическими поставщиками нефти на мировой рынок. Они обладают самыми большими запасами данного природного ресурса и поставляют более 40% нефти на мировой рынок. Эта организация функционирует с 1960 года. В совещаниях ОПЕК в последние годы участвуют в качестве наблюдателей и другие страны, являющиеся крупными экспортёрами нефти, в том числе Норвегия, Россия, Мексика и другие. Сегодня в мире функционируют и другие организации и действуют другие соглашения, в том числе: оловянный картель, соглашения по торговле кофе, молочными продуктами, текстильными изделиями. Значение всех этих международных организаций и соглашений, действующих на отраслевом уровне, заключается в стабилизации тех или иных мировых товарных рынков и поддержании мировых цен путём согласования спроса и предложения.

Регулирование международной торговли на региональном уровнеосуществляется в рамках интеграционных группировок. В данном случае по преимуществу снимаются барьеры на пути движения товаров и услуг между странами, входящими в данную интеграционную группировку, и принимаются согласованные решения в отношении торговли с третьими странами, то есть со странами, не входящими в интеграционное объединение.

Регулирование международной торговли на глобальном уровне в настоящее время осуществляет Всемирная Торговая Организация. Она функционирует с 1995 года. Эта организация является правопреемницей такой организации, как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23-мя странами в 1947 году и вступил в силу в 1948 году. Инициатором подписания этого договора были США, ибо, укрепив свою экономику в период Второй мировой войны и после неё, США повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможности развития мирового товарообмена. Исходной предпосылкой деятельности ГАТТ стало стремление стран-учредителей к либерализации международной торговли, к обеспечению благоприятных условий для более свободного доступа на национальные рынки и к возможной предсказуемости действий фирм на внешних рынках.

ГАТТ – многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения внешнеторговых отношений и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Деятельность ГАТТ основывалась на ряде принципов.

Этими принципами являлись:

1. Отсутствие дискриминации во взаимной торговле, то есть любая страна, участвующая в ГАТТ, не могла быть поставлена в худшие условия.

2. Режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле между странами-членами ГАТТ.

3. Использование преимущественно тарифных средств для защиты национального рынка, а не количественных ограничений.

4. Взаимные уступки в торговле и снижение таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

5. Ведение внешней торговли на частноправовой основе (ликвидация монополии внешней торговли со стороны государства).

6. Неприемлемость односторонних действий и решение торговых споров путём переговоров.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством проведения многосторонних переговоров, которые получили название раундов. Некоторые раунды проходили в течение нескольких лет. Основной вопрос, решаемый в результате деятельности ГАТТ, заключался в сокращении таможенных пошлин. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов, в том числе рассматривались вопросы о нетарифных барьерах (субсидиях, антидемпинговых пошлинах, технических барьерах и т.д.) и о торговле услугами. В декабре 1993 года был принят Итоговый документ семилетнего периода переговоров в рамках Уругвайского раунда, включающий все их результаты и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной Торговой Организации (ВТО).

ВТО представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО содержит 3 основных договора:

1. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

2. ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

3. ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), а также множество других правовых документов.

Важнейшими функциями ВТО являются:

1. контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;

2. проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

3. разрешение торговых споров;

4. мониторинг национальной торговой политики;

5. техническое содействие развивающимся странам по вопросам, входящим в компетенцию ВТО;

6. сотрудничество с международными специализированными организациями.

К основополагающим принципам и правилам ВТО относятся:

— предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на безусловной основе;

— взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

— отказ от использования количественных ограничений и других нетарифных мер;

— разрешение торговых споров путём консультаций.

Основными целями многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды, способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается, прежде всего, применением «связанных» импортных тарифов (уровни таких пошлин согласованы и не подлежат превышению).

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путём её регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также путём действия антидемпингового кодекса, путём устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

ВТО сегодня – это более 140 государств, тесно связанных друг с другом системой из 56 крупных многосторонних соглашений и договорённостей по важнейшим аспектам торговли различными группами товаров и услугами.

Преимущества, которые даёт странам членство в ВТО, заключаются в следующем:

— создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами — членами ВТО;

— доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнёрами;

— использование ВТО в качестве средства реализации своих торгово-экономических интересов.

Деятельность ВТО по оценкам специалистов приносит мировой экономике около 250 млрд. долларов дополнительного дохода ежегодно. ВТО регулирует более 90% мировых товаропотоков.

Первым генеральным директором ВТО являлся Ренато Руджеро. С 1999 года этот пост занимает Майк Мур. Секретариат и рабочие органы ВТО находятся в Женеве. Многосторонние совещания министров стран, входящих в ВТО, проходят не реже одного раза в 2 года. Эта конференция правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы международно-правового регулирования торговли квотами на выбросы парниковых газов»

Актуальность темы. Объединение усилий мирового сообщества по охране окружающей среды, которое берет свое начало с 70-х годов XX века, проходило параллельно с процессом дальнейшей либерализации международной торговли. Нормотворческие процессы в этих областях столкнулись с определенными трудностями. Одна из причин этого заключалась в том, что устранение препятствий на пути развития международной торговли шло в отрыве от усилий по охране окружающей среды.

Растущее осознание того, что международная торговля и охрана окружающей среды неразрывно связаны друг с другом, вынудило международное сообщество с начала 90-х годов XX века обратить особое внимание на возможные проблемы и конфликты между сравнительно новыми правилами, действующих в двух областях международного публичного права: международном экологическом праве и международном торговом праве системы ГАТТ/ВТО.

Ныне, в условиях углубления противоречия между интересами развития свободной торговли и охраной окружающей среды, а также резкого увеличения числа межгосударственных споров экологического характера, ставших предметом международного разбирательства, вопрос о правомерности применения экологических мер, ограничивающих торговлю приобретает чрезмерную актуальность.

Подсчитано, что более двадцати многосторонних соглашений по охране окружающей среды (МСООС) содержат экологические меры, ограничивающие торговлю.1 К числу таких МСООС относятся Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК) 1992 г. и Киотский протокол

КП) 1997 г. к ней. Положения этих международных актов непосредственно затрагивают правила, закрепленные в рамках системы ГАТТ/ВТО, включая Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер, направленных на устранение национальных правовых правил, создающих излишние препятствия международной торговле. В этих условиях важной задачей перед ВТО, по мнению специалистов, является обеспечение все более усложняющегося взаимодействия между торговой политикой и требованиями относительно состояния окружающей среды.

Анализ соответствующей международно-правовой литературы (как отечественный, так и зарубежный) подтверждает, что все больше как теоретиков, так и практиков привлекают внимание к разногласиям, которые могут возникнуть между различными МСООС и соглашениями по международной торговле системы ГАТТ/ВТО. В связи с этим следует подчеркнуть, что ни одна из этих областей современного международного права не имеет достаточно долгой истории существования, тем не менее некоторые из имевших место случаев наводят на мысли: государства еще не уделяют достаточно внимания отношению между международной торговлей и проблемами охраны окружающей среды. Более того, в большой степени, МСООС продолжают обсуждаться в относительной изоляции от других международных соглашений, включая соглашения по международной торговле системы ГАТТ/ВТО.

РКИК и Киотский протокол, призванные контролировать использование газов, приводящих к парниковому эффекту1, имеют достаточное экономическое значение, поскольку они обладают

1 «Проблема глобальных климатических изменений связывается с ожидаемым потеплением, которое вызывается техногенными выбросами парниковых газов, в первую очередь СОг. Молекула С02 обладает способностью задерживать тепловое излучение земной поверхности, нагретой Солнцем. Парниковые газы выполняют как бы функцию крыши в теплице, которая не мешает теплу проникнуть внутрь, но не выпускает его наружу». (См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. М., 2003. С. 613. возможностью оказывать влияние на экономики отдельных стран и на международную торговлю в большей степени, чем любые существующие на настоящее время МСООС. Некоторые специалисты считают, что стороны таких МСООС обязаны, прежде чем принимать конкретные правила, рассмотреть разногласия .с международной торговлей, которые могут возникнуть, и на этом основании создать проект сбалансированного соглашения, которое совместимо с существующими международными правовыми нормами в области торговли.

До Киотского протокола квотами на выбросы парниковых газов никогда не торговали на международных рынках, и это затронуло основополагающие вопросы относительно того, должны ли части установленного количества (ЧУК) подпадать под юрисдикцию ГАТТ/ВТО, поскольку они по природе своей ограничены Киотским протоколом. В отсутствие однозначных правил, ограничивающих решение вопросов по ЧУК компетенцией РКИК, могут возникнуть трудности, так как не существует законного ограничения, не позволяющего стране вынести дело на рассмотрение ВТО. Дело в том, что правовые нормы Договоренности о правилах и процедурах относительно урегулировании споров в ВТО применимы к спорам по любым вообразимым товарам или услугам, которыми торгуют на международном рынке. Конечно, тогда возникнуть споры, как идентифицировать ЧУК: это товар или услуга? Некоторые полагают, что поскольку они имеют физическую природу, их следует считать товаром. Они могут быть побочным продуктом производственного процесса, как, например, опасные отходы. В рамках ГАТТ не дается четкого определения товара, и, следовательно, не имеется солидного основания для оценки такого утверждения. Напротив, также можно выдвинуть аргумент, что выбросы не являются объектом торговли. Объектом торговли является скорее разрешения ЧУК — право на выброс парниковых газов. Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), разрешения или кредиты считаются переводными инструментами, а, следовательно, финансовой услугой. На наш взгляд, вопрос о том, товар это или услуга, важен лишь для определения применимого соглашения ВТО — ГАТС или ГАТТ. Для всех целей и намерений, однако, ГАТС и ГАТТ работают по одинаковым принципам. Вопрос тогда заключается в следующем: какие части Киотского протокола, делающие возможной и регулирующие эту торговлю, могут войти в разногласие с правилами ГАТТ/ВТО.

Дискуссия о процедурах разрешения споров по многосторонним соглашениям по охране окружающей среды показала различные позиции специалистов: некоторым специалистам представляется вполне обоснованным, что окончательные споры по вопросам применения таких мер между государствами-членами ВТО, являющимися также Сторонами Киотского протокола, должны в первую очередь разрешаться под юрисдикцией процедур разрешения споров, принятых РКИК; другие специалисты предлагают, чтобы стороны МСООС должны заранее оговаривать, что при возникновении между ними любых торговых споров, возможных при реализации обязательств по МСООС, такие споры будут регулироваться положениями МСООС. Ряд специалистов возражают и доказывают, что такой подход едва ли поможет обеспечить сближение целей МСООС и ВТО, но будет защищать сферы их материальных интересов, и тем самым подавлять проблемы, возникающие из-за пересечения юрисдикций. Они предлагают, что, возможно, будет справедливо усилить механизмы урегулирования споров МСООС, но этот вопрос находится вне компетенции ВТО. Есть мнение о том, что стороны МСООС, имеющие разногласия, являющиеся также членами ВТО, имеют право вынести свои разногласия в ВТО, но должны сначала попытаться решить его при помощи механизмов урегулирования разногласий МСООС.

Следует учесть и тот факт, что сокращение конкуренции внутри страны может стать еще более острым из-за того, что ответственность согласно

РКИК и Киотскому протоколу различается для развитых (Приложение I к РКИК) и развивающихся стран, соответственно. Развитые страны обязаны достичь существенного сокращения выбросов к 2012 году, в то время как развивающиеся страны не имеют таких обязательств. В то же время, многие из государств, являющихся Сторонами Киотского протокола, также являются участниками соглашения системы ГАТТ/ВТО и имеют обязательства по равному или справедливому отношению к отечественным и иностранным товарам и услугам. Будут ли оправданы действия развитой страны, если, во исполнение своих международных обязательств согласно Киотскому протоколу, они применят национальное законодательство к развивающейся стране, которая не имеет таких же международных обязательств.

Весьма сходна с проблемой дифференцированной ответственности ситуация, когда разногласия возникают между двумя сторонами в рамках ВТО, но одна из сторон при этом не является стороной Киотского протокола.

Анализ основных аспектов, связанных с возможными противоречиями между правилами торговли квотами на выбросы парниковых газов на основе Киотского протокола и правилами системы ГАТТ/ВТО по обеспечению свободы международной торговли безусловно представляет собой актуальность как с точки зрения теории международного права, так и с практической точки зрения.

Объектом исследования являются международно-правовые отношения, возникающие в связи с торговлей квотами на выбросы парниковых газов и анализ этих отношений в контексте существующих правил торговли системы ГАТТ/ВТО и норм Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Предметом исследования является всесторонний международно-правовой анализ проблем, связанных с торговлей квотами на выбросы парниковых газов, предусмотренных РКИК и Киотским протоколом, а также норм других международных соглашений системы ООН, способствующих преодолению возможных конфликтов между правилами этих соглашений и системой ГАТТ/ВТО.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение с последующим предметным рассмотрением всего комплекса международно-правовых аспектов, связанных с возможными противоречиями между правилами международного торгового права системы ГАТТ/ВТО и многосторонними международными соглашениями по охране окружающей среды, в первую очередь, Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ) 1992 г. и Киотского протокола к ней 1997 г.

Для достижения обозначенной цели в диссертации последовательно поставлены и решены следующие задачи: анализ многосторонних торговых соглашений системы ГАТТ/ВТО; анализ многосторонних международных соглашений по охране окружающей среды, включая РКИК и Киотский протокол к ней; исследование изменений климата как элемента правового института защиты атмосферы, являющегося составной частью международного экологического права; анализ деятельности Группы ГАТТ по международной торговле и мерам по защите окружающей среды и Комитета ВТО по торговле и окружающей среде; анализ степени взаимосвязи между принципами, применяемыми в многосторонней торговой системе и торговыми мерами по защите окружающей среды; анализ положений многосторонних соглашений по охране окружающей среды, ограничивающих международную торговлю в свете Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.; обзор правил и принципов системы ГАТТ/ВТО, существенных с точки зрения принятия мер по решению проблем глобального изменения климата; анализ так называемых «гибких механизмов» по торговле квотами на выбросы парниковых газов, в том числе региональных проектов совместного выполнения обязательств (картели), механизм чистого развития (МЧР), проектов совместного осуществления (СО) и другие.

Методология и методы диссертационного исследования. Методология исследования включает в себя определенные методы, принципы и способы построения исследования. Исследование содержит теоретические положения и анализ основополагающих источников международного экологического права, связанных с проблемами глобального изменения климата, международного торгового права системы ГАТТ/ВТО и использованием диалектико-материального метода познания, а также конкретные методы исторического, логического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.

Источниковая база исследования. При проведении исследования автор опирался на имеющиеся по данной проблематике источники нормативного и доктринального характера. Наибольшее значение при решении поставленных задач имело изучение многосторонних соглашений по охране окружающей среды, многосторонних торговых соглашений системы ГАТТ/ВТО, а также основополагающих международно-правовых актов системы ООН в сфере права международных договоров.

Степень теоретической разработанности темы исследования. Международное торговое право системы ГАТТ/ВТО и международное экологическое право применительно защиты атмосферы на сравнительно высоком уровне изучены в доктрине международного права. Для этого достаточно назвать работы отечественных ученых, вышедших,на свет, сравнительно недавно: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., 1997; Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М., 2003; Зенкин И.В. Право Всемирной Торговой Организации. Учебное пособие. М., 2003; Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2003; Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2003.

В этих и других работах отечественных и зарубежных специалистов1 затрагиваются отдельные аспекты темы настоящей диссертации, однако, они, в большинстве своем, имеют констатирующий и фрагментарный характер. В российской доктрине международного права отсутствует целостная работа, рассматривающая всесторонне и комплексно основные проблемы, связанные

1 See: Brack Duncan. International Trade and the Montreal Protocol. London: Royal Institute of International Affairs, 1996; Holler P., Coppel J. Carbon Taxes and Energy Policies in OECD Countries / OECD Economic Studies, N 19, 1992; PetsonkA. The Kyoto Protocol and the WTO: Integrating Greenhouse Gas Emissions Allowance Trading into the Global Marketplace / Duke Environmental Law and Policy Forum 10(7), 1999. с противоречиями между правилами торговли квотами на выбросы парниковых газов и международного торгового права системы ГАТТ/ВТО. Настоящая диссертация есть попытка восполнить данный пробел в российской науке международного права.

Научная новизна данного • исследования определяется как актуальностью и характером затрагиваемой в ней проблематики, так и отсутствием фундаментальных научных работ такого рода в российской науке международного права.

Настоящая диссертация представляет собой первое в науке международного права специальное исследование комплексного и всестороннего характера проблемы совместимости правил торговли квотами на выбросы парниковых газов и системы ГАТТ/ВТО и пути их преодоления. Впервые в российской науке, в частности, проведен международно-правовой анализ следующих аспектов: а) различных вариантов противоречий между правилами МСООС и системы ГАТТ/ВТО и пути их разрешения на основе положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.; б) так называемых «гибких механизмов» Киотского протокола по торговле квотами на выбросы парниковых газов.

На защиту выносятся следующие научные положения: 1. Автор доказывает, что система ГАТТ/ВТО, регулирующая почти все аспекты международной торговли, полностью направлена на достижение основной цели, поставленной перед этой системой: обеспечить для делового сообщества безопасную и предсказуемую торговую среду и продолжить процесс либерализации торговли, в рамках которого могут быть созданы благоприятные условия для роста торговли. При этом автором подчеркивается, что в случае противоречия между положениями

Марракешского соглашения (на котором основана система ГАТТ/ВТО) и положениями какого-либо другого многостороннего торгового соглашения преимущественную силу имеют положения многостороннего торгового соглашения. Однако, по мнению автора, система ГАТТ/ВТО не предусматривает каких-либо положений, касающихся разрешения противоречий, возникающих между правилами права международной торговли и международного экологического права. Анализ конкретных подобных споров в рамках системы ГАТТ/ВТО позволяет автору утверждать, что она полностью отдает преимущество аспектам экономического развития и международной торговли.

2. В соответствии с анализом автора около двадцати многосторонних соглашений по охране окружающей среды (МСООС) содержат положения, ограничивающие торговлю исходя из экологических соображений, что полностью согласуется с концепцией устойчивого развития. Более того, эти соглашения содержат положения наподобие положения ст. 3.5 РКИК: «меры, приняты в целях борьбы с изменением климата, включая односторонние меры, не должны служить средством произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли». Автором показывается, что эти МСООС не содержат каких-либо механизмов по разрешению конфликтов, возникающих между предпринятыми мерами по охране окружающей среды и существующими правилами международной торговли. В этих условиях, утверждает автор, положения МСООС, призывающие предпринять экологические меры, содержащие скрытые ограничения международной торговли, становятся декларативными, не подтвержденными никакими механизмами их осуществления.

3. По оценкам автора, Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК) и Киотский протокол (КП) являются самыми эффективными международно-правовыми актами среди существующих МСООС, которые нацелены на сокращение уровня выбросов парниковых газов в атмосферу. Киотский протокол при этом, по мнению автора, максимально сочетает в себе все допустимые и возможные компромиссы государств, а также содержит так называемые «гибкие механизмы», обеспечивающие участие в

Протоколе возможно большего числа государств. Однако, предусматривая, в частности, право на торговлю квотами на выбросы парниковых газов между государствами, а также право на распределение этих квот в рамках интеграционных объединений и на предприятиях внутри государств, но при этом не имея механизма разрешения возможных споров, возникающих между правилами торговли квотами на выбросы парниковых газов и правилами системы ГАТТ/ВТО, участниками которой являются более 160 государств, Киотский протокол,* по мнению автора, остается малопривлекательным для многих государств и особенно для тех, участие которых обеспечивает вступление Киотского протокола в силу (Российская Федерация, США, Китай).

4. Определяя природу «парниковых газов» (их шесть по Киотскому протоколу) автор утверждает, что продаваемые квоты на ; выбросы парниковых газов (т.е. разрешение на продажу) не являются ни товаром и ни услугами согласно юридическому определению системы ГАТТ/ВТО. Они по сути представляют собой лицензию, основанную на положениях Киотского протокола, изданную государственной властью и дающую право их держателю осуществлять регламентированную деятельность в этой сфере. В этом случае право на торговлю квотами на выбросы парниковых газов подпадает под регулирование системы ГАТТ/ВТО.

5. Решая вопрос о совместимости положений РКИК, КП, других МСООС и правил системы ГАТТ/ВТО в свете соответствующих положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 30, 41 и др.), автор заключает, что Венская конвенция 1969 г. носит общий характер и не может служить средством разрешения проблем, которые могут возникнуть на стыке двух конкурирующих областей МПП: экологии и торговли. Более того, автор считает недопустимым при разрешении подобных проблем применять правила generalia specialibus поп derogant (общее не имеет преимущества перед специальным) или lex posterior derogant priori (последующий закон отменяет предыдущий).

6. В случае задействования на практике системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в соответствии с Киотским протоколом, по мнению автора, могут быть нарушены интересы организаций (включая российские нефтяные компании), торгующих органическим топливом либо товарами и услугами, зависящими от органического топлива. Это увеличит вероятность возникновения разногласий со сферой торговли. В связи с этим, автор считает, что разногласия между Сторонами Киотского протокола должны быть разрешены посредством процедур урегулирования, определенных самим Киотским протоколом, что, в свою очередь, предполагает разработку механизма такой процедуры в рамках Конференции Сторон РКИК. Что касается разногласий между участниками и неучастниками Киотского протокола, которые все же являются членами ВТО, они, по мнению автора, могут рассматриваться в рамках процедур урегулирования споров системы ГАТТ/ВТО. Вместе с тем, автор делает предположение, что тщательная разработка и согласование стандартов взаимного признания предписанной сферы действия и недискриминационных методов распределения обеспечат наилучший способ избежать разногласий с системой ГАТ/ВТО и защитить целостность системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в случае возникновения такого рода разногласий.

7. По мнению автора, начало международного обсуждения на стыке сравнительно новых международно-правовых норм двух областей Ml III международного торгового права системы ГАТТ/ВТО и международного права окружающей среды) указывает на растущее осознание международным сообществом необходимости интегрированного подхода к проблемам окружающей среды и политике в области международной торговли. С такими предпосылками перспектива появления интегрированного международного законодательства по торговле и проблемам окружающей среды, по убеждению автора, выглядит вполне реалистично.

8. По убеждению автора, ратификация Киотского протокола в целом выгодна для Российской Федерации и экономически, и экологически, и политически. Однако брать на себя обязательства по Киотскому протоколу допустимо, только если Россия тщательно определится в тех негативных сторонах, которые присущи Киотскому протоколу. В этом деле полезно ознакомится с аргументами США, отозвавшими свою подпись под Киотским протоколом. Эти аргументы должны быть детально изучены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, которому Президентом РФ поручено представить проект предложений по ратификации Киотского протокола в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Научная и практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нём предложения и выводы могут быть использованы в рамках научных изысканий, проводимых в системы академических институтов РФ, в практической деятельности федеральных государственных органов России в переговорном процессе по вступлению РФ в ВТО и применительно к вопросу о целесообразности присоединения РФ к Киотскому протоколу, а также в преподавательском процессе в высших учебных заведениях России при чтении курсов «Международного торгового права» и «Международного экологического права».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и предложения, изложенные в диссертации, были опробованы автором в докладах на заседаниях кафедры международного права РУДН, на межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко (9—10 апреля 2004 г.), а также в публикациях по теме диссертации.

Международное многостороннее регулирование ведется по двум основным направлениям:

1) Регулирование через международные организации.

В рамках ООН регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют ВТО и Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО.

С точки зрения степени охвата современно международной торговли (около 97% в начале 2004г.) крупнейшей организацией является ВТО.

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.

ВТО, основанная в 1995 году, представляет собой целую систему соглашений: ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым за­щита отечественной промышленности от иностранной конкурен­ции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не количественных ограничений).

3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

4. Предоставление консультаций странам-участницам с це­лью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).

5. Развитие международной торговли на основе справедли­вой конкуренции.

6. Предоставление льготного режима международной торговли или развивающихся стран.

7. Заключение региональных торговых соглашений.

8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

В качестве одного из основных принципов ВТО выступает также национальный режим. Применительно к товарам и услугам иностранного происхождения, он означает, что после того как к ним будут применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги.

Эти принципы выработаны на базе мировой практики и определяют не только многосторонние условия международной торговли, но и положены в основу национальных торгово-политических систем, национального регулирования взаимосвязей между внешним и внутренним рынками.

Структура и функции ВТО.

Предшественником ВТО явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, или ГАТТ (подписано в Женеве 30 октября 1947 г). ГАТТ/ВТО входит в систему ООН.

ГАТТ выполняло три функции:

1. оказывало воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

2. являлось форумом для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;

3. урегулировало споры.

Основная цель ГАТТ — обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем:

* ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

* устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости;

* повышения реальных доходов и спроса;

* улучшения использования сырья;

* роста производства и торгового обмена.

ВТО продолжило выполнение этих целей и функций. ВТО официально действует с 1995 г. В течение этого года почти все государства, бывшие участницами ГАТТ, вошли в состав ВТО на правах стран-учредителей.

В организационном плане ВТО более жесткая организация, чем ГАТТ, которую она сменила. ВТО сегодня — это более 150 государств, тесно связанных в торговом регулировании системой из многих десятков многосторонних договоров и соглашений, которые касаются важнейших проблем торговли промышленными товарами и товарами агропромышленного комплекса, торговли услугами, а также торговых аспектов инвестиций. Примеры таких соглашений — ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются:

  1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).
  2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым за­щита отечественной промышленности от иностранной конкурен­ции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не количественных ограничений).
  3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.
  4. Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
  5. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО
  6. Предоставление консультаций странам-участницам с це­лью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).
  7. Развитие международной торговли на основе справедли­вой конкуренции.
  8. Предоставление льготного режима международной торговли или развивающихся стран.
  9. Заключение региональных торговых соглашений.
  10. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Документы ГАТТ/ВТО дают государствам, присоединившимся к ним, целый ряд преимуществ:

  • предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях,
  • открытость рынков,
  • отказ от дискриминационных ограничений и т.п.

Поэтому заявки в ВТО были поданы многими странами, в числе которых и Россия, присоединившаяся в организации 16 декабря 2011 года, но фактическое вступление анонсировано на осень 2012 года.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО (когда сессии не собираются, то должность Министерской Конференции берет на себя Генеральный Совет). В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

Россия и ВТО.

Вступление России в ВТО необходимо для того, чтобы РФ не осталась на обочине мирового развития. Россия подавала заявку на вступление в организацию еще в далеком 1995 году, и лишь спустя 16 лет, наконец, была принята в ее члены.

Главные выгоды, которые получит РФ от членства в ВТО следующие:

§ РФ получит возможность включаться в новые формы внешнеторговых связей с учетом своих национальных интересов,

§ российские экспортеры и импортеры получат доступ к унифицированному правовому пространству;

§ будут ослаблены торговые барьеры западных стран для российских товаров;

§ расширятся возможности импорта современных технологий,

§ усилится приток ПИИ; улучшаться условия разрешения торговых споров и конфликтов.

Однако наряду с положительными моментами имеется и ряд отрицательных:

§ подавление хозяйственной активности отечественных производителей,

§ переориентация спроса на импортную продукцию и снижение спроса на отечественную;

§ обострение фискальной проблемы, вследствие сокращения налоговых поступлении (вследствие уменьшения пошлин).

16 декабря 2011 года, Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления теперь нужна ратификация договора российским парламентом.

Добавить комментарий