Отношения, возникающие на товарных ранках, в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования. Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера.
Естественная монополия — это состояние товарного рынка, которое характеризуется следующими признаками:
• удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
• товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
• спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектами естественных монополий могут быть хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Сферы естественных монополий перечислены в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях». Это транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1. ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
2. неценовой метод — через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.
Орган регулированияестественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.
Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий закреплены в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Статья 3 Закона «О естественных монополиях» содержит их легальное определение.
Под естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Согласно той же статье субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на следующие сферы хозяйственной деятельности:
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
— транспортировка газа по трубопроводам;
— железнодорожные перевозки;
— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
— услуги по передаче электрической энергии;
— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
— услуги по передаче тепловой энергии;
— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:
1) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Закона «О естественных монополиях»;
2) вносят предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
3) определяют методы регулирования, предусмотренные Законом «О естественных монополиях», применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
4) формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
Статья 13 Закона «О естественных монополиях» предполагает право доступа работников органов регулирования естественных монополий к информации о деятельности последних. Во исполнение указанной статьи разработано и принято Положение об информационном обеспечении МАП РФ по вопросу деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, утвержденное приказом МАП РФ от 3 августа 1999 г. № 264, которое определяет перечень и периодичность представления информации в МАП России субъектами естественных монополий на транспорте.
Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, а также о включении организаций в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о методах регулирования и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых органами регулирования естественных монополий. Последние ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Также они обязаны сообщать (через средства массовой информации) обо всех случаях применения ответственности за нарушения Закона «О естественных монополиях».
Статьей 6 рассматриваемого Закона предусмотрено два основных способа регулирования деятельности субъектов естественных монополий – ценовой и неценовой.
Ценовой метод осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий предусмотрен рядом специальных документов. В их ряду, например, постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи»; постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий».
Неценовой методпредполагает определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспеченности в случае невозможности полностью удовлетворить потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях» в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с этим Законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях Закона «О естественных монополиях» определяется Положением о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях ФЗ «О естественных монополиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 257.
Решения органов регулирования естественных монополий, а также предписания, выданные на основе принятых решений, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Кроме того, решения по делам, которые затрагивают общественные интересы, публикуются в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.
4. Пантелеева М.А. Проблемы методологии анализа экономической эффективности инвестирования в инновационный проект. В сборнике: Молодежь и XXI век -2017 материалы VII Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. 2017. С. 234-238.
5. Пантелеева М.А. Анализ значимых факторов, влияющих на прибыль организации-экспортера. В сборнике: Социально-экономическая система России в условиях турбулентности Материалы региональной научно-практической конференции студентов и молодых учёных: текстовое электронное издание . Под общей редакцией Э.В. Соболева. 2017. С. 61-67.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пикалова Юлия Викторовна, консультант отдела законотворческой деятельности правового управления аппарата Белгородская областная Дума
В статье рассматриваются особенности правового регулирования монополий в Российской Федерации.
Конкуренция — это одно из главных условий организации рыночной экономики, предусматривающее такое сосуществование хозяйствующих субъектов, при котором продавец товара для получения большей выгоды реализует как можно больше товаров по более низкой цене, чем иные хозяйствующие субъекты в той или иной сфере.
Монополия же, в свою очередь, предполагает такое состояние рынка, при котором существует единственный хозяйственный субъект, осуществляющий продажу определённого товара.
Монополия в отсутствии конкуренции неизбежно приводит к установлению высоких цен на товар, трудностям при вхождении на рынок новых хозяйствующих субъектов, а также застаиванию рынка.
Правовое регулирование монополий является одним из основных инструментов, препятствующих возникновению на рынке диспропорций, определённых доминирующим положением того или иного хозяйствующего субъекта.
Российское законодательство в сфере антимонопольного регулирования в отличие от зарубежного получило своё развитие сравнительно недавно. Указанное связано с существовавшей на территории СССР социалистической концепцией экономической деятельности, не предусматривающей институты характерные для рыночной конкурентной экономики. В начале перехода к рыночным отношениям в 90-х годах XX века возникала острая потребность в осуществлении регулирования деятельности именно монополий. Необходимость данного регулирования была обусловлена в первую очередь имеющейся на тот момент спецификой — почти все российские предприятия являлись монополистами.
Основные принципы современного регулирования монополий в Российской Федерации были заложены в Конституции Российской Федерации в 1993 году. В соответствии со статьёй 8 и пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка
конкуренции и устанавливается запрет экономической деятельности, на-
правленной на монополизацию .
Действующее правовое регулирование монополий и антимонопольное законодательство представляет собой не одну отрасль права. Антимонопольное регулирование состоит из комплексного регулирования экономических отношений посредством различных отраслей права, таких как гражданское, налоговое, валютное, таможенное, административное, уголовное право.
К основным направлениям указанного регулирования относится препят-ствование монополии, защита добросовестной конкуренции, контроль за деятельностью органов государственной власти, обладающими соответствующими полномочиями в сфере антимонопольного регулирования. Особым направлением регулирования выступают государственные и естественные монополии, играющие одну из основных ролей в развитии национальной экономической системы (нефтегазовая промышленность, угольная промышленность, энергетика и т.п).
Антимонопольное законодательство нацелено на создание комфортных условий по вхождению в рынок для новых субъектов экономических отношений, на защиту рыночных субъектов от влияния монополий, повышение конкурентоспособности указанных субъектов, а также на обеспечение интересов потребителей.
Полагаем необходимым остановиться отдельно на некоторых нормативных правовых актах Российской Федерации, осуществляющих регулирование монополий.
Ранее обозначенные конституционные положения о запрете монополий не являются в полной мере универсальными. Так, не учитываются ситуации возникновения государственных и естественных монополий, а также монополии, возникающие как закономерный процесс развития рыночных отношений.
При этом не стоит забывать о том, что Конституция Российской Федерации имеет обобщающий характер. Конкретизация же положений Конституции Российской Федерации содержится в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Учитывая, что в силу статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы определения основ единого рынка относятся к исключительному
ведению Российской Федерации , регулирование монополий осуществляется только на федеральном уровне.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют федеральные конституционные законы, непосредственно регулирующие монополии.
Регламентация монополий в настоящее время осуществляется кодифицированными актами, а также федеральными законами. Среди кодексов необходимо выделить: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонару-
шениях, а также отраслевые кодексы — Лесной, Водный и другие .
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит основные положения по регулированию рыночных конкурентных правоотношений. Именно в данном кодифицированном акте содержатся правила осуществления договорных отношений, способы защиты гражданских прав, в том числе субъектов рыночных отношений, нормы, регламентирующие интеллектуальные права. Особенностью регулирования рыночных отношений в Российской Федерации является то, что торговое право отделено от гражданского.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливают порядок рассмотрения споров между хозяйствующими субъектами (в том числе являющимися монополистами) в суде.
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают санкции за нарушение тех или иных актов в сфере рыночных отношений. Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает механизм привлечения к административной ответственности юридических лиц в зависимости от их оборота.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Судебные разбирательства в случае обвинения в совершении преступлений в сфере конкурентного права производятся в рамках Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Среди федеральных законов одним из основных является Федеральный
закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» , направленный на предупреждение возникновения недобросовестной конкуренции. Указанным Федеральным законом определены правомочия антимонопольного
22 Писенко К.А. Антимонопольное (конкурентное) право : учебник /К. А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, К.В. Ка-зарян. СПС Консультант Плюс.- 2016.
23 2. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. — 2006. -№ 162. — ст. 3434.
органа, запреты для субъектов рыночных отношений, а также установлены иные положения, защищающие права хозяйствующих субъектов и развивающие устройство рыночной конкуренции. Следует отметить, что главной целью данного федерального закона является отнюдь не защита прав потребителя, а именно развитие конкурентной среды на территории государства. Между тем, по нашему мнению, именно осуществление регулирования здоровой конкуренции на рынке является опосредованной защитой прав потребителя.
Особым образом хотелось бы отметить законодательство, регламентирующее существование естественных монополий. В первую очередь это Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополи-
ях» . Специфика данных правоотношений заключается в том, что состояние на рынке того или иного товара наиболее эффективно при отсутствии конкуренции25. Вышеназванный закон устанавливает методы регулирования естественных монополий, особый порядок заключения договоров (субъектам естественных монополий запрещается отказываться от заключения договоров с потребителями продукции), регламентирует полномочия органов, осуществляющих регулирование естественных монополий
Также специфическим видом монополий являются государственные монополии. Действующее законодательство не предусматривает единого нормативного правового акта, которым бы были урегулированы государственные монополии. При этом существуют отдельные законы, регламентирующие государственные монополии. Среди них: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»26, Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях» , Федеральный закон от 08.01.1998 № 328
ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» .
Кроме того, среди источников регулирования конкуренции необходимо упомянуть нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также иных федеральных органов исполнительной власти.
Важное значение имеют государственные программы, утверждаемые Постановлениями Правительства РФ, направленные на поддержку конкуренции. В качестве примера полагаем возможным привести Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инноваци-
24 О естественных монополиях : федер. закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ // Российская газета. — 1995. -№ 164. — ст. 3426.
27 О драгоценных металлах и драгоценных камнях : Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 67. — ст. 1463.
28 О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Российская газета. — 1998. № 7.
онная экономика» . Несмотря на то, что данные акты обладают непостоянным характером и направлены на достижение определённых целей, их действие достаточно эффективно.
Исходя из толкования федерального законодательства в области регулирования монополий, можно сделать вывод, что на уровне законов субъектов Российской Федерации, иных региональных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов отсутствует возможность осуществлять регулирование монополий напрямую. Между тем на указанных уровнях правового регулирования существует возможность осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса путём, например, установления налоговых преференций.
Широкое применение имеют в регулировании антимонопольного законодательства и решения высших судов: Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда.
Одной из последних новелл в данной сфере является принятие так называемого «четвёртого антимонопольного пакета». Указанные изменения были направлены на демократизацию и совершенствование антимонопольного законодательства, смягчения контроля в отношении малых предпринимателей, не обладающих доминирующим положением на рынке.
В настоящее время проходит обсуждение «пятый антимонопольный пакет». Планируется, что данные изменения будут сосредоточены на регулировании цифровой экономики30.
Необходимо отметить, что нормативное регулирование продолжает развиваться, в действующие акты вносятся изменения, принимаются новые правовые акты, направленные на развитие конкуренции и обеспечение существования здоровых рыночных отношений на территории Российской Федерации.
Список литературы
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. — 2006. — № 162.
3. О естественных монополиях : федер. закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ // Российская газета. — 1995. -№ 164.
4. О драгоценных металлах и драгоценных камнях : Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 67.
5. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Российская газета. — 1998. № 7.
29 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2014.-№ 18. — Ст. 2162.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2014.-№ 18. -Ст. 2162.
8. Писенко К.А. Антимонопольное (конкурентное) право : учебник /К.А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, К.В. Казарян. СПС Консультант Плюс.- 2016.
УДК 658
В статье описаны представлены тенденции развития проектного управления на современном этапе. Проанализированы статистические данные о распространении проектного управления среди компаний в мире. Сформулированы выводы о возрастании роли гибких инструментов управления проектами, изменении требований к руководителям, упрощении организационных структур и распространении глобальных команд.
Ключевые слова: проектное управление, тенденция, руководитель проекта
В современных условиях проектное управление становится все более эффективной управленческой технологией, позволяющей компаниями осуществлять успешное стратегическое развитие и повышать свою конкурентоспособность. Использование проектного управления получило широкое распространение среди зарубежных компаний, широко применяется в настоящее время в инженерии, государственном управлении, энергетике, финансах, здравоохранении, IT, производстве, связи и др. отраслях . При этом проектное управление стремительно развивается, в значительной степени подвержено влиянию цифровой экономики, что обуславливает ин-
Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:
-любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
-инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
-продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
-установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее — регулируемые сферы деятельности);
-соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в отношении антимонопольного контроля, а также особенностей организации и проведения проверок.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии;
окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
-истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;
-поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;
-наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Обязаны представлять органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.
Органы регулирования естественных монополий вправе:
принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.
Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
-издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
-налоги и другие платежи;
-стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
-прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
-удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:
прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;
восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;
заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;
внести изменения в договор с потребителем;
уплатить штраф;
возместить причиненные убытки.