Правовое регулирование отношений несостоятельности банкротства

Признание полной финансовой несостоятельности индивидуального предпринимателя в порядке судебного производства предполагает поэтапное осуществление процедур, направленных на погашение зафиксированной судом суммы долга. Получение статуса банкрота юридически обосновывается по причине потери платёжеспособности, что приводит к возникновению крупных задолженностей перед кредиторами. Речь идет о личных долгах физического лица и финансовых обязательствах, которые появились во время выполнения предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование банкротства ИП

Регулирование всех вопросов и особенностей процедуры на федеральном уровне осуществляется за счет ФЗ No127, претерпевшего серьезные изменения в 2015 году. Новые положения, вступившие в силу несколько лет назад, призваны регламентировать одновременно процесс банкротства граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП). Закон в новой редакции предполагает, что при наличии у любого должника соответствующего статуса происходит возбуждение исключительно одного дела, в рамках которого свои претензии к предпринимателю выдвигают все кредиторы. Ситуация с одновременным рассмотрением нескольких дел о банкротстве законодательством не допускается. Даже если некоторые из кредиторов не имеют претензий к должнику, они обязаны принять участие в запланированной процедуре, поскольку в противном случае любые финансовые обязательства перед этими лицами будут автоматически списаны судом.

Основания для банкротства и условия обращения в суд

Инициатором процедуры банкротства может стать конкурсный кредитор, официальный представитель уполномоченного государственного органа и индивидуальный предприниматель. Обращение в арбитражный суд предполагает грамотное заполнение заявления по общепринятому образцу и предоставление доступных документальных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков банкротства ИП.

Закон о банкротстве определяет следующие основания для признания неплатежеспособности ИП:

1. Неспособность выполнять полученные раннее финансовые обязательства по внесению регулярных платежей.

2. Размер совокупного долга выше полумиллиона рублей за вычетом штрафов и пеней.

3. Игнорирование требований по внесению регулярных платежей на протяжении трех или более месяцев.

Важно!

Во-первых, прежде чем передать материалы дела в суд, кредитор не обязан предупреждать о своем намерении.

Во-вторых, в сумму задолженности ИП могут включаться обязательства, которые никак не связанные с ведением организованной ранее предпринимательской деятельности.

В-третьих, при реализации полученного права неплательщика на самостоятельное признание банкротства размер любых невыполненных ранее обязательств вообще не имеет какого-либо значения. Обоснованность заявления в этом случае оценивается судом с учетом сопутствующей информации о текущей платёжеспособности гражданина.

Нарушения при подаче документов спровоцируют остановку заявления без движения. Отсутствие доказательной базы приведет к признанию процедуры необоснованной с последующим отказов в дальнейшем рассмотрении материалов дела.

Процедура банкротства предпринимателя

Допустим, арбитражный суд принял в обработку заявление об официальном признании несостоятельности ИП. Что ждет должника? Процедура банкротства обойдется примерно в 100 тысяч рублей и несколько лет непрерывных споров с кредиторами. Придется тесно сотрудничать с надежным финансовым управляющим, экономить каждую копейку и при малейшей возможности добровольно погашать задолженность. Штрафы перестанут начисляться. Финансовые возможности должника ограничиваются управляющим, поэтому от дополнительных затрат придется отказаться.

Каждый кредитор, которому задолжал индивидуальный предприниматель, может выдвинуть требования на протяжении 60 дней с момента признания обоснованным полученного заявления о банкротстве. Если указанные в законодательстве сроки проигнорированы по вполне уважительной причине, их можно восстановить в суде. Отказ нескольких кредиторов от требований не является веским основанием для умышленного прекращения судом рассмотрения материалов дела о несостоятельности.

Финансовые вопросы

На ранних этапах процедуры следует уточнить условия распределения затрат, ведь банкротство – далеко не самое дешевое мероприятие. Судебные издержки и вознаграждения привлеченному арбитражному управляющему, возмещаются вне очереди из полученной конкурсной массы. Когда у должника нет достаточного для погашения текущих и будущих расходов имущества, заявление остается без движения. Управляющий обязан привлекать экспертов, услуги которых требуются для ведения дела. В конечном счете на этапе продажи имущества приходится платить за работу оценщиков. Услуги нанятого для защиты интересов всегда оплачиваются из кармана должника по индивидуально согласованному тарифу.

Реструктуризации долгов

Процедура поэтапной реструктуризации фиксированной суммы долгов ИП – это своеобразный аналог санации для юридических лиц с поправкой на правовые тонкости банкротства гражданина. Планированием и воплощением в жизнь процедуры занимается выбранный на подготовительном этапе управляющий. Проект эффективной реструктуризации утверждается должником, судом и каждым кредитором. Если одна из сторон не согласна с отдельными условиями, план отправляется на доработку.

На этапе реструктуризации предприниматель столкнется с жестким контролем со стороны управляющие. На совершение любого рода финансовых сделок нужно получать предварительное разрешение эксперта. Любые нарушения караются штрафными санкциями, а несогласованные операции признаются недействительными с правовой точки зрения. Как и в случае с банкротством гражданина, длительность реструктуризации ИП составляет около трех лет.

Реализация имущества

Если реструктуризация не дала желаемых результатов или часть задолженностей осталась неоплаченной, стороны приступают к реализации имущества. Этот процесс может занять от пары месяцев до нескольких лет.

Одной из отличительных характеристик исполнительного производства во время погашения долгов является коррекция перечня имущества предпринимателя, предназначенного для изъятия и продажи. Банкротство ИП в этом плане больше напоминает признание финансовой несостоятельности юридического лица, поскольку для возмещения убытков используются предметы, которые требуются для осуществления полноценной предпринимательской деятельности, в том числе рабочее оборудование, инструменты и уникальные запатентованные технологии (нематериальные активы).

Отличительные черты банкротства ИП

Признание финансовой несостоятельности ИП регулируется совместно с банкротством физических лиц (далее ФЛ), однако имеет несколько отличительных характеристик. Например, на этапе реализации имущества можно расширить перечень вещей, пригодных к продаже. Разнятся также последствия, поскольку предприниматели сталкиваются со многими дополнительными ограничениями после официального получения статуса банкрота.

Поскольку нельзя одновременно вести по отношению к человеку процесс банкротства для ИП и ФЛ, иногда процедура рассматривается в качестве одного из рычагов влияния на кредиторов. Неплательщик может лично выбрать подходящий вариант для признания своей неплатежеспособности. Предприниматель, который идет на опережение кредитора, инициируя процесс банкротства ФЛ, может получить выгоду от выбранной процедуры.

Важно! Если должник планирует в ближайшем будущем заниматься предпринимательской деятельностью, квалифицированные юристы рекомендуют отказаться от процедуры судебного признания несостоятельности ИП. К тому же при продаже долевой собственности на открытых торгах предприниматель теряет первостепенное право выкупа.

Особенности банкротства ИП:

1. Изначально процедура банкротства ИП ведется по долгам, связанным с предпринимательской детальностью. Кредиторы, перед которыми неплательщик имеет личные долги, присоединяются к процессу уже на этапе активного ведения судебных разбирательств. Однако их требования из конкурсной массы покрываются в первую очередь. Долги по зарплате сотрудникам относятся к основным обязательствам предпринимателя.

2. Необходимое для осуществления потенциально прибыльной предпринимательской деятельности имущество разрешается реализовать для погашения долга в порядке, который регламентируется нормами законна для юридических лиц.

3. Требования, не связанные с ведением законной предпринимательской деятельности, остаются в силе даже после признания ИП банкротом. Кредитор может их дополнительно заявить через суд после окончания процедуры.

4. Признанное банкротом ИП автоматически теряет свою регистрацию. Происходит аннулирование всех выданных ранее лицензий и разрешений. Ведение предпринимательской детальности прекращается.

5. Новое ИП запрещается регистрировать на протяжении пяти лет с момента получения официального статуса банкрота.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность связана с крупными затратами, поэтому указанный в заявлении размер долгов неплательщика, обычно сильно превышает 500 тысяч рублей. К тому же количество кредиторов может достигать нескольких дюжин, ведь предприниматели часто работают с партнерами по схеме оплаты товаров и услуг в долг. Ну и, конечно же, отдельное внимание заслуживают задолженности по налогам.

Таким образом, процедура банкротства ИП имеет свои отличительные черты, хотя и регулируется нормами законодательства в области признания финансовой несостоятельности обычных физических лиц. Предприниматели часто сталкиваются с дополнительными рисками, неся ответственность за ошибки практически всем имуществом.

Чтобы избежать проблем с законом, достаточно наладить четкую систему выплат кредиторам. Всегда можно договориться об отсрочке платежей или добровольном погашении задолженности. Избежать банкротства в разы проще, чем признать факт полной финансовой несостоятельности, поэтому приступить к этой процедуре рекомендуется, если только индивидуальный предприниматель не видит абсолютно никаких перспектив в плане восстановления платёжеспособности. В остальных случаях оптимальным решением будет заключение взаимовыгодного мирового соглашения с кредиторами.

Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий

Основной целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов либо помочь выйти должнику из кризиса.

Институт банкротства – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Необходимость его развития обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существенных убытков, а также содействовать выявлению политических и экономических приоритетов и ответственности.

Институт банкротства состоит из следующих основных частей:

1) правовая основа функционирования института банкротства – включает законы и подзаконные акты, а также методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства;

2) организационная основа – судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации, государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих;

3) финансовая основа является важнейшей составной частью функционирования института банкротства. Процедуры банкротства, в том числе судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счёт средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счёт средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Закона о банкротстве. Например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) – основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. В частности, в ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).

Основным юридическим документом, регламентирующим комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в действующей редакции (далее по тексту – Закон о банкротстве).

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

— Гражданским кодексом РФ;

— Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

— Трудовым кодексом РФ;

— Уголовным кодексом РФ;

— Налоговым кодексом РФ;

— Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ.

Существуют также и другие подзаконные нормативные правовые акты, помогающие регламентировать вопросы банкротства, в частности, постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1) сохранить жизнеспособность предприятия, т.е. с помощью юридических механизмов помочь организации, переживающей кризис, оставаться в деле, когда это более благоприятно для её собственников, чем уход из бизнеса;

2) обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной компании;

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать следующую: обеспечить наблюдение за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов предприятия, испытывающего финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Действие Закона о банкротстве распространяется на все физические и юридические лица, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

К юридическим лицам, прежде всего, относятся:

1) коммерческие организации, перечень организационно-правовых форм которых дан в гл. 4 ГК РФ:

  • хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
  • хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) почти все некоммерческие организации, поскольку практика показывает, что большинство некоммерческих организаций являются активными участниками хозяйственных отношений и в этом качестве ничем существенно не отличаются от коммерческих организаций.

Из всех коммерческих организаций исключение сделано только для казённых предприятий, т.е. государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Собственник их имущества несёт субсидиарную ответственность перед кредиторами, и в таких условиях не требуется защита интересов кредиторов путём применения процедур банкротства.

Учреждения, как и казённые предприятия, основаны на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители несут субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

1) градообразующих организаций – представляют собой юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения населённого пункта;

2) сельскохозяйственных организаций – это юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50 % общей суммы выручки;

3) финансовых организаций – это страховые компании, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) стратегических предприятий и организаций:

  • федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  • организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы;

5) субъектов естественных монополий – это организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии;

6) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

Добавлено в закладки: 0

В условиях рыночной экономики правовой институт банкротства играет важную роль. Его главная функция заключается в своевременном определении нерентабельных организаций, которые могут нести угрозу другим субъектам хозяйствования, при заключении сделок с ними. Для этого законодательством предусмотрена специальная процедура признания несостоятельности организации.

Понятие и признаки банкротства

Статус банкротства официально признается при соответствующем решении арбитражного суда. Основанием для вынесения этого вердикта становится неспособность субъекта хозяйствования, в полном объёме погасить свои денежные обязательства перед кредиторами или если он не в состоянии произвести уплату обязательных платежей.

Так же в законодательстве предусмотрен главный признак банкротства для юридических и физических лиц, который основан на принципе неплатежеспособности, а именно когда физическое или юридическое лицо не может рассчитаться по денежным обязательствам перед своими кредиторами или произвести уплату обязательных платежей в течение трёх месяцев с даты, назначенной для их исполнения, при невозможности погашения этих долгов, за счёт имущества принадлежащего должнику.

Определение размера долгов

Содержимое и объёмы денежных долгов и обязательных платежей фиксируются в момент обращения в арбитражный суд, которое производится со специальным заявлением о признании несостоятельности (банкротства) должника, если это не противоречит действующему законодательству. Остальные требования, появившиеся до принятия заявления арбитражным судом или после того, как субъект хозяйствования был признан несостоятельным, определяются в день открытия конкурсного производства.

Если в неоплаченных денежных долгах и обязательных платежах, изначально предусматривался расчёт в иностранной валюте, то в случае признания должника банкротом, их размер необходимо перевести на рубли, согласно текущему курсу центрального банка РФ. Этот расчет производится на основе сумм, фиксированных в нескольких временных интервалах:

  • в день введения каждой процедуры касающейся дела о банкротстве;
  • на следующий день, после истечения срока выполнения соответствующего требования.

Исполняющий орган учитывает размер определённого требования к должнику, только в том случае, если срок его исполнения не наступил на дату введения наблюдения.

Правовое регулирование несостоятельности

Свод законов, содержащий набор правовых норм, регулирующих несостоятельность обладает сложной структурой, которая содержит основу в виде соответствующих положений из:

  1. Федерального закона «О несостоятельности банкротстве».
  2. Гражданского кодекса РФ о банкротстве ИП и юридических лиц.

Другие законы необходимые для регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота, определяются в зависимости от сложившейся ситуации. Закон о банкротстве содержит набор правовых норм и положений международного права. Их основу составляют общепризнанные принципы, нормы международного права и соответствующие договоры РФ.

Правовое регулирование банкротства юридических лиц

В случаях, когда юридическое лицо являющейся коммерческой организацией (исключая казенные предприятия) не может удовлетворить требования кредиторов или погасить задолженность за счёт своего имущества, процесс его ликвидации может быть произведён в порядке указанном в ст.65 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов в этом случае производится в специальной очередности, которую предусматривает ст.64 ГК РФ. Другие аспекты взаимоотношений при несостоятельности юридических лиц регулируются соответствующими законами РФ.

Гражданское правовое регулирование процесса

По инициативе законодательства, особым значением были наделены положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, что можно пронаблюдать в сопоставлении с другими федеральными законами, которые были приятны после введения закона о банкротстве.

В делах с гражданской несостоятельностью (банкротством), вышеупомянутые федеральные законы, будут изменять правовое регулирование отношений, только после соответствующей корректировки самого Закона о банкротстве.

Уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, предусмотрено кодексом РФ, в случае обнаружения исполняющим органом власти преднамеренного или фиктивного банкротства. Все дела будут рассматриваться арбитражным судом по месту пребывания должника.

Добавить комментарий