Правовое регулирование перевозки грузов

2.1. Регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом по законодательству Российской Федерации

Перевозка разнообразных грузов автомобильным транспортом весьма распространенная и важная услуга. Транспортировка груза автомобильным транспортом, как и любой процесс такого сложного и требующего высокой организации уровня, сопряжен с определенными рисками. Чтобы упорядочить процесс грузоперевозок автотранспортом, соблюсти интересы и права сторон, обеспечить выполнение услуги в правовом поле, были разработаны определенные правила и принципы.

Транспортное законодательство многообразно. Можно выделить следующие источники правового регулирования перевозок автомобильным транспортом в законодательстве РФ:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;

  • Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

  • Федеральный закон «О транспортной безопасности»;

  • Федеральный закон «О транспортно – экспедиционной деятельности»;

  • Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 272;

  • Приказ Минтранса РФ № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»;

  • Постановление Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения»;

  • иные нормативные акты.

Во всех этих документах раскрываются различные особенности грузоперевозок в зависимости от характера груза, его веса, маршрута перевозки.

Для того чтобы оформить грузоперевозку необязательно влезать в юридические тонкости данного процесса, но, тем не менее, знать основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в этой сфере крайне полезно, как заказчикам услуги, так и ее исполнителям.27

Важные правовые положения, регулирующие перевозки автомобильным транспортом, содержатся в гл. 40 Гражданского кодекса РФ. Они представляют собой правила, применимые к отношениям, связанным с перевозкой грузов. Кодекс регулирует только самые основные моменты транспортных договоров, он раскрывает понятие договора перевозки груза.28

Перевозка грузов осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании договора перевозки. Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки автомобильным транспортом, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортным уставом, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Обо всем этом подробно сказано в первой главе данной курсовой. 29

Кроме основных, принципиальных положений, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов подлежит регулированию Транспортным Уставом и дополняющими его актами.

В настоящее время действует ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Который отражает выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта. Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.30

Также важным элементом транспортного законодательства являются Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства. Ими урегулирована процедура заключения договоров перевозки и фрахтования транспортного средства. Определено, как составляются акты и оформляются претензии. Установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств. Также закреплено, как определяется масса груза. Установлен порядок опломбирования транспортных средств и контейнеров.31

Заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Приведена ее форма. Иное может предусматривать соглашение сторон. Действующие в настоящее время ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.

В ФЗ «О транспортной безопасности» созданы правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Отражено обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на собственников и пользователей указанных объектов. Определены права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности.32

В ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности» определен порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, под которой понимается оказание услуг по организации перевозок грузов и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Устанавливаются права и обязанности сторон договора, закрепляются принципы ответственности сторон.33

В дополнение к ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности» издан Приказ Минтранса РФ № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», которым установлены формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения. 34

Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует правонарушения на транспорте. Более подробно данные по этому вопросу отражены в гл. 11 КоАП. В которой предусмотрены меры административной ответственности за правонарушения в транспортной сфере.35

В данном параграфе были приведены нормативные документы, регламентирующие договор перевозки груза автомобильным транспортом. Каждый из этих актов в определенной мере регулирует транспортную деятельность в сфере грузоперевозки и облегчает ее функционирование.

Государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок

Н. А. Асаул,

д. э. н.,

заместитель

министра

транспорта

ЛТГ

Вниманию водителей!

Стоимость разовых пропусков, предъявляемых при выезде с территории составляет:

30 руб.-лег» 50руб.-груз^

автотрансп!

хотел бы остановиться на некоторых основных актуальных вопросах, касающихся нормативного правового регулирования в области перевозки грузов автомобильным транспортом.

Одной из приоритетных задач роста национальной экономики является развитие транспортного комплекса. При этом в сфере оказания транспортных услуг неоспоримыми преимуществами обладает автомобильный транспорт, в частности, за счет гибкости, мобильности, надежности, срочности, сохранности перевозимых грузов и целого ряда других качеств. Поэтому вполне закономерно автомобили в России перевозят более двух третей от доставленных грузов всеми видами транспорта.

Так, по официальным данным Рос-стата (рис. 1), в 2016 г. на автомобилях перевезено 5138 млн тонн грузов, что превышает показатель аналогичного периода 2015 г. почти на 2 %. Грузооборот увеличился на 0,9 % до значения 234 млрд ткм. По итогам I полугодия 2017 г. объем перевозок составил 2296 млн т, что на 1,9 % больше, чем в прошлом году. Грузооборот увеличился на 4,5 % — до 109 млрд т-км .

тг

СП*._______!Ш. I

я «

Для дальнейшего повышения конкурентоспособности автомобильного транспорта большое значение имеет решение вопроса о формировании стандартов отрасли. Мировой и отечественный опыт показывает, что измерение уровня качества услуг и управление процессами его достижения обеспечиваются во многом именно путем применения механизмов и процедур стандартизации. Так, в странах ЕС и в США стандарты транспортного обслуживания населения применяются давно и успешно. В свою очередь, принятие стандартов на автомобильном транспорте в России позволит нам создать систему, гарантирующую минимальный уровень обслуживания, ниже которого качество сервиса не может опуститься.

Если говорить о пассажирских перевозках, то с учетом их особой социальной значимости распоряжением Минтранса от 31 января 2017 г. № НА-19-р был утвержден «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок

Вы!

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», назначение которого состоит в приведении качества работы пассажирского транспорта в соответствие с запросами населения. Это было предусмотрено пунктом 63 Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на среднесрочный период (2014-2018 гг.), а также отражено в пункте 2.1 Поручения Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № Пр-1277 .

В частности, Стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания. При этом раскрывается суть и нормативные значения по трем группам показателей качества перевозки:

• доступность;

• надежность;

• комфортность.

Общая оценка соответствия требованиям стандарта проводится с использованием интегрального показателя уровня транспортного обслуживания населения, рассчитываемого согласно методики определения качества транспортного обслуживания, а также по опросам населения об уровне удовлетворенности качеством транспортных услуг. Органам исполнительной власти субъектов РФ, ответственным за транспортную сферу, рекомендовано придерживаться данного стандарта при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. При этом стоит напомнить, что в России регулярные коммерческие

20%

10%

о%

-10!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перевозки пассажиров автомобильным транспортом подлежат обязательному лицензированию, что является достаточно эффективной формой государственного регулирования. Основное отличие лицензирования от уведомительного порядка заключается в том, что до получения лицензии необходимо подтвердить соблюдение требований по безопасности, т. е. государство гарантирует пассажирам, что перевозчик проверен уже до начала работы.

Перевозчик должен соответствовать целому ряду критериев: наличие помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в том числе для проведения обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, соблюдение требований по организации медицинского осмотра водителей до и после рейса, использование транспортных средств, оснащенных тахографами, отсутствие переработок и др. Еще одно существенное преимущество лицензирования — возможность приостановки деятельности для устранения нарушения, в то время как перевозчику, деятельность которого не-лицензирована, государственные органы могут только выписать штраф (после чего нарушитель чаще всего продолжит работать, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности).

Важно отметить, что, в отличие от сферы пассажирских перевозок, возможности государства для дополнительной стандартизации деятельности по грузовым перевозкам ограничены, т. к. в соответствии с российским законодательством регулирование грузовых автомобильных перевозок проводится без дополнительной нагрузки на субъектов

предпринимательской деятельности. В то же время это не значит, что в сфере грузоперевозок не должны соблюдаться стандарты качественного оказания услуг. Несмотря на отмену лицензирования деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом в 2005 г. регулирование в данной сфере осуществляется иными методами. В соответствии со ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки грузов регламентируются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами .

Так, статьей 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что данный федеральный закон определяет общие условия перевозок грузов автомобильным транспортом . А в развитие Устава с целью установления порядка организации перевозок грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, а также условий перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок Постановлением Правительства от 15 апреля 2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом .

Предметом правового регулирования Правил является определенная совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, что распространяется на деятельность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей независимо от организационных форм и форм собственности.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены требования по обеспечению безопасности, которые предусматривают допуск водителей к управлению транспортными средствами, обязательное страхование владельцами автотранспортных средств своей гражданской ответственности, обязательное прохождение технического осмотра автотранспортных средств, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Также законом установлен контроль за режимом труда и отдыха водителей и за соблюдением требований при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств .

Объем перевозок, млн. т • Динамика объема перевозок, %

6861 6893

♦7,7% 5702

1,2%

,9%_1,9%»

2253 2296

0 -)-,-,-,-.-,-.-,-,-,-.-,- -30°/

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 1пг.2016 1пг. 2017

Рис. 1. Динамика объема перевозок грузов автомобильным транспортом России в 2007-2017 гг.

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№5 (72) 2017

Вместе с тем Минтрансом России проводится постоянная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере, в т. ч. по перевозкам опасных, скоропортящихся грузов, обеспечению транспортной безопасности. Помимо этого стандартизация может осуществляться в рамках деятельности самих предприятий, оказывающих услуги по грузоперевозкам, или саморегулируемых организаций (СРО). В настоящее время в реестр СРО, основанных на добровольном членстве, включены сведения о 15 саморегулируемых организациях, члены которых оказывают транспортные услуги, в т. ч. услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом.

Также необходимо учесть, что Российская Федерация как участница международных организаций придерживается международных стандартов качества транспортных услуг. Так, в мае 2015 г. в ходе саммита Международного транспортного форума министрами транспорта стран-участниц многосторонней разрешительной системы ЕКМТ была принята Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок. Она дополняет положения Руководства для должностных лиц и перевозчиков по использованию многосторонней квоты ЕКМТ, в котором уточнены характеристики разрешений, распределяемых в соответствии с данной системой, а также условия и область их использования. В частности, в документе указывается, что предприятия автомобильного грузового транспорта для осуществления международных автомобильных грузовых перевозок должны представить доказательства того, что они: а) удовлетворяют условиям учреждения; б) имеют адекватную деловую репутацию; в) имеют надлежащее финансовое положение; г) обладают профессиональной компетентностью в данной области. Хартией устанавливается целый ряд квалификационных стандартов для предприятий автомобильного транспорта, транспортных управляющих и водителей .

В настоящее время Минтрансом России проводится работа по импле-ментации положений Хартии качества в российское законодательство. Разработан проект изменений в Постановление Правительства № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»

в части установления уровня финансового обеспечения автотранспортного предприятия при допуске к международным автомобильным перевозкам. Также вносятся изменения в Условия распределения многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденные приказом Министерства транспорта от 30 октября 2015 г. № 323, в части учета коэффициента деловой репутации назначенного перевозчиком лица, ответственного за осуществление международных автомобильных перевозок, а также учета допущенных перевозчиком нарушений.

Положения Хартии качества распространяются на все международные автомобильные перевозки, осуществляемые по разрешениям ЕКМТ с 1 января 2018 г. Документ носит рекомендательный характер и его положения могут быть применены автотранспортными организациями и саморегулируемыми организациями. Также следует отметить, что в 2016 г. Россия присоединилась к Протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) с целью создания равных условий работы российских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг с перевозчиками 42 государств-участников и усиления конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на рынке международных перевозок.

Как известно, при проработке вопроса распространения требований Протокола к Конвенции КДПГ на вну-трироссийский рынок перевозок одним из неотъемлемых условий реализации данного решения отечественными автотранспортными союзами и организациями отмечается необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство РФ в части регулирования порядка получения допуска к внутрироссийским перевозкам средствами автомобильного транспорта, как это предусмотрено для международных автомобильных перевозчиков.

В настоящее время на внутрирос-сийском рынке грузоперевозчик несет стандартные риски предпринимательской деятельности (рис. 2). Правоотношения между грузоотправителем и перевозчиком груза являются гражданско-правовыми и регулируются, в соответствии с Уставом, договором перевозки. Во избежание спорных ситуаций в договор перевозки любая из сторон может включить обязательство

или требование о возмещении ущерба за утраченный или поврежденный груз. При объявлении ценности перевозимого груза может использоваться такая мера обеспечения сохранности груза, как страхование груза и страхование ответственности перевозчика. И, согласно имеющейся у нас информации, данный механизм успешно применяется на добровольной основе. Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен механизм, предусматривающий регулирование размера ответственности автомобильных перевозчиков за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза при его перевозке во внутрироссийском сообщении.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации всеми федеральными органами исполнительной власти сегодня прорабатываются вопросы перехода на электронные технологии, а в части Минтранса России — электронного оформления грузовых перевозок (этот вопрос также поднимался на встрече Председателя Правительства Д. А. Медведева с представителями грузоперевозчиков в марте текущего года). В настоящее время Минтранс активно работает над внедрением электронной транспортной накладной, на первом этапе — при осуществлении международных автомобильных перевозок путем присоединения Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции КДПГ (рис. 3). Также вопрос внедрения электронной накладной прорабатывается и для вну-трироссийского рынка грузовых автоперевозок. Его обсуждение проходит на разных площадках с привлечением широкого круга экспертов.

Также необходимо коснуться темы развития беспилотных транспортных средств. Минтрансом планируется разработка поправок в национальное законодательство, а также в международные договоры в части определения правового статуса автономного вождения.

Развитие телематических технологий, в т. ч. в области интеграции беспилотных транспортных средств, в транспортную инфраструктуру осуществляется в рамках развития интеллектуальных транспортных систем. В министерстве проводится работа по унификации и развитию таких систем, в частности создан Экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам, в который вошли ведущие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Ответственность перевозчика в международном и внутрироссийском сообщении

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ НАКЛАДНОЙ «e-CMR» Дополнительный протокол к Конвенции КДПГот 27 мая 2008 г.

11 стран

присоединились:

Франция,

Болгария,

Чехия

Дания, Эстония, Латвия, Литва, Нидерланды,

Официальная поддержка присоединения: Австрия Бельгия

Словакия, Испания, Германия Италия

Швейцария Люксембург

Норвегия

Швеция

Минтрансом России начаты процедуры присоединения Российской Федерации

Выгоды и возможности для бизнеса:

♦ улучшение управляемости накладной;

♦ ускорение оборачиваемости денежных средств (за счет проведения операций в режиме реального времени и ускорения выставления счетов);

♦ снижение расходов на печать, обработку и архивирование накладных;

♦ повышение точности расчетов с использованием содержащихся в «е-СМ1Ъ> данных;

♦ улучшение коммуникаций с базами данных партнеров (банковские операции, подтверждение поставки товаров, таможенное декларирование);

♦ облегчение работы персонала (за счет использования мультиязычных электронных приложений для поддержки оборота «е-СМ/?»);

♦ повышение конкурентоспособности автотранспортных предприятий.

Рис. 3. Внедрение в России электронной транспортной накладной

эксперты в этой области, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных институтов и бизнес-сообщества. Также Минтрансом образована рабочая группа «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации», задачей которой является формирование предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы в части создания условий для развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры.

С целью формирования новой высокотехнологичной отрасли и ее потребительского рынка разработан и принят к реализации План мероприятий

(«дорожная карта») «Автонет» Национальной технологической инициативы, утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (от 24 июня 2016 г. № 317) .

В настоящее время ПАО «КамАЗ», ФГУП «НАМИ» и группой «ВОЛГАБАС» за счет собственных средств реализуются проекты по разработке автономных транспортных средств для удовлетворения потенциального спроса на рынке «Автонет». Планы и программы реализации указанных проектов включают проведение комплекса испытаний как отдельных технических решений, так и самих автономных транспортных средств, создаваемых в рамках проектов. □

6 | «Транспорт Российской Федерации:

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 сентября 2017 г.).

6. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 31 января 2017 г. № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71508414/ (дата обращения

10 сентября 2017 г.).

Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.

Законы

  • 1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)
  • 2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)
  • 3. Закон о транспортно экспедиционной деятельности
  • 4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

Правила

  • 1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
  • 2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
  • 3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
  • 4. Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом
  • 5. Правила перевозок негабаритных грузов автомобильным транспортом

При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)

  • Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.

скачать ГК РФ Ч.2. Глава 40. Перевозка — Word (docx)

2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)

  • Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.

скачать ГК РФ Ч.2. Глава 41. Транспортная экспедиция — Word (docx)

3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

скачать Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности — Word (docx)

4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

скачать Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — Word (docx)

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

скачать Правила транспортно-экспедиционной деятельности — Word (doc)

2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

скачать Правила перевозок грузов автомобильным транспортом — Word (docx)

3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.

Примечание: ниже представлен файл Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР

скачать Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом — Word (doc)

Тэги: Закон, правила, нормативные акты, транспортные законы, законы о перевозке грузов

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, в том числе пассажирами, регулируется транспортным правом.

Конституция Российской Федерации 1993г, Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) – это нормативные правовые акты, в которых регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В зависимости от вида транспорта различают железнодорожную, автомобильную, воздушную, морскую и речную (внутреннюю водную) перевозку. Общее правовое регулирование договоров перевозки дано в гл. 40 ГК РФ, детальнее же взаимоотношения между сторонами при перевозке груза определяются в транспортном законодательстве; транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок грузов.

Согласно ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Основными нормативными актами по регулированию автомобильных перевозок являются «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта».

Базовым документом в регулировании железнодорожных перевозок являются Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г. (далее — УЖТ), Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

УЖТ направлен на регулирование отношений между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее — железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности. В качестве перевозчика могут выступать не только государственные унитарные предприятия, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).

В соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке), если:

— груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

— недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

— перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

— недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

— утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

— грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

— перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

Регулирование отношений, возникающих в связи с морскими грузовыми перевозками, осуществляется на основе Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. (далее по тексту — КТМ), а также международных морских обычаев.

Правила, установленные КТМ, распространяются на:

— морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законом;

— суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

— военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

— некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Статья 115 КТМ предусматривает два вида договоров перевозки:

1) с условием предоставления всего судна или отдельных его помещений (чартер);

2) без такого условия.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме (ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Согласно ст. 119 КТМ, отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них. Основным документом, при помощи которого оформляется перевозка грузов в международном судоходстве, является коносамент. Коносамент — документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ 1997 г.

Согласно ст. 101 ВК, воздушные перевозки делятся на внутренние и международные воздушные перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств, на территории одного государства, если! предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик, согласно ст. 119 ВК, несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку груза с объявленной цент ностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза.

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регулирующим перевозки грузов по Российской Федерации: Закон РФ «О таможенном тарифе»; Таможенный кодекс РФ; Международная грузовая конвенция (КОТИФ); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.; Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ); Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила); Конвенция ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женевская конвенция от 1980 г.); документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и другие международные соглашения.

Организация международных перевозок также регламентируется: базисными условиями поставок товаров; транспортными условиями договора купли-продажи товара; договорами на перевозку грузов; перевозочной документацией. Базисные условия поставок товаров: обязанности продавца и покупателя по доставке товара;

момент перехода риска гибели или повреждения товара с продавца на покупателя; сторона, которая несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.

Специфика правового регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозки решаются в международных соглашениях (международных транспортных конвенциях), содержащих унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. При отсутствии международного договора перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством. Договор перевозки – это вторичная внешнеторговая сделка, обслуживающая общую систему товародвижения.

Особенности применимого к договору международной перевозки права заключаются в действии общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, совершения договора, причинения вреда) и их трансформации в специальные (закон дороги отправления; порта назначения; места столкновения судов и т. п.). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой договора международной перевозки как вторичной внешнеторговой сделки. При отсутствии соглашения сторон о праве применяется критерий наиболее тесной связи, который понимается как закон места жительства или основного места деятельности той стороны отношения, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (право страны перевозчика).

Добавить комментарий