Правовое регулирование валютных операций



В статье рассматриваются особенности современного правового регулирования валютных операций.

Ключевые слова: валютные операции, правовое регулирование валютных операций.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» 1.

Различают основные принципы валютного законодательства: принцип «разрешается все, что не запрещается» — при отсутствии установленного порядка проведения операции с валютой, операцию проводят без определенных ограничений; принцип «прямого действия» — операции, по которым предусмотрено регулирование, должны быть обозначены в законе; ограничения по осуществлению операций с валютой прописаны в законе — нельзя устанавливать другие требования к проведению операций в валюте, кроме тех, которые уже прописаны; исключение индивидуальных ограничений 2.

Под валютным законодательством подразумевают правовые нормы, принципы организации валютных операций, а также организацию контроля за соблюдением нормативно-законодательной базы по валютным операциям.

Блоки валютного законодательства:

Первый блок — документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций.

Второй блок — это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «Об организованных торгах» 3, «О банках и банковской деятельности» 4 и т. д.).

Третий блок — блок общих законов (Конституция, Кодексы). Совершенствование валютного законодательства проходит путем проведения соответствующих мероприятий органами государственного управления в сфере валютного регулирования. За последнее время валютное законодательство в России развивалось на пути к либерализации.

14 мая 2018 г. вступил в силу Федеральный закон № 325-ФЗ от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Закон») 5.

Целью принятия Закона являлось устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования 2. В частности, Закон внес значительные изменения в процедуру банковского контроля над операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами.

Основные вводимые Законом изменения заключаются в следующем:

  1. Установлены новые требования по срокам взаимодействия резидентов и нерезидентов.

Стороны внешнеэкономического контракта обязаны указывать в контракте конкретные сроки исполнения обязательств. В частности, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны предоставлять в банк сведения о сроках получения денежных средств от нерезидентов, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контракту.

Таким образом, в банк теперь нужно сообщать именно о конкретных сроках поступления денежных средств или передачи исполненного по контракту, а не об ожидаемых максимальных сроках, как это было ранее.

  1. Расширен перечень оснований, по которым банки могут отказывать в осуществлении валютной операции

В соответствии с предусмотренными Законом изменениями банк вправе отказать в проведении валютной операции по следующим основаниям:

– непредставление запрошенных банком документов;

– представление недостоверных документов;

– представление документов, не отвечающих требованиям законодательства;

– нарушение резидентом валютного законодательства в части исполнения своих обязанностей, соблюдения требований к проведению валютных операций между резидентами или ведению счетов в иностранных банках.

Ранее банк мог отказать только в первом или во втором из указанных случаев.

  1. Вводится административная ответственность для должностных лиц за правонарушения в сфере валютного законодательства в части осуществления незаконных валютных операций, невыполнение требования о репатриации денег, а также невозврат предоплаты

Ранее ответственности подлежали исключительно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Сейчас же ответственными будут являться все должностные лица, в том числе и руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции 6.

За совершение указанных правонарушений должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 20 000 до 30 000 рублей, за аналогичный проступок предусмотрена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Таким образом, введенные Законом изменения в очередной раз усилили контроль банков за проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами. Ожидается, что нововведения помогут устранить условия, способствующие нарушениям в сфере валютного регулирования.

Помимо вышеуказанных изменений, нововведения в области валютного законодательства коснулись и заработной платы работников, выполняющих трудовые функции за пределами России. Теперь им предоставлена возможность получать заработную плату в иностранной валюте на счет в банках, находящихся в том числе и за пределами РФ.

В связи с указанными изменениями валютного законодательства, соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс Российской Федерации 7.

С присоединением Крыма в банковской системе РФ возникли большие трудности в ее деятельности. Санкционной политикой Европы и Соединенных Штатов был ограничен поток капитала в российскую экономику, иностранными инвесторами стала массово покидаться опальная страна .

В этот же период стали явно видны и недоработки российской банковской системы. Механизмы финансирования компаний, принцип образования цен в недрах фондовой биржи, вложение капитала в иностранную валюту, а не в отечественную экономику более подтверждали желание банков работать на себя, а не на государство.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» //Российская газета. N 214. 14.10.2008.
  2. Бондарева С. И. Правовое регулирование валютных операций банков Российской Федерации //Аллея науки. — 2018. — № 7. — с.832–836.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об организованных торгах» //Российская газета. N 266с. 26.11.2011.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. ст. 492.Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» //Собрание законодательства РФ. 20.11.2017. N 47. ст. 6851.

5. Новеллы в области валютного законодательства // http://www.lidings.com/ru/

Нормы финансового права, регулирующие валютные отношения

1. Основные направления финансово-правового регулирования валютных отношений.

В большинстве стран мира финансовое право активно регулируют валютные отношения.

В частности, важную составляющую бюджета практически любого государства составляют государственные займы. Например, государственные заимствования Российской Федерации образуют займы и кредиты, привлекаемые от юридических лиц, международных финансовых организаций, иных субъектов международного финансового права, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 123 БК РФ).

В мире широко распространена практика предоставления государствами мер обеспечения выполнения обязательств. Нормы финансового права подробно регламентируют предоставление государственных гарантий Российской Федерации д ля обеспечения обязательств в иностранной валюте (ст. 116 БК РФ).

Средства многих фондов государства размещены в иностранной валюте. Так, средства российского Резервного фонда частично размещаются в иностранной валюте и финансовых активах, номинированных в иностранной валюте (долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств; долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях).

Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов может производиться за счет валютных средств налогоплательщика (налогового агента). К примеру, на основании ст. 46 НК РФ при недостаточности средств на рублевых счетах взыскание налога может производиться с валютных счетов лица.

Таким образом, многие валютные отношения регулируются не только собственно валютным (в некоторых странах валютное право образует самостоятельную отрасль права), но и финансовым правом. В Российской Федерации выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования.

  • 1) Регулирование конвертации валюты. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.
  • 2) Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Российскую Федерацию, текущими считаются операции, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относится большинство экспортно-импортных операций; в этой области валютное регулирование «переплетено» с таможенным и налоговым.
  • 3) Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком исполнения более 180 дней.
  • 4) Валютный контроль. Целью данного вида контроля является обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте. Организация валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков.

Таким образом, под финансово-правовое регулирование в Российской Федерации подпадают практически все группы валютных правоотношений.

2. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.

В Российской Федерации нормы права, регулирующие валютно-финансовые отношения, содержатся в двух группах актов. В их числе:

  • а) акты валютного законодательства Российской Федерации. Оно состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов;
  • б) акты органов валютного регулирования. Органы валютного регулирования издают нормативные акты только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, указанные документы применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют (ст. 4 Закона о валютном регулировании).

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования не применяются. Однако это правило не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Практически все страны мира исходят из концепции экстерриториального действия норм национального валютного законодательства. В силу ст. VIII Статей Соглашения о Международном валютном фонде 1944 г. «исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства- члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территориях ни одного государства-члена». Таким образом, внешнеэкономические сделки российских резидентов, в которых используется валюта любого государства – члена Μ ВФ, противоречащие российским валютно-финансовым нормам, не подлежат судебной защите на территории любой страны – участницы МВФ. Соответственно, валютные контракты российских резидентов, подписанные за рубежом, подлежат контролю со стороны Российской Федерации.

Однако валютные правоотношения в Российской Федерации регулируются не только нормами национального, но и международного права.

3. Нормы международного права, регулирующие валютнофинансовые отношения.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101- ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Согласно ст. 4 Закона о валютном регулировании, международные договоры РФ применяются к валютным отношениям, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, применяются правила указанного международного договора.

Нормы международного права регламентируют широкий круг валютно-финансовых правоотношений. В их числе:

  • 1) функционирование международных валютных организаций (МВФ; Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития и др.), в которых участвует Российская Федерация;
  • 2) межгосударственные денежно-кредитные отношения (правовой режим межгосударственных неторговых платежей; межгосударственные займы; урегулирование взаимных межгосударственных требований; международно-правовое регулирование банковских отношений);
  • 3) совершение отдельных категорий валютных операций и связанных с этим юридических действий (условий ввоза – вывоза валюты, упрощенный порядок таможенного оформления товаров и валюты и др.);
  • 4) межгосударственные отношения с драгоценными камнями и драгоценными металлами (межгосударственные поставки камней и драгметаллов и др.);
  • 5) сотрудничество в области валютного и экспортного контроля;
  • 6) сотрудничество в борьбе с нарушениями валютнофинансового законодательства.
  • Артемов Η. М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). М., 2002; Валютное право России / под общ. ред. Б. Ю. Дорофеева. М., 2000. С. 38; Валютное право / под ред. Π. Н. Бирюкова. Воронеж, 2004; Емелин А. Н. Понятие, виды и объекты валютных правоотношений. Финансовое право / пол ред. Λ. Λ. Ялбулганова. М., 28001; Киреев А. П. Международная экономика. Ч. 2: учеб. пособие. М., 2000; Смирникова Ю. Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. № 6.
  • См.: Комягин Д. Л. Бюджетное право России / под ред. А. Н. Козырина. М., 2011.
  • Формами валютно-финансового регулирования движения капитала являются: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг; разрешительная процедура вывоза капитала; запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им национальных ценных бумаг; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке; ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными лицами; контроль за движением капитала с целью предотвращения легализации преступных доходов и др.
  • Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5 Закона о валютном регулировании).
  • В смысле ст. VIII Статей Соглашения ими следует считать псе валютные сделки, включая бартерные, компенсационные, сделки с ценными бумагами и сделки, в которых имеются элементы валютных операций, связанных с движением капитала.
  • Подробнее см.: Купреев С. С. Правовое регулирование деятельности представительств международных финансовых организаций на территории Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2007. № 2; Кучеров И. И. Налоговые привилегии и иммунитеты как институты международного налогового права // Финансовое право. 2007. № 4.
  • Практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время в эту систему контроля включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров. Контроль над экспортом осуществляется в основном через лицензирование экспортной деятельности.
  • Подробнее см.: Болотский Б. С., Волеводз А. Г., Воронин Е. В., Калачев Б. Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М., 2001; Михайлов В. И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности. СПб., 2002; Иванов Э. А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М., 2003; Букарев В. Б., Трунцевский Ю. В., Шулепов Н. А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. М., 2007.

Библиографическое описание:



Валютное операции регулируется несколькими отраслями права, такими как международное право, финансовое право, в частности валютное право. В связи с этим, законодательство имеет строгую регламентацию валютных правоотношений. В данной статье мы рассмотрим, как регулируется данный вид правоотношений в Российской Федерации и какие возможны проблемы и сложности.

Ключевые слова: валюта, валютные операции, финансовое право, международное право.

Операции с валютой в условиях глобализации экономических процессов являются неотъемлемой частью экономической и финансовой деятельности государства, а также любых бизнес-процессов организаций, сотрудничающих с зарубежными партнерами и осуществляющей внешнеэкономические контракты. Все валютные операции, которые осуществляются на территории Российской Федерации подлежат строгому регламентированному регулированию и контролю. В данной статье мы рассмотрим, как регулируются валютные правоотношения в Российской Федерации, какие имеются проблемы и сложности. В России выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования:

  1. Регулирование конвертации валюты;

Это меры по защите внутреннего рынка страны на этапе его становления.

  1. Регулирование текущих операций с валютой;

Текущими валютными операциями считаются такие, которые длятся не более 180 дней, в основном, это экспортно-импортные операции;

  1. Регулирование движения капитала;

К данному пункту относятся валютные операции, длящиеся более 180 дней, такие как кредитные ссуды, прямые и портфельные инвестиции.

  1. Валютный контроль.

Это обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Стоит сказать и о судебном регулировании валютных правоотношений и споров, связанных с осуществлением валютных операций. Так имеются неоднократные случаи возникновения споров между юридическими и физическими лицами и уполномоченными банками — агентами валютного контроля по поводу установления штрафов и иных мер административной ответственности за нарушения порядка проведения валютных операций по внешнеэкономическим контрактам и отчетности по ним.

На международном уровне проведение валютных операций регулируется посредством функционирования международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Далее это таможенное регулирование посредством принятия договоров о таможенных союзах, регулирующих товарооборот между странами-участниками, а также валютные отношения, более того, в подобных объединениях в большинстве случаев также имеются соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, а также в борьбе с нарушениями валютно-финансового законодательства. Помимо прочего к международному регулированию валютных правоотношений относится регулирование межгосударственных денежно-кредитных отношений, а также с драгоценными камнями и драгоценными металлами.

Что касается отечественного законодательства, то правовые нормы валютного регулирования в РФ закреплены в Федеральном Законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России № 138-И, а также Кодексе об административных правонарушениях.

Субъектами валютно-финансовых правоотношений являются резиденты и нерезиденты. Согласно законодательству Российской Федерации, к резидентам относятся:

  1. граждане Российской Федерации, за исключением постоянно проживающих за рубежом;
  2. иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;
  3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц;
  5. Официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом;
  6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.

Нерезидентами считаются:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами;
  2. иностранные юридические лица;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  4. аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства иностранных организаций;

Все резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели при осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации обязаны предоставлять отчетность. Исключение составляют только физические лица — нерезиденты, то есть граждане иностранных государств. Обязанность возникает при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте (п. 2.1 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Однако имеются и исключения, например, уполномоченные банки не требуют отчетности в случаях зачисления и снятия иностранной валюты, используя расчетный счет в уполномоченном банке, списании в пользу физического лица — нерезидента страховых и пенсионных выплат, взыскания средств по исполнительным документам. Полный перечень данных, не требующих отчетности, приведен в п. 2.4 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И.

Что же касается типов отчетности, то лица, в зависимости от типа валютных операций, сдают следующие виды отчетности:

  1. При зачислении иностранной валюты на транзитный расчетный счет или списывании иностранной валюты со счета требуется предоставить следующие документы в уполномоченный банк: справку о валютных операциях, а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Инструкция Банка России также устанавливает сроки предоставления данной справки: при зачислении средств — до 15 дней, при списании — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
  2. Помимо вышеперечисленного, Центральном Банком Российской Федерации установлена необходимость оформления так называемого паспорта сделки в случае заключения договоров, контрактов, соглашений резидентов с нерезидентами, предусматривающих осуществление валютных операций (п. 6.1 гл. 6 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Оформление паспорта сделки также требует предоставление в уполномоченный банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций в рамках данной сделки. Как правило, отделы валютного контроля уполномоченных банков напрямую работают с клиентами, осуществляющими валютные операции, что значительно облегчает предоставление отчетности по ним и решение иных административных вопросов.

Паспорт сделки также требует закрытия, в случаях исполнения всех обязательств по договору, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в случаях внесения изменений в ПС, благодаря которым ведение ПС больше не требуется. Подробный порядок закрытия паспорта сделки описан в гл. 7 вышеупомянутой Инструкции ЦБ РФ.

Говоря об ответственности, то государством определены жесткие сроки предоставления отчетности в уполномоченный банк.

Валютное законодательство, а также Кодекс об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность в виде предупреждений и штрафов за нарушения порядка и форм предоставления отчетности, а также нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности за проведенные валютные операции, а также за повторное совершение вышеуказанных административных правонарушений. Сумма штрафов может варьироваться от 300 рублей до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от типа резидента или нерезидента и административного правонарушения (ч. 6, ст. 15.25 КоАП РФ).

Многие задаются вопросом, рассматривается ли в данных случаях такое понятие как «малозначительное административное правонарушение» и можно ли им апеллировать. Теоретически — можно, если брать во внимание статью 2.9 КоАП РФ. Однако судебная практика показывает, что к валютным правонарушениям данное обстоятельство применяется крайне редко и уже в судах апелляционной инстанции.

Выводы

Регулирование валютных операций осуществляется на международном и федеральном уровнях. Международный уровень регламентирует валютно-финансовые отношения при осуществлении внешнеторговых сделок, а также экономических и финансовых взаимоотношений между государствами. Отечественное законодательство регулирует непосредственно

Валютное законодательство РФ имеет очень строгую регламентацию, порядок осуществления валютных операций, предоставления отчетности, её форм и содержания.

  1. Валютное законодательство предусматривает две формы отчетности при проведении валютных операций: справка о валютных операциях и паспорт сделки.
  2. Обязанность о своевременном предоставлении отчетности за проведение валютных операций возлагается на всех лиц, резидентов и нерезидентов (за исключением нерезидентов — физических лиц)
  3. В случае нарушения валютного законодательства и порядка предоставления отчетности, резиденты и нерезиденты несут административную ответственность в соответствии со статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  4. Бирюков П. Н. Финансовое право — М: Юристъ, 2009–589–599 с.
  5. Ответственность юридических и физических лиц при проведении валютных операций — http://www.garant.ru/ia/opinion/author/aleksandr-stepanov/1143188/#ixzz52cj7KWEX (дата обращения: 21.12.17).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, операция, иностранная валюта, лицо, уполномоченный банк, административная ответственность, валютное законодательство, валютный контроль, Инструкция ЦБ РФ, РФ.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по учебной дисциплине «Финансовое право»

Тема: «Правовое регулирование валютных операций в России»

Введение

1. Особенности организации валютных операций

1.1 Понятие валютных операций и их классификация

1.2 Принципы и методы проведения валютных операций

2. Правовая основа проведения валютных операций

2.1 Понятие и содержание валютного права

2.2 Порядок совершения валютных операций в России

2.3 Финансово-правовое регулирование валютных отношений

2.4 Механизм валютного регулирования

2.5 Ответственности за нарушение валютного законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность данной темы тесно переплетается с процессами, происходящими в структуре экономики.

Современный валютный рынок представляет собой сложную и динамичную экономическую систему, которая функционирует в рамках всего мирового хозяйства. Валютный рынок непрерывно развивается, усложняется и приспосабливается к новым условиям. Вместе с развитием и совершенствованием валютного рынка развиваются и совершенствуются валютные операции, появляются их новые виды, улучшается техника их проведения.

Эффективность валютных операций во многом зависит от их грамотной организации. В этой связи вопросы, связанные с изучением сущности и техники проведения валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение.

Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам Российской Федерации в освоении международного валютного рынка.

Целью написания реферата является изучение особенностей развития валютного рынка России в современных условиях, особенностей проведения валютных операций в российской банковской практике.

Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:

· выявить особенности организации валютных операций. Для этого необходимо:

— дать понятие валютных операций и классифицировать их;

— определить основные принципы и методы проведения валютных операций.

· определить правовую основу проведения валютных операций путем:

— рассмотрения понятия и содержания валютного права;

— выявления порядка совершения валютных операций в России;

— исследования финансово-правового регулирования валютных отношений и механизма валютного регулирования;

— выяснения того, каковы меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

1. Особенности организации валютных операций

валютный финансовый правовой ответственность

1.1 Понятие валютных операций и их классификация

Валютные операции — урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности. Во многих случаях валютные операции — способ реализации обязательств сторон по международным соглашениям: при производстве расчетов по экспорту и импорту товаров, оказании технических услуг, предоставлении межгосударственных и банковских кредитов и т. п. валютные операции отличаются большим разнообразием в зависимости от предмета сделки (национальная валюта, коллективная валюта и т. д.) или ее участников (государства, банки, внешнеторговые и другие организации, отдельные граждане).

Во взаимоотношениях между государствами используются, например, такие формы валютных операций, как расчеты в порядке клиринга, предоставления товарных и валютных кредитов; во взаимоотношениях между внешнеторговыми организациями (фирмами) — платежи в форме аккредитива, инкассо и переводного поручения (реализуется через банки соответствующих стран), кредитные операции, непосредственно связанные с обслуживанием торгово-экономических отношений, в том числе инвестиционного сотрудничества и оплаты технических услуг, в форме т. н. фирменных кредитов (предоставление отсрочки платежа экспортерами покупателям товаров по внешнеторговым контрактам).

Во взаимоотношениях между банками отдельных стран используются конверсионные операции (продажа одной валюты и покупка другой), депозитные операции (сделки по привлечению и размещению временно свободных валютных средств), предоставление целевых кредитов, связанных с финансированием конкретных закупок в рамках экономического сотрудничества, в том числе при поставках на компенсационной основе; также предоставляются различные виды банковских нецелевых финансовых (денежных) кредитов; во взаимоотношениях отдельных граждан с банками валютные операции совершаются посредством переводных поручений, купли-продажи наличной валюты, чеков и т.п.

По времени осуществления валютные операции делятся на

1. Договоры с осуществлением срочной поставки (моментальной)

TOD (сегодня) — операция полностью завершается в течение одного банковского дня, в этот день проходит как поставка валюты, так и расчеты за неё.

TOM (завтра) — при заключение сделки поставка и расчеты по ней производятся только на следующий банковский день, при этом курс и размер контракта строго фиксируется.

SPOT — после заключения договора все расчеты по операции переносятся на третий день, сумма и валютный курс так же фиксируется.

2. FRW форвардные операции — представляют собой долгосрочные контракты на поставку валюты по строго фиксированному курсу, дают возможность покупателю купить нужное количество валюты и избежать курсовых колебаний, покупатель же получает возможность продать валюту в необходимых размерах и исключить риски потерь от курсовой разницы.

Такой вид операций чаще всего используется импортерами и экспортерами товаров и услуг, иногда национальные банки стран заставляют компании заключать с ними подобные контракты, что бы обеспечить стабильное поступление валюты.

3. SWAP — две валютных сделки, открытые в противоположном направлении, она на покупку вторая на продажу имеющие один объем, но разные даты валютирования. При этом сразу происходит фиксация валютного курса.

Чаще всего такой вид валютных сделок применяется как метод хеджирования для снижения валютных рисков или для совершения кредитных операций, залогом выполнения которой является сумма страхового депозита.

4. ORDER — такой вариант сделок чаще всего используется при торговле на рынке forex, осуществляется он с помощью отложенных ордеров на покупку или продажу валюты. Суть его заключается в том, что брокер получает возможность приобрести (продать) необходимый объем валюты по заранее установленному курсу как только цена валюты достигнет этого курса.

Выступает как инструмент спекулятивных операций, но иногда применятся компаниями участниками рынка форекс и для пополнения собственных валютных резервов по более выгодной цене.

После того как заявка выставлена происходит резервирование необходимой суммы средств на счете контрагента, после заключении сделки эта сумма подлежит автоматическому списанию.

Данный вид операций может иметь замкнутый цикл, при котором купленный или проданный объем валюты может быть продан (куплен), так же в автоматическом порядке. Разница же между этими двумя сделками принесет прибыль владельцу счета. Основными показателями при этом являются — количество лотов, вид валюты и время действия ордеров.

1.2 Принципы и методы проведения валютных операций

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля.

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.

Банк России — основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

· обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

· перевод средств из одной валюты в другую;

· проведение спекулятивных операций.

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежание образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки.

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно. С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

· по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

· по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов.

2) Валютные операции, связанные с движением капитал.

Таким образом, умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

2. Правовая основа проведения валютных операций

2.1 Понятие и содержание валютного права

Почти во всех странах мира юридические проблемы валютного регулирования и контроля недостаточно изучены. В настоящей главе предпринята попытка рассмотреть понятия валютного права с разных точек зрения (см. приложение 3) и определить содержание валютного права в Российской Федерации.

Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Несмотря на то, что валютные правоотношения входят в большое количество отраслей права, их можно объединить в две группы правоотношений: имеющие публично-правовую и гражданско-правовую природу.

Валютное право имеет свой предмет регулирования — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе валютной деятельности государства и осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Предмет валютного права находится в постоянном развитии.

Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на основе общих и специальных методов, которые составляют его качественную сторону, поскольку позволяют судить о степени вмешательства государства в валютные отношения, уровне либерализации и открытости финансового рынка для иностранных субъектов, валюты и валютных ценностей других государств.

Таким образом, в Российской Федерации валютное право — это комплексная отрасль российского законодательства, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей, осуществления валютных операций, валютного контроля и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства. Далее рассмотрим порядок совершения валютных операций, нарушая которые, мы и будем привлечены к ответственности.

2.2 Порядок совершения валютных операций в России

Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции делятся на несколько видов:

1) Экспортно-импортные и бартерные операции.

Экспорт — это вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. К экспорту относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране.

Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров.

К экспорту и импорту относятся сделки со следующими признаками:

— пересечение товаров государственной границы;

— оплата производится за границей или валютные средства поступают из-за границы;

— участие в сделке нерезидента.

Важное место занимает во внешнеторговых операциях кредит. Говоря о коммерческом кредите необходимо иметь ввиду, что он имеет не только преимущества, но и ряд недостатков: связь импортера только с конкретным продавцом, сумма и срок кредита зависят от финансового положения экспортера, необходимость рефинансирования, более высокая стоимость контракта по сравнению с закупкой товара за наличные и др.

Немалую роль в кредитах играет и финансово-правовое регулирование, которое более подробно рассмотрим в следующей части.

2.3 Финансово-правовое регулирование валютных отношений в России

Правовое регулирование является важной и необходимой частью осуществления управления обществом и представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования. Следовательно, отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм.

Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона N 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия.

В научной литературе по валютному праву можно встретить различные определения валютного регулирования. Так, авторы учебника «Валютное право» указывают, что валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций.

Ю.В. Смирникова указывает, что финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает важнейшие моменты, а именно осуществление валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права.

Таким образом, исследование особенностей финансово-правового регулирования валютных отношений представляется необходимым начать с анализа современного финансового права, финансово-правовых норм, метода финансового права, финансовой деятельности государства, финансово-правовой ответственности.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это бюджетные фонды; государственные и муниципальные внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; государственные и муниципальные страховые фонды; финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как указывает Ю.В. Тютина, проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными и значимыми. Это, прежде всего, связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку одним из требований государств — членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства.

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм.

Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;

2) по поводу образования государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также по распределению и использованию финансовых ресурсов государства;

3) в сфере реализации компетенции органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

Все это представляет собой механизм финансово-правового регулирования валютных отношений. И можно сделать вывод, что финансово-правовое регулирование не может существовать без механизма регулирования отношений и привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства.

2.4 Механизм валютного регулирования

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование обеспечивает стабильное и надежное функционирование банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Это достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами.

Существующая система нормативных правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений.

Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Основной акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции от 07.02.2011 N 8-ФЗ. Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 «Общие положения»; глава 2 «Валютное регулирование»; глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки»; глава 4 «Валютный контроль» и глава 5 «Заключительные положения»). Закон содержит большое число новелл (см. приложение 6) правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее. Наряду с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект.

Так, обладая полной информацией о всей структуре механизма валютного регулирования, необходимо обратить внимание на ответственности за нарушение валютного законодательства.

2.5 Ответственность за нарушение валютного законодательства

В статье анализируется правовая природа ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой за такие нарушения резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной, но не финансово-правовой ответственности. Кроме того, резиденты и нерезиденты, нарушившие валютное законодательство Российской Федерации, в отдельных случаях могут нести и гражданско-правовую ответственность, которая выступает в качестве «вспомогательной» к административной и уголовной ответственности. В статье разграничиваются гражданско-правовая ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и гражданско-правовая ответственность за неисполнение условий внешнеторговых договоров.

Нарушения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации наносят существенный имущественный вред государству. Причем суммы ущерба оцениваются десятками миллиардов рублей и десятками миллионов долларов. Так, по данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор), только в январе — марте 2009 г. Территориальным управлением Росфиннадзора в Псковской области вынесено 119 постановлений о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях на общую сумму 2748,76 млн. руб., а также три предписания к возврату валютных средств на общую сумму 80 855,757 тыс. долл. США. За 2006 г. территориальными управлениями Росфиннадзора было проведено 3662 проверки; принято 4461 постановление о назначении административного наказания, причем из них только 211 постановлений было отменено; взыскано штрафных санкций на сумму 67 150 590,71 руб. А например, в ходе проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации Территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге более чем у 60 предприятий были выявлены признаки осуществления внешнеторговой деятельности с мнимыми контрагентами на общую сумму более 82 млн. долл. США и 5 млн. евро. Резиденты на основании заключенных договоров с несуществующими нерезидентами без фактического получения товаров, работ и услуг переводили значительные суммы средств в адрес кредиторов нерезидента — различных фирм, зарегистрированных более чем в 30 государствах.

Сложность рассматриваемого вопроса и в том, что среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения.

В целом все научные взгляды на существо проблемы можно разделить на две группы. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства Российской Федерации являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности.

Согласно мнению других исследователей за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности, иногда говорится и о гражданско-правовой ответственности.

Ответственность за нарушение резидентами и нерезидентами положений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) в ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях — ст. 15.25 «Нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования».

Таким образом, резиденты и нерезиденты за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования могут быть привлечены при наличии состава правонарушения к административной или уголовной ответственности.

Подводя итог главе, можно сделать вывод, что, зная особенности организации и проведения валютных операций и правовую основу их проведения, участник валютных операция может смело выходить на валютный рынок. Но есть очень важная часть, которую тоже нельзя упустить из вида: необходимо провести анализ и посмотреть динамику развития валютных операций, а также узнать, с какими можно столкнуться проблемами и найти перспективы развития валютных отношений в России.

Заключение

Цель данной работы — изучение особенностей развития валютного рынка России в современных условиях, особенностей проведения валютных операций в российской банковской практике — была достигнута посредством выполнения ранее поставленных задач. В процессе выполнения работы:

· были выявлены особенности организации валютных операций. Для этого:

— было дано понятие валютных операций и их классификация;

— были определены основные принципы и методы проведения валютных операций.

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без знания правовых основ проведения валютных операций в РФ, сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

· была определена правовая основа проведения валютных операций путем:

— рассмотрения понятия и содержания валютного права;

— выявления порядка совершения валютных операций в России;

— исследования финансово-правового регулирования валютных отношений и механизма валютного регулирования;

— выяснения того, каковы меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Зная особенности организации и проведения валютных операций и правовую основу их проведения, участник валютных операция может смело выходить на валютный рынок. Но есть очень важная часть, которую тоже нельзя упустить из вида: необходимо провести анализ и посмотреть динамику развития валютных операций, а также узнать, с какими можно столкнуться проблемами и найти перспективы развития валютных отношений в России.

Список использованных источников

4. Артемов Н.М. Валютные рынки: учеб. Пособие / Н.М. Артемов — М.: ООО «Профобразование», 2006. — 160 с.

5. Балабанов И.Т. Валютные операции: учеб. пособие / И.Т. Балабанов — М.: Вузовский учебник, 2008. — 158 с.

6. Варламова Т.П., Варламова М.А. Валютные операции: учеб. пособие. / Т.П. Варламова, М.А. Варламова — М.: Дашков и К, 2008. — 272 с.

7. Вострикова Л.Г. Валютное право: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Вострикова — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 360 с.

8. Доронин И.Г. Валютный рынок России / И.Г. Доронин — М.: Финансы, 2009. — 234 с.

9. Дорофеев Б.Ю./ Валютное право России: учебник для вузов / Б.Ю. Дорофеев — М.: Норма, 2008. — 240 с.

10. Емелин А.В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в РФ / А.В. Емелин — М.: МГЮА, 2006. — 236 с.

11. Запольский С.В. Финансовое право: учебник / С.В. Запольский — М.: Волтерс Клувер, Контракт 2010. — 592 с.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий