в Российской Федерации правовой основой управления сферой занятости и трудоустройства населения является целостная система нормативных правовых актов, в которую входят:
- 1) нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства;
- 2) акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости5.
Все существующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения соотнесены между собой по юридической силе действия.
Среди национального законодательства России главенствующую, основополагающую роль в обеспечении правовых основ решения проблемы занятости населения играет Конституция РФ. Особо следует отметить СТ. 37, закрепившую свободу труда, что в свою очередь предусматривает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция РФ устанавливает также права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы.
В развитие положений Конституции РФ приняты кодифицированные нормативные акты, в частности, Трудовой кодекс РФ, в котором нашли отражение многие нормы о защите граждан от безработицы. В частности, Трудовой кодекс РФ содержит нормы о повышенной защите на рынке труда
лиц в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин, лиц с семейными обязанностями и т.д.
Основной массив норм о занятости населения закреплен на уровне федеральных законов и законов РФ. Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот закон закрепляет:
- — понятие занятости и категории занятого населения,
- — права граждан и гарантии государства в области занятости,
- — основы организации и регулирования занятости,
- — участие в этом процессе работодателей и иных субъектов,
- — ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.
Помимо этого в федеральных законах закреплены нормы по обеспечению занятости инвалидов; льготы по трудоустройству, обучению, переподготовке и предоставлению отпусков для героев; нормы о защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости и другие.
В сфере занятости активно применяются подзаконные акты. В частности, важную роль играют Указы Президента РФ. Они позволяют регулировать отношения, которые не урегулированы законами либо, либо способствуют реализации норм, закрепленных в законах. Среди указов Президента РФ можно выделить указ от 5 июня1992 г. N2554 «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации», указ от 2 июля 1992 г. N2723 «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными», указ от 25 марта 1993 г. N2394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и ряд других.
Кроме того, множество вопросов в сфере занятости населения регулируется на уровне ведомственных и министерских нормативных актов, которые издаются Минздравсоцразвития РФ, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствам и ведомствами.
На региональном уровне вопросы занятости населения регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Субъекты РФ решают вопросы занятости и трудоустройства на своей территории и могут издавать законы, постановления и др.
Наконец, завершает перечень нормативных актов, регулирующих сферу занятости населения, нормативные акты органов местного самоуправления (муниципальные правовые акты). В них могут регулироваться отдельные вопросы занятости населения на территории конкретного муниципального образования.
Как показывают данные, на сегодняшний день достаточно четко разграничена компетенция и функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости населения.
Таблица 1 Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости населения
Федеральный уровень |
Региональный уровень (уровень субъектов РФ) |
1. Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно- правовое обеспечение |
1. Разработка региональной политики в сфере занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
2. Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда |
2. Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
3. Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами |
3. Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости |
4. Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости |
4. Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
5. Организация подготовки и переподготовки кадров органов занятости |
5. Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
6. Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости |
6. Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
7. Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в Т.ч. с зарубежными странами |
7. Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются:
ѕ Федеральная государственная служба занятости,
ѕ координационные комитеты содействия занятости населения,
ѕ районные, городские центры занятости населения,
ѕ негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.
Правовой статус органов, ответственных за реализацию государственной политики в сфере занятости населения, закреплен в ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в РФ» и в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N~324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.
Содержание
Тема V. Правовое регулирование занятости населения
Правовое регулирование занятости населения в РФ, основные акты и понятия. Государственные органы содействия занятости в РФ и субъектах РФ.
Правовое регулирование занятости населения в РФ осуществляется:
- Конституциею РФ. Ст.37 Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы. /безработных: в России 1,5 млн., в Саратове 70 тыс./.
- Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).
- Трудовым кодексом.
- Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
- Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ».
- Законами субъектов РФ.
- Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
- Постановлениями правительства РФ (от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных.
- Приказ Минздравсоцразвития ( от 29 июля 2005 г № 485), который утвердил положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.
- Региональные акты (постановление правительства Саратовской области от 7 февраля 2008 г., в котором утверждена величина прожиточного минимума).
- Коллективными договорами и соглашениями.
Институт занятости
Занятость – это не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок, трудовой доход.
Занятость это фактическая реализация права на труд, охватывающая следующие виды деятельности:
- Работа по трудовому договору в течении полного или неполного рабочего времени, включая временные, сезонные работы, общественные работы. При этом временное отсутствие на работе (отпуск) не прерывает состояния занятости.
- Предпринимательство (зарегистрированное в особом порядке) в т.ч. фермерство. Предприниматели считаются занятыми даже в том случае, когда их деятельность не приносить дохода, прибыли.
- Работа в подсобных хозяйствах и промыслах, в результате которой продукция реализуется на основе договора.
- Работа на оплачиваемых должностях, в замещаемых в порядке избрания, назначения, утверждения.
- Работа на основе членства в производственных кооперативах.
- Военная, альтернативная, гражданская служба.
- Учеба на любых очных видах обучения образовательных заведениях, в т. ч. по направлению службы занятости.
- Учредительство, участие в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.
Все остальные граждане считаются незанятыми, среди них могут быть безработные. Но, если у вас есть дипломная по экономике, вы сможете устроится на нормальное место работы.
Граждане выбирают вид занятости:
- Самостоятельно
- Через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компетенций
- Через негосударственные службы занятости (но уже без права на гарантии и компенсации).
Государственная служба занятости включает:
- Федеральную службу по труду и занятости.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости»).
- Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости. Например, в Саратовской области 43 центра занятости).
Функции государственной службы занятости:
- анализирование и прогнозирование рынка труда.
- Разработка и реализация программ содействия занятости населения.
- Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников).
- Социальная и психологическая поддержка безработных граждан
- Контроль за осуществлением законодательства в сфере занятости.
В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые). Служба занятости оказывает услуги бесплатно, их деятельность финансируется за счет государственного бюджета. Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учёт, направления на профессиональное обучение и выплаты пособия по безработице. Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Её направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и как правило, для работодателей. В ряде случаев предусмотрена законодательством ответственность, отказы от услуг службы занятости могут повлечь для гражданина приостановку выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. Отказ же инвалиду в приёме на работу может повлечь административную ответственность, отказ беременной женщине – уголовную.
1. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход.
Соотношение понятий «заработок» и «трудовой доход».
Виды занятости:
1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;
2) предпринимательство, в том числе фермерство;
3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);
4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;
5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;
6) военная и приравненная к ней служба;
7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;
8) работа по гражданско-правовым договорам;
9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и не занятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.
2. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.
Гражданин признается безработным, если он:
— трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т. е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);
— не имеет работы и заработка (дохода);
— зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);
— ищет работу и готов к ней приступить.
Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом.
Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через две недели.
3. Государство гарантирует безработным:
— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности ;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Все это не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
4. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.
Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.
Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.
Порядок, размер и условия назначения и приостановления выплаты пособия по безработице определяются законом.