Правовое регулирование жилищных отношений

Принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 29 ноября 2012 года

Статья 1

1) в статье 15:
а) в части 1 первое предложение дополнить словами «либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии»;
б) абзац первый части 6 после слов «принятие на учет,» дополнить словами «в том числе через многофункциональный центр,»; дополнить предложением следующего содержания: «В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.»;

2) в статье 231:
а) наименование дополнить словами «и муниципальный жилищный контроль»;
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанного органа исполнительной власти Республики Башкортостан по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.»;
в) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Башкортостан в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.»;
г) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.»;
д) дополнить частью 22 следующего содержания:
«22. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с органом государственного жилищного надзора.»;
е) в части 3 после слов «жилищного надзора,» дополнить словами «муниципального контроля,»; слова «федерального закона» заменить словами «Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации»;
ж) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.»;
з) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.»;
и) дополнить частью 42 следующего содержания:
«42. Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.»;
к) в части 5:
в абзаце первом слова «государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами» заменить словами «государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами»;
пункт 2 после слов «органа государственного жилищного надзора» дополнить словами «, органа муниципального жилищного контроля»;
л) часть 6 после слов «государственного жилищного надзора» дополнить словами «, муниципального жилищного контроля»;
м) дополнить частью 7 следующего содержания:
«7. Орган государственного жилищного надзора осуществляет прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Прием и учет органом государственного жилищного надзора указанных уведомлений, ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра указанных уведомлений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

3) дополнить статьей 232 следующего содержания:
«Статья 232. Порядок осуществления муниципального жилищного контроля
1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем:
1) проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Республики Башкортостан и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами;
2) проведения обследования муниципального жилищного фонда;
3) анализа исполнения обязательных требований, информация о которых получена в ходе осуществления муниципального жилищного контроля.
2. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль (далее — уполномоченные должностные лица), являющихся муниципальными жилищными инспекторами, утверждается муниципальным правовым актом.
3. Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии с административными регламентами, принимаемыми органами местного самоуправления.
4. По результатам мероприятий по муниципальному жилищному контролю уполномоченное должностное лицо составляет:
1) акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) акт проверки в отношении граждан по форме, утвержденной муниципальным правовым актом.
5. Уполномоченные должностные лица по результатам проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан подготавливают и представляют в орган государственного жилищного надзора документы и материалы для рассмотрения в установленном порядке, привлечения к административной ответственности в соответствии с компетенцией органа государственного жилищного надзора.
6. Проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирным домом, в котором имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с законодательством.
7. Проверки в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с муниципальными правовыми актами.»;

4) дополнить статьей 233 следующего содержания:
«Статья 233. Порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля
1. Ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются органом государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Органы муниципального жилищного контроля при разработке ежегодного плана проведения плановых проверок в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют в орган государственного жилищного надзора предложения о проведении ими плановых проверок с указанием целей, объема и сроков проведения предполагаемых совместных плановых проверок.
3. Орган государственного жилищного надзора с учетом предложений органов муниципального жилищного контроля о проведении ими плановых проверок в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, разрабатывает и направляет в Прокуратуру Республики Башкортостан проект ежегодного плана проведения плановых проверок органом государственного жилищного надзора, исключающий в планируемом году проведение органом государственного жилищного надзора и органами муниципального жилищного контроля в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя плановых проверок одних и тех же обязательных требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Башкортостан и муниципальных нормативных правовых актов.
4. Взаимодействие органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии с административным регламентом взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля, утверждаемым распоряжением органа государственного жилищного надзора (далее — регламент взаимодействия).
5. Орган государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
1) информирование в порядке, установленном регламентом взаимодействия, муниципальными органами жилищного контроля органа государственного жилищного надзора о результатах проводимых проверок, техническом состоянии обследуемого жилищного фонда, соблюдении законодательства в жилищной сфере;
2) планирование и установление порядка совместных проверок и иных мероприятий;
3) определение целей, объема, сроков проведения плановых и внеплановых совместных проверок и обследований жилищного фонда;
4) оказание органам муниципального жилищного контроля информационно-методической, консультативной, организационной поддержки;
5) подготовка в порядке, установленном регламентом взаимодействия, предложений о совершенствовании законодательства в части организации и осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, повышении квалификации специалистов, осуществляющих муниципальный жилищный контроль.
6. В регламенте взаимодействия должны быть определены:
1) порядок информирования муниципальными органами жилищного контроля органа государственного жилищного надзора о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства в жилищной сфере;
2) порядок планирования и осуществления совместных проверок и иных мероприятий;
3) порядок оказания органам муниципального жилищного контроля информационно-методической, консультативной, организационной поддержки.
7. В целях организации взаимодействия органы муниципального жилищного контроля и орган государственного жилищного надзора:
1) проводят совместные совещания, создают совместные координационные и совещательные органы, привлекают к& участию в их работе экспертов, экспертных организаций;
2) заключают договоры (соглашения) о взаимодействии при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.».

Статья 2

В части 2 статьи 6 Закона Республики Башкортостан от 3 июля 2012 года № 551-з «Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан» (Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2012, № 21 (387), ст. 994) слова «организуют проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок в порядке, установленном федеральным законодательством» заменить словами «в пятидневный срок проводят внеплановую проверку деятельности управляющей организации».

Статья 3

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Закона.

2. Пункт 1 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент Республики Башкортостан Р.Хамитов

Создание нормативно-правовой базы жилищно-строительной отрасли является одной из важнейших задач государства.

Законодательной базой для разработки государственной жилищно-строительной политики являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс и другие.

В жилищно-строительной отрасли действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие ее деятельность:

· Федеральный закон РФ от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

Принятый Федеральный закон в целях формирования рынка доступного жилья предусматривает создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Основная задача Фонда — распределение под жилищное строительство земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков через аукционы;

· Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 года № 191 «Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Регламентирует организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, а так же строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов;

· Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 года № 215 «О жилищных накопительных кооперативах»

Определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан — своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации;

· Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 года » О размещении заказов на покупку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»

Один из самых противоречивых законов в отрасли. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также — размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, — указано в законе;

  • · Федеральный закон № 214 от 24 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» — данный закон, при условии его соблюдения, устанавливает гарантии защиты участников договорных отношений прав, законных интересов и имущества, а также совершенствует финансово-кредитные отношения. До принятия настоящего закона правоустанавливающие документы учитывали интересы только строительных организаций;
  • · Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Представляет собой сведения об участниках настоящего Федерального закона аукционов, уклонившихся от заключения по итогам аукционов договоров купли-продажи или договоров аренды земельных участков Фонда либо договоров безвозмездного срочного пользования такими земельными участками, а также о лицах, с которыми заключенные договоры купли-продажи или договоры аренды земельных участков Фонда либо договоры безвозмездного срочного пользования такими земельными участками расторгнуты в связи с существенным нарушением указанными лицами условий этих договоров, для включения данных сведений в реестр недобросовестных застройщиков.

Указы Президента Российской Федерации:

  • · Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
  • · Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года «О мерах по развитию жилищного строительства»

Данный указ признает целесообразность создания Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и содержит инструкции правительству.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  • · Постановление Правительства от 22 сентября 2008 года №708 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры»;
  • · Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2008 года №234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»;
  • · Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 года №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» — устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации: при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов;
  • · Постановление от 5 мая 2007 года №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорией в целях жилищного строительства» — проведение в 2007 году отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорией в целях жилищного строительства (далее — проекты), при реализации которые будут отрабатываться организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, за счет средств различных источников финансирования.

Так же сферу жилищного строительства регулируют такие нормативно-правовые документы, как: приказы, письма Министерства регионального развития РФ, нормативно-правовые документы подведомственных фондов и агентств и т.д.

Добавить комментарий