Правовое сознание и правовая идеология

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 11

Классически структуру правосознания рассматривают как совокупность двух элементов: правовая идеология и правовая психология.

— правовая идеология (это более глубокое осмысление субъек­тами правовых явлений, характеризующее более рациональный уро­вень правовых оценок);

— правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);

— Индивидуальные знания о праве — уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на вос­приятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, не­специалиста, глубоко интересующегося правом).

— Личностные ценности индивида — та система убежде­ний, личный опыт, опираясь на которые, человек оцени­вает правовые явления.

— Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

Правовая идеология- это система идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, которые отражают правовые явления и требования общественной жизни.

Правовая идеология отражает понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение к праву. Это рацио­нальная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие кон­кретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, во­лю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Ценность правовой идеологии заключается, прежде всего, в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияниена правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести со­временную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, про­шла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняю­щихся единому и справедливому закону.

Правовая психология- представляет собой совокупность психических переживаний ичувств, которые выражают отношение людей к праву.

Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Это эмоциональная оценка права. Она является наиболее непосред­ственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои на­селения.

Через правовую психологию реализуются: а) органи­чески присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психи­ческих переживаниях.Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других — опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без ко­торых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.

Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.

У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка.Но только совесть, в от­личие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое по­буждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицатель­ным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравствен­ных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообс­луживания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человече­ских поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.

Классификация правосознания

По степени общностиправосознание подразделяется намассовое, групповое и индивидуальное.

Массовое — это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповоеотражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отраженияправосознание делится нанаучное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений — в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание — это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал «ходячими формами мышления».

Элементы правосознания

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его прин­ципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружаю­щих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятель­ности); к своему правовому поведению (самооценка).

Правосознание как особая форма сознания — это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настрое­ний и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действо­вавшему, действующему и желаемому.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, во­площения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых ак­тах, оказывает воздействие на сам процесс и результате право­творчества.

Уровни правосознания

Одни исследователи выделяют активный, обычный, пассивный уровень правосознания. Другие выделяют не уровни, а слои, которые включают в себя: представления о должном в праве, т.е. что должно быть в правовой действительности с точки зрения требований общества, этноса, класса; второй слой – представления о сущем в праве, т.е. отражение существующих на данный момент элементов правовой действительности; третий слой — представления о желаемом в праве и иных элементах.

Третьи считают слоем правовую психологию: «правовая психология — это своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство и другие юридические феномены».

Четвертые выделяют уровни в отдельных компонентах правосознания (правовой идеологии). Например, Р. С. Байниязов выделяет четыре уровня: идеология отдельно взятой личности; идеология небольшой социальной группы, класса; идеология большинства членов общества; идеология, включающая достижение общемирового духовно-правового прогресса. Некоторые исследователи довольно уникально определяют взаимосвязи между правом и уровнем правосознания: «Право — это то зеркало, которое отображает уровень индивидуального сознания и подсознания современного человека и состояние умов (коллективное сознательное и бессознательное) социальных групп, сообществ и всего человечества как доминирующего вида разума на планете Земля в целом. Право — определенный стоп-кадр мысли, срез сознания, проявленно-материальный отрезок информопотока или документированный след информации, который запечатлевает уровень правосознания, вектор и качество культурного развития субъекта во времени. Отображение это совсем непрямое и нелинейное».

Функции правосознания

Познавательная (гносеологическая) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности.
Регулятивная – проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений; оно представляет собой канал воздействия через мотивацию на поведение людей.
Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы.
Функция моделирования — выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения.

Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передача необходимой информации и сознательного управления людьми.

Оценочная – заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки прав.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:- представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;- их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы мы подходили к правовой идеологии, как и вообще к любой идеологии, предельно упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание идеологии, в том числе и правовой идеологии, определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими. Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием.

Связь между экономикой и идеологией бесспорна, но она не сводится к предопределенности идеологии экономикой. Эта связь более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других — за идеологией. Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник — интересы людей. Интересы многообразны — они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы.

Одной из таких сфер является правовая идеология.Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей — экономические, национальные и пр. — осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему — отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему — представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры — это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа.

Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права. В российской истории в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима. Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда.

Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран. Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 — 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.

Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению — суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию.

Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. По прежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: «Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил». Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ

Д.Ю. ЦЫГАНКОВА,

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история государства и права,

история политико-правовых учений E-mail: malice585@gmail.com, malice@list.ru

Аннотация. Рассматриваются два аспекта понимания категории «правовая идеология» в современной теории государства и права; отмечается традиционный вариант понимания правовой идеологии применительно к рациональному элементу правосознания и оговаривается возможность рассмотрения данной категории тождественно понятию государственно-национальная идея, совокупность таких идей. Даются трактовки, предлагаемые различными авторами, касающиеся данной проблематики, соответственно каждому аспекту понимания. Делается акцент на возможность дефинитивного единства правовых явлений по сути представляющих разное содержание.

Ключевые слова: правовая идеология, правосознание, правовая психология, понимание, аспекты

LEGAL IDEOLOGY: ASPECTS OF UNDERSTANDING

D.Y. TSYGANKOVA

Keywords: legal ideology, sense of justice, legal psychology, understanding, aspects.

Правовая идеология как понятие общей теории права и государства традиционно предусматривает несколько вариантов его рассмотрения, что, с одной стороны, порождает неоднозначность трактовок, часто противоречащих друг другу, а, с другой стороны, позволяет говорить об объективном понимании категории. Крайне интересным видится вариативность понимания правовой идеологии и возможность использования ее для описания разных правовых феноменов. Однако, на наш взгляд, использование одной и той же дефиниции для разных явлений в основе своей несет объединяющую закономерность.

Итак, в первую очередь, о правовой идеологии говорят как о структурном элементе правосознания. По мнению профессора В.С. Нерсесянц: «правосознание — это совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям»1. Правосознание — понятие многослойное и структурное. В качестве элементов правосознания выделяют правовую идеологию как рациональный компонент пра-

восознания, и правовую психологию как эмоциональный компонент правосознания. Правовая идеология и правовая психология находятся в диалектической взаимосвязи: «нет идеологии, которая обнаруживала бы себя только в теориях и пренебрегала бы потребностями, эмоциям, также нет и правовой психологии, которая бы исключала идеи, принципы и др.»2. В вопросе соотношения правовой идеологии и правовой психологии наблюдаются антиномические отношения, на которые указывает исследователь Т. Павлов: «Когда психология находится не в противоречии с логикой, а, напротив, в гармонии с ней, тогда она дает результаты, совершенно непостижимые для чистой бесстрастной логики… Тогда и только тогда, идеология может стать не только и не просто идеологией миллионов, но идеологией обще-

1 Проблемы общей теории права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц под ред. В.С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2001. С. 384.

ственно-исторических сил, шествующих вперед по пути общечеловеческого прогресса»3.

Трактовка правовой идеологии в качестве элемента правосознания, в большинстве своем, не имеет разночтений. Исследователь И.М. Максимова подразумевает под правовой идеологией «совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовые явления»4. По мнению исследователя Т.В. Синюковой, «правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества»5. Традиционно при рассмотрении понятия «правовая идеология» в качестве структурного элемента правосознания отмечается его рациональный характер, определяющий осознанное, адаптированное с помощью мышления, логики и т.п. отношение личности к правовым явлениям окружающей сферы. Соответственно, существенными чертами правовой идеологии выступают: 1) содержательный аспект: аспект — это всегда совокупность идей о праве; 2) деятельный аспект — способствует формированию стандартных оценок и правовых ценностей, а также выработке правовых установок; 3) субъектный аспект — субъектом выступает носитель правосознания.

В структуре правовой идеологии традиционно выделяют:

• понятия и представления о праве и правовых явлениях общества;

• юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовых феноменов;

• теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему;

• взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины и т.д.6.

Нетрадиционной представляется позиция исследователя А.Ф. Байкова, который говорит, что при таком понимании правовая идеология по сути отождествляется с правовой наукой7 (имеются ввиду компоненты правосознания: теории, понятия, учения и др.). По мнению А.Ф. Байкова, в этой связи закономерен вопрос, способны ли все члены общества, как безусловные носители правосознания, быть в равной степени безусловными «носителями» высокой научной доктрины. Данный акцент позволяет нам отме-

тить несомненную важность качественной составляющей вышеуказанных элементов.

Идеология в переводе с греческого наука об идеях (idea — идея, logos — наука). В толковом словаре русского языка идеология определяется, как «система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество»8. Идеология всегда отражает воззрения какой-то обособленной группы, объединенной, в свою очередь, общностью интересов, которые впоследствии могут быть положены в основу идеологии, ее программы или могут изначально являться основными постулатами при ее формировании. Отмечая возможность существования идеологии для какой-либо обособленной группы людей, оговоримся, что это ни в коем случае не влечет негативной ее оценки и не исключает важнейшей ее функции — интеграции людей по идейным соображениям. В противном случае, данная трактовка делала бы невозможным отождествление идеологии с такими «идейными» понятиями, как национальная идея, общенациональная идея, национально-государственная идея, в которых, уже на интуитивном уровне, мы ощущаем объединяющую силу.

Тот факт, что идеология характерна объединенной группе людей, определяет возможность существования разных идеологий в одном правовом пространстве, на одном поле «политической битвы». В одном обществе может существовать несколько идеологий, каждая из которых будет стремиться к доминированию над другими. Однако сам факт их существования в одном правовом поле уже предусматривает общность их закономерностей, поскольку субъекты, порождающие идеи, идентичны по своим базовым стремлениям. Как справедливо отмечает исследователь С.В. Мацко: «Есть одинаковые для всех ценности — достойная материальная жизнь, любовь к Родине, свобода, благополучие детей и др. Поэтому всех и правых, и левых объединяет

3 Павлов Т. Избранные философские произведения. Т 3. М., 1963. С. 454.

6 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С. 210, 211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1998. С. 237.

интегративная идеология государства, превращая конкурирующих в элементы одной системы, определяющей их взаимовлияние и поиск согласия»9.

Сущность государства — это власть. Там, где существует феномен властвования, закономерно присутствует идея власти, которая выступает как его отражение или объяснение и обоснование. Правовая идеология одновременно легитимирует государственную власть и государственную политику, в целом.

Исследователь С.В. Мацко предлагает рассматривать правовую идеологию как10: 1) систему ценностей и идей, составляющих идеал стремления общества; или, как нечто более конкретное; 2) программу действий, например, государства при разговоре о государственной идеологии. Эти два аспекта, на наш взгляд, не есть нечто полярное друг другу; это скорее взаимодополняющие понимания одной и той же данности.

Исследователь А.Г. Мовсесян отмечает, что нельзя построить сильное государство без воспитания в гражданах чувства патриотизма, чувства значимости действия конкретного человека в жизни своей страны, чувства сопричастности к проблемам своего народа; данные задачи и являются функцией государственной идеологии11. Исследователь А.П. Бутенко под государственной идеологией понимает «систему взглядов и идей, объявленную властью официальной для данного государства: этой идеологией пронизываются все стороны общественной и личной жизни, и такая ее роль поддерживается всем авторитетом государства, в том числе и его органами насилия»12. Исследователи Т.П. Коржихина и А.С. Сенин формулируют идеологию как «совокупность идей, с помощью которых существующий политический режим обосновывает свое право на власть и которыми он руководствуется в своей повседневной деятельности. Целью государственной идеологии является обоснование власти, методов ее достижения, повышения ее престижа среди своих граждан и международной общественности»13. В.Н. Ката-сонов отмечает, что национальная идея может быть выражена в различных жанрах: от конституций, до политических лозунгов и поговорок. Но в ее составе всегда должны быть два момента: 1) некоторая мировоззренческая схема; 2) место нации в этой схеме, определяющее смысл и судьбу ее существования14.

Идеальная конструкция правовой нормы определяется наличием таких ее параметров, как справедливость, законность, эффективность.

Ценностное измерение права демонстрирует его соотношение к господствующим в обществе представлениям, моральным и идеологическим концепциям. Идеология, определяя справедливость права, определяется им. Важнейшими особенностями правовой идеологии в контексте второго аспекта понимания являются:

• ее выраженность в правовой форме, т.е. форма-лизованность, нормативность, функциональная направленность на социальное регулирование, иерар-хизированность, упорядоченность;

• способность вырабатывать у индивидов стереотипную правовую оценку общественных явлений, формировать правосознание15.

Таким образом, формирование правовой идеологии взаимонаправленно: от индивида к государству и от государства к индивиду. Правовая идеология лишь тогда будет способна выполнять свою интегрирующую роль, когда исходящие от государства идеологические императивы будут адекватны реальным интересам населения.

Литература

1. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.01 / Е.А. Белка-нов. Екатеринбург, 1996.

2. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / В.С. Бреднева. СПб, 2009.

3. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ю.Б. Власова. М., 2005.

4. Клименко А.И. Актуальные проблемы осуществления идеологической функции государства и развитие правовой идеологии. Учебное пособие. Смоленск; Издательство «Смоленская городская типография», 2009.

5. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел: монография. М.: Академия управления МВД России, 2008.

9 Мацко С.В. Государственная идеология и право современной России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.В. Мацко. Уфа, 2003. С. 33.

10 Мацко С.В. Государственная идеология и право современной России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.В. Мацко. Уфа, 2003. С. 24.

11 Мовсесян А.Г. О форме и содержании. Нужна ли идеология рыночной экономике // Независимая газета. 1998, 17 июля.

12 Политология в вопросах и ответах. М., Наука, 1994, С. 165.

13 Коржихина Т.П., СенинА.С. История российской государственности. М.: Интерпркс, 1995. С. 122.

14 Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России // Москва. 1997. № 5. С. 4.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10

Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности. Необходимо различать общее научное знание от знания идеологического, в основе которого лежат те или иные предпочитаемые ценности.

Все многообразие правовых идеологий может быть сведено к 3 типам: антропоцентристский (индивидуалистический, главная ценность – права и свободы человека); теоцентрический (главная ценность – бог), кллективистсий (права каких-либо групп,классов).

В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристкий виды.

Либеральная правовая идеология: закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет с 17 века и в настоящее время является там доминирующей. Ее основная идея – максимальное расширение прав человека. Основополагающая ценность – индивидуальная свобода, понимаемая как свобода от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Волюнтаристский вариант правовой идеологии: право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу. Ницше полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития.

В коллективистской тип правовой идеологии выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм.

Солидаризм основывается на идее социальной солидарности. Солидаризм предполагает и идею синдикализма, то есть профессионально-корпоративного представительства в гос.власти всех слоев и групп населения. Основатель – фр.правовед Дюги. Идеи солидаризма в России развивал Ковалевский.

Коммунизм: право всегда выражает волю экономически господствующего класса и лишь во вторую очередь выполняет общесоциальные функции.

Национализм: идея прав нации. Крайняя форма национализма – расизм.49. Правовая идеология и её виды.Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определённые ценностные посылки. Правовая идеология в связи с присущим ей ценностным восприятием действительности не является аподиктическим (непоколебимым в своих основаниях) знанием, отражающем общее в правовой реальности, постигаемое научными методами. Правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией, и в таком виде она представляет собой практическую философию права. Всё многообразие правовых идеологий может быть сведено к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, идеологии, выводящие право из ценности человека, независимо от того, как конкретно понимается эта ценность, можно отнести к антропоцентристскому (индивидуалистическому) типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). В этом типе выделяют либеральный (основная идея — максимальное расширение прав человека) и волюнтаристский (право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу) виды. Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признаётся бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды относятся к социоцентристскому (коллективистскому) типу правовой идеологии. В этом типе выделяют такие виды как солидаризм (основано на идее социальной солидарности), коммунизм (признание права относительной и преходящей ценностью, существование которой обусловлено классовой структурой общества), национализм (в противовес правам индивидуума выдвигает идею права нации, которая понимается как единый социальный организм, объединяющий людей по признаку единого языка, единой культуры. Расизм — превосходство расы). Смешанный вариант правовой идеологии можно найти в фашизме.

Правовой нигилизм.

Нигилизм в переводе с латинского означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права. Правовой нигилизм опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, с гос.принуждением, с произволом власти. Право в этом случае представляется отрицательной ценностью. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. ДУГИ, БЕРДЯЕВ.50. Правовой нигилизм.Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право ассоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать (распространять) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом — совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, — отбросив в сторону идеологическое «пенсне», постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает.51. Юридическое мировоззрение.Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 — 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. 52. Правовая психология. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного — поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации52. Юридическая ( правовая ) психология. Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть (интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Ланге. Философское понятие установки играет важную роль в феноменологии Грусселя, Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка может быть не только индивидуальной, но и групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (правовая установка судейского корпуса), так и несоцаолизированной (правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса.54. Правовая праксиология.Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики (совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д.) и правовой установки (под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру).

Правовая культура.

Слово культура происходит от латинского культура, что в переводе означает возделывание, воспитание. В современной культурологии под культурой чаще всего понимают все то, что создано человеком. Особенности культуры: господство над природой, культура требует равновесия духовных и материальных ценностей.

Понятие правовая культура характеризует уровень развития права в обществе. Правовая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, характеризующих правовую действительность. Правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию и хранению.

Сорокин разделил правовую культуру на идеациональную, чувственную и идеалистическую.

57. Особенности правовой культуры в России.Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное противоречивое явление, интерпретация которого – серьезная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Востока и Запада. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейская и не чисто азиатская. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин евразийская культура. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества. 57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого — серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры — восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм — идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о «царстве правды», а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой «правды» также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества — кризис нашей культуры.

Добавить комментарий