Правовой акт государственного управления

Распоряжение — акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым это распоряжение адресовано. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного вопроса, отдельного случая. Распоряжения издают правительство, министерства, ведомства, администрации краев, областей, городов, районов, администрации предприятий, учреждений в пределах прав, предоставленных им законами РФ. https://auto3n.ru вороток дюйма образный вороток 3 8 г образный.

Указание — распорядительный Документ, издаваемый министерствами, ведомствами, организациями, преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов. Право подписи указаний делегируются руководителем своим заместителям или руководителям подразделений в пределах их компетенции. Подготовка и оформление указаний проводятся в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов.

Распорядительная часть указания начинается словами «Предлагаю» («Обязываю»). Указания нумеруются по порядку в пределах календарного года.

Приказ — правовой акт, издаваемый руководителями министерств, ведомств, отделов, управлений, учреждений, объединений, организаций, предприятий, действующими на основе единоначалия. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом. По юридической природе приказ может быть нормативным актом управления, содержащим нормы права, реализующие определенные сферы общественных отношений, и актом применения норм права (например, приказ о назначении на должность).

Приказ является самым распространенным видом распорядительного документа, применяемого в практике управления. Он издается по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных подразделений, утверждения положений, инструкций, правил и тому подобных документов, требующих утверждения организации, предприятия, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и т.д. Посредством приказа руководитель ставит перед работниками основные задачи, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ обязателен для всех работников данной организации или отрасли. В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от их подчиненности.

Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих закону.

Основные виды распорядительных документов подготавливаются в целом аналогично. Это достаточно сложный процесс, различия же возникают на конечной стадии оформления документов, отражающей результат коллегиальной деятельности (в случае постановлений и решений) и единоначалия (в случае постановлений, распоряжений, приказов, указаний).

Можно выделить три стадии подготовки распорядительного документа. Это — изучение существа вопроса и подготовка проекта документа; обсуждение и принятие документа на заседаниях коллегиального органа (в случае постановлений, решений); согласование документа и его подписание.

Процедура составления и оформления распорядительного документа конкретного учреждения может быть описана в инструкции по делопроизводству или в инструкции, устанавливающей порядок работы с документами.

Подготовка проекта распорядительного документа может быть поручена одному или нескольким структурным подразделениям или отдельным должностным лицам. При разработке проектов сложных и больших распорядительных документов могут создаваться рабочие группы. Главное условие, обеспечивающее высокое качество документа, — достаточная компетентность лиц, его готовящих. Чем выше уровень составляемого документа, тем выше требования, предъявляемые к его составителям (профессионализм, глубина знания вопроса, общий культурный уровень, умение четко излагать мысли). Юридическим основанием разработки распорядительного документа могут быть издание документа органами власти и управления, конкретное поручение вышестоящего органа, необходимость осуществления исполнительной и распорядительной деятельности для решения задач, возложенных на учреждение.

Подготовка проекта распорядительного документа требует сбора необходимой информации по существу поставленного вопроса. Для этого используют различные информационно-справочные документы: отчеты, справки, докладные и объяснительные записки, акты, служебную переписку. Собрав и изучив необходимые материалы, получив полную ясность по существу вопроса, четко определив цель издания распорядительного документа, приступают к составлению его проекта. Внимание следует сконцентрировать, прежде всего, на формулировании основных положений конкретного решения. Сначала это делают вчерне, а затем редактируют и уточняют части в порядке согласования.

Перейти на страницу:

Индивидуальные акты государственного управления в отличие от нормативных носят четко выраженный правоисполнительный характер. Они выступают в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих конкретные административные правоотношения.

Индивидуальный акт государственного управления выступает как посредствующее звено между нормой права и ее осуществлением применительно к правам и обязанностям лиц и организаций, как своеобразный рычаг, с помощью которого регулирующее воздействие правовых норм переводится из области общей регламентации в сферу конкретных связей и отношений.

Отличительной особенностью данного вида актов государственного управления является их индивидуальный характер — свойство, давшее название виду. Их проявления, признаки индивидуальных актов по-разному определяются в литературе. В различных сочетаниях называются конкретность предписаний, адресованных персонально определенным субъектам, регулирование конкретных отношений, однократность реализации (применения, исполнения) и др.

Все названные признаки отражают индивидуальный характер рассматриваемых актов, но последний из них нуждается в уточнении.

Однократность реализации предписаний как один из общих признаков этих актов можно понимать лишь в том смысле, что такие предписания имеют разовый характер. Каждый индивидуальный акт государственного управления один раз разрешает конкретное управленческое дело (вопрос).

Действие же акта во времени, как известно, бывает различным. Многие индивидуальные акты вызывают возникновение таких правоотношений, которые прекращаются с однократным действием по исполнению содержащихся в них предписаний, например, приказ руководителя, содержащий кратковременное поручение подчиненному, государственному служащему, постановление о применении штрафа. С выполнением соответствующими сторонами возникших на основе таких актов правоотношений своих обязанностей (выполнение поручения, уплата штрафа) действие этих и подобных им актов прекращается. Но это далеко не всегда так кратковременно, как в приведенных примерах.

Любой приказ о назначении того или иного лица на какую либо должность в государственном аппарате действует в течение всего времени, пока не будет отменен другим приказом или фактически не утратит силу (упразднение органа, ликвидация должности и т.д.). Еще дольше может простираться действие индивидуальных актов, наделяющих какие-либо субъекты правом пользоваться определенными материальными или иными благами. Например, решение о назначении пенсии по старости исполняется каждый месяц, следовательно, многократно, и действовать может годами и даже десятилетиями по отношению к одному конкретному лицу. Такие акты будут действовать с обязательной силой для всего правового сообщества в течение всей жизни этого субъекта, некоторые могут пережить своего субъекта и распространить свое действие на его правопреемников. Верно и то, что связанность вынесенными актами распространяется не только на их адресатов, но и на тех, кто выносит соответствующее решение, а иногда и на их преемников.

Индивидуальный акт государственного управления в отличие от нормативного акта не содержит норм ни административного, ни других отраслей права. Посредством издания (принятия) такого акта обеспечивается реализация норм как административного, так и других отраслей права, например гражданского, земельного, жилищного, в индивидуально определенных правовых ситуациях и в отношении индивидуально определенных физических и (или) юридических лиц.

В этой связи представляется недостаточно обоснованной существующая в литературе по административному праву точка зрения о том, что индивидуальные акты государственного управления являются актами применения только норм административного права. Как показывает анализ административной правоприменительной практики, индивидуальные акты государственного управления издаются органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления в целях применения норм не только административного, но и других отраслей права. Например, решение руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности обеспечивает реализацию соответствующих норм финансового (налогового) права; распоряжение главы местной администрации о предоставлении в аренду гражданину земельного участка — соответствующих норм земельного права; решение компетентного органа исполнительной власти о передаче имущества в оперативное управление конкретного государственного учреждения — соответствующих норм гражданского права.

В индивидуальных актах государственного управления находит свое выражение многосторонняя оперативно распорядительная и правоохранительная деятельность государственных органов (а иногда и органов общественных организаций) в государственном управлении. Издание таких актов — одно из средств выполнения своих обязанностей и реализации прав государственными органами и должностными лицами, один из основных способов решения конкретных дел, возникающих в ходе осуществления задач и функций исполнительной власти.

С помощью этих актов формируется служебный аппарат, обеспечивается оперативное устранение недостатков в работе, осуществляется воздействие по нарушениям государственной и служебной дисциплины, возникающим при осуществлении управления спорам.

Административный договор

Административный договор как одна из административно-правовых форм осуществления государственного управления в науке административного права воспринимается неоднозначно. Актуализация проблемы административного договора на фоне осуществляемых ныне преобразований обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично-правовых отношениях. Публично-правовые установления направляются сегодня не только на традиционное укрепление дисциплины и повышение ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, реализуемых путем применения договорных инструментов как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Часть специалистов не уделяет должного внимания проблематике договорных форм государственного управления, аргументированно полагая, что договор — это форма реализации гражданско-правовых отношений, которая не может быть формой реализации государственно-управленческих задач и функций. В ряде учебников и учебных пособий по административному праву вопрос об административном договоре как форме государственного управления не ставится вообще.

Другая часть ученых, напротив, склонна преувеличивать значение публично-правовых договоров в практике государственного управления, наделяя статусом административного договора все соглашения, которые в полной степени отличаются от закрепленных гражданским законодательством типов договоров.

Обращаясь к общетеоретическому понятию договора, можно сказать, что правовой договор — это волевое соглашение двух и более субъектов права об установлении, применении или прекращении субъектных прав и обязанностей. Это правовой акт, заключение и вступление в юридическую силу которого влечет определенные правовые последствия для его участников.

Договор представляет собой акт многостороннего характера, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воль договаривающих субъектов. Он является универсальным средством правового регулирования и применения как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Все договоры можно разделить на две большие группы: частноправовые (гражданские, трудовые) и публично-правовые (международные, федеральные, административные, финансовые).

Административный договор представляет собой вид сделки, в которой равноправие сторон в значительной степени связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. В системе правовых связей он занимает промежуточную позицию между актом государственного управления, выражающим одностороннее властное волеизъявление государственного органа власти, и договора частноправового характера, основанным на равноправии сторон.

Так как заключение правового договора всегда предполагает определенное равноправное, сознательно-волевое согласование субъектами своего поведения, то специфической особенностью административных договоров является их координирующий (организующий) характер, предполагающий наличие горизонтальных связей между его участниками (администрация вуза — студент, воинское командование — военнослужащий — контрактник и т.п.).

В связи с этим можно предложить следующее определение. Административный договор — основанное на административно-правовых нормах соглашение, юридически зафиксированное в виде многостороннего акта, содержащее в своей основе взаимное и согласное проявление воль сторон — формально равных субъектов права, один из которых является субъектом публичной власти, и имеющее своим предметом установление (изменение или прекращение) взаимных прав этих сторон, а также иных лиц в сфере управления.

Это определение позволяет выделить характерные черты административного договора.

Во-первых, одной из сторон административного договора всегда выступает субъект публичной (государственной или муниципальной) власти. В этом случае муниципальный орган выступает как субъект, реализующий исполнительную власть и наделенный властными полномочиями.

Во-вторых, в административном договоре всегда присутствует публичный интерес, который состоит в необходимости реализации «некого общего блага», в достижении «общественно значимых результатов».

Достаточно часто в административном соглашении присутствуют и частные интересы негосударственных субъектов, вступающих в договор.

В-третьих, административные договоры по своему внутреннему содержанию и функциональной направленности имеют организационный характер, составными элементами которого являются регулирование, координация и контроль.

В-четвертых, административный договор подразумевает согласованность воль участников договора. Однако данное положение не носит характера абсолютного принципа, как это имеет место в частном праве. Зачастую заключение административных договоров не только право, но и обязанность соответствующих субъектов права. Заключение административных договоров связано не только с правами, но и с осуществлением органом публичной исполнительной власти своих обязанностей.

В-пятых, юридическая фиксация административного договора осуществляется, как правило, в письменной форме, хотя в отдельных случаях допускаются и устные соглашения.

В-шестых, орган государственного управления как обязательный участник административного соглашения правомочен контролировать его исполнение, знакомиться со всеми документами, проверять деятельность администрации и трудового коллектива предприятия (учреждения), вступившего в договорные отношения.

В-седьмых, взаимоотношения сторон в административном договоре регулируются исключительно нормами административного права. В таком договоре нет места гражданско-правовым принципам договорных отношений, как и гражданско-правовой ответственности сторон.

Классифицировать административные договоры можно следующим образом:

— контракты о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах внутренних дел и иных видах милитаризованной службы;

— соглашение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с осведомителями;

— договоры казачьих обществ с исполнительными органами государственной власти о правоохранной деятельности, учебных заведений с гражданами об оказании платных услуг;

— соглашения о передаче части своих полномочий;

— договоры об административных услугах;

— деликтные соглашения.

Правовые акты управления могут быть классифицированы по различным критериям. По юридическим свойствам различают нормативные и индивидуальные (административные) правовые акты управления.

Нормативным правовым актом называется акт, содержащий юридические нормы. Следовательно, его сущность предопределяется юридическими свойствами правовой нормы, ее особыми регулятивными свойствами. Отсюда вытекают особое и многогранное значения нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в различных сферах, ибо могут содержать нормы различных, а не только административного, отраслей права.

В частности, нормативным актам принадлежит важная роль в организации и, особенно в непосредственном практическом осуществлении государственного управления.

С их помощью конкретизируется или устанавливается административно-правовое положение субъектов управленческих отношений, регламентируются взаимоотношения между ними. Они выступают правовой основой для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений и т. д.

Индивидуальные административные акты являются актами применения правовых норм. Сами они не содержат таких норм, представляют собой персонифицированные, принимаемые по конкретным вопросам, правовые предписания. Такие акты принимаются на основе общих правил, содержащихся в нормативных актах, и влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений. В этом смысле они — разновидность юридических фактов.

Индивидуальные акты в большей степени, чем нормативные, отвечают требованиям оперативного управления, но их использование не должно вести к необоснованному администрированию.

Примером нормативных правовых актов являются правила приема в вузы, а индивидуального акта — приказ о зачислении конкретного лица в вуз.

Юридическую природу нормативного правового акта определяет наличие в нем правовых норм, обязательных для исполнения, прежде всего теми, на кого распространяется их действие, а не его адресат, который может быть конкретным — индивидуальным, например, законы и положения об отдельных органах исполнительной власти имеют соответствующего конкретного (индивидуального) адресата, всегда являются нормативными правовыми актами.

Поэтому, следует признать ошибочными, хотя и редко встречающимися случаи, когда к нормативным не относятся правовые акты, содержащие нормы права, на том основании, что они адресованы индивидуальному субъекту.

По форме правовые акты могут быть устными и письменными.

В основном правовые акты управления имеют письменную форму, а устную форму имеют, в редких, предусмотренных нормами права, особых случаях, нуждающихся в немедленной реакции на ситуацию, на поведение гражданина, деятельность организации (устные приказы военачальников, других должностных лиц подчиненным, действующим в чрезвычайных ситуациях). Но такие случаи должны быть специально оговорены в нормативных правовых актах. Кроме того, акты коллегиальных органов могут быть только письменными.

Письменный акт — это служебный документ, признаваемый правовым актом управления.

Под письменной формой акта понимается, прежде всего, его наименование, а также реквизиты, указывающие, по какому вопросу, кем, когда принят акт, место его принятия. Иногда предусматриваются реквизиты, выражающие требования к его содержанию (например, реквизиты постановления по делу об административном правонарушении — ст. 29.10 КоАП РФ).

Наименования правовых актов с точки зрения их форм установлены нормативными правовыми актами.

Актами Правительства РФ являются постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характеpа, в форме распоряжений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г, (в ред. от 11 февраля 1999 г.) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» указанные в нем органы издают акты в виде, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Перечни форм правовых актов, в которых они могут издаваться каждым органом исполнительной власти, часто не совпадают. Все они издают акты в виде приказов, инструкций, а некоторые из них издают акты иных наименований. Например, Минздрав России издает постановления, в частности, по санитарно-эпидемиологическим вопросам.

По ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной: власти субъектов РФ» высшие должностные лица субъектов РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ издают указы (постановления), распоряжения (ст. 22). Правовые формы актов управления иных органов исполнительной власти, субъектов РФ, устанавливаются их конституциями, уставами, законами и нормативными правовыми актами, устанавливающими правовое положение этих органов.

В действительности высшие должностные лица субъектов РФ издают указы (президенты), постановления и распоряжения, высший орган исполнительной власти субъекта РФ — издает постановления и распоряжения, а иные его органы — обычно приказы и инструкции.

Необходимо подчеркнуть, что независимо от конкретного наименования нормативные правовые акты могут издавать не все органы управления. Так, постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. содержит прямой запрет структурным подразделениям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, издавать нормативные правовые акты.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 нормативные правовые акты издают федеральные министерства; индивидуальные правовые акты — федеральные службы, федеральные агентства.

Особой разновидностью правовых актов управления являются совместные акты, которые принимаются как федеральными органами исполнительной власти, так и органами субъектов РФ. Это легитимная форма взаимодействия (сотрудничества) таких органов. Формами совместных актов обычно являются приказы или инструкции. Другие государственные органы (их должностные лица), т. е. формально не отнесенные к органам исполнительной власти, издают правовые акты в формах, предусмотренных в актах, устанавливающих их правовое положение. Обычно это приказы, распоряжения ненормативного характера.

Помимо органов государственного управления правовые акты управления издаются также органами местного самоуправления, наименование которых определяется уставом муниципального образования. Данное право органов местного самоуправления, являющихся, как известно, субъектами публичной власти, предусмотрено в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Специфические формы правовых актов представляют собой учредительные документы — уставы (положения) государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Как известно, правовой статус юридических лиц, которыми являются и указанные предприятия и учреждения, устанавливается законами и учредительными документами. В литературе иногда все такие документы без достаточных юридических оснований характеризуются как сделки. Учредительные документы государственных и муниципальных юридических лиц утверждаются государственными и муниципальными органами в одностороннем властном порядке, их юридическое содержание не является результатом какого-либо соглашения.

Сомнительна также однозначная характеристика юридической, природы учредительных документов негосударственных коммерческих юридических лиц: учредительных договоров и уставов хозяйственных обществ, производственных кооперативов. Коллективная воля, выраженная при утверждении устава общества, кооператива, отличается от воли стороны сделки. Однако этот вопрос нуждается в изучении. Со значительной долей уверенности можно назвать сделкой договор простои* товарищества, но оно не является юридическим лицом.

В системе правовых актов важное место занимают локальные правовые акты. Ими признаются акты, издаваемые органами, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и регулирующие здесь внутренние общественные отношения. Такого рода акты нередко содержат и нормы административного права по вопросам их охраны, общественной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и др.

Осуществление государственной деятельности всегда сопровождается принятием административных актов. В этой статье мы рассмотрим основные правовые акты управления, понятие и виды их, а также характерные особенности и юридическое значение в правовой практике.

Понятие правовых актов

Правовой акт управления представляет собой властное волеизъявление государственных органов и их уполномоченных представителей в виде предписаний, которые направлены на изменение в определённую сторону административных правоотношений. Административно-правовые акты управления, будучи изданными уполномоченными лицами в одностороннем порядке, представляют основную форму выполнения обязанностей, функций государственной деятельности исполнительной ветви власти. Подобные акты отличаются от служебных документов (являющихся не чем иным, как простым источником информации) поскольку на законном основании регулируют общественные правоотношения, изменяя, прекращая или наделяя адресата отдельными правами и обязанностями.

Все виды правовых актов управления имеют законную силу. Это означает, что неисполнение или грубое нарушение их положений юридически наказуемо. Для вступления правовых актов в силу необходимы полномочные действия исполнителей функций государственного управления в строгом соответствии с установленной для этих целей процедурой.

Свойства правовых актов

Основные виды правовых актов управления имеют следующие характеристики:

  • Подзаконный характер, что означает соответствие и непротиворечивость акта принципам действующего законодательства страны, состоящего из Конституции, федеральных законов, в том числе и законопроектов субъектов РФ, республик, автономных округов и прочих территориальных объединений в её составе. Хоть административные акты обладают юридической силой, они всё же не являются законами. Они разрабатывается согласно законам и на их основе, а также имеют целью обеспечение соблюдения положений законопроектов. Таким образом, юридическая сила закона превосходит таковую для административных актов.
  • Односторонность актов отличает их от различного рода договоров, в которых права и обязанности имеют обе стороны. В случае же с актами управления односторонность заключается в наличии властного требования исполнения типовых норм поведения для беспрекословного подчинения для круга лиц. Пример: акты Правительства РФ в области образования в виде постановлений определяют правила поведения всех участников данной сферы, начиная от образовательных учреждений и заканчивая должностными лицами системы образования.
  • Правовая основа, которая может выражаться в ведении общих норм и принципов административно-правового взаимодействия целых сообществ или отдельных граждан.
  • Беспрекословное исполнение положений документа всеми субъектами, на которых распространяется его действие, независимо от ранга и полномочий лиц и органов.
  • Издаётся исключительно органами исполнительной власти или другими компетентными субъектами административной государственной структуры. Пример: акты президента РФ, правительства, администрации территориальных субъектов РФ и т.д.
  • Наступление установленных юридических последствий (вплоть до лишения свободы) в случае неисполнения и нарушения предписаний правового акта лицами, на которых распространяется его действие.
  • Официальность, которая подразумевает, что субъект исполнительного органа действует исключительно от имени государства, а не от своего собственного.

Значение правовых актов управления в РФ

В правопроизводстве правовые акты госуправления очень значимы, поскольку:

  • в ряде случаев являются правовым основанием для принятия последующих нормативных актов нижестоящими по иерархической лестнице структурами; например, приказ дирекции университета на основании приказа министерства образования страны;
  • все виды правовых актов управления являются инструментом регулирования правоотношений, устанавливающим одинаковые правила правового взаимодействия для широкого или узкого круга лиц;
  • выступают в виде юридических фактов, устанавливающих возникновение или прекращения правоотношений; например, издание приказа о вступлении в должностные обязанности министра МЧС;
  • могут быть основанием для возбуждения юридических дел, а также рассмотрены в качестве доказательств при ведении процесса.

Требования к правовым актам и их содержание

Содержание правового акта управления заключается в предписаниях, диктующих нормы взаимоотношений в области государственного управления для лиц, занимающих административные должности, а также для соответствующих структур. Также содержанием данных актов может стать факт установления (прекращения) административно-правовых отношений. Так, например, приказ о назначении на пост министра финансов — это правовой акт государственного управления, содержанием которого является присуждение должностному лицу статуса министра финансов страны.

Поскольку административно-правовые акты являются инструментом исполнения государственных управленческих функций, то они должны выполнять ряд обязательных требований, а именно:

  • Законность, то есть соответствие содержания акта положениям основных законов страны и наличие юридических оснований для его принятия. Порядок принятия и публикация документа также должны происходить в рамках закона с обязательным указанием необходимых реквизитов.
  • Корректность, которая заключается в юридически и орфографически грамотном изложении содержания, исключающее двузначность его толкования. Также должна быть соблюдена структура документа: главы, пункты и подпункты.
  • Специальные требования, которые предъявляются к некоторым видам правовых актов управления. Это в ряде случаев означает временные ограничения для принятия акта, необходимость согласования и утверждения у определённых должностных лиц и структур, регистрацию в реестрах.

Порядок принятия административных актов

Порядок принятия правовых актов управления относится к административным процессам и имеет под собой довольно широкую правовую базу, осуществляющую регулирование последних. В свою очередь, порядок принятия актов зависит от их вида, а также от издающего органа, будь то правительство, президент или местное самоуправление в РФ, через соответствующие органы исполнительной власти. Тем не менее для процедуры принятия для всех актов существует ряд общих положений, заключающихся в следующих последовательных этапах:

  • Разработка проекта — начальный этап подготовки нормативного документа, осуществляемый уполномоченным органом или компетентным должностным лицом в соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой. При этом инициатором проекта может быть любая организация, в том числе и местное самоуправление в РФ, то есть народ.
  • Определение содержание проекта, сопровождаемое обсуждением вопроса, который лег в его основу, и поиск вариантов решения. Если проект разрабатывается коллегиально, то процесс принятия решения сопровождается обязательным голосованием, а если одним чиновником, то этап завершается подписанием нормативного документа.
  • Доведение содержания акта нормативно-административного акта до круга исполнителей путём издания его в СМИ или индивидуальной рассылки адресатам (в случае, если решение касается узкого круга лиц). Во втором случае знакомство с содержанием документа часто осуществляется под расписку.
  • Согласование проекта с заинтересованными государственными структурами. Поскольку эта стадия является промежуточной, то может касаться не нормативных решений. Чаще всего этот этап проходят акты органов местного самоуправления, но, согласно практике, подобный алгоритм встречается и в других государственных структурах. Например, при разработке актов, касающихся вопросов образования, требуется согласование проекта с Министерством образования и науки.

После вступления в силу нормативно-административного документа могут быть приняты дополнительные решения уполномоченным органом, который вносит изменения в содержание проекта, приостанавливает действие правового акта или вовсе его отменяет. В противном случае акт является активным до предписанного конца срока его действия.

Классификация правовых актов управления

Изучая разновидности актов управления, следует отметить, что наибольшее значение имеет критерий юридического содержания. В этой связи основными видами управленческих документов являются:

  • нормативные акты;
  • индивидуальные.

Кроме юридического содержания, нормативные административные акты можно сгруппировать и по другим критериям, а именно:

  • по издающим органам (акты правительства РФ, президента и др.);
  • по характеру компетенции издающего органа (акты общие, отраслевые, межотраслевые);
  • по территориальному признаку (федеральные акты, акты субъектов, акты органов местного самоуправления).

Ниже рассмотрим все виды детальнее.

Правовые акты по юридическому содержанию

Нормативные акты управления являются основной правовой базой для административных законопроектов. Как правило, рассчитаны они на долгосрочную перспективу для большого круга лиц. В нормативных актах содержатся основные правила поведения (нормы), регулирующие правоотношения в государственном аппарате управления. Кроме этого, они определяют статус структур исполнительной власти, устанавливают порядок исполнения государственных функций, а также разграничивают сферу влияния и должностные полномочия управленческих органов.

Отличие индивидуальных правовых актов государственного управления от нормативных состоит в первую очередь в том, что они носят нерегламентированный характер и не содержат нормы (типовые правила поведения). Эти проекты действуют единожды, находят своё применение к отдельным ситуациям и часто адресованы конкретному лицу или кругу лиц. Таким образом, индивидуальные акты — это не что иное, как волевое решение органа (уполномоченного лица) исполнительной власти, связанное с возникновением/прекращением определённых правооотношений касательно отдельно взятого случая. В качестве примера можно упомянуть указ Президента о присвоении награды и звания Героя России гражданину, совершившему какой-то доблестный поступок, подвиг.

На практике встречаются и смешанные акты госуправления. Яркий пример — приказы, издаваемые министерствами, которые рассчитаны на неопределённое количество времени и предназначены для большого круга лиц, но при этом для выполнения положений данного акта требуются конкретные действия конкретного должностного лица.

Виды актов по издающему органу

Административные акты в России издаются органами исполнительной власти всех уровней: федерального значения, на уровне субъектов РФ, а также местной администрацией. Таким образом, виды актов управления по издающим органам существуют следующие:

  • Акты Президента РФ, включающие указы и распоряжения.
  • Правительственные акты (распоряжения, постановления).
  • Акты министерств РФ включают приказы, постановления, инструкции, указания и иные нормативные документы, отражающие и регулирующие правоотношения в отрасли, подведомственной определённому министерству.
  • Акты главы администрации федерального субъекта. Губернатор издаёт постановления и распоряжения для выполнения управленческих функций исполнительной власти на уровне субъекта РФ.
  • Акты руководителя органа администрации федерального субъекта: приказы и указания.
  • Акты местной администрации (постановления, распоряжения, приказы).

Виды актов по характеру компетенции издающих органов

По данному критерию акты подразделяются на общие, отраслевые и межотраслевые. Общие административные акты принимаются субъектами исполнительной власти общего значения, такими как Президент РФ, правительство, главы субъектов, республик и автономных округов, входящих в состав России.

Отраслевые акты регулируют правоотношения в аппарате государственного управления на уровне определённой отрасли народного хозяйства страны. К ним относятся акты министерств (МВД, МЧС, МИД, Минюст, Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки и др.), ведомств, управлений, служб и т.д.

Межотраслевые акты издаются органами соответствующей компетенции, такими как Госкомитет по статистике, Федеральное агентство метрологии и технического контроля. Эти акты должны исполняться не только всеми государственными структурами, независимо от того, к какому ведомству они относятся, но и всеми гражданами.

Административные акты в зависимости от территориальной принадлежности

Исходя из территориального признака, нормативные акты управления делятся на три группы:

  • федеральные акты, а также акты республик и автономных округов в составе РФ;
  • акты субъектов РФ, действующие в рамках определённого края, области или округа;
  • акты органов местного самоуправления, то есть органов административно-территориальной единицы, коими являются город, село, посёлок.

Добавить комментарий