Правовой акт принятый высшим представительным органом государства

Закон (юридический) — нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно населением страны (в порядке референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования. Установление места и роли закона в правовой системе связано с тем, что он формируется и издается законодательной властью, что все другие нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение закона, т.е. ставятся в положение подзаконных, что закон обладает высшим правовым авторитетом («суверенностью»), поскольку не нуждается в чьем-либо одобрении, что принятие закона происходит с соблюдением особой законодательной процедуры. В процессе построения правового государства и утверждения принципа господства закона неизбежно возрастание его значения. Принято различать конституционные и обыкновенные законы. Конституционные законы — это, прежде всего, сама конституция и непосредственно ею предусмотренные и конкретизирующие ее установления. Например, Закон «О Правительстве РФ» и др. Обыкновенные законы (кодификационные и текущие) регулируют относительно обособленные области общественных отношений, например Таможенный кодекс, либо более конкретные вопросы, например Закон «О банкротстве». В федеративных государствах имеются законы субъектов федерации.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.

Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Основные признаки закона:

1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;

2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;

3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;

4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;

5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.

Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:

– Конституция РФ – Основной Закон государства;

– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;

– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;

б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;

– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;

г) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– законы субъектов Федерации;

д) по отраслям права:

– государственно–правовые;

– уголовно–правовые;

– гражданско–правовые и т. д.

Понятие, признаки и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сферам действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— объему регулирования (общие и специальные).

15.4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов.

1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 3273 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Как уже было отмечено, нормативные правовые акты являются основным источником российского права, именно на их создание направлены основные усилия юридической, правоустановительной техники.

Определим понятие нормативного правового акта, как наиболее важной и распространенной формы права.

В самом общем виде, нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом (государственным или местным органом, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Система нормативных правовых актов в России объединяет в себе правовые акты центральных федеральных органов власти, акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

Исходя из особенностей правового положения субъекта правотворчества все правовые акты подразделяются на акты:

  • • государственных органов;
  • • общественных объединений;
  • • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
  • • принятые в порядке референдума.

По сфере действия они делятся на акты:

  • • общефедеральные;
  • • субъектов РФ;
  • • органов местного самоуправления;
  • • локальные.

В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты подразделяются на законы — акты, имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные акты — акты, принятые во исполнение законов и не противоречащие им.

Понятие и виды законодательных актов

Среди нормативных правовых актов выделяют законодательные акты — законы, которые обладают рядом отличительных признаков.:

  • — принимаются исключительно коллегиально только законодательными (представительными) органами или непосредственно народом;
  • — обладают высшей юридической силой, означающей, что содержание всех иных правовых актов не должно противоречить законам, —по общему правилу, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал (исключение в России составляет Конституционный Суд РФ);
  • — регулируют наиболее значимые общественные отношения;
  • — содержат первичные нормы, носящие исходный характер;
  • — принимаются в особом процедурном порядке.

Суммируя вышеперечисленные признаки, можно определить

закон как принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Для закрепления наиболее значимых правовых норм российская правовая система оперирует несколькими видами законов (рис. 2.4), рассмотрим их в порядке убывания юридической силы.

Рис. 2.4. Виды законодательных актов

Конституционные законы закрепляют основы различных сфер общественного и государственного строя, являются юридической базой для текущего национального законодательства. К таким законам относят Конституцию и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие конституционное содержание.

Конституция РФ является основным законом государства, отражая расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляя баланс их интересов. Различают фактическую (реальные отношения в обществе) и юридическую (правовое оформление этих отношений) конституции.

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ, непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании данной статьи Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

В тексте Конституции РФ содержится 14 бланкетных ссылок на необходимые федеральные конституционные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

— статутные законы — детализирующие конституционный статус центральных государственных институтов и органов, их 10 (о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме, о Конституционном, Верховном Суде РФ, судеб-

ной системе, Конституционном Собрании, о государственном флаге, гербе и гимне РФ);

  • — акты, определяющие различные государственно-правовые состояния (чрезвычайное и военное положение);
  • — законы, касающиеся вопросов изменения состава Российской Федерации (принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно правового статуса субъекта РФ).

Прямое закрепление в Конституции РФ данных актов, более сложная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации, невозможность наложения в отношение них отлагательного вето Президента РФ) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляя текущее законодательство и регулируя различные сферы общественной жизни — экономику, политику, культуру, образование, социальную сферу и др.

Особой разновидностью этих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.

Чрезвычайные (исключительные) законы — принимаемые при конкретных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носящие временный характер акты.

Нормативно-правовой акт

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Признаки нормативных правовых актов

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм

Законы и подзаконные акты

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Законы
  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.
  • комплексные

Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

Примечания

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.

Право
Теория права Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение
Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность
Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина
Учения о праве Теория государства и права · Энциклопедия права
История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права
Система права Правовая норма · Источники права · Договор · Закон
Материальное право и процессуальное право · Частное и публичное право
Отрасли права Конституционное право · Административное право · Муниципальное право
Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражно-процессуальное право
Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право
Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Экологическое право
Правовые дисциплины Налоговое право · Банковское право · Предпринимательское право · Коммерческое право
Юридическая этика · Юридическая психология
Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия
Правовые системы Сравнительное правоведение · Римское право · Обычное право
Романо-германская правовая семья · Англо-саксонская правовая семья · Скандинавская правовая система
Религиозная правовая семья: исламское право и иудейское право
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Наднациональное право
Юриспруденция Законодательство · Юридическая техника · Толкование права · Правосудие · Правоохранительные органы
Адвокатура · Юридическая профессия · Известные юристы · Правовая культура
Категория · Портал · Проект

Добавить комментарий