Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод

Практика защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах показывает, что она осуществляется с помощью системы принципов, институтов, механизмов и процедурно-правовых правил и базируется на принципах конституционно-правовой и международно-правовой обязанности государства.

Эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе является конституционное правосудие. Оно возложено на специализированные конституционные суды, которые наделены полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Защита прав и свобод человека осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм их деятельности:

  • 1) абстрактной;
  • 2) конкретной;
  • 3) индивидуальной (коллективной).

Конституционные суды, осуществляя функции защиты, следят за соответствием Конституции законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений. Рассмотрим функции каждой из трех форм.

Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи в Конституционный суд запроса о конституционности принятых законов и других нормативных актов, независимо от их применения в конкретных правоотношениях.

Цель этого вида контроля — соблюдение законодателем Конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов.

Эта форма действует в странах с централизованной системой конституционного контроля. В порядке абстрактного контроля Конституционный суд устраняет законодательные нарушения прав и свобод человека. Такой контроль используется, в основном, в странах континентального права: Австрии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии и др.

Конкретный контроль, часто именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Эта форма наиболее широко используется в странах с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы права. Данный вид контроля также действует и в ряде стран континентального права, где существует централизованная система конституционного контроля, осуществляемого специализированными органами.

Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции не контролируют соответствий нормативно-юридических актов Конституции. Здесь общие суды могут только ставить этот вопрос перед Конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в таких пределах обеспечивать соответствие закона Конституции. Конкретный контроль действует в следующих странах: Италии, Австрии, ФРГ и др.

Индивидуальный (коллективный) контроль осуществляется в форме рассмотрения индивидуальной (коллективной) жалобы. Индивид, а также различные объединения граждан, юридических лиц наделены правом подавать в Конституционный суд жалобы о нарушениях своих прав и свобод законами, другими нормативно-правовыми актами, судебными решениями.

Широкие полномочия конституционного правосудия в защите прав и свобод человека обусловлены рядом принципов, утвердившихся в послевоенный период в системе национального, регионального и международного права. К их числу, прежде всего, относятся:

  • 1) признание прав и свобод человека в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе внутригосударственного и международного права;
  • 2) закрепление на уровне Конституции и международных пактов принципа, из которого следует, что права человека обязывают власти государства (законодательную, исполнительную, судебную) соблюдать в качестве непосредственно действующего права;
  • 3) признание индивида субъектом международно-правовых отношений.

Важное место в системе конституционного правосудия занимает институт индивидуальной жалобы, открывающий человеку и гражданину прямой доступ в органы конституционного контроля.

  • — независимость положения в системе государственных органов;
  • — несменяемость в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначен;
  • — открытость и доступность для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод;
  • — отсутствие формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений;
  • — бесплатность оказания гражданам помощи и т.д.

Все эти принципы и процедуры способствуют выполнению омбудсменом функций защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.

В соответствии с Законом, парламентский омбудсмен в пределах своей компетенции рассматривает жалобы гражданина любые действия министерств и ведомств, если эти действия не могут быть обжалованы в суде или трибунале.

Таким образом, основные демократические черты института омбудсмена — независимость, открытость и доступность для граждан — способствовали тому, что он обрел прочные позиции в системе правозащитных механизмов многих стран.

Эффективное функционирование этого института в защите граждан от произвола и злоупотреблений со стороны разросшегося повсюду аппарата исполнительной власти обеспечивает авторитет и популярность омбудсмена в обществе.

Учитывая этот позитивный опыт, Конституция РФ учредила должность Уполномоченного по правам человека.

В сфере защиты прав и свобод человека значительное место принадлежит конституционному праву на петицию, которым наделяются как индивид, так и объединения лиц. Обычно это право закрепляется в конституциях в качестве субъективного права гражданина, а в некоторых странах предоставляется каждому, включая иностранцев.

Традиционно употребляемый законодателем и доктриной термин «петиция» охватывает такие ее разновидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают деятельность государственных органов, прежде всего, в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также информируют публичную власть о сложившемся понимании какой-либо общественно значимой проблемы или интереса. В последнем случае право подачи петиции становится осуществлением принадлежащей каждому свободы выражать свое мнение.

Отметим, что в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий «петиция» и «обращение» не совпадают.

Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсмену и т.д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя.

Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, парламентские регламенты и законы.

В системе юридических гарантий прав и свобод человека трудно переоценить значение специальных процессуальных правил и процедур, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека. Известно, что материальные права и свободы могут быть реализованы только посредством определенных процессуальных процедур, которые гарантируют особый порядок их защиты.

Выделим и рассмотрим одну из наиболее значимых процедур, применяемых в практике многих зарубежных стран, — «хабеас корпус». Это традиционное наименование судебного приказа, который направляется должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставить арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Впервые эта процедура была введена в Англии Законом 1679 г. Согласно Закону, каждый задержанный или арестованный, а также тот, кому было отказано в освобождении под залог, имеет право обратиться в суд с просьбой осуществить производство на основе «хабеас корпус». В соответствии с заявлением судья адресует требование учреждению, в котором находится задержанный, доставить его в течение 24 часов в суд, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Процедура «хабеас корпус» широко применяется почти во всех странах континентальной Европы. Соответствующие нормы содержатся также в специальных законах о возмещении государством материального и морального ущерба за незаконный арест.

Административная юстиция — самостоятельная система специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействиями) или решениями администрации. Следовательно, основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления.

В числе факторов, которые непосредственно усиливают влияние административной юстиции, следует указать интенсивное воздействие государства на все основные сферы общественной жизни, а также тенденцию к непрерывному росту в государственном механизме значения и потенциала исполнительной власти. Не является секретом, что большая угроза нарушения прав отдельного гражданина исходит от органов государственного управления, возможные злоупотребления которых подлежат контролю со стороны административного судьи.

Рост коллизий между должностными лицами и гражданами предполагает необходимость создания целостной автономной системы административных судов, которые призваны аннулировать неправомерный административно-юридический акт и тем самым восстановить нарушенное субъективное право индивида.

Жизнь доказывает, что односторонние властные полномочия нередко являются источником различных злоупотреблений, судьи административной юстиции призваны их пресекать, наказывая при этом неправомерно действующих чиновников.

Как правило, эти судьи имеют право не только проверять законность управленческих мер, но и оценивать их целесообразность. Следовательно, роль административной юстиции по отношению к управленческой деятельности подобна той, которую играет по отношению к законодательной власти конституционная юстиция.

Существующие современные модели административной юстиции в различных странах свидетельствуют о существовании многочисленных разновидностей этого института. Обязанность государства обеспечить гражданину судебную защиту его законных прав и интересов является важным элементом правовой государственности.

Административная юстиция — эффективный инструмент ограждения личности от незаконных или необоснованных притеснений публичных властей, поскольку одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость.

Добавить комментарий