Правовой обычай и судебный прецедент

Обычай прецедент закон что их объединяет

Формирование особого нормативного института

В современной доктрине различают следующие виды правового прецедента:

  • Административный. Он представляет собой решение, принимаемое управленческим органом или инстанцией соответствующей юрисдикции.
  • Судебный. Он представлен в качестве решения, принимаемого по уголовному либо гражданскому делу.

89. Нормативный договор как источник (форма) права. Межгосударственные и международные договоры.

Нормативный договор– это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)

Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.

Внутринациональныйдоговор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.

1. Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

2. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

3. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

4. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель – достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как

Необходимо отметить, что правовой обычай в отличие от других источников права характеризуется тем, что его автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.

Итак, под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведения, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты.

Судебный прецедент — это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному делу, которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичных дел.

Сложилась практика, что судебный прецедент создается не любым судом, а только высшими органами судебной власти и по конкретному делу, которое становится обязательным для нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел.

Можно отметить ряд характерных признаков судебного прецедента, отличающие его от других источников права:

1. Судебный прецедент создается только органом судебной власти, а именно высшими судебными органами.

2. Судебный прецедент требует определенной юридической процедуры.

3. Судебный прецедент обладает обязательностью применения.

4. Судебный прецедент подлежит официальному опубликованию, как правило, в специальных сборниках.

В правовой системе России судебный прецедент не признавался источником права, хотя судебная практика и прецеденты высших судебных органов играли определенную роль при разрешении сходных казусов, когда норма закона отсутствовала.

Немаловажным фактором, способствующим утверждению прецедента в правовой системе России, является прецедентное право Европейского Суда, юрисдикцию которого по правам человека признала Россия.

С формально-теоретических позиций все это правильно. Но юридическая природа и правовой статус принятых судебными органами (их высшими инстанциями) некоторых решений дают основание, позволяют сделать иные выводы.

Нормативный договор как специфический источник права имеет большую гибкость, большую вариативность в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.

Нормативные договоры заключаются в управленческой сфере между министерствами, ведомствами, департаментами и др. органами государственной власти о сотрудничестве, о делегировании полномочий и т. д.

Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Встречаются такие его виды, как договор, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др.

В последние годы международные договоры, пакты, конвенции направляются на признание естественных прав человека и гражданина, закрепление государственно-правовых гарантий их защиты и обеспечения.

44 Вопрос: Правовой обычай и правовой прецедент

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

носят локальный характер;

тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

их применение обеспечивается санкцией государства;

отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

В странах общего права к обычаю предъявляются еще и такие требования, как непрерывность действия, использование с общего миролюбивого согласия, обязательная сила, определенность и согласованность.

Исторически первые источники права состояли из обычаев, систематизированных в определенном порядке.

Авторы Законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они еще не проводили.

Главными источниками Законника были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще. Смертная казнь упоминается в 30 случаях. Была она, как правило, мучительной: сожжение, утопление, насажение на кол.

Судья не мог изменить уже вынесенное решение. В противном случае его самого ждало суровое наказание. Высшей судебной инстанцией был сам царь.

Законы Ману (I век до н. э.)

Написаны в форме двустиший (2685 статей). Авторы – жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ.

Непременным условием всякого договора была его публичность.

Развод для жены невозможен: Ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа ; Муж может оставить жену, если она его ненавидит ; жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых – на десятом, но сварливая немедленно .

Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Клятва человека приравнивалась к свидетельским показаниям.

Прецедент – это увековеченный принцип.

Под прецедентом принято понимать характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах.

Правовой прецедент – это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

Исследователи отмечают, что, говоря о соотношении прецедента и закона, необходимо учитывать по меньшей мере три фактора:

утрату прецедентом со второй половины XIX в. своего верховенства в правовой системе;

надгосударственный характер общего права, действующего в большой группе англоязычных стран.

В других (кроме Англии) странах общего права судебный прецедент действует лишь на определенную ограничивающую дату. Неодинакова и степень строгости в следовании правилу прецедента.

В Великобритании, например, правила прецедента раскрываются в следующих основных положениях:

решения, вынесенные высшей судебной инстанцией – палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов;

решения, принятые Апелляционным судом, состоящим из двух отделений – гражданского и уголовного, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда;

С учетом особенностей действия судебного прецедента во времени учеными выделяются три варианта его применения:

новый прецедент применяется только к правоотношениям, возникшим после его принятия (перспективное действие прецедента);

новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после его принятия, но и к фактам дел, находящихся в производстве ранее (настоящее перспективное действие прецедента);

новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после, но и до его принятия (ретроспективное действие). В этом случае наблюдается обратная сила прецедента.

Комментариев пока нет!

Правовой обычай, правовой прецедент: понятие и роль в правовом регулировании

Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям; это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.

Обычное право – хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма.

И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота). Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.

2015 N 25″О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” уточняет, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.

Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.

Достоинства обычая:

    • существует в устной форме, выражен доступным языком;
    • возникает не «сверху», а «снизу», в силу этого полнее выражает волю народа, его потребности;
    • большая добровольность в исполнении (так как основан на привычке).

Недостатки обычая:

    • неопределенность (поскольку не зафиксирован в письменном виде);
    • носит консервативный и региональный характер.

Правовой прецедент

Юридический (правовой) прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.

Административный прецедент – такое поведение государственного органа, должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах.

Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона (прецеденттолкования). Данный источник права характерен для стран с так называемой англосаксонской системой права, основанной на прецедентном праве (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия и др.).

Достоинства прецедентов:

    • прецедент – это результат логики и здравого смысла (правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом);
    • больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.

Недостатки прецедентов:

    • нет авторитета, присущего нормативному акту;
    • есть возможность произвола.

Прецедент в российском праве

В связи с появлением и российской правовой системе Конституционного Суда РФ, естественно, встал вопрос о юридической природе его постановлений.

В соответствии с законодательством РФ:

    1. решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения;
    2. они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами;
    3. юридическая сила постановлений о признании актов неконституционными «не может быть преодолена повторным принятием этого же акта»;
    4. решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях»;
    5. неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, по сути, постановления Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений законов противоречащими Конституции РФ являются источником права или примером фактического применения судебного прецедента в России.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине «Теория государства и права (ТГП)»

Юридический прецедент — это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

Характеристики правового прецедента как источника права:

— множественность — в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;

— казуистичность — прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;

— гибкость — позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.

Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела — это и есть норма права, заключённая в решении.

Правовой обычай как источник права – это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права, то есть это обычай санкционированный государством.

Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина «обычное право», как в неюридическом смысле «протоправо», так и в чисто юридическом «правовой обычай». Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под ее содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права.

Необходимо выделить основные способы государственного санкционирования обычаев: законодательный; правоприменительный; ведомственный и других государственных органов; договорной; «молчаливый» санкционирование посредством соблюдения обычая в деятельности государственных органов и учреждений; признание государствами международного обычая; государственное санкционирование обычаев, систематизированных и признанных негосударственными организациями.

Можно выделить несколько основных субъектов санкционирования правовых обычаев: государство как основной субъект, осуществляющий санкционирование через государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти; стороны

договора; негосударственные организации; государства как субъекты международного права.

Принимая во внимание разнообразие способов санкционирования, их логично классифицировать на две большие группы: прямое санкционирование и опосредованное (делегированное), когда государство предоставляет возможность другим субъектам наделять правовой формой обычные нормы.

Выделяются следующие критерии классификации и виды правовых обычаев:

— По способам санкционирования:

а) ссылочные – ссылка в нормативном акте, в правоприменительном решении;

б) соблюдаемые в деятельности государственных органов (путем соблюдения в деятельности государственного аппарата);

в) международно-признанные;

г) договорные;

д) неофициально систематизированные правовые обычаи, то есть через деятельность негосударственных организаций.

— По характеру санкционирования:

а) непосредственные;

б) опосредованные.

— По сфере действия:

а) местные;

б) национальные;

в) специальные;

г) артикулярные международные обычные нормы.

— По характеру действия:

а) основные;

б) субсидиарные.

— По отраслям права:

а) конституционные;

б) гражданско-правовые;

в) международные правовые обычаи и другие.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права.

Источники права

Определение 1

Источники права — это формы выражения права, с помощью которых воля государства поднимается до уровня всеобщей обязанности и становится верховенством права.

Воля государства, выраженная в форме судебных норм (правил поведения), должна быть сформулирована таким образом, чтобы более широкие слои населения могли признавать эти нормы.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

  • юридический обычай;
  • правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • нормативный договор;
  • юридическая наука.

Правовой обычай — это неписаная норма поведения, сложившаяся в результате ее текущего и многократного использования в течение длительного времени и признанная государством в качестве общепринятой нормы.

Таким образом, обычай проявляется как средство для дальнейшего формирования права. Он сохраняется только в той мере, в какой факты выражают его реальность. Любой новый обычай считается новым образцом какой-то уже сложившейся привычки, а каждая новая форма обычая по-своему моделирует содержание старого варианта обычая. Поэтому обычаи, по сравнению с другими источниками (формами выражения) права, обладают большей гибкостью и пластичностью.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Религиозные тексты как источник права в отдельных правовых системах 400 руб.
  • Реферат Религиозные тексты как источник права в отдельных правовых системах 250 руб.
  • Контрольная работа Религиозные тексты как источник права в отдельных правовых системах 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых документах, является нормативный акт. Правовой отличается от обычая главным образом тем, что его показатели регистрируются, а не сохраняются только в памяти. Поэтому его появление было более понятным и простым в использовании. В современных условиях нормальный правовой акт как одна из наиболее удачных форм выражения судебных норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения страны. Нормативный акт — это письменный официальный документ (законодательный акт), изданный компетентным органом и содержащий решение о принятии, изменении или отмене тех или иных судебных норм.

Судебные нормы, включенные в нормативные правовые акты, воспроизводят, конкретизируют, удовлетворяют, а иногда и отменяются правовыми нормами, включенными в другие источники права.

В некоторых странах широко используется такой источник права, как правовой прецедент. Суть его заключается в том, что решение судебной власти по конкретному делу является официально общей нормой, образцом разрешения аналогичных дел другими судами, либо служит примером толкования закона.

Поэтому судебный прецедент — это решение по конкретному делу, которое в обязательном порядке применяется в судах той же инстанции или нижестоящих инстанций при рассмотрении аналогичных дел.

В некоторых случаях источником права может быть нормативный договор. Его главное отличие от всех других источников права состоит в том, что в нем содержится норма права, которой является общее правило, связывающее неопределенное число людей. Однако, в отличие от других видов договоров, нормативный правовой договор также отвечает условиям действительности договоров. Для формирования нормативного договора необходимы:

  • согласие двух или более человек;
  • взаимное признание этого источника права.

Еще одно отличие нормативного правового договора состоит в том, что он может содержать не только моральные нормы, но и моральные принципы (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

Особенностью этой формы выражения права является то, что она не утверждается каким-либо законодательным органом, а является юридическим соглашением договаривающихся сторон.

Действительно, нормативный договор представляет собой необычную, но очень важную разновидность договорных актов, существующих в рамках обычаев не только национальных, но и международных. Нормативное значение договоров отчетливо проявляется в отраслях международного и конституционного права. Поэтому еще одним отличительным аспектом юридического договора является то, что он чаще всего носит публичный характер, то есть участниками таких соглашений являются государства, различные государственные органы и межгосударственные субъекты.

В разные периоды развития общества роль науки как источника права постоянно менялась, либо диктуя законодателям учебники, либо практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели судебной науки полностью определены: разработка путей создания и реализации права, обеспечение систематического и углубленного признания всей правовой действительности.

Религиозные тексты как источник права

Определение 2

Религиозные источники — это группы религиозных норм, включенных в религиозные книги, а также акты, принятые органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах религия играла важную роль в жизни общества. Она оказывала значительное влияние на государственную политику, в том числе и на разработку законов. Религиозные организации оказывают большое влияние на людей, поэтому государство, не желая им противостоять, часто дает власть религиозным нормам, которые таким образом приобретают религиозный характер.

Религиозные тексты как источник права являются наиболее характерными чертами мусульманского и еврейского права.

Религиозные тексты включают в себя Библию, которая является собранием священных книг христианства. Библия разделена на две основные части: Ветхий Завет, содержащий книги, написанные до прихода Христа, и Новый Завет, содержащий книги, написанные после прихода Христа. Ветхий и Новый Завет состоят из книг, разделенных на Главы, а затем на стихи.

Одним из наиболее важных источников еврейского права является Талмуд, собрание древних писаний, датируемых IV веком до Рождества Христова и V веком после Рождества Христова, содержащие не только тексты священных писаний, но и тексты их раввинских выступлений.

В наше время собрания религиозных текстов являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в Индии (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Но даже в этих странах все чаще используются в качестве источников права различные нормативные акты.

Правовой обычай

Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни.

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

  • носят локальный характер;
  • тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
  • их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
  • их применение обеспечивается санкцией государства;
  • отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и международного общения. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.

В целом в современной правовой науке отсутствует единое понимание обычая как источника права, и даже в правовой доктрине одной и той же страны сложно найти разные определения правового обычая. Можно отметить, что вывод Р. Давида о том, что «изучение обычая никогда не было проведено должным образом», не утратил своей корректности и в настоящее время.

Исторически первые источники права состояли из обычаев, систематизированных в определенном порядке.

ПРЕЦЕДЕНТ — поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. Судебный П. — решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный П. в странах, признающих его обязательность, является источником права. Так, в Др. Риме решения преторов и др. магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Первоначально П. был обязательным для магистрата, вынесшего такое решение, и на время, пока он занимал данную должность. Однако постепенно правила, сформулированные преторами, сложились в систему обязательных правил — преторское право. П. Формально суд связан П. — решением, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции, однако в толковании П., в процессе выбора соответствующего П., в возможности отвергнуть все имеющиеся П. под предлогом отличия обстоятельств данного дела от П. судья обладает большой свободой. Признание П. источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае отсутствия соответствующего закона, но и при его наличии


Нормативно-правовой акт, нормативный договор

Нормативный договор

Значимость нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Нормативный договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

  • предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;
  • заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;
  • охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;
  • распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;
  • рассчитаны на неоднократное применение;
  • как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);
  • содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;
  • продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;
  • содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);
  • при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации — конституционные или уставные).

Нормативно-правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

· По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

· Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Добавить комментарий