Правовой режим информации

Правовой режим – это сочетание в различных пропорциях способов, методов и типов регулирования, используемых для упорядочения общественных отношений в той или иной сфере.

Правовой режим информации — это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

Виды правового режима информации:

  1. Общий правовой режим, который выражает общие, исходные способы правового регулирования.
  2. Специальные правовые режимы.

Общий правовой режим информации характеризуется открытостью, доступностью информации как для физических, так и для юридических лиц. Исключения из общего режима информации могут устанавливаться только законом.
Общий правовой режим информации складывается из:

  • права свободно получать информацию;
  • права свободно передавать информацию;
  • права свободно распространять информацию.

Режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но и использования информации, что можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Круг лиц, имеющих право получить общедоступную информацию, неограничен.
  2. Форма предоставления информации зависит от конкретной ситуации.
  3. Цель предоставления информации не имеет значения.
  4. Доступ к информации открытый.
  5. Объем предоставляемой информации неограничен.

Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.
Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.

Так «конфиденциальность информации» означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

  • ограничение доступа;
  • запрет на передачу третьим лицам без согласия обладателя информации (за исключением случаев, установленных законом);
  • запрет на распространение информации (вытекающий из первых двух позиций);
  • возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности;
  • производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом – обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу.

Таким образом, можно заключить, что правовой режим информации определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;
  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
  • категорию информации по уровню доступа к ней;
  • порядок правовой защиты информации.

Лекция 5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ

5.1 Правовой режим информации: понятие, признаки, содержание

5.2 Виды правового режима информации

5.1 Правовой режим информации: понятие, признаки, содержание

Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает:

1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;

2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна);

4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

В литературе правовой режим определяется как

— социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;

— порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;

— результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

Учитывая сказанное, правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим информации — это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

— информацией как объектом права и ее нематериальной природой;

— устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;

— отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;

— правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;

— правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.

Типовыми элементами содержания правового режима информации являются:

1) целевое назначение, заключающееся в установлении прав и обязанностей субъектов по поводу информации, их защите, обеспечении информационной безопасности и баланса интересов личности, общества, государства;

2) объект правового регулирования – информация, обладающая общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации, может быть объектом прав как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях;

3) правовое положение субъектов правового режима, характеризуемое с точки зрения их равенства: равное и неравное. Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права, от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Правильное определение круга субъектов правового режима исключительно важно, поскольку позволяет установить, на кого возложены обязанности по обеспечению режима, соблюдению режимных требований, кто несет ответственность за нарушение режима;

4) комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия, включающий основные способы правового регулирования (дозволение, запрещение, позитивное обязывание), направленные на поддержание режима в заданных параметрах и выражены в юридических нормах. Конкретный состав режимных правовых средств и правил, их сочетание различаются в зависимости от установленного правового режима информации и определяют степень его жесткости.

Система режимных требований конкретизируется применительно к правовому режиму определенного вида информации с помощью правовых установлений, учитывающих специфические особенности объекта, осуществляется регламентация порядка деятельности в рамках установленного режима, включая систему разрешений и запретов отдельных действий, и все в совокупности обеспечивается применением различных видов ответственности за нарушение действующих правил. Из этого следует, что одна из задач законодателя — правильно регламентировать правовой режим конкретного вида информации.

5.2 Виды правового режима информации

Правовой режим информации с точки зрения его обязательности можно классифицировать по двум большим группам:

— императивный режим, при котором участники отношений не могут изменить по своему усмотрению установленные правила поведения;

— диспозитивный режим при котором участники отношений могут менять по своему усмотрению правила поведения.

Императивность правового режима информации напрямую не зависит от ее содержания и условий доступа. Императивным может быть режим и открытой информации, и информации, составляющей ту или иную тайну.

Правовой режим объекта правоотношения, в данном случае информации, может быть

общим (или первичным), который выражает общие, исходные способы правового регулирования;

специальным (или вторичным), является модификацией общего режима, вносящий либо особые льготы и преимущества, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и обязываниях.

Общий правовой режим информации характеризуется открытостью, доступностью информации как для физических, так и для юридических лиц. Исключения из общего режима информации могут устанавливаться только законом. Общий правовой режим информации складывается из:

1) права свободно получать информацию;

2) права свободно передавать информацию;

3) права свободно распространять информацию.

Общим правовым режимом информации является режим открытой информации. Открытая информация – более широкое понятие, чем общедоступная. Режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но и использования информации.

Информация, относящаяся к общественному достоянию, складывается из двух больших групп:

— различные виды информации, защита прав на которую истекла или снята добровольно;

— информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Таким образом, если законодатель относит информацию к «общедоступной», «открытой», «открытой и общедоступной», к «социально значимой» или к «общественному достоянию», то этому соответствует общий режим информации.

Следовательно, сам общий режим информации характеризуется следующим образом:

1) неограниченность лиц, имеющих право получить информацию;

2) предусмотрены различные формы предоставления информации;

3) как правило, цель представления информации не установлена;

4) безусловно открытый доступ;

5) объем предоставляемой информации неограничен;

6) предусмотрены гарантии соблюдения режима.

Специальные правовые режимы информации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.

В каждом случае установления специальных режимов информации имеют место факторы, требующие режимного регулирования. Наличие указанных факторов, их различное сочетание являются основанием для введения специальных правовых режимов информации, которые по субъектному составу можно разделить на несколько групп:

— правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности государства и общества;

— правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности личности;

— правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы предпринимательской деятельности.

Цели введения специальных режимов информации:

1) в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка,

2) для предотвращения беспорядков или преступлений,

3) охраны здоровья и нравственности,

4) защиты репутации или прав других лиц,

5) предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально,

6) обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.

Специальными правовыми режимами информации является конфиденциальность и тайны.

Несмотря на большое количество тайн в российском законодательстве определения тайны нет, однако анализ показывает, что речь всегда идет о сведениях, не предназначенных для широкого круга лиц, всегда введено ограничение доступа, использования и распространения, а нарушение установленных в отношении этих сведений требований может повлечь отрицательные последствия.

Представляется более важной такая характеристика информации, отнесенной к тому или иному виду тайн, как обязательное наличие в рамках режима условий, ограничивающих ее предоставление и распространение.

Степень урегулированности тайн тесно связана со сферой их действия — публичной или частно-правовой. Публичная сфера требует подробного регулирования, тогда как в частно-правовой сфере возможно ограничиться законодательным признанием государством таких тайн и обеспечения невмешательства.

Конфиденциальность информации – это не только запрет передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя: она означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

— ограничение доступа;

— запрет на передачу третьим лицам без согласия обладателя информации (за исключением случаев, установленных законом);

— запрет на распространение информации (вытекающий из первых двух позиций);

— возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности;

— производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом – обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу.

Сходство режима тайны и конфиденциальности заключается в запрете на передачу информации третьим лицам, запрете на распространение информации за исключением случаев, установленных законом.

Различия: по общему правилу, обладатель информации имеет возможность самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности, а для информации в режиме тайны такая возможность может быть исключена законом.

Таким образом, можно заключить, что правовой режим информации определяется нормами, устанавливающими:

— порядок документирования информации;

— право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

— категорию информации по уровню доступа к ней;

— порядок правовой защиты информации.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

УДК 340 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/64

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

©Темирсултанова А. Р., Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия, pandatemir14@mail.ru

FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF CIVIL LAW OBJECTS

©Temirsultanova A., Chechen State University, Grozny, Russia, pandatemir14@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена определению специфических особенностей правового режима объектов гражданского права, а также проблемам объектов гражданских прав, занимающих одно из ведущих мест в теории и практике гражданско-правового регулирования отношений в современном обществе. Отмечается, что гражданское право касается материальных и нематериальных благ, их статичности и развития. Именно благодаря данной конкретизации данная отрасль является весьма актуальной и многозначной. Также подчеркивается, что это также в свою очередь является базовой основой юридических и фактических правоотношений. Эти свойства влияют на деятельность всей системы правового регулирования, где задействованы те или иные блага.

Ключевые слова: правовой режим, объекты гражданского права, гражданское право, гражданские правоотношения.

Keywords: legal regime, objects of civil law, civil law, civil legal relations.

В современном мире в сфере правоотношений наиболее актуальным становится применение понятия «правовой режим» относительно любых категорий, в том числе объекты и субъекты гражданских прав. .

С. С. Алексеев под объектами гражданского права понимает «объективированные материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские права и обязанности, складываются и действуют гражданские правоотношения» .

Советский исследователь Е. А. Суханов придерживается иного мнения. Помимо различных материальных и нематериальных благ в понятие объект гражданских прав он вкладывает смысл и процесс их зарождения . Правовой режим благ различных

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

видов (а не сами эти блага) можно было бы признать объектом гражданских правоотношений. Данный процесс отражает основное различие объектов гражданского оборота, исключая физические свойства, и именно эта специфика важна для гражданского права. Отметим, что непостоянное состояние объектов гражданских правоотношений предполагает и определенные различия в основе этих правоотношений, которые возникают как их следствие (вещи выступают в роли объектов вещных прав, в то время как действия и имущественные права становятся объектами прав обязательств, но не отношений вещных прав).

О таком аспекте объектов гражданских прав как двойственная природа писал автор большого количества исследований по гражданскому праву О. С. Иоффе. Свои собственные взгляды он объяснял тем, что «поведение обязанного лица есть юридический объект, имущественно-материальный объект» . Следовательно, объект правоотношения не имеет ничего общего с объектом, на который направляется поведение обязанных лиц.

И в данном случае представляется возможным согласится с с точкой зрения С. С. Алексеева, который в процессе своего исследования понятие «правовой» определил, во-первых, как социальный режим конкретного объекта, базирующийся на определенных нормах, которые в свою очередь отражают всю многогранность правовых средств и отношений; во-вторых, именно данное понятие может определять и конкретизировать состояние объекта, в какой то, степени определяющий и констатирующий деятельность уполномоченных лиц независимо к какому виду они относятся (государственные, физические, юридические) по факту его применения; в третьих, — каждый правовой режим представляет собой, прежде всего режим, который показывает уровень сложность правового регулирования, наличие известные преимущества и ограничения, допустимый индикатор субъекта деятельности, ограничивая и определяя их юридическую независимость и компетентность; в четвертых, —_ определенный порядок реализации и правоприменения в системе взаимоотношений объектов правовых средств, которые в свою очередь и определяют специфический симбиоз взаимодействующих между собой запретов, дозволений, создающие определенного направления право регулирование; в пятых, смысловой феномен, который объединяет между собой совокупность правовых средств с другим юридическим нормативным актам и его типами .

Системность действий с точки зрения правовых взаимоотношений между объектами гражданского права, которые объективно демонстрируют проблемное поле в рамках определения субъекта и объекта гражданских правоотношений.

Наличием независимого правового режима описывается любой объект гражданских прав. Кроме того, как материальные, так и нематериальные становятся объектами гражданских прав исключительно в ситуации их признания таковыми законами страны через закрепление за ними необходимого правового режима. . И именно данный контекст определяет роль в процессе субъективных правоотношений объектов, через призму реализации правового режима по отношению к данным объектам.

Однако стоит отметить, что не стоит рассматривать феномен «правовой режим» объекта лишь с позиции юридической целесообразности и правомочности распоряжения. В гражданском обороте он проявляется в установлении особых правил совершения сделок и иных действий с определенными благами. . Таким образом, можно наблюдать сходства и различия правового режима и статуса. Термин «правовой статус» используются по сравнению с термином «правовой режим» для описания предметов, а не в качестве объектов правоотношений.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Правовой статус — это правовое состояние субъекта, которое утверждено на юридическом уровне с учетом его субъективных прав и обязанностей, прописанных в нормах права. .

В ходе процесса развития общества, а вместе с ним и гражданского законодательства, чрезвычайно важным становится исследование целостной системы и классификации объектов гражданского права. Далее рассмотрим классификацию, которую разработал и предложил В. А. Лапач. Автор классификации подразделяет все объекты на три категории:

— блага, называемые имущественными (ценные бумаги, вещи, денежные средства, права на имущество);

— блага, называемые имущественно-неимущественными (оказываемые услуги и различные виды работ, объекты интеллектуальной собственности индивида и авторского права, персональные права на эти объекты);

— блага, называемые неимущественными и связанными с человеком (жизнь как фактор жизнедеятельности, состояние здоровья, честь и достоинство личности) .

Описанная классификация подчеркивает особую важность для гражданского оборота объектов. Обусловленность дифференциации определенных признаков гражданско-правовых договоров является конкретным примером, демонстрирующим влияние классификации объектов на гражданский оборот.

В зависимости от оборотоспособности объекты можно разделить на следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— объекты, ограниченные в своем обороте, которые могут принадлежать только некоторым участникам оборота или оборот которых возможен только по специальному дополнительному разрешению;

— объекты, являющиеся исключенными из оборота, передача которых ограничена (вещи могут быть только в собственности государства, и передаются в пользование на основании административных актов государства);

— свободно обращаемые объекты, которые могут свободно отчуждаться в порядке стандартного правопреемства либо иным способом .

С течением времени наибольшее значение в обществе приобретает такой вид объектов гражданских прав как услуга. Несмотря на большое количество услуг в гражданском праве, само понятие «услуга» имеет множество различных определений. Например, исследователь Р. К. Русинов отмечает, что услуга является видом труда, выделяющегося особенной формой деятельности с полезным воздействием для субъекта или группы таких субъектов . Воспроизведение предмета, в том числе и перемены в области свойств предмета демонстрирует показатели деятельности через совершение и таких операций, у которых отсутствует воздействие на формирование материальных ценностей, но они не теряют свои полезные свойства (осмотр в поликлинике, повышение квалификации). Соответственно, за основу разделения понятий работ и услуг принимается сфера, в которой они применяются.

В соответствии со статьей 128 ГК РФ, услугу можно относить к объектам гражданских прав. При таком условии услуги и рабочая деятельность отражают независимую структуру объектов гражданских прав на одном уровне с имуществом. Следовательно, терминология и суть понятия «имущество» не может относиться к каким-либо видам работ или услуг, хотя в какой-то степени документация (имущественный договор) и является юридическим подтверждением процесса оказания услуг.

Далее рассмотрим специфические значения услуг, позволяющие им отличаться от других объектов гражданских правоотношений. Осязаемость в данном случае служит основным отличием услуги от остальных объектов гражданских прав (услуга проявляется лишь в каком-то эффекте). Услуга чаще всего производится и потребляется одновременно.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Важная характерная особенность услуг — качество, то, что невозможно подсчитать. Показатель качества определяется комплексом признаков выполняемого действия.

Одним из важных аспектом считаем и проблему определения специфики правового режима различных объектов гражданских прав. Стремительное развитие информационных технологий в современном обществе определяет информацию как наиболее значимый тип объектов гражданских прав. Информация и ее правовой режим определяется как элемент благ, называемых нематериальными, и материальных переносчиков информации, называющихся имущественными ценностями. В государственном документе «Об информации, информатизации и защите информации», зафиксировано, что правовой статус информационных ресурсов обусловлен нормами, которые накладывают право собственности в информационных системах на конкретные документальные материалы (https://clck.ru/GZFgK). Вследствие чего информация, которая относится к собственности учреждения, включается в систему ее имущественного содержания с учетом действующего государственного законодательством.

Правовой режим интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав регламентируется частью 4 ГК РФ:

— автор является основным владельцем итогов своей интеллектуальной деятельности (литературные произведения, достижения искусства и науки и так далее);

— на основе стандартного смысла понятия «средства индивидуализации», к данной категории можно отнести и объекты, идентифицирующие что-либо (https://clck.ru/GZFhG).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовой режим объектов гражданских правоотношений отражается синтезом норм в сфере права, которые устанавливают систему применения участниками таких правоотношений различных благ. Государство включает правовой режим благ нормами гражданского права как следствие возможности изучаемых благ оказывать плодотворное влияние на интересы и потребности, как отдельных индивидов, так и на общество и происходящие в нем процессы в целом. Объектами правоотношений принято называть объекты, задействованные в процессе правоотношений. Стоит отметить, что правовой режим может быть дополнен потребностями и желаниями субъектов правоотношений в связи с доступной возможностью гражданско-правового регламентирования общественных отношений. Развитие современного информационного общества, в условиях которого наблюдается модернизация правового режима услуг, авторских прав на итоги интеллектуальной деятельности, прав на имущество, как объектов гражданских прав, подчеркивает актуальность и необходимость проведения дополнительных исследований по данной теме.

Список литературы:

1. Алексеев С. С. Теория права. М: БЕГ. 1995. 244 с.

2. Белов В. А. Объект субъективного гражданского права, объект гражданского правоотношения и объект гражданского оборота: содержание и соотношение понятий // Объекты гражданского оборота: сборник статей. М.: Статут. 2017. С. 6-7.

3. Суханов Е. А. Гражданское право. М: БЕГ, 2013. С. 294-295.

4. Гримм Д. Д. К учению об объектах прав // Вестник гражданского права. 2007. № 1. С. 197-198.

5. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. М. 1998. 1670 с.

6. Иоффе О. С. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут. 2014. 777 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

7. Казанцев В. И. Правовые алогизмы в классификации объектов в гражданском праве // Цивилист. 2016. № 4. С. 7-13.

8. Лапач В. А. Система объектов гражданских прав в законодательстве России. Ростов-на-Дону, 2014. 537 с.

9. Русинов Р. К. Теоретические основы государства и права. М.: Норма. 2014. 153 с.

1. Alekseev, S. S. (1995). Teoriya prava. M: BEG. 244.

3. Sukhanov, E. A. (2013). Grazhdanskoe pravo. Moscow, BEG, 294-295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Grimm, D. D. (2007). K ucheniyu ob ob»ektakh prav. Vestnik grazhdanskogo prava, (1). 197-198.

5. Dal’, V. (1998). Tolkovyi slovar’ velikorusskogo yazyka. Moscow. 1670.

6. Ioffe, O. S. (2014). Grazhdanskoe pravootnoshenie. Kritika teorii «khozyaistvennogo prava». Moscow, Statut, 777.

7. Kazantsev, V. I. (2016). Pravovye alogizmy v klassifikatsii ob»ektov v grazhdanskom prave. Tsivilist, (4). 7-13.

8. Lapach, V. A. (2014). Sistema ob»ektov grazhdanskikh prav v zakonodatel’stve Rossii. Rostov-na-Donu, 537.

9. Rusinov, R. K. (2014). Teoreticheskie osnovy gosudarstva i prava. Moscow. Norma, 153.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 28.04.2019 г. 02.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Магдилов М.М. – доцент кафедры теории государства и права юридического факультета ДГУ

Магдилова Л.В. – доцент кафедры информационного права и информатики юридического факультета ДГУ

Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает:

1)государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;

2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна);

4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

в теории сложилось два основных подхода к пониманию категории «правового режима» в юридической науке «функциональная характеристика права,

В литературе правовой режим определяется как

— социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;

— порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;

— результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

Учитывая сказанное,правовой режим- этоособый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим информации- это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

— информацией как объектом права и ее нематериальной природой;

— устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;

— отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;

— правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;

— правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.

Типовыми элементами содержания правового режима информации являются:

— целевое назначение, заключающееся в установлении прав и обязанностей субъектов по поводу информации, их защите, обеспечении информационной безопасности и баланса интересов личности, общества, государства;

— объект правового регулирования – информация, обладающая общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации, может быть объектом прав как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях;

— правовое положение субъектов правового режима, характеризуемое с точки зрения их равенства: равное и неравное. Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права, от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Правильное определение круга субъектов правового режима исключительно важно, поскольку позволяет установить, на кого возложены обязанности по обеспечению режима, соблюдению режимных требований, кто несет ответственность за нарушение режима;

— комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия, включающий основные способы правового регулирования (дозволение, запрещение, позитивное обязывание), направленные на поддержание режима в заданных параметрах и выражены в юридических нормах. Конкретный состав режимных правовых средств и правил, их сочетание различаются в зависимости от установленного правового режима информации и определяют степень его жесткости.

Система режимных требований конкретизируется применительно к правовому режиму определенного вида информации с помощью правовых установлений, учитывающих специфические особенности объекта, осуществляется регламентация порядка деятельности в рамках установленного режима, включая систему разрешений и запретов отдельных действий, и все в совокупности обеспечивается применением различных видов ответственности за нарушение действующих правил. Из этого следует, что одна из задач законодателя — правильно регламентировать правовой режим конкретного вида информации.

Правовой режим информации с точки зрения его обязательности можно классифицировать по двум большим группам:

— императивный режим, при котором участники отношений не могут изменить по своему усмотрению установленные правила поведения;

— диспозитивный режим при котором участники отношений могут менять по своему усмотрению правила поведения.

Императивность правового режима информации напрямую не зависит от ее содержания и условий доступа. Императивным может быть режим и открытой информации, и информации, составляющей ту или иную тайну.

Правовой режим объекта правоотношения, в данном случае информации, может быть

общим (или первичным), который выражает общие, исходные способы правового регулирования;

специальным (или вторичным), является модификацией общего режима, вносящий либо особые льготы и преимущества, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и обязываниях.

Общий правовой режим информациихарактеризуется открытостью, доступностью информации как для физических, так и для юридических лиц. Исключения из общего режима информации могут устанавливаться только законом. Общий правовой режим информации складывается из права свободно получать, передавать, распространять информацию.

Общим правовым режимом информации является режим открытой информации. Открытая информация – более широкое понятие, чем общедоступная.Режим общедоступной информациипредставляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но и использования информации.

Информация, относящаяся к общественному достоянию, складывается из двух больших групп: различные виды информации, защита прав на которую истекла или снята добровольно; информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Таким образом, если законодатель относит информацию к «общедоступной», «открытой», «открытой и общедоступной», к «социально значимой» или к «общественному достоянию», то этому соответствует общий режим информации.

Следовательно, сам общий режим информации характеризуется следующим образом:

— неограниченность лиц, имеющих право получить информацию;

— предусмотрены различные формы предоставления информации;

— как правило, цель представления информации не установлена;

— безусловно открытый доступ;

— объем предоставляемой информации неограничен;

— предусмотрены гарантии соблюдения режима.

Специальные правовые режимы информациинаправлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.

В каждом случае установления специальных режимов информации имеют место факторы, требующие режимного регулирования. Наличие указанных факторов, их различное сочетание являются основанием для введения специальных правовых режимов информации, которые по субъектному составу можно разделить на несколько групп: правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности государства и общества; правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности личности; правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы предпринимательской деятельности.

Цели введения специальных режимов информации: в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, для предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Специальный режим не просто ограничивает доступ к информации, ее использование и распространение, а определяет степень жесткости регулирования, возможные исключения, их основания, порядок введения и прекращения действия режима, сроки его действия.

Специальными правовыми режимами информации является конфиденциальность и тайны. Несмотря на большое количество тайн в российском законодательстве определения тайны нет, однако анализ показывает, что речь всегда идет о сведениях, не предназначенных для широкого круга лиц, всегда введено ограничение доступа, использования и распространения, а нарушение установленных в отношении этих сведений требований может повлечь отрицательные последствия.

Представляется более важной такая характеристика информации, отнесенной к тому или иному виду тайн, как обязательное наличие в рамках режима условий, ограничивающих ее предоставление и распространение.

Степень урегулированности тайн тесно связана со сферой их действия — публичной или частно-правовой. Публичная сфера требует подробного регулирования, тогда как в частно-правовой сфере возможно ограничиться законодательным признанием государством таких тайн и обеспечения невмешательства.

Конфиденциальность информации – это не только запрет передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя: она означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

— ограничение доступа;

— запрет на передачу третьим лицам без согласия обладателя информации (за исключением случаев, установленных законом);

— запрет на распространение информации (вытекающий из первых двух позиций);

— возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности;

— производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом – обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу.

Сходство режима тайны и конфиденциальности заключается в запрете на передачу информации третьим лицам, запрете на распространение информации за исключением случаев, установленных законом. Различия: по общему правилу, обладатель информации имеет возможность самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности, а для информации в режиме тайны такая возможность может быть исключена законом.

Таким образом, можно заключить, что правовой режим информации определяется нормами, устанавливающими:

— порядок документирования информации;

— право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

— категорию информации по уровню доступа к ней;

— порядок правовой защиты информации.

Бахрай Д.Н. Административное право России. М. 2000. С. 410-412.

Исаков В.Б.Механизм правового регулирования и правовые режимы//Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258-259.

Алексеев С.С.Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

Морозова Л.А.Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

Л.К. Терещенко К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1.

Добавить комментарий