Правовой режим товаров

Основными объектами коммерческого права являются товары. Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с указанным стандартом товары подразделяются на две группы по их назначению1) товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;2) товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать следующими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения. Правовой режим обращения товаровПравовой режим обращения товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим обращения товаров могут оказывать заключаемые международные договоры, а также конкретные торговые договоры, заключаемые между хозяйствующими субъектами, например, об исключительной продаже товаров на определенной территории. Существует два режима обращения товаров:1) свободно отчуждаемые товары;2) ограниченные в обращении товары.Режимные требования к обращению товаров могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности.Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей.


4. Классификация коммерческих договоров.

Договор– это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является основным видом сделок.

Все договоры можно классифицировать:

1) по моменту возникновения прав и обязанностей:

а) конценсуальные – заключаются по взаимному согласию сторон;

б) реальные – для заключения необходимо передать предмет договора;

2) односторонние и двусторонние (многосторонние);

3) возмездные и безвозмездные;

4) по субъекту, в пользу которого заключен договор:

а) договоры в пользу их участников;

б) договоры в пользу третьих лиц;

5) в зависимости от юридической направленности:

а) основной;

б) предварительный;

6) публичный договор;

7) договор присоединения.

Особой разновидностью договора является коммерческий договор.

Особенность коммерческого договора состоит в том, что такой договор:

1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (коммерческой) деятельностью;

2) имеет специальную цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере торговли или содействия торговле.

Все коммерческие договоры можно классифицировать на следующие:

1) реализационные;

2) посреднические;

3) договоры, содействующие торговле;

4) организационные.

Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпринимательских и хозяйственных нужд.

Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара.

Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:

1) создание рекламной продукции;

2) оказание рекламных и информационных услуг;

3) выполнение маркетинговых исследований;

4) хранение товаров, по которому товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажеда-телем), и возвратить эти товары в сохранности.

Организационные договоры имеют своей целью организацию торгового процесса.

5. Договор поставки как разновидность договора на реализацию товаров.

Договор поставки товаров — классический вид договора, традиционно используемый в предпринимательской деятельности. Его существование в качестве самостоятельного вида договора было признано еще дореволюционным правом России. Основная функция данного договора состоит в регулировании отношений по реализации товаров между предпринимателями, осуществляющими производство, оптовую продажу сырья, материалов, оборудования и т.д.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Закон содержит основные признаки договора поставки, позволяющие отграничить его от других разновидностей договора купли-продажи.

Первым признаком является особый правовой статус продавца и покупателя, которые должны выступать в качестве субъектов предпринимательства.

Второй признак — цель приобретения товара. Последний должен использоваться, как правило, в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки, для последующей продажи и т.п.).

Определение понятия «оптовая торговля» закон не содержит.Некоторые авторы предлагают рассматривать оптовую торговлю в качестве самостоятельной разновидности договора купли-продажи. Однако поставка товаров является в данном случае более широким понятием, включающим оптовую торговлю для предложения товара к продаже в розницу. Данная позиция получила распространение в юридической литературе.

Существенное условие договора поставки товаров отдельными партиями — это период поставки. Если в законе предусмотрены обязательные требования к качеству поставляемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем их отгрузки (передачи) покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

6. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции: понятие, содержание, исполнение.

Договор контрактации — особый вид договора на реализацию товара, заключаемого между субъектами предпринимательства.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Сторонами данного договора являются продавец — производитель сельскохозяйственной продукции и покупатель — заготовитель этой продукции.

В качестве продавца-производителя выступают сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству (выращиванию) сельскохозяйственной продукции.

Покупателем-заготовителем может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по приобретению (закупке) сельскохозяйственной продукции для ее последующей переработки либо продажи (например, молочные заводы, мясокомбинаты, фабрики по переработке шерсти, предприятия оптовой торговли в сфере потребкооперации и др.).

В отличие от договора поставки, по договору контрактации продавец обязан произвести (вырастить) сельскохозяйственную продукцию для того, чтобы продать ее покупателю (заготовителю).

Предметом договора контрактации является передача в собственность сельскохозяйственной продукции, выращенной (зерно, овощи, фрукты) или произведённой (живой скот, птица и т.д.) в хозяйстве продавца. Таким образом, не могут служить объектами продажи по данному договору товары, представляющие собой продукты переработки выращенной или произведённой сельскохозяйственной продукции (мука, масло, мясо, консервы, сок), — они реализуются в рамках договора поставки.

Ввиду того, что деятельность производителя сельскохозяйственной продукции зависит от внешних, в том числе природных факторов, закон предусматривает специальные меры защиты его интересов как более слабой стороны договора. Так, по общему правилу, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту её нахождения, а также обеспечить её вывоз. Однако стороны могут согласовать обязанность производителя доставить продукцию по месту, указанному заготовителем; в этом случае заготовитель будет не вправе отказаться от её принятия при условии, что продукция передана в установленный срок и соответствует условиям договора об ассортименте, количестве и качестве.

Проверка ассортимента, количества и качества законтрактованной продукции производится заготовителем в момент и в месте её сдачи-приёмки; сдача-приёмка должна быть окончательной. В случае уклонения от такой проверки заготовитель теряет право на осуществление проверки в месте назначения и принимает на себя риск обнаружения недостачи или недоброкачественности продукции.

Учитывая особенности сельскохозяйственного производства, закон допускает установление в договоре обязанности заготовителя вернуть производителю отходы от переработки продукции. Такой возврат оплачивает производителем по цене, определённой соглашением сторон. Доставка возвращаемых отходов возлагается на заготовителя; при этом он не вправе ссылаться на убыточность возврата, так как при определении его цены в неё включаются соответствующие затраты.

Особенности ответственности производителя

Заготовитель сельскохозяйственной продукции несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора по общим правилам (безвиновная ответственность). В отличие от него, производитель сельскохозяйственной продукции несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договор контрактации только при наличии вины. Одним из оснований, свидетельствующих об отсутствии вины производителя, является наступление обстоятельств непреодолимой силы. К таковым можно отнести различные природные явления, например, резкие температурные колебания, стихийные пожары, паводки, градобитие и т. д. Их наличие должно быть подтверждено соответствующими документами (акт, составленный с участием страховой компании, заключение Россельхознадзора, справка Росгидромета и т. п.). Производитель не несёт ответственности и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств имеется вина заготовителя, в частности, просрочка в исполнении встречных обязательств (например, заготовитель нарушил или просрочил выполнение обязательства по вывозу продукции). Отсутствие своей вины производитель доказывает самостоятельно.

56. Правовой режим товаров в торговле

Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих:

• порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров;

• порядок хранения, транспортировки и учета товаров;

• правомочия, а также статус продавца и покупателя товара.

Отмеченные правила устанавливаются путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Так, Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» устанавливает режимные требования, которые диктуются интересами государства и общественной безопасности. Перечисленные в указе виды товаров не участвуют в свободном коммерческом обороте, поскольку могут принадлежать лишь определенным субъектам. Их нахождение в гражданском обороте допускается только на основании специально выдаваемых разрешений. Данные вопросы регламентируются Федеральном законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ» и другими нормативными актами.

Воздействие на процесс реализации товаров осуществляется также через расширение или ограничение правоспособности участников торгового оборота. Делается это главным образом посредством лицензирования отдельных видов деятельности на основании Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензированию отдельных видов деятельности». Так, предусматривается лицензирование оптовой торговли табачными изделиями и минеральной водой, распространения пиротехнических изделий, медицинской техники, контрольно-кассовых машин и др.

В интересах обеспечения здоровья граждан впервые производимые или вводимые на территории нашей страны продукты, материалы и изделия по заявлению заинтересованного лица подлежат государственной регистрации, которая осуществляется после соответствующей экспертизы документов и проведения необходимых испытаний.

Правовой режим отдельных товаров может создаваться путем регламентации порядка их продажи. Так, Правительство РФ постановлением от 19 января 1998 г. № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Касательно розницы эти правила предусматривают, в частности, упаковку товара, его маркировку, снабжение инструкцией по применению, техническим паспортом.

Во внешнеэкономическом обороте используются:

• тарифные и нетарифные способы регулирования внешнеторговых операций (антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры защиты при экспорте товаров и др.);

• лицензирование и квотирование отдельных товаров.

Отмеченные способы регулирования внешнеэкономического оборота определяются федеральными законами от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

21. Правовой режим товаров

Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.

Правовой режим достигается с помощью издания законодательных и административно-распорядительных актов, определяющих порядок действий с товаром, а также заключением международных договоров или конкретных торговых договоров между хозяйствующими субъектами.

ГК РФ называет три режима обращения товаров: 1) свободно отчуждаемые; 2) ограниченные в обращении; 3) изъятые из оборота.

Некоторые требования к товарам основываются на государственной и общественной безопасности. Указом Президента РФ утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена: стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и т. п. Разрешение на производство и реализацию подобных товаров дается министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.

Экспортные поставки и импортные закупки связаны с экономическими интересами РФ, поэтому действия с некоторыми видами товаров регламентируются государством. Лицензированию подлежит торговля оружием и патронами, реализация нефти, газа и продуктов их переработки; заготовка и реализация лома черных и цветных металлов, распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Среди методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование позволяет повышать или понижать ввозные (вывозные) пошлины на группы товаров. К нетарифному регулированию относится лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Для обеспечения экономики страны используется ограничение торговли некоторыми видами товаров на внешнем рынке или полный запрет. Для стимулирования торговли с зарубежными государствами принимаются комплексные меры, облегчающие ввоз и вывоз определенных товаров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий