Правовой режим

Правовой режим — специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правового режима:
    • они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
    • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
    • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
    • создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

При этом можно различать

    1. юридическую сторону режима (систему правил) и
    2. фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Пример

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

Виды правового режима

Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:

    • административно-правовой,
    • гражданско-правовой,
    • финансово-правовой,
    • гражданско-процессуальный и т.д.

Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:

1) по предмету правового регулирования:

    • конституционный,
    • административный,
    • земельный и т. д.;

2) по юридической природе:

    • материальный;
    • процессуальный;

3) по содержанию:

    • валютный,
    • таможенный,
    • пошлинный и т. п.;

4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:

    • режим беженцев, вынужденных переселенцев,
    • гражданства, граждан и т. д.;

5) по функциям права:

    • режим особого регулирования и
    • особой охраны;

6) по формам выражения:

    • законный и
    • договорный;

7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:

    • общефедеральный,
    • региональный,
    • муниципальный и
    • локальный;

8) по сфере использования:

    • внутригосударственный и
    • межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Понятие «правовой режим”, по мнению С. С. Алексеева, является одной из важнейших категорий в юридической науке и его можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

В связи с этим в качестве юридических оснований правовых режимов рассматриваются способы и типы правового регулирования и соответственно выделяются правовой режим общедозволительного профиля, построенный на диспозитивных началах, правовой режим разрешительного профиля, построенный на императивных началах, юридические режимы, основанные на позитивных обязываниях, а также режим исключения как технико-юридический прием, с помощью которого устанавливаются изъятия из общего правила.

Кроме того, по мнению С. С. Алексеева, правовые режимы подразделяются на первичные (общие) и вторичные (представляющие собой модификацию первичных режимов за счет определенных специфических моментов).

Хотя большинство правовых режимов, складывающихся внутри отраслей (основных и комплексных), по своим исходным началам являются режимами либо общедозволительного, либо разрешительного профиля, в целом тот или иной правовой режим нередко включает на последующих слоях регулирования или по отношению к другим субъектам элементы, построенные на ином типе регулирования. Более того, во многих случаях правовой режим выражает сочетание обоих типов регулирования, да плюс к этому еще и системы позитивных обязываний. В этом своеобразном, противоречивом сочетании типов правового регулирования (когда, например, поведение первого субъекта подчиняется одному порядку, а поведение второго, причем в сочетании, — другому) и состоит существенная черта правовых режимов, способных обеспечивать многогранное, комплексное воздействие на общественные отношения (деятельность).

Обращает на себя внимание, что указанное понятие «правовой режим” как и понятия «тип” и «метод”, отражают лишь специфику закрепления и сочетания способов правового регулирования.

Поэтому, более актуальным в практическом плане является ранее обозначенный подход применительно к режимам отраслей права. В этом случае С. С. Алексеев использовал термин «юридический режим правового регулирования” и рассматривал его более широко как особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих дозволений, распространяющуюся на данную совокупность норм.

Следует обратить внимание, что по сути в данном определении речь идет о трех основных составляющих понятия «правовое регулирование”: о средствах (юридических нормах, правоотношении, актах реализации прав и обязанностей и актах применения права), о способах (приемах) их применения (в том числе и об их совокупности, которые образуют метод) и о принципах (в том числе и об образующих тип правового регулирования).

В связи с данным подходом необходимо отметить следующие моменты.

Во-первых, именно указанное понятие «юридический режим правового регулирования” объединяет в себе в качестве целостной системы все рассмотренные выше признаки, характеризующие понятие «правовое регулирование” (принципы, инструментарий и способы его применения) применительно к конкретной совокупности норм. Данный набор признаков позволяет индивидуализировать правовое регулирование любого вида общественных отношений (вида деятельности). Именно в этом ценность данного понятия.

Во-вторых, термин «юридический режим” правильней употреблять именно в отношении правового регулирования конкретного вида общественных отношений (вида деятельности). Однако, необходимо учитывать, что существует потребность характеристики правовых режимов не только применительно к определенным типам социальной деятельности (правовой режим предпринимательства), но и к определенным субъектам (правовой режим предпринимательства некоммерческих организаций), к определенным объектам (правовой режим недвижимости), к содержанию определенных операций (правовой режим выпуска и обращения ценных бумаг). В данном случае необходимо учитывать, что это лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования соответствующей сферы общественных отношений (вида деятельности), выделенных по указанным признакам.

В-третьих, характеристика юридического режима правового регулирования дается на основании юридических норм, выделенных по каким-либо из указанных в предыдущем абзаце признакам и в связи с этим обладающих особой целостностью. Причем в подавляющем большинстве случаев эта совокупность норм не относится к какой-либо одной профилирующей (фундаментальной) отрасли права и состоит из институтов, относящихся к различным отраслям права. Например, и порядок осуществления предпринимательской деятельности, и порядок оборота объектов недвижимости, и порядок выпуска и обращения ценных бумаг регулируются нормами и частного права, и нормами публичного права.

В-четвертых, исходя из того, что, как уже отмечалось, именно специфика общественных отношений (видов деятельности) предопределяют особенности их правового регулирования, можно сделать вывод, что каждой сфере человеческой деятельности соответствует свой режим правового регулирования.

Тем самым можно также выделять юридические режимы правового регулирования соответствующие системе права и принципам правового регулирования (частноправовые и публично-правовые, отраслевые, специальные, режимы подотраслей и институциональные).

Термин «правовой режим” может использоваться как сокращенное обозначения понятия «юридический режим правового регулирования”.

На стадии правотворчества субъект правотворческой инициативы, а впоследствии законодатель прежде всего должны определить под какие уже существующие правовые режимы подвести правовое регулирование определенного вида общественного отношения (конкретного вида деятельности), а уже в рамках этих режимов выработать специфику его регулирования.

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему.

Правовые режимы строго устанавливаются или санкционируются государством, например:

  • в исключительных случаях (режим чрезвычайного / военного положения);
  • в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов);
  • в отношении объектов (режим оборота наркотических средств);
  • в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим).

Другие определения

Правовой режим — самостоятельное правовое средство государства, применяемое для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, как специальный регламент деятельности субъектов права, предназначенный для решения особых задач или работы публично-властных субъектов в особых обстоятельствах.

Правовой режим — это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

— С. С. Алексеев

Правовой режим — одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями

Причины расхождений

Расхождение во взглядах учёных, изучающих феномен «правового режима» как в определении понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывает дискуссионность и неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и многоаспектности.

Виды правовых режимов

Классификация правовых режимов не ограничена и является многоступенчатой, но можно выделить следующие виды:

  • по сферам действия
  • международно-правовые (режим открытого моря, континентального шельфа)
  • внутригосударственные
  • по территориальным масштабам (федеральные, региональные, муниципальные, локальные)
  • по отраслям права
  • материальные (режим имущества супругов, режим территориальных вод)
  • процессуальные (обеспечение деятельности правоохранительных органов и системы правосудия)
  • в зависимости от предмета регулирования
  • конституционные
  • административные
  • финансовые
  • земельные
  • таможенные
  • налоговые
  • гражданско-процессуальные
  • гражданско-правовые и др.
  • по продолжительности действия
  • временные (на определённый срок)
  • постоянные (срок действия не установлен и действует вплоть до отмены, например режим закрытого административного территориального образования)
  • по основаниям установления
  • по объектам правового воздействия
  • по реализации устанавливаемых правовых предписаний
  • разрешительные (льготные)
  • ограничивающие (запретительные)
  • иные.

Примечания

Литература

32 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.

33 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 41, ст. 3947.

34 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

35 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.

36 См.: Денисов С.А. Административное общество. Екатеринбург, 2011. С. 25-36.

37 Кузьмин В. Поручая, проверяй // Российская газета. 2012. 17 февр.

38 См.: Баранов В.М. Международно-правовые основы обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. 2006. № 6. С. 6-9.

Г.С. Беляева

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА В ТЕОРИИ ПРАВА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

В статье рассматриваются основные подходы к определению правового режима в теории права. Дается авторское понятие правового режима, выявляются его признаки.

Ключевые слова: правовой режим, порядок, правовое регулирование, правовые средства, признаки, структура.

G.S. Belyaeva

THE DEFINITION OF THE LEGAL REGIME IN THE THEORY OF LAW: THE MAIN APPROACHES

Изучение в юридической литературе проблематики правовых режимов в современном их значении совпало по времени с началом периода правового реформирования в 90-е гг. ХХ в., когда был заявлен переход к новому качеству правового регулирования.

Первоначально речь шла о поиске специальных механизмов, способных в рамках законодательного (в противовес подзаконному, ведомственному) регулирования обеспечить решение насущных проблем, стабилизировать социально-экономические процессы, ограничить влияние негативных факторов как субъективного, так и объективного характера. Именно в данный момент в качестве специально организованного механизма, способного к самостоятельному решению поставленных перед ним задач, отличающегося стабильностью и в то же время динамичностью, возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать сбои в правовом регулировании, был предложен правовой режим.

В настоящее время существует несколько основных подходов к определению правового режима. Согласно первому правовой режим определяется как «социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств»1.

Полагаем, что недостатком такого подхода следует признать использование слова «режим» в качестве определяющего и некоторую нечеткость в самом опре-

© Беляева Галина Серафимовна, 2012

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права (Юго-Западный государственный университет); e-mail: belvp46@mail.ru

делении. Однако в нем содержится важное упоминание о структурных элементах правового режима: нормах права и других «юридических средствах», которое позволяет сразу же отграничить правовой режим от ряда других общетеоретических категорий, сводимых лишь к совокупности правовых норм. Таким образом, правовой режим выступает особой юридической категорией, специфическим средством правового регулирования, объединяющим в себе правовой инструментарий в комплексе.

Приведенное определение правового режима как совокупности юридических средств справедливо и для «режима правового регулирования» (термин С.С. Алексеева), под которым ученый понимает «особую систему регулятивного воздействия, характеризующуюся специфическими способами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов реализации, а также действием единых принципов, общих положений»2.

В данном случае имеет место более глубокий анализ проблемы, что проявляется, прежде всего, в обращении не только к структуре правового режима, но и к особенностям его характера: «Каждый правовой режим есть именно «режим», и его понятие несет в себе основные оттенки этого слова … степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»3.

Заметим также, что С.С. Алексеев предлагает еще одну характеристику правовых режимов, воспринятую другими учеными как традицию, основу которой составляет восприятие правового режима в качестве «порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования»4. Данная характеристика составляет сущность второго подхода к определению понятия правовой режим.

По нашему мнению, среди достоинств приведенного определения — удачное использование определяющего термина «порядок», а также — углубление в суть явления, подчеркнуто сочетание в режиме императивного и диспозитивного методов как основных средств воздействия на субъектов права. Однако при этом из поля зрения ученого уходит такая существенная черта правового режима, как степень его благоприятности (неблагоприятности) для субъектов права.

В рамках третьего направления (Л.А. Морозова) под правовым режимом понимается результат регулирующего воздействия на общественные отношения систем (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений5.

Сходную точку зрения высказывает и В.А. Горленко, который утверждает, что в правовой науке сложилось два основных подхода к исследуемому понятию. По его мнению, первая группа ученых полагает, что правовой режим есть результат государственного волеустановления и одновременно социальный порядок, сложившийся вследствие объективно существующих общественных отношений. Другие считают, что правовой режим — это порядок, специально установленный государством в целях регулятивного воздействия на поведение субъектов социальных отношений юридическими средствами и методами6. Сам В.А. Горленко присоединяется к позиции первой группы и уточняет, что это еще и нормативный по-

рядок, являющийся средством достижения конкретных целевых установок, который осуществляется при помощи юридических (правовых) средств и методов, направленных на реализацию правил поведения, закрепленных в правовых нормах, а также на осуществление мер юридической ответственности7.

Безусловно, и в этом можно согласиться с Л.А. Морозовой и В.А. Горленко, правовой режим выступает результатом нормотворческой деятельности, но можно ли назвать его закреплением уже существующих связей? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Как известно, являясь воплощением нормативности права, правовой режим вводится для обеспечения главного социального назначения права — регулирования общественных отношений. Регулятивная функция права реализуется через свои разновидности — регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе первой — правовые нормы, направленные на обслуживание юридическими средствами тех или иных социальных процессов, вторая — реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении средствами права определенных статусов в обществе, обеспечении стабильности социально-правовых ценностей.

Следовательно, правовой режим должен интегрировать в себе, как минимум, две крупные подсистемы: систему регулятивного воздействия — комплекс юри-° дических средств, соподчиненных в рамках правовой отрасли с соответствующим методом правового регулирования (т. н. динамический аспект), а также резуль-£ тат регулирующего воздействия — достигнутый уровень урегулированности об-I щественных отношений, который проявляется в определенном положении субъ-1 ектов (объектов) права (т. н. статический аспект).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| С критикой предложенного Л.А. Морозовой определения правового режима

| выступает и Н.Г. Янгол, который пишет: «Правовой режим — это не только ре-,§ зультат, сколько система условий и методик осуществления правового регулиро-i вания, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптималь-

1 ного достижения соответствующих целей»8.

го

J Со своей стороны заметим, что правовой режим, безусловно, нуждается в более

| широкой, чем предложенная Л.А. Морозовой, трактовке, в соответствии с которой он

| «призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта»9, а не стать им.

2 Своеобразным «синтезированным» определением правового режима, разра-° ботанным с учетом ранее рассмотренных точек зрения, можно считать позицию ж Н.И. Матузова и А.В. Малько, ориентированную на функциональную характе-| ристику права: «Правовой режим есть особый порядок регулирования, выража-2 ющийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое 1 социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагопри-

° ятности для удовлетворения интересов субъектов права»10.

(Го _

§ Аналогичное определение правового режима дается и О.С. Родионовым: «Пра-

1 вовой режим — это установленный законодательством особый порядок регули-I рования, представленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов»11.

В указанных определениях уже содержатся основные сущностные характеристики и выделяются основные признаки правовых режимов: а) они устанавлива-

ются законодательством и обеспечиваются государством; б) имеют целью специ-

фическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; в) представляют собой определенный порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся их определенным сочетанием; г) создают конкретную степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов и их объединений)12.

При этом особое звучание приобретает такая характеристика правовых режимов (фактически стержневой элемент. — Г.Б.), как «степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения субъектов права», т. н. «информационно-психологический аспект правового регулирования», характеризующийся особым сочетанием правовых стимулов и ограничений.

Тем не менее, справедливости ради следует заметить, что подобный аспект выделяется и другими, более ранними исследователями данной проблематики. Так, С.С. Алексеев отмечает, что «правовой режим выражает … наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» и при этом подчеркивает «первостепенное значение для освещения правовых режимов различных правовых преимуществ и ограничений»13.

В этом плане заслуживает также внимания позиция В.К. Бабаева, В.М. Баранова и В.И. Гоймана, по мнению которых правовой режим — качественно целост-

от

ная специфическая система средств, приемов, методов правового регулирования, т выражающаяся в особенностях нормативно-правовых отношений и индивидуаль- 1

п

ных предписаний, возникновения правоотношения, юридических последствий, а

т

способов обеспечения реализации требований права. Это такой порядок регули- о рования, который проявляется в комплексе правовых средств, создающих осо- гг бую направленность регулирования и характеризующих особое сочетание взаи- Д модействующих дозволений, запретов, а также позитивных обязываний14. т

Данное определение, по нашему мнению, учитывает основные признаки право- н вого режима, оно ориентировано на организационно-правовое и организационно- й техническое обеспечение режимных требований. Однако, принимая во внимание Д некоторую громоздкость основного определения, следует отметить, что при до- |

о

статочно обширном анализе различных сторон проблемы позиция авторов нуж- й дается в определенной корректировке. I

Методологически близкой к вышеизложенной позиции является точка зрения | Э.Ф. Шамсумовой, анализирующей «правовой режим» в двух значениях: в широ- • ком смысле — как особый порядок законодательного урегулирования деятельно- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

сти, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сфе- т рах общественных отношений либо на определенных объектах, включающий в н себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы до- в зволений, стимулов, нормативов, гарантий, запретов, ограничений, обязываний, |

о

а также их компетентное исполнение и применение мер принуждения и привле- 88 чения виновных к ответственности; в узком смысле — это закрепленное в нормах ^ права особое сочетание юридического инструментария (юридических средств), ха- § рактеризующееся наличием определенных условий, конкретностью (определенностью) общественных отношений, относительностью к определенному объекту и преследующее благоприятную, полезную для общества и государства цель15.

Как представляется, данное определение не лишено логических противоречий (например, использование через запятую синонимичных понятий «деятельность, действия, поведение»), неточностей (упоминание в определении только 29

физических и юридических лиц фактически изымает из сферы действия правовых режимов субъектов, не являющихся юридическими лицами, — некоторые общественные объединения, филиалы и представительства юридических лиц и т.д.), разночтений (использование в одном ряду таких понятий, как «дозволения, стимулы, нормативы, гарантии, запреты, ограничения, обязывания», где запреты — это вид ограничений, а понятие нормативов объединяют в себе все остальные понятия) и некоторых др.

Безусловно, в каждой из вышеперечисленных характеристик правового режима имеются положительные моменты, в связи с чем можно выделить основные черты, характеризующие объект исследования, и систематизировать их.

В результате анализа основных точек зрения, приведенных выше, можно констатировать, что правовой режим есть некоторая система, совокупность некоторых явлений, призванных обеспечить достижение целей правового регулирования (в т. ч. беспрепятственную реализацию интересов субъектов права).

Однако заметим, что дальнейшее исследование правового режима осложняется в связи с отсутствием т. н. главного, определяющего слова, через которое можно выразить правовой режим.

Со своей стороны, вслед за рядом ученых16, предлагаем при формулировании дефиниции правового режима использование функционального подхода, а именно термина «порядок», поскольку восприятие правового режима как совокупности норм или институтов права существенно обедняет его содержание, превращает его в статическое явление, отождествляя с более или менее значительной группой правовых норм, закрепленных в нормативно-правовом акте. Напротив, при употреблении в качестве определяющего слова «порядок» правовой режим превращается в динамическую категорию, в которой можно выделить как его структурные элементы, так и стадии реализации. При этом следует иметь в виду, что речь идет именно об особом порядке правового регулирования, поскольку он вводится в действие по специфическим мотивам, с учетом самобытности социальной ситуации, и не применим в том же виде в каких-либо других сферах.

В результате мы получаем первичную основу для наиболее оптимального определения: правовой режим — это особый порядок правового регулирования, служащий для беспрепятственной реализации основных целей правового регулирования (и в т. ч. интересов субъектов права).

В свою очередь, поскольку предлагается лишь основа для выработки определения правового режима, необходимо выделить ряд других характерных его признаков, таких как специфическая цель, особый порядок регулирования, комплексный характер, системный характер, соответствующая целям структура.

В заключение, суммируя вышесказанное, правовой режим можно определить как особый нормативный порядок регулирования на основе установленных и обеспеченных государством правовых средств, направленный на создание условий для удовлетворения интересов субъектов права, который выражается в специфике способов и гарантий его реализации и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему.

2 Алексеев С.С. Общая тория права: в 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 245.

3 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 23.

4 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

5 См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

Н.Н. Филатов • Гражданское общество: современная оценка перспективы

6 См.: Горленко В.А. Режим правового регулирования (теоретико-прикладной аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 5.

7 См.: Там же. С. 6.

8 ЯнголН.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: курс лекций. СПб., 2006. С. 13.

10 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 1. С. 17-18.

12 См.: Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19.

13 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. С. 66, 186.

14 См.: Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Н. Новгород, 1992. С. 29.

15 См.: Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 72, 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Н. Филатов

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируются противоречия в теоретических представлениях о гражданском обществе как цели современной российской модернизации. Обосновывается прогноз, в соответствии с которым в условиях глобализации тенденция к трансформации «правовых» либерально-демократических государств в государства «»социальные» может иметь своим естественным продолжением переход от либерального стандарта «гражданского общества» (как сообщества людей, действующих в политике в устойчивых рамках государственного законодательства) к постлиберальному стандарту «гражданского общества» (как сообщества людей, действующих в подвижных границах интересов контроля за убывающими природными ресурсами).

Ключевые слова: гражданское общество, модернизация, глобализация, миропорядок, политическая жизнь.

N.N. Filatov

CIVIL SOCIETY: MODERN EVALUATION OF THE PERSPECTIVE

Key words: civil society, modernization, globalization, world order, political life.

В отечественной политической науке в последнее время проблематика «гражданского общества» в том виде, в котором она сложилась в 90-е гг. прошлого века, оказалась заметно потеснена сюжетами, связанными с различными политическими, социальными и правовыми аспектами модернизации. Не то, чтобы ис-

Правовой режим — широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена нет.

Что такое правовой режим? Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

Правовой режим — разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим — там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден. Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее — не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;1 и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;2 и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.

Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?

Правовой режим — это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.5

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований».

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации — уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

В ряде случаев в законодательстве прямо указывается на возможность изменения режимов самими субъектами. Так, в новом Семейном кодексе РФ, принятом 8 декабря 1995 г.,7 предусматриваются два режима имущества супругов: законный (глава 7) и договорный (глава 8). В ст. 42 однозначно зафиксировано, что «брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности… установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов». То же самое закреплено в ст. 256 нового Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим.8

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»9 записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г.10 и многими другими нормативными актами.

Правовой режим — органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов осуществления государственной власти, то политический режим — как функциональная сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательную сторону принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, общие параметры правовых режимов.

Правовой режим, призванный упорядочивать социальные состояния (процессы) и обладающий в этой связи соответствующими элементами, сам выступает в качестве разновидности правового состояния. Соотношение здесь такое: всякий правовой режим представляет собой определенное правовое состояние, но не всякое правовое состояние есть правовой режим. Полного совпадения нет, но и различия несущественны.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости от:

предмета правового регулирования — конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д.;

(их) юридической природы — материальные и процессуальные;

содержания — хозяйственной деятельности, валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;

субъектов, в отношении которых режим устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства и т. д.;

функций права — режим особого регулирования и режим особой охраны;

формы выражения — законный и договорный;

уровня нормативных актов, которыми они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы экономических санкций, территориальных вод, нераспространения ядерного оружия).

Важно заметить, что характер правового режима, формирующегося на межгосударственном уровне, зависит соответственно от воли различных государств. В частности, правовой режим международного туризма складывается из совокупности норм права как России, так и других стран.

В последнее время, особенно в связи с трагическими событиями в Чечне и рассмотрением «чеченского дела» в Конституционном Суде, проблема правовых режимов и их видов привлекла к себе пристальное внимание широкой общественности как у нас, так и за рубежом. Возникли острые политические вопросы «деликатного» свойства. Что такое, к примеру, режим «федерального вторжения или федеральной интервенции», «режим скрытых (подразумеваемых) полномочий», «режим экстраординарной ситуации», «режим разреженного правового пространства», «специальный или особый режим»? Конституция РФ таких понятий не знает. Между тем они уже использованы («апробированы») на практике и не совсем удачно. В Конституции и соответствующих законах говорится лишь о режиме военного положения, чрезвычайного положения, прямого президентского правления.

Для каждой отрасли права характерны специфические режимы регулирования, поэтому правовой режим во многом определяется особенностями той или иной отрасли права, ее ролью, функциями, задачами. Это хорошо видно на примере исправительно-трудового (или, как его теперь называют в литературе, уголовно-исполнительного) права.

Так, если исправительно-трудовое законодательство является охранительной, ограничительной отраслью, то и правовой режим для осужденных будет соответственным, ибо он есть форма реализации наказания. Такой режим по своему предназначению не должен радикально меняться, ведь его функция — быть ограничителем свободы, формой определенных лишений. Название наказания — «лишение свободы» — говорит само за себя.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 2385 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий