Правовой символ

ПИСЬМО
от 10 мая 2001 года № 22-06-626
«Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях,
связанных с применением государственных символов Российской Федерации»

В связи с введением в действие федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 1-ФКЗ),

«О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ),

«О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 3-ФКЗ)

Министерство образования Российской Федерации предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять к сведению.

1. Государственный флаг Российской Федерации:

1.1. Вывешивается на зданиях общеобразовательных учреждений в дни:

государственных праздников Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

траура (в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага).

1.2. Может быть установлен во время проведения в общеобразовательных учреждениях торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также при проведении других торжественных мероприятий регионального, местного и общешкольного значения.

1.3. Хранится в специально отведенном и оформленном месте. При одновременном размещении Государственного флага Российской Федерации и флагов субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественных объединений либо предприятий, учреждений или организаций Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом. При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа флагов (но более двух) — левее центра. Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации.

2. Размещение и использование Государственного герба Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации», а иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

3. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в общеобразовательных учреждениях:

3.1. При открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также при проведении иных торжественных мероприятий регионального, местного и общешкольного значения.

3.2. При открытии памятников или памятных знаков, установленных по решению органов государственной власти и местного самоуправления.

3.3. В оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации слушают и поют стоя. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

предлагается:

организовать в общеобразовательных учреждениях изучение Государственного гимна Российской Федерации всеми обучающимися;

обратить внимание педагогических коллективов общеобразовательных учреждений на организацию систематической и целенаправленной работы по разъяснению значения государственных символов Российской Федерации;

обеспечить соблюдение в общеобразовательных учреждениях соответствующих ритуалов, связанных с использованием государственных символов Российской Федерации.

Первый заместитель министра
А.Ф. Киселев

Письмо

Минобразования РФ от 01.03.2002 N 30-51-131/16 «О Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»

В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российском Федерации» и во исполнение Приказа Минобразования России от 01.02.02 N 271 «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» Минобразование России направляет для использования в практической работе Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».

Телефон для справок: 8(095)925-75-63, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

РЕКОМЕНДАЦИИ

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ИСТОРИЕЙ И ЗНАЧЕНИЕМ ОФИЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ»

В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 N 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 N 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 N 3-ФКЗ) и Приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.02 N 271 Министерство образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательным учреждениям всех типов организовать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.

Минобразование России считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации — Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации.

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

В качестве эмблем государственной власти используются условные изображения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное и словесное оформление текстовой символики (гимн).

Государственный флаг — один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Герб — отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 N 2-ФКЗ) допускается воспроизведение герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.

Гимн — официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом.

Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности.

Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.

В соответствии с письмом Минобразования России от 10.05.01 N 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России:

Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации, Государственного гимна Российской Федерации.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи.

У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Например, с гербом России, символизирующим принадлежность к государству — Российская Федерация, они постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Педагогам необходимо подчеркивать, что каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины.

В начальной школе и дошкольном образовательном учреждении организуется коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации. Его предваряет беседа педагога о гимне как одном из важнейших государственных символах России, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Педагог объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.

Классный руководитель начальных классов имеет большие возможности органического соединения урочной и внеурочной работы. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга, в игровой деятельности младших школьников.

Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн» и т.п. В младших классах целесообразно проводить конкурсы рассказов и рисунков по темам, связанным с государственными символами России, историей их появления.

Аналогичную работу следует проводить с детьми старшего дошкольного возраста при участии родителей.

На новом уровне работа с государственными символами продолжается на основной ступени образования в средней школе.

В образовательных учреждениях проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации. Разбирается сам текст гимна, он заучивается наизусть. Дети могут петь его в одноголосном исполнении.

Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации «Отечество», Всероссийской акции «Я — гражданин России», работе музеев в образовательных учреждениях. Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная, туристская и музейная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Педагог в ходе бесед, тематических классных часов, экскурсий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествах раскрывает идейно-нравственное содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни общества. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.

Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России может происходить в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся и определять тематику детских реферативных и исследовательских работ.

Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества могут получить обучающиеся на кружковых и клубных занятиях по нумизматике и бонистике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др. Это в еще большей степени расширяет возможности исследовательской работы школьников по изучению символов в процессе кружковой и клубной деятельности по интересам.

Внутренняя подготовка к глубоко символическому ритуалу — получению паспорта гражданина России — способствует повышению интереса к различным формам государственной символики.

В старшей школе педагог сосредоточивает свое внимание на актуализации во внеурочной работе знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно правовым, общественно-политическим, нравственным.

Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, литературы, факультативные, кружковые, клубные занятия и др.

Под руководством педагога обучающиеся могут подготовить серию бесед, конкурсов, викторин, тематически связанных с государственными символами России: «Главная песня нашей страны», «Почести Государственным флагу и гимну» и др., используя при этом наглядный материал, видео- и фонозаписи.

В работе с детьми старшего школьного возраста углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.

Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. Целесообразно проведение бесед: «Основной закон нашей жизни», «Святая обязанность гражданина — чтить и беречь символы нашего государства», «Правила отношения к символам государства» и т.п.

Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, целесообразно в содержание бесед, классных часов включать факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны.

Определенную роль в этой работе могут играть органы ученического самоуправления, детские общественные объединения.

Особая роль в организации работы по изучению государственной символики России принадлежит библиотекам образовательных учреждений. Они должны помочь педагогам, школьникам, родителям в организации и обеспечении воспитательной деятельности образовательных учреждений с использованием государственной символики — подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.

В школьных библиотеках рекомендуется создавать выставки политической и художественной литературы о символах государства. Там же помещаются списки рекомендуемой литературы, тематика бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогов, а также плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.

Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся — неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июня 2005 г. N 03-1230

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СИМВОЛОВ РОССИИ

В целях реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года, одобренной распоряжением Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. N 572-рп, и исполнения Приказа Минобрнауки России «О плане действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года» от 27 апреля 2005 г. N 129 направляем рекомендации для организации работы с обучающимися и воспитанниками по изучению и использованию государственных символов Российской Федерации и их популяризации.

Изучение и использование государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Знакомство обучающихся и воспитанников с государственными символами России способствует воспитанию бережного отношения и уважения к существовавшим и существующим символам государства как памятникам прошлого и достоянию современности.

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации необходимо осуществлять в соответствии с Федеральными конституционными законами: «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (в редакции от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г., от 7 марта 2005 г.), «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (в редакции от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г.), «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (в редакции от 22 марта 2001 г.).

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях образовательных учреждений в дни:

государственных праздников Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

траура (в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага).

Флаг может быть установлен во время проведения в образовательных учреждениях торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также при проведении других торжественных мероприятий регионального, местного значения и мероприятий образовательных учреждений.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) — левее центра. Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации хранится в специально отведенном и оформленном месте.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, помещается на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными властными полномочиями, знаменах федеральных органов исполнительной власти; государственных наградах Российской Федерации и др. Документы государственного образца об образовании и приложения к ним также заверяются гербовой печатью.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в образовательных учреждениях при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, открытии и завершении учебного года, а также при проведении иных торжественных мероприятий.

Государственный гимн Российской Федерации слушают и поют стоя.

Изучать государственную символику Российской Федерации рекомендуется в процессе преподавания истории, литературы, обществознания, права, а также музыки, курса мировой художественной культуры, факультативных курсов. Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственной символики России может происходить в процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников. Обучающимся и воспитанникам важно знать не только Государственный герб Российской Федерации и его историю, но символику своего региона, района, города.

Формирование уважения к символам государства у обучающихся и воспитанников складывается на уроках, факультативных курсах, во внеклассной работе, учебных занятиях, в системе дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственной символикой Российской Федерации.

Значительное влияние на процесс изучения и воспитания уважительного отношения к государственной символике Российской Федерации оказывает и отражение государственных символов в оформлении залов, фойе и учебных кабинетов образовательных учреждений.

Особая роль в организации работы по изучению символики России принадлежит библиотекам образовательных учреждений. В библиотеках образовательных учреждений рекомендуется организовывать выставки изданий, посвященных государственной символике России, составлять списки рекомендуемой литературы, разрабатывать тематику бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогических работников, а также размещать плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы о государственных символах Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности образовательных учреждений по изучению государственных символов Российской Федерации и их популяризации следует руководствоваться настоящими рекомендациями и документами Министерства образования Российской Федерации, а именно:

письмом Департамента общего образования Минобразования России от 1 октября 2002 г. N 13-51-111/13 «О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне дня Конституции Российской Федерации»;

методическими рекомендациями по проведению «Урока гражданина» в первом классе (письмо Департамента общего образования Минобразования России от 4 июня 2003 г. N 13-51-68/13);

рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16).

При изучении государственных символов России рекомендуем использовать специальные учебные пособия, которые были поставлены Минобразованием России в адрес всех органов управления образованием субъектов Российской Федерации в 2002 — 2004 годах:

— Алексеев Ю.А. Государственные символы России «Моя Родина — Россия». М., 2002. Учебное пособие для начальной школы;

— Романковский В.К. Символы российской государственности: история и современность. М., Русское слово, 2002. Методическое пособие для учителей;

— Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». М., ВАКО, 2004.

Обращаем внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических коллективов на необходимость организации систематической и целенаправленной работы по разъяснению значения государственных символов Российской Федерации.

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации предлагается:

довести до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов, в том числе негосударственных образовательных организаций настоящие рекомендации для использования в работе;

организовать работу по реализации мероприятий по популяризации государственных символов России;

обеспечить соблюдение в образовательных учреждениях всех типов соответствующих ритуалов, связанных с использованием государственных символов Российской Федерации.

Заместитель Директора

Департамента государственной

политики в образовании

Н.В.ТРЕТЬЯК

Это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Правовые символы выступают своеобразным элементом, связующим общую и юридическую культуру.

Символ является одним из средств юридической техники, он способен эффективно воздействовать не только на рациональную сферу человеческого сознания, но и на чувственно-эмоциональную, что не всегда учитывается в правотворческой и правоприменительной деятельности. Образное, эмоционально окрашенное представление правовых идей и понятий облегчает их усвоение субъектами права. Использование символики придает законодательству, наряду с лаконичностью, определенную образность, наглядность.

Функции правового символа определяются нами как система направлений правового воздействия на общественные отношения посредством правового символа, обусловленных его сущностью и назначением. Функции правового символа реализуются через совокупность предписаний нормативных и индивидуальных актов. Причем, воплощение в жизнь юридического символа предшествует реализации нормы права, вызывая первичные правовые реакции, как своеобразная разновидность юридического факта. Функции правовых символов классифицируются по следующим критериям:

  • — сфера общественной жизни, на которую направлено воздействие правовых символов (экономическая, идеологическая, политическая и другие)
  • — семиотический подход (функции фиксации, хранения и передачи юридически значимой информации, сигнальная, номинативная (идентифицирующая), отличительная, сигнификативная, коммуникативная функции, функция замещения, аксиологическая и ориентационная функции);
  • — назначение в правовой системе (функция выражения юридически значимой информации, функция унификации правового материала, праворазъяснительная, правоконкретизирующая, правоизменяющая, правопредписывающая.

Правовой символ может служить условным заменителем целого нормативного правового акта или важного компонента его содержания. Выступая его сжатым, наглядным эквивалентом в повседневной жизни, он способствует целостному восприятию регулируемой ситуации. При этом абстрактное предписание посредством правового символа привязывается к конкретной ситуации его реализации.

Правовой символ способствует формированию дополнительной правовой информации по отношению к той, которая отражена в тексте правового акта, «правовой символ как бы отрывается от текста и самостоятельно регулирует психофизическое поведение людей, их поступки.

Правовые символы достигли в настоящее время такого количественного и качественного разнообразия, что назрела необходимость упорядочить этот материал, классифицировать его.

правовой символ государственный герб

Юридическая техника: понятие, виды, характеристика основных средств и приемов.

Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов.

Виды юридической техники: правотворческая (законодательная); интерпретационная; правореализационная (правоприменительная).

Виды средств юридической техники:

1. Средства юридического выражения воли законодателя: нормативное построение (норма права должна быть выражена в виде нормы предписания (гипотеза – диспозиция; гипотеза – санкция)); системное построение (норма права должна быть выражена в виде логической нормы (гипотеза – диспозиция – санкция); отраслевая типизация (каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права).

2. Средства словесно-документального изложения текста документа: реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т.п.); структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность); юридическая терминология (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия); стиль правового акта (система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах).

специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, подозреваемый).

Требования, предъявляемые к юридическим терминам: единство (однозначность), общепризнанность, устойчивость, краткость, ясность и простота.

Приемы (способы) юридической техники:

По степени обобщения конкретных показателей: абстрактный (при формулировании нормы права используются обобщающая формулировка); казуистический (при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует).

По способу изложения элементов юридической нормы: прямой (гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта); ссылочный (отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного законы и к ним сделана отсылка); бланкетный (разновидность ссылочного. Но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов).

Особые средства юридической техники делятся на правовые презумпции и правовые фикции. \

Правовые презумпции – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Виды правовых презумпций:

По сфере действия: общеправовые ( добропорядочности, знание закона, истинности государственного правового акта); межотраслевые ; отраслевые.

По возможности опровержения делятся на: опровержимые и неопровержимые.

Правовые аксиомы – положения, самоочевидные истины, не требующие в юридическом процессе доказательств ( люди рождаются свободными и равными в правах; нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение, нет преступления без указания на то в уголовном законе).

Концепция нормативного правового акта – абстрактная общественная идея, построенная либо на основе опыта, либо начисто умозрительной основе, положенная в качестве стержня нормативного акта. Эта система знаний о том или ином фрагменте юридической значимой деятельности, модель юридического явления ( концепция гражданства в конституционном праве, концепция собственности в гражданском праве).

Юридическая конструкция – идеальная модель урегулированных правом общественных отношений или отдельных элементов, служащая методом познания права и общественных отношений ( состав правонарушения, состав правоотношения, юридическое лицо, состав сделки).

Правовой символ – это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Правовые символы – своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности.

Виды правовых символов:

По способу внешнего выражения: предметные (герб, флаг, денежный знак, печать юридического лица, паспорт); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония вручения государственных наград); словесные формы (присяга, девиз, личная подпись гражданина); музыкальные (государственный гимн).

По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права ( товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки).

По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы.

По государственному устройству: федеральные; субъектов федерации; органов местного самоуправления.

Конституционные поправки – прием юридической техники, состоящей в изменении и дополнении действующей конституции. Осуществляется в особом усложненном порядке, устанавливаемом как правило самой конституцией.

Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.

Примечание в нормативно-правовом акте – особый прием юридической техники, представляющий собой элемент вспомогательной графики. Используется при оформлении содержания нестандартного, дополнительного материала и может содержать законодательные дефиниции, схемы, таблицы, перечни.

Правовая оговорка – социально обусловленная, имеющая специальную нормативно-лексическую форму, условие (заявления, положение), который частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.

Формы нормативного выражения правовых оговорок – те согласования, термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», » при необходимости», » имея ввиду», «независимо от»).

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ СИМВОЛОВ 11-131

1.1. Истории развития учения о правовых символах 11

1.2. Понятие правового символа 59

1.3. Необходимость использования символов в праве и основные требования к ним 105

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИМВОЛОВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 132-203

2.1. Виды правовых символов 132

2.2. Соотношение официальных символов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 156

2.3. Проблемы практического использования правовых символов в Российской Федерации и пути повышения эффективности их действия 186

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 204

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 206

  • Истории развития учения о правовых символах
  • Понятие правового символа
  • Виды правовых символов

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования правовых символов обусловлена рядом обстоятельств теоретического, практического и дидактического характера.

Человек, как известно, существо не только экономическое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми, мифологическими, традиционными, национально-психологическими.

Подобно языку, мифы, традиции, символы, обычаи составляют часть социального мира, в котором мы живем. Установить истинные смысл и содержание политико-правовой жизни государства можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область символического, мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем мире, бытии права.

Правовые символы выступают своеобразным элементом, связующим общую и юридическую культуру.

Правовые символы являются одним из важнейших средств не только внутригосударственного, но и международного общения. Это универсальная форма взаимопонимания между людьми, разделенными государственными границами и языками.

Политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества и эффективного воздействия его результатов на происходящие в стране преобразования.

Качество законодательства и оптимальность его реализации зависят от множества факторов. Юридическая наука призвана объективно исследовать и ценностно апробировать каждый из них.

В результате качественного и количественного расширения сфер применения правовых регуляторов, активного взаимодействия права с другими видами социальных норм сложились и стали быстро распространяться новые нетрадиционные способы изложения государственно-властных велений в виде таблиц, формул, рисунков, картографических знаков, графиков, образцов документов (юридических шаблонов). Образование таких оригинальных компонентов в форме выражения права — закономерное явление для динамично развивающейся правовой системы. Формирование подобных средств правового регулирования приводит к появлению более совершенных и экономных способов их формального закрепления, чем традиционное текстуальное.

Одной из таких нетривиальных форм являются правовые символы. Они были изначально присущи праву и играли важную роль в регулировании поведения людей в период так называемого неписаного предправа. Свое значение они не потеряли до настоящего времени и более или менее широко используются практически во всех отраслях действующего российского права.

История развития общества показывает, что символы не являются из «пустоты». Символы — своеобразное отражение своей эпохи. Они «умирают» вместе со сменой государственного строя, политического режима. Социальные перемены неизбежно сопровождаются пересмотром действовавшей системы правовых символов. При этом не следует забывать, что формирование правовых символов зависит от многих факторов: исторических, национальных, политических, экономических, культурных. Все это законодатель должен учитывать в процессе создания правовой символики. Механизмы отражения здесь весьма сложны, редко лежат на поверхности, меняются с течением времени.

Символы часто являются наиболее удобным и доступным для понимания средством регулирования общественных отношений. Для них характерна наглядность, краткость и лаконичность. Если символы понятны и укоренились в сознании рядовых граждан, то государственно-властное веление, внешне выраженное в виде символа, будет реализовываться даже на подсознательном уровне.

Актуальность исследования продиктована также соображениями научно-познавательного характера. Несмотря на достаточно широкое и длительное использование символов в регулировании самых разнообразных общественных отношений, природа правового символа изучена явно недостаточно. Исследования этого сложнейшего феномена носят противоречивый и во многом фрагментарный характер, что не позволяет составить полное и целостное представление о нем.

Состояние научной разработки темы. Проблема символа волновала умы многих поколений исследователей. Первые работы в этой области появились еще в период античности (Фалес, Анаксимандр, Диоген Аполлонийский, Платон, Аристотель). Авторы анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. В настоящее время символы стали предметом изучения многих наук: философии1, социологии2, политологии3, психологии4, В юридической науке на символизм права обратили внимание в первой половине XIX века представители исторической и естественной школ права Дж. Вико, Я. Гримм, А.П. Куницын, П.Д Калмыков и другие.

Лишь в некоторых (весьма немногочисленных) статьях и рецензиях они составляют самостоятельный предмет изучения (Баранов В.М., Вопленко Н.Н.).

Как показывает анализ правотворческой и правоприменительной практики, процесс юридической регуляции не может обойтись без использования символов. Это позволяет вести речь о символическом характере права. Познание природы правовых символов, их роли в механизме правового регулирования, проникновение в их сущность, содержание, форму и особенности, служат необходимой предпосылкой формализации правового материала, оптимизации правотворческой и правоприменительной деятельности; способствуют улучшению подготовки юристов, повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Право и его реализацию можно и нужно изучать с использованием средств символики — науки о символах. Более того, можно вести речь о формировании нового научного направления в отечественной юридической науке — теории правовой символизации. Данное направление не получило еще достаточной разработки в научной, как отечественной, так и зарубежной, юридической литературе. До сих пор нет ни одного монографического общетеоретического исследования правовых символов. Это и обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном общетеоретическом анализе правовых символов.

Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих конкретных задач:

— выявление закономерностей возникновения правовых символов;

— исследование методологических подходов к познанию природы социальных символов вообще и правовых — в частности;

— формулирование авторского определения понятия правового символа;

— теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;

— обоснование критериев систематизации правовых символов;

— исследование роли правовых символов в механизме правового регулирования и внесение предложений по их более эффективному практическому использованию.

Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Предметом исследования выступили правовые символы, получившие прямое или косвенное отражение в прошлом и ныне действующем законодательстве России, в других правовых системах мира.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили специальные монографические работы по философии, истории, этнографии, социологии, психологии, теории права и государства по данной проблематике.

Методологическую основу диссертации составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались также специально-научные методы (исторический, логический, 044212 функциональный, системный, сравнительный) и частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Эмпирическую базу исследования составили нормы международного права, нормы различных отраслей отечественного законодательства, закрепляющие описание правовых символов, порядок их регистрации и применения, требования к ним; результаты социологических исследований, опубликованные в научных изданиях, иные документы и публикации в средствах массовой информации, относящиеся к предмету исследования.

Научная новизна диссертации определяется выбором темы и подходом к ее исследованию с учетом разработанности соответствующих проблем, а также тем, что впервые в теории права и государства предпринята попытка комплексного монографического анализа правовых символов как элемента правовой системы общества, выявления их юридической природы и значения в механизме правового регулирования.

Новизна работы находит непосредственное выражение в основных положениях, выносимых на защиту:

— о понятии и характерных чертах правового символа;

— об объективных и субъективных предпосылках формирования и развития правовых символов в современных условиях;

— о классификации правовых символов;

— о соотношении правовых символов Российской Федерации и правовых символов субъектов федерации;

— о путях повышения эффективности действия правовых символов.

Теоретическая, практическая и дидактическая значимость исследования.

Теоретический анализ проблемы, составляющий предмет диссертации, проведен в органической связи с правотворческой и правоприменительной практикой. Ее научная значимость непосредственно связана с элементами ее новизны. Содержащиеся в диссертации обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать дальнейшему совершенствованию процесса правотворчества и реализации права, систематизации действующего законодательства.

Положения диссертации могут быть учтены в ходе нравственно-правового воспитания граждан, а также в учебном процессе по теории права и государства, конституционного права Российской Федерации, политологии. Они используются соискателем в педагогической практике при изучении вопросов юридической техники, руководстве курсовыми и дипломными работами студентов.

Особое дидактическое значение исследования заключается в том, что символизация может быть не только эффективно, но и эффектно использована при подготовке обучающих схем и опорных конспектов практически по всем учебным юридическим курсам.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались автором и неоднократно обсуждались на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского юридического института МВД РФ. Они излагались также на: историко-краеведческой конференции, посвященной 775-летию Нижнего Новгорода (26-27 апреля 1996 г.); «круглом столе» журнала «Государство и право» на тему «Принципьі, основания, пределы ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» (10-11 декабря 1997 г.); международном «круглом столе» на тему «Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни» (26-27 мая 1998 г.).

По теме исследования автором опубликованы три научные статьи. Предложения диссертанта по совершенствованию действующего российского законодательства поставлены на учет в Правовом управлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть параграфов, заключения и библиографии.

Истории развития учения о правовых символах

Проблема символизма права по историческим меркам стала совсем недавно привлекать внимание ученых-юристов. Первые публикации в этой области исследований увидели свет в первой половине XIX века.

Основы учения о правовых символах были заложены представителями исторической и естественной школ права.

Творцом новой науки стал Джамбатиста Вико. Он первым обратил внимание на то, что вся древняя юриспруденция была исполнена символизмом. «Право Римское в первом возрасте своем было строгою поэмою!»1 В приведенной цитате термином «поэзия» обозначается символическая природа права.

Большинство авторов сходится во мнении, что социальные символы являются результатом развития сознательной деятельности человека. Они возникают на стадии, когда у первобытных людей появляется потребность каким-либо образом координировать совместную деятельность, фиксировать и быстро, понятно передавать последующим поколениям приобретенный опыт осуществления этой деятельности. В этом смысле символы всегда имели не индивидуальный, а социальный и даже международный характер, ибо рождались в виде закодированных знаков универсального языка, рассчитанного на широкое или всеобщее понимание.

На ранних ступенях человеческого развития символы довольно часто выступают в наиболее доступной для понимания людей форме. «Эта форма заключается в чувственных, осязательных для всех образах, в физических, реальных знаках, поражающих воображение и бросающихся в глаза».

Очевидно, что первоначально символы возникли как средство преодоления первобытного невежества людей, неразвитости естественного языка, отсутствия письменной речи путем создания наглядных образов и стимулирования привычного реагирования в определенной ситуации.

В историческом плане наиболее общезначимые символы предшествовали во времени государственно-правовому регулированию. Символы, обозначающие права и обязанности, входят в обиход первобытного человека с момента осознания им родовой и индивидуальной собственности. Они начинают использоваться в качестве знаков собственности, указывающих на принадлежность вещи или человека к определенному роду или племени, выполняют функцию охранительных или идентификационных знаков. Возникают символические обряды, определяющие порядок передачи или приобретения собственности, перехода подростков в категорию взрослых людей (обряд шпщиации). С возникновением моногамной семьи подобного рода символы регулируют брачно-семейные отношения, служат средством разрешения споров о праве. Они еще переплетаются с психологическими установками общинно-родового быта, религиозными представлениями. Так, при выработке решения по делу суд руководствовался «доброй славой» сторон, довольствовался ритуальной присягой, придавал большое значение наличию соприсяжников, широко практиковал судебные поединки сторон и ордалии.

Понятие правового символа

Пауль Тиллих, исследуя смысл и функции символов веры, сделал интересное надлюбение: «Хотя современная философия и ведет поиск в области смысла и функций символов, всякий, кто пользуется термином «символ», должен обосновать свое собственное понимание этого термина»

Проблема понимания правового символа заключается в том, что при изучении его природы невозможно опираться только на его философское или иное понимание. Правовой символ занимает особое место в ряду иных социальных символов. Эта особенность состоит в том, что юридические символы призваны служить не столько целям познания, отражения социальной действительности, сколько практическим целям регулирования этой действительности посредством воздействия на сознание и волю людей.

Если при оценке правового символа руководствоваться только функциональным подходом, то мы неизбежно придем к выводу, что все, в чем находят объективацию идеальные правовые объекты — есть знаки этих объектов, т.е. их символы. При всей привлекательности и научности его нельзя признать до конца универсальным, поскольку по ряду моментов он вступает в противоречие с существующей системой практики использования юридических символов. Поэтому при познании природы юридического символа мы будем опираться не только на функциональный подход, который лежит в основе философского понимания символа, но и на прагматический.

Термин «правовой символ» до сих пор не имеет содержательного научного статуса. До настоящего времени в отечественной правовой науке нет специальных монографических исследований этого социального феномена. Вероятно, это объясняется тем, что символ — чрезвычайно глубокое и разноплановое явление. Как свидетельствует история познания, символ является одной из тех категорий, которые закладывают гносеологический фундамент наук о культуре, символическую природу которой невозможно отрицать, основываясь на почве фактов. «Мир человеческой культуры — это и мир символических форм. В процессе исторического развития он приобретает настолько сложный характер, что возникает специальная задача понимания (осмысления) указанных форм»1.

Можно смело утверждать, что нет такой области человеческой жизни, в которой можно было бы обойтись без использования тех или иных символов. Символы окружают нас повсюду: в повседневной жизни, например, всевозможные символы на этикетках; в процессе обучения, раскрыв любую книгу, посвященную вопросам математики, физики, астрономии, кибернетики, мы сталкиваемся со множеством научных символов. Поэтому, на первый взгляд, вопрос, выносимый на рассмотрение, может показаться слишком простым и понятным, но это далеко не так. Например, те же научные символы далеко не всегда являются понятными простому обывателю. Для того, чтобы «расшифровать» этот символ необходимы соответствующие знания. Поскольку окружающий нас мир является символичным, то многие люди пользуются этими символами уже на уровне подсознания, что характеризует, насколько прочно символы вошли в нашу жизнь.

Правовые символы, как уже отмечалось выше, это разновидность социальнного символа. Они возникают и функционируют наряду с политическими, религиозными, нравственными, эстетическими и иными сициальными символами. Следовательно, социальный символ является родовым понятием по отношению к правовому символу. Поэтому, чтобы полнее познать свойства правового символа сначала необходимо разобраться, что скрывается под термином «символ», когда он впервые стал употребляться и в каком качестве.

Виды правовых символов

Формирование новых объектов правового регулирования, связанное с реформой политической и экономической систем России, активное взаимодействие права с другими видами социальных норм неизбежно привело к интенсификации правотворчества. Однако, резкое увеличение вновь принимаемых законов привело к снижению их качества, о чем все чаще стали говорить представители юридических наук. Также отмечается то, что качество принимаемых нормативных актов не отвечает требованиям юридической техники. Эти обстоятельства побуждают законодателя обращать постоянное и серьезное внимание на вопросы совершенствования культуры техники правотворческого процесса, его строгой регламентации, поиска более адекватных и эффективных приемов и средств формализации юридического содержания.

Как уже отмечалось, символ является одним из средств юридической техники, он способен эффективно воздействовать не только на рациональную сферу человеческого сознания, но и на чувственно-эмоциональную, что не всегда учитывается в правотворческой и правоприменительной деятельности. Образное, эмоционально окрашенное представление правовых идей и понятий облегчает их усвоение субъектами права. Использование символики придает законодательству, наряду с лаконичностью, определенную образность, наглядность.

Правовые символы достигли в настоящее время такого количественного и качественного разнообразия, что назрела необходимость упорядочить этот материал, классифицировать его.

Построение классификации имеет не только практическое, но и теоретическое значение. Обогатить содержание предельно общих и абстрактных понятий можно за счет конкретизации — через использование классификации и осуществление типологического анализа разновидностей.

Общеизвестно, что правильность и полнота классификации зависит, прежде всего, от выбора ее основания, которым, как правило, выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления. Существенность того или иного признака юридических символов, как основания их классификации, определяется его природой и назначением в праве, а также теоретическими и практическими потребностями классификации. Поскольку классификации могут осуществляться по разным основаниям, это создает возможность теоретического построения разных систем.

До настоящего времени в отечественной юридической литературе отсутствуют специальные исследования, где были бы приведены научно обоснованые критерии классификации этого сложного многофункционального явления.

Поскольку проблема классификации знаково-символических средств рассматривается и в других науках (в философии, политологии, психологии, логике, лингвистике, семиотике), важно выделить специфику этих классификаций. Мы полагаем, что их рассмотрение может послужить теоретической основой для юридической типологии символических средств.

Особенность философских классификаций состоит в том, что типология знаков, претендующая на философскую значимость, должна исходить из роли знаков в человеческом обществе, другими словами, классификация должна быть функциональной. Однако классификации, созданные по функциональному принципу, различаются между собой составом функций, широтой охвата знаков, реализующих ту или иную функцию.

В философии наиболее удачной и научно обоснованной нам представляется классификация, предложенная в работах Уварова Л.В. и Субача Г.В. Основываясь на предложенной ими концепции известные правовые символы можно разделить на два основных типа, — положив в основу такого деления двухкомпонентность структуры содержания символа — познавательной и ценностной. В различных символах, как правило, доминирует тот или иной компонент, определяя тем самым функциональные особенности данного символа. Символы, в которых доминирует аксиологический, ценностный компонент, можно назвать аксиологическими или выразительно-информационными. Символы, в которых доминирует познавательный компонент, можно назвать познавательными или отражательно-информационными.

В зависимости от преобладания элементов абстрагирующей деятельности мышления в первой группе символов они выделяют несколько подуровней:

а) чувственные образы или их ассоциации, связанные с интуицией или воображением (предмет, изображение). Например, государственный герб или флаг, судейская мантия, товарные знаки, пограничные знаки, воинские знаки различия, форменная одежда государственных служащих, печати юридических лиц, деньги и другие средства платежей, паспорт, различные виды нормативно правовых актов, личная подпись гражданина или должностного лица на официальном документе и т.п.

Добавить комментарий