Правовой статус банков

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (статья 2 Закона о Центральном банке) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (статьи 16 — 18 указанного закона). С другой — он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (статьи 5, 10 — 14, 19 — 33 указанного закона).

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т.д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

По сути дела, управление денежно-кредитной системой РФ БР производит двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи — управлению кредитной системой.

Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой законодательство возложило только на ЦБ РФ. Законодательство предоставило Банку России право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы. Эти подзаконные нормативные акты имеют различные названия: инструкции, положения, письма, телеграммы. Нельзя признать правильной практику издания Банком России телеграмм нормативного характера. Текст телеграммы, в котором пропущены знаки препинания и предлоги, затрудняет усвоение содержания норм права.

Исследуя рассматриваемую проблему Л.Г. Ефимова указывает: «Как мы знаем по горькому опыту, сосредоточение всей административно-командной власти в рамках одного ведомства рано или поздно приведет к излишней бюрократизации, зарегламентированности, а в конечном счете к потере инициативы и предприимчивости всей системы контролируемых им органов. Не исключено, что подобная учесть ждет и российские коммерческие банки. Кроме того, при таком устройстве кредитной системы возможны разного рода злоупотребления». При этом Л.Г. Ефимова приводит в качестве примера наиболее совершенной системы органов управления кредитными учреждениями французскую систему.

Органами управления кредитной системы Франции являются: министр экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия.

В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусу Банка Франции) Комитет по банковской регламентации принимает нормативные акты по различным вопросам правового регулирования деятельности кредитных учреждений, касающимся, в частности: размера уставного капитала кредитных учреждений; условий открытия ими сети филиалов; условий включения кредитных учреждений в число участников других предприятий; порядка осуществления ими различных операций, куда входят также вопросы их взаимоотношений с клиентурой. Комитет утверждает обязательные для кредитных учреждений экономические нормативы и порядок ведения ими бухгалтерского учета и отчетности.

В состав Комитета по кредитным учреждениям входят министр экономики и финансов Франции (или его представитель), управляющий Банк де Франс, председатель Банковской комиссии (или его представитель) и четыре члена, назначаемые приказом министра экономики и финансов сроком на три года из числа следующих лиц: представитель Французской ассоциации кредитных учреждений, представитель профсоюза служащих кредитных учреждений и двое специалистов в области экономики и финансов, известных своей компетентностью. Комитет по кредитным учреждениям вправе издавать акты применения права, носящие индивидуальный характер, а также заниматься регистрацией вновь создаваемых кредитных учреждений.

Банковская комиссия следит за соблюдением кредитными учреждениями действующего законодательства, изучает их финансовое положение и обеспечивает наблюдение за надлежащим осуществлением профессиональной деятельности, то есть является своего рода «профессиональной полицией». В состав Банковской комиссии входят: президент — управляющий Банк де Франс (или его представитель), директор Казны (или его представитель), четыре члена, назначаемые министром экономики и финансов Франции на 6 лет из числа следующих лиц: член Государственного Совета, советник Кассационного суда и двое видных специалистов в области банковской и финансовой деятельности. При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им законодательства Банковская комиссия вправе применить соответствующие санкции, в целом схожие с санкциями, применяемыми Банком России.

В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии.

Аппарат Банк де Франс обеспечивает деятельность Комитета по банковской регламентации Комитета по кредитным учреждениям, в том числе готовит проекты решений указанных органов управления кредитной системой Франции, а после их утверждения воплощает в жизнь.

Таким образом, система органов управления кредитными учреждениями Франции построена таким образом, чтобы соблюдалось своеобразное разделение властей, в котором Банк де Франс отведена роль исполнительного органа.

Однако точку зрения Л.Г. Ефимовой разделяют не все ученые. Так Я.А. Гейвандов в своей статье указывает на то, что «практика рыночных реформ в стране показала, что многие общественно значимые задачи невозможно решать вне государственно-правового механизма. В особенности это касается денежно-кредитной сферы. Однако важно не переступить ту грань, за которой государственное регулирование переходит в свою противоположность — управление экономикой исключительно административными методами. В то же время необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к гражданско-правовым средствам государственного воздействия на экономику». Тенденции, свидетельствующие о наличии такой «опасности», по мнению некоторых авторов, стали реальностью. Так, И.Л. Бачило отмечает: «В идеологии руководителей исполнительной власти заметно влияние установок на понимание государственного управления, государства в целом в качестве организации, реализующей определенный вид услуг. Отсюда ориентация на усвоение методов цивилистического характера структурами исполнительной власти. Такие институты, как лицензирование, регистрация, сертификация, становятся источником дохода, а не контроля, учета и регулирования. Получает жизнь модель государственной услуги, и государственный аппарат превращается в цивилистическую структуру».

К.К. Лебедев также придерживается мнения о том, что существующая ныне в России банковская система является достаточно сложной и гибкой, адаптированной к требованиям современной рыночной экономики. При этом, по его мнению, существование банковской системы в ее нынешнем виде ни в коей мере не препятствует развитию гражданско-правовых отношений в банковской сфере, что подтверждается как общей картиной кредитно-расчетных правоотношений, так и выбранными произвольно фактами совершения отдельных кредитных сделок, пассивных и иных банковских операций, расчетно-кассового обслуживания граждан и организаций.

В условиях рыночного хозяйства центральные банки воздействуют на экономику с помощью инструментов учетной политики, политики минимальных резервов и политики открытого рынка. Таким способом они регулируют соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран.

Экономическая реформа, направленная на создание в РФ рыночного хозяйства, предопределила необходимость применения данных инструментов и ЦБ РФ. Однако неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике России, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора существенно ограничили возможности полномасштабного использования подобного инструментария для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Учитывая это, Банк России был вынужден сохранять прямой контроль за движением и распределением денежно-кредитных ресурсов в стране посредством централизованного кредита, предоставляемого правительству и коммерческим банкам. В этом совмещении рыночных и нерыночных инструментов проявились особые условия переходного периода в реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 1992 года.

На сегодняшний день централизованный кредит стал основным инструментом воздействия БР на денежную массу и экономику в целом. Первоначально предполагалось, что удорожание централизованного кредита ограничит возможности производителей и торговых посредников в накоплении избыточных товарных запасов и тем самым увеличит предложение товаров на рынке, стабилизирует товарные цены, заставит производителей решать свои финансовые проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения себестоимости продукции. Однако эффективному использованию такого инструмента, как централизованный кредит, препятствует деформированная структура современной российской экономики, преобладание государственной собственности и вытекающее отсюда искажение экономической роли кредита, поступающего в государственный сектор. Кредиты, предоставляемые Банком России коммерческим банкам, также не выполняют в полной мере своей роли, так как высокий уровень инфляции и неопределенность экономической конъюнктуры способствуют использованию значительной их доли в сфере торговли, что затрудняет воздействие денежно-кредитной политики Банка России на развитие сферы производства.

Интересна проблема подчиненности Банка России. В начале 90-х годов законодательство установило, что Банк России подотчетен Верховному Совету РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти при решении вопросов, входящих в компетенцию БР. Ранее главный банк государства и вся кредитная система подчинялись непосредственно правительству, органу исполнительной власти. Многие авторы тогда решительно высказывались за изменение подотчетности Госбанка СССР и выведение его из ведения Совета Министров СССР, объясняя это тем, что при наличии дефицита государственного бюджета подчиненность Госбанка СССР правительству неизбежно приведет к финансированию этого дефицита за счет средств эмиссионного банка, что стимулирует инфляцию. Выведение Госбанка из подчиненности Совету Министров способствует повышению роли закона и договора в вопросах кредитования Госбанком государства, считали другие авторы.

Прежде всего следует отметить, что указанная проблема имеет многовековую историю. Ещё во времена царствования Екатерины II правительство неоднократно прибегало к многочисленным «позаимствованиям» в государственных ассигнационных банках, отчего последние влачили жалкое существование. В итоге ещё в 1907 году пришли к выводу о необходимости создания самостоятельного банка, не подчиненного ни отдельным министерствам, ни Совету Министров: высший надзор за ним должна осуществлять Государственная дума, которая к тому же назначает и высших лиц банковской администрации.

Любой парламент является прежде всего законодательным органом и в связи с этим он не должен и не в состоянии осуществлять функции по управлению каким-либо другим органом. Если он все-таки будет проводит такую деятельность, ему придется дублировать функции правительства. В настоящее время Банк России не подчиняется правительству, но темпы инфляции от этого не уменьшаются. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет средств эмиссионного банка становится возможным вследствие отсутствия надежного правового механизма, который был бы в состоянии препятствовать этому негативному явлению.

Следует отметить, что кредитная система в некоторых других странах находится в ведении (не подчинена!) не просто правительства, а непосредственно министра финансов, однако это не ведет к безвозвратному финансированию бюджетного дефицита.

В США ФРС (включает в себя 12 федеральных резервных банков и 600 банков — членов ФРС) является рабочим органом Конгресса США и никаких обязательств перед органами исполнительной власти не несет. Однако ряд экспертов и наблюдателей в США без восторга признают «независимость» ФРС, считая, что силой, направляющей её деятельность, должна быть власть исполнительная, а отнюдь не законодательные органы. Основной их аргумент в этом споре — обеспечение бесконфликтности денежно-кредитных мероприятий с иными (например, налогово-бюджетными) мерами федерального правительства, направленными на предотвращение инфляционных процессов и обеспечение полной занятости.

Ясно, что любое решение должно приниматься профессионалами. Поэтому совершенно не нужно подчинять банковскую систему какому-либо существующему исполнительному органу, а законодательный орган, как выясняется, не в состоянии выполнять функции управления банковской системой по самой своей природе. Следовательно, остается единственный возможный вариант решения этой давней проблемы: органы управления кредитной системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь. Иными словами, нужно создавать самоуправляющуюся кредитную систему. Общий контроль за её деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и т.п.) можно возложить на законодательный орган. Необходимо исключить ситуацию, в которой Банк России заботится об укреплении национальной денежной единицы и принимает для этого различные меры, а правительство в то же самое время осуществляет выдачу «льготных» кредитов и тем самым способствует усилению инфляции, то есть следует обеспечить согласованность действий органов управления кредитной системой и Правительства РФ (Минфина РФ). Эта задача может быть решена путем введения в «законодательный» орган управления кредитной системой министра финансов РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) возглавляет банковскую систему Российской Федерации. Его правовой статус регламентируется Конституцией РФ и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Целями деятельности Банка России являются:

  • — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • — обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • — развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • — обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

  • — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты — российского рубля, укрепление его покупательной способности, стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

В качестве органа исполнительной власти Банк России наделен широкими полномочиями по регулированию кредитно-расчетных отношений. К его компетенции относится:

  • — установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • — установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • — государственная регистрация кредитных организаций;
  • — выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • — надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • — регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • — организация и проведение валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация составления платежного баланса Российской Федерации;
  • — анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  • — публикация соответствующих материалов и статистических данных.

В качестве кредитной организации Банк России:

  • — осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами;
  • — проводит кредитование в последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • — осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

За оказание некоторых видов услуг, оказываемых кредитным организациям, ЦБ РФ вправе взимать плату.

Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Согласно ст. 9 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. руб. Банку России принадлежит доля в уставных капиталах Сберегательного банка РФ, Внешторгбанка РФ и пяти российских заграничных банков. В ведении Банка России находятся резервы иностранной валюты, золотой запас, драгоценные металлы и некоторые другие ценности Российской Федерации.

Статья 2 Закона о ЦБ РФ устанавливает, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В то же время Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, т.е. обладает полномочиями собственника. Таким образом, Закон о Банке России не дает никаких нормативных пояснений по этому вопросу; нет никаких нормативных актов, устанавливающих ЦБ РФ собственником.

В связи с вопросом об имущественной базе ЦБ РФ можно поднять еще ряд вопросов, таких, например, как режим прибыли. Согласно ст. 26 Закона о ЦБ РФ, прибыль после формирования резервов и фондов перечисляется в доход федерального бюджета. Каким же является режим прибыли Банка России? Если эта прибыль — собственность Банка России, то государство ее изымать не может. Но согласно закону прибыль перечисляется в бюджет. Остается неясным вопрос о фондах и резервах, после формирования которых указанная прибыль должна распределяться. Нормативы этих фондов и резервов должны быть установлены законом, потому что в противном случае вся прибыль может расходоваться на развитие Банка России, и в бюджет не перечисляются.

Вправе ли Банк России возлагать последствия выполнения своих обязательств перед государством на коммерческие банки? Если исходить из того, что ЦБ РФ, осуществляя банковскую деятельность как коммерческую, должен нести риски этой деятельности, то перекладывать на другие субъекты негативные результаты своей деятельности нельзя. Не делиться же ЦБ РФ своей прибылью с коммерческими банками. А если считать, что деятельность Банка России осуществляется в интересах всей банковской системы, то следует допустить к управлению этой деятельностью представителей ведущих коммерческих банков, с чем ЦБ РФ не соглашается.

Вправе ли Банк России по своему усмотрению для достижения названых выше целей менять количественное значение экономических нормативов? Если предполагается ввести изменения в отдельные требования к хозяйственной деятельности, необходимо предусматривать некоторые временные положения, позволяющие предпринимателю и банку ориентироваться и перестроить свою деятельность. Единственным результатом такого подхода стало положение об уставном капитале, запрещающее вводить новые требования ранее чем за 90 дней до опубликования требований и не позволяющее предъявлять эти требования к ранее созданным банкам. Остальные экономические требования не попали в такой режим, что совершенно необоснованно, поскольку невозможно начинать деятельность при одних резервных нормах, а подводить итоги с другими показателями, но, несмотря на это, Банк России меняет эти условия очень часто.

Банк России образует централизованную систему с вертикальной системой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие поручительства без разрешения Совета директоров ЦБ РФ.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление

Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении срока полномочий Председателем Банка России;

до истечения срока полномочий Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
  • 3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
  • 4) определяет структуру Банка России;
  • 5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
  • 6) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

  • 7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;
  • 8) утверждает порядок работы Совета директоров;
  • 9) назначает главного аудитора Банка России;
  • 10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
  • 11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
  • 12) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров Банка России.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государст- венной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. На членов Совета директоров распространяются те же ограничения, что и на всех служащих Банка России; согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров, это следующие требования:

  • — не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);
  • — не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
  • — обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров при приобретении долей (акций) кредитных организаций.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

  • 1) истечения срока полномочий;
  • 2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
  • 3) личного заявления об отставке;
  • 4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • 5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Председатель Банка России:

  • 1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • 2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
  • 3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;
  • 4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
  • 5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
  • 6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • 7) обеспечивает реализацию функций Банка России.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Финансовый банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Председателя Банка России.

В состав Финансового банковского совета входят два представителя от Федерального Совета Российской Федерации, три представителя Государственной Думы РФ, три представителя от Президента Российской Федерации и три представителя Правительства Российской Федерации.

Численность Финансового банковского совета — 12 человек.

Заседания Финансового банковского совета проходят не реже чем один раз в три месяца.

Финансовый банковский совет выполняет следующие функции:

  • — рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  • — рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;
  • — осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • — рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
  • — участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Деятельность Центрального банка России регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с этим законодательным актом основными целями деятельности Банка России являются:

  • — защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
  • — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Одна из главных задач Центрального банка РФ — реализация государственного управления в банковской системе. Центральный банк РФ выступает посредником между государством и коммерческими банками и средствами банковского регулирования проводит в жизнь государственную экономическую политику. Объектами управленческого воздействия являются кредитные учреждения, в первую очередь коммерческие банки.

В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления национальной банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов Центральный банк РФ выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • 11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
  • 12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • 13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального банка России.

Во взаимодействии с Правительством РФ ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля:

  • — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • — устанавливает правила расчетов в РФ;
  • — осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, занимающихся аудитом;
  • — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • — регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами;
  • — осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • — определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • — организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно.

Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В пределах своих полномочий он независим в своей деятельности.

Центральный банк РФ вправе издавать нормативные акты (инструкции, письма, приказы). Они носят подзаконный характер и, следовательно, не должны противоречить предписаниям законодательных актов РФ. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании банка «Вестнике Банка России» и подчиняются правилу ретроактивности (т.е. не имеют обратной силы).

Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБ РФ, в котором у них имеется корреспондентский счет. Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка РФ.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются:

  • — процентные ставки по операциям Банка России;
  • — нормативы обязательных резервов коммерческих банков;
  • — операции на открытом рынке;
  • — рефинансирование банков;
  • — валютное регулирование;
  • — установление ориентиров роста денежных средств;
  • — прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков.

За счет своей прибыли банк создает резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также, независимо от прибыли и убытков, фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Контрольные вопросы

Модели банковских систем .

Банковская система Российской Федерации.

Банковское право как подотрасль финансового права.

Характеристика основных организационно-правовых форм кредитных организаций.

Цели и функции Банка России.

Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Взаимодействие Банка России с кредитными организациями.

Правовой статус Центрального Банка. Его функции и задачи

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Организационная структура центрального банка России

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

— устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом ;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Задачи центрального банка

Традиционно центральный банк должен решать 5 основных задач — он призван быть:

1.эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2. органом регулирования экономики денежно – кредитными методами , т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику ;

3. «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками одной страны : хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом ; предоставлять им кредиты ; осуществлять контроль и надзор , поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4. банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золотовалютные резервы.;

5. главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Основы правового статуса Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, данным Законом и другими федеральными законами.

В Конституции РФ содержится две группы норм, посвященные правовому статусу Банка России. Первая касается эмиссионной и обеспечительной функций Банка России. Так, согласно ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Вторая группа норм устанавливает порядок назначения на должность и освобождение от должности Председателя Банка России. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности. Соответственно, на основании п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

Статьей 1 Закона о Банке России также закреплено, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Таким образом, в Конституции РФ и в Законе о Банке России заложен главный принцип деятельности любого центрального банка – принцип его независимости. «Независимый центральный банк – это орган, способный оперативно и без учета сиюминутной политической конъюнктуры реагировать на сигналы финансового рынка, относящегося к числу важнейших сегментов экономики государства. Это один из основополагающих принципов построения верхнего уровня банковской системы рыночного типа».

Независимость центрального банка имеет три составляющих: финансовую, функциональную и кадровую автономии. Финансовая автономия предполагает наличие у центрального банка собственного имущества и самостоятельного (внебюджетного) финансирования. Под функциональной автономией понимается осуществление центральным банком своих функций самостоятельно, без вмешательства государственных органов и иных организаций. Кадровая автономия означает личную независимость руководящих лиц центрального банка и особый порядок их назначения.

В соответствии со ст. 1, 2, 10, 11 Закона о Банке России ЦБ РФ является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России – г. Москва.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом о Банке России, ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное нс предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 Закона о Банке России банковских операций и сделок, а также доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 Закона о Банке России.

С учетом изложенного вполне закономерен вывод о том, что Банк России обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью, присущей всем национальным банкам в странах рыночной экономики. С одной стороны, Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства денежно-кредитную политику, с другой – в роли обычного хозяйствующего субъекта. Совмещая в себе черты юридического лица публичного права и частноправовой организации, Банк России обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам.

Например, в ст. 3 Закона о Банке России записано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Казалось бы, Банк России на основании этой нормы Закона следовало бы отнести к некоммерческим организациям. Однако этому мешают два существенных момента:

  • а) ст. 2 Закона о Банке России обязывает ЦБ РФ осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. «Следовательно, Банк России не может полностью освободить себя от деятельности, направленной на извлечение прибыли. В противном случае он окажется без финансирования и все возложенные на него управленческие задачи окажутся нерешенными. Поэтому нужно признать, что Банк России поневоле вынужден зарабатывать средства к существованию, а редакция ст. 3 Закона о Банке России является в лучшем случае неточной»;
  • б) ст. 26 Закона о Банке России обязывает ЦБ РФ перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. При этом ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.09.2010 № 245-ФЗ установлено, что на период до 1 января 2014 г. Банк России должен перечислять в федеральный бюджет не 50, а 75% своей прибыли. Иными словами, собственник систематически изымает часть прибыли Банка России. Следовательно, основной признак некоммерческой организации отсутствует.

Таким образом, своеобразие Банка России как юридического лица находит свое отражение в следующих признаках:

  • – Банк России является органом, созданным в соответствии с Конституцией РФ, и в отличие от всех видов юридических лиц индивидуально в ней поименован;
  • – Банк России не может быть ликвидирован иначе, чем путем внесения поправок в Конституцию РФ;
  • – Закон о Банке России не требует определения организационно-правовой формы Банка России, указывая лишь на наличие его наименования (ст. 1 Закона о Банке России).

Следовательно, Банк России, являясь органом с особым конституционным статусом, исходя именно из этой правовой конструкции одновременно является юридическим лицом, организационно-правовая форма которого не предусмотрена ГК и определяется непосредственно Законом о Банке России.

С таким ответом на вопрос об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица соглашается Л. Г. Ефимова: «Банк России создан в особой организационно-правовой форме, неизвестной ГК и другим специальным законам. Иными словами, организационно-правовой формой Банка России является «Банк России”».

Нс менее своеобразный ответ мы получим на вопрос о виде вещного права Банка России на принадлежащее ему имущество.

Как известно, юридическое лицо может иметь имущество на одном из трех видов вещных прав: праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 50 ГК). При этом в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные нрава на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 50 ГК).

Поскольку в соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, очевидно, что Банк России нельзя отнести к юридическим лицам, в отношении которого учредители имеют обязательственные нрава на имущество. Банк России не является ни государственным или муниципальным унитарным предприятием, ни учреждением, а потому из возможных вариантов ответов на поставленный вопрос необходимо исключить право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Остается два варианта: либо право собственности, либо иное вещное право, неизвестное ГК.

В ст. 2 Закона о Банке России указано, что Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. На первый взгляд может показаться, что это и есть правомочия собственника. Однако собственник осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом «своей волей и в своем интересе», в то время как Банк России осуществляет названные полномочия «в соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом». Следовательно, полномочия Банка России в отношении принадлежащего ему имущества не являются классическими правомочиями собственника: они ограничены целями и порядком, установленными Законом о Банке России.

Таким образом, Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК.

Третьим из дискуссионных вопросов, связанных со статусом Банка России, выступает вопрос о том, является ли Банк России органом государственной власти? Этот вопрос проистекает из формулировки процитированной выше ст. 75 Конституции РФ, в которой Банк России противопоставлен «другим органам государственной власти». Как справедливо отмечает директор Юридического департамента – заместитель Председателя Банка России С. А. Голубев, «получается, что Банк России стоит в ряду органов государственной власти, являясь одним из них (другим) и действуя независимо. Данная правовая «ловушка” могла бы иметь далеко идущие последствия – Банк России был бы фактически лишен независимости и поставлен в один ряд с федеральными органами исполнительной власти как одна из ветвей государственной власти».

Однако ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, федеральные органы государственной власти исчерпывающим образом перечислены в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, определяющей, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Как следует из буквального содержания ст. 11 Конституции РФ, Банк России не включен в общую структуру органов, осуществляющих государственную власть. «Принцип независимости Банка России как бы исключает его из системы разделенных ветвей власти, поскольку разделение властей (как классическая правовая формула) предполагает особый механизм «сдержек и противовесов”, не допускающий какую-либо независимость одних органов государственной власти от других. Статус Банка России закреплен в гл. 3 Конституции РФ, т.е. в той части, которая посвящена федеративному устройству Российской Федерации. Следовательно, даже по этому признаку Конституция РФ фактически выводит Банк России из общей системы органов власти, тем самым подчеркивая особую природу его статуса и независимость от других органов государственной власти.

Таким образом, Банк России в соответствии с Конституцией РФ не включается в понятие «органы государственной власти” и является самостоятельным субъектом, не входящим ни в одну из ветвей государственной власти».

В Определении от 14.12.2000 .4″ 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”» КС РФ указал, что статус ЦБ РФ установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Основываясь на процитированной правовой позиции КС РФ, в литературе сделаны следующие выводы:

  • – Банк России является органом государства, образуемым в соответствии с Конституцией РФ, и имеет самостоятельный конституционный статус;
  • – Банк России не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти;
  • – Банк России осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти;
  • – Банк России осуществляет эти функции в пределах, определенных Конституцией РФ, Законом о Банке России;
  • – реализация этих функций предполагает применение мер государственного принуждения;
  • – другие органы государственной власти (любого уровня) не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Банка России;
  • – Банк России является постоянно действующим органом и его деятельность не может быть приостановлена или прекращена до изменения самой Конституции РФ;
  • – Банк России осуществляет нормотворческие полномочия, также относящиеся по своей правовой природе к функциям государственной власти, поскольку нормативные акты Банка России обязательны для органов государственной власти, юридических и физических лиц;
  • – акты Банка России обжалуются в порядке, предусмотренном для обжалования решений и действий органов государственной власти.

По мнению Л. Г. Ефимовой, своеобразие конституционно-правового статуса Банка России позволяет признать ЦБ РФ органом управления банковской системой РФ. Определение Банка России в качестве органа управления банковской системой позволяет подчеркнуть следующие особенности:

  • – уникальный характер Банка России: соединение несочетаемых направлений деятельности – обычного банка и органа государственной власти;
  • – основную цель создания – быть инструментом денежно-кредитной политики государства, позволяющим обеспечить достижение необходимых результатов путем целенаправленного воздействия на банковскую систему (управление банковской системой);
  • – специфику используемых Банком России приемов воздействия па денежный рынок: ЦБ РФ применяет главным образом экономические методы;
  • – специфику используемых Банком России приемов воздействия на банковскую систему в условиях отсутствия прямого административного подчинения кредитных организаций Банку России: ЦБ РФ является не только органом банковского надзора, но и органом регулирования банковской деятельности.

Статья 5 Закона о Банке России устанавливает, что ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Это проявляется в том, что Государственная Дума:

  • – назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • – назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
  • – направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

  • – рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • – принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • – проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • – заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В соответствии со ст. 8 и 9 Закона о Банке России ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Указанный запрет не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка РФ.

Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Исполнительно-распорядительные полномочия Банка России

Публичный статус Банка России обусловлен его полномочиями в сфере публичного регулирования. По смыслу ч. 2 ст. 75 Конституции и ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ относится к федеральньш органам государственной власти с особыми исполнительно-распорядительными полномочиями. Наряду с Правительством РФ, федеральными министерствами, ведомствами к ведению Банка России отнесена реализация государственной денежно-кредитной политики. Содержание публичного регулирования Банка России обусловлено его эксклюзивными полномочиями. К исключительному ведению Банка России отнесены эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения (п. 2 ст. 4, ст. 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). С указанными полномочиями Банка России тесно связаны его функции по обеспечению устойчивости валюты Российской Федерации — рубля, и с этой целью, а также для воздействия на суммарный спрос и предложение денег, Банк России осуществляет куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке (валютные интервенции).

Отдельные полномочия в сфере публичной денежно-кредитной политики Банк России осуществляет по согласованию с Правительством РФ, другими федеральными министерствами, ведомствами либо по их непосредственному поручению. Императивная сила предписаний Правительства, министерств и ведомств для Банка России свидетельствует о его иерархической соподчиненное™ в единой системе федеральных органов исполнительной власти. Обязательность для исполнения поручений Правительства РФ, министерств, ведомств обусловливает участие Банка России в организационно-правовой деятельности Правительства и некоторых федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь, Минфин и Минэкономразвития участвуют в деятельности одного из органов управления Банком России — Совета директоров. Таким образом, Банк России не только реализует государственную денежно-кредитную политику, но и, осуществляя вверенные ему полномочия, самостоятельно либо по согласованию с федеральными министерствами, ведомствами участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.

  • По поручению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти БанкРоссии осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации, а также по поручению Правительства РФ осуществляет банковскиеоперации и иные полномочия (п. 6, 11 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)»).
  • Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или но их поручению один представитель от Минфина России и один представитель от МинэкономразвитияРоссии участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Председатель Байка России или по его поручению один из его заместителей участвуют в заседаниях Правительства РФ (ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)»).

Добавить комментарий