Правовой статус государственного служащего

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

Содержание

5.2. Понятие государственного служащего и его правовой статус

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

— на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

— на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

— на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

— на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

— участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

— на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

— знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

— на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

— на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

— на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

— на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

— вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

— обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

— добросовестно исполнять должностные обязанности;

— обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

— исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

— в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

— соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

— поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Предыдущая

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42 тел. (3812) 253-225

РЕФЕРАТ

Тема: Правовой статус государственных служащих Российской Федерации

Выполнила: главный специалист общего отдела А.А. Дербенева

Омск 2013

Понятие, классификация и правовой статус государственных служащих

1.2 Правовой статус государственных служащих

Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Список использованных источников

1.1 Классификация государственных служащих

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Основные права государственного служащего

1) права, разъясняющие государственным служащим их правовой статус и правовую защиту;

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Федеральный закон №79 «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Ограничения и запреты для государственного служащего имеют абсолютный характер, т. е. они действуют для него в течение всего времени прохождения службы и не могут быть отменены или заменены другими положениями.

· близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кроме перечисленных ограничений, также устанавливает и прямые запреты, связанные с гражданской службой:

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

· в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законом и другими федеральными законами;

· использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан:

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

В широком понимании, с учётом различных признаков, можно сформулировать следующее определение государственного служащего: государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включённую в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность РФ), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Государственный служащий имеет определённое правовое положение (статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего:

— основные права и основные обязанности;

— ограничения и запреты, связанные с гражданской службой;

— требования к служебному поведению гражданского служащего;

— порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

— необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются:

— поступление на гражданскую службу;

— заключение служебного контракта;

— испытание при поступлении на гражданскую службу;

— изменение существенных условий служебного контракта;

— отстранение от занимаемой должности гражданской службы;

— основания и последствия прекращения служебного контракта;

— персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела;

— служебное время и время отдыха;

— прохождение гражданской службы;

— аттестация гражданских служащих;

— квалификационный экзамен;

— оплата труда гражданского служащего;

— государственные гарантии на гражданской службе;

— поощрения и награждения гражданского служащего;

— служебная дисциплина;

— дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания;

— формирование кадрового состава гражданской службы;

— рассмотрение индивидуального служебного спора.

Правовой статус государственных служащих зависит от условий, в которых проходит государственная служба.

Статья 14 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает основные права гражданского служащего.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном настоящим ФЗ и другими ФЗ;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ и другими ФЗ;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ и ФЗ о медицинском страховании государственных служащих РФ;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечёт за собой конфликт интересов.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей влечёт за собой соответствующую ответственность.

Статья 15 ФЗ предусматривает следующие основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую ФЗ тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные ФЗ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим ФЗ и другими ФЗ;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося , по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с ФЗ.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке предусмотренных ФЗ.

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ).

Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном ФЗ порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую ФЗ тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Государственный служащий имеет право

  • — на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,
  • — на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,
  • — на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
  • — на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,
  • — участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
  • — на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • — знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,
  • — на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,
  • — на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,
  • — на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,
  • — на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,
  • — вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

  • — обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,
  • — добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • — обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • — исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • — в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • — соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • — поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • — хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

  • 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  • 9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  • 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,
  • 11) принимать участие в забастовках,
  • 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 16

Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

статус приобретает с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы,

Утрата правового статуса государственного служащего происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, с момента прекращения государственной службы: увольнения, ухода в отставку, достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. В некоторых случаях нормативные акты устанавливают конкретные сроки государственной службы.

права государственного служащего можно разделить на три группы:

· права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

· права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

· права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего,

реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

КонсультантПлюс: примечание.

Об ответственности за разглашение государственной тайны см. статью 283 Уголовного кодекса РФ.

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

14. Понятие и виды административно-правовых форм управления.

(ЛЕКЦИЯ )Понятие и общая характеристика форм государственного управления

Форма государственного управления: это внешняя выражение органов государственного управления, осуществляемая в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

Классификация:

1-по способу выражения:

-словесные

-конклюдентные

2-по содержанию

-правотворческие(заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления.

-правоприменительные ( это приказы на основе законов) заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

-договорные и иные юридически значимые формы

3-по целенаправленности

-внешние (используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.)

-внутренние (используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.)

4-взависимости от порождаемых последствий

-правовые

-внеправовые

Общие черты форм государственного управления:

1-являются способом внешнего выражения деятельности органов гос управления

2-зависит от содержание деятельности органов гос управления

3-требуют юридической регламентации

4-влекут за собой определенные последствия

15. Понятие, виды и действие правовых актов управления.

(лекция) правовые акты управления как форма управленческой деятельности

Правовой акт управления –это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов гос управления и их ДЛ принятые в установленные процессуальном порядке и направленно на возникновения изменения или прекращение административно правовых отношений.

Основные черты:

1-разновидность юридического акта

2-носит подзаконный характер

3-исходит от компетентного субъекта гос управления

4-является результатом одностороннего юридического волеизъявления

5-определяет правила поведения в сфере государственного управления

6-применяется в определенном процессуальном порядке

7-издается в форме документа и имеет нормализованную структуру

8-не соблюдение правового акта ведет к негативным последствиям

ВИДЫ

По юридическим свойствам выделяют :

1-нормативные акты управления, то есть те которые содержат в правила поведения

2-индивидуальные акты (акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.)

3-нормативно индивидуальные (акты управления включают как нормы права (общеобязательные правила), так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения, необходимость соблюдения каких-то особых правил и т. д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.)

По форме выражения:

1-словестные

2-коклюдентные

По срокам:

1-срочные

2-бесрочные

По территории:

1-на всей территории

2-и по субъектам

3-локальные

Юридическое значение правовых актов, они устанавливают отменяют нормы права; устанавливают правовой статус субъектов административного права; выступают в качестве юридических фактов; служит основанием любых актов управления; является основанием в суде; могут являться условием действенности других актов

В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ

б) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления;

в) определяющие вопросы планирования (направления, пропорции, темпы, количественные и качественные показатели

г) посвященные реализации функции организации, т. е. формированию системы государственного управления;

д) содержащие элементы распорядительства, (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила) направлены на обеспечение режима должной государственной деятельности;

ж) имеющие координационный потенциал, — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

з) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах

и) выполняющие регулирующую функцию

16. Административно-правовой договор.

( лекция) понятия и виду административного договора

Административный договор — основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя и более субъектами управленческой деятельности. Одним из которых является орган государственного управления либо его представитель. Признакиадминистративного договора:1) разновидность правового договора.

2) основывается на нормах административного права.

3) Заключается между двумя и более субъектами (одним является орган государственного управления, либо его представитель)

4) рассчитан на определенный срок действия.

5) Заключается в соответствии с определенной процедурой

6) односторонний отказ од исполнения договорных обязательств не допускается

7) несоблюдение условий договора влечет наступление неблагоприятных последствий.

8) Целью является реализация публично-правовых

9) обеспечивается при помощи публично правовых средств.

Примеры, Договор о компетенции -договор о разграничении полномочий, Договор обеспечивания государственных нужд, государственный заказ. Контракты и трудовые соглашения с государственными служащими. Договор о совместной деятельности и сотрудничестве. Договор об оказании государственных услуг частным лица( коммунальных услуг). Инвестиционные соглашения. Договор о сотрудничестве и т.д.

Исходя из юридических свойств можно выделить правоустановительные и правоприменительные договоры.

Виды договоров:

по содержанию:

· АД о компетенции (разграничение, делегирование полномочий);

· АД о совместной деятельности (между субъектами, один из которых АП субъект);

· АД о выполнении государственных заказов;

по субъектам АП договоры могут быть:

· между 2 субъектами,

· между субъектом ИВ и гос. организациями,

· между гос. и негос. организациями,

· между субъектами управления и гражданами;

по взаимоотношению сторон договора:

· АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу,

· АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим отношениям.

17. Понятие и виды методов государственного управления.

( лекция)Тема 2 .вопрос6 . методы государственного управления, классификация и виды

МГУ — способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления, в рамках управленческих отношений , которые используются для достижения целей и задач управления.

Добавить комментарий