Правовой статус исполнительной власти

Правовые акты исполнительной власти – это вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнения распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с н.п., содержащие одно властное волеизъявление, влекущее юридические последствия.

Признаки:

1.Подзаконность (истекает из подзаконного характера гос. управления и его нацеленности на исполнение закона). Издаются на основе федеральных законов.

2.Односторонне юридически властное волеизъявление органов гос.управления.9издание пр.актов опирается на властные полномочия субъекта которые позволяют ему в одностороннем порядке принять акт).

3.Правовые акты принимаются в порядке и формах предусмотренных в НПА.

4.Издание юр. актов, влекут разнообразные юр. последствия:

-могут выступать в виде юр. актов.

-могут содержать правовые нормы.

-могут быть основанием издания или отменяя др. актов.

По юридическому содержанию эти акты делятся:

1) нормативные акты – устанавливающие, изменяющие и отменяющие юридические нормы, они не обращены к юридическим лицам.

2) индивидуальные акты – это решение субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам.

3) смещенные – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения.

По форме выражения:

1. Письменные

2. Устные исполнения при непосредственном руководстве произв. деятельности для обеспечения общественной безопасности.


3. Конклюдентные, выраженные в законах световых и звуковых сигналов.

27. Административные правонарушения (понятие, виды, состав).

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Все виды административных правонарушений рассмотрены в Административном Кодексе РФ, причем они объединены в отдельные классификационные группы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:

— Административные нарушения, связанные с нарушением прав граждан.

— Нарушения, связанные со здоровьем граждан страны.

— Административные нарушения в области охраны и использования собственности (частной или государственной).

— Правонарушения, связанные с окружающей средой и проблемами природопользования.

— Административные нарушения в сфере промышленности, строительства и в энергетике.

— Правонарушения административного плана в сельском хозяйстве, в животноводстве и обработке земель.

— Административные правонарушения на транспорте.

— Правонарушения в сфере управления транспортными средствами.

— Противоправные действия в области развития связи и информации.

Состав правонарушения – это совокупность предусмотренных законом признаков, при наличии которых деяние признается преступлением.

• Субъект

• Объект

• Субъективная сторона

• Объективная сторона

Субъекты административного правонарушения.

Субъект правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение.

Субъектами ряда видов правонарушений могут быть не только физические лица (люди), но государственные и общественные органы, организации, но они не могут быть сбъектами преступлений.

Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, указаны в главе 5 КоАП РФ и классифицируются по непосредственному объекту посягательства на следующие основные виды:

1. посягающие на политические права граждан (ст. 5.1—5.25):

2. посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27-5.34, 5.40, 5.44);

3. посягающие на права несовершеннолетних (ст. 5.35—5.37);

4. посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст.5.26);

5. посягающие на иные социальные права (ст. 5.39, 5.41—5.63).

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответ­ствии с его компетенцией).

Отличительные особенности органов исполнительной власти: самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей; обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции; их деятельность носит подзаконный характер; находятся на бюджетном финансировании.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность

· наделены оперативной самостоятельностью;

· имеют, как правило, постоянные штаты;

· образуются вышестоящими органами;

· подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);

2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания:

A. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

— федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и комиссии, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, российские агентства);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

B. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

= органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

= органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);

= органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);

= органы внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

= органы межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);

= органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности

C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:

правительства ( РФ, входящих в ее сотав республик, городов фед. Зн-я, отдельных краев, областей);

министерства

государственные комитеты

федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры

администрации или мэрии

департаменты, главнее управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения ОИВ

По источнику финансирования: бюджетные и хозрасчетные органы.

По порядку образования ОИВ: органы, формироване которых в соотвествии с Конституцией РФ отнесено к ведению РФ. ОИВ, формирование которых отнесено к ведению субъектов РФ.

По способу формирования: образуемые в установленном порядке и ОИВ, образуемые путем избрания.

D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

единоначальные — органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

Вопрос 9.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ (глава 4 – Президент РФ). Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

— непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ);

— косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; — имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; — принимает решение об отставке Правительства РФ;

— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

— по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; — формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

— формирует Администрацию Президента РФ;

— назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

— вносит законопроекты в Государственную Думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— издает указы и распоряжения;

— может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;

— вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Вопрос 10.Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Система органов исполнительной власти — это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении. Система ФОИВ включает: Федеральные министерства, службы, агентства и Правительство РФ.

Правительство РФвысший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Федеральное министерство –является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Федеральная служба — является федеральным органом исполнительной власти, основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Согласно данному Указу, различают:

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

УДК 342

Юридические науки

Абрамович Стелла Васильевна, 2 курс, группа 735 — Кафедра государственно-правовых дисциплин, Российский государственный университет правосудия

(РГУП), г. Санкт-Петербург

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье изучаются органы исполнительной власти РФ, их состав и конституционный статус. Рассматриваются механизмы формирования, права и функции данной ветви власти.

Ключевые слова: власть, разделение властей, исполнительная власть,

РФ.

Keywords: power, separation of powers, Executive power, Russian Federation.

Механизм государства — это концепция специализированных организаций и учреждений, с помощью которых правительство реализовывает собственные функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собою концепцию муниципальных органов, наделенных властными возможностями.

Государственная власть — эта обусловленная объективными критериями существования общества способность служебных структур подчинять действия людей воли всего общества либо его части при поддержке правительственного принуждения.

Национальная власть реализуется во властных взаимоотношениях, складывающихся в силу потребности регулирования действия людей.

Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством.

Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России. Федеральные исполнительные органы государственного управления:

Правительство России — это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства — это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр. .

Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют. Федеральные службы — это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.

Федеральные агентства — это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением

имуществом. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.

На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам.

Закон относит к ним: глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов); правительства республик, краев, областей и городов федерального значения); мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками); министерства в республиках; государственные комитеты в республиках; управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).

Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории. Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения. О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права.

Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих: во-первых, наличием особых органов управления; во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения. Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под

видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

Законодательная власть. Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

Исполнительная власть. Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

Судебная власть. Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений .

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику: Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят — аристократию, монархию и демократию. Управленческая власть .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устройство исполнительной ветки власти государства во многом обуславливается её историческими традициями, отличительными чертами общественно-политической культуры и формирования правовой сферы.

Проблема либерализации общегосударственной власти занимала основное место в социальных дискуссиях в течение всего19 века. Первым шагом самодержавия в этом направлении стало утверждение регулярной практики коллегиального законотворчества, при сохранении решающих полномочий за императором.

В 1810 г. Император Александр I подписал манифест об образовании Государственного совета, не законодательного, но законосовещательного органа, члены которого назначались самим монархом.

В Его состав по должности входили все министры, а также выбранные императором государственные деятели.

Председательствовал на заседаниях Государственного совета император, а в его отсутствие — кандидатура, утвержденная императором из числа членов Совета.

С 1812 по 1865 год должность председателя Государственного совета занимал председатель кабинета министров. Функционирование Государственного совета способствовало систематизации российского законодательства и налаживания нормативного регулирования всей сферы государственного управления.

Следующей вехой с интервалом в столетие, стало утверждением в 1906 году Николаем II двухпалатной системы высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная дума, верхней — Государственный совет.

Изменились принципы формирования Госсовета: Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, другая половина — избирались от сословий и корпораций (духовенства, дворянства, губернских земских собраний, Академии наук и профессоров университетов, а также от крупнейших организаций промышленников и торговцев).

Принятые Государственной думой законопроекты поступали на рассмотрение в Государственный совет .

На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента. Таким образом, при сохранении самодержавия со всеми прерогативами монарха, в государственное устройство были внесены элементы функционального разделения трех ветвей власти.

В результате двух революций, происшедших в 1917 г., первой, уничтожившей монархию как форму правления, и второй, разрушившей Российскую империю как государство, состоялся приход к власти Коммунистической партии.

Началось становление советской государственности с уникальной концепцией государственного устройства.

Коммунистическая партия осуществляла свою власть (официально ее правление называлось «диктатурой пролетариата») через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, а также систему Советов, профсоюзов и другие структуры.

До 2000 г. в российской исполнительной власти преобладала логика децентрализации. В 1993 — 2001 систему органов исполнительной власти РФ реформировали несколько раз.

Перемены в устройстве политической власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов14 РФ,5 вызванные преимущественно субъективными факторами, производились без четкого осмысления целесообразности.

В результате, к 2000 г. система исполнительной власти РФ имела нестабильную и неупорядоченную структуру при необходимости управлять 89 субъектами РФ.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД7 России).

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России).

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России).

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России).

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба).

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (7 федеральная служба) (ФСО России).

Органами исполнительной власти в регионе, кроме того, считаются власти, правительства, управление которыми реализовывает руководитель власти, мэр либо руководитель правительства.

Наименование органа исполнительной власти и его состав формируются субъектом федерации в соответствии с районными традициями и отличительными чертами .

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Библиографический список:

2. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. — М.: КноРус, 2017. — 166 с.

3. Надвикова В.В. Право. — М.: Высшая школа, 2014. — 632 с.

4. Перевалов В.Д. Теория государства и права. — М.: Юрайт, 2015. —

Добавить комментарий