Правовой статус международных организаций

Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Право международных организаций — это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (меж­правительственных) организаций и объединений, их субъект­ный состав, структуру, полномочия и порядок деятельно­сти органов, юридическую силу их актов.

Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.

Комплексного правового акта, ориентированного на регла­ментацию статуса и деятельности всех международных орга­низаций, нет. Определенное зна­чение для данной отрасли имеет общий многосторон­ний акт — Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными ор­ганизациями или между международными организациями, при­нятая в 1986 г.

К источникам права международных организаций относят:

  1. учредительный акт;
  2. договоры между организациями и прави­тельствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительст­в и (или) осуществления опреде­ленных видов деятельности.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государства­ми-учредителями в виде международного договора, именуемо­го, как правило, уставом. Таковы — Устав Организации Объе­диненных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоох­ранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов при­меняются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждаю­щая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует правосубъектность ме­ждународной организации, имея в виду ее производное и функ­циональное состояние. В учредительном акте фикси­руются:

  • цели и задачи организации;
  • ее организационная струк­тура;
  • полномочия и порядок деятельности ее органов;
  • решают­ся административные, бюджетные и иные вопросы;
  • определяются нормы о членстве — о первоначальных чле­нах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.

Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является состав­ной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах Объединенных Наций).

К категории источников права международных организа­ций относятся договоры, заключаемые от имени каждой орга­низации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относи­тельно местопребывания центральных учреждений ООН, Со­глашение между Республикой Беларусь и Содружеством Неза­висимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республи­ки Беларусь.

Известны также договоры между организациями и прави­тельствами государств, в которых создаются представительст­ва той или иной организации и (или) осуществляются опреде­ленные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Россий­ской Федерации Объединенного представительства ООН.

Понятие права международных организаций.

Право международных организаций — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовое положение, порядок деятельности, полномочия и юридическую силу актов международных организаций, их взаимодействие с субъектами международного права и участие международных отношениях.

Международные организации в современном мире выступают важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Они участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм между народного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.

Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций. В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность международных организаций. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех организаций, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.

«Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: «внешнее» право – совокупность норм, регулирующих правовой статус международных организаций и ее взаимоотношения с другими участниками международных отношений и «внутреннее» право – совокупность норм, регулирующих внутриорганизационные отношения международных организаций.

«Внешнее» право международных организаций регулирует, в частности, следующие вопросы:

  • правовой статус, правосубъектность международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты сотрудников международных организаций;
  • право договоров международных организаций;
  • ответственность международных организаций.

«Внутреннее» право международной организации регулирует такие вопросы, как:

  • структура, компетенция и порядок работы органов международных организаций
  • взаимоотношения между органами и подразделениями международных организаций;
  • процедурные правила;
  • порядок назначения и служебный статус должностных лиц и служащих международных организаций;
  • имущественные, хозяйственные, бюджетно-финансовые и иные отношения.

Внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации.

Источники права международных организаций.

Источники права международных организаций — это преимущественно международные договоры. Такие договоры можно разделить на три группы:

  1. договоры между государствами — учредительные акты международных организаций, которые определяют правовую природу международных организаций, наделяя правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность;
  2. договоры между государствами и международными организациями — соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах; функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации; о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и др.;
  3. договоры между международными организациями — соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.

Основными универсальными источниками права международных организаций являются:

  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;
  • соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Большое теоретическое и практическое значение в качестве источника права международных организаций приобретает сегодня проект статей «Ответственность международных организаций», разработанный Комиссией международного права и принятый в 2011 г. качестве приложения к резолюции ГА ООН № 66/100.

Принципы права международных организаций.

Принципы права международных организаций включают как общепризнанные принципы международного публичного права, в том числе:

  • принцип уважения суверенитета государств-членов;
  • принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов;
  • принцип неприменения силы и угрозы силы;
  • принцип мирного урегулирования международных споров;
  • принцип уважения и соблюдения прав и основных свобод человека;
  • принцип добросовестности выполнения взятых на себя обязательств;

так и специальные отраслевые принципы права международных организаций, такие как:

  • принцип добровольности членства в международных организациях;
  • принцип равенства членов международных организации;
  • принцип обособленности правовой воли международных организаций;
  • принцип функциональной правоспособности международных организаций;
  • принцип ответственности международных организаций за правонарушения.

Следует заметить, что ряд императивных норм jus cogens впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права.

Виды международных организаций.

Международные организации могут быть классифицированы по следующим основаниям и критериям:

  • по юридической природе:
    • межправительственные – учреждены на основе многостороннего международного договора;
    • неправительственные – созданы на основе объединения физических и/или юридических лиц;
  • по кругу участников:
    • универсальные – открытые для всех государств мира;
    • региональные – членами могут быть только государства одного региона;
  • по направлениям деятельности:
    • общей компетенции – затрагивают все сферы отношений между государствами-участниками (например, ООН, ОАГ, ОАЕ)
    • специальной компетенции – деятельность ограничена одной специальной областью (например, ИКАО);
  • по характеру полномочий:
    • организации сотрудничества (межгосударственные) – решения высших органов организации адресованы только государствам-членам (например, ООН);
    • организации интеграции (надгосударственные) – осуществляют отдельные полномочия по управлению общественной жизнью на территориях государств-членов, включая издание юридически обязательных актов как для государств-членов, так и непосредственно для их компетентных органов, национальных судов, юридических и физических лиц (например, ЕС);
  • по порядку вступления:
    • открытые – может вступить любое государство;
    • закрытые – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).

Международные межправительственные организации.

Международная межправительственная организация (ММПО) — это добровольное объединение государств и иных образований, призванное на постоянной основе координировать действия своих участников в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

ММПО должна обладать по крайней мере следующими шестью правовыми признаками:

  1. создана в соответствии с международным правом;
  2. учреждена на основе международного договора;
  3. осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
  4. имеет соответствующую организационную структуру;
  5. обладает правами и обязанностями организации;
  6. обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов.

В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.

ММПО не могут эффективно выполнять свои функции без признания за ними такого юридического качества, как международная правосубъектность. Объем и характер правосубъектности ММПО устанавливается прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах.

Правосубъектность ММПО включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность – способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность – способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Правосубъектность ММПО носит функциональный характер, поскольку объем ее прав и обязанностей ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций, определенных в уставе.

Функции международных межправительственных организаций.

Функции, выполняемые ММПО, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции:

  • функция форума – предоставление «площадки» для обмена мнениями и принятия решений;
  • нормативная функция — определение стандартов поведения;
  • правотворческая функция – разработка проектов юридически обязательных международно-правовых актов;
  • контрольная функция – мониторинг соответствия правилам, урегулирование споров, принятие принудительных мер;
  • оперативная функция – распределение ресурсов, предоставление технической и гуманитарной помощи, развертывание миротворческих сил;
  • информационная функция – сбор, анализ и распространение данных.

Международные неправительственные организации.

Международная неправительственная организация (МНПО) — это организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.

Основными признаками МНПО являются:

  1. отсутствие целей извлечения прибыли;
  2. признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  3. получение денежных средств более чем из одной страны;
  4. осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
  5. создание на основе учредительного акта.

МНПО не обладают международной правосубъектностью, так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Правовой статус МНПО определяется внутренним правом того государства, по законодательству которого создана и зарегистрирована организация. Однако в отношении некоторых МНПО объем прав и привилегий, а также иммунитетов устанавливается путем подписания соглашения с соответствующим государством.

Литература.

  1. Понятие международного интеграционного объ­единения

В последние годы в российской литературе широко об­суждаются проблемы создания и деятельности международ­ных интеграционных объединений. Некоторые авторы уве­рены в наличии интеграционного права. Однако при этом воздерживаются от его определения.

В отличие от зарубежной в российской международно­правовой литературе предложены развернутые определения международной интеграции.

По мнению Г. М. Вельяминова международную интегра­цию можно определить как процесс, обеспечиваемый между­народно-правовыми средствами и направленный на посте­пенное образование межгосударственного, экономически, а возможно, и политически, единого, целостного (integro) про­странства, зиждущегося на общем рынке общения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Безусловно, прав Г. М. Ве­льяминов, во-первых, в том, что процесс интеграции обеспе­чивается международно-правовыми средствами; во — вторых, международные интеграционные объединения постепенно, ведомые международным публичным правом, формируют единое целостное пространство (мы бы сказали, «единое пра­вовое пространство») в соответствующих областях (торговля, инвестиции, таможня, миграция и т.д.).

Ю. С. Безбородов со ссылкой на В. Б. Рыжова предлага­ет рассматривать интеграцию как направляемый государ­ствами процесс, ведущий к двоякому результату: — создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граж­дан и юридических лиц в отношениях между собой и в отно­шениях с иностранными гражданами и юридическими ли­цами; создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе. «Исследование проблемы интеграции в рам­ках международного права, — продолжает далее Ю. С. Безбо­родов, — связано с пониманием, осознанием интеграционных процессов, их причин, форм, целей и направлено на то, что­бы выявить в них общие тенденции, связанные также с при­чинами, детерминирующими фактами, основными чертами денежного феномена. Применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего су­веренитета в пользу наднациональных органов. Международ­ные или региональные интеграционные объединения данный автор однозначно считает наднациональными, точнее надгосу­дарственным характером юридической природы.

«Международно-правовая интеграция, — пишет Ю. С. Безбородов, — это процесс объединения правовых систем с по­мощью международно-правовых средств с целью достижения единообразия правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах» Далее он уточняет: одновременно с этим интегра­ция выступает как процесс усиления взаимозависимости го­сударств, требующий более высокой степени согласованности их воль.

Ю. С. Безбородов рассматривает лишь одну из форм интеграции — международно-правовую и ее составляющих. Однако такая форма интеграции — крайне редкое явление в международных отношениях.

Д. Берри интеграционное право определяет как скоорди­нированные усилия по дальнейшему сотрудничеству суверен­ных государств в целях завершения единства, будь — то полити­ческого или экономического. Данное определение кратко, но точно характеризует цель интеграционного права.

Интеграция (лат. — integration- объединение) — наибо­лее распространенная форма объединения суверенных госу­дарств. Субъектами интеграции могут быть и международные организации, ассоциации, транснациональные корпорации, национальные компании и физические лица. Различают внутригосударственную и международную формы интегра­ции. Наиболее распространенными формами интеграции являются экономические (торговые, валютно-финансовые, таможенные и др.) и политические. В рамках политической интеграции отдельные страны — участницы могут выступить против ограничения своего суверенитета в решении тех или иных вопросов, а также против расширения сферы компе­тенции национальных органов. Политическая интеграция на межгосударственном уровне в отдельные моменты приводит к усилению регионализма и обострению международных про­тиворечий, поскольку нередко воспринимается странами, не входящими в интеграционное объединение, как нарушающее их интересы и даже как создающее угрозу их безопасности6. Примерами этого вида интернационального объединения яв­ляются БРИКС, НАТО, Группа — 77.

Термин «интеграция» можно расшифровать как процесс и как состояние дел.

Как процесс — рассматриваются меры, направленные на ликвидацию дискриминации между экономическими едини­цами, принадлежащими к различным формам дискримина­ции между национальными экономиками. Д. Берри проводит различие между интеграцией, с одной стороны, и сотрудни­чеством — с другой. Интеграция является более активным, все­объемлющим явлением. Интеграция предполагает более ши­рокое вмешательство в существующие национальные законы, нежели просто сотрудничество.

По мнению Ю. С. Безбородова, исследование проблем интеграции в рамках науки международного права требует понимания, осознания интеграционных процессов (их при­чин, форм, целей) и направлено на выявление в них общих тенденций, связанных также с причинами, детерминирующи­ми фактами, основными чертами данного феномена.

Данный автор считает, что применительно к междуна­родному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов.

Согласны с автором в том, что необходимо с позиции международного права изучать правовой статус интеграцион­ных объединений и место их в структуре международного пра­ва. Без этого невозможно определить, с каким феноменом мы имеем дело. Но решительно не можем согласиться с мнением С. Ю. Безбородова в том, что суверенные государства передают таким (часто четко не оформленным, не имеющим даже пол­ноценного учредительного акта) объединениям части своего суверенитета. Как известно, суверенитет предполагает непод­чинение государства иностранным государствам или между­народным организациям или их объединениям. Абсурдным является утверждение о том, что государство может часть своего суверенитета продать, подарить или, как полагает Ю. С. Безбородов, отчуждать кому — либо. Вне всякого сомнения, ни одна международная межправительственная организация не может обладать наднациональностью (надгосударственно- стью), что априори ограничивает (или отменяет) суверени­тет государства, который является незыблемым. Как отметил Международный Суд ООН в одном из своих консультативных заключений, «ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверх­государства». Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть».

Другое дело, когда государство может передавать соответ­ствующим межгосударственным объединениям часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, как это имеет место в ЕС и, частично, в ЕАЭС. Что касается на­циональности международных организаций и объединений, то национальности у международных организаций нет и не может быть, поскольку они не обладают суверенитетом (даже частью его) и являются всего лишь вторичными субъектами международного права.

С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков считают, что «инте­грационное право зарождается в рамках международно­правовой системы и, как минимум, на первых этапах своего существования остается частью международного публичного права, однако в дальнейшем демонстрирует тенденцию к при­обретению самостоятельного статуса и, соответственно, к от­делению от международного права»

По нашему мнению, это суждение является ошибочным. Бесспорно, интеграционное право зарождается в структуре (а не в рамках) международно-правовой системы на основе ее общепризнанных принципов и норм и функционирует по её правилам. Поэтому интеграционное право, являясь частью (институтом) международного права, не может отделиться от международного права путем приобретения самостоятель­ного статуса. Интеграционное право может и должно иметь какие-то отдельные черты. Однако интеграционное право было и остается частью международного публичного права. В противном случае это право должно иметь свой предмет пра­вового регулирования, своих субъектов, принципы и источни­ки. Ничего подобного у них нет и не может быть.

Ю. С. Безбородов выделяет три теоретических школ о проблемах международной интеграции: 1) школу функциона­лизма 2) школу федерализма и 3) коммуникационную школу. Сторонники функционализма видят в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели — ин­теграции государств в более широкую общность через посте­пенное отмирание их суверенитетов.

Международная интеграция государств по федералисти- ческой модели рассматривается по аналогии с внутренними режимами государств, основанными на принципах федера­тивного устройства. Приверженники коммуникационной школы рассматривают процесс интеграции в терминах ком­муникационных сетей, передающих сообщения и сигналы, об­менивающихся информацией, способствующих выполнению определенных функций и накоплению опыта. Успешная ре­ализация коммуникационной модели интеграции не требует столь широкого набора условий.

Многие авторы полагают, что в настоящее время имеет место негативная и позитивная интеграции. Негативная ин­теграция означает устранение препятствий или ограничений для торговли, например, в результате негативной интеграции государство вынуждено изменить свое законодательство или даже свою политику в соответствующей области. Позитивная интеграция требует модификации существующих правил или создания новых правил, с тем, чтобы субъекты такой интегра­ции могли функционировать должным образом.

Иногда основные причины негативной или позитивной интеграции отражены в учредительном акте интеграционного объединения (например, КАРИКОМ, ОЭСР, ЕС и др.)

Как известно, районами деятельности интеграционных объединений земной шар опоясан многократно. Таких объ­единений насчитывается более сотни.

По географическому признаку международные интегра­ционные объединения бывают универсальными и региональ­ными. В настоящее время доминируют региональные объеди­нения.

Международные интеграционные объединения в Европе. Ос­новным объединением является Европейский союз, который в настоящее время функционирует в соответствии с Лиссабон­ским договором 2007/2009 г.

Субъектами права ЕС являются физические лица, юриди­ческие лица, государства, компетентные органы и ЕС в целом.

ЕС ставит перед собой четыре цели: политические, соци­ально — экономические и культурные, правоохранительные и внешнеполитические.

Международные интеграционные объединения в Северной Америке. Центральным объединением является НАФТА.

В январе 1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли, закрепив под­писанное в 1988 г. Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой. В 2003 г. была создана зона свобод­ной торговли в основном, а с 1 января 2008 г. — окончательно на основе ликвидации сохранившихся таможенных пошлин и количественных ограничений на продукцию между США и Мексикой, между Канадой и Мексикой (в отношениях между США и Канадой устранение торговых барьеров произошло в 1998 г.). Соглашение создало крупнейшую в мире зону сво­бодной торговли, с численностью населения в 444 млн. чел. По мнению специалистов в отличие от ЕС, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших ор­ганов власти стран — участниц, в Северной Америке интегра­ция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.

В рамках НАФТА имеет место асимметричность внешне­экономических связей: доминирующую позицию в ней зани­мает США. Интернациональные процессы оказали существен­ное влияние на экономику США, Канады, Мексики.

Правовой статус НАФТА определен в Соглашении о соз­дании этой организации: она является интеграционным объ­единением. В Соглашении подробно регламентируются во­просы торговли товарами, технические барьеры в торговле; таможенные вопросы; закупки; интеллектуальная собствен­ность; инвестиции и т.д.

Международные интеграционные объединения в Азиатско — Тихоокеанском регионе. Наиболее значимой является Азиатско — Тихоокеанское экологическое сотрудничество (АТЭС). В на­стоящее время в этом объединении участвует 21 государство, в т.ч. РФ с 1998 г. Полезную работу по интеграции усилий го­сударств проводит Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Международные интеграционные объединения в Африке. По мнению специалистов для африканской интеграции харак­терна множественность различных интеграционных проектов, пролиферация интеграционных объединений. Таковыми, в частности, являются Африканская зона свободной торговли (АФТА), Африканский союз (АС), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Союз арабского Магриба (САМ), Экономи­ческое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Эконо­мическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) и др. В настоящее время таких объединений насчитывается более 20.

Международные интеграционные объединения в Латинской Америке. Первые интеграционные объединения на этом кон­тиненте были образованы в начале 1960-х годов. Наиболее известными из них является Карибское сообщество (КАРИ- КОМ), Южноамериканский общий рынок (Меркосур), Цен­тральноамериканский общий рынок (ЦАОР).

Международные интеграционные объединения в Карибском регионе. Наиболее значимыми объединениями являются Ка­рибское сообщество (КАРИКОМ) и Организация Восточно — Карибских государств (ОВКГ).

Целью Карибской интеграции является: сохранение реги­ональной самобытности стран Карибского бассейна; укрепле­ние эффективности суверенитета посредством согласованных региональных действий; повышение экономического процве­тания путем объединения дефицитных ресурсов и малых эко­номик; укрепление потенциала внешней политики и безопас­ности; повышение потенциала для качественного роста тех государств — лидеров, кто будет иметь больше политических возможностей в регионе.

Примером Межрегионального интеграционного объ­единения является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 24 мая 2014 г. в Астане подписан Договор о ЕАЭС. Его участниками являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Ар­мения, Кыргызстан. В статье 1 Договора сказано, что Союз является международной организацией региональной эко­номической интеграции. Его основной задачей является разработка единой политики, т.е. политики, осуществляе­мой государствами — членами в определенных ими сферах, предусмотренных Договором 1914 г. Кроме этого, Союз разрабатывает согласованную и скоординированную поли­тику. В своей практической деятельности государства руко­водствуются следующими четырьмя свободами: передвиже­ние товаров, передвижение капиталов, передвижение услуг, передвижение рабочей силы.

В российской литературе дискутируется вопрос о том, является ли ЕАЭС наднациональной организацией. Мое мнение по этому вопросу было изложено в 2014 г. в журнальной статье следующим образом: «Будучи меж­государственной организацией, Союз не может обладать качествами наднациональности, поскольку он не может возвышаться над своими учредителями». Далее я уточ­няю, что право ЕАЭС состоит из двух частей: институци­онального права и материального права. Первую часть условно можно назвать международным правом Союза (или первичным публичным правом), нормы которого закреплены в Договоре о создании ЕАЭС (в ст. 1-93). Эти нормы определяют правовой статус ЕАЭС как междуна­родной организации.

Вторую часть права ЕАЭС можно отнести к международ­ному интеграционному (процессуальному) праву. Оно фор­мируется (создается) соответствующими органами Союза, на­пример Евразийской экономической комиссией.

Эти мои рассуждения Н. А. Соколовой показались про­тиворечивыми. Будто бы я не исключаю надгосударственное интеграционное образование ЕАЭС. Такая оценка моей по­зиции является результатом невнимательности или некомпетентности.

Я допускаю принятие (одобрение) ЕАЭС наднациональ­ных норм технико-юридического характера, которые должны быть обязательными для всех государственных органов, юри­дических и физических лиц, например, правила Таможенного кодекса, технические регламенты. Согласно ст.52 Договора о ЕАЭС технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Государства-члены не должны допу­скать установление в своем законодательстве обязательных требований в организации продукции, не включенный в еди­ный перечень, принятого Евразийской экономической комис­сией. В приложении 1 к Договору подробно регламентирован порядок разработки технико-юридических норм и правил бо­лее чем в 20 сферах.

Таким образом, одобренные ЕЭК нормы и правила явля­ются вторичными, безусловно, обязательными для всех госу­дарственных и коммерческих органов, имеют прямое действие и составляют наднациональные нормы права ЕАЭС.

  1. Правовой статус международных интеграционных объединений.

Практически все международные интеграционные объединения являются объединениями государств. Следо­вательно, они по своей природе являются межправитель­ственными, обладают качествами правосубъектности sui generis. Что касается правосубъектности международных интеграционных объединений, отмечает Г.М. Вельяминов, то она по аналогии с межправительственными организа­циями функциональна и может иметь или не иметь места в зависимости от условий соответствующих учредитель­ных актов. И это суждение является абсолютно верным. Подтвержу данный тезис Г. М. Вельяминова на конкретных примерах. Начнем с ЕАЭС. В статье 1 (2) учредительного договора этой организации сказано, что Союз обладает международной правосубъектностью. Основными прин­ципами функционирования Союза является уважение об­щепризнанных принципов международного права, вклю­чая принципы суверенного равенства государств — членов и их территориальной целостности; уважение особенно­стей политического устройства государств — членов; обе­спечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; соблюдение прин­ципов рыночной экономики и добросовестной конкурен­ции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. Только субъекты международного права могут руковод­ствоваться общепризнанными принципами международ­ного права, что подтверждает международную правосубъ­ектность.

Как субъект международного права, Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государства­ми, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо со­вместно с государствами — членами заключать с ними между­народные договоры по вопросам, отнесенным к его компетен­ции. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.

Важнейшая черта правосубъектности ЕАЭС заключает­ся в том, что эта организация имеет свое право. Согласно ст. 6 Договора 2014 г. право ЕАЭС состоит из: Договора 2014 г.; международных договоров в рамках Союза; международ­ных договоров Союза с третьей стороной; решений и распо­ряжений Высшего Евразийского экономического совета, Ев­разийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии; решений Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительствен­ного совета.

В соответствии со ст. 20 Договора 2014 г. ЕАЭС имеет свой бюджет, структуру, штат и штаб — квартиру.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в соответствии с Хартией от 7 июня 2002 г., подписанной Респу­бликой Казахстан, КНР, Кыргызской республикой, Россий­ской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. В преамбуле Хартии указано, что учреждение ШОС «способствует более эффективному совместному ис­пользованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам». Взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добросо­седства, единения и сотрудничества между государствами и их народами.

В Хартии указаны международно — правовые принципы, на базе которых функционирует эта организация: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур и стремление к совместно­му развитию, мирное разрешение споров и др.

Одним из качеств правосубъектности ШОС являются ее автономные цели и задачи, важнейшими из которых является развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие построения ново­го демократического, справедливого и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их про­явлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политиче­ской, торгово-экономической, оборонной, правоохрани­тельной, природоохранной, культурной, научно-техни­ческой, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и ос­новных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным за­конодательством.

Как субъект международного права, ШОС имеет высшие и исполнительные органы, секретариат, он вправе заключать соглашения с другими организациями.

Согласно ст. 15 Хартии ШОС в качестве субъекта между­народного права обладает международной правоспособно­стью; она пользуется правами юридического лица.

Международное интеграционное объединение БРИКС. Ре­шение о создании этого объединения было принято в ходе 61 сессии Генеральной ассамблеи ООН на встрече министров иностранных дел четырех государств — Бразилии, Индии, Китая и России. В феврале 2011 г. в это объединение вступи­ла ЮАР. Поскольку БРИКС не имеет учредительного акта, в российской литературе высказаны различные мнения о право­вом статусе этого объединения. Например, Н. М. Бевеликова считает, что БРИКС на современном этапе — интеграционная структура нового типа, отличающаяся как от региональных объединений, так и от межрегиональной организации. По ее мнению «БРИКС принципиально отличается от понимания международных организаций в традиционном смысле тем, что юридически не наделяется правоспособностью, функцио­нирует без учредительных актов, не имеет формализованной организационной структуры, не обладает правом принятия юридически обязывающих решений. В его основе не лежит учредительный договор, нет штаб — квартиры, секретариата и др.». Далее Н. М. Бевеликова заключает: «Таким образом, в на­стоящее время БРИКС можно определить как неформальное межгосударственное объединение, не обладающее правосубъ­ектными и правотворческими свойствами и явными институ­циональными качествами».

Данное рассуждение вызывает ряд вопросов.

Во-первых, БРИКС, как и некоторые межгосударственные образования, создана на основе итоговых документов встреч государств — членов вначале БРИ, затем БРИК и БРИКС. Если считать, что БРИКС вообще не имеет учредительного акта, то состоявшиеся встречи следует считать нелегитимными. У ОБСЕ тоже нет учредительного документа, но никто не счита­ет эту организацию своего рода междусобойчиком.

Во-вторых, соответствующие государства наделили БРИКС качествами правоспособности уже в момент объявле­ния о создании БРИКС. В противном случае БРИКС не смогла бы принимать обязывающие государств — членов решения.

В-третьих, в рамках БРИКС разработано и подписано Соглашение об учреждении странами БРИКС Банка разви­тия в целях финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития. Этот факт, безусловно, можно считать участием БРИКС в международном право­творчестве.

В-четвертых, ошибочным является утверждение о том, что БРИКС является «неформальным межгосударственным объединением». Российские ученые единодушно отмеча­ют вклад БРИКС в развитие международных отношений. Большое значении имеет и то, что на саммитах принимают участие главы Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Как справедливо замечает Н. М. Бевеликова, сфера совпадения интересов стран — членов БРИКС шире, чем расхождения: они стремятся к изменению существующих экономических правил на мировой арене, привержены принципам между­народного права, распространяя диалоговый формат равно­правных государств.

На основе вышеизложенного можно высказать ряд прин­ципиальных суждений о правовом статусе международных интеграционных объединений.

Во-первых, международные интеграционные объеди­нения по своему правовому статусу нельзя отождествлять с межправительственными организациями. Правовой статус межправительственных организаций шире, разнообразнее и четче. Как правильно считает Д. Берри «типы полномо­чий, которыми может обладать какая — либо межправи­тельственная организация вследствие ее правосубъектно­сти, включает в себя право обязывать государства — члены своими решениями принимать обязательные решения в отношении государств, но являющихся государствами

  • членами (например, ООН); право заключать междуна­родные договоры с государствами — членами и не членами, а также другими международными организациями; про­фессиональная правоспособность и дееспособность в со­ответствии с национальным законодательством государств
  • членов; правомочия предъявлять иски к лицам, государ­ствам и другим международным организациям в соответ­ствии с международным правом».

Во-вторых, в отличие от межправительственных органи­заций международные интеграционные объединения не име­ют (во всяком случае, большинство из них) своего бюджета, штаб — квартиры и других признаков межправительственной организации.

В-третьих, государства не могут передать часть своих пол­номочий международным интеграционным объединениям, поскольку они не смогут обеспечить выполнение таких полно­мочий.

В-четвертых, международные интеграционные объеди­нения обладают не общей, а функциональной правосубъек­тностью, в объеме, необходимой для выполнения «производ­ственных» поручений государств — участников.

В-пятых, международное интеграционное объеди­нение является «усеченным» субъектом международного права. Оно не обладает рядом важных качеств правосубъ­ектности. Например, международное интеграционное объединение не может обязывать своими решениями го­сударств — членов, а тем более не членов; предъявлять от своего имени публично — правовые претензии субъектам международного права.

В-шестых, если межправительствен­ные организации обладают подразумеваемыми полномочиями, вытекающими из толкования их учреди­тельных актов, то международные интеграционные объ­единения ipsofacto такими полномочиями не обладают. В противном случае они автоматически стали бы полноправ­ными субъектами международного права.

Понятие «международное интеграционное объединение» легализовано (по — моему, впервые) в ст. 7 Договора 2014 г. о создании ЕАЭС. Некоторые авторы считают, что сформиро­валось международное региональное право. Однако понятие этого права и его структуру обнаружить не удалось. Скорее всего оно является институтом права международных органи­заций или, по западному, «международного интеграционного права». Данный вопрос требует проведения глубокого анали­за.

Безусловно, прав Г. М. Вельяминов в том, что интересы го­сударств, действительно созревших для создания интеграци­онных объединений, должны четко подкрепляться юридиче­ски. Таков мировой позитивный интеграционный опыт. При наличии экономически, юридически и технически надежного строительного и эксплуатационного плана можно даже «на песке», не говоря уже о твердой и давно освоенной почве, воз­вести прочное и доходное сооружение. Но строить, конечно, надо с фундамента, а не с чердака.

БЕКЯШЕВ Камиль Абдулович
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН

Понравился материал, поделитесь с коллегами.

Под юридическим лицом принято понимать носителя имущественных прав и обя­занностей, выступающего от своего имени и существующего независимо от лиц, входящих в его состав.

Среди признаков юридическою липа в праве особое значение имеет имуществен­ная обособленность. Имущество юридического типа обособлено от имущества членов и не зависит от их судьбы. Наличие собственного имущества, в свою очередь, является не­обходимой предпосылкой самостоятельной имущественной ответственности юридиче­ского лица по договорам, которые оно заключает.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать граждан­ские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные права человека.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы для достижения указанной в законе или уставе цели.

Особенности юридических лиц в международном частном нраве: принадлежат другому государству, их деятельность регулируется иностранным правом.

Виды международных юридических лиц: международные предприятия, трансна­циональные компании, транснациональные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-промышленные группы СНГ и др., транснациональные объединения.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта. Что касается юридических лиц, по отношению к ним различают; три порядка образования: разрешительный, явочно-нормативный, явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесо­образности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридическо­го лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положитель­но выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Когда в гражданско-правовые отношения вступает иностранное юридическое ли­ца, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого госу­дарства регулируется его деятельность, а именно, нормы какого государства должны ре­гулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.

Общепризнанно, что эти вопросы должны регулироваться законодательством го­сударства, которому принадлежит юридическое лицо, т. е. личным законом юридическо­го лица. Личный закон определяет правовое положение организации (является ли она юридическим лицом, каков объем ее правоспособности, порядок совершения сделок ее органами, учреждения, существования, ликвидации).

Кроме того, по личному закону юридического лица определяют привязку юриди­ческого лица к той или иной правовой системе для решения некоторые коллизионных во­просов.

В то же время, единства нет в определении того, что считать личным законом юридического лица. Законодательство некоторых стран опирается в этом вопросе на по­нятие национальности (места регистрации, применительно к понятию юридических лиц), третьи- резиденции (места постоянного пребывания, где совершаются его основные опе­рации).

В целом, существует несколько доктрин, в этой связи, которых придерживаются группы стран.

Доктрина инкорпорации. Согласно доктрине инкорпорации в основу взят прин­цип национальности юридического лица и его личным статутом считается право государ­ства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано. Эта доктрина получила наи­большее распространение в странах англо-американского права. Ее существенным недос­татком является отсутствие связи между законом места образования юридического лица и законом места его деятельности. Ведь не секрет, что несмотря на создание юридического лица в одном государстве, оно может иметь центр своею управления в другом, а осущест­влять основную деятельность и вовсе в третьем.

Доктрина центра эксплуатации. Эта доктрина является попыткой избежать недостатков, присущих доктрине инкорпорации. Согласно этой концепции личным зако­ном юридического лица следует считать закон места осуществления его основной дея­тельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то, что юридическое лицо может иметь несколько мест, где осуществляется его деятельность. Эта доктрина была отвергнута англо-американскими странами, но одобрена в нескольких европейских странах,

Доктрина оседлости. Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание относительно места его пребывания и места нахождения его ад­министративного центра. Это позволяет признать личным законом юридического лица закон местонахождения его административного центра. Доктрина получила широкое признание во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и других странах конти­нентального права.

Другим вопросом, связанным с иностранными юридическими лицами, является вопрос их признания и допуска к хозяйственной деятельности в стране их местонахожде­ния.

Внутреннее законодательство принимающего государства само устанавливает ус­ловия, касающиеся допуска юридического лица к хозяйственной деятельности на терри­тории данного государства. Режим, касающийся правового положения иностранного юри­дического лица, определяется рядом специальных законов и подзаконных актов, согласно которых, юридическому лицу может быть предоставлен как режим наиболее благоприятствуемой нации, так и национальный режим. Изъятия из режимов или предоставление дополнительных привилегий может осуществляться на базе действующего местного зако­нодательства и основывается на экономической политике конкретного государства на оп­ределенном этапе.

Помимо иностранного юридического лица, находящегося на территории конкрет­ного государства, в международном частном праве рассматриваются проблемы, связанные с так называемыми международными юридическими лицами. К ним относятся международные предприятия, возникающие в силу международного договора, транснациональные компании и транснациональные корпорации.

По сути международные предприятия должны регистрироваться по законода­тельству страны местонахождения и с этого момента они становятся субъектами местного Права. Следовательно, национальность и личный статут такого предприятия определяется законодательством государства — места его официального оформления.

Подобное положение складывается с определением национальности и личного статута транснациональной компании. Разница заключается в том, что такая компания может быть образована по законам определенной страны и формально иметь националь­ность, но фактически действовать во многих других странах через свои агентства, отделе­ния, филиалы.

Транснациональные корпорации — это совокупность объединенных одной эконо­мической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных стра­нах и управляемых из единого центра. При этом, с юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же транснациональная корпорация юридически никак не оформлена и поэтому в полном смысле международна. Ни одно законодательство зару­бежных стран не содержит определения ТНК, поскольку действующие на их территории филиалы и дочерние предприятия этих компаний, признаются местными субъектами, подчиняющимися в своей деятельности внутреннему, национальному регулированию.

Поскольку транснациональная корпорация объединяет самостоятельные предпри­ятия во многих странах, идеальным механизмом для ее контроля было бы создание много­стороннего соглашения всех принимающих государств.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется нормами российского законодательства и положениями международных договоров, участником которых является Россия. По существу, иностранные инвесторы пользуются в РФ нацио­нальным режимом за некоторым исключением, предусмотренным законодательством. Они осуществляют любые виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия. При этом государство гарантирует защиту прав иностранных инвесторов, право обращения в суд при возникновении споров, перевода средств за границу после уплаты налогов и сборов и т. д.

В отношении правоспособности иностранных юридических лип российская кол­лизионная норма установила, что она определяется по праву страны, где учреждено юри­дическое лицо (п. 1 ст. 161).

Признание правосубъектности юридических лиц носит взаимный характер. Со­гласно ст. 162 Основ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц.

Юридический статус международных организаций

Юридический статус международных организаций имеет двойственный характер. Внутреннее право, осуществляемое на территории договаривающихся государств, позволяет действовать на основе различных контрактов или быть субъектом разбирательств в суде. Юридический статус предусматривается основополагающим актом организации. Статья 104 Устава ООН уточняет: «Организация пользуется на территории каждого из ее членов юридической способностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей» http://www.un.org/ru/documents/charter/.

Международный юридический статус, в отличие от статуса государств, обладающего полнотой компетенции, обусловливается целями, компетенциями и полномочиями, данными международной организации и указанными в основополагающем акте.

Международные организации обладают правом участвовать в дипломатических сношениях. Их представители пользуются в полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые гарантированы в Конвенции о привилегиях и иммунитете специальных учреждений от 21 ноября 1947 г.: «Специальные учреждения, в том числе и имущество, пользуются иммунитетом данной юрисдикции, их здания не могут быть объектом посягательства, их имущество не может быть объектом обыска или конфискации или любой другой формы исполнительного принуждения: административного, юридического либо законодательного». http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/specagencies_privileges.shtml

Запрещено проверять их официальную переписку, отправку или доставку почты в запечатанных чемоданах, в дипломатических чемоданах, задержание и арест багажа. Международные служащие пользуются относительным иммунитетом и привилегиями, в частности иммунитетом юрисдикции, гарантирующим свободу мнения и полную независимость в выполнении их функций. Персонал набирается на контрактной основе из международных должностных лиц, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени, и в ее интересах.

Финансовая независимость — еще одно следствие юридического статуса международных организаций, бюджет которых пополняется из трех источников. Во-первых, это деятельность самой организации. Во-вторых, это периодические взносы государств-участников, которые определяются установленной шкалой. В-третьих, это полное использование собственных ресурсов стран-учредительниц международной организации.

Международные организации живут по законам страны, где осуществляют свою деятельность. В статье 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что эта организация имеет все права юридического лица: заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела http://lawrussia.ru/texts/legal_673/doc673a728x124.htm.

Выводы к Главе 3

Международные организации, представляя собой стабильные структуры международных отношений, являются инструментом политического регулирования международной жизни, способствуют кодификации международных отношений. Международные организации тесно интегрированы в процесс создания международного права. Не будучи его полноценными субъектами, они представляют собой процедуру реализации права, механизм выработки и корректировки правовых норм.

Добавить комментарий