Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.
Право международных организаций — это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.
Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.
Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, нет. Определенное значение для данной отрасли имеет общий многосторонний акт — Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
К источникам права международных организаций относят:
- учредительный акт;
- договоры между организациями и правительствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительств и (или) осуществления определенных видов деятельности.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Таковы — Устав Организации Объединенных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.
К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном акте фиксируются:
- цели и задачи организации;
- ее организационная структура;
- полномочия и порядок деятельности ее органов;
- решаются административные, бюджетные и иные вопросы;
- определяются нормы о членстве — о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.
Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.
Известны также договоры между организациями и правительствами государств, в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.
Содержание
- Понятие права международных организаций.
- «Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.
- Источники права международных организаций.
- Принципы права международных организаций.
- Виды международных организаций.
- Международные межправительственные организации.
- Международные неправительственные организации.
- Юридический статус международных организаций
- Выводы к Главе 3
Понятие права международных организаций.
Право международных организаций — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовое положение, порядок деятельности, полномочия и юридическую силу актов международных организаций, их взаимодействие с субъектами международного права и участие международных отношениях.
Международные организации в современном мире выступают важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Они участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм между народного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.
Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций. В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность международных организаций. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех организаций, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.
«Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.
Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: «внешнее» право – совокупность норм, регулирующих правовой статус международных организаций и ее взаимоотношения с другими участниками международных отношений и «внутреннее» право – совокупность норм, регулирующих внутриорганизационные отношения международных организаций.
«Внешнее» право международных организаций регулирует, в частности, следующие вопросы:
- правовой статус, правосубъектность международных организаций;
- привилегии и иммунитеты международных организаций;
- привилегии и иммунитеты сотрудников международных организаций;
- право договоров международных организаций;
- ответственность международных организаций.
«Внутреннее» право международной организации регулирует такие вопросы, как:
- структура, компетенция и порядок работы органов международных организаций
- взаимоотношения между органами и подразделениями международных организаций;
- процедурные правила;
- порядок назначения и служебный статус должностных лиц и служащих международных организаций;
- имущественные, хозяйственные, бюджетно-финансовые и иные отношения.
Внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации.
Источники права международных организаций.
Источники права международных организаций — это преимущественно международные договоры. Такие договоры можно разделить на три группы:
- договоры между государствами — учредительные акты международных организаций, которые определяют правовую природу международных организаций, наделяя правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность;
- договоры между государствами и международными организациями — соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах; функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации; о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и др.;
- договоры между международными организациями — соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.
Основными универсальными источниками права международных организаций являются:
- Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;
- Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;
- соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
Большое теоретическое и практическое значение в качестве источника права международных организаций приобретает сегодня проект статей «Ответственность международных организаций», разработанный Комиссией международного права и принятый в 2011 г. качестве приложения к резолюции ГА ООН № 66/100.
Принципы права международных организаций.
Принципы права международных организаций включают как общепризнанные принципы международного публичного права, в том числе:
- принцип уважения суверенитета государств-членов;
- принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов;
- принцип неприменения силы и угрозы силы;
- принцип мирного урегулирования международных споров;
- принцип уважения и соблюдения прав и основных свобод человека;
- принцип добросовестности выполнения взятых на себя обязательств;
так и специальные отраслевые принципы права международных организаций, такие как:
- принцип добровольности членства в международных организациях;
- принцип равенства членов международных организации;
- принцип обособленности правовой воли международных организаций;
- принцип функциональной правоспособности международных организаций;
- принцип ответственности международных организаций за правонарушения.
Следует заметить, что ряд императивных норм jus cogens впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права.
Виды международных организаций.
Международные организации могут быть классифицированы по следующим основаниям и критериям:
- по юридической природе:
- межправительственные – учреждены на основе многостороннего международного договора;
- неправительственные – созданы на основе объединения физических и/или юридических лиц;
- по кругу участников:
- универсальные – открытые для всех государств мира;
- региональные – членами могут быть только государства одного региона;
- по направлениям деятельности:
- общей компетенции – затрагивают все сферы отношений между государствами-участниками (например, ООН, ОАГ, ОАЕ)
- специальной компетенции – деятельность ограничена одной специальной областью (например, ИКАО);
- по характеру полномочий:
- организации сотрудничества (межгосударственные) – решения высших органов организации адресованы только государствам-членам (например, ООН);
- организации интеграции (надгосударственные) – осуществляют отдельные полномочия по управлению общественной жизнью на территориях государств-членов, включая издание юридически обязательных актов как для государств-членов, так и непосредственно для их компетентных органов, национальных судов, юридических и физических лиц (например, ЕС);
- по порядку вступления:
- открытые – может вступить любое государство;
- закрытые – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).
Международные межправительственные организации.
Международная межправительственная организация (ММПО) — это добровольное объединение государств и иных образований, призванное на постоянной основе координировать действия своих участников в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
ММПО должна обладать по крайней мере следующими шестью правовыми признаками:
- создана в соответствии с международным правом;
- учреждена на основе международного договора;
- осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
- имеет соответствующую организационную структуру;
- обладает правами и обязанностями организации;
- обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов.
В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.
Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.
ММПО не могут эффективно выполнять свои функции без признания за ними такого юридического качества, как международная правосубъектность. Объем и характер правосубъектности ММПО устанавливается прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах.
Правосубъектность ММПО включает следующие четыре элемента:
- правоспособность – способность иметь права и обязанности;
- дееспособность – способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
- способность участвовать в процессе международного правотворчества;
- способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Правосубъектность ММПО носит функциональный характер, поскольку объем ее прав и обязанностей ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций, определенных в уставе.
Функции международных межправительственных организаций.
Функции, выполняемые ММПО, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции:
- функция форума – предоставление «площадки» для обмена мнениями и принятия решений;
- нормативная функция — определение стандартов поведения;
- правотворческая функция – разработка проектов юридически обязательных международно-правовых актов;
- контрольная функция – мониторинг соответствия правилам, урегулирование споров, принятие принудительных мер;
- оперативная функция – распределение ресурсов, предоставление технической и гуманитарной помощи, развертывание миротворческих сил;
- информационная функция – сбор, анализ и распространение данных.
Международные неправительственные организации.
Международная неправительственная организация (МНПО) — это организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.
Основными признаками МНПО являются:
- отсутствие целей извлечения прибыли;
- признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
- получение денежных средств более чем из одной страны;
- осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
- создание на основе учредительного акта.
МНПО не обладают международной правосубъектностью, так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Правовой статус МНПО определяется внутренним правом того государства, по законодательству которого создана и зарегистрирована организация. Однако в отношении некоторых МНПО объем прав и привилегий, а также иммунитетов устанавливается путем подписания соглашения с соответствующим государством.
Литература.
- Понятие международного интеграционного объединения
В последние годы в российской литературе широко обсуждаются проблемы создания и деятельности международных интеграционных объединений. Некоторые авторы уверены в наличии интеграционного права. Однако при этом воздерживаются от его определения.
В отличие от зарубежной в российской международноправовой литературе предложены развернутые определения международной интеграции.
По мнению Г. М. Вельяминова международную интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного, экономически, а возможно, и политически, единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке общения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Безусловно, прав Г. М. Вельяминов, во-первых, в том, что процесс интеграции обеспечивается международно-правовыми средствами; во — вторых, международные интеграционные объединения постепенно, ведомые международным публичным правом, формируют единое целостное пространство (мы бы сказали, «единое правовое пространство») в соответствующих областях (торговля, инвестиции, таможня, миграция и т.д.).
Ю. С. Безбородов со ссылкой на В. Б. Рыжова предлагает рассматривать интеграцию как направляемый государствами процесс, ведущий к двоякому результату: — создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и в отношениях с иностранными гражданами и юридическими лицами; создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе. «Исследование проблемы интеграции в рамках международного права, — продолжает далее Ю. С. Безбородов, — связано с пониманием, осознанием интеграционных процессов, их причин, форм, целей и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами денежного феномена. Применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов. Международные или региональные интеграционные объединения данный автор однозначно считает наднациональными, точнее надгосударственным характером юридической природы.
«Международно-правовая интеграция, — пишет Ю. С. Безбородов, — это процесс объединения правовых систем с помощью международно-правовых средств с целью достижения единообразия правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах» Далее он уточняет: одновременно с этим интеграция выступает как процесс усиления взаимозависимости государств, требующий более высокой степени согласованности их воль.
Ю. С. Безбородов рассматривает лишь одну из форм интеграции — международно-правовую и ее составляющих. Однако такая форма интеграции — крайне редкое явление в международных отношениях.
Д. Берри интеграционное право определяет как скоординированные усилия по дальнейшему сотрудничеству суверенных государств в целях завершения единства, будь — то политического или экономического. Данное определение кратко, но точно характеризует цель интеграционного права.
Интеграция (лат. — integration- объединение) — наиболее распространенная форма объединения суверенных государств. Субъектами интеграции могут быть и международные организации, ассоциации, транснациональные корпорации, национальные компании и физические лица. Различают внутригосударственную и международную формы интеграции. Наиболее распространенными формами интеграции являются экономические (торговые, валютно-финансовые, таможенные и др.) и политические. В рамках политической интеграции отдельные страны — участницы могут выступить против ограничения своего суверенитета в решении тех или иных вопросов, а также против расширения сферы компетенции национальных органов. Политическая интеграция на межгосударственном уровне в отдельные моменты приводит к усилению регионализма и обострению международных противоречий, поскольку нередко воспринимается странами, не входящими в интеграционное объединение, как нарушающее их интересы и даже как создающее угрозу их безопасности6. Примерами этого вида интернационального объединения являются БРИКС, НАТО, Группа — 77.
Термин «интеграция» можно расшифровать как процесс и как состояние дел.
Как процесс — рассматриваются меры, направленные на ликвидацию дискриминации между экономическими единицами, принадлежащими к различным формам дискриминации между национальными экономиками. Д. Берри проводит различие между интеграцией, с одной стороны, и сотрудничеством — с другой. Интеграция является более активным, всеобъемлющим явлением. Интеграция предполагает более широкое вмешательство в существующие национальные законы, нежели просто сотрудничество.
По мнению Ю. С. Безбородова, исследование проблем интеграции в рамках науки международного права требует понимания, осознания интеграционных процессов (их причин, форм, целей) и направлено на выявление в них общих тенденций, связанных также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена.
Данный автор считает, что применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов.
Согласны с автором в том, что необходимо с позиции международного права изучать правовой статус интеграционных объединений и место их в структуре международного права. Без этого невозможно определить, с каким феноменом мы имеем дело. Но решительно не можем согласиться с мнением С. Ю. Безбородова в том, что суверенные государства передают таким (часто четко не оформленным, не имеющим даже полноценного учредительного акта) объединениям части своего суверенитета. Как известно, суверенитет предполагает неподчинение государства иностранным государствам или международным организациям или их объединениям. Абсурдным является утверждение о том, что государство может часть своего суверенитета продать, подарить или, как полагает Ю. С. Безбородов, отчуждать кому — либо. Вне всякого сомнения, ни одна международная межправительственная организация не может обладать наднациональностью (надгосударственно- стью), что априори ограничивает (или отменяет) суверенитет государства, который является незыблемым. Как отметил Международный Суд ООН в одном из своих консультативных заключений, «ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть».
Другое дело, когда государство может передавать соответствующим межгосударственным объединениям часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, как это имеет место в ЕС и, частично, в ЕАЭС. Что касается национальности международных организаций и объединений, то национальности у международных организаций нет и не может быть, поскольку они не обладают суверенитетом (даже частью его) и являются всего лишь вторичными субъектами международного права.
С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков считают, что «интеграционное право зарождается в рамках международноправовой системы и, как минимум, на первых этапах своего существования остается частью международного публичного права, однако в дальнейшем демонстрирует тенденцию к приобретению самостоятельного статуса и, соответственно, к отделению от международного права»
По нашему мнению, это суждение является ошибочным. Бесспорно, интеграционное право зарождается в структуре (а не в рамках) международно-правовой системы на основе ее общепризнанных принципов и норм и функционирует по её правилам. Поэтому интеграционное право, являясь частью (институтом) международного права, не может отделиться от международного права путем приобретения самостоятельного статуса. Интеграционное право может и должно иметь какие-то отдельные черты. Однако интеграционное право было и остается частью международного публичного права. В противном случае это право должно иметь свой предмет правового регулирования, своих субъектов, принципы и источники. Ничего подобного у них нет и не может быть.
Ю. С. Безбородов выделяет три теоретических школ о проблемах международной интеграции: 1) школу функционализма 2) школу федерализма и 3) коммуникационную школу. Сторонники функционализма видят в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели — интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов.
Международная интеграция государств по федералисти- ческой модели рассматривается по аналогии с внутренними режимами государств, основанными на принципах федеративного устройства. Приверженники коммуникационной школы рассматривают процесс интеграции в терминах коммуникационных сетей, передающих сообщения и сигналы, обменивающихся информацией, способствующих выполнению определенных функций и накоплению опыта. Успешная реализация коммуникационной модели интеграции не требует столь широкого набора условий.
Многие авторы полагают, что в настоящее время имеет место негативная и позитивная интеграции. Негативная интеграция означает устранение препятствий или ограничений для торговли, например, в результате негативной интеграции государство вынуждено изменить свое законодательство или даже свою политику в соответствующей области. Позитивная интеграция требует модификации существующих правил или создания новых правил, с тем, чтобы субъекты такой интеграции могли функционировать должным образом.
Иногда основные причины негативной или позитивной интеграции отражены в учредительном акте интеграционного объединения (например, КАРИКОМ, ОЭСР, ЕС и др.)
Как известно, районами деятельности интеграционных объединений земной шар опоясан многократно. Таких объединений насчитывается более сотни.
По географическому признаку международные интеграционные объединения бывают универсальными и региональными. В настоящее время доминируют региональные объединения.
Международные интеграционные объединения в Европе. Основным объединением является Европейский союз, который в настоящее время функционирует в соответствии с Лиссабонским договором 2007/2009 г.
Субъектами права ЕС являются физические лица, юридические лица, государства, компетентные органы и ЕС в целом.
ЕС ставит перед собой четыре цели: политические, социально — экономические и культурные, правоохранительные и внешнеполитические.
Международные интеграционные объединения в Северной Америке. Центральным объединением является НАФТА.
В январе 1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли, закрепив подписанное в 1988 г. Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой. В 2003 г. была создана зона свободной торговли в основном, а с 1 января 2008 г. — окончательно на основе ликвидации сохранившихся таможенных пошлин и количественных ограничений на продукцию между США и Мексикой, между Канадой и Мексикой (в отношениях между США и Канадой устранение торговых барьеров произошло в 1998 г.). Соглашение создало крупнейшую в мире зону свободной торговли, с численностью населения в 444 млн. чел. По мнению специалистов в отличие от ЕС, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран — участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.
В рамках НАФТА имеет место асимметричность внешнеэкономических связей: доминирующую позицию в ней занимает США. Интернациональные процессы оказали существенное влияние на экономику США, Канады, Мексики.
Правовой статус НАФТА определен в Соглашении о создании этой организации: она является интеграционным объединением. В Соглашении подробно регламентируются вопросы торговли товарами, технические барьеры в торговле; таможенные вопросы; закупки; интеллектуальная собственность; инвестиции и т.д.
Международные интеграционные объединения в Азиатско — Тихоокеанском регионе. Наиболее значимой является Азиатско — Тихоокеанское экологическое сотрудничество (АТЭС). В настоящее время в этом объединении участвует 21 государство, в т.ч. РФ с 1998 г. Полезную работу по интеграции усилий государств проводит Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Международные интеграционные объединения в Африке. По мнению специалистов для африканской интеграции характерна множественность различных интеграционных проектов, пролиферация интеграционных объединений. Таковыми, в частности, являются Африканская зона свободной торговли (АФТА), Африканский союз (АС), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Союз арабского Магриба (САМ), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) и др. В настоящее время таких объединений насчитывается более 20.
Международные интеграционные объединения в Латинской Америке. Первые интеграционные объединения на этом континенте были образованы в начале 1960-х годов. Наиболее известными из них является Карибское сообщество (КАРИ- КОМ), Южноамериканский общий рынок (Меркосур), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР).
Международные интеграционные объединения в Карибском регионе. Наиболее значимыми объединениями являются Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Организация Восточно — Карибских государств (ОВКГ).
Целью Карибской интеграции является: сохранение региональной самобытности стран Карибского бассейна; укрепление эффективности суверенитета посредством согласованных региональных действий; повышение экономического процветания путем объединения дефицитных ресурсов и малых экономик; укрепление потенциала внешней политики и безопасности; повышение потенциала для качественного роста тех государств — лидеров, кто будет иметь больше политических возможностей в регионе.
Примером Межрегионального интеграционного объединения является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 24 мая 2014 г. в Астане подписан Договор о ЕАЭС. Его участниками являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В статье 1 Договора сказано, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции. Его основной задачей является разработка единой политики, т.е. политики, осуществляемой государствами — членами в определенных ими сферах, предусмотренных Договором 1914 г. Кроме этого, Союз разрабатывает согласованную и скоординированную политику. В своей практической деятельности государства руководствуются следующими четырьмя свободами: передвижение товаров, передвижение капиталов, передвижение услуг, передвижение рабочей силы.
В российской литературе дискутируется вопрос о том, является ли ЕАЭС наднациональной организацией. Мое мнение по этому вопросу было изложено в 2014 г. в журнальной статье следующим образом: «Будучи межгосударственной организацией, Союз не может обладать качествами наднациональности, поскольку он не может возвышаться над своими учредителями». Далее я уточняю, что право ЕАЭС состоит из двух частей: институционального права и материального права. Первую часть условно можно назвать международным правом Союза (или первичным публичным правом), нормы которого закреплены в Договоре о создании ЕАЭС (в ст. 1-93). Эти нормы определяют правовой статус ЕАЭС как международной организации.
Вторую часть права ЕАЭС можно отнести к международному интеграционному (процессуальному) праву. Оно формируется (создается) соответствующими органами Союза, например Евразийской экономической комиссией.
Эти мои рассуждения Н. А. Соколовой показались противоречивыми. Будто бы я не исключаю надгосударственное интеграционное образование ЕАЭС. Такая оценка моей позиции является результатом невнимательности или некомпетентности.
Я допускаю принятие (одобрение) ЕАЭС наднациональных норм технико-юридического характера, которые должны быть обязательными для всех государственных органов, юридических и физических лиц, например, правила Таможенного кодекса, технические регламенты. Согласно ст.52 Договора о ЕАЭС технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Государства-члены не должны допускать установление в своем законодательстве обязательных требований в организации продукции, не включенный в единый перечень, принятого Евразийской экономической комиссией. В приложении 1 к Договору подробно регламентирован порядок разработки технико-юридических норм и правил более чем в 20 сферах.
Таким образом, одобренные ЕЭК нормы и правила являются вторичными, безусловно, обязательными для всех государственных и коммерческих органов, имеют прямое действие и составляют наднациональные нормы права ЕАЭС.
- Правовой статус международных интеграционных объединений.
Практически все международные интеграционные объединения являются объединениями государств. Следовательно, они по своей природе являются межправительственными, обладают качествами правосубъектности sui generis. Что касается правосубъектности международных интеграционных объединений, отмечает Г.М. Вельяминов, то она по аналогии с межправительственными организациями функциональна и может иметь или не иметь места в зависимости от условий соответствующих учредительных актов. И это суждение является абсолютно верным. Подтвержу данный тезис Г. М. Вельяминова на конкретных примерах. Начнем с ЕАЭС. В статье 1 (2) учредительного договора этой организации сказано, что Союз обладает международной правосубъектностью. Основными принципами функционирования Союза является уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств — членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств — членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. Только субъекты международного права могут руководствоваться общепризнанными принципами международного права, что подтверждает международную правосубъектность.
Как субъект международного права, Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами — членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.
Важнейшая черта правосубъектности ЕАЭС заключается в том, что эта организация имеет свое право. Согласно ст. 6 Договора 2014 г. право ЕАЭС состоит из: Договора 2014 г.; международных договоров в рамках Союза; международных договоров Союза с третьей стороной; решений и распоряжений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии; решений Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
В соответствии со ст. 20 Договора 2014 г. ЕАЭС имеет свой бюджет, структуру, штат и штаб — квартиру.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в соответствии с Хартией от 7 июня 2002 г., подписанной Республикой Казахстан, КНР, Кыргызской республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. В преамбуле Хартии указано, что учреждение ШОС «способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам». Взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами.
В Хартии указаны международно — правовые принципы, на базе которых функционирует эта организация: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию, мирное разрешение споров и др.
Одним из качеств правосубъектности ШОС являются ее автономные цели и задачи, важнейшими из которых является развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие построения нового демократического, справедливого и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством.
Как субъект международного права, ШОС имеет высшие и исполнительные органы, секретариат, он вправе заключать соглашения с другими организациями.
Согласно ст. 15 Хартии ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью; она пользуется правами юридического лица.
Международное интеграционное объединение БРИКС. Решение о создании этого объединения было принято в ходе 61 сессии Генеральной ассамблеи ООН на встрече министров иностранных дел четырех государств — Бразилии, Индии, Китая и России. В феврале 2011 г. в это объединение вступила ЮАР. Поскольку БРИКС не имеет учредительного акта, в российской литературе высказаны различные мнения о правовом статусе этого объединения. Например, Н. М. Бевеликова считает, что БРИКС на современном этапе — интеграционная структура нового типа, отличающаяся как от региональных объединений, так и от межрегиональной организации. По ее мнению «БРИКС принципиально отличается от понимания международных организаций в традиционном смысле тем, что юридически не наделяется правоспособностью, функционирует без учредительных актов, не имеет формализованной организационной структуры, не обладает правом принятия юридически обязывающих решений. В его основе не лежит учредительный договор, нет штаб — квартиры, секретариата и др.». Далее Н. М. Бевеликова заключает: «Таким образом, в настоящее время БРИКС можно определить как неформальное межгосударственное объединение, не обладающее правосубъектными и правотворческими свойствами и явными институциональными качествами».
Данное рассуждение вызывает ряд вопросов.
Во-первых, БРИКС, как и некоторые межгосударственные образования, создана на основе итоговых документов встреч государств — членов вначале БРИ, затем БРИК и БРИКС. Если считать, что БРИКС вообще не имеет учредительного акта, то состоявшиеся встречи следует считать нелегитимными. У ОБСЕ тоже нет учредительного документа, но никто не считает эту организацию своего рода междусобойчиком.
Во-вторых, соответствующие государства наделили БРИКС качествами правоспособности уже в момент объявления о создании БРИКС. В противном случае БРИКС не смогла бы принимать обязывающие государств — членов решения.
В-третьих, в рамках БРИКС разработано и подписано Соглашение об учреждении странами БРИКС Банка развития в целях финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития. Этот факт, безусловно, можно считать участием БРИКС в международном правотворчестве.
В-четвертых, ошибочным является утверждение о том, что БРИКС является «неформальным межгосударственным объединением». Российские ученые единодушно отмечают вклад БРИКС в развитие международных отношений. Большое значении имеет и то, что на саммитах принимают участие главы Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Как справедливо замечает Н. М. Бевеликова, сфера совпадения интересов стран — членов БРИКС шире, чем расхождения: они стремятся к изменению существующих экономических правил на мировой арене, привержены принципам международного права, распространяя диалоговый формат равноправных государств.
На основе вышеизложенного можно высказать ряд принципиальных суждений о правовом статусе международных интеграционных объединений.
Во-первых, международные интеграционные объединения по своему правовому статусу нельзя отождествлять с межправительственными организациями. Правовой статус межправительственных организаций шире, разнообразнее и четче. Как правильно считает Д. Берри «типы полномочий, которыми может обладать какая — либо межправительственная организация вследствие ее правосубъектности, включает в себя право обязывать государства — члены своими решениями принимать обязательные решения в отношении государств, но являющихся государствами
- членами (например, ООН); право заключать международные договоры с государствами — членами и не членами, а также другими международными организациями; профессиональная правоспособность и дееспособность в соответствии с национальным законодательством государств
- членов; правомочия предъявлять иски к лицам, государствам и другим международным организациям в соответствии с международным правом».
Во-вторых, в отличие от межправительственных организаций международные интеграционные объединения не имеют (во всяком случае, большинство из них) своего бюджета, штаб — квартиры и других признаков межправительственной организации.
В-третьих, государства не могут передать часть своих полномочий международным интеграционным объединениям, поскольку они не смогут обеспечить выполнение таких полномочий.
В-четвертых, международные интеграционные объединения обладают не общей, а функциональной правосубъектностью, в объеме, необходимой для выполнения «производственных» поручений государств — участников.
В-пятых, международное интеграционное объединение является «усеченным» субъектом международного права. Оно не обладает рядом важных качеств правосубъектности. Например, международное интеграционное объединение не может обязывать своими решениями государств — членов, а тем более не членов; предъявлять от своего имени публично — правовые претензии субъектам международного права.
В-шестых, если межправительственные организации обладают подразумеваемыми полномочиями, вытекающими из толкования их учредительных актов, то международные интеграционные объединения ipsofacto такими полномочиями не обладают. В противном случае они автоматически стали бы полноправными субъектами международного права.
Понятие «международное интеграционное объединение» легализовано (по — моему, впервые) в ст. 7 Договора 2014 г. о создании ЕАЭС. Некоторые авторы считают, что сформировалось международное региональное право. Однако понятие этого права и его структуру обнаружить не удалось. Скорее всего оно является институтом права международных организаций или, по западному, «международного интеграционного права». Данный вопрос требует проведения глубокого анализа.
Безусловно, прав Г. М. Вельяминов в том, что интересы государств, действительно созревших для создания интеграционных объединений, должны четко подкрепляться юридически. Таков мировой позитивный интеграционный опыт. При наличии экономически, юридически и технически надежного строительного и эксплуатационного плана можно даже «на песке», не говоря уже о твердой и давно освоенной почве, возвести прочное и доходное сооружение. Но строить, конечно, надо с фундамента, а не с чердака.
БЕКЯШЕВ Камиль Абдулович
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН
Понравился материал, поделитесь с коллегами.
Под юридическим лицом принято понимать носителя имущественных прав и обязанностей, выступающего от своего имени и существующего независимо от лиц, входящих в его состав.
Среди признаков юридическою липа в праве особое значение имеет имущественная обособленность. Имущество юридического типа обособлено от имущества членов и не зависит от их судьбы. Наличие собственного имущества, в свою очередь, является необходимой предпосылкой самостоятельной имущественной ответственности юридического лица по договорам, которые оно заключает.
Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.
При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные права человека.
При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы для достижения указанной в законе или уставе цели.
Особенности юридических лиц в международном частном нраве: принадлежат другому государству, их деятельность регулируется иностранным правом.
Виды международных юридических лиц: международные предприятия, транснациональные компании, транснациональные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-промышленные группы СНГ и др., транснациональные объединения.
Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта. Что касается юридических лиц, по отношению к ним различают; три порядка образования: разрешительный, явочно-нормативный, явочный.
При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.
Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.
При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.
Когда в гражданско-правовые отношения вступает иностранное юридическое лица, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно, нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.
Общепризнанно, что эти вопросы должны регулироваться законодательством государства, которому принадлежит юридическое лицо, т. е. личным законом юридического лица. Личный закон определяет правовое положение организации (является ли она юридическим лицом, каков объем ее правоспособности, порядок совершения сделок ее органами, учреждения, существования, ликвидации).
Кроме того, по личному закону юридического лица определяют привязку юридического лица к той или иной правовой системе для решения некоторые коллизионных вопросов.
В то же время, единства нет в определении того, что считать личным законом юридического лица. Законодательство некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (места регистрации, применительно к понятию юридических лиц), третьи- резиденции (места постоянного пребывания, где совершаются его основные операции).
В целом, существует несколько доктрин, в этой связи, которых придерживаются группы стран.
Доктрина инкорпорации. Согласно доктрине инкорпорации в основу взят принцип национальности юридического лица и его личным статутом считается право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано. Эта доктрина получила наибольшее распространение в странах англо-американского права. Ее существенным недостатком является отсутствие связи между законом места образования юридического лица и законом места его деятельности. Ведь не секрет, что несмотря на создание юридического лица в одном государстве, оно может иметь центр своею управления в другом, а осуществлять основную деятельность и вовсе в третьем.
Доктрина центра эксплуатации. Эта доктрина является попыткой избежать недостатков, присущих доктрине инкорпорации. Согласно этой концепции личным законом юридического лица следует считать закон места осуществления его основной деятельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то, что юридическое лицо может иметь несколько мест, где осуществляется его деятельность. Эта доктрина была отвергнута англо-американскими странами, но одобрена в нескольких европейских странах,
Доктрина оседлости. Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание относительно места его пребывания и места нахождения его административного центра. Это позволяет признать личным законом юридического лица закон местонахождения его административного центра. Доктрина получила широкое признание во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и других странах континентального права.
Другим вопросом, связанным с иностранными юридическими лицами, является вопрос их признания и допуска к хозяйственной деятельности в стране их местонахождения.
Внутреннее законодательство принимающего государства само устанавливает условия, касающиеся допуска юридического лица к хозяйственной деятельности на территории данного государства. Режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется рядом специальных законов и подзаконных актов, согласно которых, юридическому лицу может быть предоставлен как режим наиболее благоприятствуемой нации, так и национальный режим. Изъятия из режимов или предоставление дополнительных привилегий может осуществляться на базе действующего местного законодательства и основывается на экономической политике конкретного государства на определенном этапе.
Помимо иностранного юридического лица, находящегося на территории конкретного государства, в международном частном праве рассматриваются проблемы, связанные с так называемыми международными юридическими лицами. К ним относятся международные предприятия, возникающие в силу международного договора, транснациональные компании и транснациональные корпорации.
По сути международные предприятия должны регистрироваться по законодательству страны местонахождения и с этого момента они становятся субъектами местного Права. Следовательно, национальность и личный статут такого предприятия определяется законодательством государства — места его официального оформления.
Подобное положение складывается с определением национальности и личного статута транснациональной компании. Разница заключается в том, что такая компания может быть образована по законам определенной страны и формально иметь национальность, но фактически действовать во многих других странах через свои агентства, отделения, филиалы.
Транснациональные корпорации — это совокупность объединенных одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра. При этом, с юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же транснациональная корпорация юридически никак не оформлена и поэтому в полном смысле международна. Ни одно законодательство зарубежных стран не содержит определения ТНК, поскольку действующие на их территории филиалы и дочерние предприятия этих компаний, признаются местными субъектами, подчиняющимися в своей деятельности внутреннему, национальному регулированию.
Поскольку транснациональная корпорация объединяет самостоятельные предприятия во многих странах, идеальным механизмом для ее контроля было бы создание многостороннего соглашения всех принимающих государств.
Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется нормами российского законодательства и положениями международных договоров, участником которых является Россия. По существу, иностранные инвесторы пользуются в РФ национальным режимом за некоторым исключением, предусмотренным законодательством. Они осуществляют любые виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия. При этом государство гарантирует защиту прав иностранных инвесторов, право обращения в суд при возникновении споров, перевода средств за границу после уплаты налогов и сборов и т. д.
В отношении правоспособности иностранных юридических лип российская коллизионная норма установила, что она определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 161).
Признание правосубъектности юридических лиц носит взаимный характер. Согласно ст. 162 Основ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц.
Юридический статус международных организаций
Юридический статус международных организаций имеет двойственный характер. Внутреннее право, осуществляемое на территории договаривающихся государств, позволяет действовать на основе различных контрактов или быть субъектом разбирательств в суде. Юридический статус предусматривается основополагающим актом организации. Статья 104 Устава ООН уточняет: «Организация пользуется на территории каждого из ее членов юридической способностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей» http://www.un.org/ru/documents/charter/.
Международный юридический статус, в отличие от статуса государств, обладающего полнотой компетенции, обусловливается целями, компетенциями и полномочиями, данными международной организации и указанными в основополагающем акте.
Международные организации обладают правом участвовать в дипломатических сношениях. Их представители пользуются в полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые гарантированы в Конвенции о привилегиях и иммунитете специальных учреждений от 21 ноября 1947 г.: «Специальные учреждения, в том числе и имущество, пользуются иммунитетом данной юрисдикции, их здания не могут быть объектом посягательства, их имущество не может быть объектом обыска или конфискации или любой другой формы исполнительного принуждения: административного, юридического либо законодательного». http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/specagencies_privileges.shtml
Запрещено проверять их официальную переписку, отправку или доставку почты в запечатанных чемоданах, в дипломатических чемоданах, задержание и арест багажа. Международные служащие пользуются относительным иммунитетом и привилегиями, в частности иммунитетом юрисдикции, гарантирующим свободу мнения и полную независимость в выполнении их функций. Персонал набирается на контрактной основе из международных должностных лиц, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени, и в ее интересах.
Финансовая независимость — еще одно следствие юридического статуса международных организаций, бюджет которых пополняется из трех источников. Во-первых, это деятельность самой организации. Во-вторых, это периодические взносы государств-участников, которые определяются установленной шкалой. В-третьих, это полное использование собственных ресурсов стран-учредительниц международной организации.
Международные организации живут по законам страны, где осуществляют свою деятельность. В статье 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что эта организация имеет все права юридического лица: заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела http://lawrussia.ru/texts/legal_673/doc673a728x124.htm.
Выводы к Главе 3
Международные организации, представляя собой стабильные структуры международных отношений, являются инструментом политического регулирования международной жизни, способствуют кодификации международных отношений. Международные организации тесно интегрированы в процесс создания международного права. Не будучи его полноценными субъектами, они представляют собой процедуру реализации права, механизм выработки и корректировки правовых норм.