Правовой статус несовершеннолетних обучающихся

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 32

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика. Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

Общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся– от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.


Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле .

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося.Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

· Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

· Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

· Гражданство.

· Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

· Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

· Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

· Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

· Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

— возможность определённого дозволенного поведения;

— возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

— возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

· Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

· Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Право на участие в управлении образовательным учреждением.

· Право на уважение своего человеческого достоинства.

· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

· Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения — государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения — средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА1

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО, доктор педагогических наук

Совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми ученик наделяется в процессе образования, образует его правовой статус, посредством которого создаётся общая правовая среда, в которой школьники могут развить свои способности, реализовать свои интересы в сфере общего образования.

• правовая среда • правовой статус • законодательные акты

• общие права • специальные права • обязанности учащихся

Виды правового статуса

Современный правовой статус школьника представлен несколькими его видами. Международный правовой статус учащегося определяется декларациями и конвенциями Организации Объединённых Наций, региональными международными организациями, например, Советом Европы, а также актами специализированных учреждений ООН — ЮНЕСКО, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. Международный правовой статус учащегося формируется и в рекомендациях и соглашениях, выработанных международными правительственными и неправительственными общественными организациями.

1 Материал подготовлен с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

Конституционный правовой статус учащегося базируется на положениях конституционного статуса человека и гражданина, представленного в Конституции РФ. Особо выделяются конституционные права учащегося на защиту чести и доброго имени (статья 23), на свободу мысли и слова, свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29), на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), на образование (статья 43), на свободу творчества и пользование культурными ценностями (статья 44). Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции РФ обладание правами и свободами возможно при выполнении обязанностей. Конституционной обязанностью каждого ученика является получение основного общего образования.

Отраслевой правовой статус учащегося обеспечивается законодательством об образовании, в котором право на образование

взято под соответствующие государственные гарантии.

Специальный правовой статус учащегося определён подзаконными нормативными правовыми актами в сфере образования, определяющими правовое положение ученика конкретного вида образовательного учреждения, а также конкретной категории учащихся.

Региональный правовой статус учащегося определяют нормативные правовые акты органов власти субъекта РФ и муниципальных образований.

Индивидуальный правовой статус учащегося определяется особенностями его социального положения, возраста, набором субъективных прав и обязанностей. Все права и обязанности, которыми учащийся наделяется законодательством об образовании, полностью вписываются в пределы отрасли образовательного права.

Содержание понятия «правовой статус учащегося общеобразовательного учреждения» формировалось постепенно, по мере развития отечественного общего образования. В основе такого статуса — принцип предоставления возможности получать общее образование. Несмотря на признание мировым сообществом всеобщности такого права, в каждом государстве оно реализуется в рамках определённых ограничений, установленных национальным законодательством.

Условия

Основанием открытия правового статуса ученика школы следует считать волю его родителей и наличие условий для реализации права на образование.

Воля родителей выражается в виде заявления о приёме ученика в школу. Издание директором приказа о приёме определяет момент начала действия правового статуса ученика школы.

Организационные мероприятия

Этой процедуре предшествуют: • объявление органом, осуществляющим управление в сфере образования, начала приёма в общеобразовательные учреждения;

• организация приёмной комиссии

в школе, составление плана приёма учащихся;

• приём документов от родителей будущих учеников;

• дети с ограниченными возможностями здоровья при необходимости проходят психолого-медико-педагогическую комиссию и получают рекомендации для зачисления в школу;

• зачисление детей, достигших необходимого согласно закону возраста, в первый класс независимо от уровня их подготовки. Издание директором школы приказа о зачислении учащихся;

• знакомство учителя с учениками, собеседование для установления уровня развития и возрастных особенностей учащихся для планирования учебной работы с каждым из них.

Документы

Для зачисления ребёнка в первый класс родители (законные представители) представляют в школу заявление о приёме, медицинскую карту ребёнка, справку о месте его проживания.

Согласно статье 30 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В том случае, когда родители живут в одном городе, а ребёнок живёт и учится в другом городе, над ребёнком должна быть оформлена опека. В соответствии со статьёй 31 Гражданского кодекса РФ опека (лиц до 14 лет) и попечительство (лиц с 14 до 18 лет) над несовершеннолетними устанавливаются в целях их воспитания. Права и обязанности опекунов и попечителей в этом случае определяются семейным законодательством. Согласно статье 12 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве» орган опеки

и попечительства с согласия родителей может назначить временного опекуна их ребёнку, так как помещать его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда целесообразно. В таком случае временный опекун на законных основаниях будет представлять интересы ребёнка в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие законного представителя содержится в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Другие акты страны применяют эту юридическую дефиницию, но её не расшифровывают. Законные представители — это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, а также представители учреждений или организаций, на попечении которых он находится.

Медицинская карта ребёнка для образовательных учреждений — важнейший атрибут процедуры приёма учащихся в школу. Форма этой карты утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребёнка для образовательных учреждений».

Этот документ содержит общие сведения о состоянии здоровья ребёнка, характеристику организации учебного процесса в школе (традиционное построение учебного процесса или с углублённым содержанием обучения). В нём приводится характеристика законных представителей ребёнка (возраст, образование, место жительство), условия для его развития (полная/неполная семья, благоприятная среда/неблагоприятная), внешкольная занятость, перенесённые заболевания, виды госпитализации и санаторно-курортного лечения, сведения о диспансерном наблюдении, иммунопрофилактических мероприятиях и плановых профилактических медицинских осмотрах. Карта оформляется при поступлении ребёнка в учебное заведение и в течение всего периода обучения дополняется новыми сведениями о его развитии, состоянии здоровья. На основании длительной диагностики медицинские работники могут высказать рекомендации по профессиональной ориентации

учащегося, подготовке юношей к военной службе, о состоянии репродуктивного здоровья подростков.

При приёме в школу учащихся средних и старших классов, помимо указанных выше документов, предъявляются документы об образовании. Так, при поступлении в гимназию или гимназический класс (5—6-е классы) родители предъявляют результаты последней текущей аттестации ребёнка (табель успеваемости), который выдаётся администрацией образовательного учреждения, из которого ребёнок переводится в гимназию; в некоторых случаях предъявляется дневник школьника, заверенный печатью школы, где он раньше учился или по запросу образовательного учреждения предъявляется личное дело ученика. В случае поступления в 10-й класс заявление о приёме могут подать сами учащиеся, а родители на заявлении фиксируют своё согласие. Вместе со всеми документами предъявляется паспорт ученика, достигшего 14 лет, и аттестат об основном общем образовании.

Отказ в приёме будущего ученика в школу возможен только в связи с отсутствием свободных мест. Отказ возможен даже для лиц, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В такой ситуации ответственность за обеспечение права на всеобщее и бесплатное общее образование возлагается на органы местного самоуправления. Органы власти, осуществляющие управление в сфере образования, информируют родителей о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории и обеспечивают приём в учебное заведение.

При приёме администрация школы обязана ознакомить родителей ученика с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации. После регистрации заявления о приёме заявителю выдаётся документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приёме; перечень представленных документов

и отметку об их получении, заверенную подписью секретаря или ответственного за приём документов и печатью школы; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием (учредителя).

Наличие условий для реализации прав человека на образование означает создание системы образования и соответствующих социально-экономических предпосылок для получения образования, государственные гарантии общедоступного и бесплатного общего образования, оказание социальной поддержки в период обучения, создание специальной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья или для лиц, проявивших выдающие способности.

Правовой статус учащегося формируется в условиях образовательных правоотношений, участники которых характеризуются наличием субъективных прав и юридических обязанностей. Нормативно-правовым обеспечением этих отношений выступает система нормативных правовых актов, а также международных норм и принципов, позволяющих участникам общественного отношения реализовывать свои права и исполнять юридические обязанности. В условиях российского законодательства правовой статус учащегося общеобразовательного учреждения регулируется актами органов власти, осуществляющих управление в сфере образования (федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти), многочисленными локальными актами образовательного учреждения.

В силу многоуровневости общего образования правовой статус учащегося будет также многоуровневым. На каждой ступени общего образования меняется структура и объём прав и обязанностей ученика, меняются правовые последствия их реализации.

Все права ученика основаны на позитивном праве и охватывают сферу отношений учени и школы в лице педагогических работников, администрации и учебно-вспомогательного п<

сонала. Права ученика имеют формально определённый характер, закрепляются в нормативных правовых актах органов, осуществляющих управление в сфере образования, в учредительных документах школы и распорядительных актах её руководителя.

Эти права действуют в пределах конкретного государства. Права учащихся небезграничны, они имеют пределы реализации: такие ограничения необходимы, чтобы ученики не злоупотребляли каким-либо правом, не использовали его в ущерб другим правам и свободам. Например, ученик имеет право на отдых между учебными занятиями, следовательно, во время перемены он должен отдыхать (двигаться, дышать воздухом, переключить внимание на другие виды деятельности, не требующие особых интеллектуальных усилий), а не выполнять домашнее задание или, предчувствуя опрос, «штудировать» учебник, или по воле учителя продолжать выполнять задание по предмету.

Реализация прав ученика ограничена во времени. Это не только время урока или перемена, но и в целом весь период обучения в школе.

Попытка систематизировать права ребёнка, в том числе ученика, воспитанника, или каким-либо образом выделить круг этих прав привела к созданию разных классификаций прав. Например, выделяется (Р.А. Валеева) три «правовые» подсистемы прав ребёнка: социальная, средовая и личностная. К «социальной подсистеме» отнесены права ребёнка на равенство со взрослыми в обсуждении общих проблем, на жалобу и протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями, на тайну, на самоуправление, право на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам.

Права учащегося

ка ер-

Вторая «средовая подсистема» включает право на особые условия воспитания и обучения и требует специальных

педагогических подходов, условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.

«Личностные права» связаны с внутренней жизнью ребёнка и означают право на уважение личности, на самостоятельное приобретение опыта.

Классификация прав ученика школы может быть проведена на основе анализа структуры этих прав. Например, можно выделить основные и дополнительные права ученика: в группу основных прав следует отнести права, реализуемые в сфере образования, предоставленные в Конституции РФ: право на образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; на уважение человеческого достоинства; на пользование культурными ценностями в образовательных целях; на бесплатное и всеобщее основное общее образование; на получение, преобразование и распространение учебной информации; на интеллектуальную собственность, создаваемую в результате учебной деятельности; на юридическую помощь в конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса и т.д. Группа дополнительных прав учащегося представлена в федеральных законах Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования. К ним относят: права на защиту от физического и психического насилия; на участие в детском объединении; на участие в управлении образовательным учреждением; на учёт индивидуальных возможностей, состояния здоровья; на обучение по дистантным технологиям; на дополнительные образовательные услуги; на защиту персональных данных; на охрану жизни и здоровья в рамках образовательного процесса и т.д.

Совокупность прав и свобод учащихся общеобразовательного учреждения представлена также общими (признанными для всех учащихся независимо от вида учреждения и формы обучения) и специальными правами (учитывающими уровень получае-

мого образования, возрастные особенности учащихся, вид учреждения, форму обучения).

Общие права

Реализация общих права учащихся не зависит от условий получения общего образования и личностных особенностей ученика. Они равнозначны, равноценны для всех учащихся системы образования. Базовые положения о правах учащихся определены в Законе РФ «Об образовании» и множестве подзаконных актов, которые принимают федеральные органы исполнительной власти и орган власти субъекта РФ. К ним следует отнести права: на образование; на обучение по выбранной форме получения образования; на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; на ускоренный курс обучения; на обучение на дому; на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; на соответствующие условия обучения; участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников; на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения; на бесплатное пользование библиотечно-информацион-ными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения; на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения; на уважение человеческого достоинства; на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений; на перевод и восстановление; на текущую и итоговую аттестацию; на получение документа государственного образца; на охрану здоровья; учащихся на питание; учащихся на отдых; на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; учащегося на прекращение образовательного процесса.

Специальные права

В большинстве случаев специальные права определяются типом и видом образовательного учреждения. Среди таких прав выделяют специальные права конкретных учащихся: например, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; детей дошкольного и младшего школьного возраста; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учащихся по определённым направлениям обучения: кадетских школ, суворовских, нахимовских училищ; кадетских корпусов; специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и с углублённым учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах; права, предоставляемые учащимся в зависимости от уровня получения общего образования.

К ним следует отнести права: на беспрепятственный доступ к информации о себе как участнике ЕГЭ; на результаты интеллектуальной деятельности; на социальную поддержку в период обучения; на получение логопедической помощи; на получение юридической консультации.

Обязанности учащихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязанности — неотъемлемая часть правового статуса личности. Юридическая обязанность учащихся — необходимое, должное поведение. Обязанности учащихся закреплены в уставе, правилах поведения и иных локальных актах конкретного учебного заведения.

Особенность исполнения обязанностей учащихся школ выражается в их личном участии. Учащиеся самостоятельно выполняют возложенные обязанности. Перечень этих обязанностей значительно отличается от количественных показателей прав. Это объясняется тем, что современные международные акты называют минимальное количество обязанностей, которые охватывают не все сферы жизнедеятельности человека.

Это объясняется и тем, что обязанности связаны главным образом с поддержанием общественного порядка, который может быть обеспечен при использовании небольшого количества

юридических средств — установлением минимума запретов и обязываний.

К наиболее существенным обязанностям школьника следует отнести обязанности: получить общее образование; соблюдать устав общеобразовательного учреждения; посещать занятия; добросовестно учиться; знать и правильно пользоваться государственным языком; уважать честь и достоинство других лиц; бережно пользоваться библиотечным фондом; бережно относиться к имуществу школы; выполнять требования педагогов; соблюдать правила гигиены и санитарии.

Обязательность общего образования

Согласно статье 43 Конституции РФ каждый человек, находящийся на территории РФ, имеет право на образование, при этом основное общее образование будет считаться обязательным. Таким образом, участником образовательного процесса в школе может быть любой человек, даже недееспособный, т.е. согласно статье 29 Гражданского кодекса РФ, признанный судом недееспособным вследствие психического заболевания.

Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют право на получение образования, необходимого им для социальной адаптации и интеграции в общество.

Закон РФ «Об образовании» определяет, что получить образование можно независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Однако в самом законе находится немало ограничений реализации такого права уже на ступени общего образования.

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

^ Директор нашей школы еженедельно устраивает

• во второй половине дня совещания учителей продолжительностью от 40 минут до 2-х часов. Моё рабочее время истекает к 16 часам, но из-за совещаний

я вынуждена оставаться в школе сверх оплачиваемого мне времени. Законно ли поступает директор? Елена

Ваше рабочее время — 36 часов в неделю (см. ст. 333 ТК РФ). График распределения этого времени, включая аудиторные занятия, составляется работником совместно с работодателем. Участие в педагогических совещаниях относится к Вашим обязанностям и входит в ненормиру-емую часть рабочего времени. Ненормированная часть работы может выполняться педагогами, ведущими преподавательскую работу, как в стенах учреждения, так и за его пределами (см. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режжима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»). О продолжительности заседаний вопрос надо обсуждать с администрацией и коллегами.

^ Имеет ли право педагог — классный руководи-

• тель — на сохранение за ним права на классное руководство, если его класс слили с другим классом? Никакого иного варианта классного руководства директор не предложил. Нарушены ли права педагога? И как их защитить, ведь, получается, теряем не только статус классного руководителя, но и денежные средства. Юлия Николаевна

Нет, права педагога не нарушены, так как выполнение обязанностей классного руководителя относится к дополнительной работе, которая регулируется ст.60.2 ТК РФ. Согласно этой статье работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о её выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

^ Я работаю мастером производственного обучения

• по вождению автомобиля в школе. Могу ли я выйти на пенсию раньше?

Владимир Анатольевич

Для реализации данного права наименование Вашей должности и наименование организации должны соответствовать Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…». Должность мастера производственного обучения указана в данном документе, остаётся проверить, соответствует ли вид Вашей организации указанным в документе организациям.

Так, в статье 5 закона указано, что ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. В пункте 2 статьи 19 определены ограничения по возрасту и состоянию здоровья учащихся общеобразовательных учреждений. Например, обучение детей в образовательных учреждениях, работающих по программам начального общего образования, начинается с возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения восьми лет.

На практике, тем не менее, встречаются ситуации, когда детей принимают в школу в возрасте и по состоянию здоровья, не соответствующим нормам закона. Ответственность за преодоление законодательных ограничений в такой ситуации школа разделяет вместе со своим учредителем.

Ограничение по наличию образовательного ценза, позволяющего продолжать получать образование, определено в пункте 5 статьи 18 закона. Учащиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Таким образом, выпускник основной школы не может продолжать обучение в старшей школе, пока не подтвердит свой образовательный ценз наличием документа об образовании государственного образца.

Обязательность общего образования конкретного ученика сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если раньше он не получил соответствующее образование. Большинство школ работает по образовательной программе общего образования по очной форме для лиц, не достигших 18 лет. Тем же, кто перешагнул этот возрастной порог, предстоит получать общее образование в других формах (очно-заочное, заочное, экстернат, семейное обучение, самообразование) в учреждениях системы начального или среднего профессионального образования. НО

Добавить комментарий