Правовой статус ребенка

5.1. Конституционно-правовой статус ребенка

Конституционно-правовой статус ребенка — это комплекс прав, свобод, обязанностей и ответственности ребенка, установленных Конституцией и конституционными законами Российской Федерации.
Федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ более детально регламентируют конституционные нормы, определяющие конституционно-правовой статус ребенка.
Федеральное законодательство может расширять и вводить некоторые ограничения в конституционно-правовой статус ребенка, определяя порядок и условия действия конституционных норм. В свою очередь, законы субъектов РФ могут лишь расширять права ребенка по сравнению с федеральным законодательством и Конституцией РФ.
В Конституции РФ всего несколько статей, в которых содержатся понятия «дети» и «детство».
Это ч. 2 ст. 7, где сказано, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В ст. 38 говорится, что материнство, семья и детство находятся под защитой государства (ч. 1), забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2), трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3).
Часть 1 ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В ст. 43 закреплено право каждого на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Также в ст. 43 устанавливается право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность получения основного общего образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
В п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции содержится положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Остальные нормы Конституции РФ в полной мере распространяют свое действие и на ребенка. При этом в данных нормах термин «ребенок» не упоминается, а используются термины «гражданин», «каждый», «никто», «человек», «потерпевший», «малоимущий», «обвиняемый» и др.
В ст. 15 разъясняется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Само по себе понятие «противоречие» является довольно неопределенным. Следует ли понимать под ним более детальное регламентирование конституционных норм, что на практике всегда будет приводить к ограничению их действия?
Например, в ст. 16 Федерального закона РФ «Об образовании» сказано, что дети-инвалиды, инвалиды I и II групп принимаются в государственные образовательные учреждения для получения среднего, высшего и послевузовского образования вне конкурса, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы обучение не должно быть им противопоказано. В ст. 43 Конституции РФ таких ограничений для инвалидов не содержится.
В ст. 5 этого же закона государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования при условии, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Конституции РФ подобных ограничений также не содержится.
Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая, что четких юридических формулировок понятий, указанных в данной статье нет, то на практике всегда могут возникать юридические коллизии между нормами Конституции РФ и федеральным законодательством.
Противоречия можно найти и в тексте самой Конституции РФ: так в ст. 60 говорится, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, а в ст. 119 сказано, что судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет; в ч. 2 ст. 81 указано, что Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Подобные ограничения по возрасту существуют и в других нормативных актах, например, в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Следовательно, вопреки ст. 60 Конституции РФ, полный объем прав не наступает с 18 лет.
Эти примеры наглядно характеризуют всю сложность формулирования юридических норм и недопущения противоречий между ними в различных законодательных актах.
Конституционные права и свободы человека традиционно принято подразделять по объекту правового регулирования на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. По такому же принципу можно рассматривать и конституционные права ребенка.

УДК 340.12

Селютина Е.Н.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой «Теория и история государства и права» Российская академия народного хозяй-ства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, Орел)

правовой статус ребенка как юридическая категория: понятие, структура, специальная правосубъектность

В статье исследуется вопрос о содержании правового статуса ребенка. Теоретическая и практическая значимость работы, состоит в выделении указанной категории как самостоятельной, выявлении специфики правового положения несовершеннолетнего, определяющего возможность его участия в различных отраслевых правовых отношениях — конституционных, семейных, гражданских, уголовных. На основе общетеоретических концепций правового статуса и правосубъектности, а также анализа отраслевого законодательства автор приходит, к выводу, что помимо общеправового статуса несовершеннолетним. присущи специальный и индивидуальный правовой статус, обусловленный возрастом, правовым состоянием, индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правовое положение, специальный правовой статус.

Ребенок является особым субъектом права, что обусловлено рядом факторов, к числу которых можно отнести возраст ребенка, его личностные характеристики, участие законных представителей ребенка в реализации его прав и интересов в целях восполнения дееспособности. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость рассмотреть вначале общие теоретико-правовые подходы к пониманию правового статуса субъектов правоотношений, что позволит выделить особенности специального правового статуса детей.

Правовой статус личности выступает общеправовым понятием, непосредственное содержание которого зависит от различных обстоятельств. Во-первых, таким фактором выступают конкретно-исторические условия, в которых находится личность. Во-вторых, специфика самого субъекта правоотношений влияет на ту совокупность прав и обязанностей, которые и составляют ключевое содержание правового статуса: возраст, половая принадлежность, социальная группа и другие аспекты, характеризующие положение человека в обществе. В-третьих, юридическая связь личности с определенным государством через гражданство или подданство. В законодательстве государства правовой статус личности закрепляется в виде прав, обязанностей и ответственности с учетом вышеозначенных факторов. Также на государстве лежит обязанность

обеспечить личности возможность реализации правомочий и защитить от незаконных посягательств.

Правовой статус является сложной, комплексной правовой категорией, в рамках которой существует система разнообразных социальных связей, отражаются все основные стороны юридического бытия субъекта: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. В теоретической юридической юриспруденции существуют разнообразные подходы к пониманию сущности и содержания правового статуса. Следует сказать, что категория правового статуса сравнительно новая в отечественной науке. Раньше, до 60-х годов XX века, она обычно отождествлялась с правоспособностью (Н.Г. Александров, С.Н. Братусь, А.В. Мицкевич) и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Ведь оба эти свойства возникают и прекращаются у субъекта одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отождествления.

Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-х годах XX века, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку (Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.А Кучинский, Е.А Лукашева, Н.И. Матузов, Г.В. Мальцев и др.), сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Термин «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. Нередко понятия «правовой статус» и «правовое положение» используются как равнозначные. По вопросу соотношения понятий Н.И. Матузов говорит: «Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение»1. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения (Н.В. Витрук, В.Л. Кучинский) о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго. Предлагалось также рассматривать

правовой статус в узком и широком значении (В.И. Новоселов).

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового не было в связи с отсутствием права как такового.

Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса2, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других обстоятельств.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус — часть, элемент общества.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации.

Правовой статус — сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающи-

ми людьми. В структуру этого понятия, по мнению А.В. Малько, входят следующие элементы3:

правовые нормы, устанавливающие данный статус;

правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство;

юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа.

Такое понимание правового статуса в определенной мере является широким, объемным и, как правило, затрудняет его применение на практике. В связи с этим в юридической науке сформировалось и так называемое узконормативное понимание правового статуса, которое включает только права и обязанности4. При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса.

Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус, — юридических прав и обязанностей. Как уже отмечалось, права и свободы человека — это его социальные возможности, детерминированные экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. Права человека выражают реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях, международных актах, законах. То есть субъективное право не должно рассматриваться только как элемент конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта. В правах человека выражена та мера свободы, которая объективно возможна для индивида на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической и культурной жизни5.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство требует от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность — это объективно необ-

ходимое, должное поведение человека. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и другие.

Теория права создала еще одну конструкцию, определяющую взаимозависимость прав, обязанностей и ответственности, а именно правосубъектность. Это понятие характеризует тот объем правомочий и обязанностей, которым обладает субъект правоотношений и который он может осуществлять в конкретном правоотношении. Кроме того, эта категория включает в себя деликтоспособную характеристику субъекта правоотношения. Данное обстоятельство позволило некоторым авторам, например В.С. Нерсесянцу, А.Б. Венгерову, отождествлять понятия «правовой статус» и «правосубъектность» 6.

По нашему мнению, правосубъектность и правовой статус — разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правосубъектности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

Различают несколько видов правового статуса: а) общий, или конституционный, статус; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, на оборонных объектах, секретных производствах). Набор правовых статусов велик, и все они имеют существенное значение в теоретическом и практическом плане7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоя-

тельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть все многообразие субъектов права, их особенности, отличия, специфику. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, детей, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов — одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует персональную специфику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей — признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека8.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и

единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Приведенная классификация позволяет определить правовой статус ребенка как специальный, характеризующийся определенным набором прав, обязанностей и особенностями их реализации.

В теоретическом обосновании нуждается выявление степени взаимосвязи правового статуса ребенка с другими правовыми категориями, которые оказывают непосредственное влияние на его содержание. Так, некоторые элементы правового статуса, например дееспособность, делик-тоспособность, являются условными, поскольку их проявление на практике зависит от возраста ребенка. То есть реализация некоторых составляющих правового статуса ребенка обусловлена определенными юридическими фактами, наступление которых позволяет элементам статуса реализоваться на практике. В контексте рассматриваемого вопроса представляется целесообразным акцентировать внимание в большей степени на правах и обязанностях ребенка, которые являются составляющими элементами правоспособности, а также дееспособности как возможности их реализации.

В связи с избранным аспектом исследования следует отметить, что на правовой статус ребенка кроме вышеуказанных факторов оказывает влияние и принадлежность ребенка к определенной группе, например дети-сироты или инвалиды. В исторической ретроспективе на правовой статус ребенка в период, входящий во временные рамки исследования, огромное влияние оказывали такие условия, как сословная принадлежность родителей, а также факт их состояния в законном браке.

Правоспособность является элемен-

том общего правового статуса ребенка, поскольку принадлежит от рождения каждому человеку, не зависит от личных качеств самого ребенка. Несмотря на то, что современное понимание правоспособности несколько трансформировалось, тем не менее оно включает три слагаемых, на которые указывали еще древние римские юристы: состояние свободы, состояние гражданства, семейное положение.

Правоспособность является абстрактной категорией, поскольку речь идет об определенной совокупности прав и обязанностей, которые принадлежат человеку от рождения, но это не означает, что всеми этими правами он воспользуется в течение своей жизни. По своей юридической природе права ребенка могут быть как имущественными, так и личными неимущественными. Если рассматривать права и обязанности, составляющие содержание правоспособности, как разновидность субъективных прав ребенка, то следует отметить, что объем конкретных субъективных прав и обязанностей у ребенка постоянно изменяется, трансформируется, является различным у каждого ребенка в зависимости от его правового статуса.

Как известно, существование правоспособности неразрывно связано с дееспособностью, ибо только наличие указанных элементов свидетельствует о наличии надлежащего субъекта в правовых отношениях. Из общетеоретического понимания дееспособности следует, что критерием ее возникновения является не только физическая, но и социальная зрелость лица, то есть лицо должно не только достигнуть определенного возраста, но и осознавать и понимать значение своих действий. Говоря о дееспособности ребенка, очевидно, что по достижении установленного законом возраста дееспособность становится полной, человек приобретает статус совершеннолетнего, следовательно, перестает быть ребенком. Таким образом, правовой статус несовершеннолетнего трансформируется в правовой статус совершеннолетнего в момент приобретения полной дееспособности, следовательно, дееспособность ребенка всегда будет неполной.

Процесс реализации прав и исполнения обязанностей, составляющих правовой статус ребенка, зависит от объема его дееспособности. Так, содержание правового статуса малолетнего ребенка составляют преимущественно права и обязанности личного неимущественного характера. Чем старше становится ребенок, тем больше

сделок он может совершать самостоятельно. При этом характер сделок тоже меняется: в большинстве случаев они являются имущественными по своему содержанию, совершаются на значительные суммы. В то же время с достижением определенного возраста ребенок может утрачивать отдельные права, связанные в первую очередь с защитой его интересов со стороны государства. Таким образом, объем дееспособности ребенка оказывает непосредственное влияние не только на содержание его правового статуса, но и на его качественную составляющую. Эта особенность была подмечена Я.Р. Веберсом, который указывал, что для правосубъектности ребенка характерно такое качество, как динамичность9.

Дееспособность ребенка дифференцируется применительно к характеру регулируемых отношений. Так, к примеру, содержание дееспособности ребенка в гражданских и семейных правоотношениях будет значительно разниться. Семейная дееспособность отличается определенным своеобразием, которое проявляется в том, что для участия в семейных правоотношениях не требуется наличия полной дееспособности у ребенка. Более того, в традиционной патриархальной семье дети находились в полной зависимости от воли родителей, то есть дееспособность либо отсутствовала, либо была весьма усеченной.

Основаниями возникновения определенных правоотношений являются юридические факты, оказывающие влияние на формирование, изменение или прекращение соответствующих правоотношений. Поскольку юридические факты служат основаниями возникновения прав и обязанностей, то в контексте соотношения правосубъектности и юридического факта это означает, что правоспособность служит общей основой всех прав, имеющихся у субъекта, а юридический факт — частная основа реализации права в каждом частном случае. Более того, юридические факты в определенной степени конкретизируют содержание общих условий, предпосылок, предусмотренных нормами права. Например, право на материальное обеспечение ребенка-сироты будет обеспечено государством, а у ребенка, живущего в полной семье, — родителями. Определенные юридические факты иногда расширяют границы дееспособности несовершеннолетних, например, вступление в брак влечет наступление полной дееспособности.

Все эти обстоятельства в совокупности

влияют на формирование специального правового статуса ребенка. В рамках общей категории «дети» можно выделить, например, такие статусы: дети-сироты, дети-инвалиды, усыновлённые, опекаемые, незаконнорожденные и другие. Причем специальные правовые статусы могут не только наделить ребенка правами и обязанностями специального характера, то есть расширить его статус, но и в некоторых случаях ограничить общеправовой статус ребенка, например для ребенка, находящегося в местах заключения. По мнению Н.В. Летовой, эти обстоятельства обусловливают необходимость разработки и принятия отдельного комплексного нормативного акта, посвященного детям, который регулировал бы не только общий правовой (конституционный) статус ребенка, но и специальные правовые статусы отдельных категорий детей10.

Правовое положение ребенка устанавливается при помощи различных средств, приемов, направленных на обеспечение его прав и интересов, закрепляется в соответствующих нормативных положениях, регулирующих правовые отношения с участием детей. Система прав и обязанностей, составляющих содержание правового статуса ребенка, основана на соответствующих нормах законодательства.

Таким образом, ребенок является особым субъектом правоотношений, что обусловлено рядом факторов, к числу которых можно отнести возраст ребенка, его личностные характеристики, участие законных представителей ребенка в реализации его прав и интересов в целях восполнения дееспособности. Для правового статуса ребенка характерны такие особенности, как его динамичный характер, тесная связь с семейными правоотношениями, слабая социально-правовая защищенность, потребность в надежных гарантирующих государственно-правовых механизмах.

К числу видовых особенностей правового статуса ребенка относится изменение содержания его право- и дееспособности в связи с достижением определенного возраста, а также с наступлением определенных событий — юридических фактов, которые могут изменять правовой статус ребенка.

Прекращение правового статуса ребенка связано с достижением определенного возраста — совершеннолетия, что сопровождается, как правило, наступлением полной дееспособности.

Правовой статус ребенка существенно дестабилизируется в переходные периоды в государстве. Такие процессы sКонституция

Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. — Источник: http://pravo.gov.ru

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Российская газета. 05.11.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Российская газета. 27.11.2013.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) // Российская газета. 05.12.2013

Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 170.

Витрук Н. В. Статус личности в политической системе общества // Политология. М. 1993. С. 152.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. С. 229.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред.

C. 302.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В Малько. М., 2000. С. 264.

Юридическая энциклопедия . — Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/lower/17394

1.The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 — Source: http://pravo.gov.ru

3. The housing code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 188-

FZ (in an edition of 02.11.2013)//the Russian newspaper. — 05.11.2013.

7. Be6epc Ya.R. Pravosubjektnost of citizens in a civil and family law. Threshing barn, 1976. Page 170.

8. Vitruk N. V. Status of the personality in political system of society//Political science. M 1993. Page 152.

9. Letova N. V. Legal status of the child// State and right. 2010 . No. 11. C.77-78.

10 . Letova N. V. Special right subjectivity and legal status of the child//State and right. 2012 . No. 9. Page 77.

13 . State and right theory. Course of lectures / Under the editorship of N. I. Matuzov, A.V Malko. M, 2000. Page 264.

14. Legal encyclopedia . Access mode: http://dic.academic. ru/dic.nsf/lower/17394.

1 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В Малько. М., 2000. С. 264.

2 См.: Витрук Н. В. Статус личности в политической системе общества // Политология. М. 1993. С.152.

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Летова Н.В. Правовой статус ребенка // Государство и право. 2010. № 11. С.77 — 78.

5 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.С. Нерсесян-ца. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. С. 229.

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С.190.

8 Юридическая энциклопедия .—URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ ^ег/17394

9 См.: Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 170.

10 Летова Н.В. Специальная правосубъектность и правовой статус ребенка // Государство и право. 2012. № 9. С. 77.

LEGAL STATUS OF THE CHILD AS LEGAL CATEGORY: CONCEPT, STRUCTURE, FEATURE

УДК 342:341.231.14
М.И. РОГОВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
В статье рассматривается вопрос о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации. Особое внимание уделено законодательно закрепленным способам приобретения ребенком гражданства Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус ребенка, ребенок, гражданин, гражданство Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус ребенка особо не закреплен в Конституции РФ. Ребенок в нашей стране обладает конституционно-правовым статусом гражданина. Он имеет права, свободы, обязанности, ему даны гарантии их реализации. Однако в силу неполной правоспособности ребенок пользуется своими правами и исполняет свои обязанности не так, как взрослый гражданин. Согласно отечественному конституционному законодательству ребенок пользуется особым покровительством государства и общества. Государство защищает интересы ребенка не просто как такового, а в системе особо охраняемых правоотношений — материнство, семья, воспитание и образование.
К примеру, права человека проистекают из его природы, а права гражданина — из прав и обязанностей, устанавливаемых государством, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека присущи всем людям независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя права, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Вследствие того что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов Российской Федерации лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные их гарантии.
Как уже было отмечено, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ). Помимо этого статьи 44, 57, 58 Конституции РФ устанавливают, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; закрепляют обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обращают внимание, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Нельзя не отметить вторичность юридической ответственности по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности.
И наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом, это послестатусный элемент. Гарантии (средства) могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эти функции
возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ).
Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможность участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации его прав и свобод.
Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.
На современном этапе правовая база российского законодательства в данной сфере правоотношений представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию, хотя и довольно широкий, спектр нормативных правовых документов, посвященных регламентации тех вопросов, которые следует решать в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Необходимость детального изучения правового статуса ребенка, определения его понятийного аппарата, структуры и элементов обусловлена прежде всего практической значимостью этого института. В особой степени это проявилось в современных условиях развития российской государственности, когда Конституция РФ возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития.
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите и гарантиях детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и обладает правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности друг перед другом. Российским гражданином является лицо, которое имеет документальное подтверждение своей принадлежности к гражданству Российской Федерации. Соответственно негражданин — это иностранец, проживающий не в той стране, в которой он родился.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
Конституционно-правовой статус ребенка отправной точкой имеет институт гражданства. В нем особенно отчетливо проявляется забота государства о ребенке, о том, чтобы каждый юный человек с рождения мог реализовать свое право быть гражданином. Причем нужно отметить: ребенком в Российской Федерации признается лицо до 18 лет.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет
необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство Российской Федерации принимается в упрощенном порядке ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства:
а) один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок, над которым установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при
условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, приобретающих гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок, находящийся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок, который является гражданином Российской Федерации и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.
Принимаемые в области регламентирования конституционно-правового статуса ребенка законы следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые подзаконные акты не должны тормозить развитие цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, а также противоречить международным нормам. Вот почему нужно поднимать вопрос о развитии законотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированной исключительно на ребенка. Причем рассматривать конкретные положения, связанные с защитой прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой.
Большим упущением со стороны законодателя можно считать недостаточную разработку вопроса о защите прав ребенка-иностранца, оказавшегося без семьи на территории России. Правда, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако для защиты прав ребенка-иностранца этого мало. Отсутствие соответствующей правовой нормы оставляет детей-иностранцев на произвол судьбы, служит основанием для отказа от его устройства в российскую семью и в детское учреждение.
По данным милицейских сводок, начиная с 90-х годов ХХ века наблюдается ежегодный рост числа преступлений против детей, список видов подобных преступлений также расширился.
Сегодня халатное отношение родителей к своим родительским обязанностям приводит к тому, что дети действительно с малолетства оказываются предоставлены сами себе. И именно они чаще всего становятся объектами преступления.
Винить всех родителей, чьи дети без присмотра гуляют по улицам, ни в коем случае нельзя: есть родители, которые и рады бы обеспечить контроль и защиту своему ребенку, но возможности такой у них просто нет. Бесплатно организовать досуг ребенка сегодня в России стало невозможно. Есть единичные федеральные и региональные программы, направленные и на создание бесплатных спортивных секций и кружков, и на образование детей из малообеспеченных семей.
В связи с этим вину за то, что дети ежедневно оказываются фактически в экстремальных условиях, несут как родители, которые подчас просто не занимаются их воспитанием, так и государство. В первом случае власть не пытается обязать родителей отвечать за своих детей, во втором — не помогает мамам и папам, поставленным реформами государства на грань нищеты, воспитывать граждан, которые будут работать на это самое государство, защищать его границы и платить налоги.
Литература
Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. — М., 1984.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001.
Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Документы ООН. — М., 1996.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад.
Б.Н. Топорнина. — М., 1997.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-
ской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.

В 1990 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН «О правах ребенка». В семейном кодексе РФ появилась отдельная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. Они стали рассматриваться как самостоятельные личности, наделенные правами и способные в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Ребенком по российскому законодательству является лицо, не достигшее 18-ти лет. Употребляемые в СК РФ термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» тождественны. Можно выделить в качестве самостоятельных следующие личные права ребенка:

— право на имя, отчество и фамилию;

— право жить и воспитываться в семье;

— право на общение с родителями и другими родственниками;

— право на свою защиту;

— право выражать свое мнение.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, т.е. имеет право на имя, которое включает в себя наименование лица (индивидуальное имя), которое дается ему при рождении; отчество (родовое имя); фамилию, переходящую от родителей к потомкам. Если имя ребенка дается по общему правилу произвольно, то отчество и фамилия присваивается в строгом соответствии с законом. Например, если родители состоят в браке, отчество ребенку присваивается по имени отца. При отсутствии брака родителей, отчество ребенку присваивается по указанию матери. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей, состоящих в браке. При разных фамилиях матери и отца фамилия выбирается по их соглашению. При отсутствии брака родителей ребенку присваивается фамилия, которую носит его мать.

Имя, отчество и фамилия присваиваются ребенку навсегда, хотя перемены разного рода допускаются только по достижении 16-ти лет. Ребенок может в порядке, предусмотренном законом ходатайствовать об их изменении.

Если ребенок не достиг 16-ти лет, родители вправе по взаимному согласно обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об изменении имени ребенка или об изменении его фамилии на фамилию другого родителя. Важной гарантией права ребенка на сохранение своей индивидуальности является наличие в нашем законодательстве требования о том, что если ребенок достиг 10-ти лет, то изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия.

По достижению ребенком 10-летнего возраста учет его мнения обязателен. Мнение ребенка должно быть заслушано. Лица, принимающие решение по вопросам, затрагивающим интересы ребенка, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым при несогласии с ребенком поступать вопреки его пожеланиям. Вместе с тем в некоторых случаях некоторые действия не могут совершаться, если ребенок старше 10-ти лет возражает против этого, например: усыновление ребенка, передача ребенка на воспитание в приемную семью и т.д.

Имущественные права ребенка регулируются как семейным, так и гражданским законодательством. В СК РФ дается примерный перечень имущественных прав ребенка. На первом месте здесь право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц в случаях, предусмотренных законом. До 14 лет ребенок за защитой своих прав может обратиться в органы опеки, а с 14 лет – непосредственно в суд.

Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Опека устанавливается над недееспособными гражданами (моложе 14 лет), попечительство – над частично дееспособными. Опека переходит в попечительство автоматически при достижении ребенком 14 лет. До 16 лет требуется совместное проживание попечителя с подопечным.

Права и обязанности родителей заключаются в том, что они имеют право и обязаны воспитывать своих детей; имеют право и обязаны защищать интересы своих детей без специальных на то полномочий; обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании, право на получении информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом увязывается законодателем с наличием у несовершеннолетнего дееспособности. Так, дети в возрасте до 6-ти лет по ГК РФ не наделяются дееспособностью, а потому их имущественными правами полностью распоряжаются родители или заменяющие их лица.

Законом предусмотрены обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей и обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей. В случае неисполнения этой обязанности наступают алиментные обязательства, которые оформляются решением суда или соглашением сторон, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставить содержание другим ее членам, а последние вправе требовать его.

Малолетние дети, которые не достигли возраста 14-ти лет, но им уже исполнилось 6 лет, вправе совершать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего с третьим лицом для определенной цели или для собственного распоряжения.

Малолетние граждане не несут за свои действия никакой ответственности. Ответственность за их действия, а также за причиненный вред несут их законные представители.

Подросток в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе совершить самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, следующие сделки:

— распоряжаться своим заработком и стипендией (кроме будущих доходов);

— вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

— осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

Остальные сделки могут совершаться подростками с письменного согласия родителей.

Подростки самостоятельно несут имущественную ответственность по совершаемым ими сделкам, а также отвечают за причиненный ими вред.

С 16 лет подростки могут вступать в кооперативы. С этого возраста граждане имеют право на эмансипацию (лат. – отмена ограничений, уравнение в правах). Эмансипация означает объявление подростка полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательством. Эмансипация осуществляется по решению органа опеки или суда (если не согласен хотя бы один из родителей).

Таким образом, имущественные права ребенка регламентируются в ГК РФ достаточно подробно.

Вопросы для повторения:

1. Какие обстоятельства препятствуют заключению брака по российскому законодательству?

2. Какими имущественными правами наделяются несовершеннолетние в соответствии с российским законодательством?

3. Какое имущество относится к личной собственности супругов?

4. Как осуществляется определение имени и фамилии ребенка?

Тема 2.11.Трудовое право.

Добавить комментарий