Правовые аспекты функционирования платежной системы РФ

УДК 336.71

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Т.М. Горбатина, Н.М. Илларионова

Рассмотрен базовый правовой механизм функционирования национальной платежной системы страны. Изучены основные нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования национальной платежной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная платежная система; национальный центральный банк; нормативно-правовой акт; закон.

T.M. Gorbatina, N-М. Illarionova. LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR RUSSIA’S NATIONAL PAYMENT SYSTEM

Keywords: national payment system; national central bank; legal act; law.

Правовое обеспечение является одним из необходимых условий функционирования национальной платежной системы. Разработка прозрачного, всестороннего и надежного правового механизма для национальной платежной системы — это основа, определяющая права и обязанности всех субъектов национальной платежной системы. Такой правовой механизм устанавливается общими и специальными законами, контрактами, международными соглашениями, а также различными положениями. Возникающие правоотношения связаны в первую очередь с разрешением споров, касающихся вопросов применения платежных инструментов, оказания платежных услуг, организационных механизмов, процедур управления при передаче обязательств по платежам и расчетам, связанным с завершением платежа.

Надежный, прозрачный правовой механизм, обеспечивающий функционирование национальной платежной системы, снижает юридическую неопределенность и риск для ее участников. Базовый правовой механизм для национальной платежной системы, по нашему мнению, можно условно поделить на две группы. Первая группа включает, на наш взгляд, законы общего применения, которые в какой-то мере поддерживают платежные системы. Сюда можно отнести имущественное и договорное, банковское и финансовое законодательство, законодательство о банкротстве, законодательство, регулирующее кредитные и залоговые отношения, включая условия кредитов (ставки, длительность, право на дефолт), права заемщиков, создание, реализацию и приоритетность прав на заложенное имущество, а также законодатель-

ство в отношении обращения электронных документов и использования цифровых подписей. Вторая группа включает законы, относящиеся именно к платежным системам: это, во-первых, законы, которые являются специфическими для платежной системы (например, о валютном регулировании, векселях, чеках, электронных платежах); во-вторых, законы, касающиеся расчета и начислений по платежным обязательствам (неттинг, новации, уведомление, завершение платежа и расчетов); в-третьих, законы, в отношении процедур дефолта и споров по платежам, определяющие приоритетность требований по платежам, гарантии по расчетам и соглашения о распределении убытков, приоритетность прав на залог для расчетов по кредитам, подтверждение электронных платежей, механизмы разрешения споров (арбитраж); в-четвертых, это законы, относящиеся к роли, ответственности и полномочиям Центрального банка в отношении национальной платежной системы; в-пятых, законы, касающиеся формирования и поведения поставщиков платежных услуг и рынков (договоренности о формировании и ведении операций по клирингу и расчетам, доступу и участию в системах платежной инфраструктуры, ценообразовании по ее услугам, о правилах эмиссии и использования электронных документов, защиты заинтересованных сторон от риска); в-шестых, законы об услугах инфраструктуры для рынка ценных бумаг (определение порядка дематериализации и иммобилизации ценных бумаг, ведения учета, передачи ценных бумаг, поставки против платежа, завершения перехода прав и расчетов).

Если правовое обеспечение для платежных

систем разработано частично, не разработано или разработано не должным образом, национальные центральные банки стран могут и должны помочь в проведении мониторинга разработок в области правового регулирования и идентификации важных правовых вопросов, которые могут оказать влияние на национальную платежную систему. Такая необходимость становится особенно актуальной в ситуации, когда национальная платежная система претерпевает существенные изменения в условиях функционирования новых рыночных механизмов и инфраструктур. Национальный центральный банк должен помочь оценить необходимость реформирования конкретного аспекта национальной платежной системы либо модификации конкретного законодательства, нормативно-правовых актов.

В нормативной базе должны быть четко определены роли и обязанности пользователей и участников платежных систем, правила и процедуры работы платежных систем. По мере же развития национальной платежной системы нормативно-правовая база должна обновляться и совершенствоваться, таким образом создавая предпосылки для внедрения новых платежных инструментов и технологий расчетов между участниками национальной платежной системы.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что в мире прослеживается глобальный процесс реформирования правовой базы, касающийся функционирования национальной платежной системы. Как правило, новшества касаются сферы регулирования платежных систем для крупных расчетов в реальном времени и электронных платежных инструментов. Безусловно, прослеживается мировая тенденция к международной унификации законов и подзаконных актов.

Что касается Российской Федерации, то правовые нормы составляют основу институциональных механизмов национальной платежной системы нашей страны. В сферу действия правовых норм попадают правоотношения, возникающие при оказании субъектами национальной платежной системы России платежных услуг пользователям услуг, при использовании субъектами национальной платежной системы платежной инфраструктуры и платежных инструментов, при создании субъектами национальной платежной системы России платежных и иных систем и т.д. Более того, косвенным образом в сферу регулирования национальной платежной системы России попадают элементы платежной инфраструктуры, в отношении которой субъекты национальной платежной системы могут иметь вещные,

обязательственные и иные права, включая право интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Закона и иных федеральных законов. В целях регулирования отношений в национальной платежной системе Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, а Банк России — нормативные акты (в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных Законом № 161-ФЗ и иными федеральными законами). Основные правовые нормы, касающиеся национальной платежной системы России, содержатся в данном Законе. Он устанавливает юридические и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг (в том числе порядок осуществления перевода денежных средств и использования электронных средств платежа), регулирует деятельность субъектов национальной платежной системы, определяет требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Закон № 161-ФЗ содержит определения целого ряда терминов, касающихся национальной платежной системы России, включая такие как «национальная платежная система», «платежная система», «оператор платежной системы», «платежная услуга», «перевод денежных средств» и др.

Другим важнейшим источником правовых норм, регулирующим правоотношения в национальной платежной системе Российской Федерации, являются Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ . Часть первая регулирует базовые вопросы гражданских правоотношений, включая гражданские права и обязанности физических и юридических лиц, объекты гражданских прав, сделки, право собственности, общие положения об обязательствах и т.д. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации содержит большое количество правовых норм, регулирующих конкретные действия, связанные с оказанием платежных услуг: наличные платежи и безналичные расчеты, открытие и ведение банковских счетов, предоставление кредитов и т.д.

Два других не менее важных для национальной платежной системы России источника правовых норм — это Федеральный закон

от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» . В соответствии с Законом № 86-ФЗ одной из пяти главных целей Банка России является «обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы». Для достижения этой цели Закон устанавливает функции и полномочия Банка России в отношении организации наличных платежей и безналичных расчетов, регулирования банковских операций, осуществления надзора за кредитными организациями и т.д. Федеральный закон № 395-1 — основополагающий закон, регулирующий деятельность кредитных организаций. Он определяет перечень банковских операций, а также сделок, которые кредитные организации имеют право осуществлять помимо банковских операций. Данным нормативным актом устанавливается разделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные организации, отличающиеся способностью выполнять те или иные банковские операции, а также определяются правила регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, регулируются некоторые вопросы осуществления межбанковских операций и расчетов кредитных организаций, общие вопросы бухгалтерского учета в кредитных организациях и надзора за деятельностью кредитных организаций и т.д.

Среди других законов, имеющих непосредственное отношение к национальной платежной системе России, необходимо назвать федеральные законы от 3 июня 2009 г. № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» , от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» , от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» , от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» , от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» , от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» , от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» .

Что касается иных нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к национальной платежной системе Рос-

сии, то хотелось бы выделить постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в национальной платежной системе» . Данный нормативный акт устанавливает требования к защите информации о средствах и методах обеспечения информационной безопасности, персональных данных и иной информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая обрабатывается операторами по переводу денежных средств, банковскими платежными агентами и субагентами, операторами платежных систем и операторами услуг платежной инфраструктуры в платежных системах. Также хотелось бы выделить ряд документов, подготовленных в соответствии с гл. 6 Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», касающейся универсальных электронных карт. Среди них можно выделить постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям» , от 25 апреля 2011 г. № 321 «Об утверждении Правил выпуска универсальной электронной карты» , приказы Минэкономразвития России от 25 марта 2011 г. № 125 «Об установлении дополнительных визуальных сведений универсальной электронной карты» и от 22 июля 2011 г. № 362 «Об установлении порядка ведения единого реестра универсальных электронных карт, выданных на территории Российской Федерации, а также реестров универсальных электронных карт, содержащих сведения о выданных на территории субъектов Российской Федерации универсальных электронных картах» и др.

Таким образом, хотелось бы отметить, что главная задача совершенствования правовой базы — это устранение или минимизация неопределенностей правового поля, которые приводят или могут привести к порождению правовых коллизий.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

3. О банке развития: федер. закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ.

4. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: федер. закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

7. О клиринге и клиринговой деятельности: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ.

8. О национальной платежной системе: федер. закон № 161-ФЗ.

9. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

10. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

11. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.

13. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

14. Об электронной подписи: федер. закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

15. О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям: постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 208.

16. Об утверждении Положения о защите информации в национальной платежной системе: постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 584.

17. Об утверждении Правил выпуска универсальной электронной карты: постановление Правительства от 25 апреля 2011 г. № 321.

18. Об установлении дополнительных визуальных сведений универсальной электронной карты: приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2011 г. № 125.

19. Об установлении порядка ведения единого реестра универсальных электронных карт, выданных на территории Российской Федерации, а также реестров универсальных электронных карт, содержащих сведения о выданных на территории субъектов Российской Федерации универсальных электронных картах: приказ Минэкономразвития России и от 22 июля 2011 г. № 362.

ГОРБАТИНА Тамара Михайловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: t.m.gorbatina@rucoop.ru

ИЛЛАРИОНОВА Надежда Михайловна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: miko_ tyan@mail.ru

УДК 378.147

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ»

С.Ю. Гурова, Л.В. Улыбина, Л.А. Большова

Определены цели, задачи, содержание и структура дисциплины «Налоговый учет и отчетность». Приведены методические подходы к изучению дисциплины.

Ключевые слова: методика преподавания дисциплины «Налоговый учет»; налоговые декларации; содержание дисциплины; тематический план.

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Мнение эксперта Алексеев Евгений Игнатьевич Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.Николай

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.

Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года.

Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет.

Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Мнение эксперта Алексеев Евгений Игнатьевич Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.Николай

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Кроме того,если вас интересуют комментарии к посл. ред. закона, более подробно изучить их вы можете на нашем интернет портале. ⇐

ФЗ 161 о национальной платежной системе РФ в 2020 году

На территории Российской Федерации уже достаточно продолжительное время действует оказание услуг по осуществлению транзакций денежных средств.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Если ранее этот момент никак не регулировался законодательством, то с 2011 года было принято решение на законодательном уровне урегулировать порядок предоставления подобных услуг компаниями.

Все это связано с тем, что нередко добропорядочные граждане сталкивались с некачественным обслуживанием организаций, принимающих оплату.

Все координально изменилось с принятием ФЗ 161 о национальной платежной системе. В данном случае необходимо подробно рассмотреть данный нормативно правовой акт, а также уточнить, какие в него вносились изменения в последнее время.

Общие положения

Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.

Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:

Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта А также о порядке его применения в современной жизни
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате А также использовании электронных средств транзакции
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы А также выдвигаемые требования к их деятельности
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации А также функционированию платежных систем
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора В сфере национальной системы оплаты
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация О порядке вступления закона в юридическую силу

В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.

Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.

Последняя редакция, внесение поправок в Федеральный закон

Нормативно правовой акт был принят 27.06.2011 года, при этом новые редакции закона с того момента не выпускались, но несмотря на это к тексту документа применялись некоторые изменения на основании иных законопроектов, а именно:

Статья № 9 «Порядок использования электронных средств платежа», претерпела серьезные изменения
Статья № 2 «Нормативно правовое регулирование отношений в национальной платежной системе»
Статья № 19,1 «Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством»

Все упомянутые статьи претерпели существенное или незначительное изменение, которые вступили в силу 5 мая 2017 года, когда нормативно правовой акт претерпел последнее изменение в редакции.

Кратко о ФЗ номер 161 статья 9

В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.

Рассмотрим более подробно положения данной части документа:

Применение электронных средств оплаты может использоваться Исключительно после подписания соответствующего договора
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа Имеет право отказать в услуге клиенту
До того, как будет заключен договор В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов О совершении каждой электронной оплаты
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение При утрате платежного инструмента
Все оповещения от клиента или оператора Обязательно должны фиксироваться последним
Клиент вправе получать все необходимые для него документы Относительно электронного устройства оплаты
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок Не превышающий 30 дней
Электронное платежное устройство может быть приостановлено При соответствующем обращении от клиента
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента Это не может препятствовать переводу денежных средств
Если платежный инструмент используется без согласия клиента Об этом обязательно уведомляется оператор
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента То оператор обязуется возместить ущерб
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены То клиенту обязуются возместить сумму транзакции
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы При этом будут утрачены средства, то они возмещаются
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора При возмещении средств

При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.

Оказание услуг

Порядок оказания услуг для физических лиц финансовыми учреждениями регламентируется статьей № 4 данного нормативно правового акта.

Данный пункт документа содержит следующие положения:

Все предоставляемые для участников национальной системы оплаты услуги Должны соответствовать тексту оформленного ранее договора
Все финансовые учреждения, оказывающие услуги, взаимодействуют с операторами Также на основании договоров
Совершаемые денежные переводы, которые производятся путем оказания услуг Почтой России Регламентированы положениями ФЗ № 176 «О почтовой связи»
Принимаемые транзакции агентами Основываются на положениях Федерального закона № 103

Для каждого гражданина, который оформит соответствующий договор и будет пользоваться услугами национальной платежной системы, все оказание услуг регламентируется в соответствии с текстом нормативно правового акта.

Особенности электронного перевода

В данном случае речь идет о совершении транзакций, которые выполняются при помощи соответствующего инструмента оплаты.

Здесь клиент может столкнуться со следующими особенностями:

Для каждого платежного инструмента устанавливается свой лимит На перевод или снятие средств
Электронная платежная система привязывается к действующему банковскому счету Который открывается гражданином
В случае задержки транзакции, оператор обязуется уведомить об этом клиента А также при необходимости вернуть средства
Каждый электронный перевод нуждается в соответствующем подтверждении клиента В целях безопасности
Продолжительность перечисления средств, зависит от получателя оплаты А также размера перечисляемых средств

При использовании национальной платежной системы, как правило клиентам предстоит столкнуться с этим рядом особенностей.

Правила участия в НПС

Несмотря на то, что НПС — это достаточно молодая система в сравнении с зарубежными аналогами, в ней установлены исключительно свои правила для участия в программе для клиентов, а именно:

  • услуги предоставляются исключительно после того, как клиент и финансовое учреждение подпишут соответствующий договор;
  • электронная платежная система может применяться исключительно для целевого предназначения;
  • не допускается использование платежных инструментов для проведения мошеннических действий или иных сомнительных операций;
  • при участи в программе, для клиента должны оказываться соответствующие услуги предусмотренные договором;
  • пользователь электронной платежной системы обязуется поддерживать состояние лицевого счета в положительном балансе;
  • при необходимости осуществляется перевыпуск платежного инструмента при наличии соответствующего заявления от гражданина;
  • пользоваться национальной платежной системой вправе, физические и юридические лица, а также резиденты страны и иностранные граждане.

В данном случае описан основной перечень правил использования данной системы. Также в действующей редакции Федерального закона № 161 присутствуют дополнительные сведения о порядке применения электронной системы для совершения транзакций и оплаты.

Автор статьи Алексеев Евгений Игнатьевич Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.Николай Следующая ДругоеЗакон «О врачебной тайне»: редакция 2020 года Отличная статья 0

Добавить комментарий