Правовые механизмы

Правовое регулирование — одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права.

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования — регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

3. Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).

4. Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

2. Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Механизм правового регулирования

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права.

Эффективность правового регулирования определяется соотношением между фактическими результатами действия нормативных и индивидуальных правовых предписаний и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты. В то же время правовое регулирование может отличаться и дефектностью. Дефектность правового регулирования означает издание нормативных или индивидуальных (правоприменительных) актов, противоречащих природе права. Важно поэтому чтобы правовое регулирование было обоснованным. Обоснованность правового регулирования — это пригодность юридических средств обеспечивать удовлетворение субъектами права их интересов правомерными способами.

Правовое регулирование — длящийся во времени и в пространстве процесс. Условно можно выделить следующие его стадии:

1. Определение правового положения субъектов права или стадия действия норм права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Иначе говоря, на этой стадии происходит определение содержания и границ поведения субъекта, условий возникновения его прав, обязанностей, ответственности и т.д. (пример с пенсиями, конституционными обязанностями и др.).

Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособности лица, то есть признаваемой государством за данным лицом способности быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей.

2. Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей или возникновения правоотношения — следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организации). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого фактического состава.

3. Факультативная стадия. Для возникновения правоотношений в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов — правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на основе закона, снять «помехи», блокирующие действия управомоченного и др.

Называют и третью стадию — реализацию субъективных прав и обязанностей. Обычно к стадиям правового регулирования в специальной литературе относят и фактические правомерные действия, деятельность участников правоотношений, связанные с достижением ими фактических целей (удовлетворения своих законных интересов). Думается, что действия такого рода находятся за пределами правового регулирования, они, как ранее отмечалось, завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена — правореализацией. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, используемых для упорядочения общественных отношений.

В соответствии со стадиями правового регулирования, выделяются следующие элементы механизма правового регулирования:

· Нормы права (с точки зрения правового регулирования, норма права представляет его важнейший элемент, поскольку раскрывает содержание самого правила поведения, определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие, а так же виды правового поведения субъектов права).

· Юридические факты.

· Правоотношения (средства перевода или переключения общих предписаний относительно конкретных субъектов права по средствам наделения их субъективными правами и юридическими обязанностями).

· Реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений.

· Акты применения права (индивидуализированные властные предписания, необходимость в которых возникает тогда, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия управомоченых органов).

В юридической литературе в качестве элементов механизма правового регулирования выделяют так же правосознание, правовую культуру и режим законности, от состояния которых во многом зависит результативность действия правовых норм.

Сформулируйте понятие правосознания. Охарактеризуйте структуру правового сознания.

Выделите и охарактеризуйте виды, уровни и функции правового сознания.

ДВА В ОДНОМ

Правовое сознание – это система правовых взглядов (теорий, идей, представлений, оценок, чувств, эмоции), в которых выражается отношение индивидов (социальных групп, всего общества) к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, поведению людей в сфере права.

Правовое сознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву и практике его реализации.

Правовое сознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно психологический. Его основу образует прежде всего теоретическое знание, то есть мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и так далее.

Достаточно часто правовое сознание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правового сознания выступают так же субъективные оценки, которые дают субъекты правоотношений действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. В структуре правового сознания можно выделить два или три уровня:


· Уровень правовой психологии.

· Уровень правовой идеологии.

· Иногда: уровень правовой морали.

Правовая психология – это система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным или эмпирическим путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую действительность. Это во многом поверхностный эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности.

Правовая идеология – это система теоретических взглядов, идей, теорий формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Правовая идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальные государственные органы, научные сообщества, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели и так далее.

В качестве составного элемента правосознания выделяют так же правовую мораль, то есть представление людей о действующем праве, его реализации и его развитии с точки зрения моральных убеждений. Николай Алексеевич Горбаток.

Существуют следующие основания, по которым можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации – в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием и по этому основанию выделяют:

· Индивидуальное правовое сознание – вид правового сознания, которое принадлежит конкретному индивиду.

· Групповое – это вид правового сознания, которое свойственно отдельному человеческому коллективу (студентам, педагогам и так далее).


· Общественное – это вид правового сознания, которое принадлежит обществу определенного государства.

Второе основание – в зависимости от уровня, глубины и способа отражения юридической действительности. Выделяют:

· Обыденное или эмпирическое правовое сознание – представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеют психические формы отражения. Так же необходимо отметить, что этот вид правового сознания имеет разрозненный и хаотичный характер и, на ряду с правильными, в нем могут уживаться и ошибочные представления о праве и его институтах.

· Теоретическое или научное правовое сознание – главной особенностью данного вида правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Данное правовое сознание формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на довольно высоком научном уровне. Однако, не стоит отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, так как в нем присутствуют элементы чувственного эмоционального сознания.

· Профессиональное правовое сознание – базируется на специальных знаниях о праве, его принципах, роли в жизни общества, а так же на глубоком знании законодательства, на доскональном знании правовых норм и определенных юридических процедур. Правосознание характерно для судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и так далее.

В юридической науке выделяют следующие основные функции правового сознания:

· Познавательная (заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит по существу познание правовой системы общества).

· Оценочная (состоит в том, что с помощью правового сознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым).

· Регулятивная (реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования).

· Прогностическая (заключается в формировании определенных моделей или правил поведения, которые оцениваются правосознанием, как должные и социально необходимые, так же заключается в предвидение того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения).

81. Раскройте сущность правового воспитания. Определите содержание, цели правового воспитания.

Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правового сознания и правовой культуры.

Целью правового воспитания является: дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Задачами правового воспитания являются:

· Формирование знаний о системе действующего права, а так же правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний.

· Формирование глубокого внутреннего уважения к праву.

· Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике.

· Формирование привычки поведения в точном соответствии с законом.

· Формирование установки на правомерное поведение и отрицательное отношение к совершению любых нарушений правовых норм.

В зависимости от форм правового воспитания можно выделить два вида правового воспитания:

· Общие (имеется виду правовое воспитание населения в целом).

· Специальное (имеется виду целенаправленное обучение основам правовых знаний, а так же профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в ВУЗах и СУЗах юридического профиля).

К формам правового воспитания относят:

· Правовое обучение.

· Правовую пропаганду.

· Самовоспитание.

· Юридическая практика.

Правовое регулирование

Право призвано регулировать общественные отношения. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе соответствующего механизма правового регулирования. Для уяснения этого понятия определимся с понятием «правовое регулирование».

Сразу же отметим, что в юридической науке различают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования — это система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения.

Этот механизм позволяет:

  • обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;
  • показать динамику права, механизм его реального функционирования;
  • выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Правовое воздействие

Понятие «правовое воздействие» шире, чем правовое регулирование. Оно охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияние на общественные отношения. Правовое воздействие — это влияние на общественные отношения не только юридическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.).

Например, несовершение абсолютным большинством людей преступлений объясняется не только и не столько правовыми средствами, способами и методами, сколько сложившимся правосознанием, предполагающим уважение к праву.

Элементы

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

  • норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
  • юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
  • правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
  • акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
  • охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Средства, способы, методы, типы механизма правового регулирования

Для уяснения сущности правового регулирования и механизма правового регулирования рассмотрим понятия средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения.

Правовые средства — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, правовые поощрения и т. д.

Первые три составляющие указанных правовых средств рассмотрены нами подробно ранее. Поэтому ограничимся краткой характеристикой некоторых других правовых средств.

Правовые ограничения связаны с уменьшением объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности для снижения ее негативной активности и сдерживания противозаконного деяния. Так, законом в соответствующих случаях предусмотрено ограничение дееспособности детей, психически больных. Виды правовых ограничений содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — ограничение), диспозиции (юридическая обязанность — запрет), санкции (наказание).

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, предполагающее повышение позитивной активности. Он выражается в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценности (так, снижение меры наказания есть стимул). Виды правовых стимулов также содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — стимул), диспозиции (субъективное право), санкции (поощрение).

Таким образом, правовой стимул самым непосредственным образом связан еще с одним правовым средством регулирования общественных отношений — правовым поощрением. Правовое поощрение выступает как форма и мера юридического одобрения правомерного, заслуженного поведения, в результате которого для субъекта наступают благоприятные последствия (награждение орденом, Почетной грамотой, выдача денежной премии, досрочное присвоение звания, досрочное освобождение из мест лишения свободы и др.).

Способы правового регулирования

Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения.

Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение — способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещение — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а по ст. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: упра- вомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания — запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

Некоторые авторы в качестве самостоятельного способа правового регулирования выделяют рекомендование, когда в нормах нрава содержатся рекомендации (советы) использовать те или иные положения.

Методы правового регулирования

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

  • императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;
  • диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Как мы отмечали ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

  • метод поощрения (характерен, например, для трудового права);
  • метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);
  • метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию — императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

Типы правового регулирования

Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования — дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

  • разрешительный тип;
  • общедозволительный тип.

Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-право- вого комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве и др.

Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.

Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

  • норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;
  • юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;
  • возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;
  • реализация права;
  • правоприменительный акт;
  • охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

  • регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;
  • появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;
  • выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;
  • непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;
  • издание правоприменительного акта — властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

Пример

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель — поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т. е стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт — подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, т. е их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны — абитуриента, а с другой — администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

Далее происходит непосредственный акт реализации права на образование: абитуриент успешно сдает вступительные испытания, проходит конкурсный отбор.

Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном акте — приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

Приказ ректора о зачислении — правоприменительный акт — вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования — защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).

Цели и средства в механизме правового регулирования

Юридическая цель — это идеально предполагаемое управомоченным на то органом состояние отношений, явлений или процессов, для достижения которого предлагают использовать определенные комплексы юридических средств. Она характеризуется формализованностью, официальностью, общеобязательностью и согласованностью действий но ее достижению.

В процессе работы механизма правового регулирования сталкиваются между собой цели законодателя, правоприменителя и конкретного участника правоотношений. Единство этих целей интегрирует все элементы механизма правового регулирования в единую взаимосогласованную систему, позволяющую достичь оптимального результата. В то же время неверно понятая потребность, недобросовестная мотивация (мотив является связующим звеном между объективной потребностью и той целью, которая устанавливается для ее удовлетворения), ошибки в выборе средств или неправильно поставленная цель одного из субъектов могут свести на нет все усилия правотворческого органа и прервать работу отлаженного механизма.

На каждом этапе правового регулирования достигаются вспомогательные, промежуточные цели, объективно необходимые для достижения планируемого результата и желаемой конкретной цели. Таким образом, различают: общие и частные цели, основные и неосновные, абстрактные и конкретные, общественные и индивидуальные и т. д.

Достижение цели возможно лишь с помощью допустимого и достаточного комплекса юридических средств, зависимых от характера удовлетворяемого интереса.

Правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

  • они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
  • отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
  • сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. с. функциональной стороны права);
  • приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;
  • обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные).

Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т. п., то ко вторым — комбинированные, состоящие из простейших, — договор, норма, институт, правовой режим и проч. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия — на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования — на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т. д.

Средство — связующее среднее звено между целью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления — права, обязанности, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (средства- деяния, направленные на использование инструментов — прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Игнорирование средств-деяний (технологии) не позволяет полноценно учитывать все те факторы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить без деяний, усилий, активности, связанных с использованием предоставленных в законодательстве инструментов. Кроме всего прочего, невключение деяний в понятие «юридические средства» будет связано и с неизбежно вытекающим отсюда «отсечением» от механизма правового регулирования ряда его общеизвестных элементов: юридических фактов (правомерных действий), актов применения права (прежде всего, актов-действий), что тоже противоречит логике и не является оправданным.

Принципами взаимосодействия средств-установлений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие:

  • достаточно полный выбор средств-установлсний для осуществления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, противозаконными для удовлетворения своих интересов);
  • обеспечение конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (поощрениями и наказаниями);
  • учет практики использования средств-установлений в соответствующих условиях, т. е. учет реально существующих средств-деяний;
  • согласование их юридической силы;
  • взаимодополнение инструментов (как информационных феноменов) и технологии (как энергетических феноменов);
  • экономия средств как первого, так и второго рода.

В достижении цели правового регулирования, правотворческим и правоприменительным субъектам важно не прибегать к крайностям:

  • к недооценке инструментов и переоценке технологии, что обязательно ведет к недостаткам, связанным с нормативной базой (правовому вакууму, пробельности, несовершенству средств-установлений как критериев повеления лиц и т. п.);
  • к переоценке инструментов и недооценке технологии, что с неизбежностью влечет за собой отрыв правовой формы от содержания — общественных отношений и выражается в конечном счете в «мертвых» законах, «холостых» актах, заорганизо- ванности, правовом идеализме (когда идеальное начало в средствах явно доминирует над реальным);
  • к одновременной недооценке и инструментов, и технологии, что выражается в юридическом нигилизме, в игнорировании как правовой формы, так и содержания, в низкой правовой культуре, в различного рода правонарушениях;
  • к одновременной переоценке и инструментов, и технологии, что ведет к отрыву юридических образований от реальности и, соответственно, к недостижению целей правового регулирования.

Среди функций правовых средств важнейшей является достижение целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Функцией юридических средств выступает и то, что они вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных правовые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами, с одной стороны, внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т. п.), а с другой стороны, противоправными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из которого складывается система права, ибо они унифицируют все те явления, из которых состоит право, — юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т. п. Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

Рассмотрим диалектику целей и средств в праве.

С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для се достижения, ибо цели требуют к себе соответствующих юридических средств, определяют их природу и направленность. Если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых социально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощрения, льготы, дозволения и проч.). И наоборот, если акт принимается в целях охраны и зашиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (запреты, приостановления, наказания и т. п.). Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств при их установлении влияют также характер общественных отношений, природа отрасли права, возможные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения социально значимых результатов.

В то же время, сама цель должна исходить из реально имеющихся юридических средств, необходимых для ее достижения.

Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. И напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способствовать выполнению основных задач государства и общества.

Добавить комментарий