Правовые ограничения

Одной из основных социальных функций права является регулирование общественных отношений. Регулирование общественных отношений законодатель осуществляет с помощью определенных методов (приемов и средств) правового воздействия.

Метод правового регулирования показывает, как регулируются общественные отношения, какими приемами и средствами обеспечиваются и выполняются предписания правовых норм. Поэтому под методом правового регулирования понимается система юридических приемов, средств, способов воздействия на поведение индивидов, определяемых характером регулируемых общественных отношений. Содержание метода правового регулирования заключается в том, что нормы права воздействуют на общественные отношения в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.

Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных правовых стимулов (дозволения, поощрения, льготы) и правовых ограничений (это запреты, а также юридические обязанности и меры наказания, содержащиеся в санкциях правовой нормы). Устанавливая определенные правила поведения, законодатель тем самым предписывает участникам общественных отношений, каким образом им следует поступать или же воздерживаться от совершения определенных действий, т. е. как строить свое поведение в социальном общении (действиях или бездействии).

Правовые стимулы – это побудительные факторы правомерного поведения личности, направленные на удовлетворение своих жизненных интересов, в которых заключена их социальная ценность. Правовые ограничения – это сдерживающие факторы от неправомерных действий. С помощью правовых ограничений государство устанавливает те правовые границы (рамки), в пределах которых не допускается возникновение правовых конфликтов, а если таковые имеются, то принимаются меры по возможному их ограничению и устранению. Правовые ограничения связаны с неблагоприятными последствиями, направленными на сдерживание противоправных деяний со стороны субъектов правоотношений.


Воздействие на волю и сознание людей с помощью правовых стимулов и ограничений способствует эффективности правового регулирования общественных отношений, установлению прочной правозаконности и стабильному правопорядку.

Различают следующие виды (формы) правового регулирования:

• запрет (так не поступайте);

• дозволение – управомоченная форма (поступайте как сочтете нужным);

• предписание (поступайте только так).

Запрет – это возложение обязанностей воздерживаться от определенных действий. При запрете свобода поведения субъектов права начинается за пределами предписаний, заключенных в правовой норме.

Запрет как метод правового регулирования используется, как правило, в нормах административного и уголовного законодательства. В этих нормах содержится перечисление запрещенных действий. Именно эти действия образуют составы административных правонарушений и уголовных преступлений. За пределами этих запретов, заключенных в нормах административного и уголовного законодательства, субъекты права свободны в своем поведении. В имущественных отношениях субъекты права, как правило, связаны только запретами, в остальном они обладают свободой волеизъявления.

Дозволения – управомоченная форма правового регулирования. Эта форма выражается в предоставлении участнику правовых отношений определенных субъективных прав, т. е. в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). В дозволениях заключено правило: «поступайте, как сочтете нужным». Дозволения – это приемы диспозитивного регулирования общественных отношений. При дозволении участники общественных отношений свободны, поступать так, как считают нужным.

При этом поведение субъектов правоотношений не должно выходить за рамки правовых границ – той меры свободы, которая не нарушает свободу других субъектов права. Диспозитивное регулирование общественных отношений выражается формулой: «Все, что не запрещено законом, – дозволено».

Предписание как форма правового регулирования обязывает совершение определенных действий (например, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы РФ, собственник жилого дома обязан платить налоги). Предписание – прием императивного регулирования общественных отношений. Оно выражается формулой: «Все, что не разрешено, – запрещено». В правовых предписаниях устанавливаются правила поведения, т. е. то, каким образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.

В теории права выделяют также следующие основные типы правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

Общедозволительный тип выражается формулой: «Разрешено все, что не запрещено законом». Данный тип применяется при осуществлении индивидом своих субъективных прав и свобод. Запретительный тип выражается формулой: «Запрещено все, что не разрешено законом».

Запретительный тип применяется в деятельности органов государственной власти, должностных лиц. В своей деятельности они имеют право только на то, что прямо указано в законодательных актах, т. е. круг их полномочий четко очерчен в нормативно-правовых актах.

В определении характера правового регулирования определяющая роль принадлежит природе регулируемых общественных отношений. Так, для частноправовых отношений характерен диспозитивный метод правового регулирования. Правовые нормы, регулирующие эти отношения, обычно носят дозволительный характер. А публично-правовым отношениям присущ метод императивного характера, и нормы этих отраслей законодательства содержат запреты или же предписания, в которых указывается, как нужно вести себя.

Вопросы о методах и средствах правового регулирования общественной жизни имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным и способствующим прогрессу общественной жизни, необходимо, чтобы юридические средства соответствовали содержанию регулируемых отношений. Как писал русский юрист Е. Н. Трубецкой, при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой – идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы и способы правового регулирования. Выделяются следующие стадии правового регулирования. Во-первых, установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства. При этом определяются правовой статус субъектов и круг регулируемых правом общественных отношений. Во-вторых, непосредственное осуществление права. На этой стадии реализуются, воплощаются в жизнь права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.

По В.А. Четвернину существует ЗАПРЕТ АГРЕССИВНОГО НАСИЛИЯ.

Что это — государственная регистрация ограничения (обременения) права

Определение понятия «ограничение (обременение) права» было дано в ст. 1 закона «О государственной регистрации…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ныне утратившего силу в связи с началом действия закона «О государственной регистрации недвижимости» от 03.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ). Это наличие запретов и условий, стесняющих определенного правообладателя конкретной недвижимости в ходе пользования объектом или осуществления иных правомочий.

Такие условия и запрещения появляются:

  • по прямому указанию, содержащемуся в законодательных нормах;
  • на основании соглашения субъектов;
  • по инициативе уполномоченных органов.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ ограничения прав нуждаются в государственной регистрации:

  • для недвижимости — в обязательном порядке;
  • для движимых вещей — в случаях, определенных законом.

Кроме того, в той же норме имеется положение, согласно которому кроме общей госрегистрации для некоторых видов недвижимого имущества может вестись отдельный (специальный) учет. Например, учет жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственном учете…» от 13.10.1997 № 1301.

Как и любые правила, порядок регистрации ограничения прав подразумевает исключения. Так, не регистрируется обременение коммерческим наймом жилого помещения, если такое соглашение заключено на срок меньше года.

Вывод! Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «обременение права», но полагаем, что использование старого определения не будет противоречить реальной практике.

Виды ограничения (обременения) прав

Основными видами ограничения прав собственника являются:

  • сервитут;
  • ипотека;
  • доверительное управление;
  • аренда;
  • концессионное соглашение;
  • арест имущества и др.

Все они имеют разную правовую природу:

  • сервитут — это ограничение вещного права; о сервитутах более подробно читайте готовое решение КонсультантПлюс. Оформить бесплатный доступ к системе К+ на 2 дня можно .
  • ипотека — обеспечение исполнения обязательств;
  • доверительное управление, аренда, концессионное соглашение — договорные обязательства.

Что касается ареста, то это мера процессуального характера, принимаемая должностным лицом, направленная на полное, можно сказать, всестороннее ограничение прав собственника. Собственник ничего не может сделать со своим имуществом, поэтому в юридической литературе арест нередко называют обременением в чистом виде.

Способы установления ограничения прав также различаются. Так:

  • для предоставления кредитору преимущественного права на погашение задолженности должником из стоимости заложенного имущества заключается договор об ипотеке (который регистрируется в Росреестре);
  • для получения права использовать чужой земельный участок для прохода или проезда заключается соглашение между соседями или принимается соответствующий судебный акт.

Важно! В любом случае в результате принятия мер по ограничению прав права собственника имущества сжимаются, а у правомочных лиц появляются ограниченные права — вещные или обязательственные.

В юридической литературе по объектам ограниченных вещных прав выделяют 4 группы:

  • право на использование чужих земель и других природных ресурсов;
  • право на использование чужих помещений;
  • обеспечительные права;
  • право на хозяйствование с имуществом собственника.

В них входят все виды ограничения прав, указанные в ГК РФ и других законах.

В некоторых случаях наличие обременения остается даже тогда, когда собственник имущества меняется (например, ст. 586 ГК РФ).

Признаки ограниченных вещных прав

Анализ нормативных актов и юридической литературы позволяет выделить следующие признаки ограниченных вещных прав:

  1. В отношении имущества ограничить могут только вещные права.
  2. Появляющиеся у правомочного лица возможности всегда ограниченные, узкие.
  3. Ограниченные вещные права могут появиться, только если будет право собственности на эту вещь. Сами по себе они возникнуть не могут, но могут продолжать действовать при смене собственника.
  4. Характер и содержание обременения и ограниченных вещных прав определяются только законом.
  5. Действует принцип публичности — обязательная регистрация прав, их ограничения и т. д. на недвижимое имущество. Всю эту информацию может получить любой обратившийся.

Вывод! Таким образом, в целях защиты прав и интересов участников гражданского оборота вопросы обременения (ограничения) прав регулируются исключительно на законодательном уровне.

Когда госрегистрация ограничения прав обязательна

Госрегистрация ограничения прав на недвижимость обязательна в случаях, определенных законом:

  1. Установление сервитута (ст. 274 ГК РФ).
  2. Заключение договора найма жилого помещения на срок больше года (п. 2 ст. 674 ГК РФ).
  3. Заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п. 4 ст. 91.1 Жилищного кодекса РФ).
  4. Заключение договора об ипотеке (ст. 19 закона «Об ипотеке…» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
  5. Заключение договора лизинга на транспортное средство (п. 48 приказа МВД РФ «О порядке…» от 24.11.2008 № 1001).
  6. Ограничение прав на воздушное судно (п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
  7. Заключение концессионного соглашения (ч. 15 ст. 3 закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ) и т. д.

Основания для госрегистрации ограничений прав

В соответствии с п. 6 ст. 1 закона № 218-ФЗ основаниями для госрегистрации ограничений прав служат:

  • акты органов государственных и муниципальных властей;
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.

Кроме того, основаниями для госрегистрации ограничений прав могут служить (ст. 14 закона № 218-ФЗ):

  • свидетельства о приватизации жилых помещений;
  • свидетельства о праве наследства;
  • судебные акты, в т. ч. третейских судов;
  • наступление обстоятельств, указанных в законе;
  • другие документы и акты.

Документы, представляемые для госрегистрации ограничения прав, требования к ним

Согласно ст. 18 закона № 218-ФЗ для госрегистрации обременения прав в Росреестр представляются следующие документы:

  • заявление по установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920 форме на бумажном носителе или в электронном виде;
  • документы, являющиеся основаниями для проведения госрегистрации ограничения прав (в 2 экземплярах);
  • доверенность, если документы подает не заявитель, а его доверенное лицо.

В зависимости от способа представления вышеуказанный список документов может быть дополнен копией паспорта.

Если документы отправляются по почте, то их подлинность, в т. ч. подлинность подписи заявителя, заверяется нотариусом (п. 12 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

В случаях, которых обременение накладывается не по воле собственника имущества, для проведения его госрегистрации будет достаточно получения:

  • постановления судебного пристава-исполнителя, если обременение возникает в целях исполнения исполнительного документа;
  • судебного решения, если одна из сторон уклоняется от проведения такой госрегистрации.

Обратите внимание! Все документы должны соответствовать требованиям российского законодательства, должны быть написаны разборчиво, с полными реквизитами заявителей, не иметь подчисток, приписок и зачеркнутых слов.

Особенности регистрации ограничения прав

Особенности регистрации ограничения прав изложены в отдельных положениях закона № 218-ФЗ.

  1. Каждая запись об обременении прав идентифицируется с помощью неизменяемого и неповторяющегося номера регистрации.
  2. Запись об обременении прав содержит в себе информацию об основаниях возникновения и виде ограничения права, дату и номер проведенной регистрации ограничения, о лицах, у которых появляются ограниченные вещные права.
  3. Если обременение возникает в связи с принятием соответствующего акта органом госвласти или местного самоуправления, то он (орган) в течение 5 дней после принятия такого решения должен направить в Росреестр заявление о проведении госрегистрации с приложением документов (п. 2 ст. 19 закона № 218-ФЗ).
  4. Вместо совместного заявления от займодавца и заемщика о регистрации обременения жилого помещения, если выданный/полученный заем является целевым, такое заявление может быть подано нотариусом (п. 3 ст. 59 закона № 218-ФЗ).
  5. Госпошлина за госрегистрацию ограничений прав устанавливается НК РФ. В настоящее время для физических лиц ее размер составляет 2 000 руб., для организаций — 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Как узнать о государственной регистрации ограничения прав

До начала действия закона № 218-ФЗ Росреестр должен был уведомлять собственников о проведенной госрегистрации ограничения их прав, если это произошло не по их воле (приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 802, утративший силу). Сейчас такой обязанности у него нет.

Зная о вероятности наложения обременения на имущество, собственник может направить в Росреестр запрос на получение сведений, содержащихся в ЕГРН (подробнее об этом читайте в нашей статье Как заказать и получить выписку из ЕГРН (ЕГРП)?).

Информацию о состоянии дел в отношении своей недвижимости правообладатель получает по личному выбору: в виде выписки или получения доступа к ФГИС ЕГРН.

Выписка может быть сформирована и отправлена в бумажном виде или электронной форме.

Предоставление доступа к ФГИС может осуществляться в виде направления уведомлений об изменении информации, содержащейся в ЕГРН (подп. 3 п. 16 порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968).

Вывод! Таким образом, предоставление сведений, в т. ч. уведомление о проведенной госрегистрации обременения недвижимости, возможно только заявителям.

***

Еще раз вернемся к вопросу, что это — регистрация ограничения (обременения) права? Определение этого понятия дается в п. 3 ст. 1 закона № 218-ФЗ и звучит так: это юридический акт признания и подтверждения ограничения прав и обременения имущества.

Условия и запрещения, ущемляющие права собственника какого-либо имущества, в частности недвижимого, и их госрегистрация осуществляются только в порядке и формах, установленных законом. Основаниями для госрегистрации являются акты госорганов и должностных лиц, договоры и иные документы.

В зависимости от вида обременения и оснований внесения информации о нем заявление в Росреестр подается правообладателем, правоприобретателем, органом госвласти, должностным лицом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это — субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Стимулы в праве

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:
    1. связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей, например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
    2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы (формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения);
    3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
    4. предполагают повышение позитивной активности;
    5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Виды правовых стимулов (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

    • юридический факт-стимул (гипотеза),
    • субъективное право,
    • законный интерес,
    • льготу (диспозиция),
    • поощрение (санкция);

2) предмета правового регулирования:

    • конституционные,
    • гражданские,
    • экологические и т.п.;

3) объема:

    • основные (субъективное право),
    • частичные (законный интерес);
    • дополнительные (льгота);

4) времени действия:

    • постоянные (право на собственность);
    • временные (разовая премия);

5) содержания:

    • материально-правовые (зарплата);
    • морально-правовые (благодарность).

Ограничения в праве

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:
    1. связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта (направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите);
    2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
    3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
    4. предполагают снижение негативной активности;
    5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

2) предмета правового регулирования:

    • конституционные,
    • гражданские,
    • экологические и т.п.;

3) объема:

    • полные (ограничение дееспособности детей);
    • частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

4) времени действия:

    • постоянные (установленные законом избирательные ограничения);
    • временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

5) содержания:

    • материально-правовые (лишение премии);
    • морально-правовые (выговор).

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения — сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Правовое ограничение это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одно временно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

— в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

— в зависимости от предмета правового регулирования ограничения делятся на конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

— в зависимости от объема ограничения можно разделить на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

— в зависимости от времени действия они бывают постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

— в зависимости от содержания ограничения делятся на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

Добавить комментарий