Правовые основы предупреждения преступности

Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.

Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:

1) государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;

2) в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом.

Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные — уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве.

Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами.

Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как «Закон о борьбе с коррупцией», «Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.

Планирование может быть двух видов:

а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и основных задач;

б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.

Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 «О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году» (получено по рассылке)

В настоящее время в России действует «Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 — 2000 го-ды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются:

— преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;

— противодействие организованной преступности;

— меры по борьбе с терроризмом;

— повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;

— обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений;

— реформирование уголовно-исполнительной системы;

— реформирование правоохранительной системы;

— развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

— совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).

Своеобразие «текущего момента» состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина — недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы»(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484).

Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:

1. Развитие правовой, социальной и организационной основ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Предупреждение преступлений.

3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.

4. Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией.

5. Противодействие организованной преступности.

6. Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов области.

4.2. Предупреждение преступлений.

Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.

Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.

2 Решение двадцать второй сессии Областного Совета депутатов от 02.12.99 «Об областной целевой программе координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 год» (Опубликовано не было).

3.Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 «О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году»

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями

5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 «О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.

6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

Правовые основы предупреждения преступности – это совокупность правовых норм, определяющих основные начала осуществления деятельности по предупреждению преступности.

Основными вопросами, подлежащими регламентации в нормативно-правовых актах, являются:

  • 1) задачи и меры предупреждения преступности в целом и отдельных видов преступлений;
  • 2) порядок, формы и методы осуществления предупреждения;
  • 3) права, обязанности и ответственность субъектов, задействованных в предупреждении преступлений.
  • 4) вопросы координации и взаимодействия различных субъектов, задействованных в предупреждении преступности.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предупреждение преступности.

Основным правовым источником является Конституция РФ.

Правовая база, регламентирующая борьбу с преступностью, состоит из нормативно-правовых актов, закрепляющих:

  • • нормы, призванные воздействовать на совокупность криминогенных факторов, порождающих преступность;
  • • организационные основы предупреждения преступности: права, обязанности, ответственность субъектов предупреждения, порядок осуществления предупредительных мероприятий.

Нормативно-правовая база, регулирующая основы предупреждения преступности, включает в себя Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Конвенцию ООН о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), закрепляющие основы профилактической деятельности, а также федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), законы субъектов РФ (Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 882-ПП «О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011–2015 годы») и подзаконные нормативно-правовые акты (приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений», приказ МВД РФ от 29 января 2009 г. № 60 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений» и др.).

Информационные основы предупреждения преступности

Информационное обеспечение – это совокупность данных, объективно отражающих состояние объекта предупредительного воздействия, происходящие в нем изменения, применяемые меры предупредительного воздействия.

Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, разнообразны и многочисленны. Так, В. Д. Малков подразделяет применяемую информацию на криминологическую, отражающую количественные и качественные показатели преступности, ее причины и условия, и внешнюю информацию, которая представляет собой совокупность данных об административных, дисциплинарных и иных правонарушениях, аморальных поступках, алкоголизме, наркомании, проституции, тунеядстве, нетрудовых доходах, безнадзорности детей, оставлении школы детьми и подростками, лишении родительских прав и т.д.

  • См.: Малков В. Д. Криминология. М., 2005. С. 65.

Добавить комментарий