Правовые основы российского государства

М.: 2007. — 351 с.

Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Учебник дает фундаментальные знания о современном праве, без которых невозможна эффективная деятельность государственного служащего; содержит анализ правовых основ деятельности органов государственной власти и управления в РФ в различных сферах жизни общества и индивида. Целью данного учебника является формирование основ правового сознания и правовой культуры будущих управленцев в процессе их знакомства с современным российским законодательством, необходимых в практике администрирования, привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в своей профессиональной деятельности.

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Учебник также может быть полезен студентам юридических, исторических, философских, политологических факультетов.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,37 Мб

Скачать / Download файл

Оглавление
От автора 3
Раздел I. Основные понятия о государстве и праве 5
Тема 1. Государство: понятие, признаки, функции 6
1.1. Смысл термина «государство» 6
1.2. Подходы к сущности государства 7
1.3. Признаки государства 8
1.4. Функции государства 12
1.5. Причины возникновения государства 13
1.6. Пути формирования государства 15
1.7. Теории происхождения государства 17
Т е м а 2. Устройство ( ф о р м а ) государства: понятие, признаки, структура 21
2.1. Понятие «форма государства» и ее элементы 21
2.2. Государственная власть: понятие, свойства и методы осуществления 23
2.3. Форма правления и ее разновидности 24
2.3.1. Понятие «форма правления» 24
2.3.2. Монархия и ее разновидности 25
2.3.3. Республика и ее разновидности 26
2.4. Форма государственного устройства и ее разновидности 28
2.4.1. Понятие «форма государственного устройства» 28
2.4.2. Унитарное государство 29
2.4.3. Федеративное государство 29
2.4.4. Конфедерация 30
2.5. Форма политического и государственного режимов и их разновидности 31
2.5.1. Понятие «государственный режим» 31
2.5.2. Разновидности государственного режима 31
2.5.3. Политический режим и его разновидности 33
Тема 3. Механизм государства 36
3.1. Понятие, признаки и элементы механизма государства 36
3.2. Орган государства: понятие, признаки, виды 38
3.3. Принципы организации и деятельности механизма государства 39
3.4. Бюрократия: смысл термина и назначение 41
3.5. Виды государственных органов 42
3.5.1. Законодательные органы власти 43
3.5.2. Исполнительные органы власти 44
3.5.3. Судебная власть 45
3.5.4. Глава государства: место в системе органов государственной власти 46
Тема 4. Право: понятие, признаки, функции 49
4.1. Смысл термина «право» 49
4.2. Сущность права 51
4.3. Признаки права 54
4.4. Функции права 55
4.5. Соотношение права и других социальных норм 56
4.6. Причины возникновения права 58
4.7. Пути формирования права 60
4.8. Теории происхождения права 62
Тема 5. Источники (формы) права 64
5.1. Понятие «источник (форма) права» 64
5.2. Разновидности источников (форм) права 65
5.2.1. Правовой обычай 65
5.2.2. Судебный прецедент 67
5.2.3. Нормативно-правовой акт и его разновидности 67
5.3. Правотворчество и законотворчество: понятие, назначение, соотношение 70
5.4. Законодательный процесс: понятие, стадии 71
Тема 6. Структура права 73
6.1. Норма права: понятие, признаки, структура 74
6.2. Отрасль права: основания классификации 77
6.2.1. Понятие «отрасль права» и ее элементы 77
6.2.2. Разновидности отраслей права и критерии их выделения 80
Тема 7. Основные тенденции развития государства и права в XX в. 82
7.1. Циклический характер политико-правового развития в XX в. 83
7.2. Взаимоотношения государства и общества в XX в. 88
7.3. Основные тенденции в развитии современного права 99
Раздел II. Действие государства и права: цели, средства и механизм 105
Тема 9. Механизм правового регулирования 106
9.1. Соотношение понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» 1 0 6
9.2. Понятие «механизм правового регулирования» 108
9.3. Структура (элементы) механизма правового регулирования и правовые режимы 1 1 0
9.4. Стадии правового регулирования 113
9.5. Эффективность механизма правового регулирования 114

Тема 10. Законность и правопорядок 116
10.1. Законность: понятие, сущность, содержание 1 1 6
10.2. Принципы, требования и функции законности 117
10.3. Гарантии законности 1 1 9
10.4. Правопорядок: понятие, признаки, структура 121
10.5. Принципы правопорядка 125
10.6. Правопорядок и демократия 1 2 6
Раздел III. Правовые основы функционирования Российского государства 129
Тема 11. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее 130
11.1. Особенности возникновения государства в России 1 3 0
11.2. Этапы развития Российского государства 133
11.3. Советское государство 1 3 5
11.3.1. Причины формирования советского тоталитаризма 135
11.3.2. Советское государство: признаки и механизм функционирования 1 3 7
11.4. Современное Российское государство: характерные черты и особенности 1 3 9
11.5. Российская бюрократия: поиск эффективных путей контроля 141
Тема 12. Конституционное право России 144
12.1. Конституционное право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина 1 4 5
12.1.1. Понятие конституционного права как отрасли 1 4 5
12.1.2. Субъекты конституционного права 1 4 7
12.1.3. Источники конституционного права 1 4 8
12.2. Конституция Российской Федерации (1993 г.) — Основной закон России 1 4 9
12.2.1. Понятие «конституция», ее юридическая и политическая сущность 1 4 9
12.2.2. Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции 1 5 0
12.2.3. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г. 152
12.3. Основы конституционного строя РФ 1 5 3
12.3.1. Институт «основы конституционного строя» 153
12.3.2. Конституционные основы организации публичной власти 1 5 4
12.3.3. Экономические и политические основы конституционного строя РФ 155
12.3.4. Значение института основ конституционного строя 1 5 6
12.4. Конституционно-правовой статус личности в РФ ‘» 1 5 7
12.4.1. Конституционный статус личности и права и свободы человека и гражданина 1 5 7
12.4.2. Конституционные принципы правового статуса личности в РФ 1 5 9
12.4.3. Международно-правовые акты о правах человека 1 6 0
12.4.4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ 1 6 2
12.4.5. Личные права и свободы 1 6 2
12.4.6. Политические права и свободы 1 6 3
12.4.7. Экономические, социальные и культурные права 1 6 4
12.4.8. Обязанности человека и гражданина Российской Федерации 1 6 6
12.4.9. Гарантии прав и свобод человека и гражданина 1 6 6
12.5. Институт гражданства в Российской Федерации 1 6 8
12.5.1. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство» 168
12.5.2. Институт гражданства в России 1 6 9
12.5.3. Принципы гражданства Российской Федерации 170
12.5.4. Приобретение гражданства Российской Федерации 1 7 2
12.5.5. Прекращение гражданства 1 7 5
12.5.6. Гражданство детей 1 7 6
1 2 . 6 . Федеративное устройство Российской Федерации 1 7 7
12.6.1. Федеративное устройство России: понятие, признаки, специфика 1 7 7
12.6.2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 1 7 9
12.7. Конституционная система власти в Российской Федерации 181
12.7.1. Избирательная система в России 1 8 1
12.7.2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации 1 8 3
12.7.3. Законодательная власть в Российской Федерации 1 8 4
12.7.4. Исполнительная власть в Российской Федерации 1 8 5
12.7.5. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры 1 8 6
12.8. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 1 8 9
12.8.1. Статус местного самоуправления в Конституции РФ 1 8 9
1 2 . 8 . 2 . Реформирование системы местного самоуправления в РФ 1 9 0
Тема 13. Гражданское право Российской Федерации 197
13.1. Понятие «гражданское право»: предмет, методы и задачи 1 9 7
13.2. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, субъекты и объекты 201
13.2.1. Структура гражданского правоотношения 201
13.2.2. Классификация гражданских правоотношений 202
13.2.3. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений 202
13.2.4. Юридические лица 205
13.2.5. Разновидности юридических лиц 206
13.3. Основные институты вещного права 207
13.3.1. Понятие «вещное право» и его разновидности 207
13.3.2. Право собственности 208
13.3.3. Формы собственности 209
13.3.4. Право частной собственности юридических лиц 210
13.3.5. Защита права собственности 211
13.4. Основные институты обязательственного права 212
13.4.1. Понятие «обязательство» в гражданском праве, основания его возникновения 212
13.4.2. Гражданско-правовой договор: содержание, заключение, расторжение 213
13.4.3. Порядок заключения договора 214
13.5. Основные институты наследственного права 215
13.5.1. Понятие «наследование» 215
13.5.2. Основания наследования 217
13.5.3. Принятие наследства и отказ от наследства 219
Тема 14. Административное право Российской Федерации 221
14.1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования 221
14.2. Предмет, метод и система административного права 223
14.2.1. Источники административного права 225
14.2.2. Административно-правовой статус субъектов 226
14.3. Основные институты административного права 227
14.3.1. Сущность и состав административного правонарушения 227
14.3.2. Административная ответственность: понятие, основания и порядок наложения 229
14.3.3. Административные наказания: понятие и разновидности 230
14.3.4. Назначение административного наказания 231
14.4. Институт государственной службы в РФ 233
14.4.1. Институты государственной службы и государственной должности в российском законодательстве 234
14.4.2. Система государственной службы 237
14.4.3. Основные принципы организации и функционирования системы государственной службы 239
14.4.4. Правовой статус государственного служащего 242
14.4.5. Порядок прохождения государственной службы 248
Тема 15. Трудовое право Российской Федерации 252
15.1. Предмет, методы и принципы трудового права 252
15.2. Трудовые правоотношения 256
15.3. Основные институты трудового права 260
15.3.1. Правовое регулирование трудоустройства и обеспечения занятости в РФ 260
15.3.2. Коллективные договоры и соглашения 261
15.4. Трудовой договор (контракт): основные положения . 263
15.4.1. Понятие и содержание трудового договора, порядок заключения 263
15.4.2. Срочный трудовой договор 265
15.4.3. Оформление приема на работу 267
15.4.4. Разновидности трудового договора 269
15.4.5. Основания прекращения трудового договора 270
15.5. Рабочее время и время отдыха 275
15.5.1. Дисциплина труда 280
15.5.2. Охрана труда 281
15.5.3. Трудовые споры и порядок их разрешения 286
15.5.4. Забастовка 290
Тема 16. Семейное право Российской Федерации 293
16.1. Предмет, методы и задачи семейного права 293
16.2. Брак: понятие, условия заключения и расторжения 296
16.3. Личные и имущественные права и обязанности супругов 298
16.4. Правоотношения родителей и детей 300
16.4.1. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей 300
16.4.2. Обязанности родителей и детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей 302
16.4.3. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Правомочия органов опеки и попечительства 303
16.4.4. Усыновление (удочерение) 304
16.4.5. Опека и попечительство 306
16.4.6. Приемная семья 306
Тема 17. Уголовное право Российской Федерации 308
17.1. Предмет, методы и задачи уголовного права 308
17.1.1. Источники уголовного права 309
17.2. Преступление: понятие, признаки, категории 311
17.2.1. Понятие «состав преступления» 312
17.2.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 314
17.3. Уголовная ответственность: понятие и признаки 315
17.3.1. Понятие, пели и виды наказания 316
17.3.2. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних 318
Тема 18. Процессуальное право Российской Федерации 320
18.1. Предмет, методы и задачи процессуального права 320
18.1.1. Источники процессуального права 321
18.1.2. Юридический процесс: понятие и структура 322
18.2. Уголовно-процессуальное право 323
18.2.1. Понятие, принципы и стадии уголовного процесса 323
18.2.2. Источники уголовно-процессуального права 328
18.2.3. Участники уголовного судопроизводства 330
18.3. Гражданское процессуальное право 330
18.3.1. Понятие «гражданское процессуальное право» 330
18.3.2. Стадии гражданского процесса 331
К читателю 336
Словарь терминов 337

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь тем, кто сам не в состоянии реашзовать предоставленные государством возможности.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры — Совет безопасности и Президентский совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 — начале 1992 г. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое — президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (а следовательно, безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР 1978 г., законов, деклараций, указов президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Однако принимаемые законодательные акты не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность властных структур перед обществом.

Многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

В целях мирного разрешения противоречий президент и правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии президенту и поддержке народом курса реформ, Конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б. Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, норой выливаясь в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

Двадцать первого января 1993 г. президент РФ Б. II. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное собрание, а также выборов президента России в июне 1994 г.

Существует два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники президента Б. Н. Ельцина считают, что президент совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сторонники же президента полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и советской власти в России — вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.

В соответствии с решением президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу — нижнюю палату двухпалатного Федерального собрания. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции

России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеративный договор. подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г., подписание договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, принятие и реализация Гражданского, Семейного, Трудового, Уголовно-процессуального кодексов, а также многие другие федеральные законы и нормативно-правовые акты, принятые в последующие годы.

Центральным источником российского права является Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Элементами этой системы являются основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, институт федеративного устройства; институт президентства; ФС РФ; Правительство; судебная власть; принципы организации МС. Субъектами конституционных правоотношений являются человек, объединения граждан, государство, субъекты РФ, МО, народ РФ.

Человек — физическое лицо, которое обладает статусом гражданина, иностранного гражданина или лица без гражданства. Вместе с понятием «человек» зачастую в Конституции РФ употребляется слово «каждый». Это означает закрепление определенных прав и свобод за всеми лицами, независимо от их гражданства, находящимися в пределах России. В ст. 2 Конституции РФ закреплено в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Человек может потребовать правовой помощи и защиты у государства через его органы. Он может осуществлять свои права как единолично, так и коллективно.

Коллективные объединения граждан признаются отдельными участниками конституционных отношений. В ст. 30 Конституции закреплено право каждого на объединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов, и гарантирована свобода деятельности общ. объединений. Самым распространенным видом коллективного объединения являются общественные организации, т.е. добровольные, самоуправляемые, некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей.

Народ — это все граждане, проживающие на территории РФ. Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта норма позволяет отнести народ к самостоятельному субъекту конституционных отношений. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МС.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. ФКЗ устанавливает порядок подготовки и проведения референдума РФ. Он проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме на равных основаниях независимо от пола, расы, национальности, языка…

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать или быть избранным депутатом представительного органа МО, голосовать па референдуме, а по достижении 21 года — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом МС.

В категорию «народ» попадают все граждане, но в число народа, имеющего право участвовать в выборах, не включаются граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы.

Никто не может присваивать власть в РФ. Большой редкостью для конституционных норм является наличие санкции, однако она содержит указание на последствия нарушения общих требований к осуществлению власти: захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону (ст. 278 УК РФ содержит наказание).

Государство, как и народ, обладает суверенитетом, но суверенитет последнего является первичным и определяется Конституцией РФ: суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Основой суверенитета России стала Декларация СНД РСФСР 1990 «О государственном суверенитете РСФСР». Этот документ определяет, что суверенитет есть естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета устанавливается:

полнота власти государства при решении всех вопросов гос. и общественной жизни;

верховенство конституционных положений и законов на всей территории РФ;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

o полномочное представительство государства в зарубежных странах;

В ст. 1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

Субъекты Федерации, т.е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа, являются участниками конституционных правоотношений, как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т.д. Их полномочия определяются ФЗ от 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который обобщил сложившуюся практику, описывая порядок формирования органов.

Муниципальные образования составляют важную группу субъектов конституционного права. Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя РФ, оно признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в РФ — это форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституционные основы российского государства закладываются в экономической, политической и социальной сфере для более эффективного действия права на всей территории РФ. Для этого закрепляются конституционные права, обязанности и гарантии их осуществления. Действую кодексы, регулирующие различные сферы.

РФ — демократическое государство.Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Единственным источником гос. власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении гос. делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы гос. власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Конституция провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гр. обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.

Россия — правовое государство.Для России главной целью является обеспечение прав и свобод человека. Для РФ характерен демократический политический режим: наличие широких прав и свобод, предоставляемых гражданам государства, широкие гарантии этих прав и официальное признание оппозиции политическим партиям находящимся у власти в государстве.

Принцип, провозглашающий человека высшей ценностью в государстве и обществе.Это принцип положен в основу действующей Конституции. В РФ в основу государственности заложены гуманистические идеи, провозглашающие незыблемость и не отчуждаемость прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство ответственно перед гражданином в вопросе соблюдения его прав и свобод и обязано создавать все условия для свободного развития личности. Оно возлагает на себя обязанность обеспечивать соц. стабильность, охранять жизнь, честь, достоинство, свободу гр-на. Одновременно Конституция возлагает и на гражданина обязанности.

‘Россия — суверенное государство.К конституционным основам строя относится также и то, что Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством.

Верховенство государственной власти означает, что государственная власть в России ничем не ограничена, кроме Конституции РФ, естественного права и законов. Это предполагает отсутствие на территории государства других параллельных властных структур, противопоставляющих себя законно существующей государственной власти. Все другие виды власти в обществе находятся в подчиненном положении по отношению к государственной власти. Конституция предусматривает правовой механизм, препятствующий узурпации государственной власти кем бы то ни было. В Конституции говорится, что «никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ст.З).

Единство государственной власти означает принадлежность государственной власти совокупности государственных органов олицетворяющих государственную власть в РФ.

Независимость государственной власти означает, что в решении государственных вопросов касающихся внутренней и внешней политики государство ничем не ограничено в своей самостоятельности. Проявлением суверенитета Российского государства является его неотъемлемое право объединяться с другими государствами в союзы.

Федерализм.Важнейшей основой конституционного строя России является федерализм как принцип государственно-территориального устройства и как форма территориальной демократии, т.е. самоопределения и самоуправления народов в составе Российской Федерации.

Социальное государство.В основу конституционного строя РФ положено законодателями также то, что в соответствии с Конституцией является социальным государством. Социальная направленность государства проявляется в том, что его социальная политика служит человеку, т.е. она направлена на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Экономическая основа РФ — частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.В конституционные основы входит также признание Конституцией РФ наряду с другими видами собственности (государственной, муниципальной, коллективной, арендной, кооперативной, акционерной, смешанной) частной собственности. Конституция провозглашает равную защиту всех форм собственности. Это является коренным отличием Конституции 1993 года от прежних конституций нашего государства.

Разделение властей.Важнейшей составляющей основ конституционного строя РФ является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга.

Правовые начала местного самоуправления.Конституционные положения, закрепляющие правовые начала местного самоуправления также составляют основы конституционного строя. Органы местного самоуправления по Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти и наделены самостоятельностью в решении вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются, например, городская дума, муниципальный комитет, глава администрации, мер, староста и т.д.

Политический плюрализм и идеологическое многообразиетакже положены в основы конституционного строя РФ. Это предполагает многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Одновременно конституция запрещает возведение, какой-либо идеологии в ранг государственной и допускает существование различных политических партий и политических течений.

Россия — светское государство.Конституция провозглашает Россию светским государством и запрещает признание какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства и не может выполнять государственные функции.

Верховенство закона.И, наконец, верховенство закона также заложено в основы конституционного строя российского государства. Это значит, что государственные органы и должностные лица связаны законом и все издаваемые ими правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и законам России.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 3814 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий