Правовые основы социального страхования

Основой нормативно-правового регулирования деятельности всех российских внебюджетных фондов является Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которым государственные внебюджетные фонды классифицируются на Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Фонд социального страхования — второй по значению среди них.

Доходная часть бюджета ФСС формируется, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов, поступающих в бюджет Фонда, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В таблице представлены основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2014-2017 годы.

Как видно доходы ФСС РФ постоянно растут. Однако, темпы их роста относительно невысокие. Вместе с доходами увеличиваются и его расходы. Профицит бюджета на 2017 год запланирован в размере примерно на уровне 2014 года. Хотя в 2016 году он оказался совсем незначительным.

Таблица 3. Основные характеристики бюджета ФСС РФ на 2014-2017 годы, млрд. руб.

Правовую основу деятельности ФСС, помимо Бюджетного кодекса РФ, составляют:

— федеральные законы;

— подзаконные и ведомственные акты.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования (ОСС), определяет правовое положение субъектов ОСС, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов ОСС, а также устанавливает основы государственного регулирования ОСС.

С 6 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», установивший новый правовой порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровья работнику при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других, установленных законодательством случаях.

В данном законе предусмотрены, принципиально новые правоотношения субъектов, в частности, замена адресата, к которому пострадавшие (застрахованные работники) обращаются с претензий на возмещение понесенного ущерба: вместо гражданского иска (в суд) к работодателю они обращаются к соответствующему страховому учреждению (страховщику), которое обязано защищать их права и имущественные интересы при наступлении страховых случаев.

Страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно устанавливаются федеральным законом.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Предметом регулирования данного Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, согласно которому ФСС управляет средствами государственного социального страхования России.

Внебюджетные фонды являются формой перераспределения и употребления финансовых средств, которые привлекаются государством с целью финансирования отдельных общественных потребностей и комплексно расходуются на базе оперативной независимости. Они представляют собой одно из звеньев общественных финансов. Материальный источник внебюджетных фондов — национальный доход, при перераспределении которого формируется преобладающая доля фондов. Главными методами, употребляемыми в процессе мобилизации национального дохода при его перераспределении при образовании фондов, являются средства из бюджета, специальные налоги и сборы, а также займы. Вначале внебюджетные фонды возникли в виде особых фондов или особенных счетов задолго до появления единого центрального денежного фонда страны — бюджета. Государственной власти при расширении своей деятельности необходимы были все новые расходы, которые требовали средства для своего покрытия. Данные средства собирались в особенных фондах, предопределенных для особенных целей. Такие фонды были временные, и с исполнением государством запланированных мероприятий они прекращали существовать. На основе этого число фондов все время изменялось: одни появлялись, другие аннулировались.

Государственный внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежного капитала, который образуются вне федерального бюджета и бюджетов российских субъектов. Внебюджетные фонды государства предназначены для осуществления конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение при безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья и обладают строго целевым назначением. Они формируются на базе соответственных актов высших органов власти, где осуществляется регламентирование их деятельности, указываются источники образования, определяются порядок и направления употребления денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов ратифицируются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Создаются государственные внебюджетные фонды главным образом за счет обязательных отчислений, которые уплачивают юридические и физические лица. Средства государственных внебюджетных фондов являются государственной собственностью.

Внебюджетный фонд был создан относительно недавно. Государственный фонд гораздо старше. Средства, которые предназначены для государственных затрат накапливались в специализированных фондах, и на специализированных счетах. Они предназначались для определённых целей.

Отсюда можно сделать вывод, что внебюджетный фонд — это форма, где образовываются и расходуются денежные средства, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетных объектов Российской Федерации.

Внебюджетные фонды предназначены для реализации прав граждан. В первую очередь:

— на выплату пенсий;

— на выплату социального страхования;

— в случае, если гражданин останется без работы;

— на охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение.

Фонды созданы на основе утвержденных актов высших органов. В них регламентирована вся деятельность. Указывают формирование денежных средств, направляют на определённые цели финансирования. Бюджетным кодексом регламентируются доходы и расходы внебюджетных фондов. За счёт обязательных отчислений формируются внебюджетные фонды. Их уплачивают коммерческие организации и физические лица.

Обеспечение социального страхования осуществляется также и предприятиями — работодателями, выступающими в роли страхователей, оплачивая страховые взносы, к которым относятся: взносы на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Регулирование налоговых выплат на страховые взносы осуществляется ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, Федеральный фонд ОМС». Этот закон определяет:

1. Кто уплачивает взнос, облагаемый объект и базу, указаны тарифы;

2. Как оплачиваются, и кто следит за уплатой;

3. Мера ответственности.

В настоящее время все вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия с внебюджетными фондами, актуальны и для государства, и для налогоплательщика.

ФСС РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда. Он является специализированным финансово-кредитным предприятием при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

В ФСС входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателями Фонда.

Основные задачи ФСС РФ представлены на рисунке 9.

Средства фонда направляются на выплату пособий. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством Финансов РФ, Федеральной налоговой службой РФ и с участием Центробанка РФ.

Таким образом, одной из важнейших задач социальной политики государства, одним из механизмов, при помощи которого происходит ее реализация, является социальная защита населения. Она направлена на предоставление каждому гражданину социальных гарантий.

Рис. 9. Основные задачи Фонда социального страхования РФ

Социальную защиту населения как систему можно назвать совокупностью законодательно установленных юридических, социальных и экономических, гарантий и прав, а также социальных учреждений и институтов, которые обеспечивают их реализацию и создают условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, в первую очередь, социально слабых, уязвимых слоев и групп.

Социальная защита населения финансируется за счет средств бюджетов всех уровней и специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования).

Современная общественная ситуация требует активного поиска подходящих для Российской Федерации путей и форм создания оптимального организационно-правового механизма системы социального страхования, являющегося главным элементом социальной защиты населения.

Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулируются Законом о социальном страховании.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие Закона о социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т.е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Закона о социальном страховании являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно- правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страхователи имеют право:

  • 1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;
  • 2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство РФ;
  • 3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;
  • 4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;
  • 5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • 6) обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

  • 1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;
  • 3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;
  • 4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
  • 5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщики имеют право:

  • 1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;
  • 2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Законом о страховых взносах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ;
  • 4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом о страховых взносах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;
  • 6) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, па условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 7) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Страховщики обязаны:

  • 1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;
  • 2) обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;
  • 3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
  • 4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • 5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
  • 6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов;
  • 7) осуществлять регистрацию страхователей;
  • 8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;
  • 9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством РФ;
  • 10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица имеют право’.

  • 1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся па его иждивении;
  • 2) защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;
  • 3) участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;
  • 4) получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;
  • 5) внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

Застрахованные лица обязаны.

  • 1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;
  • 2) уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются четыре вида обязательного государственного социального страхования:

  • 1) пенсионное страхование ;
  • 2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности ;
  • 3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;
  • 4) медицинское страхование .

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно ст. 7 Закона о социальном страховании видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно ст. 8 Закона о социальном страховании являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; 7) пособие но беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 10) единовременное пособие при рождении ребенка; 11) социальное пособие на погребение; 12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

  • См.: Закон о пенсионном страховании.
  • См.: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  • См.: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • См.: Закон о медицинском страховании.

УДК 34.03

Теряева А.А.,

Ростовский филиал

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10920 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Teryaeva A. A.

Rostov branch

FGBOU VO «Russian University of Justice» LEGAL REGULATION OF SOCIAL INSURANCE

Аннотация

Цель написания статьи — выявление проблем правового регулирования социального страхования, предложение путей их решения. В процессе исследования использовались формальный, логический метод познания, методы толкования права. В Российской Федерации реализуется централизованная модель, благодаря которой доминирующее значение имеет государственная социальное страхование. Правовое обеспечение социального страхования как направления публичной финансовой деятельности требует дальнейшего совершенствования. В связи с чем предлагается внести конкретные изменения в действующие правовые акты в части усиления мер юридической ответственности субъектов социального страхования.

Ключевые слова: социальное страхование, публичная финансовая деятельность, страховые взносы, финансы, финансовое право.

Key words: social insurance, public financial activity, insurance premiums, finance, financial law.

Государственное социальное страхование является важнейшим направлением публичной финансовой деятельности, формой реализации государственной социальной политики. Как правило, в его основе лежит принцип солидарности, который учитывает степень нуждаемости страхователя в тех или иных выплатах.

В настоящее время в мировой практике используются три модели организации социального страхования: централизованная; децентрализованная; кумулятивная.

Централизованная модель характеризуется тем, что в стране преобладает государственное социальное страхование. Оно распространяется на все категории населения и является обязательным. Такая модель имеет место в Великобритании, Италии, Швеции, Норвегии и ряде других стран.

Децентрализованная модель отличается тем, что ведущие позиции занимает коллективное социальное страхование, оно может быть как обязательным, так и добровольным. Данный механизм применяется в Японии, США.

Кумулятивная модель имеет смешанный характер. Для покрытия социальных рисков используется в равной мере как государственное, так и коллективное социальное страхование. Система апробирована в Германии, Франции, Швейцарии.

В Российской Федерации реализуется централизованная модель.

Социальное страхование можно определить как отношение по защите личных неимущественных благ физического лица от социальных рисков в виде потери работы, доходов и трудоспособности.

Его предмет складывается из таких личных неимущественных благ, как: жизнь, здоровье, трудоспособность человека — они оказываются «под ударом» при наступлении социальных страховых случаев. Поэтому объектом социального страхования выступают страховые интересы, которые связаны с компенсацией потерь доходов лица из-за наступления неблагоприятных событий — страховых случаев.

Социальное страхование реализуется в форме добровольного и обязательного. Они различаются по правовой базе, характеру правоотношений, складывающихся между страхователем и страховщиком, механизмом формирования и расходования страховых фондов.

Социальное добровольное страхование регулируется нормами частного права, отношения между сторонами носят равноправный характер.

Правовая природа отношений в рамках обязательного социального страхования по-разному

Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

трактуется исследователями. Многие считают, что они входят в предмет трудового права . Данная позиция представляется малоубедительной, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации содержит в этой части отсылочные нормы.

На наш взгляд, отношения, возникающие по поводу обязательного социального страхования, имеют сложный характер. При регистрации лица в качестве страхователя и уплате им страховых взносов — финансовые, при осуществлении выплат — отношения, составляющие предмет права социального обеспечения. Обязательное социальное страхование является составной частью публичной финансовой деятельности .

Правовые основы обязательного социального страхования (далее ОСС) образуют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.

Существенное значение в правовом обеспечении обязательного социального страхования имеют нормы международного права, в частности, ряд конвенций Международной организации труда ООН.

Обязательное социальное страхование включает в себя четыре разновидности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обязательное пенсионное страхование;

• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• обязательное медицинское страхование.

Субъектный состав ОСС специфичен.

Можно выделить следующие категории субъектов обязательного социального страхования:

• страхователи — (организации любой организационно-правовой формы, органы публичной власти, граждане, на которых возлагается обязанности уплачивать страховые взносы, а в законодательно установленных случаях и производить страховые выплаты);

• страховщики (коммерческие и некоммерческие организации, создаваемые в силу требований законодательства для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию);

• застрахованные лица (физические лица -граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства);

• иные органы, организации и граждане.

В системе ОСС не может быть посредников -это законодательно запрещено.

Страховыми случаями признаются такие юридические факты, как: наступление пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный слу-

чай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Перечень страховых случаев определяется федеральными законами о конкретных разновидностях ОСС. Нормативно определен перечень видов страхового обеспечения по ОСС.

Основным финансовым документом, устанавливающим источники поступления страховых взносов, направления расходования по каждому виду ОСС выступает соответствующий Федеральный закон о бюджете.

В рамках обязательного социального страхования осуществляется бюджетный процесс по правилам, содержащимся в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Финансовые планы по каждой разновидности обязательного социального страхования утверждаются на очередной финансовый год и плановый период. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Бюджеты фондов конкретных видов ОСС не являются частью федерального бюджета или любого другого бюджета. Они не подлежат изъятию.

Доходная часть рассматриваемых бюджетов формируется за счет страховых взносов, межбюджетных трансфертов, мер финансовой ответственности, сумм, получаемых страховщиками в порядке регресса, доходов от депозитов, иных поступлений.

Страховые взносы начисляются на определенные выплаты, произведенные в пользу физических лиц за расчетный период.

Установлены пределы базы для исчисления страховых взносов по каждому виду ОСС. Законодательно определены тарифы страховых взносов, которые ранжируются в зависимости от вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения обязательств в рамках ОСС.

В юридической науке в течение длительного периода времени велись дискуссии о правовой природе страховых взносов на ОСС. Многие ученые, опираясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отрицали их налоговую сущность. В настоящее время спор решен — тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование определяются актами законодательства о налогах и сборах, контроль за уплатой страховых взносов возложен на налоговые органы. Страховые взносы являются разновидностью фискальных платежей. Им свойственны все те признаки, которые характеризуют любой налог. В то же время имеется специфика, обусловленная целевым характером использования собираемых денежных средств.

Уплата социальных страховых взносов порождает множество правовых конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.

Анализ материалов судебной практики позволяет сделать вывод, что достаточно часто судебные споры возникают в связи с тем, что страхователи своевременно не подтверждают основной вид

осуществляемой ими экономической деятельности. Фонд социального страхования это делает самостоятельно, часто не принимая во внимание даже данных прошлых лет. В результате возникает конфликтная ситуация. В целях ее разрешения и предупреждения интересным представляется предложение О.Н. Ельской об изменении механизма правового регулирования, обеспечив получение информации о страхователях, изменивших основной вид деятельности в предыдущем году в порядке электронного обмена между Фондом социального страхования Российской Федерации и налоговыми органами .

Судебная практика сигнализирует еще об одном пробеле законодательства, а именно: юридической неурегулированности последствий непринятия ФСС к зачету расходов на выплату пособий на обязательное социальное страхование. Суммы выплачены, но не приняты к зачету. Возникает вопрос — нужно ли на них начислять страховые взносы? Финансовые и налоговые органы дают положительный ответ, поскольку данные суммы не являются выплатами страхового обеспечения по ОСС .

Суды занимают прямо противоположную сторону. Верховный Суд Российской Федерации указал, что отказ в принятии к зачету не изменяет статуса выплаченных сумм, они сохраняют свою социальную направленность, они не являются вознаграждением за выполнение трудовых функций, поскольку страховой случай имел место. Действующее законодательство не допускает обложение страховыми взносами суммы страхового обеспечения .

В целях обеспечения определенности права предлагаем внести изменения в действующее законодательство, нормативно закрепив позиции судебных органов.

Сегодня система обязательного социального страхования переживает серьезные трудности. Вызывают тревогу случаи мошенничества в форме, например, подачи документов о назначении страховых выплат в связи с якобы наступившим

страховым случаем, незаконного получения медицинскими организациями денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги, представление липовых больничных листов. Проблема заключается в том, что до настоящего времени нет эффективного механизма предупреждения, пресечения мошенничества в сфере социального страхования. В связи с чем предлагаем внести изменения в:

• Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», уточнив, что должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного страхования, несут дисциплинарную ответственность;

• Уголовный кодекс Российской Федерации, предусмотрев уголовно-правовые санкции за совершение мошеннических действий в сфере социального страхования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Барышникова Т.Ю. К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1.

2. Ельская О.Н. Проблемы определения справедливого страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4.

3. Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.

4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.08.2017 № 308-КГ17-680 по делу № А32-2339/2016// СПС «Консультант Плюс».

Отношения в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации регулируются Законом о социальном страховании.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие Закона о социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т.е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Закона о социальном страховании, являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляются четыре вида обязательного государственного социального страхования:

  • 1) пенсионное страхование1;
  • 2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ;
  • 3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • 4) медицинское страхование.

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование, а тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно ст. 7 Закона о социальном страховании видами социальных страховых рисков являются:

  • — необходимость получения медицинской помощи;
  • — утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
  • — дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 8 Закона о социальном страховании, являются:

  • 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • 2) пенсия по старости;
  • 3) пенсия по инвалидности;
  • 4) пенсия по случаю потери кормильца;
  • 5) пособие по временной нетрудоспособности;
  • 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • 7) пособие по беременности и родам;
  • 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 10) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 11) социальное пособие на погребение;
  • 12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы, в соответствии с законодательством РФ, имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство устанавливает гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальномстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинскомстраховании в Российской Федерации».

Добавить комментарий