Правовые основы валютного регулирования

План:

1. Понятие и сущность валютного регулирования

2. Характеристика отдельных объектов валютных правоотношений

3. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля

Понятие и сущность валютного регулирования

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) Валюта рф:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) Внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

9) валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

11) валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ 14.

суд может придать юридическое значение любым действиям сторон и документам, составляемым на этапе заключения договора.

Таким образом, является целесообразным сохранять деловую переписку, связанную с заключением договора, до его прекращения. Это позволит устранить некоторые риски, связанные с разногласиями в толковании договора, и собрать материал для анализа и совершенствования дальнейшей договорной работы.

Оформление договора. Оформление договора предполагает распределение договорных условий по пунктам и снабжение документа необходимыми реквизитами.

К реквизитам договора относятся:

— номер договора;

— реквизиты (логотипы) сторон;

— наименование места и время составление договора (значение для сроков и подсудности);

— подписи сторон (электронная подпись)

Ряд условий могут оформляться в приложениях к договору (схемы, чертежи, планы, бланки и др.).

Заключение договора может и не сопровождаться составлением единого документа. Это имеет место, напр., когда стороны согласовали все условия посредством телефонной, телеграфной и иной связи. В этом случае следует сохранять любые доказательства осуществляемого обмена сведениями, что позволит установить договорные условия при наличии спора.

Дополнительные требования к оформлению договора могут вытекать из согласовательных процедур. В этом случае нотариус либо должностное лицо государственного органа проставляет соответствующие знаки на документе и дополнительно закрепляет факт заключения договора. Таким образом, оформление договора заключается в систематизации договорных условий и придании документу соответствующих реквизитов.

Список литературы

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2011 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 51. — Ст. 7447.

УДК 347.73 С. В. Игнатьева*

Гражданско-правовые аспекты валютного регулирования

Рассмотрена сложная юридическая природа валютных правоотношений. Раскрываются валютные правоотношения, имеющие гражданско-правовую природу, которые возникают по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности. Дается понятие валютной сделки и валютной операции в контексте законодательства о валютном регулировании.

Ключевые слова: валютные правоотношения, гражданско-правовая природа валютных операций, валютная сделка, валютная операция, валютные ценности, гражданско-правовой договор.

В научных исследованиях, посвященных проблемам валютных правоотношений, содержатся противоречивые выводы относительно правовой природы этих отношений, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего теоретического осмысления.

Определяя правовую природу валютных правоотношений, нельзя не обратить внимания на мнение Н.Н. Артемова, согласно которому валютные правоотношения принадлежат к области публичного права .

* Игнатьева, Светлана Викторовна, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических паук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: svetignateva60@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 11 марта 2012 года.

© Игнатьева С.В., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Гражданское право

Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, ограничиваются рассмотрением валютных правоотношений лишь в сфере валютного контроля и ответственности за нарушение валютного законодательства (Б.Ю. Дорофеев, H.H. Земцов). Данный подход, по нашему мнению, не раскрывает в полной мере всей сущности рассматриваемой категории. Следует отметить, что в науке в последнее время получила признание теория, согласно которой валютные правоотношения могут иметь и гражданско-правовой, и финансово-правовой, и международно-правовой характер. В связи с этим следует отметить мнение А.В. Емелина, который подчеркивает важность именно триединого подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений, как возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение юридической литературы по данной проблематике показало, что валютные правоотношения рассматриваются с двух различных точек зрения. Во-первых, с позиции так называемого «широкого» (комплексного) подхода валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовыхотношений, возникающих по поводу валютных ценностей. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (далее — Закон), где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Во-вторых, с точки зрения «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо только с частными правоотношениями.

Следует отметить, что каждый из указанных подходов представляется допустимым и верным в зависимости от поставленных исследовательских задач.

Принципиальная особенность валютных правоотношений состоит в том, что в одном и том же материальном поведении сочетаются права и обязанности, имеющие разное происхождение. Часть этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, их содержание определяется юридическими действиями (сделкой, чаще договором). Другая часть устанавливается юридическими актами (законом или иными правовыми актами) и носит публичноправовой характер.

Таким образом, содержание валютных правоотношений, которое образуют корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов), можно считать сложным, поскольку оно включает в себя права и обязанности не только непосредственных субъектов, осуществляющих сделку с валютными ценностями, но и третьих лиц, обеспечивающих контроль за валютной операцией в процессе ее осуществления. Без участия последних осуществление валютных операций практически невозможно, за небольшим исключением.

По нашему мнению, валютные правоотношения — это понятие, имеющее сложную юридическую природу, поскольку включает в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими разным правовым отраслям. Методом юридического равенства сторон регулируются правоотношения, возникающие по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности (право юридических и физических лиц иметь в собственности валютные ценности, а, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться ими). Однако следует отметить, что здесь имеется в виду право на пользование и распоряжение, а не само пользование и распоряжение, которое, в свою очередь, регулируется, совокупным методом, характеризующимся диспозитивными и императивными чертами). Методом власти и подчинения регулируются правоотношения, возникающие по поводу перемещения валютных ценностей через таможенную границу РФ; правоотношения, возникающие по поводу осуществления компетентными органами и их агентами валютного регулирования и контроля. Данные правоотношения можно объединить в две группы правоотношений, имеющих финансово-правовую природу и природу гражданско-правовую.

Валютные правоотношения, имеющие финансово-правовую природу, регулируются методом власти и подчинения. Следует отметить, что правоотношения подчиненности возникают не между участниками договора, которые осуществляют имущественные права, а между органами валютного контроля и резидентами и нерезидентами, причем последние являются отношениями не имущественными, а по поводу имущества, то есть по поводу реализации прав на имущество.

Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, возникают между хозяйствующими субъектами, участвующими в обороте товаров, работ или услуг. Подобные правоотношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а в определенных случаях валютой РФ и внутренними ценными бумагами, то есть представляют собой имущественные правоотношения, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК РФ. Соответственно, нормы, регулирующие данные правоотношения, следует относить к гражданскому законодательству, а сами правоотношения к гражданским, имущественным отношениям.

Необходимо отметить, что ключевыми понятиями валютных правоотношений являются понятия «валютная операция» и «валютная сделка», поскольку любые лица, как резиденты, так и нерезиденты становятся субъектами валютных правоотношений, лишь в связи с осуществлением или валютных операций или валютных сделок.

Рассмотрим, что представляет собой валютная операция. Закон расширил перечень валютных операций. При осуществлении сделок между резидентами к валютным операциям относятся только

операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности (иностранную валюту и внешние ценные бумаги). При осуществлении сделок между резидентами и нерезидентами к валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности не только на валютные ценности, но и на валюту Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. При осуществлении сделок между нерезидентами к валютным операциям отнесены операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги, а также их использование в качестве средства платежа.

Таким образом, в Законе перечень валютных операций существенно расширен и конкретизирован, что является его несомненным достоинством. В то же время необходимо отметить, что Закон не определяет содержание понятия «валютная операция», а дает лишь перечисление этих операций что, по нашему мнению, не отражает сущности этих отношений, поскольку не содержит указания на общие признаки и специфику валютных операций по сравнению с отношениями, не связанными с обращением валютных ценностей. В связи с этим возникают существенные трудности при отнесении той или иной сделки к валютным операциям, т.к. сам перечень операций, отнесенных к числу валютных, является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

Следует отметить, что в юридической литературе и правоприменительной практике встречаются самые разнообразные точки зрения относительно понимания валютной операции.

Ряд авторов рассматривают валютные операции как сделки, объектом которых являются валютные ценности .

Но встречаются и другие точки зрения. В частности, предлагается рассматривать валютную операцию как составную часть валютной сделки .

Г.А. Тосунян и А.В. Емелин под валютными операциями понимают юридически значимые действия субъектов публичного и частного права, как связанные, так и не связанные с заключением сделок, ведущие либо к изменению субъекта вещных прав на валютные ценности, либо к трансграничному перемещению валютных ценностей .

Следует таким образом отметить, что особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться как с соблюдением гражданского законодательства, так и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных Законом.

В то же время следует различать понятие «сделка», «валютная операция» и «гражданско-правовой договор».

Определение соотношения этих понятий имеет важное теоретическое и практическое значение.

Необходимость выявить содержание понятия «сделка» по валютному законодательству заключается в том, что ответственность за нарушения гражданско-правовой сделки и валютной операции не совпадают. Соответственно, при ее применении требуется выяснить, какая именно сделка (договор в целом или сделка по его исполнению) недействительна, установить основания и характер ее недействительности.

По нашему мнению, термин «сделка» в контексте законодательства о валютном регулировании рассматривается как аналогичный термину «валютные операции», а не понятию «сделка», используемому в гражданском праве.

В то же время органы валютного контроля дают широкое толкование валютных операций как любых гражданско-правовых договоров, в рамках которых иностранная валюта или платежные документы в иностранной валюте используются в качестве средства платежа либо иного предмета обязательства. При таком подходе валютная операция всегда рассматривается как правоотношение в целом (например, договор поставки, подряда, оказания услуг).

Представляется, что названная позиция не основана на положениях Закона о валютном регулировании.

В Законе указано, что он определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, а также права и обязанности юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Следовательно, регулирование, введенное Законом в отношении валютных ценностей, ограничено вопросами перераспределения прав на них внутри страны и созданием режима перемещения указанного имущества через границу РФ.

При таком подходе валютной операцией (сделкой с иностранной валютой) будет платеж в наличной и безналичной форме, а для платежных документов в иностранной валюте — факт передачи. Платеж (передача) как сделка и гражданско-правовая сделка, во исполнение которой платеж (передача) осуществлялся, могут не совпадать по субъектному составу, если исполнение производилось от имени или в пользу третьего лица.

Таким образом, не каждая гражданско-правовая сделка с валютным «содержанием» представляет собой валютную операцию, исходя из требований, предъявляемых к последним Законам о валютном регулировании.

К примеру, зачет взаимных требований в иностранной валюте является гражданско-правовой сделкой. Но валютная операция при этом не совершается, поскольку отсутствует переход прав на валютные ценности от одного субъекта к другому, как этого требует Закон о валютном регулировании.

По нашему мнению, валютные операции можно определить как действия, непосредственным результатом которых является приобретение и отчуждение валютных ценностей.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданское право

Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также с учетом арбитражной практики по спорам, вытекающим из валютного законодательства, валютные операции, по нашему мнению, можно квалифицировать следующим образом:

— валютные операции, не являющиеся сделками (ввоз-вывоз валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг с таможенной территории РФ);

— валютные операции, при совершении которых валютные ценности являются предметом сделок (приобретение и отчуждение валютных ценностей, валюты РФ, которые выполняют роль товара);

— валютные операции, в которых валютные ценности и валюта РФ используются в качестве средства платежа.

Такая классификация валютных операций на виды в зависимости от их соотношения со сделками имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. позволяет правильно определить режим правового регулирования отдельных видов валютных операций и тем самым избежать необоснованного привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Список литературы

2. Емелин, А. Е. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. — 2005. — № 4.

3. Калтыгин, В. И. Правовые основы валютных сделок. — М., 2002. — С. 87-89.

4. Любимова, Р. Н. О некоторых вопросах судебной практики по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Вестник ВАС РФ. — 1999. — № 4.

5. Тосунян, Г. А., Емелин, А. В. Валютное право РФ. — М., 2004.

УДК 347+342

А.Н. Кузбагаров*, Ю.М. Аристаков**

К вопросу о цивилистической составляющей в деятельности органов внутренних дел МВД России

В статье раскрываются особенности развитии концепции единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел МВД России, тесно связанной с опережающей ее концепцией развития гражданского законодательства. Рассматриваются направления совершенствования гражданского законодательства в сфере деятельности органов внутренних дел, в сфере изменений правового положения организационно-правовых форм учреждений системы МВД России. Особое значение придается роли создаваемых вновь институтов гражданского общества и участия в них органов внутренних дел МВД России.

Ключевые слова: концепция единства правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел, организационно-правовые формы в системе МВД России, «служебная» роль органов внутренних дел.

* Кузбагаров, Асхат Назаргалиевич, начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

** Аристаков, Юрий Михайлович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ. Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173- ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-ФЗ ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 15 Закона о Правительстве РФ правительство:

  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 23 названного Закона Правительство РФ принимает нормативные акты в форме постановлений. По оперативным и другим текущим вопросам Правительство РФ издает распоряжения. Все эти акты обязательны для исполнения и подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Центральный банк Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Банке России и Законом № 173-ФЗ.

Согласно ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка РФ;
  • обеспечение стабильности финансового рынка.

Функции Банка России определены в ст. 4 названного Закона. Из анализа данных функций можно выделить следующие направления, которые подлежат регулированию главным банком страны:

  • порядок создания, регистрации, лицензирования и осуществления деятельности кредитных организаций с участием иностранного капитала, уполномоченных банков (банков, обладающих лицензией на осуществление банковских операций в иностранной валюте);
  • порядок осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • определение правил проведения банковских операций (порядок открытия и ведения счетов, открытия банковских вкладов, предоставление банковских гарантий и иные);
  • установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю,
  • установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;
  • порядок предоставления респондентам первичных статистических данных о прямых инвестициях в Россию и прямых инвестициях из России за рубеж, включая формы федерального статистического наблюдения.

Именно Центральный банк РФ осуществляет:

  • управление золотовалютными резервами;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг (внутренние ценные бумаги) и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов от итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • расчеты с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами;
  • официальный статистический учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж;
  • формирование статистической методологии прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов;
  • полномочия депозитария средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные соглашениями и договорами с МВФ.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции законом, в том числе и в сфере валютного регулирования, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Порядок принятия, вступления в силу нормативных актов Банка России определяется Законом о Банке России, а также Положением о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России (утв. Банком России 18.07.2000 № 115-П).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный банк России готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Банк России обладает также правом на осуществление всех видов валютных операций без ограничений.

Таким образом, Банк России имеет двойственный статус. С одной стороны, он выступает как орган валютного регулирования, издавая обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами нормативные акты, с другой стороны, сам непосредственно выступает как субъект валютных правоотношений, осуществляя валютные операции.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

  • — формирование и развитие национального валютного рынка;
  • — регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
  • — регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • — определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • — определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

  • — требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
  • — лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
  • — требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
  • — введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • — ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • — требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
  • — установление лимитов открытой валютной позиции банков;
  • — введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

  • -приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • -исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • -единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • -единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • -обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

  • — определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
  • — надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
  • — контроль экспортных операций;
  • — контроль импортных операций;
  • — контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
  • — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
  • — определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

  • -путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  • -с помощью инспекционных проверок;
  • -путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

  • — осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
  • — проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
  • — Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
  • — взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
  • — взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

  • — взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
  • — приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  • — других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

  • — проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
  • — приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
  • — приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Валютное регулирование в Российской Федерации

Основные понятия

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.»О валютном регулировании и валютном контроле».

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным законом, без ограничений.

Объекты валютных правоотношений

1. валюта Российской Федерации:

  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2. иностранная валюта:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3. внутренние ценные бумаги:

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4. внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Субъекты валютных правоотношений

1) резиденты:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
  • ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Валютные операции:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

См.далее: Валютные операции См.далее: Валютный контроль

Добавить комментарий