Правовые особенности основ конституционного строя

Конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, поэтому в его закреплении участвуют все отрасли российского права и законодательства. Под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, призванные обеспечить России характер конституционного государства. Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. Элементы основ конституционного строя согласно Конституции РФ:

Демократическое государство.

Правовоегосударство.

Государственный суверенитет.

Приоритет прав и свобод человека. Народовластие. Федерализм. Социальное государство. Многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности. Разделение властей. Идеологическое многообразие (плюрализм). Светское государство. Целостность и незыблемость основ конституционного строя. Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционный принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, аследовательно они все находятся во взаимосвязи. Статья 16 Конституции РФ закрепляет особый порядок изменения основ конституционного строя. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ (п.2 ст.16). Совокупностьправовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт Основы конституционного строя Российской Федерации, занимающей ведущее место в системе государственного права России. Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Глава 2. Духовные и политические основы.

Духовные основы конституционного строя РФ.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— подрыв безопасности государства;

— создание вооруженных формирований;

— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Светское государство. Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:1) Отделение церкви от государства. Этот принцип означает:во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) Отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;

Любое общество представляет собой сложный комплекс различных слагаемых: материальных ресурсов, населения, культуры и т.д. далеко не все эти стороны поддаются правовому регулированию, являются объектом конституционного права. Оно регулирует лишь определенные общественные отношения, содержит, прежде всего, принципиальные положения, относящиеся к обществу.

Правовое закрепление устоев (а не всех сторон) общества предполагает, что для этого используются, главным образом не подробные правила, а нормы, отличающиеся высокой степенью концентрированности: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, учредительные нормы. Такие нормы содержат исходные, первичные положения о характере экономической системы государства, природе политической власти, идеологических основах государственно организованного общества.

В конституциях, принятых до второй мировой войны даже самые общие основы и принципы экономической, социальной, политической и духовной жизни страны не находили своего закрепления. Они ограничивались регулированием только двух сторон общественной жизни: организации государственной власти и основных прав личности. Только некоторые конституции несколько выходили за эти пределы.

Основные законы социалистических стран, начиная с Конституции РСФСР 1918 г., положили начало принципиально иной трактовке объекта конституционного законодательства, включив в него основные вопросы социально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Содержание такого регулирования не отвечало идее общечеловеческих ценностей, принципам демократии, но сам подход оказал значительное влияние на конституции ряда зарубежных стран, принятые после второй мировой войны. В них стали закрепляться основы общественного строя. Германский конституционалист К.Штерн справедливо отмечает «современная конституция не может больше отказывать в установлении основных принципов устройства жизни общества, иначе она может утратить свои функции стабилизации и порядка».

В теории советского государственного права и в советских конституциях не употреблялись термины «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Для обозначения основных устоев государства и общества применялись понятия «общественный строй»и «государственный строй». С одной стороны, эти понятия тесно связаны с понятием «конституционный строй», но не совпадают с ним.

Понятие «общественный строй» включает в себя четыре слагаемых: основы экономических отношений, основы социальных отношений, основы политических отношений и основы духовно-культурных отношений. Понятие «государственный строй» своим содержанием охватывает формы правления и территориального устройства государства, источник публичной власти и политико-правовой режим ее осуществления. Данная классификация в известной степени условна, т.к. различные отношения переплетаются, в большинстве из них присутствует политический элемент.

Термин «конституционный строй» включает в себя и общественный строй и государственный строй. Однако, не любой общественный и государственный строй обладают характеристикой конституционного строя. Понятие конституционный строй отражает прежде всего важнейшее качество устройства государственно организованного общества.

Дело в том, что конституционный строй не сводится только к факту существования конституции в государстве, а становится реальным, если конституция соблюдается, и если она демократична.

Вопросы общественного строя не регулируются в конституциях современных демократических стран так же подробно, как и вопросы, например, прав и свобод человека или устройства государства. Сегодня достаточно широко признано, что строящееся и тем более утверждающееся демократическое правовое государство несовместимо с тотальным проникновением органов государства во все сферы общественной жизни и должно опираться на активную и разностороннюю демократическую самостоятельность гражданского общества. Чрезмерное вмешательство государства и его конституции в общественную жизнь способно создать реальную угрозу демократии и гуманизму, угрозу авторитаризма и тоталитаризма. Именно поэтому в современных демократических странах и их конституциях, если речь и идет об указанных сферах общественной жизни, то, как правило, только об их самых общих принципиальных основах, рассматриваемых преимущественно сквозь призму политики и всей деятельности государства. В то же время и сегодня не случайно то, что стремление как можно шире и подробнее регламентировать, в том числе и в конституциях, экономические, социальные, политические и духовные отношения в обществе характерно для оставшихся тоталитарных режимов.

Несмотря на различные негативные моменты, тяжелую экономическую ситуацию, следует отметить многие принципиальные достижения общественно-политического развития российской государственности, получившие закрепление в новой российской Конституции. Человек получил свободу экономической деятельности, он избавлен от постоянного иждивенчества у государства, обладание собственностью обеспечивает его самостоятельность, независимость. Ликвидирован постоянный, гнетущий дефицит товаров и услуг, их качество стало гораздо выше. Сложился политический и идеологический плюрализм, нет идеологическою гнета нал личностью, когда государство насильственно насаждало только одну единственную идеологию. Люди избавлены от постоянного насилия со стороны государства, угрозы расправ за «антисоветскую деятельность». Утвердилась более открытая для народа государственная власть, систематически проводятся альтернативные выборы {а не голосование за единственного кандидата), создано местное самоуправление. Человек сам определяет свою судьбу, возрождаются интерес к хорошо оплачиваемому труду, активность и инициатива личности, являющиеся залогом развития страны.

Конституционный строй- это выраженное в нормах конституционного права устройство государства и общества, основанное на идеях демократии, признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан, обеспечении человеческого достоинства, ограничении государственной власти правом.

Конституционный строй – это логическое построение, отражающее объективированные в нормах конституционного права устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений: государство – общество – личность.

Само учреждение Конституции и ее легитимность еще не создают конституционного строя.

Попытки учреждения и поддержания конституционного строя в разных частях света давали до сих пор совсем не одинаковые итоги – от образования устойчивых конституционных укладов до решительного отторжения конституционализма.

Само наличие конституционного законодательства, его высокое качество, соблюдение правил утверждения конституционных законов и даже высокий уровень участия населения едва ли следует считать решающими. Между прочим, страны, наиболее успешные в конституционном праве, не выделяются совершенством конституционного законодательства. Великобритания, Новая Зеландия и некоторые другие страны, например, не пользуются даже формой основного закона, чтобы выразить в ней конституцию, и обращаются к довольно разрозненным источникам конституционного права.

Если конституционализм представляет собой идеальную модель, доктрину, то конституционный строй показывает конкретный по времени и месту результат воплощения этой модели в политической и правовой реальности. Основные идеи конституционализма не сразу и не во всем объеме становятся принципами и действующими элементами конституционного строя конкретного государства. По сути, под конституционным строем можно понимать всю систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами конституции.

Основы конституционного строя — главные, первичные принципы построения государственно организованного общества, закрепленные в его основном законе.

В Конституции РФ первая глава так и называется. В число основ конституционного строя входят: характеристика российского государства как суверенного демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Основу конституционного строя составляет признание государствам человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. В первой главе получили закрепление принципы народовластия, разделения властей, признания местного самоуправления, признания многообразия и равенства всех форм собственности, свободы рыночной экономики.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а в тесном взаимодополнении и взаимопроникновении. Именно в своем единстве они и будут составлять сущность конституционного строя государства.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ). Никакие другие положения действующей конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Т.о., понятие «основы конституционного строя» отражает качественное содержание общественного и государственного строя, указывает на такую систему организации государственной власти, при которой обеспечивается верховенство права, признание и гарантирование прав и свобод человека в качестве главнейших ценностей, политическое и идеологическое многообразие.

Основные элементы конституционного строя России.Как уже отмечалось, гл. 1 Конституции РФ содержит исходные положения для дальнейшего правового регулирования: о власти народа и формах ее осуществления, о суверенитете РФ, характере государства и основах его политико-территориального устройства, о формах собственности, единстве экономического пространства, о политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении и др.

Можно выделитьчетыре главных составляющих основ конституционного строя: 1) основы экономической системы общества; 2) основы социальной системы (социальных отношений в обществе); 3) основы политической системы; 4) основы духовной жизни общества.

Нормы гл. 1. Конституции РФ имеют прежде всего характер принципов. Они развиваются, детализируются в некоторых других главах, а наиболее широко — в текущем законодательстве и других правовых актах, причем не только конституционного права.

Нормы института основ конституционного строя обладают большей юридической силой, нежели другие нормы Конституции и составляют первичную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативных правовых актов, нормы всех других глав Конституции направлены на уточнение, детализацию норм гл. 1. Важность отношений, регулируемых нормами основ конституционного строя, подчеркивается и механизмом их охраны и защиты. Он направлен на то, чтобы основам конституционного строя придать необратимый ха­рактер, исключить возможность их свертывания в текущем законода­тельстве, правоприменительной практике. В ст. 16 Конституции про­возглашается особая юридическая сила норм, закрепляющих основы конституционного строя. Им не могут противоречить нормы не толь­ко законов, иных актов, но и других глав и разделов самой Конститу­ции. Особым статусом основ конституционного строя обусловлен и особый порядок их изменения, предусмотренный ст. 135 Конституции. Конституционная форма закрепления основ конституцион­ного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провоз­глашение этих основ от имени народов России, их государ­ственной волей. Тем самым подчеркивается их юридическая значимость, верховенство и обязательность для всех субъек­тов правоотношений, обеспечивается их активное воздей­ствие на правовое регулирование всей системы обществен­ных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни Рос­сии, определяют в юридической форме те важные качествен­ные связи, которые свойственны ее организации.

Наконец, именно благодаря конституционному закрепле­нию основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, гак и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечи­ваться Российским государством.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

— порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти — многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).

7. Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей.

РФ — правовое государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы МП и М договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если М договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М договора.

РФ — демократическое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся гос единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Суверенитет РФ как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплён Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность гос власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в М общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий её КП статус.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.

Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Гос власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны.

Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

РФ — федеративное государство.

Федеративное устройство РФ основано на её гос целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов.

Во взаимоотношениях с фед органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. Разграничение полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается МСУ, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное устройство РФ обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Гос Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в РФ — прямое представительство населения и представительство субъектов РФ. Различна их компетенция.

РФ — государство с республиканской (смешанной) формой правления.

Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. Президент РФ назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ.

Федеральное собрание — парламент РФ — является представительным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2 палат — Совета Федерации и Гос Думы. В Совет Федерации входят 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос власти. Гос Дума избирается сроком на 5 лет.

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных фед средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы, которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство РФ.

Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему гос механизму.

Судебная власть включает в себя суды РФ. КС, ВС имеют право законодательной инициативы. Они в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие фед органы гос власти. В системе разделения властей на фед уровне особое место принадлежит КС РФ. КС разрешает дела о соответствии Конституции ФЗ, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между фед органами гос власти, дает толкование Конституции.

8. Конституционные основы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Конституция РФ не закрепляет полит систему общества, исходя из того, что эта система создаётся инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции закрепляет идеологическое и полит многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п.

Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

На идеологическом многообразии основывается многообразие полит, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической полит деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит полит партиям и иным общественным объединениям, преследующим полит цели. Статус различных видов общественных объединений закреплён в ФЗ Об общественных объединениях, других законах и ПА.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит полит партиям. Основная цель деятельности полит партии — борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях. В настоящее время полит партия МБ создана при наличии в её составе не менее 500 человек.

Идеологическая нейтральность гос структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных полит сил со своей идеологией. В этом случае ДЛ законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком». Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий. В то же время негос учебные заведения (например, религиозные) и СМИ сохраняют право пропагандировать только свою идеологию., Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является. политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ.

Многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий.

Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением полит плюрализма). Государство оказывает полит партиям поддержку, в ТЧ финансовую. Государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя некоституционным, насильственным путём Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание соц, расовой, нац и религ розни.

9. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Правовой (юридический) статус личности — совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Принципы:

1. равноправия — каждому члену общества государство гарантирует равные права и свободы, требует выполнения равных обязанностей и обеспечивает возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных основаниях. Равенство конст. прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., равноправие мужчины и женщины. Равенство всех перед судом означает: наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому справедливое и гласное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; процессуальное равенство сторон. Предоставление отдельных прав и льгот для соц. незащищенных слоев общ-ва не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости;

2. непосредственное действие прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами;

3. неотчуждаемость основных прав и свобод.КРФ признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что они не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации;

4. недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В РФ запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. На недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Фед. Собранием.

5. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, т.к. это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей, предотвратить возможные нарушения прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны др. лиц;

6. гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами;

7. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяется международный договор. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля их соблюдения. Важней-шими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Ген.Ассамблеей ООН 10.12.48г.

10. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На человека распространяется суверенная власть в пределах и за пределами государства. Человек обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных законом, и может пользоваться защитой государства. Гражданство юридически оформляется.

В РФ есть Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.)

Принципы:

1) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФ является одновременно гражданином России;

2.) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;

3) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства;

4) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойное гражданство и закрепляется право на изменение гражданства;

5) неотъемлемость гражданства, базирующаяся, прежде всего, на признании недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;

6) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;

7) приоритет принципов и норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

8) Отрицание автоматического изменения гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

9) Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

10) Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почетного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания для приобретения гражданства РФ:

1) в результате его признания (ст. 13);

2) по рождению (ст. 14—17);

3) в порядке регистрации(ст. 18);

4) в результате приема в гражданство (ст. 19);

5) в результате восстановления в гражданстве (ст. 20);

6) путем выбора гражданства при изменении границ РФ (ст. 21);

7) иные основания (усыновление, опекунство, почетное гражданство и др.) (ст. 25—31).

Основания для прекращения гражданства (как правило, добровольные):

1) вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 23);

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24);

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении границ РФ и др. (ст. 21);

4) по иным основаниям, связанным, например, с прекращением гражданства детей и не-дееспособных (ст. 25—31).

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место принадлежит Конституции РФ, в которой ведущую роль играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

Основы конституционного строя, согласно Конституции (ст. 1) составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном и осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие как социальное государство и светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным. Научно-практический комментарий к Конституции РоссийскойФедерации /коллектив авторов/ под. Ред. В.В. Лазарева. — М.: Издательство «Спарк», 2011.

Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающей ведущее место в системе государственного права России.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны её организации.

Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые.

В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. Закрепление в действующей Конституции РФ основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ.

В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.

Добавить комментарий