Правовые учения эпохи возрождения

1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениямикоторой были:

• философия Реформации;

• политическая философия;

• философия социалистов-утопистов.

2. Философия Реформацииимела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

• кризис феодализма;

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение вЕвропе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

• бюргерско-евангелическое;

• народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер(1483 — 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

• между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;

• необходимо упрощение обрядов;

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

• необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин(1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе — признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище «Женевский Папа»);

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер(1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество

в целом;

• цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, «Божьего царства» на земле;

• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);

•жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — «ремесленникам и пахарям».

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформациив том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

• торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философияисследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей, прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 — 1527) — итальян­ский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор(1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой(1568 — 1639) в произведении «Город Солнца». Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

В эпоху Возрождения происходит освобождение политического знания от теологии. Политика исследуется с рационально-критических позиций. Главная идея В. — гуманизм. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.

Ярким представителем был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был одним из первых, кто начал употреблять термин » государство». В своем труде «Государь» он отразил сложные политические процессы, происходившие в Италии в этот период. Макиавелли- сторонник сильного государства во главе с сильным правителем и его политические суждения продиктованы этой идеей. Для реализации этой идеи считал возможным применять любые средства, в том числе насилие и другие безнравственные методы, которые получили определение «макиавеллизма». Он говорил, что государь должен уметь отступать от добра, если хочет сохранить власть. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот.

предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в

политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий

практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он

определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу

относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла»

и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы

относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп:

простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в

обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию,

аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и

«распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались

монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Сильную роль государства в жизни общества обосновывал французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Его главная заслуга – идея государственного суверенитета. Его политические взгляды изложены в книге «Шесть книг о государстве». Жану Бодену принадлежит идея о геополитических, географических, этнических составляющих, характеризующих менталитет народов и исторические судьбы государств.

Новый импульс развитию политической мысли придало Новое Время, то есть XVII-XVIII вв. Это был период утверждения капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены устои феодализма и безраздельной власти церкви, расчищена дорога для развития науки, торговли, промышленности, банковской системы.


В этот период изучаются причины появления человеческого общества и государства, отношения между личностью, обществом и государством. Создаются теории «общественного договора» (означает, что государство – это результат добровольного соглашения людей ; они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: право на жизнь, свободу, собственность; теорию разрабатывали Гоббс, Локк, Руссо), » естественно-правового равенства людей», » разделения властей», «гражданского общества», «правового государства».

Видными мыслителями Нового Времени являлись: англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704). Томас Гоббс обосновал необходимость государства для управления обществом. Государство рассматривал как многоуровневую структуру, призванную сохранять мир и спокойствие граждан.

Джон Локк обосновал идею разделения властей.

Французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), в продолжение идеи Джона Локка считал независимость ветвей власти важнейшим слагаемым. Его работа «О духе законов».

Французский мыслитель Вольтер (1694-1778), развивая идею демократического государства, считал, что идеалом государственного строя может быть «просвещенная монархия».

Напротив, Жан Жак Руссо (1712-1778) выступал против феодализма, католической церкви. В своем труде «Об общественном договоре» Руссо обосновывает право народа на свержение абсолютизма, причиной всех бед считает частную собственность. Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот.

постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из

неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из

различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в

различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.


Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва.

Замечателен вклад в политологию немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), обосновавшего идею правового государства, равенства всех людей перед законом. Важно отметить такую составляющую этой идеи, как установление в обществе высокого уровня культуры и нравственности, необходимых слагаемых гражданского общества.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)видел в гражданском обществе совокупность институтов, призванных защищать от государства личные, частные интересы граждан. Государство, по мнению Гегеля, представляет всеобщие интересы граждан, гражданское общество — частные.

5. Политическая мысль XIX века

Развитие политической мысли 19 века во многом было связано с победой великой французской революции, утверждением индустриального общества и возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются такие идеологии как либерализм, консерватизм, социализм. Особенность 19 века состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы «все объяснить” или «решать все проблемы”.

Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства.

Идеи консерватизма получили распространение во второй половине XIX в. Термин «консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, он искал новое общественное устройство. Его книга «Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир.

Широкое развитие получает также позитивизм, основоположником которого становится Конт. Конт считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться только на наблюдения и факты.Настоящее государство должно бороться за единство порядка и прогресса в обществе,т.е. развитие общества-это медленная эволюция от худшего к лучшему.Для порядка и прогресса необходимо соц.партнёрство,государство тоже партнёр,государство тоже должно воспитывать людей.Идея позитивизма используется во всех государствах. В середине 40-х годов 19 века возникает марксизм. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Маркс доказывал, что все явления политической жизни зависят от экономического базиса. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это

борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит.

власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во

– это комитет по управлению делами буржуазии».

Во второй половине 19 века политическая наука становится самостоятельной дисциплиной. В конце 19 века работали такие политические деятели, как Вебер, Дюркгейм, Моска, Парето. Они заложили основы политической социологии.

Вебер изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы). Парето и Моска создали теорию элит. С выходом в свет книги Моска «элементы политической науки» в 1896 многие связывают появление современной политологии как оформившейся науки.

Полит.как сфера общ.жизни

Сущность политики

Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

Политика — особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности го­сударства.

Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляе­мых.

Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм и т. п.); мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Функции политики:поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;управление социально-политическими процесса­ми в обществе;

разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобили­зация ресурсов на осуществление этих целей;

согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и кон­троль за их соблюдением;

Субъекты политики —это социумы, а также создан­ные ими учреждения, организации, активная практиче­ская деятельность которых направлена на преобразова­ние политической и других сфер жизнедеятельности че­ловека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с граждан­ским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.

Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуще­ствляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.

Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти — деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.

Тема 5. Философия права в Англии XVII века.

Тема 6. Философско-правовые взгляды французских просветителей.

Тема 7. Философия права И. Канта.

Тема 8. Философия права Гегеля.

Тема 9. Философия права марксизма.

Тема 10. Философия права в XX веке.

Тема 11. Политико-правовое учение нормативизма Ганса Кельзена.

Тема 12. Философско-правовая мысль в России.

Тема 13. Религия и право.

Тема 14. Мораль и право.

Тема 15. Проблемы свободы и ответственности в праве.

Тема 16. Проблемы методологии познания правовых явлений.

Тема 17. Проблема истины в праве.

Тема 18. Философия преступления и наказания.

Тема 19. Право и власть.

Тема 20. Ценностные установки и ориентации, их роль в формировании правового общества.

Тема 21. Соотношение права и закона.

Тема 22. Правовая культура, ее роль в формировании правового государства.

Тема 23. Право и экономика.

Тема 24. Философия юридического позитивизма.

Тема 25. Право как равенство и справедливость.

Тема 26. Право и политика.

Тема 27. Правовое государство и гражданское общество.

Тема 28. Социалистическое правопонимание. Феномен «советского права».

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие и предмет философии права.

2. Типология философских концепций права.

3. Функции философии права.

4. Философско-правовые идеи в Древнем мире.

5. Философско-правовая мысль Средневековья.

6. Философско-правовые концепции эпохи Возрождения.

7. Философия права Нового времени.

8. Философско-правовые взгляды французских просветителей.

9. Философско-правовой гуманизм И. Канта.

10. Философия права Г. Гегеля.

11. Философско-правовые концепции марксизма.

12. Философско-правовые концепции позитивизма.

13. Философия права XX в. (основные направления и течения).

14. Философско-правовая мысль в России, XI-XVIII вв.

15. Философия права в России IX-XX вв.

16. Человек как правовое существо.

17. Механизм формирования правовой личности.

18. Правовая реальность и её структура.

19. Правовые отношения: сущность и специфика.

20. Правовое сознание: сущность, структура и функции.

21. Право и мораль.

22. Соотношение права и закона.

23. Законы общества, государства; их соотношение.

24. Естественное право − структурный основной элемент правовой реальности.

25. Позитивное право − структурный основной элемент правовой реальности.

26. Типология правопонимания.

27. Форма бытия права: идея права, закон, правовая жизнь.

28. Власть и закон.

29. Соотношение власти и права.

30. Право и государственная политика.

31. Понятие политико-правовых институтов.

32. Взаимоотношения государства и человека.

33. Взаимосвязь понятий: государство и право.

34. Право на принуждение и его оправдание.

35. Правовое государство: его основные признаки.

36. Право и правопорядок.

37. Нормы, обычаи, нравы, традиции и порядок.

38. Правовая культура: сущность и структура.

39. Цивилизм как философско-правовая концепция постсоциалистического строя (гражданская собственность, цивилитарное право, цивилитарное правовое государство).

40. Судьба права при социализме: философско-правовая характеристика.

41. Сущее и должное как категории философии права.

42. Право как общее благо.

43. Право как ценность и элемент общего благо.

44. Право как форма свободы.

45. Свобода и ответственность.

46. Справедливость как основная правовая ценность.

47. Природа и сущность справедливости.

48. Справедливость как правовое равенство.

49. Границы и возможности познания правовой реальности.

50. Проблема метода в философии права.

51. Герменевтика и толкование законов.

52. Сущность и структура правовой деятельности.

Литература

Основная литература

1. Иконникова Г. И. Философия права : учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Юрайт, 2012. ‒ 364 с.

2. Михалкин Н. В. Философия права : учеб. пособие для магистров / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. ‒ М. : Юрайт, 2012. ‒ 393 с.

Дополнительная литература

3. Аверин А. В. Философия права. Курс лекций : учеб. пособие : в 2 т. А. В. Аверин . ‒ М. : Проспект, 2011. ‒ 512 с.

5. Ветютнев Ю. Ю. Аксиология правовой формы : монография / Ю. Ю. Ветютнев. ‒ М. : Юрлитинформ, 2013. ‒ 198 с.

7. Галузин А. Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право / А. Ф. Галузин // Современное право. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 120-127.

8. Данильян О. Г. Философия права : учебник / под ред. О. Г. Данильяна. ‒ М. : Эксмо, 2006. ‒ 412 с.

9. Желдыбина Т. А. Шершеневича о праве и государстве : монография / Т. А. Желдыбина, Г.Ф. Доктрина. ‒ М. : Юрлитинформ, 2011. ‒ 221 с.

10.Завьялов Ю. С. Феноменология и познание права / Ю. С. Завьялов, И. В. Галкин // Государство и право. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63-73.

11.Захарова М. В. Иван Александрович Ильин / М. В. Захарова
// Юридическое образование и наука. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 37-39.

13.Ивин А. А. Философия : учеб. для акад. бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М. : Юрайт, 2015. ‒ 478 с.

17. Малинова И. П. Философия права и юридическая герменевтика : монография / И. П. Малинова. ‒ М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 176 с. ‒ ЭБС.

18. Мальцев Г. В. Культурные традиции права : монография / Г. В. Мальцев. ‒ М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2013. ‒ 608 с. ‒ ЭБС.

20.Мельникова М. В. Духовно-нравственные ценности в праве / М. В. Мельникова // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С.59-63.

22.Нерсесянц В. С. Гегель : монография / В. С. Нерсесянц. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. ‒111 с.

23.Нерсесянц В.С. Философия права : учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. М. : НОРМА, 2009 – 652 с.

24.Пернацкий В. И. Философия политики и права : учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Пернацкий. ‒ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. ‒ 224 с.

25. Пернацкий В. И.Философия политики и права : учеб. пособие / В. И. Пернацкий. ‒ М. : ИЦ РИОР : НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 224 с. ‒ ЭБС.

26.Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник / Л. П. Рассказов. ‒ 2-е изд. ‒ М. : РИОР, 2009. ‒ 463 с.

27.Сорокина Ю. В. Актуальные проблемы теории и философии права: курс лекций / Ю. В. Сорокина. ‒ М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. ‒ 303 с.

28. Сорокина Ю. В. Введение в философию права : курс лекций / Ю. В. Сорокина. ‒ М. : НОРМА, 2008. ‒ 336 с. ‒ ЭБС.

29.Философия права: курс лекций : в 2 т. Т. 2 / отв. ред. М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2011. — 512 с.

Добавить комментарий