1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениямикоторой были:
• философия Реформации;
• политическая философия;
• философия социалистов-утопистов.
2. Философия Реформацииимела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма;
• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение вЕвропе идей гуманизма;
• рост самосознания личности, индивидуализм;
• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер(1483 — 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин(1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
• успех в работе — признак богоизбранности;
• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
• возглавил реформационное движение в Женеве;
• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);
• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер(1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но общество
в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);
•жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям».
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философияисследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 — 1527) — итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Томас Мор(1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив);
• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой(1568 — 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
• отсутствует частная собственность;
• все граждане участвуют в производительном труде;
• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
• труд совмещается с одновременным обучением;
• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
В эпоху Возрождения происходит освобождение политического знания от теологии. Политика исследуется с рационально-критических позиций. Главная идея В. — гуманизм. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.
Ярким представителем был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был одним из первых, кто начал употреблять термин » государство». В своем труде «Государь» он отразил сложные политические процессы, происходившие в Италии в этот период. Макиавелли- сторонник сильного государства во главе с сильным правителем и его политические суждения продиктованы этой идеей. Для реализации этой идеи считал возможным применять любые средства, в том числе насилие и другие безнравственные методы, которые получили определение «макиавеллизма». Он говорил, что государь должен уметь отступать от добра, если хочет сохранить власть. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот.
предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в
политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий
практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он
определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу
относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла»
и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы
относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп:
простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в
обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию,
аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и
«распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались
монархический, аристократический и демократический элементы власти.
Сильную роль государства в жизни общества обосновывал французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Его главная заслуга – идея государственного суверенитета. Его политические взгляды изложены в книге «Шесть книг о государстве». Жану Бодену принадлежит идея о геополитических, географических, этнических составляющих, характеризующих менталитет народов и исторические судьбы государств.
Новый импульс развитию политической мысли придало Новое Время, то есть XVII-XVIII вв. Это был период утверждения капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены устои феодализма и безраздельной власти церкви, расчищена дорога для развития науки, торговли, промышленности, банковской системы.
В этот период изучаются причины появления человеческого общества и государства, отношения между личностью, обществом и государством. Создаются теории «общественного договора» (означает, что государство – это результат добровольного соглашения людей ; они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: право на жизнь, свободу, собственность; теорию разрабатывали Гоббс, Локк, Руссо), » естественно-правового равенства людей», » разделения властей», «гражданского общества», «правового государства».
Видными мыслителями Нового Времени являлись: англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704). Томас Гоббс обосновал необходимость государства для управления обществом. Государство рассматривал как многоуровневую структуру, призванную сохранять мир и спокойствие граждан.
Джон Локк обосновал идею разделения властей.
Французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), в продолжение идеи Джона Локка считал независимость ветвей власти важнейшим слагаемым. Его работа «О духе законов».
Французский мыслитель Вольтер (1694-1778), развивая идею демократического государства, считал, что идеалом государственного строя может быть «просвещенная монархия».
Напротив, Жан Жак Руссо (1712-1778) выступал против феодализма, католической церкви. В своем труде «Об общественном договоре» Руссо обосновывает право народа на свержение абсолютизма, причиной всех бед считает частную собственность. Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот.
постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из
неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из
различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в
различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.
Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва.
Замечателен вклад в политологию немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), обосновавшего идею правового государства, равенства всех людей перед законом. Важно отметить такую составляющую этой идеи, как установление в обществе высокого уровня культуры и нравственности, необходимых слагаемых гражданского общества.
Другой немецкий мыслитель Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)видел в гражданском обществе совокупность институтов, призванных защищать от государства личные, частные интересы граждан. Государство, по мнению Гегеля, представляет всеобщие интересы граждан, гражданское общество — частные.
5. Политическая мысль XIX века
Развитие политической мысли 19 века во многом было связано с победой великой французской революции, утверждением индустриального общества и возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются такие идеологии как либерализм, консерватизм, социализм. Особенность 19 века состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы «все объяснить” или «решать все проблемы”.
Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства.
Идеи консерватизма получили распространение во второй половине XIX в. Термин «консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.
Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, он искал новое общественное устройство. Его книга «Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир.
Широкое развитие получает также позитивизм, основоположником которого становится Конт. Конт считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться только на наблюдения и факты.Настоящее государство должно бороться за единство порядка и прогресса в обществе,т.е. развитие общества-это медленная эволюция от худшего к лучшему.Для порядка и прогресса необходимо соц.партнёрство,государство тоже партнёр,государство тоже должно воспитывать людей.Идея позитивизма используется во всех государствах. В середине 40-х годов 19 века возникает марксизм. Маркс обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Маркс доказывал, что все явления политической жизни зависят от экономического базиса. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это
борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит.
власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во
– это комитет по управлению делами буржуазии».
Во второй половине 19 века политическая наука становится самостоятельной дисциплиной. В конце 19 века работали такие политические деятели, как Вебер, Дюркгейм, Моска, Парето. Они заложили основы политической социологии.
Вебер изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы). Парето и Моска создали теорию элит. С выходом в свет книги Моска «элементы политической науки» в 1896 многие связывают появление современной политологии как оформившейся науки.
Полит.как сфера общ.жизни
Сущность политики
Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.
Политика — особый, целенаправленный вид деятельности людей, связанный с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.
Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности государства.
Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.
Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) массовость; 4) властность; 5) целенаправленность, сознательность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как целое, власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпораций, фирм и т. п.); мего — к деятельности международных организаций.
Функции политики:поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;управление социально-политическими процессами в обществе;
разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;
согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и контроль за их соблюдением;
Субъекты политики —это социумы, а также созданные ими учреждения, организации, активная практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека как непосредственного объекта политики.
Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с гражданским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.
Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.
Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти — деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.
Тема 5. Философия права в Англии XVII века.
Тема 6. Философско-правовые взгляды французских просветителей.
Тема 7. Философия права И. Канта.
Тема 8. Философия права Гегеля.
Тема 9. Философия права марксизма.
Тема 10. Философия права в XX веке.
Тема 11. Политико-правовое учение нормативизма Ганса Кельзена.
Тема 12. Философско-правовая мысль в России.
Тема 13. Религия и право.
Тема 14. Мораль и право.
Тема 15. Проблемы свободы и ответственности в праве.
Тема 16. Проблемы методологии познания правовых явлений.
Тема 17. Проблема истины в праве.
Тема 18. Философия преступления и наказания.
Тема 19. Право и власть.
Тема 20. Ценностные установки и ориентации, их роль в формировании правового общества.
Тема 21. Соотношение права и закона.
Тема 22. Правовая культура, ее роль в формировании правового государства.
Тема 23. Право и экономика.
Тема 24. Философия юридического позитивизма.
Тема 25. Право как равенство и справедливость.
Тема 26. Право и политика.
Тема 27. Правовое государство и гражданское общество.
Тема 28. Социалистическое правопонимание. Феномен «советского права».
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие и предмет философии права.
2. Типология философских концепций права.
3. Функции философии права.
4. Философско-правовые идеи в Древнем мире.
5. Философско-правовая мысль Средневековья.
6. Философско-правовые концепции эпохи Возрождения.
7. Философия права Нового времени.
8. Философско-правовые взгляды французских просветителей.
9. Философско-правовой гуманизм И. Канта.
10. Философия права Г. Гегеля.
11. Философско-правовые концепции марксизма.
12. Философско-правовые концепции позитивизма.
13. Философия права XX в. (основные направления и течения).
14. Философско-правовая мысль в России, XI-XVIII вв.
15. Философия права в России IX-XX вв.
16. Человек как правовое существо.
17. Механизм формирования правовой личности.
18. Правовая реальность и её структура.
19. Правовые отношения: сущность и специфика.
20. Правовое сознание: сущность, структура и функции.
21. Право и мораль.
22. Соотношение права и закона.
23. Законы общества, государства; их соотношение.
24. Естественное право − структурный основной элемент правовой реальности.
25. Позитивное право − структурный основной элемент правовой реальности.
26. Типология правопонимания.
27. Форма бытия права: идея права, закон, правовая жизнь.
28. Власть и закон.
29. Соотношение власти и права.
30. Право и государственная политика.
31. Понятие политико-правовых институтов.
32. Взаимоотношения государства и человека.
33. Взаимосвязь понятий: государство и право.
34. Право на принуждение и его оправдание.
35. Правовое государство: его основные признаки.
36. Право и правопорядок.
37. Нормы, обычаи, нравы, традиции и порядок.
38. Правовая культура: сущность и структура.
39. Цивилизм как философско-правовая концепция постсоциалистического строя (гражданская собственность, цивилитарное право, цивилитарное правовое государство).
40. Судьба права при социализме: философско-правовая характеристика.
41. Сущее и должное как категории философии права.
42. Право как общее благо.
43. Право как ценность и элемент общего благо.
44. Право как форма свободы.
45. Свобода и ответственность.
46. Справедливость как основная правовая ценность.
47. Природа и сущность справедливости.
48. Справедливость как правовое равенство.
49. Границы и возможности познания правовой реальности.
50. Проблема метода в философии права.
51. Герменевтика и толкование законов.
52. Сущность и структура правовой деятельности.
Литература
Основная литература
1. Иконникова Г. И. Философия права : учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Юрайт, 2012. ‒ 364 с.
2. Михалкин Н. В. Философия права : учеб. пособие для магистров / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. ‒ М. : Юрайт, 2012. ‒ 393 с.
Дополнительная литература
3. Аверин А. В. Философия права. Курс лекций : учеб. пособие : в 2 т. А. В. Аверин . ‒ М. : Проспект, 2011. ‒ 512 с.
5. Ветютнев Ю. Ю. Аксиология правовой формы : монография / Ю. Ю. Ветютнев. ‒ М. : Юрлитинформ, 2013. ‒ 198 с.
7. Галузин А. Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право / А. Ф. Галузин // Современное право. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 120-127.
8. Данильян О. Г. Философия права : учебник / под ред. О. Г. Данильяна. ‒ М. : Эксмо, 2006. ‒ 412 с.
9. Желдыбина Т. А. Шершеневича о праве и государстве : монография / Т. А. Желдыбина, Г.Ф. Доктрина. ‒ М. : Юрлитинформ, 2011. ‒ 221 с.
10.Завьялов Ю. С. Феноменология и познание права / Ю. С. Завьялов, И. В. Галкин // Государство и право. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63-73.
11.Захарова М. В. Иван Александрович Ильин / М. В. Захарова
// Юридическое образование и наука. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 37-39.
13.Ивин А. А. Философия : учеб. для акад. бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М. : Юрайт, 2015. ‒ 478 с.
17. Малинова И. П. Философия права и юридическая герменевтика : монография / И. П. Малинова. ‒ М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 176 с. ‒ ЭБС.
18. Мальцев Г. В. Культурные традиции права : монография / Г. В. Мальцев. ‒ М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2013. ‒ 608 с. ‒ ЭБС.
20.Мельникова М. В. Духовно-нравственные ценности в праве / М. В. Мельникова // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С.59-63.
22.Нерсесянц В. С. Гегель : монография / В. С. Нерсесянц. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. ‒111 с.
23.Нерсесянц В.С. Философия права : учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. М. : НОРМА, 2009 – 652 с.
24.Пернацкий В. И. Философия политики и права : учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Пернацкий. ‒ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. ‒ 224 с.
25. Пернацкий В. И.Философия политики и права : учеб. пособие / В. И. Пернацкий. ‒ М. : ИЦ РИОР : НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 224 с. ‒ ЭБС.
26.Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник / Л. П. Рассказов. ‒ 2-е изд. ‒ М. : РИОР, 2009. ‒ 463 с.
27.Сорокина Ю. В. Актуальные проблемы теории и философии права: курс лекций / Ю. В. Сорокина. ‒ М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. ‒ 303 с.
28. Сорокина Ю. В. Введение в философию права : курс лекций / Ю. В. Сорокина. ‒ М. : НОРМА, 2008. ‒ 336 с. ‒ ЭБС.
29.Философия права: курс лекций : в 2 т. Т. 2 / отв. ред. М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2011. — 512 с.