Предельные размеры дефицита бюджета

• Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

• Для субъектов Российской Федерации, (в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ), дефицит бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ

Внешние

• разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

• разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

• объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами (статья 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами (статья 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Предельные размеры дефицитов бюджетов (статья 92 БК РФ «Дефицит федерального бюджета», статья 92.1 «Дефицит бюджета субъекта Российской федерации, дефицит местного бюджета»):

· Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета;

· Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных следующими пунктами;

· Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;

· Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

· Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам;

· Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать5 процентовутвержденного общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам

· В случае утверждения законом (муниципальным правовым актом) субъекта РФ (представительного органа муниципального образования) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ (муниципального образования), и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации (для бюджета субъекта РФ), дефицит соответствующего бюджета может превысить ограничения, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации (для бюджета субъекта РФ);

· Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать установленным выше ограничениям. Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

· Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

ПРИМЕР:

Пусть доходы областного бюджета составляют 100 рублей (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), в составе источников финансирования дефицитов бюджета предусмотрены поступления от продажи акций 5 рублей, сумма Остаток средств на счете бюджета на начало года составляет 20 рублей.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Может превысить данное ограничения, в пределах суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета.

Тогда расходы областного бюджета (без учета расходов за счет утвержденного объема безвозмездных поступлений) не могут превышать (100 рублей всего за счет доходов) + (15% от 100 руб.(от сумма доходов) = 15 рублей) + (5 рублей от продажи акций + 20 рублей уменьшение остатков средств на счете бюджета) = 140 рублей.

Одним из основных и значимых вопросов, влияющих на социально-экономическое развитие территорий на уровне местного бюджета, является недостаточность доходной базы, что впоследствии образует дефицит местного бюджета, а так же возникают трудности при формировании среднесрочного плана по исполнению расходов, поэтому данная тема особо актуальна в настоящее время.

Для любого уровня бюджета основополагающим принципом работы является сбалансированность бюджета. Данный принцип предполагает равенство суммарных доходов и расходов, и поступлений из источников финансирования дефицита. Идеальным состоянием для органов местного самоуправления является обеспечение принципа сбалансированности, однако, это условие все реже соблюдается, поэтому часто наблюдается несбалансированность бюджета. Что означает, либо превышение доходов над расходами (профицит), либо расходов над доходами (дефицит). Но более критическим моментом из двух составляющих, является дефицит бюджета. Бюджетный дефицит может нести как объективный, так и субъективный характер. Чаще всего дефицит возникает из-за трудной мобилизации необходимых доходов, вследствие, низких темпов производства, маленькой производительности труда, а так же других причин влияющих на нестабильность экономической сферы. Кроме того, на дефицит местного бюджета влияет повышение и неэффективное использовании расходов. Еще одним фактором оказывающим отрицательное воздействие на сбалансированность бюджет является инфляция, негибкость денежного обращения, слабая налоговая и инвестиционная политика.

Стоит отметить, что на современном этапе в условиях назревшего кризиса снижается объем финансирования местного бюджета из вышестоящих уровней, и теперь заметна тенденция перехода большинства бюджетных учреждений на условия самофинансирования. Так например:

— Бюджетные организации (70% существование за счет собственных средств, а бюджетных средств -30%);

— Автономные учреждения (большая доля учреждений переводится на принцип самофинансирования);

— Казенные учреждения (практически полностью находятся в бюджетной среде, поэтому принцип самофинансирования минимизирован).

Поэтому возникает большая необходимость в привлечении новых источников средств, благодаря которым можно будет повысить доходность бюджета органов местного самоуправления и соответствующих территорий для того, чтобы избежать дефицита бюджета, в целях полноценного выполнения функций и задач, которые на них возложены.

В Бюджетном Кодексе РФ статьей 92.1 регламентируются условия, противодействующие возникновению дефицита местных бюджетов. Он так же определяет его границы, которые не должны превышать 10%, утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета. Но при этом не учитываются поступления объемов безвозмездных и налоговых доходов по специальным нормативам отчислений. Можно отметить, что законодательно закрепляются разные источники финансирования дефицита местного бюджета, к которым относятся:

— разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, по номинальной стоимости в валюте РФ, а так же средства направляемые на их погашение;

— разница между полученными и погашенными органами местного самоуправления кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

— разница между полученными и погашенными органами местной власти бюджетных кредитов в валюте РФ, а так же предоставленными местному бюджету из других бюджетов РФ;

— разница между полученными и погашенными органами местной власти бюджетных кредитов в иностранной валюте, и предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

— трансформация оставшихся средств на счетах местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Следует отметить, что завышение плановых доходов местных бюджетов при одновременном занижении плановых расходов, в полной степени не решает проблемы дефицита бюджета, поскольку данная ситуация не приведет к стабильному выполнению планов по доходам и расходам, что увеличит задолженность в части местного бюджета.

Таким образом, не стоит рассматривать в качестве источников покрытия дефицита местного бюджета разных доходов, кроме доходов от продажи имущества или изменение остатков средств на счетах местного бюджета, в том числе предусмотренных в плане мероприятий по повышению доходов бюджета или снижению его расходов. Если в качестве оснований сокращения дефицита бюджета запланированы мероприятия по повышению доходов бюджета или снижению его расходов, они должны повлечь корректировку соответственно доходной или расходной статей бюджета, а не планироваться в качестве источников покрытия его дефицита.

К источникам средств, так же являющихся залогом поступлений в доходной части бюджета, являются налоговые и неналоговые доходы. Однако, значительную часть местного бюджета составляют налоговые доходы, в которые аккумулируются средства от местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор), кроме того, предусматриваются так же различные отчисления из федеральных и региональных налогов . Данный факт обоснован таблицей 1, в которой представлена структура доходов местного бюджета за 2016 – 2017 года .

Таблица 1 – Структура местного бюджета за 2016-2017 год

К структуре расходов местного бюджета можно отнести: общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, образование, культура, кинематография, СМИ, социальная политика, здравоохранение, физическая культура и спорт, обслуживание муниципального долга, межбюджетные трансферты. В таблице 2 выявлен дефицит местного бюджета .

Таблица 2 – Показатели местного бюджета

Из данных таблицы 2 наглядно заметно, что дефицит бюджета с 2016 года стремительно увеличился на 26,5 млрд. рублей, что явно тормозит социально-экономическое развитие территорий на уровне местного бюджета.

Но прежде всего, стоит указать направления совершенствования доходов местных бюджетов, которые в дальнейшем поспособствуют увеличению собственной доходной базы местного бюджета, более чем в 7 раз в период до 2019 года:

  1. Повышение экономической и налогооблагаемой базы на уровне местного бюджета;
  2. Переход на стимулирующую политику в бюджетно-налоговой сфере;
  3. Деление полномочий между уровнями власти;
  4. Введение обязательного аудита бюджетных учреждений и проведение инвентаризации средств бюджета и финансовых потоков;
  5. Повышение партнерских отношений с малым бизнесом;
  6. Проверка эффективности государственных закупок.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анженко Виктория Сергеевна»

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

  1. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие отСтабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

— вывозных таможенных пошлин на газ природный;

— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Добавить комментарий