Предмет финансового

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

Финансовое право — совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть включает:

  • нормы, регулирующие общие принципы, финансово-правовые нормы и финансовые правоотношение;
  • финансовую деятельность государства и муниципальных образований;
  • вопросы регулирования финансового контроля в государстве;
  • финансово-правовую ответственность.

Особенную часть составляют следующие институты:

  • финансового права;
  • бюджетного права;
  • налогового права;
  • банковского и небанковского кредитования;
  • страхового дела;
  • денежного и валютного обращения;
  • деятельности на рынке ценных бумаг.

Поскольку финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод, оно представляет самостоятельную отрасль права.

Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования.

Метод финансового права — совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, а также в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Структура финансово-правовой нормы такая же, как и норм иных отраслей права:

  • гипотеза — определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты — участников этих правоотношений;
  • диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности;
  • санкция — способ защиты установленных финансово-правовым нормам — указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы классифицируются следующим образом:

  • материальные — закрепляют структуру бюджетной системы, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений;
  • процессуальные — устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений выделяют нормы:

  • обязывающие — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия — вносить в доход бюджета налоги;
  • запрещающие — регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
  • уполномочивающие — содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

Нормами финансового права регулируются правоотношения в сфере денежного обращения и рынка ценных бумаг, валютные правоотношения.

Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права и регулируются финансово-правовыми нормами.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом, — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. по вопросам государственного внутреннего и внешнего долга а также страхового дела, банковской деятельности и банковского кредита. И это вполне естественно, ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве именно через банковскую систему, т.е. с ее помощью перераспределяются и все средства государственной казны.

Курс финансового права, изложенный в данном учебнике и рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования одной из важнейших областей деятельности государства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого, часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Тесно соприкасается курс «Финансовое право» и с курсами «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Экономика финансов», «Экономическая теория». Но названные курсы рассматривают финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, а финансовое право как правовая наука изучает нормы, практику их применения при осуществлении перераспределения и использования государством денежных фондов.

Таким образом и экономическая наука и правовая наука взаимно изучают процессы, связанные с использованием финансов в развитии экономики.

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также являются источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы (приказы, инструкции и др.).

Источники финансового права – это внешние конкретные формы его выражения, т.е. общеобязательные предписания представительных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы финансового права.

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.

Современные источники финансового права – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Система источников финансового права включает в себя множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.

Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, отношения в сфере финансового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления. В результате осуществления государством и местным самоуправлением правотворческой функции и образуются источники финансового права.

Во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях. Форма источника финансового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативному правовому акту присущи следующие признаки:

  • • издается уполномоченным государственным органом;
  • • обладает определенной юридической силой;
  • • регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
  • • имеет конкретную сферу применения;
  • • охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
  • • обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

В системе источников финансового нрава выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко: как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает следующими признаками:

  • • это юридический документ, содержащий нормы права;
  • • является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа;
  • • регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом;
  • • обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;
  • • является фундаментальным юридическим документом; служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Иерархическую систему законов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты РФ: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции нормативного характера министерств и ведомств.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов действующего законодательства. Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право.

Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как «финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование», «денежная эмиссия», «основы ценовой политики», «федеральный бюджет», «налоги и сборы», «федеральные фонды регионального развития», «свободное перемещение финансовых средств», «финансовая самостоятельность органов местного самоуправления», «добровольность государственных займов» и т.д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.

Развитие федеративных начал в построении Российского государства обусловливает и сложную, разветвленную систему законов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются но вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия: требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима в финансовой сфере на территории всего государства.

В настоящее время на федеральном уровне действуют Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, имеющие статус федерального закона.

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права.

В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.

Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.

Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах местной администрации.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовые правоотношения: понятие и особенности. Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Особенности финансовых правоотношений:

— они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

— они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;

— одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений: бюджетные; налоговые; организация финансов государственного предприятия; организация государственного страхования; иные.

Понятие финансов

Определение 1

Финансовое право – это комплекс юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процесс производства, распределения и применения денежных фондов государства и муниципальных образований.

Развитие финансов тесно связаны с товарно-денежными отношениями. С помощью денежных средств формируется национальный доход страны и происходит его распределение. Финансы охватывают все виды денежных отношений, касаются создания различных денежных фондов государства, в том числе и субъектов Федерации (области, края, республики и другие территориальные образования; государственные учреждения, предприятия, организации).

Финансы представляют собой особую систему экономических отношений по формированию, распределению и применению денежных фондов страны, территориальных подразделений, учреждений, предприятий, организаций, которые создаются для обеспечения задач и функций перечисленных субъектов.

В правовом поле финансы – это масштабные общественные отношения по формированию, распределению и дальнейшему использованию денежных фондов, которые регулируются нормами права. Финансы являются особым экономическим инструментом для распределения национального дохода и валового общественного продукта. Это специальное средство контроля за производством и последующим распределением материальных благ. Финансы выступают средствами стимулирования развития страны и общества в необходимом направлении в каждый конкретный период исторического развития. Государственное управление посредством денежных средств является самым эффективным регулятором отношений в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие финансов, предмет и метод финансового права 440 руб.
  • Реферат Понятие финансов, предмет и метод финансового права 270 руб.
  • Контрольная работа Понятие финансов, предмет и метод финансового права 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные группы финансов:

  • государственные (федеральные, региональные, финансы государственных предприятий);
  • муниципальные (муниципальных районов, поселений, унитарных предприятий);
  • частные (физических и юридических лиц).

Государство, ориентируя потоки денежных средств для создания денежных фондов, используемых впоследствии на нужды общества, стимулирует или, наоборот, ограничивает деятельность в отдельных сферах. Например, есть льготы по налогам определенным субъектам, которые благодаря этому могут развиваться на рынке. Финансы – это экономическая категория, активно используемая государственными и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансовых отношений: денежные отношения; распределительные отношения; без эквивалентные отношения.

Предмет финансового права

Для финансового права, как отрасли права, характерна совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, появляющиеся в процессе финансовой деятельности страны для регулярного обеспечения реализации его задач и функций.

Состав финансового права включает следующие отрасли права:

  • бюджетное;
  • налоговое;
  • фондовое;
  • коммерческое;
  • корпоративное;
  • предпринимательское;
  • банковское.

Предметом финансового права выступают общественные отношения, которые складываются в процессе реализации муниципальными образованиями и государством финансовой деятельности. Такая финансовая деятельность органов местного самоуправления и государства представляет организационную деятельность соответствующих уполномоченных органов по созданию, распределению и использованию децентрализованных и централизованных фондов денежных средств, которые обеспечивают постоянное функционирование государства.

К предмету финансового права относятся следующие отношения:

  • отношения между Российской Федерацией и ее субъектами (осуществляются Минфином РФ);
  • отношения между финансовыми органами (в качестве представителей интересов государства) и отдельными организациями, и предприятиями;
  • отношения между финансово-кредитными органами (Министерство финансов РФ, ЦБРФ, коммерческие банки).

Замечание 1

Эти отношения возникают в связи с формированием и перераспределением соответствующих фондов (кредитных, страховых и бюджетных).

Метод финансового права

Под методом финансового права понимают способ воздействия на социальные отношения, систему специфических средств, приемов, с помощью которых право регулирует отношения, устанавливая правила поведения для участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Существует два метода финансового права:

  • административно-правовой метод (власть и подчинение, властные предписания от кредитных, налоговых и финансовых органов);
  • гражданско-правовой метод (равенство сторон, регулируется экономическими методами).

Термин финансов тесно связан с термином финансовая деятельность, которая направлена на то, чтобы объективно распределить и перераспределить национальный доход, удовлетворить не только личные потребности граждан, но и общество в целом. Определенный процент общественного совокупного продукта предназначен для возмещения потребленных средств производства, средства, которые остались, образуют национальный доход, из которого одна часть идет на оплату труда работников, а другая — на последующее развитие производства, на содержание управленческого аппарата, на организацию резервных специальных страховых фондов, на социальные нужды и на оборону страны.

Финансовая деятельность реализуется уполномоченными органами с помощью следующих методов:

  • налоговый метод (часть дохода прибыли отчисляются в бюджет);
  • добровольные взносы (денежные вклады населения в банк);
  • приобретение облигаций;
  • пошлины (государственная, таможенная);
  • страхование имущества, личности;
  • штрафы;
  • финансирование;
  • кредитование.

Важно, чтобы развитие финансового права соответствовало положениям декларации прав человека, нормам международного права и способствовало формированию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод гражданина, защите его достоинства и чести как наивысшей ценности государства и общества.

Добавить комментарий