Предмет и метод регулирования

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования представляет собой определенную совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право (рис. 14.3).

Существуют и иные определения предмета правового регулирования, рассмотрим их.

Рис. 14.3. Содержание предмета правового регулирования

Предмет правового регулирования — фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом оформлении. Это отношения, жизненно важные для человека и объединений людей; волевые, целенаправленные (разумные); устойчивые, повторяющиеся и типичные; поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения могут быть предметом правового регулирования если они: а) отличаются устойчивостью, повторяемостью; б) государство и общество заинтересованы в придании данным общественным отношениям правовой формы и, как следствие, в их охране и защите; в) отличаются способностью к внешнему контролю (в том числе судебному) со стороны государства.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Метод правового регулирования отвечает на вопрос, как, каким образом регулируются общественные отношения.

Существуют и иные определения метода правового регулирования, рассмотрим их.

Метод правового регулирования — различные способы правового воздействия со стороны государства на общественные отношения, которые им используются при создании правовых норм и регламентации правовых связей между участниками этих отношений.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Метод правового регулирования — средства, приемы, способы воздействия права на общественные отношения.

Каждая отрасль права характеризуется определенным методом правового регулирования.

Выделяют следующие основные признаки метода правового регулирования (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Основные признаки метода правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (авторитарный метод, метод субординации, метод власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами — с другой. Регулируя данные отношения, государство наделяет властными полномочиями одних субъектов (государственные органы, должностных лиц), а на других (граждан и юридических лиц) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами возникают отношения власти и подчинения. Императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном, уголовном, налоговом праве.

Диспозитивный метод (метод автономии) правового регулирования — способ регулирования отношений между равноправными участниками.

Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

  • — дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;
  • — предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;
  • — предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

В качестве дополнительных методов выделяют поощрительный (основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений), например в трудовом праве), рекомендательный (дает возможность субъекту самостоятельно определять наилучший вариант поведения с учетом различных условий и возможностей), альтернативный и др.

Понятие и элементы системы права.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Предмет и метод правового регулирования как критерии деления права на отрасли.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям — предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права — это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Разнообразие общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право — в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

1)общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

2)нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Метод регулирования отрасли права — это совокупность приемов, способов и средств при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод — как, каким образом это регулирование осуществляется.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

рекомендательный — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли — например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Выделяют две группы отраслей права: регулятивные и охранительные отрасли.

Регулятивные отрасли права – те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:

1. Конституционное право– предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод — императивный. Главным нормативно правовым актом является Конституция РФ.

2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Преобладающий метод — императивный Основной нормативный акт – административный кодекс РФ.

3. Финансовое право — регулирует общественные отношения в сфере доходов и расходов государства. Основные акты — закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.

4. Гражданское право – регулирует различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основной метод — диспозитивный. Основные правовые акты – Гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.

5. Банковское право – регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты – закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ и др.

6. Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.

7. Трудовоеправо – регулирует общественные отношения. Основным нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ.

8. Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей — земельный кодекс, недрами — закон о недрах, водой — водный кодекс.

9. Экологическое право — процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам.

10. Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативный акт — Жилищный кодекс РФ.

11. Семейное право — регулирует брачные, семейные отношения. Основной нормативнй акт — Семейный кодекс.

Охранительные отрасли направлены на защиту правоотношений. К ним относятся:

1. Уголовное право — охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод — императивный. Основной акт уголовный кодекс РФ.

2. Уголовно-процессуальное право — объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основной акт — уголовно процессуальный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительное право– регулирует процесс исполнения наказаний.

4. Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских споров. Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс.

5. Арбитражное право– регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс.

Особое положение занимает международное право — система норм, регулирующая отношения между государствами. Регулируется международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.

Среди формирующихся отраслей права можно назвать отрасли воздушного, предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Появление новых отраслей права связано объективной дифференциации общественных отношений, их государственно-правовой оценкой (обусловлено интересом государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений»), а также степенью развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные факторы (объективные, оценочные и нормативные) учитываются при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенная форма, разновидность общественных отношений, которая регулируется соответствующей группой юридических норм.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (вещи, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом; г) социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Основные методы правового регулирования:

  • императивный – метод властных предписаний абсолютно определенного характера, исходящих от компетентного государственного органа или должностного лица, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и обеспечиваемый мерами принудительного характера;

  • диспозитивный – метод, основанный на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения в пределах, установленных действующим законодательством;

  • поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

  • рекомендательный – метод, основанный на предоставлении конкретного, желательного для общества и государства, варианта поведения.

Такое же сквозное значение имеют способы правового регулирования (дозволение, обязывание и запрет), свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. С их помощью право придает поведению субъектов и общественным отношениям строго целенаправленный характер. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

Понятие и структура системы права. Отрасль права. Правовой институт.

Под системой права понимается внутреннее строение права, определенный порядок организации, соотношения и взаимосвязи составляющих его частей.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды общественных отношений.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д.

Добавить комментарий