Предмет конституционное право

Тема Конституционное право.

1. Конституция — это:

1)​ это юридический документ, который содержит все законы страны;

2)​ это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.;

3)​ это свод основных законов государственных принципов;

4)​ это присяга на верность государству.

2.Что не является принципом конституционного права РФ:

1)​ государственный суверенитет;

2)​ демократический централизм;

3)​ идеологический плюрализм;

4)​ разделение властей.

3. Поправки могут быть внесены Федеральным Собранием РФ:

1)​ во все главы Конституции РФ;

2)​ в главы с 3 по 8;

3)​ в главы с 6 по 9;

4)​ поправки вносить нельзя ни в одну главу Конституции РФ.

4. Высшая юридическая сила Конституции означает:

1)​ все правовые акты не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ Конституция не подлежит изменению и пересмотру;

4)​ Конституция принимается народом России.

5. Принцип прямого действия Конституции заключается в том, что:

1)​ никакие законы не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ каждая новая Конституция связана с предшествующим законом конституционного развития;

4)​ данный принцип включает все вышеперечисленные моменты.

6. Конституция РФ имеет верховенство:

1)​ на территории РФ и субъектов РФ;

2)​ на всей территории РФ;

3)​ на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон;

4)​ на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом;

7. Каков порядок источников конституционного права РФ по мере убывания их юридической силы?

1)​ федеральные конституционные законы, Конституция, Указы президента, федеральные законы, акты правительства;

2)​ Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, акта правительства;

3)​ Конституция, указы Президента, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства;

4)​ указы Президента, Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства.

8. Являются ли источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права?

1)​ не являются;

2)​ являются;

3)​ являются, если они не противоречат федеральным конституционным законам.

9. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия:

1)​ федерального закона;

2)​ федерального конституционного закона;

3)​ Указа Президента РФ;

4)​ Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

10. Обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ имеет право:

1)​ Генеральный прокурор РФ;

2)​ Председатель Верховного Суда РФ;

3)​ Президент РФ;

4)​ любой гражданин РФ.

11. Определить основополагающий принцип конституционного строя РФ:

1)​ жесткая централизация государственного управления;

2)​ ограничение экономической деятельности на территории субъектов РФ;

3)​ целостность и неприкосновенность территории РФ;

4)​ общность взглядов и интересов всех граждан.

12. Найдите среди ниже перечисленных положение, которое нельзя отнести к основам конституционного строя РФ:

1)​ разделение властей;

2)​ идеологическое и политическое многообразие;

3)​ признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4)​ политическая и правовая культура избирателей.

13. Российская федерация (Россия) – это:

1)​ авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2)​ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3)​ общенародное союзное правовое государство с республиканской формой правления;

4)​ унитарное, социальное правовое государство с республиканской формой правления.

14. В Конституции РФ признается суверенитет:

1)​ многонационального народа РФ;

2)​ субъектов РФ;

3)​ республик в составе РФ;

4)​ исключительных экономических зон РФ.

15. Источником власти в РФ является:

1)​ парламент;

2)​ референдум;

3)​ народ;

4)​ президент.

16. Согласно Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе:

1)​ разделения на исполнительную, законодательную и судебную;

2)​ взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной властей;

3)​ верховенства исполнительной власти;

4)​ все вышеперечисленные ответы верны.

17. Гражданство – это:

1)​ правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законном основании на территории РФ;

2)​ устойчивая правовая связь человека и российского государства;

3)​ правовая принадлежность человека к населению РФ;

4)​ все, перечисленное выше.

18. Что из ниже перечисленного не является основанием приобретения российского гражданства?

1)​ приобретение гражданства по рождению;

2)​ прием в гражданство;

3)​ восстановление в гражданстве;

4)​ все перечисленное является основанием приобретения российского гражданства.

19. Может ли гражданин РФ быть лишен права иметь российское гражданство?

1)​ да, если в отношении данного гражданина есть приговор суда о лишении его свободы;

2)​ да, но только в тех случаях, если доказано, что действия данного гражданина направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

3)​ никто из граждан РФ не может быть лишен гражданства РФ;

4)​ да, но только в тех случаях, когда данное лицо проживает заграницей.

20. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?

1)​ Правительство;

2)​ Генеральный прокурор;

3)​ Министерство юстиции РФ;

4)​ Президент РФ.

21. В какой последовательности перечисляются права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ?

1)​ личные, политические, экономические, социальные, культурные;

2)​ личные, социальные, экономические, политические, культурные;

3)​ политические, личные, социальные, экономические, культурные;

4)​ социальные, экономические, личные, политические, культурные.

22. Что из ниже перечисленного относится к естественным правам человека?

1)​ право на труд, на жилище, на образование;

2)​ право на жизнь, на личную неприкосновенность;

3)​ право на участие управлением государства;

4)​ право на забастовку.

23. Личные права человека и гражданина не включают право на:

1)​ свободу и личную неприкосновенность;

2)​ жизнь;

3)​ образование;

4)​ неприкосновенность жилища.

24. К группе политических прав в РФ относятся:

1)​ право на забастовку;

2)​ право проводить собрания, митинги, шествия;

3)​ право на судебную защиту своих прав;

4)​ право свободно выезжать за пределы РФ.

25. К категории социальных прав в РФ относят:

1)​ право на неприкосновенность жилища;

2)​ свобода передвижения по стране;

3)​ право на частную собственность;

4)​ право на благоприятную окружающую среду.

26. Свобода совести означает:

1)​ никто не может принуждаться к выражению своих убеждений или отказу от них;

2)​ право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

3)​ право свободно указывать свою национальную принадлежность;

4)​ свобода литературного, художественного и иных видов творчества.

27. Избирательным правом не обладают граждане РФ:

1)​ старше 70 лет;

2)​ профессиональные военные;

3)​ имеющие двойное гражданство;

4)​ находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

28. Термин «активное избирательное право» означает право граждан РФ:

1)​ избирать в органы государственной власти и органы местного

самоуправления;

2)​ избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3)​ контролировать избирательный процесс;

4)​ таким правом граждане РФ не обладают.

29. Права и свободы не могут быть ограничены федеральным законом в целях:

1)​ защиты нравственности;

2)​ защиты основ конституционного строя;

3)​ обеспечение приоритета отдельного министерства;

4)​ защиты прав и свобод других лиц.

30. Не подлежат ограничению, по Конституции РФ:

1)​ право на неприкосновенность частной жизни;

2)​ право на социальное обеспечение по возрасту;

3)​ право на тайну переписки;

4)​ право на отпуск.

31. Конституционной обязанностью граждан РФ является:

1)​ получение основного общего образования;

2)​ создание семьи;

3)​ участие в выборах органов государственной власти;

4)​ заниматься предпринимательской деятельностью.

32. Лицо может быть подвергнуто задержанию на срок:

1)​ не более 72 часов;

2)​ не более 48 часов;

3)​ не более 24 часов;

4)​ не более 10 суток.

33. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?

1)​ вопросы объявления войны;

2)​ вопросы о принятии Конституции;

3)​ вопрос о пересмотре действующего закона;

4)​ вопрос о применении в государстве смертной казни.

34. Процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни называется:

1)​ выборами;

2)​ импичментом;

3)​ самоуправлением;

4)​ референдумом.

35. Одной из обязанностей граждан РФ является:

1)​ личная неприкосновенность;

2)​ защита отечества;

3)​ право избирать и быть избранным;

4)​ свобода слова.

36. Свобода человека предполагает:

1)​ полную независимость от общества;

2)​ возможность делать собственный выбор;

3)​ действие в соответствии с обстоятельствами;

4)​ самоизоляцию от социального окружения.

37. Свобода совести означает:

1)​ возможность не отвечать за собственные проступки;

2)​ возможность говорить неправду родителям;

3)​ право исповедовать любую религию или быть атеистом;

4)​ право обманывать своих близких.

38. Какие из перечисленных прав относятся к конституционным экологическим?

1)​ право на труд в безопасных условиях;

2)​ право на благоприятную окружающую среду;

3)​ право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;

4)​ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

39. Права человека, принадлежащие ему от рождения, называются:

1)​ основными;

2)​ конституционными;

3)​ естественными;

4)​ индивидуальными.

40. РФ – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Это означает:

а) религиозные объединения отделены от государства;

б) запрещены государством;

в) независимы от государства;

г) каждый российский гражданин должен быть атеистом.

41. В РФ существует:

1)​ 6 видов субъектов федераций;

2)​ 89 видов;

3)​ 85 видов;

4)​ 1 вид.

42. Не является субъектом РФ:

1)​ федеральный округ;

2)​ город федерального значения;

3)​ автономная область;

4)​ автономная республика.

43. Виды субъектов РФ:

1)​ республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

2)​ республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

3)​ районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

4)​ республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

44. Что подразумевает «вхождение» автономного округа в состав края,

области?

1)​ утрату автономным округом элементов своего статуса;

2)​ соответствие всех окружных законов краевым или областным;

3)​ недопустимость принятия автономными округами самостоятельных бюджетов;

4)​ наличие единой территории и населения края, области, включающих территорию и население автономного округа.

45. Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

1)​ да, в полной мере;

2)​ не обладают;

3)​ суверенными являются только республики в составе РФ;

4)​ все субъекты РФ обладают ограниченным суверенитетом в рамках, установленных Конституцией и Федеративным договором.

46. Государственная целостность как принцип федеративного устройства означает:

1)​ невозможность выхода субъектов из Федерации по его желанию;

2)​ недопущение установления таможенных границ, пошлин и сборов;

3)​ признание рубля валютой РФ;

4)​ полное отсутствие суверенитета субъектов РФ.

47. B исключительном ведении РФ находится:

1)​ природопользование;

2)​ трудовое законодательство;

3)​ государственные награды и почетные звания РФ;

4)​ защита традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

48. Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

1)​ по требованию одного из субъектов РФ;

2)​ по взаимному согласию субъектов РФ;

3)​ по решению Конституционного суда;

4)​ по решению Президента.

49. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается:

1)​ федеральным законом;

2)​ Президентов РФ;

3)​ полностью самостоятельно субъектами РФ;

4)​ субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

50. Президент РФ избирается:

1)​ на 4 года жителями РФ;

2)​ на 4 года гражданами РФ;

3)​ на 6 лет жителями РФ;

4)​ на 6 лет гражданами РФ.

51. Президент РФ:

1)​ разрабатывает федеральные законы;

2)​ утверждает федеральные законы;

3)​ подписывает и обнародует федеральные законы;

4)​ одобряет федеральные законы.

52. Президент РФ:

1)​ решает вопрос о доверии Правительству РФ;

2)​ принимает решение об отставке Правительства РФ;

3)​ решает вопрос о доверии Правительству и принимает решение об его отставке;

4)​ вопрос о доверии Правительству и его отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

53. Найдите функцию, не принадлежащую Президенту РФ:

1)​ осуществляет помилование;

2)​ объявляет амнистию;

3)​ осуществляет руководство внешней политикой;

4)​ решает вопросы предоставления политического убежища.

54. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно выполняет:

1)​ Председатель Госдумы;

2)​ Председатель Совета Федерации;

3)​ Председатель Правительства;

4)​ Министр иностранных дел.

55. B случае отрешения Президента от должности решение принимается:

1)​ специальной комиссией, образованной Госдумой;

2)​ 1/3 голосов Совета Федерации;

3)​ 2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат;

4)​ 3/4 голосов от общего числа членов каждой из палат.

56. Для процедуры отрешения Президента РФ от должности необходимо:

1)​ обвинение, выдвинутое Советом Федерации;

2)​ обвинение, выдвинутое Госдумой;

3)​ обвинение, выдвинутое Правительством РФ;

4)​ обвинение, выдвинутое Верховным судом РФ.

57. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию:

1)​ в течение тридцати дней;

2)​ в течение семи дней;

3)​ в течение четырнадцати дней;

4)​ в течение десяти дней.

58. В случае досрочной отставки Президента РФ выборы нового Президента должны состояться:

1)​ в течение 6 месяцев со дня отставки;

2)​ в срок не менее 3 месяцев со дня принятия отставки;

3)​ не позднее 4 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента;

4)​ не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

59. Государственная Дума:

1)​ принимает федеральные законы;

2)​ одобряет федеральные законы;

3)​ ратифицирует федеральные законы;

4)​ подписывает федеральные законы.

60. Госдума избирается на:

1)​ 5 лет;

2)​ 4 года;

3)​ 7 лет;

4)​ Госдума не избирается, а формируется путем кооптации представителей от субъектов.

61. K ведению Госдумы относится:

1)​ дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

2)​ назначение на должность судей Конституционного суда;

3)​ осуществление помилования;

4)​ назначение высшего командования вооруженных сил РФ.

62. K ведению Совета Федерации относится:

1)​ назначению выборов Президента РФ;

2)​ назначение на должность Уполномоченного по правам человека;

3)​ разработка федерального бюджета;

4)​ объявление амнистии.

63. Федеральный конституционный закон считается принятым, если:

1)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы РФ;

2)​ он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов Госдумы и не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ;

3)​ он одобрен большинством не менее 1/2 голосов от общего числа членов Совета Федерации не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы;

4)​ он одобрен не менее ½ голосов от общего числа депутатов обеих палат.

64. Президент имеет право досрочно распустить Госдуму в случае:

а) однократного отклонения Госдумой представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства;

2)​ двукратного отклонения кандидатур на ПОСТ Председателя Правительства;

3)​ если Госдума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие

Правительству;

4)​ Президент РФ такого права не имеет.

65. Высший орган исполнительной власти в РФ —это:

1)​ Президент РФ;

2)​ Совет Федерации;

3)​ Правительство;

4)​ Госдума.

66. Основные направления деятельности Правительства определяет:

1)​ Президент РФ;

2)​ Госдума;

3)​ Председатель Правительства;

4)​ лидер победившей на выборах политической партии.

67. B функции правительства не входит:

1)​ разработка Федерального бюджета;

2)​ обеспечение проведения единой финансовой политики;

3)​ управление Федеральной собственностью;

4)​ выдвижения обвинения против Президента для отрешения его от должности.

68. Основанием для прекращения полномочий Правительства РФ является:

1)​ прекращение полномочий Госдумы;

2)​ избрание или переизбрание Президента РФ;

3)​ недоверие Правительству со стороны Совета Федерации;

4)​ недоверие Правительству со стороны Федерального Собрания РФ.

69. Если государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент:

1)​ решает вопросы об отставке Правительства;

2)​ решает вопросы о роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

3)​ решает вопрос об отставке Правительства и роспуске Госдумы и назначении новых выборов;

4)​ вопрос об отставке не входит в компетенцию Президента РФ.

70. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется:

1)​ Президентом РФ;

2)​ главами администраций субъектов РФ;

3)​ только судами;

4)​ прокуратурой.

71. Какой из указанных признаков муниципального образования является обязательным:

1)​ местный бюджет;

2)​ определенный размер территории муниципального образования;

3)​ обязательное наличие в составе муниципального образования нескольких населенных пунктов;

4)​ наличие достаточных водных ресурсов.

72. Указать основной вид муниципального образования:

1)​ муниципальный округ;

2)​ муниципальный район;

3)​ городской район;

4)​ деревенское поселение.

73. Орган местного самоуправления:

1)​ избираются непосредственно населением;

2)​ избираются представительным органом муниципального образования;

3)​ формируются представительными государственными органами муниципального образования;

4)​ либо избирается населением, либо образуются органом муниципального образования.

74. Структура местной администрации утверждается:

1)​ представительным органом муниципального образования;

2)​ главой местной администрации;

3)​ представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации;

4)​ главой администрации субъекта федерации.

75. Высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов обладают:

1)​ устав муниципального образования;

2)​ решения, принятые на референдуме;

3)​ устав и решения местного референдума (схода);

4)​ постановления и распоряжения главы местной администрации.

Таблица правильных ответов к тесту по конституционному праву.

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП — форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) — источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

1. НПА, действующие на всей территории РФ — особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли конституционного права. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

2. НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ — конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

3. НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

  • правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));
  • особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ — хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так е как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;
  • особое место занимают Декларации — Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) — формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства (признание языкового суверенитета каждого народа; права и свободы от рождения; носитель суверенитета — многонациональный народ);
  • источники КП, действующие только на территории субъектов РФ — конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
  • Договоры — Федеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов (автономных областей, автономных округов, республик, краев и т.д.).

Действующие ФКЗ РФ:

  • о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);
  • о референдуме РФ от 28.06.2004;
  • о судебной системе РФ от 31.12.1996;
  • об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;
  • о правительстве РФ 17.12.1997;
  • о военных судах РФ 23.06.1999;
  • о государственном флаге РФ от 25.12.2000;
  • о государственном гербе РФ от 25.12.2000;
  • о государственном гимне РФ от 25.12.2000;
  • о чрезвычайном положении 20.05.2001;
  • о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;
  • о военном положении от 30.01.2002.

Действующие ФЗ РФ:

  • об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998;
  • о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002;
  • о беженцах от 19.02.1993

КПРФ Лекции Плотников обзорные в феврале

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

С консти­туционного права начинается формирование всей системы нацио­нального права, всех отраслей, и в этом его системообразую­щая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связа­но с политикой и политической системой. Властные отноше­ния соприкасаются не только с индивидуальными проявлени­ями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объедине­ния, которые путем выборов участвуют в формировании ор­ганов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Конституционное право — юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Конституционное право призвано закреплять осно­вы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современ­ная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. В де­мократическом государстве это право непрерывно развивает­ся, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной Рос­сии, в которой многие демократические институты еще не окрепли.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что КП регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Другая особенность предмета КП состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы КП регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом КП охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы. Таким образом, предметом КП являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими.

Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между чело­веком и государством): т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

— общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества;

— разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами;

— основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Итак, можно сделать следующий вывод. Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

Конституционное право — материальная отрасль публичного права, занимающая ведущее место в системе отрасли российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, и с организацией публичной власти РФ.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции — это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

  • 1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
  • 2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

  • 4. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
  • 5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

  • а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
  • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  • 6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

  • 7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.
  • 8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Понятие конституционного права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других — предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Добавить комментарий