Предмет римского частного права

Римское право в своем развитии прошло несколько этапов:

Какие же характерные черты имело римское право на каждом этапе своего развития?

Итак, древнейший период. Римское право этого периода характеризовалось неразвитостью и простотой основных правовых институтов, переплетением с религией. Связь права с религией проявлялась, в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и фраз, совершением ритуальных действий. На данном этапе сравнительно медленно происходили изменения в праве, т.к. было слишком велико влияние религии. Существенной чертой римского права древнейшего периода является и казуальность норм /невысокая степень обобщения/. Отсутствовали общие правила поведения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.

Указанные черты римского права отразились и на его источниках. Преимущественное значение среди них имели обычаи.

В классический период римское право достигает наивысшей ступени разработанности и совершенства. Характеризуя римское право на данном этапе следует выделить закрепление в нем наиболее абсолютного права частной собственности, в т.ч. на рабов. В этот период развивается система преторского права, которая полнее отвечала требованиям товарного производства. Именно в преторском праве высокого уровня достигают отдельные институты и понятия гражданского права. Римское право на данном этапе имеет основой не религиозные традиции и обычаи, а рационализаторское мировоззрение и учение о естественном праве. Греческая философия помогла римским юристам придать логическую последовательность.

Из права исчезает религиозная обрядность, символика. Оно приобретает вполне светский характер.

Римскому классическому праву свойствен высокий уровень техники выражения общих норм поведения, точность формулировок, обоснованность решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов. Например, «ЗНАТЬ ЗАКОНЫ — НЕ ЗНАЧИТ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ИХ СЛОВА, НО ПОНИМАТЬ ИХ СИЛУ И ЗНАЧЕНИЕ» /д.1, 3, 17/, «НЕПРАВИЛЬНО

ДАВАТЬ ОТВЕТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ ИЛИ РЕШАТЬ ДЕЛО, ИМЕЯ В ВИДУ НЕ ВЕСЬ ЗАКОН, А ТОЛЬКО КАКУЮ-НИБУДЬ ЕГО ЧАСТЬ» /д. 1, 3, 24/ и др. Подобные афоризмы были широко представлены в особых сборниках, которые

использовались в учебных целях.

На источники римского права религия уже оказывает ограниченное влияние. Ограниченное влияние оказывают и древние обычаи.

Огромное влияние на римское право оказало учение о естественном праве. Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму, началом нравственности и справедливости.

В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Конечно, естественное право находилось в явном противоречии с произволом императорской власти, гражданских и военных чиновников.

Римское право постклассического периода включает в себя основные результаты предшествующего развития права. Совершенствуется юридическо-техническое состояние права, повышается теоретический уровень его разработки. На этом этапе наблюдается и отрицательная тенденция которая заключалась в том, что упрочиваются сословные деления населения.

Значительным фактом развития права стала систематизация в законодательстве Юстиниана.

Происходят существенные изменения в круге источников права. Из их числа исключаются постановления народный собраний. Важнейшим источником права становятся императорские распоряжения и указы.

Таковы основные характерные черты римского права на соответствующих этапах своего развития.

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права -ПУБЛИЧНОЕ и ЧАСТНОЕ ПРАВО. Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает римский юрист УЛЬПИАН: «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ЕСТЬ ТО, КОТОРОЕ ОТНОСИТСЯ К ПОЛОЖЕНИЮ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА; ЧАСТНОЕ КОТОРОЕ ОТНОСИТСЯ К ПОЛЬЗЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ». В основе данного определения лежит различие в охраняемых правом интересах.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — это нормы права, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение его органов.

ЧАСТНОЕ ПРАВО — Это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми.

Мы приступаем к изучению римского частного права, предметом которого являются важнейшие институты имущественного права, а в связи с ними также семейного права. К числу таких правовых институтов относятся: право собственности, обязательственное право, наследственное право и т.п.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми считались некоторые отношения, которые к ним не относились. Например, кража /фуртум/ рассматривалась как частный «деликт, а не как уголовное преступление.

В силу особенностей исторического развития, в составе римского права различали отдельные системы. Эти системы возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским правом по имени древнейшего племени квиритов. Эта система права позднее получила название ЦИВИЛЬНОГО ПРАВА /ins civile/. Цивильное право подчеркивало строго национальный характер права римского гражданина, права государства. Цивильном правом считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. Все же цивильное право признавало в какой-то мере субъектом права не только римлянина, без чего немыслимой была бы торговля.

Наряду с системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО /ins praetoriupe/. Каковы же были предпосылки возникновения этой системы права?

  • развитие экономики;

  • рост рабовладения;

  • сосредоточение в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.

Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными. Эти постановления необходимо было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом — преторов. Путем издания преторами эдиктов был разработан ряд правовых институтов.

Таким образом, параллельно цивильному праву создавалась система преторского права. Дуализм цивильного и преторского права был довольно длительным явлением, но затем постепенно произошло их слияние.

Наряду с цивильным и преторским правом существовала еще одна система права, которая называлась ПРАВО НАРОДОВ /ins gentium/.

Цивильное право, как мы знаем, применялось только к римским гражданам. Однако, с развитием производства и обмена, расширением торгового оборота возникла необходимость признания основных частных прав, также как: право собственности, право заключения договоров и т.д., и за не римскими гражданами. На этой почве сложилась система права, которая получила название — ПРАВО НАРОДОВ /ins gentium/.

К понятию права народов относилось древнее право. Древнее право регулировало договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права на вступление в брак и права торговли.

Затем к нему относилось обычное право. Обычное право применялось в практике торговых отношений. С распространением римского господства на провинции, право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

В противоположность цивильному праву, строго формальному и мало подвижному, право народов быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Право народа, выросшее на базе торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, является правом универсальным, т.к. оно применялось ко всем участникам торгового оборота независимо от их гражданства.

Необходимо отметить, что постепенно шел процесс слияния цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал прежде всего интерес господствующего класса в развитии торгового оборота и укреплении торговых отношений с другими странами.

Рассматривая исторические системы римского частного права следует несколько слов сказать и о естественном праве. Римский юрист ЦИЦЕРОН первым определил естественное право как требования морали и утверждал, что оно покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Другой римский юрист УЛЬПИАН признавал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Таким образом рассматривая римское частное право, было бы неверным говорить о нем как о единой системе.

Добавить комментарий