Предмет социального обеспечения

Вопросы к дифференцированному зачету по праву социального обеспечения (3 курс, 6 семестр)

Определите понятие, виды и функции социального обеспечения. Соотнесите понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Социальное обеспечение — это:

1. форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

2. некая форма помощи, со стороны государства, для определенного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания в социальном положении граждан

Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

• пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

• дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

• безработные;

• временно нетрудоспособные;

• инвалиды;

• многодетные семьи;

• малообеспеченные.

Функции социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях:

— политическая;

— экономическая;

— социальная;

— трудовая;

— демографическая;

— реабилитационная.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в том, что она замещает зарплату или иной доход, утраченный в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, или в оказании помощи малоимущим.

Политическая функция социального обеспечения заключается в поддержании социальной стабильности и ослаблении социальной напряженности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Социальная функция социального обеспечения заключается в поддержке социально незащищенных, наиболее нуждающихся категорий граждан путем выделения им дополнительных средств.

Трудовая функция социального обеспечения выражается в том, что источником средств для всех видов социального обеспечения являются трудовые отношения в данном обществе. От их уровня развития зависят все звенья системы социального обеспечения

Реабилитационная функция социального обеспечения заключается в создании нормальных условий для восстановления общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами общества.

Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения страны, что необходимо для нормального развития государства.

Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в страрости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей при потере кормильца и иных случаев.

Статья 7 конституции объявляет РФ социальным государством, что означает-в РФ охраняется труд и здоровье, устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обеспечивается государством поддержка семьи, инвалидом и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия.

Предмет ПСО- это круг общественных отношений, регулирующих его нормы. Предмет носит комплексный характер и связан с:

1) обеспечением граждан пенсиями, пособиями, компенсациями;

2) представлением помощи в натуральной форме (медицинская помощь, социальная помощь инвалидам, санаторно-курортное лечение, подготовка и переподготовка профессионального обучения).

Метод ПСО- это совокупность приёмов и способов воздействия на общественные отношения. Он имеет комплексный характер и представлен в виде административно-правового и гражданско-правового метода воздействия на субъект.

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании

Система ПСО — представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты.

Правовые институты — это обособленные взаимосвязанные группы правовых норм,, регулирующих конкретные виды отношений.

ПСО состоит из двух частей общей и особенной.

В общую входят: общие задачи и принципы права граждан в области социального обеспечения, источники ПСО. В особенную включены: определенные институты ПСО (трудовой стаж, инвалидность и т. д.)

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

•сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

•отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

•определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

•применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно неэквивалентно, как правило, на договорной основе.

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Он всегда определяется предметом правового регулирования: конкретное содержание общественных отношений данного вида обусловливает своеобразие способов юридического воздействия.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод). Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.

Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т.е. предмета отрасли). Способ разрешения данного противоречия был предложен С.С. Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен учитывать не только характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет, дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования. Концептуально такие признаки были обоснованы Л.С. Явичем. Развив данную концепцию, С.С. Алексеев более четко сформулировал их конструкцию. К числу таких признаков отнесены следующие: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия.

Проблема метода правового регулирования общественных отношений в общей теории права – одна из дискуссионных, что предопределило ее дискуссионность и в праве социального обеспечения, о чем свидетельствует отсутствие единства взглядов среди ученых на данную проблему.

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.

Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.

Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим – органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.

В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

В одной из последних своих работ В.С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых.

Дальнейшей разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд ученых, однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиций, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения.

Итак, что же следует понимать под методом права социального обеспечения?

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так приемы, специфичные для данной отрасли права.

Выше указывалось, что к общеправовым («сквозным») приемам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование. Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, — запрещено», диспозитивное – формулой «все, что не запрещено, — разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором – дозволения.

Какой же из этих методов применяет законодатель в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан?

Значительная часть ученых при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место ставят именно дозволение, хотя и с определенными оговорками. Представляется, что такой прием правового регулирования не соответствует экономической сущности отношений, отражающей их распределительный характер, который предопределяет, что при распределении валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения можно поступать только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять разрешается только те виды обеспечения, которые предусмотрены законом и на получение которых у гражданина возникло право. Перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного государственного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.

Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция РФ (ст.72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов РФ. Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта РФ, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ с 1 января 2005 г. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и т.д.).

Сочетание централизованного регулирования с региональным характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу ст. 72 Конституции РФ охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и др.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности.

В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, — социально-партнерские соглашения. Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения, поскольку они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.

Учитывая, что содержание социально-обеспечительных отношений в определенной степени может быть обусловлено трудовыми отношениями, правомерно выделять и такой способ формирования прав и обязанностей субъектов как договорный, который распространяется и на сферу социального обеспечения, если он касается работника.

Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют и способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли. Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты.Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство.

Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.

Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и т.п.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.

Специфические признаки метода права социального обеспечения характерны и для способа защиты нарушенного права: граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

По некоторым видам социального обеспечения жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами (например, жалобы по вопросам обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности родам рассматриваются органами Фонда социального страхования). Однако, это скорее исключение из общего правила.

И, наконец, особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых в праве социального обеспечения к субъектам отношений. В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции: за правонарушения, допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов: правовостановительные и правограничивающие. Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в случае причинения по его вине материального ущерба работодателю, нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок. Так работник может быть лишен пособия по временной нетрудоспособности, если он нарушает режим, предписанный врачом, на весь период такого нарушения; гражданину, признанному безработным, который не выполняет обязанностей по своевременной явке в орган службы занятости, либо по направлению данного органа к работодателю, может быть уменьшен размер пособия по безработице или приостановлена его выплата. В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину – субъекту пенсионного либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту – органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает когда гражданином недополучены денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, к признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие: императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный орган либо по его поручению иной компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей); относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; применение правовостанновительных и правограничивающих санкций.

Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 993;

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:

— отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)

— отношения по предоставлению различных специальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)

— процессуальные и процедурные отношения, связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.

В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.

Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».

Процедурные — это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии ).

Процессуальные — это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).

1.3. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Особенностями метода ПСО являются:

— сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;

— права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;

— в ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

— в ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.

— специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.

1.4. Принципы права социального обеспечения.

К принципам ПСО относятся:

— всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)

— предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

— установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.

— многообразие оснований и видов социального обеспечения.

— дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.

— участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.

Алиментарность – свойство (признак) социального обеспечения, отражающее его объем, то есть средства и (или) условия, необходимые для удовлетворения основополагающих жизненных потребностей нуждающегося, исходя из конкретной причины нуждаемости.

Безработный – трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Беженец- лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или не имеет определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец– гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Застрахованные лица –лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Здоровье –состояние человека, при котором у него не выражены, в том числе временно, функциональные нарушения (патологии) в деятельности организма (его элементов) вследствие болезней, физических дефектов, травм, отравлений и т.п.

Инвалидность– нарушение здоровья вследствие стойкого расстройства функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами или дефектами, приводящее к ограничениям жизнедеятельности лица: способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве, общаться, обучаться, контролировать свои действия, заниматься трудовой деятельностью.

Инвалид– лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индексация – установленный государством механизм увеличения размера социально-обеспечительных предоставлений, осуществляемых в денежной форме, с целью поддержания покупательной способности в связи с ростом потребительских цен.

Клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги

Компенсация — предоставление алиментарного характера, осуществляемое в натуральной форме нуждающемуся лицу, находящемуся в экстремальной жизненной ситуации вследствие причин социального, природного или техногенного характера в связи с утратой или повреждением имущества, которое является необходимым условием существования, в порядке и в размере, определенных законодательством.

Льготы– юридическое средство создания режима благоприятствования для нуждающихся граждан, выражающегося в полном или частичном освобождении от исполнения определенных обязанностей.

Медико-социальная экспертиза– определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Малообеспеченность – имущественное состояние лица (семьи), при котором доход (среднедушевой доход) не превышает величины прожиточного минимума, определенного в установленном законом порядке.

Медицинское обслуживание– правовая связь между пациентом и медицинской организацией (частнопрактикующим врачом), которая выражается в оказании медицинским работником медицинских услуг за счет общественных и обобществленных средств по основаниям, на условиях, в порядке и в объеме, определенных законодательством.

Нетрудоспособность – состояние временной или постоянной невозможности осуществления нуждающимся трудовой или иной приносящей доход деятельности вследствие обстоятельств, признаваемых уважительными в соответствии с законодательством.

Нуждаемость – состояние лица, когда оно испытывает неудовлетворенную потребность в чем-либо вследствие объективно возникающих обстоятельств, создающих невозможность для самостоятельного преодоления соответствующей ситуации.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности лица до 1 января 2002 г., учитываемая при конвертации и валоризации пенсионных прав.

Организационно-правовая форма социального обеспечения – система способов и условий формирования фондов социального обеспечения и управления органами социального обеспечения в процессе распределения финансовых средств на соответствующие цели.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Охрана здоровья –совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Пенсия – ежемесячная денежная выплата алиментарного характера, осуществляемая в целях содержания нуждающегося, по основаниям, на условиях, в порядке и размере, определяемых законодательством.

Перерасчет пенсии – способ изменения ранее установленного размера пенсии в связи с возникновением (изменением) определенных законом юридических фактов.

Помощь – одна из целей социального обеспечения, которая предполагает предоставление нуждающемуся лицу дополнительного и, как правило, временного источника средств и (или) условий для существования.

Пособие – единовременная или периодическая денежная выплата алиментарного характера в целях оказания помощи нуждающемуся по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

Предметы первой необходимости – предоставления алиментарного характера, осуществляемые в натуральной форме в целях оказания помощи лицу или семье, находящимся в экстремальной (трудной) жизненной ситуации вследствие причин социального, природного или техногенного характера либо в состоянии малообеспеченности на условиях, в порядке и размерах, определенных законодательством.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина– минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Реабилитация инвалидов- система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Семья – лица, связанные родством (свойством), совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

– одна из целей социального обеспечения, которая предполагает предоставление нуждающемуся лицу единственного (основного), систематического и, как правило, постоянного источника средств и (или) условий для существования.

Социальное обеспечение – система мер и мероприятий, осуществляемых государством от имени общества, за счет общественных и обобществленных средств по содержанию нуждающихся лиц и (или) по оказанию им помощи в денежной или натуральной форме в объеме удовлетворения их алиментарных потребностей.

Социальное обслуживание– правовая связь нуждающегося, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и социальной службы, в рамках которой он вправе требовать от службы выполнения установленных законодательством действий в целях оказания ему помощи или содержания для удовлетворения бытовых, духовных, материальных и иных основополагающих жизненных потребностей на условиях, в порядке и в объеме, предусмотренных законодательством.

Социальные службы– предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социально-обеспечительное правоотношение – индивидуализированная правовая связь, как правило, возникающая на основе юридического состава и представленная в виде определенного сочетания взаимных прав и обязанностей, между нуждающимся и органом социального обеспечения в связи с предоставлением конкретного вида социального обеспечения или совершением действий, имеющих юридическое значение для установления (подтверждения) субъективного права на него.

Социальный страховой риск– вероятное жизненное обстоятельство, возникающее в силу объективно распространенных причин, значимых для общества, приводящее к негативным для конкретного лица или членов его семьи последствиям в отношении имущественного положения, включая затраты на сохранение (восстановление) здоровья, и являющееся основанием для обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Социально-обеспечительное предоставление – мера алиментарного характера, осуществляемое государством от имени общества в адрес нуждающегося лица с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме по основаниям, на условиях, в порядке и объеме, определяемых законодательством.

Социальная защита инвалидов– система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Специальный (профессиональный) стаж – суммарная продолжительностьвидов деятельности, которые имеют особую значимость для государства, либо связаны с негативным воздействием психических и (или) физических нагрузок, вредных производственных и (или) природно-климатических факторов труда на организм человека, с которыми социально-обеспечительное законодательство связывает право на некоторые виды пенсий.

Страховой стаж (в обязательном пенсионном страховании) – суммарная продолжительности периодов работы и (или) иной оплачиваемой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, с которыми социально-обеспечительное законодательство связывает право на страховую пенсию.

Страховой стаж (при обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию) – суммарная продолжительности периодов работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ФСС, с которыми социально-обеспечительное законодательство связывает определение размера пособий по временной нетрудоспособности или по беременности и родам.

Страховой риск– утрата застрахованным лицом заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Субсидия– имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Трудная жизненная ситуация –обстоятельство, которое объективно нарушает жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Услуга (социальная, медицинская) – предоставление, осуществляемое в форме действий обязанного субъекта в целях оказания помощи или содержания нуждающемуся (клиенту, пациенту), находящемуся в трудной жизненной ситуации и объективно лишенному возможности к самообслуживанию (самолечению), в объеме удовлетворения их алиментарных потребностей на условиях, в порядке и объеме, установленных законодательством.

Фонды социального обеспечения – бюджетные или внебюджетные финансовые средства, сформированные в установленном законом порядке для распределения для целей социального обеспечения нуждающихся.

Добавить комментарий