Предмет таможенного права

Тема 2. Правовые основы организации и деятельности

1.Понятие, предмет и метод таможенного права

2. Принципы таможенного права

3. Источники таможенного права

4. Структура Таможенного Кодекса РФ

5.Международные акты как источники таможенного права

Таможенное право— совокупность юридических институтов и норм, регулирующих общественные отно­шения по экономической охране государственной гра­ницы таможенными органами, путем установления по­рядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу, размеров и порядка взимания та­моженных платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней.

Термин «таможенное право» необходимо рассмат­ривать в трех значениях:

1) как отрасль российского законодательства;

2)в качестве отрасли юридической науки;

3) как изучаемую в соответствующих учебных заведе­ниях учебную дисциплину.

Кроме того, таможенное право теснейшим образом связано с финансовым правом.

Предметтаможенного права составляют прежде все­го специфические общественные отношения, которые возникают в связи с проведением государством тамо­женной политики в целом и установлением таможенно­го режима при перемещении товаров, транспортных средств через таможенную границу и пересечении ее физическими лицами с целью защиты экономической безопасности и других экономических интересов Рос­сийского государства.

Методтаможенного права определяется характером преобладающих в нем норм. Поскольку в таможенном праве преобладают административно-правовые нормы, метод регулирования в нем в основном императив­ный,выражающийся во властных предписаниях и за­прещениях. В то же время имеется определенное коли­чество диспозитивныхнорм, касающихся, например, права выбора заявителем таможенного режима.

Таможенное право характеризуется четкой си­стемой,под которой понимается его внутреннее логически обусловленное строение, т.е. деление юридических норм данной отрасли на главные ча­сти, разделы, институты и входящие в них нормы. Система таможенного права включает общую и осо­бенную части.

Такое деление не основано на структуре Таможенно­го кодекса, который в отличие от кодексов классических отраслей права не имеет общей и особенной частей.

Общая часть таможенного права включает:

— понятие и содержание таможенного дела;

— понятие таможенной территории и таможенной гра­ницы РФ;

— другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве.

Общая часть таможенного права несколько уже общей части соответствующего учебного курса, включающей разделы:

— об основах таможенного дела;

— об истории таможенного права;

— о предмете;

— о системе и источниках таможенного права;

— о субъектах таможенного права;

— о формах и методах деятельности таможенных органов.
Особенная часть таможенного права включает пра­вовое регулирование порядка:

— перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств (в том числе различные таможенные режимы);

— таможенного тарифа и взимания таможенных пла­тежей;

— таможенного оформления;

— таможенного контроля;

— ведения товарной номенклатуры внешнеэкономи­ческой деятельности (ТН ВЭД);

дознания, осуществляемого таможенными органами, их оперативно-розыскной деятельности, производства по делам о нарушениях таможенных правил.

законодательство право таможенный

Таможенное право — отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере.

Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе РФ. Б.Н. Габричидзе и А.Ф. Ноздрачев полагают, что таможенное право — самостоятельная отрасль российского права. К.К. Сандровский и Л.Н. Марков считают, что таможенное право является подотраслью административного права. Д.Н. Бахрах утверждает, что таможенное право — институт административного права.

Ученые, утверждающие, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующего. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в нем практически нет места. А раз метод регулирования — административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.

Представляется, что правы те авторы, которые полагают, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права. В пользу этого говорят следующие доводы.

Во-первых, таможенное право имеет свой предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере.

Во-вторых, у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой.

В-третьих, таможенное право имеет свой круг объектов регулирования — товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.

В-четвертых, для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы.

В-пятых, у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права.

Безусловно, в таможенном праве, как отмечалось выше, присутствуют нормы и других отраслей права, в т.ч. конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у ряда других отраслей российского права. Скажем, у предпринимательского или экологического. Тем не менее эти отрасли права безо всяких условий считаются самостоятельными.

В.Т. Батычко
Таможенное право в вопросах и ответах
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

Предыдущая

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права конституционного, в доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

— общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела и государственной таможенной службы;

— общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;

— общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

— общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления,

— общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России;

— общественные отношения, связанные с валютным контролем;

— общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

— общественные отношения, связанные с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности;

— общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;

— общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;

— общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

— общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Метод таможенного права. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права, в зависимости от вида этих отношений он может быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинационном сочетании обоих этих правовых способов воздействия на субъектов таможенно-правовых отношений в аспекте обеспечения соблюдения требований таможенно-правовых норм.

Предыдущая

Предмет и метод правового регулирования таможенного права

В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования — ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.

Определение права, которое дается во многих работах современных ученых звучит примерно следующим образом: «Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений».

Предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое и является предметом правового регулирования.

Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Каждая отрасль права имеет свои предмет и метод правового регулирования. Круг общественных отношений, регулируемых соответствующими нормами, является предметом отрасли права. Этими общественными отношениями в таможенном праве в соответствии с Указом о таможенном деле в Республике Казахстан являются отношения в областях таможенной политики, перемещения товаров и транспортных средств, таможенных режимов, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее -ТН ВЭД), нарушений таможенных правил, преступлений в сфере таможенного дела и их рассмотрение, а также международно-правового сотрудничества. И регулируются они не только нормами, содержащимися в Указе о таможенном деле в Республике Казахстан, Законе о таможенном тарифе и пошлине от 24 декабря 1991 года, но и правовыми нормами административного, финансового, гражданского, уголовного, процессуального и других отраслей законодательства. В то же время в таможенном законодательстве Республики Казахстан, как впрочем и в аналогичных законодательствах Российской Федерации и государств СНГ, отсутствует изначальное понятие таможенного дела, что, несомненно, влияет на теоретические аспекты разработки основ таможенного права.

Действующий Указ о таможенном деле в Республике Казахстан по своим положениям близок к Таможенному кодексу Российской Федерации (18 июня 1993 года) и Основам таможенных законодательств государств — участников СНГ, что в принципе облегчает процессы унификации правовой базы, гармонизации таможенных и нетаможенных законодательств и механизма формирования таможенного союза в целом.

Если исходить из статьи 1 Указа о таможенном деле в Республике Казахстан, то таможенное дело образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства осуществления таможенной политики, а также организационно-правовые основы деятельности таможенных органов. В отличие от Таможенного кодекса России в статье 1 Указа РК таможенному делу отводится исполнительная роль в проведении таможенной политики как части внешней и внутренней политики.

Таможенное дело в Республике Казахстан представляет отдельную область специальных знаний и его можно отнести к распорядительной деятельности государства, в лице уполномоченных на то органов, по осуществлению своей политики как внешней, так и внутренней в таможенной сфере с использованием правовых и иных средств и соблюдением международных обязательств. Этот комплекс вопросов деятельности государства, являющейся его монополией, составляет предмет таможенного права. Учитывая отсутствие в международном законодательстве обобщенного понятия всего относящегося к таможенной сфере, законодатели ввели понятие таможенного дела, однако не раскрыв полного его содержания. Можно отметить некоторое различие в трактовке содержащегося в статье 1 Указа о таможенном деле в Республике Казахстан определения таможенного дела в сравнении с Таможенным кодексом Российской Федерации, в котором таможенная политика четко включена в состав таможенного дела. Этим самым подчеркивается обобщенность этого понятия. Необходимость унификации таможенных законодательств стран -участников Таможенного союза в СНГ потребует внесения изменений в таможенное законодательство нашего государства.

Появление таможенного дела в нашей Республике породило появление в ее правовой системе относительно новой отрасли права — таможенного права. Отметим те характерные черты, которые присущи таможенному праву, которые в своей основе накладывают отпечаток на деятельность главного субъекта таможенных правоотношений — таможенных органов. Безусловно, анализ таможенного законодательства по большинству параметров свидетельствует, что в правоприменительной деятельности таможенных органов определенно прослеживается административный метод правового регулирования: неравенство сторон, возможность применения мер административного принуждения, в том числе административное задержание, личный досмотр, досмотр товаров и т.д., которые в своей совокупности указывают на императивный характер в деятельности таможенных органов. В то же время в нормах таможенного законодательства широко представлены нормы обязывающего характера: обязанность уплаты таможенных платежей и налогов, обязанность заявления таможенной стоимости товара, обязанность исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа и т.д. Кроме того, пока в таможенном законодательстве в достаточной мере представлены нормы — запреты, т.е. предписания, возлагающие юридическую обязанность воздержаться от совершения таких действий, как от совершения контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела, от совершения нарушений таможенных правил, от совершения административных правонарушений, посягающие на деятельность таможенных органов и т.д. Как видим, методы правового регулирования, основанные на обязывании и запрете, присущи сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, имеющие своей целью достижение определенного правового результата.

Исходя из этого, на первый взгляд может показаться, что методы правового регулирования общественных отношений таможенным законодательством основываются исключительно на методах обязывания и запрета. Однако, как считает С.Р.Ушурова, «в таможенном праве используется также метод дозволения, причем гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Так,» -продолжает автор, — «лицо вправе само в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой режим» Как известно, метод дозволения широко представлен в таких отраслях права, как конституционное, гражданское, трудовое и в других отраслях права. Что же касается такой правовой категории, как предмет правового регулирования, то М.А.Сарсембаев отмечает, что «что группы общественных отношений, регулируемых нормами конституционного, административного, финансового, уголовного, валютного законодательства, в совокупности, составляют предмет регулирования таможенного права». Здесь необходимо вот какое уточнение. Во-первых, основой, фундаментом правовой системы и системы права, а значит и всех отраслей права (кроме международного) в Республике Казахстан является Конституция как правовой документ высшей юридической силы. Во-вторых, ядро правовой системы Казахстана составляет прежде всего такая отрасль права, как конституционное, которое, по словам А.А. Чернякова, является прежде всего интегрирующей отраслью национального права. В-третьих, именно конституционное право предопределяет основные параметры функционирования всех иных отраслей права, в том числе таможенного, а также как государственных органов, так и государства в целом, в том числе и в сфере таможенного дела и таможенной политики. Поэтому конституционное право как ведущая отрасль действующего права Казахстана в позитивном ее значении определяет исходные нормативные начала и для такой отрасли права, как таможенное. Все, что регулируется таможенным правом, охватывается сферой регулирования конституционного права. Поэтому таможенные органы нашей республики осуществляют таможенное дело, а также правоохранительную и правоприменительную деятельность не только в рамках таможенного права, не только в рамках административного права, а в рамках прежде всего конституционного права.

Таким образом, метод правового регулирования казахстанского таможенного права также является специфическим в отличие от методов некомплексных отраслей права и представлен такими способами правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание, т. е. наличие соответствующих норм, которые включены в Указ в зависимости от регулирования тех или иных правоотношений.

Влияние таможенного дела на таможенное право в целом можно выделить, если рассматривать его как совокупность правовых норм (таможенное законодательство) и институтов (таможенных и иных учреждений), регулирующих определенные отношения в этой сфере.

Статьи Указа о таможенном деле предусматривает отсылки на иные законодательные акты или даже ведомственные документы, что также влияет на регулирование складывающихся правоотношений в таможенной сфере в последующей реализации.

С учетом предмета и метода правового регулирования, источников, системы таможенное право как самостоятельная отрасль казахстанского права представляет собой совокупность общих и специфичных институтов и норм, регулирующих соответствующие отношения и оказывающих определенное влияние на сферу таможенного дела.

Такое взаимовлияние может состоять в теоретическом обосновании положений таможенного законодательства, определении возможных пробелов в нем, направлений дальнейшего развития, необходимости разработки законодательных, нормативных (включая ведомственные) актов. Самостоятельность таможенного права как отрасли казахстанского права обусловливает также необходимость его отграничения от других отраслей.

В первую очередь, это касается административного права. До принятия Указа о таможенном деле в Республике Казахстан многие нормы, особенно административных правонарушений, действительно регулировались Кодексом об административных правонарушениях, где таможенным правонарушениям отводилась специальная глава. Наличие норм, правовое регулирование которых можно отнести к сфере административного права, приобретающих специфику в таможенном законодательстве, создает в совокупности с нормами других отраслей права цельность законодательного акта.

Таможенное право тесно связано также с уголовным и уголовно-процессуальным правом, особенно по таким разделам, как преступления в сфере таможенного дела, деятельность таможенных органов как органов дознания и органов, использующих оперативно-розыскную работу.

Несмотря на определенную специфику деятельности таможенных органов, трудовое законодательство тоже регулирует многие вопросы, касающиеся регулирования общих вопросов труда, пенсионного и иного социального разрешения их, в отношении должностных лиц и других работников.

Таможенное право по таким вопросам, как фискальная деятельность таможенных органов, таможенные платежи, включая определенные налоги, имеет соотношение с финансовым правом и в целом с налоговым законодательством.

Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников ВЭД и государства. Норма таможенного права — это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РК об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РК.

От имени государства властными полномочиями в сфере ВЭД обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.

Что же является предметом изучения таможенного права?

Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание «перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу», т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.

Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.

Основным для таможенного права является административно-правовой метод — метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.

Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.

Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты — носители юридических прав и обязанностей.

Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников — таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.

Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Субъекты правоотношений — это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.

Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права — это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.

Понятие «иные субъекты» таможенного права охватывает «лиц» и «лиц РК». К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Понятие механизма правового регулирования предполагает рассмотрение вопроса о методах правового регулирования, без выяснения специфики которых невозможно разграничить различные отрасли права.

Так, российский автор С.С. Алексеев считает, что главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который во многом ориентирован на способы правового регулирования — дозволения, запрещения, обязывания В регулировании отношений в сфере таможенного дела несложно обнаружить наличие сразу всех трех названных способов правового регулирования. Однако при всей значимости способов правового регулирования вопрос о методах регулирования не сводится к ним.

Поскольку, как уже было установлено, отношения в сфере таможенного дела имеют комплексный, неоднородный характер, постольку, говоря о методах правового регулирования применительно к этим отношениям, надо подчеркнуть: для регулирования каждой из названных групп отношений или совокупности ряда групп применяются присущие им методы и способы правового регулирования. Например, в группе отношений в области материального административного права доминируют связывания; в группе отношений, связанных с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, — запрещения.

Добавить комментарий