Предмет трудового спора

Главная » Кадровику » Стороны трудового спора

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором


Вернуться назад на Трудовой спор

Конституция РФ (ч. 5 ст. 37) предоставляет работникам право на коллективные трудовые споры, а также на забастовку как один из способов их разрешения.
Нормы ТК РФ о коллективных трудовых спорах в основном воспроизводят нормы Федерального закона № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Изменения коснулись главным образом прав профсоюзов на объявление и проведение забастовки, а также порядка определения минимума необходимых работ (услуг), обязательного при проведении забастовок.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных актов (ст. 398 ТК РФ).
Необходимо обратить внимание на весьма существенное расширение круга лиц на работодательской стороне, разногласия с которыми теперь признаются коллективными трудовыми спорами. Следуя общей концепции максимально возможного расширения сферы действия трудового законодательства, измененная редакция многих статей Трудового кодекса дополнена упоминанием работодателей — индивидуальных предпринимателей. Таким же образом дополнено понятие коллективного трудового спора, сформулированное в ст. 398 ТК РФ.
Сторонами коллективного трудового спора являются работники и работодатель (работодатели).
ТК РФ указывает также на представителей работников и работодателей, между которыми может возникнуть коллективный трудовой спор, поскольку они как коллективные субъекты могут осуществлять свои права и обязанности только через представителей. Представитель выступает в интересах представляемой стороны (работников или работодателей), не имеет особых интересов в споре. Поэтому представители не могут быть признаны самостоятельной стороной коллективного трудового спора.
Одной стороной коллективного трудового спора могут быть работники организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя (см. ст. 399 ТК РФ), а также работники организаций одной отрасли или организаций, расположенных на определенной территории (например, муниципального образования Российской Федерации).
Другой стороной коллективного трудового спора могут быть работодатель (когда спор возбуждается в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, у индивидуального предпринимателя), работодатели, входящие в определенную отрасль либо действующие на, определенной территории.
Состав сторон коллективного трудового спора зависит от того, интересы какого круга работников затрагивает предмет спора: работников одной организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, занятых у индивидуального предпринимателя, или работников определенной отрасли, организаций, расположенных на определенных территориях. Когда затрагиваются интересы коллектива работников организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения или работающих у индивидуального предпринимателя, коллективные трудовые споры чаще всего возникают в связи с разработкой проекта коллективного договора, его заключения, изменения или выполнения. Когда же затрагиваются общие интересы работников нескольких организаций, то, как правило, речь идет о споре по поводу условий труда, определяемых соглашениями соответствующего уровня, заключения, изменения и выполнения этих соглашений.

Предмет коллективного трудового спора подразделяется на три группы:
1) установление и изменение условий труда (включая заработную плату);
2) заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;
3) отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Первая группа, выделяемая в предмете коллективных трудовых споров, представляет собой общие (коллективные) условия труда, устанавливаемые или установленные для всех или отдельных групп работников, занятых у данного работодателя (локальные условия труда). Предметом коллективного трудового спора могут быть только условия труда, определенные работодателем в установленном порядке. Условия труда, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, не могут быть предметом трудового спора.
Заключение и изменение коллективного договора, соглашения могут стать предметом коллективного трудового спора, если работодатель (работодатели) отказывается от переговоров либо препятствует их проведению, в результате чего коллективный договор, соглашение не могут быть заключены, а также, если после переговоров работодатель отказывается заключить коллективный договор, работодатели отказываются от заключения соглашений, от внесения изменений в коллективный договор, соглашение.
Выполнение коллективного договора, соглашения может стать предметом коллективного трудового спора, когда имеет место нарушение работодателем (работодателями, их представителями) взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению, нарушение норм об условиях труда, содержащихся в этих правовых актах.
Отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов в качестве предмета коллективного трудового спора впервые предусматривается в ТК РФ.
Включение таких споров в предмет коллективных трудовых споров связано со ст. 372 ТК РФ, в которой установлен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 4 этой статьи при недостижении согласия между работодателями и выборным органом первичной профсоюзной организации по поводу проекта локального нормативного акта этот профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Отношения по разрешению трудовых споров (в том числе — коллективных) непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права и регулируются нормами трудового законодательства (см. ст. 1 ТК РФ).
Установление порядка их разрешения относится к ведению федеральных органов государственной власти (он установлен в гл. 61 ТК РФ) и обязателен для применения на всей территории Российской Федерации (см. ст. 6 ТК РФ).
Урегулированные правом отношения по разрешению коллективных трудовых споров становятся соответствующими правоотношениями.
Юридическим содержанием правоотношения по разрешению коллективного трудового спора являются права и обязанности сторон (их представителей), реализуемые ими при его разрешении.

В обобщенном виде порядок разрешения коллективных трудовых споров характеризуется следующими положениями ТК РФ:
1) о порядке выдвижения требований работников, их представителей, рассмотрения требований (см. ст. 399, 400);
2) о примирительных процедурах (см. ст. 401-404);
3) о гарантиях в связи с разрешением коллективного трудового спора (см. ст. 405);
4) об участии государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в их разрешении (ст. 407);
5) о забастовке (ст. 409-414);
6) о запрещении локаута (ст. 415);
7) о ведении документации при разрешении коллективного трудового спора (ст. 418).
Субъекты, имеющие право выдвигать требования к работодателю (работодателями), и порядок выдвижения таких требований определены ст. 399 ТК РФ.
Правом выдвижения требований к работодателю (работодателям) обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. 29-31 ТК РФ:

1) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
2) иные представители, избранные работниками на общем собрании (конференции), при отсутствии первичной профсоюзной организации, а также при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций, ни одна из которых не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Решение принимается большинством голосов присутствующих на собрании (конференции).
Для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение. На работодателе лежит и другая обязанность — не препятствовать проведению собрания (конференции) с такой повесткой дня.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Дата получения требований работодателем должна быть письменно зафиксирована, поскольку с ней связаны сроки дальнейшего прохождения коллективного трудового спора.
Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
Копия требований, оформленных в письменном виде, может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае соответствующий государственный орган обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
В результате изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ № 314 урегулирование коллективных трудовых споров включено в функции Федеральной службы по труду и занятости.

Получение работодателем (работодателями) требований работников или их представителя порождает определенные обязанности:
1) работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования;
2) о своем решении работодатель сообщает представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований;
3) представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профсоюзов (их объединений) и сообщить профсоюзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований (см. ст. 400 ТК РФ).
В поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки, работники имеют право в установленном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (см. ч. 8 ст. 401 ТК РФ).

Трудовой акт
Трудовой анализ
Трудовой договор
Трудовой кодекс РФ
Трудовой стаж
Трудовые отношения


| | Вверх

Определение 1

Под индивидуальным трудовым спором понимается переданный на изучение органа по рассмотрению трудовых споров конфликт (разногласие) между рабочим и работодателем, связанный с выполнением работником его трудовых обязанностей и неурегулированный в привычном порядке.

Определение 2

Предмет индивидуальных трудовых споров – это разнообразные вопросы, которые возникают в процессе трудовой деятельности и связаны с оплатой труда, предоставлением гарантированных льгот, отпуска, наложением дисциплинарного взыскания, взысканием ущерба и пр.

Это также могут быть споры, связанные с применением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающим нормы трудового права, коллективного контракта, соглашения, локального нормативного акта, трудового контракта (включая те, что касаются установления или изменения индивидуальных условий труда) и т.п.

Индивидуальные трудовые споры – это также «служебные споры», которые возникают на государственной гражданской службе. Законодательное определение служебного спора в данной области схоже с определением индивидуального трудового спора в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Определение 3

Под индивидуальным служебным спором понимаются неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим/гражданином, который поступает на гражданскую службу либо ранее состоял на гражданской службе, конфликты по вопросам применения законодательства, других нормативно-правовых актов о гражданской службе и служебного договора, о которых было заявлено в орган по изучению индивидуальных служебных конфликтов (статья 69 Федерального закона касаемо государственной гражданской службе России).

Замечание 1

В соответствии с определением к предмету служебного спора относятся конфликты, связанные с применением нормативно-правовых актов о государственной службе и служебного договора.

Субъекты индивидуальных трудовых споров

Из приведенного в законодательстве определения индивидуального трудового спора можно сформулировать следующее: одной из его сторон выступает работодатель – физ. либо юр. лицо (компания), которое вступило в трудовые отношения с рабочим, либо другой субъект, который наделен в случаях, определенных законодательством, правом заключать трудовые контракты (часть 2 статьи 20 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Второй стороной, по общим правилам, выступает рабочий, то есть физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (часть 1 статьи 20 Трудового Кодекса Российской Федерации). Но здесь есть исключения: в случае, когда в орган по изучению индивидуальных трудовых разногласий передается спор при участии лица, которое ранее состояло в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лица, которое изъявило желание заключить трудовое соглашение с работодателем, в ситуации отказа работодателя от заключения данного контракта.

Органы и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Как и остальные юридические конфликты, возникновение индивидуальных трудовых споров может рассматривать суд. Но специфика трудовых конфликтов заключается в том, что для их быстрого изучения могут быть созданы комиссии по трудовым спорам (КТС). Инициатива организации комиссии по трудовым спорам проявляется как работниками (представительным органом работников), так и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем). В структуру КТС входит равноценное количество представителей рабочих и представителей работодателя. Представителей работодателя в КТС назначает руководитель компании (работодатель – индивидуальный предприниматель). Представителей рабочих избирают на общем собрании (конференции) рабочих либо они делегируются представительным органом рабочих с дальнейшим утверждением на общем собрании (конференции) рабочих.

В случае если работник сам либо при участии собственного представителя не урегулировал споры при прямых переговорах с работодателем, он имеет право установить, в какой орган отправить собственное заявление – в КТС. Обратиться в комиссию по трудовым спорам рабочий может при соблюдении срока, установленного для данной возможности, – 3 месяца с момента, когда ему стало известно про нарушение собственного права (статья 386 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Замечание 2

При пропуске по уважительной причине определенного срока КТС вправе его восстановить и разрешить конфликт по существу.

Одновременно с этим, есть определенная категория конфликтов, для разрешения которых следует обратиться напрямую в судебный орган (статья 391 Трудового Кодекса Российской Федерации):

  • работнику – по поводу восстановления на работе вне зависимости от оснований прекращения трудового контракта, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на иную работу, оплаты за время вынужденного прогула или выплаты разницы в зарплате за время осуществления нижеоплачиваемой работы, незаконных действий (бездействии) работодателя в случае обработки и защиты индивидуальных данных рабочего;
  • лицу, которое ищет работу у работодателя (потенциальному работнику), – по поводу отказа в приеме на работу;
  • лицам, которые работают по трудовому контракту у работодателей – физ. лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, и работники религиозных организаций;
  • лицам, которые считают, что они подвергаются дискриминации;
  • работодателю – касаемо споров о возмещении ущерба, причиненного рабочим работодателю.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Порядок рассмотрения спора в КТС

Заявление работника, которое поступило в КТС, должно быть обязательно зарегистрировано. В период 10 календарных дней с момента подачи работником заявления КТС должна рассмотреть индивидуальное трудовое разногласие. Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены в присутствии работника, который подал заявление, либо уполномоченного им представителя. Рассматривать спор в отсутствие рабочего либо его представителя возможно только согласно письменного заявления работника. При неявке работника (его представителя) на заседание комиссии по трудовым спорам рассмотрение трудового разногласия откладывается. При вторичной неявке рабочего либо его представителя без уважительной причины комиссия вправе снять вопрос с рассмотрения, что не лишает рабочего права подать заявление и рассмотреть трудовой спор повторно в пределах 3-месячного срока с момента, когда ему стало известно о нарушении собственного права.

КТС вправе вызвать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Согласно требования комиссии работодатель (его представитель) должен в определенный комиссией срок представлять ей необходимую документацию. Заседание комиссии по трудовым спорам признается правомочным, если на нем присутствует не меньше 50% членов, представляющих рабочих, и не меньше 50% членов, которые представляют интересы работодателя. Процесс рассмотрения спора фиксируют в протоколе, который подписывает председатель комиссии либо его заместитель и заверяет печатью комиссии. КТС принимает решение посредством тайного голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Копии решения комиссии, заверенные подписью председателя комиссии или его заместителя и печатью комиссии, отдают рабочему и работодателю либо их представителям в течение 3-х дней с момента принятия решения.

Обязательность исполнения решений комиссии по трудовым спорам обеспечивается законодательством. В первую очередь, законодатель определил конкретный срок их исполнения – в течение 3-х дней по истечению 10-ти дней, отведенных на обжалование (статья 389 Трудового Кодекса Российской Федерации). При неисполнении решения комиссии по трудовым спорам, данная КТС вправе вручить специальное удостоверение, обладающее силой исполнительного документа (статья 12 Федерального закона от 02.10.2007-го г. касаемо исполнительного производства). На основании данного удостоверения, полученного от комиссии по трудовым спорам и предъявленного не позднее 3-месячного срока с момента его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение принудительно. Рабочий вправе обратиться за этим документом в течение 1-го месяца с момента принятия решения КТС. При пропуске рабочим указанного срока по уважительной причине данный срок по его заявлению может восстанавливаться.

Трудовой спор в судебном органе рассматривают в 1-м из 3-х случаев, если:

  1. спор не рассмотрела комиссия по трудовым спорам в 10-дневный срок;
  2. рабочего не устраивает решение КТС, и он решил обжаловать его в суде в 10-дневный срок с момента вручения ему копии решения комиссии;
  3. спор относится к категории споров, которые рассматриваются непосредственно в судебном органе (статья 391 Трудового Кодекса Российской Федерации).

В судебных органах рассматривают индивидуальные трудовые разногласия согласно заявлениям рабочего, работодателя либо профессионального союза, защищающего интересы рабочего, когда их не устраивает решение комиссии по трудовым спорам или же когда рабочий обращается в судебный орган, минуя КТС, а также в соответствии с заявлением прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому кодексу и другим актам, которые содержат нормы трудового права.

Период обращения в судебный орган за разрешением индивидуального трудового конфликта составляют:

  • для работника – 3 месяца с момента, когда ему стало известно про нарушение своего права, а по спорам касаемо увольнения – 1 месяц с момента вручения ему копии приказа об увольнении или с момента выдачи трудовой книжки;
  • для работодателя (касается споров о возмещении рабочим ущерба, причиненного работодателю) – 1 год с момента обнаружения причиненного ущерба.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2004-го г. касаемо применения российскими судами Трудового кодекса РФ разъяснено судебным органам, что если положенные сроки пущены, в таком случае судебный орган вправе восстановить право на обращение с иском, однако, только при наличии уважительной причины на это. В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в судебный орган могут выступать обстоятельства, которые препятствовали рабочему своевременно обратиться с иском в судебный орган за разрешением индивидуального трудового разногласия.

Пример 1

Данными обстоятельствами может быть болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в судебный орган из-за непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными родственниками.

Важная гарантия для рабочих при их обращении в судебный орган по требованиям, которые вытекают из трудовых отношений, включая те, что касаются невыполнения или ненадлежащего выполнения условий трудового соглашения, носящих гражданско правовой характер, – это освобождение рабочих от судебных издержек (статья 393 Трудового Кодекса Российской Федерации, статья 333.36 Налогового Кодекса России).

Замечание 3

Помимо этого, законодательством определено правило: решение о восстановлении на работе незаконно уволенного рабочего, о восстановлении на прежней работе рабочего, незаконно переведенного на иную работу, подлежит незамедлительному исполнению (статья 396 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий