Предназначение неправовых форм реализации исполнительной власти

Административно-правовые методы — это способы осуществления исполнительной власти и её различного рода функций уполномоченными на то государственными органами.

Административно-правовые формы представляют собой нормативные акты, содержащие правовые нормы, в том числе и индивидуальные, принимаемые определённым уполномоченным должностным лицом, результатом которых является совершение юридически значимых действий.

Экономические методы по своему характеру являются косвенными и используются органами исполнительной власти с целью достижения желаемого результата, воздействуя непосредственно на материальные или имущественные интересы объекта управления. Т.е. для того, чтобы интересующий объект стал вести себя должным образом, государственные органы используют законодательство в сфере налогообложения, различные экономические санкции и т.д.

Административные методы в административном праве применяются с целью прямого или внеэкономического влияния управляющих органов на волевое поведение интересующих объектов. Этот метод заключается в исполнительской деятельности государственных органов, которые путём принятия право управленческих актов, обязательных для исполнения подчинёнными объектами, заставляют их действовать необходимым образом. Административно-правовые методы могут предписывать совершение определённых действий, запрещать совершение некоторых действий, разрешать спорные вопросы между участниками управленческих отношений и т.д.

  • Экономические и административные методы управления призваны для реализации управленческих функций государственных органов исполнительной власти. Применение методов управления зависит от компетенции государственных органов и производится при взаимодействии объектов управления и управляющих субъектов. При этом статус объекта управления диктует разновидность применяемых методов, т.е. в отношении государственных и частных организаций применяются разного рода методы.
  • Основным методом реализации собственной власти органами управления в первую очередь является метод убеждения. Любые вопросы решаются, прежде всего, с использованием данного метода и только при не достижении желаемого результата используется метод принуждения, это связано с формированием в нашей стране единого информационно-правового пространства. Метод убеждения включает в себя разъяснение, внушение, поощрение и т.д.

Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами (должностными лицами) в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но сами по себе элементами такого процесса не являющиеся, однозначно относятся к неправовым (организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.) .

«Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, — они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними» .

Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п. .

Другой неправовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.

Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти .

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12

Форма реализации исполнительной власти – внешние выражение действий и решений ОИВ и их должностных лиц в рамках их компетенции.

Виды форм управления:
-по хар-ру вохздействия на объекты:

1) внешние- используются для выполенния задач и функций ОИВ по отоншению к др. субьектам.

2) Внутренние – используются органами государсвтенного управленя для решения внутреорганизационных вопросов.

— по способу выражения:

1) словестные(вербальны) – устные, письменные

2) конклюденьтные

-по хар-ру вызываемых последствий:

1)праовые формы управления – 1) выражаются в издании актовуправления, которые вызывают, изменяют, прекращают отношения в сфере реализации исполнительной власти.(индивидуальные акты, НПА) 2) совершение ОИВ действий имеющих правовое значение.

— неправовые форму управление- не свзаны с изданием актов и совершением джействийи имеющих правовое значение. Эти нормы сопутствуют, следуют за правовыми: 1) орсузествление организационных действий, выполение материально-технических действий.

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Правовые основы деятельности в области увязи устанавливаются ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи». В соответствии с ним на территории РФ на основе единого экономического пространства осуществляют свою деятельность разнообразные формы собственности. Государственной задачей является обеспечение надлежащих условий всем этим субъектам. На сегодняшний день собственность средств связи бывает федеральная. Субъектов, муниципальная, а также это может быть собственность граждан и юридических лиц

В РФ предусмотрено 2 вида связи: электросвязь и почтовая связь. Интернет – программа в рамках электросвязи. Электросвязь = любые излучения и прием голосовой информации, текстов, сообщений, проводная и оптическая etc.

Электросвязь по видам включает в себя телефонную, телеграфную, сотовую, подвижную радиотелефонную связи; спутниковую радиосвязь; радиосвязь, предназначенную для приема и передачи радиоволн. Устройства – либо совокупность, либо одно передаточное устройство

Почтовая связь регулируется специальным ФЗ от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». На территории действует единое пространство, также охватывает пространство за границей. Международные нормы регулируют единство правил почтовой связи (единые требования, правила, стандарты и нормы в области почтовой связи). Почтовая связь бывает 3 видов: общего пользования (осуществляется государством или теми, кто имеет от него лицензию), специальная связь федерального органа исполнительной власти, фельдъегерская связь (в контейнерах специальные перевозки фельдъегерями, которые являются государственными служащими Фельдъегерской Федеральной Службы. Имеют особую социальную защиту государства). Правовой основой функционирования печати являются ФЗ от 27.12.1991 №2124-1 «О СМИ» и другие федеральные законы, а также законы субъектов. К СМИ относятся периодические издания, радио, видео программы, кинохроникальные программы (совокупность периодических аудио или аудиовизуальных сообщений и материалов, которые имеют постоянное название и выходят в эфир не реже 1 раза в год) и иные формы (например, печатная периодика – выпускается не реже раза в год; самое длительное по периоду периодическое издание – альманах (1 раз в год)). Программам посвящен ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации и защите информации».

Информация – сведения, представляющие интерес для определенного круга пользователей независимо от формы их представления. Бывает документальная и электронная информация. Информация – объект публичных гражданско-правовых и иных отношений. Информация передается свободно за исключением той, которая представляет собой государственную тайну. Обладателем информации признается лицо (физическое или юридическое), самостоятельно разрабатывающее информацию либо получившее право на ограничение и распространение информации. Защита информации осуществляется по соответствующему ФЗ, постановлению Правительства, указу Президента

Информационные технологии – это процесс или метод (способ) поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации. Существует государственное регулирование в сфере применения информационных технологий.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области связи: министерство связи и массовых коммуникаций в РФ (Минкомсвязь). Оно осуществляет функции по выработке политики и нормативному регулированию в сфере информационных технологий, информационных ресурсов, электро и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, системы цифрового и радиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности. Осуществляет функции на территории РФ и за рубежом, вырабатывает принципы прошедших в эфир программ и произведений.

В ведении его находятся:

— ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (контроль и надзор в СМИ, информационных технологий и связи + контроль и надзор в области функций по обработке персональных данных и является субъектом — защитником тех, чьи персональные данные используются; вырабатывает стандарты и сертифицирует органы)

— ФА по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Осуществляет государственные услуги и управляет вверенным государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования, а также в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности

— ФА связи (Россвязь). Оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере электросвязи и почтовой связи, в сфере развития и использования сетей связи спутниковых систем, теле и радиовещания. Например, распространяют и издают государственные знаки почтовой оплаты, отвечает за международный почтовый обмен

Билет 28.

Понятие и значение правовых актов управления.

— подзаконное официальное решение ОИВ в одностороннем властном порядке по тому или иному вопросу, относящемуся к его компетенции, порождающий юр.последствия.

Признаки:

1)применяется ОИВ в пределах их компетенции

2) подзаконных хар-р

3) официальный хар-р

4) властных хар-р

5)применяются в процессе повседневного руководства хозфйством страны.

6) бр факт.

7 властное одностороннее решение

8внешние оформление

Процедура принятия

Вид письменного документа.

Признаки

1. Законоость – издание только в пределах компетенции ОИВ, содержание акта не может противоречить КРФ, законоджательным актам вышестоящих оргшанов., соблюдение обязательных реквизитов актов, соблюдение процедуры принятия, не нарушает права и интересчы лиц,

2. Целесообразность – полезность с точки зрения общ. Интересов. – научная обоснованность, грамотно изложение, четкое изложение, практическая исполняемость,

Существует презумпция действительности актов – но акты может быть обжалован лицами. До обжалования решения действие акта приостанавливается. По результатам рассмотрения жалобы акт может юбыть признан- ничтожным- подлежит отмене, оспоримым – изменениен, дополнен и тоже отмене.

2. Государственное управление в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Вопросы градостроительства регулируются ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и Градостроительным кодексом РФ.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает и разграничивает полномочия органов публичной власти, вводит единые процедуры осуществления градостроительной деятельности (сроки, последствия, ответственность) (конкретные градостроительные решения должны приниматься с учетом региональных и местных особенностей и интересов населения).

Кодекс предусматривает требование о проведении обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан.

Важнейшие НПА, касающиеся сферы ЖКХ (Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», постановления Правительства «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», «О некоторых вопросах по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 – 2010 годы», «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», «Об утверждении Основ ценообразования в сфере ЖКХ», ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ЖК РФ).

Жилой фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья (виды жилищного фонда – государственный, муниципальный, общественный, частный).

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов (санитарно-технические (водопроводы, канализации, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические, газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение)).

Большинство россиян оплачивают только часть расходов жилищно-коммунальной сферы (остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся за счет трансферта из центра) (города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов).

Основы ценообразования в сфере ЖКХ определяют основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов.

Принятие нового ЖК РФ – радикальная смена подходов в государственной политике по обеспечению граждан жильем (главная задача – демонополизация рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды, организация системы контроля со стороны потребителей за ценообразованием, а также введение стандартов качества услуг в сфере ЖКХ).

ЖК РФ закрепляет за малоимущими гражданами право на бесплатное (социальное) жилье, которое будет предоставлять органами местного самоуправления по договору социального найма, и сохраняет право на внеочередное получение жилья для граждан, квартиры которых признаны непригодными для жизни и не подлежат ремонту, для детей-сирот, граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых их совместное проживание в одной квартире с другими невозможно.

В ЖК РФ прописан порядок выселения из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма (при выселении будет предоставляться другое благоустроенное жилье по договору социального найма в том случае, если жильцы без уважительных причин более 6 месяцев не платили за квартиру; без предоставления жилья будут выселяться те, кто самовольно вселился в квартиру).

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе районов Крайнего Севера и Арктики), административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и ЖКХ, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении ФА по строительству и ЖКХ.

Минрегион самостоятельно принимает НПА:

1) о порядке предоставления материальной поддержки проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

2) перечень поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;

3) федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

4) о порядке разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотре государственных градостроительных нормативов и правил;

5) о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;

6) определяет стоимость 1 кв. м жилья, используемую при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд;

7) методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги.

Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и ЖКХ.

Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации.

Функции Росстроя:

2) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;

3) организует проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства; формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований при нем.

Руководство деятельностью Спецстроя осуществляет Президент (Спецстрой подведомствен Минобороны, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности).

Основные задачи Спецстроя:

1) строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

2) строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, других важных для государства объектов;

3) техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования;

4) строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

Билет 29.

1. Понятие и виды административно-правовых методов управления:
— способы реализации задач и функций исполнительной власти., воздействие ОИВ на управленческие объекты.

Признаки методов:

Для решения стоящих задач

Применяются ОИВ в соотиветствии с компетенцией

Стабильность применения, но применяются избирательно

Производится от политического режима.

Виды: убеждение – поощрение, принуждение – административно-предупредительные меры, меры пресечения, адмигнистртивно-процессуального обеспечения, наказания.

2. Государственное управление в области налогов и сборов

Государство для выполнения возложенных на него задач должно располагать собственными финансовыми ресурсами (решающее значение в доходах государства имеют налоги и сборы).

Основы государственного управления в сфере налогов и сборов (КРФ, НК РФ, ФЗ «О налоговых органах в РФ», «Об аудиторской деятельности» и другие НПА; региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ; местные налоги устанавливаются НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований).

Налоговое законодательство определяет общие начала и принципы, виды налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, формы и порядок налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин самостоятельно принимает НПА, касающиеся исполнения бюджета, уплаты таможенных платежей, налогов, информации и ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС – уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

БИЛЕТ 30

1. Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Используется в качестве предупреждения, пресечения и наказания за правонарушения.

Институт административного принуждения – совокупность мер принудительного обеспечения должного поведения управляемых. Для применения этих мер характерен внесудебных характер – исполнительный орган (должностное лицо) реализует их в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако при наложении наиболее строгих административных взысканий предусмотрено обращение в суды общей юрисдикции. Применяется только теми исп. органами, которые наделены спец. полномочиями по осуществлению административной власти (органы внутренних дел). Применяется к третьим лицам – к тем, кто не находится в непосредственном подчинении у полномочных исполнительных органов – гражданам, иногда юридическим лицам (например, в области охраны окружающей среды).

Меры административного принуждения применяются для соблюдения только общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления (правила безопасности дорожного движения).

Меры принуждения:

1) административно-предупредительные – приветнтивные, применяются в целяхнедопущения наступления вредных последствий.

— проверка документов

-введение карантина

— закрытие участков улиц

-закрытие участков границ

-обязательное мед освидетельствование

-тех осмотр тс

— пожарный надзор

-санитарный контроль

2) Меры административного пресечения

— предотращение уже начатого административного правонарушения и его последствий.

-доставление правонарушителя

-админ. Задержание

-применение физ силы

Применение спец. Средств

-использование огнестрельного оружия-для остановки ТС, для защиты гражданот угрозы нападения опасных животных, принуждениео намерении применить оружие, подача сигнала, тревоги, вызова.

-запрет эксплуатации ТС

— отстранение длиц не прошедших мед. Освидетельствование от работы.

3) Меры административно-процессуального обеспечения – в целях пресечения админ. Правонарушения, устанавления личности правонарушителя, составление протокола об админ правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу постановления:

— доставление

-админ задержание

-изъятие вещей и документов

-отстранение от управления ТС

-задержание Тс, запрет его эксплуатации

-привод

-арест товаров

-мед освидетельстволвание на состояние опьянения.

4) Меры восстановительного хар-ра

5) Наакзние.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. д.

Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.

Формы управления различаются (см. схему 12):

в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) — на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);

по способу выражения — на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

по характеру вызываемых последствий — на правовые и неправовые.

Схема 12. Формы осуществления исполнительной власти

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам, поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того,действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).

Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, — они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними. Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.

Другой неправовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.

Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.

Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.

Методы государственного управления

Методы ГУ — это способ осуществления его функций.

Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Методы ГУ — способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Характерные черты методов:

* 1.Выражают связь субъекта или объекта.

* 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.

* 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)

* 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)

Виды методов:

I. Убеждение — представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

Меры:

* Разъяснение

* Обоснование

* Обсуждение

* Поощрение

По характеру воздействия:

1.Прямое воздействие — административные методы управления.

* Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.

* Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.

* Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно — отданных распоряжений.

2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения. исполнительный власть административный правонарушение

Социально психологические методы управляющего воздействия:

Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.

II. Принуждение — разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.

* Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно — правовыми нормами принудительных мер административно — властного органа.

* Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.

Виды административного принуждения:

1.Административное предупреждение

2.Меры административного пресечения

3.Меры административной ответственности.

1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов.

2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.

III. Правовые акты управления

Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

* Юридическая природа

* Государственно-властный характер

* Обязательность исполнение адресатами

* Односторонность волеизъявления компетентного субъекта

* Установление обязательных правил поведения

Правовой акт управления — это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

Виды правовых актов управления:

1. По юридическим свойствам

* Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.

* Индивидуальные. Акты применения норм права.

2. По сроку действия

* Бессрочные

* Срочные

3. По территории

* Акты, действующие в пределах РФ.

* Акты, действующие в пределах субъекта РФ.

* Акты, действующие в пределах административно — территориальной единицы.

4. По характеру компетенции

* Общего

* Отраслевого

* Межотраслевого

5. По органам, издающие акты

* Указа президента, распоряжения президента.

* Постановления распоряжения правительства.

* Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.

* Постановления государственных комитетов

* Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

Основные требования к актам:

* Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции.

* Соблюдение порядка принятия

* Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица.

* Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов.

Понятие и виды мер административного принуждения

Административное принуждение — метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицами; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Виды государственного принуждения: административное принуждение; уголовное принуждение; гражданско-правовое принуждение; дисциплинарное принуждение.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, грудовому, административному праву.

Цели административного принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.

Виды мер административного принуждения

1. По характеру и специфике правонарушения:

· меры психического воздействия;

· меры физического воздействия;

· меры материального (имущественного) воздействия;

· меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:

· применяемые индивидуальными субъектами;

· применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:

· основанные на законах;

· основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:

· применяемые в административном (внесудебном) порядке;

· применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:

· основанные на правонарушениях;

· основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия:

· внутриорганизационные меры;

· внешневластные меры.

7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:

· меры административного предупреждения;

· меры административного пресечения;

· меры административно-процессуального обеспечения;

· административные правовосстановительные меры (меры защиты);

· меры административного наказания.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий