Предпосылки абсолютизма в России

В конце ХYII в. в России начинается перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Самодержавие не есть абсолютизм. Абсолютная монархия складывается на переходном этапе от феодализма к капитализму. Она представляет такую форму правления, при которой вся светская и духовная власть находится в руках одной личности. Но это не единственный признак абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наличие сильного, разветвленного профессионольного бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи российскому абсолютизму. По сравнению с европейскими государствами у российского абсолютизма были характерны существенные особенности:

— если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

— если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Важнейшими чертами абсолютизма в России являлись: предельная концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; практически бесконтрольное использование огромных материальных и финансовых ресурсов, находящихся в ведении государства; проведение государством жестокой фискальной политики, формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска; складывание централизованного и жесткого регламентированного бюрократического аппарата (чиновничества), осуществлявшего административные функции как в центре, так и на местах.

Как и многие государства Европы, Россия вступила на путь перехода от традиционного к индустриальному обществу. В российском обществе продолжает сохраняться и укрепляться традиционная социальная база государства – правящая элита и широкие слои дворянства.

Развивалась и система крепостного состояния, которая вступала в противоречие с новыми явлениями, утвердившимися к концу века в структуре феодальной экономики в виде первоначального накопления капитала, элементов капиталистического уклада. Усиление крепостничества стало главным источником социальной нестабильности в российском государстве: крестьянские волнения, восстания и воины, городские «бунты» были характерными чертами политической системы России.

Утверждение абсолютной монархии в России сопровождалось экспансией государства во все сферы общественной, корпоротивной и частной жизни, а в области внешнеполитической его стремление к расширению границ и обеспечения выхода к морям.

Для политической идеологии абсолютизма было характерно стремление к четкой классификации социальных групп, регламентируется деятельность каждого подданного. Принимается масса юридических актов, деятельность государственного аппарата осуществляется по предписанию определенных регламентов.

В сфере экономической идеологии господствующей становится политика МЕРКАНТИЛИЗМА, ориентировавшая экономику на превышение экспорта над импортом. Содержание экономической политики пронизывает государственный ПРОТЕКЦИОНИЗМ.

Областью зарождения капиталистических элементов в России стали мануфактурное производство, барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля. Свободного рынка труда в России не было. Поэтому на мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отходники и беглые.

Нарождающаяся буржуазия в России была пестрой по своему составу и происхождению. В целом она была податным сословием, за исключением некоторых групп мануфактуристов, купцов высших гильдий и др. устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах складываются органы местного самоуправления: посадские сходы, магистраты. Оформляется городское сословие, состоящее из регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане подразделялись на I-ю гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера), во 2-ю гильдию входили (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Правящим классом оставалось дворянство.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I.

В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. На I-м этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Они проводились насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). На ход реформ оказывали влияние неудачи в войне, отсутствие кадров, опыта и давление старого консервативного аппарата власти.

На 2-м этапе, когда военные действия были перенесены на территорию противника реформы стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялось определенная свобода действия.

Характерным для реформ Петра I, по мнению многих ученых, являлось то, что, в основном, реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства, в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.

Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом соотношении.

Военная реформа. Необходимость России обеспечить выход к Балтийскому и Чёрному морям поставило на очередь дня вопрос о проведении военной реформы. Поражение России под Нарвой наглядно показало, что старая армия (дворянская конница, стрельцы) не в состоянии решить важнейшие внешполитические задачи России. Петр I приходит к выводу о срочном создании в России национального флота и регулярной, постоянной армии. Новая военная система создавалась по западно-европейскому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады дивизии не имели постоянного состава. В военное время дивизии сводились в армию. Артиллерия превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска. Для управления вооруженными силами учреждаются Военная коллегия и Адмиралтейская коллегия, на военное время вводилась должность главнокомандующего.

Устанавливалась единая система обучения в армии и на флоте. Комплектование армии осуществлялось на рекрутской основе. В 1715 году издается Артикул воинский, определивший военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий закреплялись в Уставе воинском 1716 г. и Книге-уставе морском 1720 год. Вводится соответствующая система чинов и званий.

Благодаря титаническим усилиям Петра I и его соратников в России была создана новая регулярная армия и флот. В регулярных полках насчитывалось до 212 тыс. человек. В нерегулярном войске, состоящем в основном из казаков – до 110 тыс. человек. Было построено 48 линейных кораблей и до 800 галер с 228 тыс. человек экипажа. Содержание всех сухопутных и морских сил составляло более 2/3 всего государственного доходаи впятеро превосходило сумму, которая предназначалась на войско по бюджету 1680 года.

Для того, изыскать такие огромные средства Петр I проводит ФИНАНСОВУЮ и НАЛОГОВУЮ РЕФОРМЫ. Финансовая политика России характеризовалась небывалым налоговым гнётом за счёт увеличения косвенных и прямых налогов. К 1724 г. насчитывалось примерно 40 видов косвенных налогов. Правительство Петра I осуществляет перепись населения. На все лица подлежащие подати, которых было не менее 5 800 000 чел. был положен в 1724 году без различия возраста подушный оклад в 74 коп. Податные души, не состоявшие в крепостной зависимости, обложены были ещё дополнительным сбором в 40 коп. для управления их с крепостными, которые сверх подушной подати платили оброк своим владельцам или работали на них. Городские тяглые обыватели платили всего по 120 коп. с души.

Эти преобразования Петра I увеличили государственные доходы в течение 15 лет почти вдвое /с 3,1 до 9 млн. руб./,которые восстановили равновесие в российском бюджете. Подушная подать давала казне больше половины дохода, который составлял в 1725 г. примерно 4 656 000 руб.

Сословная реформа. В 1714 г. Петр I издал «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Указ предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести службу в армии, на флоте и в органах государственной власти.

В 1722 г. Петром I издается Табель о рангах, разделившая военную, гражданскую и придворную службы. Все должности военные и гражданские подразделялись на 14 рангов. Чиновник, достигший 8 ранга (колежский асессор), или офицер получал потомственное дворянство.

Характерным для сословной реформы было следующее:

— бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, победило начало аристократическое, связанное с принципом местничества. Професиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе;

— сформулированная Табелью о рангах новая система чинов должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов;

— устанавливались сроки службы в определённых чинах. С достижением чинов 8-го класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству. С 14 по 7-й класс чиновник получал личное дворянство. Тем самым принцип выслуги подчинял принцип аристократический;

— Табель о рангах уравнивал службу военную с гражданской, чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были одинаковы;

— подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода.

В своей реформаторской политике Петр I уделял большое внимание развитию НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ. Содержание политики Петра I в данной области сводилось кМЕРКАНТИЛИЗМУ и ПРОТЕКЦИОНИЗМУ. Политика меркантилизма заключалось в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурой.

Политика протекционизма представляла собой экономическую политику государства, направленную на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

Особенностью экономической политики Петра I являлась определяющая роль самодержавного государства, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни.

Результаты промышленной политики Петра I были впечатляющими. К концу его царствования в Екатеринбурском округе было 9 казенных и 12 частных заводов, а всех фабрик и заводов в России насчитывалось 233. По выпуску металла Россия вышла на первое место в мире.

Для поддержания национальной промышленности и увеличения доходов казны Петр I уделял огромное внимание торговле. В 20-х годах ХYIII в. уровень внешней торговли России со странами Западной Европы значительно возрос. Например, в 1722 г. в петербургский порт прибыло примерно 116 иностранных кораблей, а с учетом балтийских портов – Кронштадтом, Выборгом, Нарвой, Ревелем, Перновым и Ригой в российское государство прибыло 1700 купеческих кораблей из разных стран.

На первом этапе политики Петра I в промышленности и торговле была установлена жесткая монополия государственного аппарата. Но с 20-х годов ХYIII в. Петр Великий значительно изменил торгово-промышленную политику. Осенью 1719 года были фактически ликвидированы все монополии на вывоз товаров за границу. В промышленную политику вносились серьезные изменения. По введенной в 1719 г. привилегии разрешалось искать ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам;передаются некоторые предприятия, находившиеся в ведении государства, частным владельцам, или компаниям; владельцам государство предоставляло беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли при продаже товаров и т.д.

Суть изменений происходило не в смене принципов, а аспектов промышленно-торговой политики. Мануфактуры передавались компаниям, или частным предпринимателям фактически на арендных условиях, которые четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право на их конфискацию, главным для которых было выполнение «госзаказа».

Таким образом, если раньше государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, которые являлись открытыми формами принуждения, то после 1718-1719 гг. бюрократическая машина с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчётов стремилась вести экономическую жизнь страны в нужном государству направлении.

Одно из центральных мест среди реформ Петра I отводилось в системе управления государством. В государстве Петр I видел главный механизм, орудие модернизации России в соответствии с новыми задачами, которое не изменило своей деспотической сущности.

В России политический рационализм лёг на подготовленную почву и надолго стал основным принципом деятельности российских императоров. Образцом реформы управления для Петра I послужили государственные учреждения Швеции и Дании, которые были скопированы и посажены на российскую почву.

Петра не устраивал старый аппарат, состоящий из приказов и Боярской думы. Он был очень сложен и запутан, а поэтому ни одного дела должным образом он решить не мог. Необходимо было создать новый государственный аппарат, более мобильный и послушный монарху. Петр I прекращает практику пожалования на думные места, что привело к ликвидации Боярской думы, на смену которой появляется Сенат, ставший высшим государственным органом России. На смену приказной системы управления вводятся коллегии, для которых было характерным единообразие штатов, более чёткие функции и их деятельность распространялось на всю территорию Российского государства.

Сошел с политической сцены сословно-представительный институт власти – Земский собор.

После смерти патриарха Андриана Петр I не стал назначать следующего патриарха. Он учреждает Синод- орган по управлению делами церкви, во главе которого был поставлен светский чиновник обер-прокурор.

Абсолютизм предполагает создание институтов власти надельных контрольными функциями. Указом Петра I был создан институт фискалов, чиновники которого тайно следили за деятельностью государственных служащих и в случае выявления ошибок, нарушений об этом докладывалось монарху.

Такая система контроля не способствовала предупреждению правонарушений и не могла влиять на повышение качества работы государственного аппарата и служащих. В связи с этим недостатком в работе института фискалов Петр I образует новый орган – институт прокуратуры, который возглавлял генерал-прокурор («око государево»). По сравнению с институтов фискалов чиновники прокуратуры предупреждали правонарушения со стороны госслужащих, но за преднамеренные проступки самым строгим образом спрашивали с конкретного должностного лица.

В 1707 – 1710 годах Петр I проводит административную реформу. Он разделяет территорию России на следующие административные единицы: ГУБЕРНИИ, ПРОВИНЦИИ и УЕЗДЫ. В основу административного деления Петр I положил два принципа – территориальный и экономический. Во главе губерний был поставлен государственный чиновник, подчинявшийся непосредственно государю и Сенату.

Для повышения эффективности государственного управления с 1700 по 1720 гг. было издано I 700 законодательных актов, которые в корне изменили жизнь страны во всех областях. Преобразования в системе власти обусловили оформление абсолютизма в России.

Император

Генерал-прокурор
Обер-прокурор Сенат
Синод Коллегии Главный магистрат

Губернии

Провинции

Уезды

В 1721 г. за победу в Северной войне и заключение Ништадтского мира Сенат и Святейший Синод присвоили Петру I титул императора. С этого времени Россия становится империей.

В исторической науке сложились различные точки зрения по вопросу реформаторской политики Петра I. В дореволюционной историографии одни исследователи считали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внося перемены в экономику, политику и культуру.

Другие же утверждали, что Россия была подготовлена к этим преобразованиям всем ходом исторического развития. С таким подходом трудно не согласиться. Известный русский историк В. О. Ключевский считал Петра Великого «революционером на троне» и ставит ему в заслугу бурный рост промышленности, создание регулярной армии и флота, установление торгово-экономических и культурных связей с Европой, строительство новой столицы, основание школ, Академии наук, издание газет, принятие нового календаря, изменение жизни и быта почти всех слоёв русского населения. Такого мнения придерживаются многие современные историки (Л. И. Семеникова, В. И. Буганов и др.)

Автор многотомного труда по русской истории С. М. Соловьёв, характеризуя петровскую эпоху отмечал : «… народ поднялся, собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя и вождь явился», которым стал Петр I Великий.

Консервативный публицист XVIII в. М. Щербатов подчёркивал, что России без Петра I понадобилось бы два столетия, чтобы выйти на достигнутый к концу его правления уровень развития.

Некоторые историки и причём довольно известные, напротив, ставят Петру I в вину подрыв прежних духовных основ русского общества, некритическое восприятие европейских норм поведения и элементов западной культуры, чуждых русскому национальному русскому характеру. Они акцентируют внимание на том, что эти перемены были достигнуты слишком большой ценой: разорением страны и физическим изнурением её жителей. Обвиняют его в том, что он насадил в России военно-казарменный режим и установил собственный культ «отца отечества» т.е. Петр I никакой не великий реформатор, а просто «блистательный тиран» и «честолюбец», благодаря которому, по словам Н. М. Карамзина «… мы не стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России».

Можно согласиться со многими историками в том, что харизматический характер царской власти и закрепощенное положение всего народа, помноженное на несгибаемую волю и твёрдость Петра I в реализации своих замыслов, сделали его реформы обречёнными на успех.

Результатом реформаторской политики Петра I стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной.

Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой, Россия к концу царствования Петра I представляла военно-политическое государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Революционность Петра I носила отчетливо консервативный характер. Модернизация институтов и структур власти осуществлялись ради консервации основополагающих принципов традиционного политического режима.

Реформы Петра I обусловили крупный шаг вперед в развитии России по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы.

Реформы Петра Великого тесно связаны с его внешнеполитическим курсом. Выход России к Балтийскому и Черному морям становился важным условием модернизации страны и превращения ее в могущественную державу в политическом, экономическом и военном отношении и успешно конкурирующей со странами Западной Европы. Для решения этих задач России нужны были союзники. В 1699 г. создается Северный союз, в который кроме России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. На пути решения проблемы выхода России в Балтику стояла Швеция. В 1700 г. началась Северная война, которая продолжалась до 1721 г. На начальном этапе войны 60-тысячная русская армия была разгромлена шведами под Нарвой, что объяснялось отсутствием надежного офицерского корпуса и слабой вооруженностью войск. Петр 1 в короткие сроки решает проблему повышения качества офицерского состава армии и улучшает ее вооруженность. Эти меры позволили Петру 1 в 1702-1703 гг. одержать первые победы над Швецией под Эрестфером, Нотебургом (Шлиссельбург) и Ниеншанцем. В результате военных успехов Петра1 всё устье Невы оказалось в руках России. Проблема выхода в Балтику Петром 1 была решена.

В ходе Северной войны Петр 1 проявил себя великолепным стратегом и тактиком. Он прекрасно понимал, что ему противостоит талантливый шведский военачальник Карл Х11, имеющий боеспособную армию, добившейся успехом в Польше и Саксонии. Поэтому Петр 1 не спешил давать шведам генеральное сражение. Он изматывал противника, нанося ему потери в живой силе и технике, лишая шведов возможности получать необходимое количество продовольствия и военного снаряжения. Петр 1 искусно провел военную операцию под Лесной 28 сентября 1708 г., разгромив 18-тысячный клрпус Левенгаупта, потерявший в сражении 2/3 своего состава и почти весь обоз, шедший на помощь Карлу Х11. Эту победу русских войск Петр 1 назвал «матерью Полтавской баталии».

27 июня 1709 г. Петр 1 даёт шведам генеральное сражение под Полтавой. 30-тысячный корпус Карла Х11 был разгромлен. Остатки войска, шведский король и предатель украинский гетман Мазепа бежали в Турцию. В плен под Полтавой и Переволочной было взято примерно 18 тыс. шведов. Потери русских составили 1 345 чел. убитыми 3 290 чел. ранеными. В «Обстоятельной реляции» о Полтавском сражении Петр1 отмечал: «… милостию всевышнего, совершённая виктория, которой подобно мало и видано, с легким трудом против гордого неприятеля … одержана» 6 июля царь Петр 1 произвёл общий смотр своей армии перед глазами пленных шведов, на который было выведено регулярных войск 83 500 чел., нерегулярных 91 тыс. и 2 тыс. артиллерийских служителей. Такой армии не имела ни одна европейская держава. Высоко оценивая победу русских войск под Полтавой Ф. Энгельс писал, что сила и престиж Швеции «пали именно вследствие того, что Карл Х11 сделал попытку проникнуть внутрь России; этим он погубал Швецию и показал всю неуязвимость России». В 1710 г. русскими войсками были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выбор, Ревель и Рига.

Подстрекаемая Англией и Францией в 1710 г.Турция объявила войну России. В 1711 г. состоялся Прутский поход Петра 1. 38-тысячам русских войск противостояла 200-тысячная турецкая армия. Несмотря на героизм русских солдат, поражение их стало неизбежным. Но благодаря успеху русских дипломатов удалось заключить с Турцией Прутский мир 12 июля 1711 г., по которому Россия обязывалась возвратить Турции Азов и срыть крепость Таганрог, не вмешиваться в дела Польши и не поддерживать донских и запорожских казаков.

Окончательный исход Северной войны был решен в борьбе за военно-морское превосходство. Молодой русский флот царя Петра 1 одержал блестящие победы в сражениях при Гангуте в 1714 г., и при островах Эзель и Генгам в 1719-1720 гг, Это свидетельствовало о том. Что флот России был сильнейшим на Балтике. Исход Северной войны подвел Ништадтский мирный договор 1721 г. подтвердивший переход к России Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии, городов Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию, право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и получила денежную компенсацию за Лифляндию в размере 2 млн. ефимков.

Успехи России в Северной войне наглядно показали возросшую политическую, экономическую и военную мощь России, с которой вынуждены были считаться государства Западной Европы.

I Предпосылки образования и юридическое оформление абсолютизма

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.

Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.

В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.

Как отмечал В.И. Ленин «Классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких преобразований». (Ленин В.И. полное собрание сочинений, том 9, стр. 333-334).

Не был исключением и процесс становления абсолютизма в России.

Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны.

Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса — с другой.

Идеологическое обоснование абсолютизма были даны в трудах современника Петра I Феофана Прокоповича («Правда воли монаршей») и И.Т. Посошкова («О скудости и богатстве»).

Ф. Прокопович писал: «Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владельством храним быть может, а, если каков — ни будь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно». Он же обосновал завещательный порядок престолонаследия как выражение воли самодержавца.

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется целый ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак — сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму.

II Однако у него были свои существенные особенности:

1) если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

2) если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению территории и выходу к морям. Другим направлением и стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее формы этот процесс принял именно в XVIII г. Наконец, роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и их групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства (царь, император) представляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все даже малейшие проявления общественной и частной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.п.

Государство, возникшее в начале XVIII в. называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.

В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология «просвещения»: возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности («правового государства»), конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы давления становились неэффективными. Однако, в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, наоборот. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии, личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял только деталь, «винтик».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях как «солдат», «заключенный», «чиновник» и т п. Государство с помощью правовых норм стремиться регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак: обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали, мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется оставалась и купеческая торговля).

В XVIII в. в России действовало около двухсот мануфактур (государственных, купеческих, владельческих), на которых было занято до пятидесяти тысяч рабочих. Проблему составляло отсутствие свободного рынка труда: на мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отходники и беглые.

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам — наряду с установлением разрешений и льгот для них, закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность.

В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинается выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крестьянам запрещается торговать в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды.

В 1739 г. вводятся серьезные штрафы на деятельность неразрешенных мануфактур. Крестьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г издается Указ, разрешающий крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество.

Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии крестьянство, как экономический фактор играло более важную роль. Наряду с этим крепостной труд все еще превалировал над свободным. Этому способствовало и то, что сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Крестьянские повинности (барщинные дни) не были регламентированы законом, что усиливало произвол. Эксплуатация непашенных крестьян (ремесленников, отходников) была невыгодна помещикам, поэтому они препятствовали неземледельческой хозяйственной деятельности крестьян. Сильно ограничивалась миграция крестьян: характерно, что плодородные южные земли осваивали помещики и беглые крестьяне, хуторская система там не развивалась (этому препятствовало также правовое уравнивание однодворцев с государственными крестьянами).

Изменения в социальной структуре российского общества периода абсолютизма (на его ранних стадиях) приводили к появлению нового социального слоя. связанного с капиталистическим развитием экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.

Поскольку большинство мануфактур были частновладельческими, вопрос о рабочих руках приобрел особую остроту для нарождающегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государственный интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, направленных на решение проблемы. Был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.).

В 1736 г. предпринимателям дается разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в промышленности, с 1744 г. их можно приобретать целыми деревнями. Рост заработной платы в промышленном производстве стимулировал процесс приписки крестьян (значительная часть их заработков поступала через налоги в казну и через оброк помещикам).

Со своей стороны приписные крестьяне предпринимали меры для того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определенные суммы или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из частновладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г.

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Процесс этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера.

Крестьянский отход ограничивался владельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию труда крестьян на стороне, в отходах. Запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721 г.) затруднял для промышленников использование их труда на предприятиях и мануфактурах. В том же 1721 г. купцы получили о покупать крестьян целыми деревнями и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось берг-коллегией и мануфактур-коллегией. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического найма и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян — к земле, произведенное Соборным Уложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны, это оказалось единственным способом в тех условиях сформировать контингент рабочей силы в промышленности, создать «предпролетариат».

Промышленные предприятия и мануфактуры организовывались вблизи крупных центров, где сосредотачивались торговые связи, товарные массы и рабочие руки. Вокруг вновь образованных предприятий, приисков, шахт и верфей начинали возводиться новые поселения городского типа. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по ему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные, в очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Создавались по европейскому образцу, цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, и которыми отводили старшины. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным (сюзерен-новассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, не известные крепостнической системе.

Однако эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, отнюдь не означали порождения новых буржуазных и капиталистических начал. Они вначале уживались с крепостничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями в этой сфере стали: проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики, смягчение тарифов. Новые явления вызывали нестабильность в положении старого традиционного купечества.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.) функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шляхетством») в политически и юридически консолидированную группу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714 г.), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижимостей».

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба — главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722 — 1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и «гулящие» люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, Стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы, как таковой.

Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

Уже в 1727 г. было введено частичное освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60 — 80-е годы XVII в.). Ликвидация сословно-представительных •Органов была обусловлена усилием позиций центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления), с другой, разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII в.- начала XVIII в. выявились в ходе военных pеформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служило около семидесяти тысяч человек, 1681 г. — уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были переведены в «иноземный строй».

Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения — «соха» пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха» как единица обложения уступает место новой единице — «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъекта, обложение начинает приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги.

Для персонального выявления круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых на некоторое время вновь возрождается). Характерным является то, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве — для распределения сословных привилегий, обязанностей и службы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви.. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. — на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.).

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне — около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).

В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода их духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.

Предпосылки и особенности Российского абсолютизма.

Во второй половине и особенно в последней четвери XVII в. наблюдался переход от самодержавия с Боярской ду­мой, сословно-представительной монархии к чиновничье- дворянской монархии, абсолютизму.

Абсолютизм — это форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократиче­ский аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства прекращается.

В России абсолютная монархия сложилась в эпоху правления Петра I. 22 октября 1721 г. во время празд­нования Ништадтского мира Сенат преподнес ему ти­тул Великого императора всероссийского и отца отечества. С этого момента Россия стала империей. Однако неограничен­ная самодержавная власть царя была законодательно оформ­лена Уложением еще в 1649 г. Ее укрепление было обусловле­но победой самодержавия над церковью, которая претендовала на самостоятельную политическую роль. С 80-х гг. XVII в. пре­кращается деятельность Земских соборов. В последний его созыв, в 1653 г., было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Теперь вместо Земских соборов созыва­ются односословные комиссии. Боярская дума лишается сво­их полномочий, появляется личная канцелярия царя — При­каз тайных дел. Однако становление абсолютизма находилось еще в начальной стадии. В его основе все еще лежит прин­цип родовитости, знатности. Были осуществлены первые шаги в реорганизации приказной системы. Несколько при­казов стали подчиняться одному человеку.

Изменения произошли и в системе управления на ме­стах. Для централизации власти соседние уезды объединили в «разряды». На места назначали воевод, наделенных всей полнотой власти. В 1682 г. отменили мест­ничество. Это способствовало объединению дворянства и боярства в один класс — сословие и слиянию вотчин и поме­стий. В то же время господствующий класс освобождался от низших категорий служилых людей и других промежуточных сословных категорий. С течением времени служилые люди теряли свои права и превращались в одну из категорий по­датного населения, что по положению сближало их с кре­стьянами.

В России сжигали книги, в которых фиксировали родо­словие и назначение на должности. Был провозглашен прин­цип служебного соответствия.

Изменения в составе и организации армии. Стали создаваться полки «нового строя», в которые входили вольные люди, — солдатские (пехота), рейтарские (конница), драгунские (смешанного строя). Тем самым был сделан шаг к созданию регулярной армии. 100 крестьянских дворов посылали одного солдата на пожизненную службу. Однако такие полки собирались, только когда начиналась война, и распускались по ее окончании. В армию стали при­глашать иностранных офицеров.

Во второй половине XVII в. произошел конфликт меж­ду государством и церковью. Московский патриарх Никон присвоил себе титул Великого государя и стал самостоятельно действовать в решении государственных вопросов. Став соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и царя Алексея Михайловича. Решив попугать «верхи», Никон отрекся от патриаршества, а когда решил вернуть свое место, было поздно.

Предыдущие статьи: Следующие статьи:

  • Русская культура XVIII в.
  • Россия в начале XIX в.
  • Крепостное право в России.
  • Мануфактурно-промышленное производство.
  • Внешняя политика России в начале XIX в.
  • Централизация государства (земских судей и губных старост почти повсеместно заменяют воеводы. Власть воеводы распространялась на весь уезд (состоявший из волостей и станов и уездного города) и охватывала военные, полицейские судебные и финансовые сферы. Уезд становился цельной административной единицей и власть в нем осуществлял не выборный, а назначаемый руководитель)
  • наличие сильного профессионального бюрократического аппарата,
  • сильной постоянной армии
  • реже созывались Земские соборы, снижалась роль боярской Думы
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество),
  • зарождение буржуазных отношений,
  • усилением классовых противоречий и классовой борьбы,
  • внешнеполитическим положением России в то время (необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю)

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

• абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

• социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

• вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

• наличие профессионального бюрократического аппарата;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• создание сильной постоянной армии;

• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его в России.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его в России.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его в России.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

кризис абсолютизма был связан с внешними конфликтами между различными державами и войнами за наследство.

Абсолютистские государства развивались в Европе по мере уменьшения феодализма.

Абсолютные монархи считали, что ими правит божественное право, идея, основанная епископом Жаком Бенином Боссюэ (1627-1704).

Эти цари централизовали свою власть с помощью блестящих советников, стремясь увеличить доходы государства и установив больший контроль над Церковью..

Абсолютные монархи обладали способностью принимать законы, облагать налогами, отправлять правосудие, контролировать государственных чиновников и определять внешнюю политику..

Абсолютизм развивался во Франции еще сильнее. Французский народ потребовал сильного лидера после многих лет религиозных конфликтов и разрушительного голода.

Генрих IV был первым королем Франции Бурбонов, который стремился ослабить религиозную напряженность с помощью Нантского эдикта (1598), который предоставил французским протестантам некоторую свободу для религиозного поклонения в укрепленных городах..

Энрике сбалансировал французский бюджет всего за 12 лет и выплатил реальный долг. Его убийство в 1610 году оставило Францию ​​более чем за десятилетие политических беспорядков.

Наследник престола Людовик XIIIи его советник кардинал Ришелье привел Францию ​​к Тридцатилетней войне, пытаясь увеличить французскую власть и престиж.

План сработал, сделав Францию ​​самой могущественной нацией в Европе. Когда Ришелье умер, кардинал Мазарин занял пост главного советника Людовика XIII, но он быстро взял на себя роль лидера нации, когда Людовик XIII умер в 1643 году, оставив на троне своего пятилетнего сына Людовика XIV..

Молодой Людовик XIV получил ценный урок о поведении французской знати во времена Фронды (1648-1653), восстании, которое научило его, что аристократия не заслуживает доверия, урок, который он никогда не забывал.

Когда ему было 23 года, Людовик XIV взял под свой контроль Францию ​​и начал свое личное правительство. Он продал дворянские титулы многим французским высшим средним классам, а затем предоставил им работу в правительстве..

Эти новые дворяне были слепо верны своему королю. Всегда подозрительно относящийся к знати, Луи построил дворец в Версале и позаботился о том, чтобы аристократы были слишком заняты и отвлекались, чтобы причинять неприятности. Луис также отменил Нантский эдикт и разрешил открытое преследование французского инакомыслия.

Причины кризиса абсолютизма

Из-за огромной жажды власти Луиса XIV была развязана серия войн, которые ознаменовали кризис абсолютизма, и среди самых выдающихся они перечислены следующие:

Война возвращения (1.667-1.668)

После смерти Фелипе IV (1.665). Людовик XIV утверждал, что испанские владения в Нидерландах были переданы ему через его жену, Марию Терезию Австрийскую — дочь Филиппа IV.

Новый король Карлос II отверг это навязывание, причину, по которой французы вторглись в 1.667 в испанские Нидерланды.

В ответ голландцы, англичане и шведы создали альянс для защиты баланса сил в этом районе и, наконец, побудили Людовика XIV принять Аахенский договор..

Через который Франция сохранила некоторые укрепленные города в испанских Нидерландах, но согласилась отказаться от претензий на испанские Нидерланды в целом.

Голландская война (1 672–1678)

Голландцы представляли собой барьер для французской экспансии и были основным коммерческим конкурентом, что делало их стратегической целью.

Людовик XIV решил изолировать голландцев от Англии и Швеции. Он подписал договоры с англичанами и шведами и вторгся в Нидерланды.

Армии Испании, Австрии и Бранденбурга двинулись против Людовика XIV. После многих лет борьбы Людовик XIV завоевал следующие территории: Испанский округ Франш, Имперская территория Эльзас-Лотарингия и Люксембург..

Война девяти лет или война Аугсбургской лиги (1688-1697)

После голландской войны другие европейские страны все чаще выступали против аппетита Людовика XIV к власти.

В 1686 году Бавария, Священная Римская империя, Пфальц, Саксония, Испания и Швеция создали Лигу Аугсбурга, чтобы противостоять экспансионистской политике Людовика XIV..

Война началась в 1688 году, когда Людовик XIV снова форсировал экспансию на северо-восток. Франция доминировала над большинством сухопутных сражений, а Лига Аугсбурга одержала победу на море.

Сражения распространялись на испанские, английские и французские колониальные владения в новом мире. Поскольку обе стороны остались без денег для ведения войны, они договорились о Рисвикском договоре в 1697 году..

Людовику XIV пришлось отказаться от большей части завоеванной территории, и Франция выиграла очень скоро после девяти лет конфликта.

Война за испанское наследство (1701-1713)

Это была последняя и самая роковая война, в которой участвовал Людовик XIV. Когда в 1700 году умер испанский король Карлос II и в отсутствие очевидного преемника Европа ждала, кто унаследует испанский престол.

Людовик XIV претендовал на право своего сына Людовика Французского (1661–1711) быть законным наследником, поскольку его мать Мария Тереза ​​из Австрии была сестрой короля Карла II.

Однако римский император Леопольд II также женился на одной из сестер Карла II и утверждал, что престол должен принадлежать его династии. Перед смертью Карла II две спорные фракции договорились о разделениях, которые разделят испанские земли.

Незадолго до своей смерти Карл II имел последнюю волю не делить испанскую территорию, поэтому он назначил Фелипе де Анжу, внука Людовика XIV, ставшего Фелипе V, наследником всех испанских владений. и без того могущественной Франции с огромным количеством земли и ресурсов в Европе и Новом Свете.

Ни одна европейская нация не хотела, чтобы французы унаследовали испанский трон, поэтому противники французского правления начали войну, чтобы попытаться восстановить баланс сил на континенте и остановить коммерческие интересы Людовика XIV за границей..

Руководствуясь британским Вильгельмом III, европейские народы образовали Большой альянс 1701 года, состоящий из Англии, Голландии и Священной Римской империи. Испания объединилась с французами, чтобы выполнить волю Карлоса II и предотвратить раздел испанской территории.

Борьба началась в 1702 году, с медленной и стратегической войны. Великому альянсу удалось одержать много ключевых побед благодаря способностям его квалифицированных военных лидеров.

Генерал Джон Черчилль, герцог Мальборо (1650-1722), руководил английскими войсками и сотрудничал с лидером Габсбургов, принцем Евгением Савойским (1663-1736), чтобы победить французов в Бленхейме в 1704 году с помощью атаки сюрприз. Англичане также приобрели важный средиземноморский портовый город Гибралтар в 1704 году..

После других союзнических побед Людовик XIV начал переговоры о мирном соглашении в 1708 году. Однако требования его врагов были слишком жесткими, и Людовик XIV их не принял. Различные государства в состоянии войны продолжали бороться по своим собственным причинам, так как война проходила через большую часть Европы.

Который даровал престол Испании внуку Людовика XIV Филиппу V, но с пониманием, что французские и испанские престолы никогда не будут унаследованы одним и тем же человеком. Договор также распространил другие испанские владения.

Австрийцы приобрели большую часть завоеванных средиземноморских территорий: Неаполь, Сардиния, Милан и испанские Нидерланды..

Герцог Савойский завоевал Сицилию, а герцог Бранденбургский стал королем Пруссии. Франция была вынуждена отказаться от многих своих североамериканских территорий и отложить свои амбиции по расширению в Нидерланды.

Британцы приобрели Гибралтар, остров Менорка в Средиземном море и многие территории, потерянные Францией в Северной Америке, и все это усилило власть Великобритании.

Британцы также приобрели у Испании права на снабжение испанской Америки африканскими рабами, а договоры восстановили политику баланса сил в Европе..

Частые войны Людовика XIV и его неопрятные расходы привели Францию ​​к грани банкротства. Все эти события спровоцировали упадок абсолютной монархии, уступив место новым теориям правления, основанным на суверенитете народа, конституционных монархиях или даже в парламентских республиках..

ссылки

Добавить комментарий