Предпосылки буржуазных реформ

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические и иные предпосылки для буржуазных реформ в России. Феодальные производственные отношения становятся препятствием для развития капиталистических производительных сил. Россия вступает в полосу кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

К ним следует отнести следующие:

Социально-экономические предпосылки:

1. В промышленности интенсивно шел процесс вытеснения вотчинной и посессионной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими.

Уже к 20-м годам вольнонаемные рабочие в промышленности составляли 50%, а к 60-м – абсолютное большинство. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

2. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

3. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

Основным источником существования для большинства дворян становятся государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы с земельных владений.

5. Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.

Политические предпосылки:

1. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

2. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

3. Кризис переживает феодальная государственность, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).

4. В судах царили взяточничество, произвол, затягивание дел.

Идеологические предпосылки:

1. Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой французской революцией.

2. К 60-м годам в России складывается три основных политико-идеологических лагеря:

– официально-правительственный консервативный лагерь, который стоял на позициях теории официальной народности, стремился сохранить незыблемость самодержавия;

– либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);

– революционный лагерь, который моделью будущего развития видел насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, однако этот лагерь также выражал интересы капиталистического развития.

Несмотря на полярность точек зрения, все они сходились в необходимости разрешения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия же состояли в формах, средствах, глубине и целях преобразований.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Царское правительство, поставленное перед фактом усиления крестьянского движения против крепостников, вынуждено было заняться вопросом освобождения крестьян от крепостной зависимости.

В. И. Ленин в статье «Пятьдесят лет падения крепостного права» подчеркивал, что «отмена крепостного права была проведена не восставшим народом, а правительством, которое после поражения в Крымской войне увидело полную невозможность сохранения крепостных порядков».

Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов).

Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

В 1858-1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы.

Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.

В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В их вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце 1860 г. В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:

1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;

2) превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» – сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» – создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.

Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия: 1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; 2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.

Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.

Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.

Эти органы стали основой для участие крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.

После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (конец I860 — начало 1861 гг.). Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.:

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30—40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Переломный момент в истории Российской государственности

Замечание 1

Предпосылки российских буржуазных реформ — это условия политического, социального и экономического характера, которые послужили причинами разработки и внедрения буржуазных реформ в России XIX века.

Западная Европа резко отличалась от Восточной Европы: высокая плотность населения, разнообразие природы суверенизация общества, политическая, экономическая и культурная интенсификация жизни. Россия же развивалась медленно из-за неблагоприятных климатических, географических и геополитических условий. Чтобы удержать от распада огромную Российскую империю и обеспечить достаток разным слоям населения при ограниченных ресурсах, и огромных потребностях, необходимо было сконцентрировать власть в едином центре.

В России назревал конфликт между капиталистическими отношениями в производстве, торговле и феодально-крепостническим строем. Углублению кризиса способствовала Крымская война (1853-1856 гг.), где Россия проиграла таким государствам как Англия, Франция и Турция. Огромная Российская империя, обладающая многочисленной армией, потерпела сокрушительное поражение. Русские войска и русский флот оказались неспособными вести эффективные боевые действия даже на собственной территории. Черноморский флот был уничтожен.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Предпосылки российских буржуазных реформ 470 руб.
  • Реферат Предпосылки российских буржуазных реформ 240 руб.
  • Контрольная работа Предпосылки российских буржуазных реформ 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Россия лишилась Южной Бессарабии и устья Дуная. Крымская война стала переломным периодом в истории русской империи. После поражения стало ясно всем – и крестьянам, и горожанам, и новому царю Александру II, что Россия – это «Колосс на глиняных ногах». Александр II понимал, что феодально-крепостной строй его страны отдаляет Россию от передовых западных европейских государств, которые были буржуазными, основывались на предпринимательстве и частной собственности, и их профессиональные армии оказывались по всем позициям лучше российской.

Либеральный реформатор Александр II понял, что преобразования в России необходимы. В 1856 г. было принято решение об отмене крепостного права. После 7 лет споров и обсуждений, 19 февраля 1861 года император подписал манифест об освобождении крестьян. В начале 60-х годов ХІХ века в России кардинально изменилось все, обедневшие дворяне, освободившиеся крестьяне, растущие города все это требовало новых форм управления. Стоит признать, что старый чиновничий аппарат сам с этим справиться не мог. В итоге Александр II проводит ряд реформ.

К общим предпосылкам перемен в Российской империи относятся:

  1. Социально-экономические: кризис феодализма, развитие капиталистического способа производства, промышленный переворот, обнищание крестьян, сужение рынков сбыта.
  2. Политические: классовая борьба между дворянством и крестьянами, революционные движения среди молодежи, недееспособный государственный аппарат.
  3. Идеологические: идеи Великой французской революции, развитие либеральных, революционных течений.
  4. Амнистия политических заключенных.

Александр II взял на себя ответственность проведения реформ, которые способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности, развитию гражданского самосознания населения. Крестьяне и простые рабочие называли его освободителем, возводили ему памятники за народные деньги. После либеральных реформ Александра II вопреки всем ожиданиям и надеждам страна находилась в состоянии экономического кризиса. За время правления Александра II выплавка чугуна увеличилась всего лишь на 67 %, тогда как в Германии, за тот же период – на 319%. Внешний долг России вырос с 2 до 6 млрд. рублей. Коррупция приобрела невиданные масштабы, взятки чиновникам достигали 200000 рублей. Впервые в России появилось такое понятие как терроризм. С восьмой попытки Александр II был убит бомбистами.

Предпосылки проведения земской реформы и отмены крепостного права

К 1861 году сформировались все предпосылки для отмены крепостного права и проведения крепостной реформы:

  • смена правителя — в 1855 г. занял престол Александр II;
  • низкая производительность труда;
  • массовые крестьянские восстания;
  • появление в стране просвещенных людей и студентов, пропагандирующих ценности европейского менталитета, права, экономики;
  • формирование общества людей с взглядами реформаторов, например, русское географическое общество, вольное экономическое общество, великокняжеские салоны;
  • смена старых чиновников на новых – реформаторов, по всей России, в 50 губерниях были открыты губернские дворянские комитеты по подготовке документа освобождения крестьян; открыли границы для выезда за границу.

Предпосылки проведения земской реформы(1864г.):

  1. Социально-экономическое несовершенство империи: бездорожье, отсутствие освещения, коммуникаций и транспорта, примитивная агротехника и низкие урожаи. Созрела необходимость модернизации страны.
  2. Потребность в изменении сознания общества и воспитании инициативных и ответственных граждан.
  3. Несовершенство вертикальной власти в управлении регионами.
  4. Необходимость приобщить к реформе радикально настроенную молодежь.
  5. Усиление влияния дворянства на местную жизнь в губерниях.

Предпосылки проведения судебной и военной реформ

Предпосылками проведения судебной реформы в 1864 году стали:

  • отмена крепостного права, устаревшая система правоотношений при крепостном праве: объекты – крестьяне, субъекты – помещики;
  • неравенство перед законом, потребность в новых институтах права и регуляторах правоотношений;
  • необходимость модернизации старого суда для решения вопросов преодоления социально-экономической, технической культурной отсталости от стран Западной Европы.

Предпосылки проведения военной реформы (1861-1874):

  1. Отсталость в обучении войск и вооружении.
  2. Низкий уровень образованности офицеров.
  3. Процветание коррупции.
  4. Российский флот из парусных деревянных кораблей значительно уступал в мощи металлическим европейским кораблям.
  5. Появление сильной милитаристской Германской империи.

Предпосылки проведения городской реформы и реформы народного образования

Предпосылками проведения городской реформы в 1870 послужили:

  • упразднение крепостного права реформировало структуру общества, появились юридически свободные крестьяне;
  • индустриальная модернизация страны;
  • потребность в организации рынков и развитии местной торговли;
  • неэффективность центрального управления и отсутствие местного самоуправления в городах.

Предпосылки проведения реформы народного образования (1863-1864):

  • Под тяжелым гнетом государства сформировалось не энергичное, не предприимчивое, пассивное общество, которое не хотело ускоряться в развитии.
  • Для процветания государства возросла необходимость качественного образования всех слоев населения.
  • Низкий процент образованности среди женского населения.
  • Несовершенство государственно-церковного образования.

⇐ ПредыдущаяСтр 165 из 169

  1. XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  2. А. Причины отмены крепостного права
  3. А. Причины феодальной раздробленности
  4. Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
  5. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  6. Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
  7. Буржуазные реформы 60-70х гг. (земская, городская, судебная, военная) и причины их незавершенности.
  8. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
  9. В чем же причины новой неудачи реформ ?
  10. Вероломное нападение Гитлеровской германии на СССР.Причины поражение красной армии в 1941-1942

1) Противоречие между крепостническими устоями и развитием буржуазных отношений.

2) Потребность в модернизации российской экономики. Ослабление темпов экономического роста. Крепостничество угрожала превратить России из ведущей мировой державы в страну третьего мира.

3) Крепостное право подрывало имидж России на мировом уровне не только с экономической, но и нравственной точки зрения.

4) Стремление власти не допустить выступлений широких слоев народных масс, посредством проведения буржуазных реформ.

Во многом катализатором, ускорившим проведение реформ стали следующие события: 1) внезапная смерть Николая II, избежать беспорядком позволили реформы и прежде всего кампания, направленная на ослабление цензуры и развитии гласности. Впервые в России была разрешено свободомыслие, правда не долго. Эпоха гласности длилась всего год с 1855 по 1856.

Земельная реформа. 1861 г. освобождение крестьян, ликвидация крепостного права. (Разногласия по проведению реформы и ее суть по учебнику самостоятельно). Недостатки реформы: носила половинчатый характер, не могла полностью ликвидировать пережитки крепостничества, так как проводилась дворянами. Получив номинальную свободу, крестьяне вновь попадали в экономическую кабалу.

Земская реформа 1864 г. впервые в России были созданы органы местного самоуправления. Позже именно земство станет основой российского либерального движения. ( ее суть по учебнику самостоятельно). Недостатки. Носила половинчатый характер.

1) Земства были созданы не во всех губерниях России, а лишь в 35.

2) Круг решаемых земствами проблем был ограничен лишь вопросами благоустройства.

3) Не было высшего и низшего органа управления земств. Земства действовали лишь в губерниях и уездах.

Судебная реформа 1864. Была направлена на ликвидацию сословного суда, когда помещиков и крестьян судили разные судьи. 1) Реформа впервые сделала суд открытым и гласным, 2) был образован независимый суд присяжных заседателей, состоящий из обычных граждан, а не юристов профессионалов, 3) Впервые процесс стал состязательным помимо обвинителя появился государственный защитник.

Недостатки: преодолеть сословность в суде так и не удалось. В России сохранялся отдельный суд для духовенства. Военных и крестьян.

Военная реформа 1874 впервые в России на смену рекрутским наборам была введена всеобщая воинская повинность

В исторической литературе выделяют три этапа Великой Отечественной войны .

Первый 22 июня 1941 — 18 ноября 1942 гг. начальный период войны, который характеризуется

— организацией стратегической обороны (более 30 крупных операций),

-тяжелыми поражениями Красной Армии,

-срывом гитлеровского плана молниеносной войны,

-тяжелым положением советского фронта и тыла, а также началом перестройки тыла на военный лад.

В сложных условиях руководство страны взяло курс на введение чрезвычайных мер, направленных на достижение победы над врагом. Программа этих мер содержалась в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. «Все для фронта, все для победы» В ней выражалась уверенность, что справедливая борьба советского народа за свободу своего Отечества завершится разгромом агрессора. Для воплощения этой программы в жизнь была проведена всеобщая мобилизация (5 млн. чел.), созданы дивизии народного ополчения (2 млн. чел.), введено военное положение в западных районах страны, начата перестройка экономики на военный лад (введен мобилизационный план, начата эвакуация). Были созданы и чрезвычайные органы управления страной Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандования, Совет по эвакуации и Совинформбюро. В стране установилась жесткая централизованная система управления, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках И.В.Сталина, который посты генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя СНК, Председателя ГКО, Верховного Главнокомандующего, главы Ставки Верховного Главнокомандования, наркома обороны.

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 11; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий