В первой половине XIX в. сформировались социально-политические и иные предпосылки для буржуазных реформ в России. Феодальные производственные отношения становятся препятствием для развития капиталистических производительных сил. Россия вступает в полосу кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
К ним следует отнести следующие:
Социально-экономические предпосылки:
1. В промышленности интенсивно шел процесс вытеснения вотчинной и посессионной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими.
Уже к 20-м годам вольнонаемные рабочие в промышленности составляли 50%, а к 60-м – абсолютное большинство. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.
2. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.
3. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
Основным источником существования для большинства дворян становятся государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы с земельных владений.
5. Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.
Политические предпосылки:
1. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.
2. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.
3. Кризис переживает феодальная государственность, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).
4. В судах царили взяточничество, произвол, затягивание дел.
Идеологические предпосылки:
1. Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой французской революцией.
2. К 60-м годам в России складывается три основных политико-идеологических лагеря:
– официально-правительственный консервативный лагерь, который стоял на позициях теории официальной народности, стремился сохранить незыблемость самодержавия;
– либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);
– революционный лагерь, который моделью будущего развития видел насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, однако этот лагерь также выражал интересы капиталистического развития.
Несмотря на полярность точек зрения, все они сходились в необходимости разрешения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия же состояли в формах, средствах, глубине и целях преобразований.
В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Царское правительство, поставленное перед фактом усиления крестьянского движения против крепостников, вынуждено было заняться вопросом освобождения крестьян от крепостной зависимости.
В. И. Ленин в статье «Пятьдесят лет падения крепостного права» подчеркивал, что «отмена крепостного права была проведена не восставшим народом, а правительством, которое после поражения в Крымской войне увидело полную невозможность сохранения крепостных порядков».
Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов).
Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.
В 1858-1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.
Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.
Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы.
Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.
В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).
В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В их вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце 1860 г. В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:
1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;
2) превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» – сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» – создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.
Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.
Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия: 1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; 2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.
Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.
Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.
Эти органы стали основой для участие крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.
После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (конец I860 — начало 1861 гг.). Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.
48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в
Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.
Виды предпосылок буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.:
1) социально-экономические;
2) политические;
3) идеологические.
Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30—40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.
Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.
На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.
Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.
В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:
1) официально-правительственный;
2) либеральный;
3) революционный.
Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Переломный момент в истории Российской государственности
Замечание 1
Предпосылки российских буржуазных реформ — это условия политического, социального и экономического характера, которые послужили причинами разработки и внедрения буржуазных реформ в России XIX века.
Западная Европа резко отличалась от Восточной Европы: высокая плотность населения, разнообразие природы суверенизация общества, политическая, экономическая и культурная интенсификация жизни. Россия же развивалась медленно из-за неблагоприятных климатических, географических и геополитических условий. Чтобы удержать от распада огромную Российскую империю и обеспечить достаток разным слоям населения при ограниченных ресурсах, и огромных потребностях, необходимо было сконцентрировать власть в едином центре.
В России назревал конфликт между капиталистическими отношениями в производстве, торговле и феодально-крепостническим строем. Углублению кризиса способствовала Крымская война (1853-1856 гг.), где Россия проиграла таким государствам как Англия, Франция и Турция. Огромная Российская империя, обладающая многочисленной армией, потерпела сокрушительное поражение. Русские войска и русский флот оказались неспособными вести эффективные боевые действия даже на собственной территории. Черноморский флот был уничтожен.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Предпосылки российских буржуазных реформ 470 руб.
- Реферат Предпосылки российских буржуазных реформ 240 руб.
- Контрольная работа Предпосылки российских буржуазных реформ 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Россия лишилась Южной Бессарабии и устья Дуная. Крымская война стала переломным периодом в истории русской империи. После поражения стало ясно всем – и крестьянам, и горожанам, и новому царю Александру II, что Россия – это «Колосс на глиняных ногах». Александр II понимал, что феодально-крепостной строй его страны отдаляет Россию от передовых западных европейских государств, которые были буржуазными, основывались на предпринимательстве и частной собственности, и их профессиональные армии оказывались по всем позициям лучше российской.
Либеральный реформатор Александр II понял, что преобразования в России необходимы. В 1856 г. было принято решение об отмене крепостного права. После 7 лет споров и обсуждений, 19 февраля 1861 года император подписал манифест об освобождении крестьян. В начале 60-х годов ХІХ века в России кардинально изменилось все, обедневшие дворяне, освободившиеся крестьяне, растущие города все это требовало новых форм управления. Стоит признать, что старый чиновничий аппарат сам с этим справиться не мог. В итоге Александр II проводит ряд реформ.
К общим предпосылкам перемен в Российской империи относятся:
- Социально-экономические: кризис феодализма, развитие капиталистического способа производства, промышленный переворот, обнищание крестьян, сужение рынков сбыта.
- Политические: классовая борьба между дворянством и крестьянами, революционные движения среди молодежи, недееспособный государственный аппарат.
- Идеологические: идеи Великой французской революции, развитие либеральных, революционных течений.
- Амнистия политических заключенных.
Александр II взял на себя ответственность проведения реформ, которые способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности, развитию гражданского самосознания населения. Крестьяне и простые рабочие называли его освободителем, возводили ему памятники за народные деньги. После либеральных реформ Александра II вопреки всем ожиданиям и надеждам страна находилась в состоянии экономического кризиса. За время правления Александра II выплавка чугуна увеличилась всего лишь на 67 %, тогда как в Германии, за тот же период – на 319%. Внешний долг России вырос с 2 до 6 млрд. рублей. Коррупция приобрела невиданные масштабы, взятки чиновникам достигали 200000 рублей. Впервые в России появилось такое понятие как терроризм. С восьмой попытки Александр II был убит бомбистами.
Предпосылки проведения земской реформы и отмены крепостного права
К 1861 году сформировались все предпосылки для отмены крепостного права и проведения крепостной реформы:
- смена правителя — в 1855 г. занял престол Александр II;
- низкая производительность труда;
- массовые крестьянские восстания;
- появление в стране просвещенных людей и студентов, пропагандирующих ценности европейского менталитета, права, экономики;
- формирование общества людей с взглядами реформаторов, например, русское географическое общество, вольное экономическое общество, великокняжеские салоны;
- смена старых чиновников на новых – реформаторов, по всей России, в 50 губерниях были открыты губернские дворянские комитеты по подготовке документа освобождения крестьян; открыли границы для выезда за границу.
Предпосылки проведения земской реформы(1864г.):
- Социально-экономическое несовершенство империи: бездорожье, отсутствие освещения, коммуникаций и транспорта, примитивная агротехника и низкие урожаи. Созрела необходимость модернизации страны.
- Потребность в изменении сознания общества и воспитании инициативных и ответственных граждан.
- Несовершенство вертикальной власти в управлении регионами.
- Необходимость приобщить к реформе радикально настроенную молодежь.
- Усиление влияния дворянства на местную жизнь в губерниях.
Предпосылки проведения судебной и военной реформ
Предпосылками проведения судебной реформы в 1864 году стали:
- отмена крепостного права, устаревшая система правоотношений при крепостном праве: объекты – крестьяне, субъекты – помещики;
- неравенство перед законом, потребность в новых институтах права и регуляторах правоотношений;
- необходимость модернизации старого суда для решения вопросов преодоления социально-экономической, технической культурной отсталости от стран Западной Европы.
Предпосылки проведения военной реформы (1861-1874):
- Отсталость в обучении войск и вооружении.
- Низкий уровень образованности офицеров.
- Процветание коррупции.
- Российский флот из парусных деревянных кораблей значительно уступал в мощи металлическим европейским кораблям.
- Появление сильной милитаристской Германской империи.
Предпосылки проведения городской реформы и реформы народного образования
Предпосылками проведения городской реформы в 1870 послужили:
- упразднение крепостного права реформировало структуру общества, появились юридически свободные крестьяне;
- индустриальная модернизация страны;
- потребность в организации рынков и развитии местной торговли;
- неэффективность центрального управления и отсутствие местного самоуправления в городах.
Предпосылки проведения реформы народного образования (1863-1864):
- Под тяжелым гнетом государства сформировалось не энергичное, не предприимчивое, пассивное общество, которое не хотело ускоряться в развитии.
- Для процветания государства возросла необходимость качественного образования всех слоев населения.
- Низкий процент образованности среди женского населения.
- Несовершенство государственно-церковного образования.
⇐ ПредыдущаяСтр 165 из 169
- XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
- А. Причины отмены крепостного права
- А. Причины феодальной раздробленности
- Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
- Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
- Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
- Буржуазные реформы 60-70х гг. (земская, городская, судебная, военная) и причины их незавершенности.
- Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
- В чем же причины новой неудачи реформ ?
- Вероломное нападение Гитлеровской германии на СССР.Причины поражение красной армии в 1941-1942
1) Противоречие между крепостническими устоями и развитием буржуазных отношений.
2) Потребность в модернизации российской экономики. Ослабление темпов экономического роста. Крепостничество угрожала превратить России из ведущей мировой державы в страну третьего мира.
3) Крепостное право подрывало имидж России на мировом уровне не только с экономической, но и нравственной точки зрения.
4) Стремление власти не допустить выступлений широких слоев народных масс, посредством проведения буржуазных реформ.
Во многом катализатором, ускорившим проведение реформ стали следующие события: 1) внезапная смерть Николая II, избежать беспорядком позволили реформы и прежде всего кампания, направленная на ослабление цензуры и развитии гласности. Впервые в России была разрешено свободомыслие, правда не долго. Эпоха гласности длилась всего год с 1855 по 1856.
Земельная реформа. 1861 г. освобождение крестьян, ликвидация крепостного права. (Разногласия по проведению реформы и ее суть по учебнику самостоятельно). Недостатки реформы: носила половинчатый характер, не могла полностью ликвидировать пережитки крепостничества, так как проводилась дворянами. Получив номинальную свободу, крестьяне вновь попадали в экономическую кабалу.
Земская реформа 1864 г. впервые в России были созданы органы местного самоуправления. Позже именно земство станет основой российского либерального движения. ( ее суть по учебнику самостоятельно). Недостатки. Носила половинчатый характер.
1) Земства были созданы не во всех губерниях России, а лишь в 35.
2) Круг решаемых земствами проблем был ограничен лишь вопросами благоустройства.
3) Не было высшего и низшего органа управления земств. Земства действовали лишь в губерниях и уездах.
Судебная реформа 1864. Была направлена на ликвидацию сословного суда, когда помещиков и крестьян судили разные судьи. 1) Реформа впервые сделала суд открытым и гласным, 2) был образован независимый суд присяжных заседателей, состоящий из обычных граждан, а не юристов профессионалов, 3) Впервые процесс стал состязательным помимо обвинителя появился государственный защитник.
Недостатки: преодолеть сословность в суде так и не удалось. В России сохранялся отдельный суд для духовенства. Военных и крестьян.
Военная реформа 1874 впервые в России на смену рекрутским наборам была введена всеобщая воинская повинность
В исторической литературе выделяют три этапа Великой Отечественной войны .
Первый 22 июня 1941 — 18 ноября 1942 гг. начальный период войны, который характеризуется
— организацией стратегической обороны (более 30 крупных операций),
-тяжелыми поражениями Красной Армии,
-срывом гитлеровского плана молниеносной войны,
-тяжелым положением советского фронта и тыла, а также началом перестройки тыла на военный лад.
В сложных условиях руководство страны взяло курс на введение чрезвычайных мер, направленных на достижение победы над врагом. Программа этих мер содержалась в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. «Все для фронта, все для победы» В ней выражалась уверенность, что справедливая борьба советского народа за свободу своего Отечества завершится разгромом агрессора. Для воплощения этой программы в жизнь была проведена всеобщая мобилизация (5 млн. чел.), созданы дивизии народного ополчения (2 млн. чел.), введено военное положение в западных районах страны, начата перестройка экономики на военный лад (введен мобилизационный план, начата эвакуация). Были созданы и чрезвычайные органы управления страной Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандования, Совет по эвакуации и Совинформбюро. В стране установилась жесткая централизованная система управления, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках И.В.Сталина, который посты генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя СНК, Председателя ГКО, Верховного Главнокомандующего, главы Ставки Верховного Главнокомандования, наркома обороны.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 11; Нарушение авторских прав