Предпосылки возникновения русской правды

Время, место и причины возникновения

Русская Правда — древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи «уходят» в языческую старину. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. В 1738 г. русский историк В. Н. Татищев нашел список Новгородской летописи, в которую оказался внесенным текст Краткой Правды. В. Н. Татищев «с крайней прилежностью» сделал список с этого памятника и представил его в Академию наук. «Однако прошло почти 30 лет, прежде чем Русская Правда впервые вышла печатным изданием. Только в 1767 г., использовав находку В. Н. Татищева, А. Л. Шлецер напечатал Русскую Правду под заглавием: «Правда Русская, данная в одиннадцатом веке от великих князей Ярослава Владимировича и сына его Изяслава Ярославича».Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды.

(дата обращения: 20.01.2011). Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре.

Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон (законник). Правда аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно. В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда». Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Но само название древнерусского правового сборника сохранилось только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени.

Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) — Великий Новгород. Тихомиров М. Н. Указ.соч. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI — XII вв., не было приведено вовсе.

Выделяют две причины необходимости создания рассматриваемого свода законов: 1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями, 2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве. Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого документа.

Также создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.

В литературе существуют два взгляда на происхождение «Русской Правды». Одни видят в ней не официальный документ, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей (Сергеевич, Владимирский-Буданов и др.). Другие считают «Русскую правду» официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось много разных списков «Русской Правды», различающихся количеством, порядком и даже текстом статей (Погодин, Беляев, Ланге и др.).

Между тем В.О. Ключевский занимал особую позицию в споре об официальном и частном происхождении памятника. «Русская Правда», на его взгляд, «не была произведением княжеской законодательной власти; но она не осталась и частным юридическим сборником». Ключевский В. О. Русская история. М., 1993. С.157.

Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии

«Правда Ярослава»: причины создания, цели и основное содержание

Аринин А.Н. директор Института федерализма и гражданского общества, д-р политич. наук (г. Москва) A.N. Arinin «Yaroslav’s truth»: reasons of creation, purpose and main contents

Аннотация: В докладе рассматриваются причины, побудившие князя Ярослава создать «Русскую Правду», объясняется чрезвычайный характер древнерусского закона. Раскрываются цели и основные положения содержания «Русской Правды».

Ключевые слова: князь, дружина, Правда Ярослава, «Правда Русская» («Древнейшая Правда»), «Краткая Правда».

Keywords: prince, team, Yaroslav’s Truth, «Truth the Russian» («the Most ancient Truth»), «the Short Truth».

После смерти князя Владимира в 1015 г. в Новгороде началось восстание, спровоцированное беззаконием и насилием дружины князя Ярослава, которая в значительной степени состояла из варягов. Восставшие новгородцы перебили варягов. Но разгневанный Ярослав, призвав к себе лучших мужей, перебивших варягов, обманул их и уничтожил. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы об угрозе со стороны киевского князя Святополка. Ярослав был вынужден собрать «вече», публично просить прощение за ошибочность предпринятых им репрессий и таким образом заручиться поддержкой Новгорода в предстоящей борьбе со Святополком.

Взамен этого Ярослав, очевидно, обещал определенные гарантии новгородцам и, в первую очередь, новгородской правящей элите как от насильственных действий дружины, так и от повторных репрессий. В 1016 г. Ярослав с помощью новгородцев победил Святополка и «сел на княжение в Киеве» на престол отцовский и дедовский. И было тогда Ярославу 28 лет. Но решительная борьба его со Святополком, бежавшим в Польшу за поддержкой тестя — короля Болеслава, была еще впереди. Понимая это, стремясь упрочить свои позиции, Ярослав со своим ближайшим окружением разработал и дал новгородцам «Русскую Правду» («Древнейшую Правду»), содержавшую серьезные правовые льготы местному населению. Таким образом, причины создания древнерусского закона были связаны с обязательствами князя Ярослава перед жителями Новгорода.

Текст «Правды Ярослава» дошел до нас в составе первых семнадцати статей «Краткой Правды», которые делятся на три раздела. Первый из них — постановления об убийстве (ст. 1). Второй — статьи об оскорблении (ст. 2–10). Третий — законы о нарушении прав собственности (ст. 11–17). Состав «Правды Ярослава» или «Древнейшей Правды» легко объясняется теми условиями, в которых она была разработана. «Правда Ярослава» служила гарантией от повторения убийств, оскорблений и хищений со стороны княжеской дружины.

Чрезвычайный характер «Древнейшей Правды» объясняет сравнительную ограниченность его содержания. В ней нет многих норм права, существовавших в начале XI в., например, о наследстве, о правовом положении челяди, о зачинщике драки и т. д. Они не имели прямого отношения к задачам, которые решал Ярослав, создавая в 1016 г. свою «Правду».

Сложные условия, в которых была предпринята первая попытка кодификации древнерусских законов, отразились не только на составе, но и на содержании законов. В ней, например, находят отражение требования новгородцев о защите их от насилий со стороны дружины. Так, уже ст. 10 и 11 «Краткой Правды» прямо ограничивают произвол дружины князя. Однако новгородцы требовали защиты не только своего имущества, но и самой жизни. Ярослав был вынужден ввести новую норму, защищавшую жизнь рядового новгородца — штраф в 40 гривен за убийство (ст. 1).

При этом рядовой новгородец мог быть и изгоем (не членом общины) и общинником. До этого «вира» платилась лишь за убийство дружинника, кем бы он ни был — воином-профессионалом (гридином), «ябедником» — княжеским слугой, участвовавшим в судопроизводстве, «мечником» — судебным чиновником, или купцом. Ранее дружина злоупотребляла своей безответственностью, да и кто бы считался с членами семьи убитого? Новгородцы, оказавшие военную помощь Ярославу в борьбе со Святополком, требовали ответственности убийц не только перед семьей, но и перед князем. И Ярослав был вынужден удовлетворить это требование.

Так, законодательно была закреплена «вира» — штраф за убийство любого человека в пользу князя. Разумеется, речь шла о том случае, когда у убитого не нашлось того, кто мог бы отомстить за его жизнь. Кровная месть еще продолжала существовать. Теперь в случае убийства новгородца, если у него не было родственников, способных мстить обидчику, последний должен был отвечать перед самим князем. Эта правовая норма была направлена против преступлений княжеской дружины в Новгороде.

«Правда Ярослава» («Древнейшая Правда») отразила сдвиги в социально-политической структуре древнерусского общества начала XI в. Кровной мести был нанесен ряд сильных ударов, но она еще продолжала существовать. В результате создавались противоречия (вследствие несовместимости классовых и общинных начал), которые были преодолены только после окончательной ликвидации общинных пережитков.

Действительно, складывалось положение, когда в некоторых случаях жизнь дружинника была защищена менее, чем общинника. За дружинника платилось 40 гривен князю, а за общинника, в случае отсутствия мстителя, 40 гривен князю и 40 «за голову» шло членам общины. Только запрет кровной мести мог привести к ликвидации этого противоречия. Того же настоятельно требовало и дальнейшее развитие социально-экономических отношений в стране.

При анализе древнейшей части «Краткой Правды» (прежде всего, «Правды Ярослава») обращают на себя внимание ст. 2–9, в которых установлены штрафы за ранение и оскорбление. В этих статьях Б.Д. Греков, например, видит «условный кодекс рыцарской чести». Однако А.А. Зимин с этим выводом не согласен. Большинство этих статей (ст. 3–4, 9) действительно имеет в виду вооруженного воина, но не как оскорбленное лицо, а как оскорбителя, пустившего в ход свое оружие и за это наказанного высоким штрафом — в четыре раза больше обычного.

Так, за оскорбления, нанесенные новгородцам вооруженными воинами, т. е. дружинниками, установлен особо высокий штраф — 12 гривен (ст. 3–4), что было в четыре раза выше обычного штрафа за побои (ст. 2, 7, 10). Более того, если даже на пострадавшем не было явных следов побоев, то теперь достаточно было двух свидетелей, чтобы взыскать штраф с обидчика варяга. В случае, если побитым кем-либо из новгородцев будет иноземец (варяг или колбяг), то он должен доказать свои обвинения присягой (ст. 10).

Князь Ярослав защищал также имущественные права знатных новгородцев, владельцев челяди. Именно они, скорее всего, добились введения нормы закона, согласно которой в случае невыдачи беглого челядина в течение трех дней, иноземцы платили штраф 3 гривны за укрывательство (ст. 11). Была также упрощена процедура розыска беглого челядина (ст. 16). Наконец, в интересах новгородской знати были разработаны ст. 12 и 13, запрещавшие отнимать у них коней и оружие, которые побуждали алчную часть княжеской дружины присваивать чужую собственность.

Год создания «Древнейшей Правды» (1016) приходится на период лишь временного занятия Ярославом киевского престола. Святополк, бежавший за поддержкой к своему тестю — польскому королю Болеславу, был серьезной угрозой власти Ярослава. В этих условиях «Правда», разработанная Ярославом, являлась не только исполнением каких-то данных ранее обещаний, но также и залогом, гарантирующим ему поддержку элиты и горожан Новгорода в предстоящих битвах. В Киеве около 1016 г. могла оставаться сильная группа поддержки Святополка. Неслучайно в 1018 г. ему сравнительно легко удалось захватить Киев и изгнать Ярослава. Безусловно, в этом помогло и польское войско Болеслава. Киевляне неодобрительно смотрели на льготы и щедрые уступки, которые Ярослав дал Новгороду, — старинному сопернику «матери городов русских». Поэтому они активно не участвовали в борьбе Ярослава со Святополком в 1018 г.

Однако как только киевляне испытали на себе грабительскую власть поляков, они отвернулись от Святополка и заняли сторону Ярослава. В то же время, новгородцы, удовлетворенные законодательными актами Ярослава, оказали ему полную поддержку. Когда Ярослав, изгнанный из Киева, вернулся в Новгород, элита и горожане, не желая в случае победы Святополка полного подчинения Киеву, оказали Ярославу большую военную и материальную помощь. Благодаря этому в 1019 г. Ярослав разбивает Святополка и во второй раз занимает киевский престол.

Итак, в 1016 г. князь Ярослав Владимирович составил первый на Руси кодифицированный свод древнерусских законов («Древнейшую Правду» или «Правду Ярослава»). Ярослав не преследовал цели сведения воедино всех имевшихся в то время норм обычного права и княжеских постановлений. Это доказывается уже тем, что русско-византийские договоры X в., а также более поздние правовые документы, в том числе «Устав Ярославичей» и «Пространная Правда», безусловно, сохранили некоторые нормы права, которые действовали в X — начале XI в., но не вошли в «Древнейшую Правду».

Составляя свою «Правду», князь Ярослав преследовал совершенно конкретную цель — посредством выдачи определенных правовых гарантий, защищающих новгородцев от насилий, совершаемых княжеской (особенно варяжской) дружиной, обеспечить поддержку Новгорода в предстоящей борьбе за Киев и великокняжеский престол. Поэтому «Древнейшая Правда» ограничивается изложением норм, касающихся правовых санкций за убийство, оскорбления и кражу.

При этом «Древнейшая Правда» сыграла большую роль в истории древнерусского правотворчества. До начала XI в. на Руси обычное право сосуществовало с нормами международного права, а также отдельными распоряжениями, относившимися к жизни княжеской вотчины. Теперь же впервые создан был законодательный кодекс, который после победы Ярослава над Святополком приобрел общерусское значение. Этот кодекс основывался на нормах местного права (обычного и княжеского), развитых и дополненных Ярославом. В свою очередь «Древнейшая Правда» стала основой развития древнерусского права XI — начала XII вв.

«Правда Ярослава» была дополнена в 1036 г. «Поконом вирным», ставшим третьей частью «Краткой Правды» (ст. 42). «Покон (письменное установление) вирный» содержал перечень размеров денежных отчислений и корма (пищевого довольствия), собиравшихся в пользу «вирника» — княжеского дружинника, ведавшего сбором виры — штрафа. Вопрос об отчислениях княжеским чиновникам очень беспокоил новгородцев. В «Поконе вирном» регламентировались отчисления, которые шли чиновникам из общей суммы поступлений, в казну князя. Кроме того, в нем устанавливались натуральные повинности, лежавшие на населении, подконтрольные чиновнику. «Вирник» мог исполнить функции «мечника» и других представителей администрации округа или общины. Отправляя на княжение в Новгород своего сына Владимира, Ярослав мог дать новгородцам «Покон вирный», который точно определял размеры корма, шедшего многочисленным княжеским чиновникам.

По сути, это был первый опыт в определении финансовых взаимоотношений между местным (новгородским) населением и княжескими мужами. Новгородцы, получив вслед за «Правдой Ярослава» 1016 г. новую льготу, которая ограничивала самоуправство и вымогательство «вирников» (сборщиков штрафов), «мечников» (судебных исполнителей) и других представителей власти князя. В подобном законе был заинтересован не один Новгород, а все Древнерусское государство. Следовательно, можно считать, что «Покон вирный», разработанный Ярославом, применялся по всей стране, а не только в Новгороде.

Другой законодательной новеллой Ярослава являлся «Урок мостникам», составивший четвертую часть «Краткой Правды» (ст. 43). Под «Уроком» следует понимать постановление, регламентирующее сборы княжеских судебных и прочих агентов. «Мостники» являлись строителями речных мостов. «Урок» был близок к «Покону вирному», т. к. определял сборы, шедшие в пользу княжеских слуг, в данном случае руководившими постройкой и ремонтом мостов.

Итак, «Древнейшая Правда», разработанная Ярославом, стала подлинным сводом древнерусского права. Она отразила особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства. «Древнейшая Правда» имела высокий уровень законотворчества, развитую для своего времени правовую культуру.

Библиографический список:

1. Русская Правда Краткой редакции // Памятники права Киевского государства X–XII вв. М., 1952.

2. Повесть временных лет / Пер. Д.С. Лихачева. М., 2015.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.

«Русская правда», или «Правда Ярослава» — первый письменный древнерусский свод законов, принятие которого датируется 1016 годом в период правления великого князя Ярослава Мудрого. Именно дарование «Русской правды» принято считать проявлением мудрости князя, ведь до него никто не оставил подобных документов. «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», — говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.
Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.
Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.
Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.
К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.
Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Предпосылки Русской Правды

Когда земли восточных славян распались на городовые области и в каждом городе во главе власти стали князья и веча, то князь и вече сделались источниками суда и расправы. С появлением варяжских князей суд делается даже более княжеским, чем вечевым. И наша летопись, когда рассказывает о призвании князей, отмечает, как главное назначение князя, держание суда людям. «Поищем себе князя иже бы владел нами и судил по праву», — говорили новгородцы, посылая гонцов к Рюрику и братии его. Суд становится доходной статьей князя, потому что за суд он получает особые взносы с ищущих суда, и потому, конечно, всячески старается это свое право суда сохранить только за собой и оградить его от всяких покушений со стороны веча. Это удается князьям; о судах в XI, XII вв. мы читаем в летописях, как явлении княжеского обихода. Владимир Мономах в своем «Поучении» приказывает своим детям каждый день держать суд людям. Князь Ростислав хотел постричься в монахи, и печерский игумен уговаривает его не делать того, а лучше делать свое княжеское дело — «в правду суд судит».

Князь сам, конечно, не мог судить все дела во всем княжестве и поручал обыкновенно вместо себя держать суд по городам своим наместникам — посадникам и управителям — тиунам. Эти доверенные князя, его тиуны, оставили по себя недобрую память. То обстоятельство, что суд являлся доходной статьей князя, которую он поручал в заведывание своими тиунами, за что давал им часть дохода, распаляло в них хищничество. Летопись, как только заговорить о тиунах, то больше всего рассказывает о том, как «начаша тиуны грабити, людей продавати, князю не ведущу». Такое поведение тиунов было столь обычно, что возникали вопросы: где им быть на том свете за их неправедное житие и поступки? Конечно, на тиуна можно было жаловаться князю; но, во-первых, частенько и сам князь был лаком до «кун», а во-вторых, это нам теперь легко говорить, что можно жаловаться князю, когда к нашим услугам организованный порядок жалобы, пути и средства сообщения, а ведь тогда часто за дверь своего дома нельзя было выйти без топора или рогатины в руках, всякое же путешествие являлось подвигом.

Каждую зиму князь отправлялся обыкновенно на «полюдье», т.е. за сбором дани с подвластных ему городов и местностей. Останавливаясь на погостах, куда отдельные семьи и роды свозили дань, князь тут же и творил суд. Дома, в том городе, где считалась резиденция, князь творил суд у себя на дворе, сидя на своем крыльце. Кругом собирались дружинники. На дворе задолго до появления князя толпились тяжущиеся и обвиняемые, свидетели и просто любопытные.

Один за другим подходили тяжущиеся и обвиняемые к крыльцу, рассказывали князю, в чем заключается тяжба, или какое преступление совершил обвиняемый, и князь, поговорив с дружинниками, выслушав хорошо знающих старые обычаи людей, стариков и свидетелей — «видоков» и «послухов», ставил свой приговор «по старине и по пошлине», т.е. по обычаю, какой пошел от предков. Кроме наказания, виноватая сторона платила штраф в пользу князя.

Писанного закона тогда не существовало, и приговор ставился на основании обычая, устно передававшегося от отца к сыну, из поколения в поколение. Обычай основывался на естественных побуждениях человеческой природы и мало считался с какими-либо нравственными ограничениями. Убьет кто-нибудь человека — близкие родичи убитого из естественного чувства мести стремились убить погубителя; побьют кого — побитый чувствует злобу и добивается возможности выместить ее на обидчики; украдут у кого-либо — потерпевший понятно, старается отыскать вора, отобрать у него похищенное, да еще постарается причинить вору какое-либо зло, чтобы отвадить его от воровства.

Такого рода побуждения и легли в основу судебных обычаев древности. «Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь» — вот основной смысл их.

Принятое и распространенное христианство нанесло решительный удар такому положению дела. Христианство учило людей любить друг друга, воздавать добром за зло, прощать врагов. Христианское учение говорило, что преступление — зло, нанесенное брату — человеку другим человеком, и есть не только ущерб, наносимый другому, и нарушение обычая людей, но и грех перед Богом.

Возник затем ряд житейских явлений, в которых с языческой точки зрения не было ничего злого или преступного, не было видимого ущерба или убытка, причиняемого злой волей, но по христианскому взгляду был грех; к числу таких проступков относятся: многоженство, обида слабого, развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество новокрещенных и др.

Судьями по такого рода делам стали епископы. Они, во-первых, судили всех людей по всем церковным делам; им подведомственны были, например, такие дела, как святотатство, развод и т.п.; во-вторых, их суду подлежали по всем делам все люди церковные, т.е. священники, монахи, клирошане, словом, все те, кто находился под покровительством церкви.

Первые епископы на Руси были греки, не знавшие русских судебных обычаев, а меж тем им приходилось судить по чисто-светским делам целые разряды людей.

Тогда-то вот, для сведения духовных судей, и потребовалось записать судебные обычаи. Первая запись обычных законов была сделана, вероятно, во времена княжения Ярослава, сына Владимира Святого, поэтому эти первые русские записанные законы и называются Ярославов суд, или Русская Правда, т.е. русские законы. «Соуд Ярославль Володимирица, правда роусьская», — так озаглавлен древнейший список Правды.

Основные положения

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.
Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на » Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .
Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.
Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.
По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.
Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Содержание Русской Правды

Нормы уголовного права в Русской Правде соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах. Сохранялась смертная казнь, умышленное убийство отделялось от неумышленного, также были обозначены степени причинения ущерба (также намеренного или неумышленного) и штрафы в зависимости от степени тяжести проступка. Интересно, что денежные штрафы, упомянутые в Русской Правде, были посчитаны в разных денежных единицах.

За уголовным преступлением следовал суд. Русская Правда определяла нормы процессуального законодательства – как и где проводились суды, кто мог в них принимать участие, как необходимо было содержать преступников во время суда и как их судить. Тут сохранялся сословный принцип, когда более знатные граждане могли рассчитывать на более слабое наказание. Что касается взимания долгов, то документ также предусматривал процедуру, согласно которой необходимо было изымать денежную сумму у должника.

Русская Правда определяла категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане делились на несколько категорий: знать и привилегированные слуги (сюда относились дружинники и князь, которые имели привилегированные права); рядовые свободные жители (младшие дружинники, сборщики налогов, а также жители Новгорода и новгородской земли); зависимое население (низшие слои – смерды, холопы, закупы и рядовичи – то есть крестьяне, которые находились в зависимости от феодалов и князя).

Значение Русской Правды

Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом на Руси и имела очень важное значение для развития государственности. Разрозненные законы, указы, принятые в разных землях не могли обеспечить достаточного правового сопровождения общественной жизни и судопроизводства, Русская Правда исправила этот недостаток – теперь существовал документ, который выполнял роль судебника и использовался на судах. Русская Правда заложила основы будущей правовой системы, а также стала первым источником, который официально закрепил сословное деление государства, привилегию знатных над простым людом и начавшийся формироваться феодализм. Судебные документы, которые были написаны позднее, всегда включали в свою основу именно русскую Правду и формировались именно на ее базе (например,Судебник 1497 года).

Также важно отметить, что Русская Правда является важнейшим источником знаний о жизни Киевской Руси на самом начальном этапе развития государства.

Это интересно: 1597,Причины образования СССР: кратко

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Наш первый правовой сборник, безусловно, базируется на нормах обычного народного права и княжеской судебной практики. Сам термин «правда», часто встречающийся в источниках древнерусского права, имеет различные значения (судебник, договор, присяга, испытание), но, в первую очередь, «правда» — это право: «налезти правду» (найти свое право), «судити в правду» (по праву) и т. д. Так как представления о праве и справедливости жили в народных обычаях, то именно они признавались «правдой». Например, Псковская судная грамота предписывает князю и посаднику судить «взирая в правду», то есть, применяя на суде обычаи Псковской земли.

Русская Правда дошла до нас более чем в 100 списках, которые большинство исследователей разделяют на 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную из Пространной (необходимо отметить особую точку зрения С.В. Юшкова, разделявшего РП на 5 редакций: Краткую, Пространную, а также третью, четвертую и пятую редакции, которые возникли, когда текст РП окончательно сложился; историк права В.И. Сергеевич указывал 4 редакции РП, разделяя Краткую редакцию РП на две отдельные редакции: Правду Ярослава и Правду Ярославичей).

Краткая редакция РП была открыта В.Н. Татищевым в 1738 году и издана впервые А. Шлёцером в 1767 г. Пространную редакцию ввел в науку В.В. Крестинин, опубликовав ее в 1788 году. Сокращенная редакция впервые была осмыслена как особая обработка Правды и издана Н.В. Калачевым (1846).

Деление Русской Правды на статьи выполнено исследователями, подлинный текст документа не содержит постатейной нумерации.

Древнейшей редакцией РП является Краткая Правда (КП). Она сохранилась в двух основных списках Новгородской I летописи Младшего извода: Академическом и Археографическом (сер. XV в.). Остальные 11 списков КП относятся к XVIII-XIX вв. и, так или иначе, восходят к Академическому списку.

Краткую Правду исследователи обычно разделяют на 4 части: Правду Ярослава (или Древнейшую Правду) — ст.ст.1-18; Правду Ярославичей (или устав Ярославичей) — ст.ст. 19-41; Покон вирный – ст. 42 (норма о «корме», содержании общиной вирника – княжеского чиновника, собиравшего «виры» — судебные штрафы); Урок мостников — ст. 43 (норма оплаты труда (по договору найма) строителей мостов и площадей.

Относительно времени возникновения отдельных частей и всей Краткой Правды в литературе нет единого мнения.

Наиболее компромиссной версией создания Правды Ярослава является период правления великого князя Киевского Ярослава Мудрого (т.е. до 1054 г.). КП помещена в Новгородской I летописи под 1016 г. («…Ярослав иде к Киеву, седе на столе отца своего Владимира … и отпусти (новгородцев) всех домой и дав им Правду и Устав списав…»). В связи с этим ряд историков (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин, А.А. Зимин) полагают, что Правда Ярослава была составлена Ярославом Мудрым около 1016 г. Ссылаясь на известия летописей около 1036 г. в Новгороде («…людям написа грамоту…»), М.Н. Тихомиров временем ее возникновения считает 1036 г. К 30-м гг. XI в., как дате ее составления, склонен и С.В. Юшков.

Возникновение Правды Ярославичей исследователи датируют периодом правления сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Всеволода и Святослава 60-70-х гг. XI века. М.Н. Тихомиров и С.В. Юшков связывают ее создание с восстанием смердов и горожан 1068—1071 гг. и относят его к известному по летописи съезду князей в Вышгороде 1072 г. Греков Б.Д. датирует этот памятник второй половиной 50-х – 60-ми гг. XI в. Зимин А.А. относит его ко времени княжения Ярослава Мудрого (1036—1052 гг.).

Обычно к 30-м гг. XI в. относят появление Покона вирного. Нет данных для точной датировки Урока мостников.

В целом Краткую Правду многие исследователи считают памятником конца XI в. (М.Д. Приселков, С.В. Юшков и др.). Некоторые ученые связывают ее появление с движением в Новгороде в 1136 г. (М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин). Существует также версия о времени ее возникновения в последние годы княжения Ярослава Мудрого, прибытия в Новгород князя Изяслава (А.А. Зимин).

Пространная редакция Русской Правды (ПП) получила наибольшее распространение на Руси. Она дошла до нас в целом ряде позднейших списков, которые обычно помещались в юридических сборниках (Мерило Праведное, Кормчая) и реже в летописях. Ее списки исследователи объединяют в ряд групп, изводов. Существует несколько опытов классификации списков ПП. (В.П. Любимов, С.В. Юшков и др.). Древнейшим из дошедших до нас списков ПП является Синодальный список (он помещен в Синодальной Кормчей 1282 г.). Троицкий список XIV в. лучше всего сохранил протограф ПП.

Исследователи обычно разделяют Пространную Правду на 2 части: Суд Ярослава – ст.ст. 1 — 52; Устав Владимира Мономаха – ст.ст. 53 – 121.

Вопрос о времени составления протографа Пространной Правды остается дискуссионным в российской историографии. По мнению С.В. Юшкова, ПП образовалась в результате механического соединения «Суда Ярослава Владимировича» (ст. ст. 1 — 52 ПП), появившегося в Киеве в конце XI или в начале XII в. (до 1113 г.), и «Устава Владимира Мономаха» (ст. ст. 53 — 121 ПП), принятого на совещании в селе Берестове вскоре после подавления восстания в Киеве в 1113 г. Но, многими исследованиями было установлено, что Краткая Правда была использована при создании Пространной Правды, как в части до упоминания в тексте установлений Владимира Мономаха, так и после них, причем одни и те же статьи не заимствованы дважды, что свидетельствует о единовременном обращении составителя ПП к тексту КП. Так, А.А. Зимин считает, что первый заголовок появился при составлении всей ПП как ее общее наименование, и относит составление ПП в целом ко времени княжения Мономаха (около 1116 г.), считая, что в основу ее первой части (ст. ст. 1 — 46) положен самостоятельный, не дошедший до нас памятник — «Правда Ярославичей» (которую он отличает от «Устава Ярославичей»), принятая на княжеском съезде 1072 г. после широкой волны народных восстаний, и базировавшаяся на законах Ярослава (ст. 2 ПП — «яко же Ярослав судил»).

Вместе с тем, ряд исследований позволяют выделить в составе ПП группы статей, которые есть основания считать заимствованными из законодательства не только Владимира Мономаха, но и других Киевских князей, социальная политика которых известна по источникам. Так, по Л.В. Черепнину, начальные статьи (1 — 46) ПП отражают правовой кодекс, который мог быть принят на княжеском съезде в Любече в 1097 г. Статьи 47 — 52, по мнению А.А. Зимина и Л.В. Черепнина, являются продуктом творчества князя Святополка Изяславича, покровительствовавшего ростовщикам. К уставу Владимира Мономаха исследователи относят ст. ст. 53 — 66, трактующие вопросы долговых обязательств и кабальных отношений. Этот устав появился после подавления народного восстания 1113 г. Далее Л.В. Черепнин выделяет Устав черниговского князя Всеволода Ольговича (1138 — 1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах (ст. ст. 67 — 73, 75 — 85) и основанный на документальном Уставе Святослава Ярославича 1072 г. Цельную группу статей 90 — 95, 98 — 106, представляющую собой самостоятельный устав о наследстве, Л.В. Черепнин также связывает с деятельностью князя Всеволода Ольговича. Статьи 74, 86—89, 107—109 объединяются в группу, посвященную связанным с судебным процессом нормам обеспечения судебно-административного аппарата; статьи 96 — 97 говорят о денежном довольствии лиц, ведавших некоторыми делами общественного характера. Статьи 110 — 121 ПП представляют собой устав о холопстве, выделенный в самостоятельный раздел еще Н.Л. Дювернуа. Исследователь Черепнин Л.В. относит статьи о судебно-административном аппарате и устав о холопстве к деятельности владимирского великого князя Всеволода Юрьевича и связывает последний с восстанием 1174—1175 гг., приведшим к гибели его брата Андрея Боголюбского. По И.И. Смирнову, начальные статьи этого устава (110, 111) — позднейшие, вставленные в ПП уже после объединения в ней всего прежнего законодательства.

В целом создание Пространной Правды большинство исследователей относят к первой четверти ХII в., вскоре после восстания 1113 г. в Киеве и вокняжения Владимира Мономаха. «Суд Ярослава» можно рассматривать как законченный при Мономахе систематический свод Правды Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков (это как бы третий этап в истории кодификации древнерусского права), а «Устав Владимира Мономаха» — как сборник постановлений великого князя Владимира Мономаха, в который, возможно, вошли и нормы более позднего времени.

Третья редакция Русской Правды – Сокращенная – дошла до нас всего в двух поздних списках (ХVII в.): Толстовском IV и Оболенском I. Большинство исследователей рассматривает этот памятник как переработку одного из списков Ферапонтовского вида Пространной Правды. Филиппов А.Н. указывал, что Сокращенная редакция РП, являющаяся извлечением, или сокращением, Пространной, была составлена в XIII в. Н.А. Максимейко связывает возникновение Сокращенной Правды с кодификационными работами середины ХVII в. С.В. Юшков относит время ее составления к XV веку. А.А. Зимин, исходя из того, что Ферапонтовский вид Пространной Правды сложился около половины XVI в., ставит вопрос о возможности появления Сокращенной Правды в начале XVII в. и связывает его с попытками кодификации, имевшими место в это время.

Таким образом, Сокращенная редакция РП не внесла новых норм в право, возникла, когда текст Русской Правды окончательно сложился, и, скорее всего, является попыткой приспособить, переработать нормы Пространной Правды в условиях развития Московского государства и права

Добавить комментарий