Предпринимательство в СССР

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 25 декабря 1990 года, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

История предпринимательства в современной России

С конца 1920-х годов и до начала перестройки в 1986 году в Советском Союзе предпринимательская деятельность относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию.

19 ноября 1986 году Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон разрешал вести предпринимательскую деятельность в области кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд по- прежнему был запрещен.

Дальнейший этапом легализации частного бизнеса было принятие 26 марта 1988 года закона «О кооперации в СССР», который стал законодательной базой для развития малого предпринимательства в стране.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности

Окончательно частная предпринимательская деятельность в России с использованием наемного труда была узаконена 25 декабря 1990 года законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», подписанным председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Документом были определены правовые, экономические и социальные основы создания предприятий, их организационно-правовые формы, права и ответственность субъектов предпринимательства, а также меры госзащиты, поддержки и регулирования предпринимательства в России.

Поправки в закон вносились вплоть до 1993 года, большинство его статей утратили силу после введения в действие в 1994 года первой части Гражданского кодекса РФ. Окончательно он был отменен федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который подписал 21 марта 2002 года президент РФ Владимир Путин.

Предпринимательство сегодня

В настоящее время предпринимательство в РФ регулируется Гражданским кодексом, нормами трудового, финансового права, другими областями законодательства.

В России действуют 2,1 млн предприятий малого бизнеса (по данным на конец 2014 года), в которых работают 11,7 млн человек. Число средних предприятий — 13,7 тыс. (по данным на 2013 год), в них работают 1,6 млн человек. В индивидуальной предпринимательской деятельности заняты 5,4 млн человек (по данным на конец 2013 года). На долю среднего и малого бизнеса приходится около 25% от общего оборота всех российских компаний (по данным на 2013 год). Основная часть этих фирм занимается оптовой и розничной торговлей.

В июне 2012 году была учреждена должность Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, ее занимает Борис Титов.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • какую роль сыграло предпринимательство в российских экономических реформах на рубеже XX и XXI столетий;
  • • сущность и особенности теневого предпринимательства в советский и постсоветский период;
  • • новые тенденции в развитии мирового и российского предпринимательства;

уметь

  • • проводить сравнительный анализ командной и предпринимательской экономики;
  • • давать оценку проводимой в стране государственной политики, связанной с предпринимательской деятельностью;

владеть

• навыками критической оценки происходящих в современном обществе изменений в предпринимательской деятельности.

Монополия государственного предпринимательства в СССР. Развитие теневого бизнеса в эпоху застоя

Если строго формально подходить к определению сущности предпринимательства, то в период существования Советского Союза оно существовало в незначительных размерах и в искаженном виде, более того, преследовалось. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в период военного коммунизма была предпринята попытка (в значительной мере вынужденная) отказаться от товарно-денежных отношений, заменив товарный обмен натуральным. В принципе, в сложившейся ситуации крестьяне готовы были в обмен на свою продукцию получать необходимые товары от города, но город не был в состоянии что-то произвести для сельского хозяйства на обмен, поскольку фабрики и заводы стояли или почти стояли. Разруха и война не давали даже сделать попытку наладить товарообмен. Все, как известно, закончилось продразверсткой, а затем массовыми крестьянскими восстаниями.

Понимая невозможность продолжения такого курса, который неизбежно закончится социальным взрывом, большевики пошли на введение новой экономической политики (нэпа). На какое-то время нэп снял наиболее острые противоречия. Предпринимательство в урезанном виде и под контролем государства было разрешено, но когда дыры в экономике в основном были заделаны, встал вопрос — а что дальше? Среди партийной верхушки развернулась борьба. Одни настаивали на углублении рыночных отношений, выдвигая лозунг: «Обогащайтесь!» Другие настаивали на превращении страны в военный лагерь для подготовки мировой революции. 1929 год можно назвать точкой отсчета, после которой Россия последовала по пути формирования командой экономики с полным отказом от официального предпринимательства.

В то же время существовало своеобразное государственное предпринимательство: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 г. на совещании хозяйственников.

В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х гг. «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х гг. — Великую депрессию в США.

После кабального Версальского мира в 1919 г. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 г., когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х гг. составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось стране в 2 млрд долл, (по нынешнему курсу это почти 250 млрд долл.). Нанятые американские инженеры голову особенно не ломали. Они взяли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название — «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тыс. советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Американцы и немцы построили бы в СССР еще больше заводов. Но стране в 1932 г. начала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. И Сталин решил: мавр сделал свое дело — мавр может уходить. Советские чиновники под различными (часто надуманными) предлогами разрывали контракты с иностранными фирмами.

Русские очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты. К примеру, первую домну «Магнитки» выкладывали 2,5 месяца полностью иод присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше трех недель. И помощь западных специалистов уже не пригодилась.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 г. по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн советских специалистов, которые освоили новые технологии и стали заниматься их дальнейшим развитием. Другими словами, Сталин поставленную цель выполнил. Но какой ценой?

Объективные экономические законы пробивают себе дорогу, несмотря ни на какие препятствия. Поскольку совсем без рыночных отношений экономика не может развиваться полноценно, предпринимательство, лишившись официального статуса при социализме, существовало в тени.

Изложение проблем предпринимательства было бы неполным, если не вспомнить его разновидность, существующую вне правового поля. Есть разные резоны существовать нелегально, но поначалу все его виды следует определить как нечто однородное, имеющее общую сущностную характеристику. Теневое предпринимательство — явление, существующее во всем мире. Страны отличаются только по объемам этого сектора экономики. Согласно ориентировочным оценкам объем теневой экономики развитых стран составляет от 5 до 10% ВНП.

В литературе существуют разные определения теневой экономики, но остановимся на одном.

Теневая экономика — это неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства, а точнее, предпринимательская деятельность, осуществляемая вне правового поля. Ее появление связано с возникновением ситуации несовпадения интересов общества и производителя, что заставляет последнего изыскивать обходные пути.

В литературе можно встретить различные классификации теневой экономики. Одна из них построена на основе критерия легальности экономической деятельности.

  • • Легальная неофициальная экономика — экономическая деятельность, которую не учитывают при расчетах ВНП страны; однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов (работа в домашнем хозяйстве, на приусадебном участке, чаевые, работа ученых на дому, бартерный обмен).
  • • Внеправовая экономика — экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйствующих субъектов, не регламентированная действующим законодательством и находящаяся тем самым во внеправовых зонах.

Яркий пример — финансовые пирамиды середины 1990-х гг., от деятельности которых пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, предоставление без оснований индивидуальных льгот и субсидий и т.п.

  • • Полуправовая экономика — экономическая деятельность, по своим целям не противоречащая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств. Прежде всего, речь идет о разных способах уклонения от налогов, включая использование «черного нала», работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления. Типичным примером российской практики является дело «ЮКОСа».
  • • Нелегальная, криминальная экономика — экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон: наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы.

С переходом к рынку теневая экономика в России получила новые импульсы, хотя и по другим причинам, чем при командной экономике. Существуют различные методы измерения теневой экономики, которые подчас дают различные результаты. Все эти методы из-за отсутствия какой-либо официальной статистики весьма приблизительны и условны. Основные из них — метод физических затрат и метод наличных денег.

Метод физических затрат основан на сравнении производства и потребления продукции в национальной экономике. Чаще всего берется превышение потребления электроэнергии над ее официальным производством. Полученная разность и рассматривается как база для оценки теневого сектора. Данный метод используется в основном применительно к индустриально развитым странам (хотя внедрение энергосберегающих технологий несколько уменьшает его точность).

Метод наличных денег исходит из предположения, что теневая экономика живет преимущественно за счет наличности. Выявляющееся превышение денежных сумм, реально функционирующих в экономике, над суммами, которые должны были бы обслуживать официально зарегистрированную экономическую деятельность, и служит базой оценки теневой экономики. Этот метод параллельно с методом затрат используется в основном в развивающихся странах, в которых широко распространены наличные деньги.

Кроме того, в ходу и другие приемы — экспертные оценки, основанные на выборочном числе хозяйств, на определении расхождения между официальной и фактической занятостью. Иногда применяются многофакторные динамические модели. Однако все эти методы, несмотря на свою сложность, не обеспечивают достаточной точности.

Причины масштабного распространения теневой экономики могут быть экзогенными и эндогенными, т.е. зарождаться вне экономической системы и внутри ее. Международный опыт позволяет назвать некоторые «классические» причины роста теневой экономики.

  • 1. Характер государственного вмешательства в экономику. Величина экономики, уходящей «в тень», находится в прямой зависимости от ошибок при выборе экономической стратегии, уровня налогообложения и масштабов коррупции. Серьезным основанием для появления теневой экономики является вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования, когда оно устанавливает «потолок» цен.
  • 2. Открытие внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы. Провоцирующим моментом для России может стать вступление в ВТО, поскольку данный шаг будет побуждать некоторых производителей снижать издержки любыми — легальными и нелегальными — способами.
  • 3. Осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, что порождает всплеск малого предпринимательства и самостоятельной занятости, становящихся при неблагоприятных условиях питательной средой для бурного роста теневых отношений. Кроме того, предприниматели получают возможность оказывать давление на вновь принимаемых на работу с тем, чтобы не оформлять официально трудовые отношения или использовать нелегальные схемы оплаты труда с целью ухода от налогов.
  • 4. Массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая оттоком сельского населения в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек». Именно поселения мигрантов и становятся, как правило, питательной средой теневой экономики.

Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика — это порождение, присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». На самом деле причины данного негативного явления следует искать в советском прошлом нашей страны.

Теневая экономика в СССР существовала всегда, но своего расцвета достигла в 1980-е гг., в период так называемой перестройки. Проводимые тогда реформы не породили новое явление, а придали ему новые формы и масштабы. Теневая экономика корнями уходит в годы застоя. В этот период существовал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, личное подсобное хозяйство и даже частную практику, который в определенном смысле создал предпосылки для функционирования теневых отношений, поскольку не в полной степени контролировался государством.

Не контролировался даже не потому, что не хватало на это ресурсов, а потому, что народнохозяйственное централизованное планирование не в полной степени справлялось с удовлетворением общественных потребностей, и многие руководители осознавали это. Не случайно начиная с 1960-х гг. начались робкие попытки идеологически обосновать необходимость развивать в стране рыночные отношения. Проходили нсевдорыноч- ные реформы с трудом, поскольку встречали ожесточенное сопротивление со стороны как ученых, так и практиков.

Поэтому в условиях, когда невозможность решить проблему удовлетворения потребностей населения в услугах и товарах, которые для многих неожиданно стали дефицитными, на плановой основе стала для многих очевидной, часть управленческого аппарата в ряде случаев закрывала глаза на полулегальные и нелегальные формы их удовлетворения с помощью теневого рынка, если это не принимало откровенно негативных форм. Причем со временем теневая экономика проникла и в производственную сферу.

В такой отрасли, как сельское хозяйство, на другой основе ряд насущных проблем просто невозможно было решить. Так, строительная индустрия практически не была ориентирована на удовлетворение потребностей сельскохозяйственных предприятий даже в производственном плане. Что уж было говорить о так называемом соцкультбыте, т.е. о строительстве школ, детских садов, домов культуры, магазинов и прочих объектов социальной инфраструктуры. Собственных строительных мощностей совхозы и тем более колхозы не имели. Кадров соответствующей квалификации не хватало. Основная часть строительных работ велась с помощью привлекаемых на подрядной основе «шабашников».

Трудно представить, как без студенческих строительных отрядов и странствующих по стране профессиональных бригад, работающих на полулегальной основе, обошлась бы экономика, как бы решало свои проблемы сельское хозяйство периода «развитого социализма».

Такого рода теневая экономика не вписывалась в полной мере в официальную хозяйственную систему. Но и не носила криминального характера, а потому преследовалась без особого усердия, хотя периодически использовалась для показательного наказания неугодных системе руководителей. Да и для острастки, чтобы не зарывались.

Своего расцвета дореформенная теневая экономика в стране достигла в конце 1960 — начале 1970-х гг. В этот период возникает острый дефицит товаров народного потребления, что привело к массовому распространению спекуляции, которая становится базисом для криминализации экономики. Государство всемерно способствовало развитию этих процессов. Здесь сыграли выдающуюся роль два момента.

Во-первых, в стремлении скрыть реальные размеры глубокой инфляции государство устанавливает цены значительно ниже цены равновесия.

Во-вторых, одной из главных причин резкого увеличения теневых процессов в экономике явился известный Указ Президиума Верховного Совета СССР 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В условиях очевидного товарного дефицита изъять из потребительского оборота один из самых массовых товаров народного потребления, который формировал чуть ли не треть государственного бюджета, было равносильно самоубийству. В бюджете образовалась дыра, которую заполнить было нечем. Повсеместно процветала спекуляция винно-водочными изделиями. Население активно и во все возрастающих размерах стало заниматься самостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона, спиртовых суррогатов.

Принятые позднее законодательные акты о развитии индивидуальной трудовой кооперации, хотя и разумные по своей направленности, в существовавших условиях способствовали росту теневой экономики, поскольку создали возможность «отмывать» криминальные деньги без особого риска.

Теневая экономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% официальной. По оценкам экономистов, до принятия в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 1980-х гг. в сфере обслуживания было занято около 2 млн человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17—18 млн человек. Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной — возрастать. Произошло же все наоборот.

Усиление теневых процессов в России явились неизбежным результатом сложнейших общественных процессов, связанных с переходом от командной системы к рыночной экономике. Это является следствием, с одной стороны, революционных изменений в обществе, а с другой — допущенных в ходе рыночных преобразований серьезных ошибок, спровоцировавших рост теневой экономической деятельности.

Если говорить об ошибках, то в первую очередь они связаны с государственной политикой приватизации, которая была, безусловно, необходима, но ее можно было провести с меньшими издержками для общества. Второй фундаментальной причиной являются ошибки в создании институциональной основы рыночной экономики. Чтобы понять роль этих процессов в криминализации экономики, необходимо проследить их периодизацию. Для этого в процессе разгосударствления целесообразно выделить два этапа:

  • 1) формирование негосударственного сектора экономики путем создания кооперативов и одновременно «размывание» государственного сектора путем трансформации принципа оперативного управления;
  • 2) приватизация государственных предприятий.

Основным содержанием первого этапа было разрушение командной системы управления путем коммерциализации хозяйственных связей. В рамках командной системы работала концепция оперативного управления. Уже в конце 1980-х гг. в стремлении постепенно перейти крыночным отношениям оперативное управление подвергалось критике, и звучало требование значительно расширить права руководства и рядовых работников предприятий. Достаточно вспомнить эпопею с различными вариантами полного хозяйственного расчета, в некоторых из которых значительно повышали собственническое положение трудовых коллективов путем существенного расширения их имущественных прав. Это была ситуация значительного и вынужденного опережения практических экономических реформ их институциональным оформлением.

В спешном порядке были подготовлены законы, которые отражали бы новое положение государственных предприятий вследствие практического отказа от права оперативного управления. Жизнь потребовала хотя бы в первом приближении привести хозяйственную практику в соответствие с ее институциональной основой. Времени на длительные размышления не было.

В результате были приняты два закона, которые, по сути, с одной стороны, давали государственным предприятиям разные права, с другой — открыли дорогу так называемой директорской приватизации. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» дал государственным предприятиям право полного хозяйственного ведения, а Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» наделил предприятия правом хозяйственного ведения. И дело было не в неточности формулировок, а в принципиально разном собственническом положении предприятий, получавших первое или второе право.

Право полного хозяйственного ведения по объему правомочий практически приближалось к собственности. Содержание права хозяйственного ведения определялось не законом, а договором и уставом предприятия. Непонятно, по каким критериям и заслугам одни предприятия получали первое право, а другие — второе. Это продолжалось вплоть до отмены права полного хозяйственного ведения. Но последствия для дальнейшего хода реформ вследствие правовой неразберихи были весьма серьезными. Предприятия первой группы, получив практически неограниченные правомочия в отношении государственного имущества, начали фактически никем не санкционированную приватизацию, уводя активы через созданные для этого структуры и переводя их в частную собственность руководства предприятия (его верхушки, или, как сейчас стали говорить, топ- менеджмента).

Начавшаяся в России с 1992 г. массовая приватизация проходила в режиме благоприятствования теневому капиталу. Никто не сомневается, что в стране надо было проводить либерализацию цен, поскольку механизмов борьбы с подавленной инфляцией не существует, но следовало сначала решить проблему собственности. Перестановка последовательности в проведении реформ привела к тому, что активы предприятий и денежные накопления граждан предельно обесценились. Одновременно стремительно увеличились денежные ресурсы в сфере спекулятивного и теневого капитала. Проведенная таким образом приватизация практически ограничила доступ к собственности работников и трудовых коллективов и резко увеличила возможности торгово-спекулятивного, теневого и даже криминального капитала.

В настоящее время наблюдается симбиоз теневой экономики, с одной стороны, с официальной экономикой, а с другой — с властными структурами. Между теневой и официальной экономикой в нашем обществе нет четкой разделительной линии.

Для уничтожения или на первых порах масштабного сокращения теневой экономики недостаточно карательных мер. Необходимо изменить общие условия хозяйствования, перейти от экономической политики, подавляющей отечественное производство, к политике, стимулирующей его.

Реализация данного подхода требует осуществления следующих мер:

  • 1) четкое разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков поневоле»;
  • 2) поэтапное сокращение налогообложения до 25% ВВП (таков международный стандарт), реструктуризация налоговой задолженности, освобождение от налогового пресса часть прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест, установление цивилизованных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками;
  • 3) разработка действенных мер защиты населения от финансового мошенничества, обеспечение защищенности сбережений и капиталов;
  • 4) разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России;
  • 5) принятие действенных мер по защите предпринимателей от государственного рэкета;
  • 6) формирование институтов деловой этики, повышение в глазах общественности и самих предпринимателей значения деловой репутации.

УДК 34.01 ББК 67.3

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10059

Становление и развитие законодательства СССР о предпринимательской деятельности

Formation and Development of Legislation of the USSR about Business Activities

Дмитрий Александрович ЛУКАШЕВИЧ,

кандидат юридических наук,

генеральный директор ООО «Корпорация права»

E-mail: kremlin2024@mail.ru

Аннотация. В статье с юридической точки зрения анализируется процесс становления предпринимательства в СССР в период перестройки. Дается юридический анализ правовых актов об индивидуальной трудовой деятельности, о госпредприятии, кооперации, об особых предпринимательских зонах и т.д. Автор приходит к выводу, что становление «предпринимательского» законодательства в СССР происходило поэтапно, что еще в 1987 г. советский законодатель взял курс на постепенный переход к свободному предпринимательству.

Ключевые слова: предпринимательство в СССР; индивидуальная трудовая деятельность; особые предпринимательские зоны; кооперативы; государственное предприятие

Предпринимательская деятельность традиционно понимается как деятельность, основанная на принципах самостоятельности, рискованности, прибыльности, систематичности и легальности1.

Плановая экономика, существовавшая в СССР, исключала официальное признание предпринимательской деятельности. Более того, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и спекуляция считались преступлениями (ст. 153, 154 УК РСФСР 1960 г.2).

Коренным образом ситуация изменилась в период перестройки.

19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»3.

Индивидуальная трудовая деятельность, разумеется, существовала и до принятия данного Закона.

Статья 17 Конституции СССР 1977 г. предусматривала, что в советском государстве допускается в соответствии с законом индивидуальная трудовая деятельность в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства и кустарно-ремесленных промыслов. Считалось, что такая деятельность укладывается в рамки социалистического строя4. В СССР лишь в отдельных актах упоминалась индивидуальная трудовая дея-тельность5, однако самого «закона», о котором говорила Конституция СССР, до 1986 г. принято не было.

По состоянию на начало 1986 г., как утверждалось на сессии Верховного Совета СССР при обсуждении Закона об индивидуальной трудовой деятельности, в нашем государстве около 100 тыс. чел. неофициально занимались данным видом деятельности6.

Закон об индивидуальной трудовой деятельности разрешил гражданам изготавливать различные изделия (одежду, обувь, мебель, ковры, игрушки и т.д.), выполнять работы (строительство, ремонт жилищ и т.д.), оказывать услуги (парикмахерские, транспортные и т.д.) на договорных началах.

Закон прямо запрещал привлечение наемного труда и извлечение нетрудовых доходов (абз. 4 ст. 1), однако возможность осуществления неконтролируемой по объему индивидуальной трудовой деятельности, оплачиваемой на договорной основе, открывала легальный путь к накоплению капитала и стимулированию заинтересованности в «развитии» подобной деятельности путем разрешения теперь уже привлечения наемного труда и, как следствие, в реставрации рыночных отношений.

Хотя на стадии принятия рассматриваемого Закона официально утверждалось, что он не означает признание предпринимательской деятель-ности7.

Кроме того, Законом были заложены основы для формирования в будущем коммерческих юридических лиц, поскольку Закон устанавливал, что «государство поощряет … объединение этих граждан (занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. — прим. Д.Л.) в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества». То есть государство допускало не только индивидуальное предпринимательство, но и стимулировало появление коллективной формы предпринимательской деятельности.

При оценке правового регулирования индивидуальной трудовой деятельности возникает проблема: с одной стороны, и официальные заверения при принятии Закона, и нормы самого Закона свидетельствуют, что, действительно, индивидуальная трудовая деятельность не является частным предпринимательством. Более того, как утверждает Р.Г. Пихоя, разработка нормативной базы, регулирующей индивидуальную трудовую деятельность, началась еще до перестройки — в виде подготовки в 1984 г. постановления Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии форм индивидуальной и коллективной деятельности граждан в сферах производства товаров народного потребления и оказания услуг населению8»; с другой стороны, принятие в 1986 г. Закона об индивидуальной трудовой деятельности признается легализацией предпринимательства в СССР9.

Однако если индивидуальная трудовая деятельность полностью соответствует социалисти-

ческому порядку, а Закон о ней лишь устраняет существовавший многие годы правовой пробел, то почему всего через год после вступления Закона в силу (1 мая 1987 г.), к 1 апреля 1988 г. число занятых в данной сфере лиц увеличилось со 100 тыс. чел. до 369,4 тыс. чел.10, т.е. более, чем в 3,5 раза, а еще через полгода, к концу 1988 г., — до 743,2 тыс. чел.11, т.е. более, чем в 7 раз по сравнению со «стартовым» показателем? Только ли унификация правового регулирования породила такой резкий рост числа лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью?

Представляется, что нет — объяснение резкому увеличению численности лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, кроется в следующем.

Во-первых, Закон об индивидуальной трудовой деятельности создал юридическую основу для применения свободных (договорных) цен. Прямо об этом не говорится, Закон лишь вскользь указывает, что государством поощряется вступление лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с кооперативными, государственными и иными предприятиями и учреждениями. Однако одновременно не устанавливается и государственное регулирование цен на производимую данными лицами продукцию и оказываемые услуги. Интересно, что цены на продукцию и услуги существовавших в СССР до 1956 г. артелей промысловой кооперации и кооперации инвалидов, которые нередко в литературе называются формами «народного предпринимательства» в СССР12, хотя и по-разному, но все же регулировались государством13.

Помимо централизованно установленных цен государство могло бы не допускать сверхдоходов другим способом — высокими ставками налогообложения. Однако этого сделано не было: ставка налога, предполагающая получение дохода свыше 6000 руб. в год (т.е. 500 руб. в месяц), составляла 1332 руб. 40 коп. + 65% от суммы, превышающей 6000 руб. Для сравнения: в период НЭПа, как известно, прогрессивная шкала налогообложения в отношении передаваемого по наследству имущества достигала 90%14.

Во-вторых, необходимо учитывать время принятия и вступления в силу рассматриваемого Закона: конец 1986 — начало 1987 гг. — эпоха углубляющегося товарного дефицита. А спрос, как известно, порождает предложение.

Таким образом, свобода в видах индивидуальной трудовой деятельности, свобода в установлении цен на продукцию и услуги, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ажиотажный спрос на них стали благоприятной средой для официального первоначального накопления капитала в СССР.

По этой причине можно сделать вывод, что со вступлением в силу Закона об индивидуальной трудовой деятельности, т.е. с 1 мая 1987 г., в СССР, по существу, легализовывалось индивидуальное предпринимательство.

Государство экономически поддерживало лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В частности, уже в 1987 г. Госбанку СССР было разрешено выдавать таким лицам кредиты: на покупку сырья, материалов и инструментов, а также на оплату арендованного имущества — до 2000 руб. на 12 месяцев под 3% годовых; на приобретение иного имущества — до 3000 руб. на 24 месяца под 2% годовых, при этом платежи по кредиту взимались начиная с 7-го месяца15.

Следующим шагом на пути становления законодательства о предпринимательской деятельности стало издание в 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»16, вступившего в силу с 1 января 1988 г.17

Данный Закон как бы «выводил» государственные предприятия (объединения) из единого народнохозяйственного комплекса и трансформировал их в обособленные коммерческие организации. Данное обстоятельство определялось несколькими факторами:

■ установлением прибыли как обобщающего показателя эффективности работы предприятия;

■ возможностью распределения прибыли по усмотрению трудового коллектива, причем заработная плата максимальным размером не ограничивалась;

■ разрешением предприятиям применять свободные (договорные) цены на производимую ими продукцию (оказываемые услуги);

■ предоставлением предприятиям самостоятельно разрабатывать планы своей хозяйственной деятельности;

■ отменой директивности «вышестоящих» планов;

■ обязанностью предприятий изучать спрос и предложение на рынке и осуществлять рекламу своей продукции (услуг).

Получалось, что Закон о государственном предприятии узаконивал деятельность цеховиков, переводил их на правовую основу.

Кроме того, неконтролируемое государством товарное производство принадлежащих государству предприятий напрямую создавало условия

для возрождения капиталистических отношений и само становилось их частью. Неслучайно, еще в первое десятилетие после Октябрьской революции лидеры большевистской партии и государства утверждали, что условием реставрации капитализма будут сохранение и расширение товарного производства18.

Еще одним шагом в сфере легализации предпринимательской деятельности стал перевод на коммерческую основу негосударственных объединений — кооперативов.

Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР»19 (вступил в силу с 1 июля 1988 г.20) установил возможность кооперативов заниматься деятельностью в различных сферах (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, сфере услуг и т.д.), отпускать произведенную продукцию (оказанные услуги) по свободным (договорным) ценам, выпускать и размещать ценные бумаги, в том числе акции, создавать кооперативные банки и т.д. Статья 17 Закона о кооперации устанавливала, что в своей деятельности кооперативы активно используют самофинансирование и широкое применение товарно-денежных отношений. Ясно, что ничего «социалистического» при таком правовом регулировании в кооперативах уже не оставалось.

14 июля 1990 г. в РСФСР было допущено создавать свободные экономические зоны «с целью поощрения иностранных инвестиций» и гарантирования их защиты,21 и в этот же день первые свободные экономические зоны (зоны свободного предпринимательства) были созданы на территориях Ленинграда, Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей22.

Свободная экономическая зона г. Находки и Партизанского района Приморского края имела льготный налоговый и таможенный режим, упрощенный порядок экспортно-импортный операций. Было установлено, что правовой режим в отношении иностранных инвестиций не может быть менее благоприятный, чем по отношению к имуществу советских граждан и юридических лиц. Кроме того, на территории зоны не допускались конфискация, реквизиция, национализация и иные меры принудительного изъятия иностранного имущества, а также предоставлялись иные льготы23.

Аналогичные правовые режимы свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства) были и в других регионах24.

Как видно, процесс создания особых экономических зон был начат с республиканского уров-

ня. Однако значимость для ускоренного становления и развития предпринимательства в СССР прекрасно осознавал и союзный центр. В связи с этим постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предусматривало, что «для ускоренного развития отдельных регионов, отраслей и секторов народного хозяйства, интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи и открытия внутреннего рынка для здоровой иностранной конкуренции» необходимо «создавать специальные экономические зоны с режимом наибольшего благоприятствования для привлечения крупного иностранного капитала». Однако активной роли самого Союза ССР в создании таких зон не было.

2 апреля 1991 г. в СССР впервые был принят Закон о предпринимательской деятельности25, который официально признавал возможность заниматься предпринимательством, причем как с образованием юридического лица, так и без такового. Кроме того, было разрешено применение в предпринимательской деятельности наемного труда. То есть основы предпринимательства, хотя и с запретом на эксплуатацию человека человеком, заложенные в 1986 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности, теперь дали результат — предпринимательская деятельность полностью была легализована, причем без каких-либо ограничений с точки зрения применения наемного труда. Неслучайно с принятием Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» был признан утратившим юридическую силу26.

Под предпринимательством (предпринимательской деятельностью) понималась «инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица — предприятия».

Допускалась предпринимательская деятельность в сфере коммерческого посредничества, торгово-закупочной, консультационной сфере, в сфере оборота ценных бумаг и т.д.

В развитие общесоюзного Закона о предпринимательстве в РСФСР 25 декабря 1990 г. был принят Закон № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»27, который вводил в том числе новое, отличное от общесоюзно-го28, понятие предприятия: «самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный … для про-

изводства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (курсив мой. — Д.Л.)». Статья 19 Закона предусматривала, что вся прибыль предприятия после уплаты обязательных платежей переходит в непосредственное распоряжение самого предпринимателя. То есть, согласно нормативному определению и иным предписаниям, предприятия в принципе могут быть только коммерческими организациями. Союзный закон «О предприятиях в СССР» заведомой коммерческой основы предприятий не закреплял.

Российский нормативный акт предусматривал также возможные организационно-правовые формы предприятий, которые могут быть использованы в сфере предпринимательства: государственное предприятие, муниципальное предприятие, индивидуальное (семейное) частное предприятие, полное товарищество, смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа.

С целью дополнительного стимулирования развития предпринимательской деятельности в РСФСР эта союзная республика приостанавливала на своей территории все акты союзного правительства, вводящие дополнительные, по сравнению с российским законодательством, требования для осуществления предпринимательской деятельности либо иным образом препятствующие реализации Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»29.

Таким образом, становление законодательства о предпринимательской деятельности происходило в СССР поэтапно.

Старт был дан принятием в 1986 г. Закона об индивидуальной трудовой деятельности, который, с одной стороны, подробно регулировал данную деятельность, с другой — предусмотрел возможность реализации произведенной продукции (оказанных услуг) по свободным (договорным) ценам, что стало основой для первоначального накопления капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим шагом стало принятие законов о госпредприятии и кооперации в СССР, которые переводили на коммерческую основу государственный и негосударственный социалистический сектор. Ориентированность на прибыль, свободные (договорные) цены, реклама своей продукции (услуг), самостоятельно утверждаемые планы в государственных предприятиях, кооперативные банки и другие юридические и экономические инструменты делали государственные предприя-

тия и кооперативы активными творцами и участниками рыночных отношений.

Дальнейшее развитие законодательства о предпринимательской деятельности связано не только с принятием в 1991 г. в СССР соответствующего закона, но и с формированием особых предпринимательских зон в СССР, целью которых было стимулирование развития рыночных отношений и привлечение иностранных инвестиций в СССР.

2 Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

3 Постановление Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. № 6051-Х1 «О введении в действие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»» (введен в действие с 1 мая 1987 г.) / // Ведомости ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 965.

4 См.: Савенко Л.И. Понятие и правовое регулирование индивидуальной трудовой деятельности в СССР // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права АН СССР и Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1982. С. 111—113.

5 См., например: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. № 1374-Х «О внесении изменений и дополнений в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1980. № 3. Ст. 42; Инструкция Минфина СССР от 28 декабря 1979 г. № 217 «О государственной пошлине» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1980. № 12.

6 Шестая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 17—19 ноября 1986 г. Стенографический отчет. М., 1986. С. 321.

7 Там же. С. 327—328.

9 См., например: Андрос ИА. Роль индивидуальной трудовой деятельности в возрождении частной инициативы в Советском Союзе // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 155—156; Басков В.П., Кузен-ков А.Н. Государственная политика в условиях формирования малого предпринимательства в центральном регионе РФ в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1.

Т. 1. С. 126—127; Мирошниченко Н.С., Андронова И.В. Становление и развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации / / Вестник СамГУ. 2011. № 3. С. 54; Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2017. С. 24; Шапсугова М.Д. Становление института индивидуального предпринимательства в законодательстве СССР и РФ до принятия Гражданского кодекса РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 3. С. 60; Aslund A. Russia’s capitalist revolution. Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed. 2007. P. 28—29; Jones A., Moskoff W. New cooperatives in the USSR / / Problems of Communism. 1989. Vol. XXXVIII. P. 27—28; Pomorski S. Notes on the 1986 Law On Individual Labor Activity // The Impact of Perestroika on Soviet Law, ed. by A.J. Schmidt. 1990. 41. P. 143—156; Shelley L. Status of Civil and Political Rights in the Soviet Union // U.S. Human Rights Policy Toward the Soviet Union: Pre-summit Assessment and Update: Hearings and Markup Before the Committee on Foreign Affairs and Its Subcommittee on Human Rights and International Organizations, House of Representatives, One Hundredth Congress, Second Session, on H. Res. 455, May 4, 11, and 18, 1988. P. 30—31.

10 Народное хозяйство СССР в 1987 г. М., 1988. С. 80.

11 Народное хозяйство СССР в 1988 г. М., 1989. С. 329.

12 См.: Катасонов В.Ю. Экономика Сталина / отв. ред. О.А. Платонов. М., 2016. С. 301—304.

13 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23 июля 1932 г. «О перестройке работы и организационных форм промысловой кооперации» // СЗ СССР. 1932. № 57. Ст. 340; Постановление СНК СССР от 26 апреля 1933 г. «О ценах на продукцию промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1933. № 27. Ст. 161; Постановление СНК СССР от 7 февраля 1934 г. № 218 «Об изменении постановления СНК Союза ССР от 26 апреля 1933 г. о ценах на продукцию промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1934. № 10. Ст. 65; Постановление СНК СССР от 1 марта 1935 г. № 324 «О порядке установления цен на макаронные и кондитерские изделия, производимые артелями промысловой кооперации и кооперации инвалидов» // СЗ СССР. 1935. № 12. Ст. 96.

14 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 29 января 1926 г. «О введении в действие Положения о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения» // СЗ СССР. 1926. № 6. Ст. 38, 39.

15 Постановление Совета Министров СССР от 23 марта 1987 г. № 351 «О предоставлении кредитов гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью» // СП СССР. 1987. № 28. Ст. 97.

16 Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

17 Постановление Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI «О порядке введения в действие

Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 386.

18 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. одиннадцатое. М., 1952. С. 215—216.

19 Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

20 Постановление Верховного Совета СССР от 26 мая 1988 г. № 8999-Х1 «О порядке введения в действие Закона СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 356.

21 Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 106.

22 Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 7. Ст. 107.

23 Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. «О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 235; Распоряжение Верховного Совета РСФСР от 9 июля 1991 г. № 1588-1 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Кемеровской, Новгородской областях, в г. Выборге Ленинградской области» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс»)», «Положением о свободной экономической зоне в Новгородской области (СЭЗ «Садко»)», «Положением о свободной экономической зоне г. Выборга Ленинградской области (СЭЗ «Выборг»)») // СПС «Кон-сультантПлюс».

24 См., например: постановления Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. № 312 «О первоочередных

мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в Еврейской автономной области (СЭЗ «ЕВА»)»), от 7 июня 1991 г. № 314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)»), от 11 июня 1991 г. № 328 «О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)», от 26 июня 1991 г. № 359 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)») // СПС «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Закон СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 442.

26 Постановление Верховного Совета СССР от 4 апреля 1991 г. № 2082-1 «О введении в действие Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 443.

27 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

28 Часть 1 ст. 1 Закона СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

29 Распоряжение Верховного Совета РСФСР от 12 мая 1991 г. № 1188-1 «О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 649.

Лекция 8

Двадцатое столетие было, пожалуй, самым колоритным по разнообразию и драматизму периодов предпринимательской деятельности. Началом своим оно захватило «Золотой век предпринимательства», когда в России наблюдался промышленный подъем и усилия «людей дела» обеспечили высокую концентрацию производства и капитала. Потом резкий разрыв, связанный с приходом к власти большевиков и политикой национализации. Профессиональный цех организаторов российской экономики практически был ликвидирован. Подъем «старого» предпринимательства при Новой Экономической Политике (НЭП) был последним всплеском уходящих сил, представленных во многом прежними собственниками дореволюционного закала. Потом долгий, почти семидесятилетний период «плановой экономики». И что Россия (СССР) превратилась в «хозяйство без предпринимателя»? В этом есть доля печальной истины. Но индустриальное общество все же немыслимо без предпринимательской функции, как немыслимо оно без экономического роста. И необходимость свершения предпринимательского подвига никуда не исчезает. Просто лица героев искажаются до неузнаваемости. Индивидуальный предприниматель стал персонажем «тени», а предпринимательскую функцию взяло на себя государство.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать особым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни — запрет практически под страхом смертной казни. За несколько лет был ликвидирован слой людей-предпринимателей, которых Россия вынашивала и рождала столетиями. К 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более ста тысяч предпринимателей. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода — как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду — как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов.

Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр — как единственный собственник и предприниматель. Поэтому, во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними — все это тормозило развитие предпринимательства. Однако говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали, будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к «бывшим», другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее, сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.

Период Новой Экономической Политики (НЭП) знаменовал собой новый этап, который длился с 1921 до 1926 года. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения». Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре — произведенной продукцией, так и в денежной форме.

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов.

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.

Первой и главной мерой НЭПа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению — либо государству, либо на свободном рынке.

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 года около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем, 40% из них было централизованного, а 60% местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.

Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.

Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период НЭПа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 года до 1.7 млн. человек в начале 1929), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие — сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам (с числом занятых не более 20 человек, позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период НЭПа приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли. Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 годах насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тысяч человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра — 60%, марганцевой руды — 85%, золота — 30%, в производстве одежды и предметов туалета — 22%. Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей, они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Следующий этап в истории отечественного предпринимательства был весьма длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет — с конца 20-х до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно — командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Советская эпоха открыла галерею своих собственных портретов. Но изображенные на них персоны — довольно бледные тени предпринимателей. Они скорее выполняли необходимую (весьма малую) для любого современного хозяйства инновационную функцию, нежели закрепляли за собой предпринимательскую роль, остающуюся для них чем-то отчужденным, внешним, случайным.

В экономике советского типа возникло несколько по-своему колоритных типов (еще раз подчеркнем их малое число), берущих на себя особым образом предпринимательскую функцию, а именно:

а) «чиновники», разделяющиеся на «экспериментаторов» и «вынужденных инноваторов»;
б) «теневики»;
в) «частники».

Основная масса субъектов, реально исполняющих предпринимательскую функцию в советский период, относится к «чиновникам» — ибо находились они в числе директоров и специалистов государственных предприятий. Среди них весьма немногих можно отнести к категории «экспериментаторов», которые с санкции политических и административно-хозяйственных органов, при личном благоволении многочисленного начальства осуществляют какие-то более или менее решительные нововведения. Попытка оформить орг-инновацию как «эксперимент» — этот первый «предпринимательский» акт — в случае удачи сулит поддержку, и отнюдь не только моральную.
Конечно, мотивы и «экспериментаторов», и их опекунов были весьма специфическими, а порою и вовсе не хозяйственными. Иногда дело кончалось созданием очередной «потемкинской деревни», на фоне которой развешивались желанные награды, и устраивалась ускоренная пересадка отличившихся в новые, более комфортабельные кресла. Но делались также и многие дела, весьма полезные не для одних только устроителей. Блестящий офтальмолог и не менее яркий предприниматель Святослав Федоров — как раз и есть пример «экспериментатора», коему дозволено было (в порядке исключения) разводить свои организационные новации.

Итак, «экспериментатор» — это предприниматель, добившийся исключительного разрешения свыше на особый вид хозяйственной активности, предприниматель, за которым, после окончательной легитимации его действий, тянется неровный строй имитаторов.

Разумеется, большинство о такой доле не могло и мечтать. Да, возможно, и не желало никаких особых перемен. Ибо это всегда лишние хлопоты с не очень ясным исходом (и явным риском, хотя и не экономическим). Но дело в том, что, спуская свои планы, хронически не обеспеченные материальными и людскими ресурсами, партийно-административное руководство заставляло директоров и ведущих специалистов всячески изворачиваться, изменяя организационно-технические структуры на вверенных предприятиях, делая это не формально, а так сказать, не меняя красок на фасаде здания.

В результате смотришь, здесь и там «чиновник» обращается в «вынужденного предпринимателя». Если «экспериментатор» — отдаленное подобие предпринимательства шумпетерианского стиля, то «вынужденный предприниматель» столь же отдаленно походит на маршалловский тип субъекта, пытающегося восстановить нарушенное равновесие на рынках. Уж чем-чем, а работой по восстановлению в принципе не восстанавливаемого равновесия в виде «затыкания дыр» и ликвидации «прорывов в дефиците» советский директор обеспечен был до гробовой доски. И вынужден принимать, в том числе, и решения предпринимательского свойства.

«Могучее государство», естественно, отбрасывает длинную «тень». И в этой «тени», незаметно для досужих глаз, шла своя предпринимательская работа. Деятельность «теневика» (речь не о выносе на продажу болванки с «родного завода», но, скажем, об организации «левого» производства из «сэкономленного» материала) обладает всеми необходимыми чертами предпринимательства. При этом она многими нитями связана с госсектором, косвенно и напрямую зависит от него. Но все же, в определенном смысле «теневик» становится одним из предтеч нового негосударственного предпринимательства перестроечного периода. Фигура «теневика» носит мистический оттенок. Этот вид предпринимательства принимается как конкретная социальная данность, коей угрожают честным гражданам на заре перестройки, хотя параметры ее фактически никому не известны.

Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий «теневики» весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности «теневого» бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей.

Наконец, третий — «почвенный» слой предпринимательства — так называемые «частники». В основном это мелкие изготовители и торговцы, подкармливающиеся плодами личного подсобного хозяйства или полулегальной «индивидуальной трудовой» деятельности. Заполнение прилавков немногочисленных «колхозных» рынков, частный извоз с оглядкой на милиционера, чудом, сохранившаяся частная стоматологическая практика — все эти и многие другие формы самостоятельной занятости — наиболее массовые, но и самые незначительные по организационным масштабам, — которые предпринимательством можно назвать с большой условностью и натяжкой, находились «на свету», но держались в строгой узде полузаконности.

В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80-х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны, заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования.

Добавить комментарий