ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Представительство в исполнительном производстве — деятельность одного лица (представителя), осуществляемая на основании предоставленных ему полномочий от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем.
Виды представительства в исполнительном производстве.
1. Законное (обязательное) представительство (основывается на прямом указании. закона при наличии определенного фактического состава). Возникает в отношении недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, права и охраняемые законом интересы которых в исполнительном производстве защищают их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия (ст. 30, 33, 37, 43 ГК РФ). Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом. Законодательство, которое регулирует сферу представительства, основанного на законе, достаточно обширно. Это могут быть и кодифицированные нормативные акты (ГПК РФ, ГК РФ, Семейный кодекс) и отдельные законы, например Закон «Об авторском праве и смежных правах». Законные представители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.
2. Договорное (добровольное) представительство (возникает на основании соглашения сторон). С одной стороны, договорное представительство осуществляют, как правило, адвокаты, которые являются членами коллегии адвокатов. С другой стороны — договорное представительство может быть основано на основании трудового договора и в этом случае представителями могут быть юристы организации либо иные сотрудники. Договорное представительство основывается на договоре поручения (ст. 971—979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. 1005—1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).
Юридический интерес судебного представителя (в форме процессуально-правового) — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) потребность в защите чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.
Лица, которые не могут быть представителями в исполнительном производстве (данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные представители):
• лица, не достигшие возраста 18 лет;
• лица, состоящие под опекой или попечительством (ст. 31 ГК РФ);
• судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда.
Основные особенности, касающиеся представительства в исполнительном производстве:
• отношение между представителем и представляемым регулируются нормами материального права;
• главное требование к представителям — это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела;
• в исполнительном производстве физические и юридические лица имеют право прибегать к представительству, т. е. законодательством предусмотрена диспозитивная норма, но с учетом императивной нормы;
• согласно диспозитивной норме данные лица могут: 1) лично участвовать в исполнительном производстве, не прибегая к помощи представителя; 2) участвовать в исполнительном производстве параллельно с представителем; 3) участвовать в исполнительном производстве только через представителя, не участвуя лично в совершении исполнительных действий;
• императивная же норма говорит, что если на должника возложены обязанности, которые он может исполнять только лично, то при их исполнении должник не имеет право действовать через представителя (ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
• представителем в исполнительном производстве выступает только дееспособное физическое лицо (ст. 21 ГК РФ);
• не допускается участие в качестве представителя судей, следователей, прокуроров, работников службы судебных приставов и аппаратов судов, а также других лиц, способных в силу своего должностного положения оказать влияние на исполнение исполнительного документа. Исключение составляют случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур как законные представители или представители по специальным основаниям;
• юридические лица участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц либо через представителей (например, директора, юрисконсульта, адвоката). В учредительных документах юридического лица указывается орган юридического лица, уполномоченный защищать его права и интересы в суде и других органах;
• оформление документов, подтверждающих полномочия представителя в исполнительном производстве, зависит от того, от чьего имени выступает представитель, т. е. от физического или юридического лица;
• объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: 1) от объема полномочий доверителя; 2) от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного;
• представители сторон имеют процессуальную заинтересованность в исходе дела, которая определяется непосредственно законом (законное представительство), договором (договорное представительство) либо другим основанием, которое является юридическим;
• цели, стоящие перед представителями сторон, реализуются путем совершения действий, т. е. образуют объективную сторону действий, которые предусмотрены в ФЗ «Об исполнительном производстве» для содействия, оказания помощи представляемым лицам.
Права представителя в исполнительном производстве:
• представитель имеет право совершать за представляемого все действия, не связанные с личным участием последнего;
• в доверенности, выданной доверителем своему представителю, обязательно должны быть оговорены полномочия на: 1) предъявление и отзыв исполнительного документа; 2) передачу полномочий другому лицу (передоверие); 3) обжалование действий судебного пристава-исполнителя; 4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств).
Общие полномочия, т. е. юридические действия, которые имеет право совершать представитель, который выступает от имени доверителя, независимо от того, оговорены они в доверенности или нет
Специальные полномочия, т. е. конкретные полномочия, которые представитель имеет право совершать только при указании на них в доверенности
Доверенность (в соответствии со ст. 185 ГК РФ) представляет собой письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность — односторонняя сделка, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для всех такого рода сделок (ст. 155 и 156 ГК РФ). Доверенность представляется судебному приставу-исполнителю самим представителем либо направляется представляемым непосредственно судебному приставу-исполнителю. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Полномочия представителя юридического лица в исполнительном производстве |
Подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации за его подписью и скрепляется печатью юридического лица |
Полномочия представителя физического лица в исполнительном производстве |
Оформляются доверенностью, заверенной в нотариальном или приравненном к нему порядке, в соответствии с положениями ГК РФ. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены: предприятиями, учреждениями и организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя; администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении; соответствующей воинской частью, если доверенность выдает военнослужащий; администрацией соответствующего места заключения, если доверитель находится в заключении (ст. 185 ГК РФ) |
Полномочия адвоката в исполнительном производстве |
Осуществляются на основании ордера, выдаваемого юридической консультацией или специализированной адвокатской конторой или фирмой. Соответственно ордер подписывается руководителем и заверяется печатью организации |
Полномочия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) |
Судебный пристав-исполнитель удостоверяет на основании соответствующих документов (паспорта, свидетельства об установлении опеки, свидетельства об усыновлении и т. п.) |
Полномочия представителя по специальным основаниям (единоличные органы юридических лиц, вышестоящие органы в случае их представительства за нижестоящие организации и т. д.) |
Подтверждаются специальными документами* уставами, положениями, распоряжениями, приказами и т. п. |
Понятие представительства в исполнительном производстве. К числу участников исполнительного производства относятся и представители. Граждане вправе участвовать в исполнительном производстве лично либо через представителя. Вместе с тем, согласно п.1 ст.33 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имеется ограничение возможностей использования представительства граждан в процессе исполнения, когда исполнительным документом на гражданина возложена обязанность (например, опровержение порочащих сведений), которая может быть исполнена только лично. В подобном случае гражданин обязан лично совершать соответствующие исполнительные действия в целях реализации требований исполнительного документа.Дела организаций ведут в исполнительном производстве их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители. Следует иметь в виду, что указание на руководителей организаций как представителей в п.1 ст.33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» достаточно условно. Руководители организаций представляют интересы своих организаций, однако при этом являются не представителями в том смысле, как данный термин употребляется в данной статье, а выступают в качестве органов юридического лица (ст.53 ГК). Соответственно, у них, в отличие от представителей, различный порядок подтверждения своего правового статуса и полномочий в исполнительном производстве.
Представительство следует отличать от представления в исполнительном производстве интересов организаций их органами. Согласно ст.53 ГК, юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому руководители организаций, другие лица, в соответствии с учредительными документами, представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия, например, протокол об избрании либо приказ о назначении на должность генерального директора.
При проверке полномочий руководителей филиалов и представительств юридического лица в исполнительном производстве следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.96 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ”. Здесь разъяснено применительно к гражданско-правовому представительству, что соответствующие полномочия руководителя филиала и представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.
Виды представительства в исполнительном производстве. Представительство в исполнительном производстве подразделяется на несколько видов: законное и договорное, в зависимости от фактического состава, определяющего основания его возникновения. Классификация представительства позволяет лучше понять его содержание и порядок оформления.
Законное представительство. Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава. Законное представительство возникает в отношении недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, права и охраняемые законом интересы которых в исполнительном производстве защищают их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия. Сами правила относительно порядка и условий законного представительства в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан содержатся в ГК, СК и других законодательных актах.
Признание граждан ограниченно дееспособными возможно только в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Подобные граждане ограничиваются в дееспособности в части совершения сделок, за исключением мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст.ст.30,33 ГК), и, соответственно, их интересы в исполнительном производстве представляют попечители. Полагаем, что если исполнительное производство носит по содержанию неимущественный характер, то поскольку такие граждане в этой части являются полностью дееспособными, они могут без всяких ограничений выступать в качестве стороны исполнительного производства, например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка при совершении действий, связанных с обеспечением контакта родителя и ребенка.
Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом. Поэтому законные представители должны соблюдать ограничения, установленные законом, при совершении действий в интересах представляемых лиц в исполнительном производстве. Так, согласно п.2 ст.37 ГК, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Поэтому в исполнительном производстве законные представители не могут без согласия органов опеки и попечительства заключать мировое соглашение, а суды — утверждать такие соглашения, если они будут влечь указанные выше правовые последствия.
Согласно п.2 ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», интересы признанного безвестно отсутствующим гражданина представляют лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего лица. Такая передача осуществляется на основании решения суда лицом, которое определено органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного между таким лицом и органом опеки и попечительства (ст.43 ГК).
В исполнительном производстве, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный для охраны наследственного имущества и управления им. Указанные действия должны совершаться в рамках нотариального производства. Однако Основы законодательства РФ о нотариате содержат более сложный правовой регламент.
Согласно ст.66 Основ законодательства РФ о нотариате, если в составе наследства имеется имущество, требующее управления, а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками нотариус назначает хранителя наследственного имущества. В местности, где нет государственной нотариальной конторы, соответствующий орган местного самоуправления назначает в указанных случаях над наследственным имуществом опекуна. Таким образом, опекун назначается только органами местного самоуправления при условии отсутствия в данной местности нотариальной конторы. Нотариус же назначает не опекуна, а хранителя, который по смыслу закона и должен выступать в качестве законного представителя в порядке п.3 ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Хранитель, опекун и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, предупреждаются об ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие наследственного имущества и за причиненные наследникам убытки.
Согласно ст.67 Основ законодательства РФ о нотариате, хранитель, опекун и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, если они не являются наследниками, вправе получить от наследников вознаграждение за хранение наследственного имущества. Указанным лицам также возмещаются необходимые расходы по хранению и управлению наследственным имуществом, за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.
Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследства наследниками, а если оно ими не принято — до истечения срока для принятия наследства, установленного законодательством РФ. Нотариус по месту открытия наследства обязан предварительно уведомить наследников о прекращении мер к охране наследственного имущества, а если имущество по праву наследования переходит к государству — соответствующий государственный орган. В таком случае происходит замена законного представителя в исполнительном производстве: вместо хранителя или опекуна в исполнительное производство вступает наследник либо государственный орган.
Законные представители могут лично представлять интересы своих подопечных в исполнительном производстве. Вместе с тем, согласно п.4 ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные представители вправе поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя, например, адвокату на основании договора поручения.
Договорное представительство. В его основе лежит трудовой договор (контракт) или договор поручения (ст.ст. 971-979 ГК), а в определенных случаях — агентский договор (ст.ст.1005-1011 ГК). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов в гражданском процессе могут выступать лица, принятые в установленном порядке в число членов коллегии адвокатов в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным 20.11.80 г. Верховным Советом РСФСР.
На основании договора дела граждан и юридических лиц ведут в суде не только адвокаты, но и юридические фирмы, юридические конторы, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве частнопрактикующих юристов без образования юридического лица.
Договорное представительство на основании трудового договора либо контракта осуществляют, как правило, состоящие в штате организаций профессиональные юристы либо иные сотрудники данной организации-стороны исполнительного производства.
Субъекты представительства в исполнительном производстве. В качестве представителей в исполнительном производстве могут выступать самые различные лица.
Во-первых, адвокаты, иные лица в соответствии с договором; во-вторых, работники коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления – по делам этих организаций в исполнительном производстве; в-третьих, законные представители от имени представляемых ими лиц.
Согласно ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не могут выступать в качестве представителей следующие лица:
Во-первых, не обладающие полной дееспособностью (не достигшие 18-летнего возраста) либо состоящие под опекой или попечительством. Вместе с тем данное ограничение не должно распространяться на граждан, которые признаны полностью дееспособными вследствие эмансипации (ст.27 ГК), а также в связи с заключением брака до достижения 18-летнего возраста (ст.13 СК). Находящимися под опекой признаются малолетние лица, а также граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст.32 ГК). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами (ст.33 ГК).
Во-вторых, не могут выступать представителями в исполнительном производстве судьи, следователи, прокуроры и работники службы судебных приставов и аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или как законные представители.
В-третьих, не могут быть также представителями в исполнительном производстве по смыслу законодательства нотариусы (ст.6 Основ законодательства РФ о нотариате), государственные служащие (ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ”) и иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения, за исключением случаев, когда такие лица представляют в суде интересы соответствующих организаций либо в связи с осуществлением функций законного представителя.
Полномочия представителей в исполнительном производстве. Представители в исполнительном производстве совершают действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц. Поэтому объем полномочий представителя определяется правовым положением представляемого лица-взыскателя или должника. Вместе с тем объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Стороной исполнительного производства (взыскателем или должником) остается доверитель.
Поскольку представители в исполнительном производстве совершают юридические действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Таким образом, объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные. Общие полномочия — это такие юридические действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами исполнительного производства, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению дополнительных материалов и иные, связанные с возможностью участия в исполнительном производстве, перечисленные в п.1 ст.31 и ряде других статей Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. К числу специальных полномочий относятся, согласно п.2 ст.35 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предъявление и отзыв исполнительного документа, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денег). Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.
В п.2 ст.35 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не отнесено к числу специального полномочие на заключение мирового соглашения. Однако оно является специальным по правилам гражданского (ст.46 ГПК) и арбитражного (ст.50 АПК) судопроизводства и поэтому должно быть специально оговорено в доверенности на совершение процессуальных действий в гражданском и арбитражном процессе, поскольку и в исполнительном производстве мировое соглашение подлежит утверждению судом или арбитражным судом.
Порядок оформления полномочий представителя. Порядок оформления полномочий представителей в исполнительном производстве зависит от вида представительства. Согласно ст.34 Федерального закона «Об исполнительном производстве», полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Федеральным законом. Следует иметь в виду, что данная статья сформулирована не совсем корректно, поскольку доверенность не является единственным документом, удостоверяющим полномочия представителей.
При договорном представительстве полномочия представителя выражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с Федеральным законом. Доверенность представляет собой специальный документ, удостоверенный в установленном законом порядке и дающий право на совершение юридических действий в исполнительном производстве. Доверенность может давать право только на совершение определенного действия в исполнительном производстве, либо на участие во всех исполнительных производствах от имени поверенного либо только в одном конкретном исполнительном производстве.
Общие правила совершения доверенностей содержатся в ст.ст.185-189 ГК. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации. Согласно п.5 ст.185 ГК, доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Поэтому при необходимости для такого юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, в получении денег или имущества в исполнительном производстве такая доверенность должна быть оформлена с учетом данного правила.
Вопрос о форме доверенности для совершения юридических действий в исполнительном производстве прямо законодательством не решен. Согласно ст.45 ГПК, доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке, что относится в настоящее время к совершению процессуальных действий в гражданском судопроизводстве. Схожая норма есть в п.2 ст.49 АПК, согласно которой доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена нотариально, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, командованием соответствующей воинской части, если доверенность выдана военнослужащим. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются, согласно ст.49 АПК, начальником соответствующего места лишения свободы. Данные правила АПК также распространяются на арбитражное судопроизводство.
Полагаем, что говорить о представительстве граждан в исполнительном производстве на основании доверенности, совершенной в простой письменной форме, вряд ли возможно, поскольку в таком случае существенно снижаются правовые гарантии для участников исполнительных отношений. Поэтому полагаем необходимым по общему правилу нотариальное удостоверение доверенностей от имени физических лиц для участия в исполнительном производстве.
В соответствии с п.3 ст.185 ГК, к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Согласно п.4 ст.185 ГК, доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Полагаем, что при необходимости совершения исполнительных действий в указанных целях (например, получение задолженности по заработной плате по исполнительному документу) доверенность может быть удостоверена органами, перечисленными в п.4 ст.185 ГК.
В том случае, если представитель действует на основании доверенности в порядке передоверия, то она обязательно должна быть нотариально удостоверена (п.4 ст.185 ГК), независимо от субъекта, ее выдающего, в том числе и юридического лица.
При законном представительстве полномочия законных представителей подтверждаются документами, выданными государственными органами исполнительной власти, судами и рядом других органов и должностных лиц.
Родители в подтверждение своих полномочий представляют свой паспорт и свидетельство о рождении своих детей, где они записаны в качестве родителей. Усыновители подтверждают свои права такими же документами, поскольку после усыновления в них вносятся соответствующие изменения. Кроме того, может быть представлен и соответствующий документ об усыновлении — вступившее в законную силу решение суда (глава 19 СК). Опекуны представляют в подтверждение своих полномочий решение о назначении их опекунами и опекунское удостоверение, выдаваемое органами местного самоуправления. Попечители представляют в подтверждение своих полномочий решение суда об ограничении дееспособности граждан по основаниям ст.33 ГК и решение органов опеки и попечительства о назначении их попечителями.
Эвелина Георгиевна Дубовик,
старший преподаватель кафедры финансового права
и правового регулирования хозяйственной деятельности
Белорусского государственного университета,
управляющий партнер
ООО «Юридическая компания «Соломон»
Роман Владимирович Фанибаро,
заведующий сектором отдела принудительного исполнения
Октябрьского района г. Минска
Наталья Петровна Будник,
юрисконсульт УП «Юридическая компания
«ПартнерКонсалт»
Граждане, в том числе ИП, участвуют в исполнительном производстве лично или через своих представителей. Причем личное участие не лишает права иметь представителей <*>.
Лица, имеющие право быть представителями
Представителями граждан, в том числе ИП, в исполнительном производстве могут быть:
— адвокаты;
— законные представители;
— супруг (супруга);
— иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами <*>. Это, в частности, юридические лица и ИП, имеющие выданное Минюстом специальное разрешение (лицензию) на право осуществлять деятельность по оказанию юридических услуг с указанием ее составляющей — юридических услуг <*>.
Если исполнительный документ возложил на должника-гражданина, в том числе ИП, обязанности, которые он должен исполнить только лично, такой должник не имеет права действовать через представителя.
Юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, участвуют в исполнительном производстве через свои органы или своих представителей в пределах прав, предоставленных актами законодательства или учредительными документами. Представлять интересы таких лиц и организаций могут их руководители либо работники, адвокаты, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Лица, которые не могут быть представителями сторон
Не могут быть представителями сторон в исполнительном производстве:
— несовершеннолетние, не обладающие дееспособностью в полном объеме;
— граждане, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
— судьи, следователи, прокуроры, работники органов принудительного исполнения и судов, за исключением случаев, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей сторон исполнительного производства <*>.
Данный перечень закрытый.
Права и законные интересы несовершеннолетних, не обладающих дееспособностью в полном объеме, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, в исполнительном производстве представляют их законные представители <*>.
Законные представители
Законные представители совершают действия, право на совершение которых принадлежит представляемым, с ограничениями, установленными законодательными актами. Законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному в качестве представителя.
Если в процессе исполнительного производства несовершеннолетний, не обладающий дееспособностью в полном объеме, приобретет ее, полномочия законного представителя прекратятся. И должник, ставший совершеннолетним, действует самостоятельно в полном объеме.
Документы, подтверждающие полномочия сторон
Представители сторон допускаются к участию в исполнительном производстве только при наличии документов, подтверждающих полномочия <*>. Это документы, удостоверяющие личность и право представлять интересы стороны (нотариально удостоенная доверенность, паспорт, документы, подтверждающие родство, и т.д.).
Руководитель юридического лица подтверждает свои полномочия документом, который удостоверяет его служебное положение и дает право представлять интересы юридического лица без доверенности (приказ о назначении, устав).
Адвокат представляет удостоверение адвоката и доверенность, оформленную в простой письменной форме, или ордер.
Лица, уполномоченные заверять доверенности представителей
Близкие родственники, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами, подтверждают свои полномочия доверенностью, выданной гражданином, в том числе ИП, удостоверенной нотариально либо лицом, уполномоченным удостоверять доверенности:
— военнослужащих и других граждан, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками таких учреждений, их заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами;
— военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, в которых нет нотариальных контор, нотариальных бюро и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работающих в этих частях, соединениях, учреждениях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений или учреждений;
— граждан, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, или местах содержания под стражей, удостоверенные начальниками соответствующих учреждений, исполняющих наказание, или руководителями администраций мест содержания под стражей;
— граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, или проживающих в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также начальниками госпиталей, руководителями (их заместителями) учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, руководителями (их заместителями) соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите <*>.
Представитель юридического лица действует от имени этого лица на основании доверенности, выданной в простой письменной форме, подписанной руководителем или иным лицом, уполномоченным учредительными документами.
Помимо вышеперечисленных документов, представитель стороны в исполнительном производстве обязан представить документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство). Документы, подтверждающие полномочия, или их копии приобщаются к материалам исполнительного производства.
Порядок оформления доверенности на представление интересов
Доверенность на представление интересов в исполнительном производстве должна содержать:
— дату выдачи (доверенность без даты ничтожна);
— место выдачи;
— данные доверителя;
— перечень полномочий (полномочия, указанные в ч. 2 ст. 24 Закона об исполнительном производстве, должны специально оговариваться);
— срок действия (если не указан, доверенность действует год с момента выдачи);
— подпись доверителя (с принятием Декрета N 7 субъекты хозяйствования вправе не использовать печать).
Доверенность вступает в силу со дня совершения либо удостоверения, если она не предусматривает более поздний срок <*>. Срок действия доверенности не может превышать три года. Если срок действия в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна <*>.
Примеры из практики
1. В отдел принудительного исполнения поступило заявление о возбуждении исполнительного производства, подписанное представителем по доверенности. Заявителю вернули заявление без возбуждения исполнительного производства, поскольку доверенность не содержала полномочие на право предъявления исполнительного документа.
2. Представитель по доверенности подал заявление об отказе от дальнейшего взыскания в рамках исполнительного производства. Судебный исполнитель не принял отказ, т.к. данного права не было в доверенности.
3. Представитель взыскателя обратился в отдел принудительного исполнения с заявлением о принятии мер по обеспечению исполнения путем наложения ареста на имущество должника. Заявление не рассматривалось по существу, поскольку к нему прилагалась копия доверенности с истекшим сроком действия.
Доверенность, выданная на представление интересов в исполнительном производстве и содержащая полномочия, перечисленные в ст. 24 Закона об исполнительном производстве, позволяет представителю знакомиться с материалами исполнительного производства, заявлять отказ от исполнения, заключать мировые соглашения в рамках исполнительного производства, участвовать в исполнительных действиях, осуществлять другие, поименованные в ней полномочия.
Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Взыскатель и должник как процессуальные фигуры исполнительного производства возникают непосредственно не после постановления решения или принятия, заключения иного акта, являющегося основанием для принудительного исполнения, а только после возбуждения исполнительного производства. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.
Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Представительство в исполнительном производстве — деятельность одного лица (представителя), осуществляемая на основании предоставленных ему полномочий от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя .
Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды представительства в исполнительном производстве:
- Законное представительство. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус. Например, при участии в качестве одной из сторон исполнительного производства несовершеннолетнего лица в возрасте до 14 лет законным представителем будет один из его родителей, а документом подтверждающим их родство — свидетельство о рождении ребенка.
- Представительство организации и индивидуального предпринимателя.
В случае участи в качестве одной из сторон исполнительного производства организации, то участие осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Полномочия представителя организации подтверждаются доверенностью. Доверенность, выдаваемая от имени организации представителю, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Также необходимо вместе с доверенностью предоставлять устав организации; приказ о назначении на должность лица, подписавшего доверенность; выписку из протокола собрания о назначении лица подписавшего доверенность на должность; выписка из ЕГРЮЛ на данную организацию. Обязательными условиями для доверенности, выданной организацией, являются подписание ее руководителем или иным уполномоченным на это учредительными документами лицом и наличие на доверенности печати. Доверенность, выданная с нарушением этих условий, не подтверждает полномочия на ведение дела.
При удостоверении доверенности от имени индивидуального предпринимателя следует иметь в виду, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Кроме того, необходимо учитывать, что выдача доверенности на осуществление предпринимательской деятельности невозможна. Вместе с тем не исключается возможность выдачи доверенности на представление интересов предпринимателя в любых правоотношениях, в которых он по роду своей деятельности участвует, например: представление отчетности в налоговые органы, заключение сделок, распоряжение расчетным счетом предпринимателя и т. п.
3) Договорное представительство. Если одной из сторон исполнительного производства гражданин, то полномочия его представителя подтверждаются доверенностью. В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:предъявление и отзыв исполнительного документа;передача полномочий другому лицу (передоверие);обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);отказ от взыскания по исполнительному документу;заключение мирового соглашения, соглашения о примирении. Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством .
Прикубанским РОСП Краснодарского края установлено, что исполнительный лист вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства от имени ООО «Ателла» подписано представителем Карапетяном А. С., к заявлению приложена доверенность от 12.11.2014, которой ООО «Ателла» уполномочивает Карапетяна А. С., в том числе, вести от имени ООО «Ателла» и в его интересах дела во всех судебных органах со всеми правами, которые предоставлены законом истцу, ответчику, третьему лицу и с перечислением ряда иных правомочий, среди которых право представителя на предъявление и отзыв исполнительного документа отдельно не оговорено. В итоге заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ателла», г. Краснодара не было принято .
В статье 185 ГК РФ устанавливается понятие доверенности «Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами». Для определения понятия доверенности, необходимо учитывать, что понятие представительства в исполнительном производстве является иным, нежели указано в статье 182 ГК РФ. В статье 186 ГК РФ не предусмотрен предельный срок действия доверенности, однако, если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения . При установлении срока действия доверенности он может быть определен календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ). Например, в доверенности может быть указано, что она выдана сроком «на шесть месяцев», или «с первого марта две тысячи шестнадцатого года до двенадцатого апреля две тысячи двадцатого года», или «до достижения мной возраста девяноста лет». При этом срок действия доверенности должен быть обозначен словами.
Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Однако оно может передоверить их совершение другому лицу. В тексте доверенности может быть предусмотрена передача как всех полномочий, указанных в ней, так и отдельных полномочий. Если представитель, передавший полномочия другому лицу в порядке передоверия, утрачивает соответствующие полномочия, это должно быть отражено в удостоверяемой в порядке передоверия доверенности. В противном случае полномочиями по доверенности будут обладать как первоначальный представитель, так и лицо, получившее их в порядке передоверия, если иное не установлено законом. Доверенность, выданная с правом передоверия полномочий по ней, может также предусматривать право последующего передоверия. Если в первоначальной (основной) доверенности указано, что она выдана с правом передоверия, это не означает, что возможно и последующее передоверие. Возможность последующего передоверия должна быть предусмотрена в первоначальной (основной) доверенности. Предусмотреть такую возможность в доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, недопустимо, если она отсутствует в первоначальной доверенности. Количество передоверий по основной доверенности, как и количество последующих передоверий, законом не ограничено Доверенность с правом передоверия обязательно должна быть нотариально удостоверена.
Так, суд первой инстанции необоснованно вынес определение об отказе в принятии административного иска, так как полномочия лица, подписавшего административный иск не были удостоверены: доверенность, выданная в порядке передоверия, нотариально не удостоверена. Вместе с тем это общее правило не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц. Такие доверенности могут быть удостоверены самой организацией либо руководителем филиала или представительства .
При выдаче доверенности нескольким представителям, когда по условиям доверенности полномочия должны осуществляться совместно несколькими представителями, этот факт должен быть отражен в тексте доверенности. Если доверенность выдана нескольким представителям, то в отсутствие прямо выраженной оговорки о совместном представительстве, представители осуществляют полномочия раздельно. Общим правилом распределения полномочий между несколькими представителями является наделение каждого из них полным перечнем полномочий, указанных в доверенности. При совместном осуществлении полномочий представители должны совершать их только вместе.
В доверенности, выдаваемой на имя нескольких лиц, действующих совместно, помимо общих полномочий, можно предоставить одному из этих лиц дополнительное полномочие при соблюдении условия о том, что дополнительное полномочие связано с иными полномочиями, которые предоставлены всем представителям, действующим совместно.
Например, А. выдает доверенность Б., В. и Г., действующим совместно, на ведение судебного дела со всеми соответствующими полномочиями (за исключением получения присужденного имущества или денег), а полномочие по получению присужденного имущества или денег А. предоставляет только одному из вышеуказанных представителей — В.
Литература:
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 48
Представители в исполнительном производстве совершают действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц. Поэтому объем полномочий представителя определяется правовым положением представляемого лица — взыскателя или должника. Вместе с тем объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Стороной исполнительного производства (взыскателем или должником) остается доверитель.
Поскольку представители в исполнительном производстве совершают юридические действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Таким образом, объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств от объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного. Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия — это такие юридические действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами исполнительного производства, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению дополнительных материалов и иные, связанные с возможностью участия в исполнительном производстве, перечисленные в п. 1 ст. 31 и ряде других статей Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. К числу специальных полномочий относятся согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предъявление и отзыв исполнительного документа, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование действий судебного пристава исполнителя, получение присужденного имущества (в том числе денег). Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.
В п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не отнесено к числу специального полномочие на заключение мирового соглашения. Однако оно является специальным по правилам гражданского (ст. 46 ГПК) и арбитражного (ст. 50 АПК) судопроизводства и поэтому должно быть специально оговорено в доверенности на совершение процессуальных действий в гражданском и арбитражном процессе, поскольку и в, исполнительном производствемировое соглашение подлежит утверждению СУДОМ или арбитражнымсудом.
6. Порядок оформления полномочий представителя
Порядок оформления полномочий представителей в исполнительном производстве зависит от вида представительства. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Следует иметь в виду, что данная статья сформулирована, не совсем корректно, поскольку доверенность не является единственным документом, удостоверяющим полномочия представителей.
При договорном представительстве полномочия представителя выражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Доверенность представляет собой специальный документ, удостоверенный в установленном законом порядке и дающий право на совершение юридических действий в исполнительном производстве. Доверенность может давать право только на совершение определенного действия в исполнительном производстве либо на участие во всех исполнительных производствах от имени поверенного либо только в одном конкретном исполнительном производстве.
Общие правила совершения доверенностей содержатся в ст. 185, 189 ГК. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации. Согласно п. 5 ст. 185 ГК доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Поэтому при получении денег или имущества в исполнительном производстве доверенность от имени такого юридического лица должна быть оформлена с учетом данного правила.
Вопрос о форме доверенности для совершения юридических действий в исполнительном производстве прямо законодательством нерешен. Согласно ст. 45 ГПК доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке. Схожая норма есть в п. 2 ст. 49 АПК, согласно которой доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена нотариально, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, командованием соответствующей воинской части, если доверенность выдана военнослужащим. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются согласно ст. 49 АПК начальником соответствующего места лишения свободы. Данные правила АПК также распространяются на арбитражное судопроизводство.
Говорить о представительстве граждан в исполнительном производстве на основании доверенности, совершенной в простой письменной форме, вряд ли возможно, поскольку в таком случае существенно снижаются правовые гарантии для участников исполнительных отношений. Поэтому полагаем необходимым по общему правилу нотариальное удостоверение доверенностей от имени физических лиц для участия в исполнительном производстве.
В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Согласно п. 4 ст. 185 ГК доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Полагаем, что при необходимости совершения исполнительных действий в указанных целях (например, получение задолженности по заработной плате по исполнительному производству) родители в подтверждение своих полномочий представляют свой паспорт и свидетельство о рождении своих детей, где они записаны в качестве родителей. Усыновители подтверждают свои права такими же документами, поскольку после усыновления в них вносятся соответствующие изменения. Кроме того, может быть представлен и соответствующий документ об усыновлении — вступившее в законную силу решение суда (гл. 19 СК). Опекуны представляют в подтверждение своих полномочий решение о назначении их опекунами и опекунское удостоверение, выдаваемое органами местного самоуправления. Попечители представляют в подтверждение своих полномочий решение суда об ограничении дееспособности граждан по основаниям ст. 33 ГК и решение органов опеки и попечительства о назначении их попечителями.
Органы, исполняющие требования исполнительных документов
1. Основания участия в исполнительном производстве
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения, поскольку ее полномочия осуществляет только Служба судебных приставов.
Правовое положение указанных органов характеризуется тем, что данные органы содействуют процессу исполнения в связи с возложенными на них федеральными законами обязанностями. Например, Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» определены компетенция, полномочия и обязанности государственных органов записи актов гражданского состояния, а Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определена компетенция государственных учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следует различать правовое положение данных субъектов в зависимости от того, содействуют ли они процессу исполнения в силу своей компетенции либо исполняют решение суда, поскольку являются должником в исполнительном производстве. Так, в случае разрешения спора между двумя гражданами о праве собственности на жилое помещение учреждение по регистрации прав выступит в качестве органа, который произведет регистрацию собственности на недвижимость в силу своей компетенции, т. е. на основании ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Если же судом разрешена жалоба гражданина либо организации на отказ учреждения по регистрации прав зарегистрировать право собственности на недвижимость, возникшее, например, по свидетельству о праве на наследство либо договору купли-продажи, то в таком случае при удовлетворении жалобы судом учреждение по регистрации прав выступит в качестве должника в исполнительном производстве, если в гражданском либо арбитражном процессе оно занимало правовое положение ответчика либо органа, действия которого были предметом судебной проверки.
Различны и правовые последствия неисполнения требований исполнительного документа для организации, как занимающей правовое положение на основании ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», так и выступающей в качестве должника. В отношении должника могут применяться санкции, предусмотренные в ст. 73, 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а в отношении лиц, содействующих исполнительному производству, — в ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Особые санкции предусмотрены для банков в ст. 86 Федерального закона «Об исполнительном производстве».