Представление следователя

В соответствии с частью первой статьи 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений. В связи с чем, частью второй статьи 73 и частью второй статьи 158 УПК РФ на следователя, расследующего уголовные дела, возложена обязанность не только собирать доказательства преступления, но и выявлять причины и условия, способствовавших его совершению, и принимать меры к их устранению.

Основной формой профилактической работы в этом направлении является внесение следователем представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению призваны создать условия для предупреждения новых преступлений, которые могут быть совершены другими лицами.

Представление являет собой процессуальный документ, содержащий выводы следователя об установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иным нарушениям закона, адресованный руководителю соответствующей организации или соответствующему должностному лицу с предложением принять меры по устранению этих обстоятельств. Внесение представления не является свидетельством окончания следователем расследования уголовного дела и профилактической деятельности, так как сам факт внесения представления является юридическим основанием для осуществления профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным лицом.

Законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Ответственность за умышленное невыполнение законных требований следователя установлена статьей 17.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривающей наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до одной тысячи пятисот рублей, а на должностных лиц — от двух до трех тысяч рублей. При этом невыполнение требований следователя по исполнению представления, вынесенного в порядке части второй ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления, а также в непредставлении уведомления о принятых мерах.

Индира Бакирова, заместитель начальника отдела – начальник следственного отделения ОМВД РФ по Кукморскому району.

Образец составления представления

Начальнику ОП-2
УМВД России по г. Энску

В производстве СУ УМВД России по городу Энску находится уголовное дело № 053636 по обвинению Поляковой Н.А. в совершении преступлений, предусмотренных пп. «а,г» ч. 2 ст. 161, пп. «а,г» ч. 2 ст. 161 УК РФ.

В ходе предварительного следствия установлено, что:

09 апреля 2015 года, примерно в 18 часов 30 минут, Полякова Н.А., находясь около дома № 21 «а» по ул. 40 Домиков в Краснооктябрьском районе г. Энска, под угрозой применения насилия не опасного для жизни и здоровья в отношении несовершеннолетней Солодковой Л.С., открыто похитила имущество, принадлежащее Солодковой Т.А. на общую сумму 2 550 рублей, после чего с места совершения преступления с похищенным имуществом скрылась, причинив последней имущественный вред.

По данному факту 09.04.2008 года СО-2 СУ УМВД России по г. Энску было возбуждено уголовное дело № 053636 по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ.

17 апреля 2015 года, примерно в 16 часов 00 минут, Полякова Н.А, по предварительному сговору с Поляковым М.Ю., находясь возле дома № 29 по ул. Штеменко в Краснооктябрьском районе г. Энска, применив насилие не опасное для жизни и здоровья, открыто похитили у несовершеннолетней Медведевой А.А. имущество, стоимостью 3 300 рублей, принадлежащее гр. Крикун О.П., тем самым причинив последнему материальный ущерб на указанную сумму, после чего с места совершения преступления скрылись, распорядившись похищенным по своему усмотрению.

По данному факту 17.04.2015 года СО-2 СУ УМВД России по г. Энску было возбуждено уголовное дело № 053687 по признакам преступления, предусмотренного пп. «а,г» ч. 2 ст. 161 УК РФ.

30 апреля 2015 года руководителем следственного органа – начальником СО-2 СУ УМВД России по г. Энску уголовные дела № 053636 и № 053687 были соединены в одно производство с присвоением единого № 053636.

Совершение указанных преступлений стало возможно в связи с ненадлежащей работой сотрудников ППС ОП-2 УМВД России по г. Энску, участковых уполномоченных полиции ОП-2 УМВД России по г. Энску по профилактике преступлений на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 158 ч. 2 УПК РФ,

Рассмотреть настоящее представление; принять меры к обеспечению наиболее эффективной работы сотрудников ППС, участковых инспекторов по профилактике преступлений, предотвращению преступлений на территории Краснооктябрьского района г. Энска, по выявлению преступлений, их фиксации, принятию мер в установленные законом сроки.
О результатах рассмотрения настоящего представления с указанием перечня мер, принятых по его существу, прошу сообщить в следственное управление УМВД России по г. Энску.

Следователь СУ
УМВД России по г. Энску
лейтенант юстиции (подпись) И.И. Иванов

о принятии мер по устранению причин и условий,

Способствовавших совершению преступления

Мною, следователем отдела по Московскому району управления Следственного комитета МВД Республики Беларусь по г. Минску капитаном милиции Германовичем И.С., закончено предварительное расследование по уголовному делу по обвинению Самусева В.П. и Матусевича С.Н. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 147 и ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь.

В ходе предварительного расследования установлено, что Самусев В.П. и Матусевич С.Н., проживающие в г. Минске, в ночь на 9 января 2001 года путем взлома запоров двери проникли в магазин, расположенный в пос. Колодищи Минского района Минской области, откуда тайно похитили товарно-материальные ценности на сумму 400 тыс. рублей и деньги в сумме 280 тыс. рублей, выручку от проданных накануне товаров. Деньги находились в целлофановом мешке и были спрятаны под прилавком.

Имущественный вред в настоящее время не может быть возмещен, так как обвиняемые растратили похищенное, а имущества, на которое может быть наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, у них не имеется.

Совершению данного преступления способствовало то, что магазин не был оборудован охранной сигнализацией и не охранялся, а также несвоевременно сдавалась денежная выручка работниками магазина.

В связи с изложенным прошу принять меры к устранению причин и условий, которые способствовали совершению кражи:

1. Укрепить запоры, установить охранную сигнализацию и решить вопрос об организации охраны торгового объекта.

2. Запретить материально ответственным лицам хранение денежной выручки в неприспособленных для этого местах и обязать их своевременно ее сдавать в отделения банка.

3. Усилить контроль за состоянием охраны торговых объектов в ночное время, выходные и праздничные дни.

В соответствии со ст. 199 УПК Республики Беларусь настоящее представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок в отдел по Московскому району управления Следственного комитета МВД Республики Беларусь по г. Минску.

В случае оставления настоящего представления без рассмотрения, а равно несвоевременного ответа на представление наступает административная ответственность по ст. 166 4 КоАП Республики Беларусь.

Следователь И.С. Германович

Постановление

О приобщении к уголовному делу

Следственного комитета РФ

Удмуртская Республика

Главная Южный федеральный округ Республика Адыгея

В соответствии с частью первой ст. 2 УК РФ (УК РФ) одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений, в связи с чем частью второй ст. 73 и частью второй ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса России (УПК РФ) на следователя, расследующего уголовные дела, возложена обязанность не только собирать доказательства преступления, но и выявлять причины и условия, способствовавших его совершению, и принимать меры к их устранению.

Основной формой профилактической работы в этом направлении является внесение следователем представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению призваны создать условия для предупреждения новых преступлений, которые могут быть совершены другими лицами.

Представление являет собой процессуальный документ, содержащий выводы следователя об установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иным нарушениям закона, адресованный руководителю соответствующей организации или соответствующему должностному лицу с предложением принять меры по устранению этих обстоятельств. Внесение представления не является свидетельством окончания следователем расследования уголовного дела и профилактической деятельности, так как сам факт внесения представления является юридическим основанием для осуществления профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным лицом.

Законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Ответственность за умышленное невыполнение законных требований следователя установлена ст. й 17.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривающей наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до одной тысячи пятисот рублей, а на должностных лиц — от двух до трех тысяч рублей. При этом невыполнение требований следователя по исполнению представления, вынесенного в порядке части второй ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления, а также в непредставлении уведомления о принятых мерах.

СТ 158 УПК РФ

1. Производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 настоящего Кодекса;

2) по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.

2. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Комментарий к Статье 158 Уголовно-процессуального кодекса

1. Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

2. Комментируемая статья содержит общие положения о видах окончания предварительного расследования. Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК).

3. Предварительное расследование оканчивается: при производстве следствия — составлением обвинительного заключения (обвинительного акта — в случае производства дознания, а при производстве дознания в сокращенной форме — обвинительного постановления) при доказанности виновности лица в совершении преступления с последующим направлением уголовного дела через прокурора в суд; прекращением уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в ст. ст. 24 — 28.1 УПК РФ; вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия.

4. Порядок окончания предварительного расследования регулируется гл. 29 — 32, 32.1 УПК РФ.

5. Уголовно-процессуальному законодательству известен специфический институт, с помощью которого в том числе решаются вопросы борьбы с преступностью и нарушениями закона, выявленными в ходе расследования преступления. Часть 2 ст. 158 УПК предусматривает полномочие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по внесению представления о принятии мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также нарушений закона, не связанных непосредственно с преступлением. Оно вносится в соответствующую организацию независимо от вида или должностному лицу.

6. Внесение представления позволяет руководителю следственного органа, следователю, дознавателю оперативно реагировать на выявленные нарушения, чтобы исключить повторения нарушений закона и не допустить существования впредь обстоятельств, которые облегчали совершение преступления и содействовали наступлению преступного результата, формировали у обвиняемых или подозреваемых решимость совершить преступление. Кроме того, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель вправе отреагировать на любое обнаруженное нарушение закона, тем самым предупреждая совершение преступлений и правонарушений другого рода, нежели расследуемое.

7. Несмотря на то что в ч. 2 ст. 158 УПК закреплено право следователя и дознавателя по внесению представления, к возможности внесения представления следует относиться как к полномочию органов расследования, учитывая цели данного действия. То есть это не только право, но и обязанность — отреагировать установленным образом на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на выявленные другие нарушения закона. Такой вывод следует из того, что рассматриваемые обстоятельства включены в круг фактов, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, и эта обязанность возлагается в ходе досудебного производства на органы расследования и прокурора (см. ч. 2 ст. 73, ст. 85 и ч. 1 ст. 86 УПК).

8. Представление может быть внесено только субъектам, указанным в ч. 2 ст. 158 УПК, т.е. в соответствующую организацию, учреждение или должностному лицу. Представление допустимо вносить и вышестоящим должностным лицам и организациям, если это будет способствовать более эффективному принятию мер по устранению нарушений закона подчиненными им организациями, учреждениями и должностными лицами. Целесообразно вносить представление вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую организацию в том случае, когда выявленные нарушения имеют значительное распространение.

9. Представления вносятся в письменной форме и рассматриваются как процессуальный документ, поэтому они должны приобщаться к материалам уголовного дела.

10. Процессуальные действия органы расследования вправе производить только по находящимся в их производстве уголовным делам, что предопределяет возможность направления представления следователем и дознавателем только в период предварительного расследования, во всяком случае до его окончания. Руководителем следственного органа представление может вноситься без принятия дела к своему производству, но в период предварительного расследования.

11. По одному уголовному делу допустимо внесение нескольких представлений в различные организации, учреждения и различным должностным лицам. В одну и ту же организацию предпочтительно вносить одно представление, хотя отсутствует запрет на внесение и нескольких представлений.

12. Содержание представления должно включать указание на полное наименование организации или должностного лица, в чей адрес оно вносится; общее наименование документа; краткое изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на установленные случаи нарушений закона со ссылкой на соответствующие правовые нормы, нарушение которых имело (имеет) место; изложение доказательств установленных фактов нарушений закона; общее указание на необходимость принятия мер (без конкретизации того, какие меры должны быть предприняты, так как этот вопрос находится в компетенции соответствующего должностного лица или организации, учреждения) по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона; кто обязан принять меры для устранения нарушений закона; срок рассмотрения представления и направления ответа на него.

13. Представление должно быть конкретным и вноситься только тогда, когда действительно иными мерами невозможно восстановить режим законности. Лишено смысла представление, если организация или должностное лицо приняли или принимают меры по устранению нарушений закона.

14. Внося представление, следователь и дознаватель не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность адресатов представления. Например, в решение кадровых, экономических, организационных и т.п. вопросов.

15. Положительной является практика рассмотрения представления с участием руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, прокурора.

16. Информация, полученная при расследовании уголовного дела о нарушениях закона, может служить сигналом для проведения прокурором общенадзорной проверки. Такая форма взаимодействия является оправданной при значительных масштабах нарушений, в особенности выходящих за рамки обстоятельств расследуемого преступления. В такой ситуации внесенное прокурором представление можно рассматривать и как акт реагирования на нарушения, выявленные в связи с расследуемым преступлением.

17. Максимальный срок для реализации представления с получением ответа следователем или дознавателем о принятых мерах — один месяц со дня вынесения представления.

18. Допустимым является проведение проверки факта принятия мер по устранению нарушений закона. Такое действие предпочтительно выполнить прокурору.

Сообщаем Вам, что несовершеннолетний Я…… Вячеслав Валентинович, 16.03.1992 года рождения, прож. по адресу: ул. Линейная, ранее не судимый, совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 163 УК РФ, и в отношении него 14.06.2007г. возбуждено уголовное дело № 107266 по факту того, что в период времени с 02.05.2007 года по 25.05.2007 года несовершеннолетний Я…….. Вячеслав Валентинович, 16.03.1992 года рождения, находясь у школы № 4, расположенной по ул. Достоевского в Центральном районе г. ***а, под угрозой применения насилия предъявлял требования передачи чужого имущества, а именно денежных средств в сумме 8000 рублей и сотового телефона «Нокиа 6233», стоимостью 9530 рублей, принадлежащих П…… М.В., от несовершеннолетнего К……….. В.И., что последний и сделал, так как реально испугался осуществления Я………… В.В. угрозы применения насилия в свой адрес. Уголовное дело № направлено 23.08.2007г. в порядке ст. 226 УПК РФ в суд Центрального района г. ***а..

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью второй ст. 73 и частью второй ст. 158 УПК РФ,

П Р Е Д Л А Г А Ю :

Поручить инспектору ПДН, обслуживающего указанную административную территорию, поставить на контроль Я…….. В.В.

Данное представление рассмотреть с обязательным уведомлением о принятых мерах и направить решение в ОД УВД по Центральному району г. ***а начальнику дознания.

Добавить комментарий