Прекращение государственной гражданской службы

Типичными основаниями для прекращения государственной службы являются достижение пенсионного возраста, прекращение службы по инициативе государственного служащего и соглашению сторон, прекращение службы по решению представителя нанимателя, другие причины, например, в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ). Обычно этот вид правоотношений именуется отставкой, однако в последнем законодательстве о государственной службе этот термин встречается только один раз в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (и. 6 ст. 12), когда Закон предусматривает основания прекращения государственной службы и находит в том числе такое основание, как увольнение государственного служащего в запас или в отставку.

Новеллой в правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации является закрепленное в Федеральном законе № 79-ФЗ временное прекращение исполнения государственным служащим своих обязанностей но государственной должности. Закон содержит право и обязанность представителя нанимателя отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего (ст. 32). Он обязан отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы:

  • 1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • 2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • 3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В других случаях, также прямо установленных в Законе, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы, то есть не допускать к исполнению должностных обязанностей, гражданского служащего, в частности, в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего денежное содержание ему как правило не начисляется. Такое положение роднит с зарубежным законодательством, где материальные наказания государственного служащего распространены.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы Закон (ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ) предусматривает:

соглашение сторон служебного контракта;

истечение срока действия срочного служебного контракта;

расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя;

перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

нарушение запретов, связанных с гражданской службой, и некоторые другие основания.

Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (и. 2 статьи 39), когда служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы, применяется в связи с:

  • 1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • 2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • 3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Выход государственного гражданского служащего на пенсию осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. В любом случае достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 05 лет является основанием прекращения и приостановления служебного контракта как но обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ).

Среди судебных казусов о прекращении государственной службы можно привести следующий.

Оставляя без удовлетворения жалобу Теодоровича Тадеуша Владимировича о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 18 б-р об освобождении его от должности торгового представителя Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. Верховный Суд РФ решением от 24 августа 1998 г. № ГКПИ 98-56м мотивировал:

Не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что освобождение его от должности по указанному выше основанию не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на труд, поскольку, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере с учетом ее специфики и особые правила. К их числу относится, в частности, введение Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на государственной должности госслужбы. Установление таких правил (специальных требований) не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности в данном случае не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Разграничение сфер действия трудового договора и служебного контракта на практике зачастую затруднено. Например. Трудовой кодекс не предусматривает такого порядка заключения и расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы Правительство РФ. На практике представляет специфический правовой интерес, например, распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 1943-р «О Ревякиной М. Е.»Которое гласит: «Согласиться с предложением Минкультуры России об освобождении Ревякиной Марии Евсеевны от должности директора Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова в связи с истечением срока трудового договора». Что подписавших! распоряжение Председатель Правительства РФ М. Касьянов имел в виду под термином «трудовой договор»? Либо это трудовой договор, и тогда Правительство здесь не компетентно, не является стороной трудового договора, либо это служебный контракт о деятельности директора в качестве государственного служащего, тогда театр должен прямо называться органом исполнительной власти, каковым он в настоящее время не является. Но и в этом случае нанимателем директора театра Правительство не является. При такой подмене любого субъекта служебного контракта или трудового договора мы оказываемся за пределами правовой системы.

Подобным является распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2006 г. № 451-р «О Малине В. В»2, которое гласит: «Освободить Малина Владимира Владимировича от должности председателя Российского фонда федерального имущества в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». Во-первых. Председатель Правительства РФ М. Фрадков полномочен давать указания только органам исполнительной власти, поскольку он глава именно ее, а не всех государственных органов РФ; Российский фонд федерального имущества в число органов исполнительной власти не был на тот момент включен. Во-вторых, в данном распоряжении источником определения статуса руководителя, вероятно, все же государственного органа является Трудовой кодекс, а не Служебный устав или Закон о государственной службе. Поэтому Правительство в этом случае стороной трудового договора не является.

Такой же сложный правовой случай демонстрирует постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 1730-1У ГД «О досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации». Оно гласит: «Рассмотрев представление Председателя Центрального банка Российской Федерации о досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, в соответствии со статьями о и 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: Освободить досрочно Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. …Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б. В. Грызлов». В данном постановлении нет указания на служебный контракт или трудовой договор, а также почему-то не содержится указания на то. что в соответствии со статьей 15 данного Закона члены Совета директоров назначаются, а в соответствии со статьей 5 этого Закона и освобождаются от должности но представлению Председателя ЦБ. согласованному с Президентом РФ. Здесь же такое согласование с Президентом РФ отсутствует.

Важный пример дает нам определение судьи Верховного Суда РФ от 16 января 2006 г. № 59-В04ПР-362, которое приводит к выводу, что после истечения срока муниципальной службы (напомним, что она протекает «но аналогии» с государственной службой) работник, продолжающий выполнение своей функции, в данном случае начальника отдела труда администрации Константиновского района Амурской области РФ. не может быть уволен, так как судья признал, что но истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении фактического выполнения обязанностей должности муниципальной службы, с ним действует трудовой договор, а не служебный контракт. Судья сформулировал: «Следовательно, но достижении работником предельного возраста пребывания на муниципальной службе законом предусмотрена возможность заключить с ним трудовой договор сроком до одного года, во время действия которого на работника распространяются все предусмотренные Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ» гарантии и компенсации, в том числе препятствующие произвольному увольнению». То есть, другими словами, за пределами государственной службы, оформляемой контрактом, продолжаются отношения той же самой службы, но они уже в силу казуистики современных российских законодателей становятся трудовыми отношениями с сохранением всех благ и преимущества, урегулированных Трудовым кодексом РФ. Вот что значит сидение на двух стульях, и неумение провести последовательно ни трудовую теорию, ни служебную теорию правовых отношений на государственной службе.

Продолжая аналогию с государственной службой, допускаемую законодателем в отношении муниципальных служащих, приходится задуматься и над казусом, когда Президент РФ назначает своим указом ректора творческой Академии. Оригинальный пример взаимоотношений государства с деятельностью творческих союзов предоставляет нам Указ Президента РФ от 10 июня 1995 г. № 585 «О Российской академии живописи, ваяния и зодчества»1. который текстуально гласит:

«Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры, а также роль Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры Российской Федерации в возрождении духовности российского общества, постановляю:

…2. Установить, что ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества назначается на должность Президентом Российской Федерации бессрочно. …4. Назначить ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова Илью Сергеевича». Поскольку главное должностное лицо Академии назначено другим лицом, обладающим государственной властью и действующим от имени государства, то такой ректор естественно становится государственным служащим, попадает ли он по законодательству в их число или нет. По аналогии. Но назначение на любую должность, в том числе и в общественных органах, пожизненно — это признак отношений монарха со своим двором.

Из опыта правового регулирования государственной службы зарубежных стран отметим принцип несменяемости чиновника, закрепленный в законодательстве ряда стран. Так, в ст. 8 Закона Японии: «член Палаты не может быть уволен вопреки его воле за исключением случаев, когда он подпадает под один из нижеследующих подпунктов…» К нему применяется процедура импичмента в Верховном суде (ст. 9) при обвинении его парламентом, чтобы иметь основание для увольнения. Необычным основанием прекращения государственной службы в Японии является диспозиция ст. 38, п. : «лишенный права распоряжаться имуществом или приравненный к таковому»… «естественным образом утрачивает должность» (ст. 76 Закона о государственных публичных должностных лицах). То есть недостаточное материальное положение является основанием к отрешению от государственной должности.

Прекращения государственной службы –это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Статья 33 ФЗ предусматривает общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, которыми являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (ст. 34 настоящего ФЗ);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 настоящего ФЗ);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 настоящего ФЗ);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 настоящего ФЗ);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 настоящего ФЗ);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 настоящего ФЗ);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28 настоящего ФЗ);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39 настоящего ФЗ);

11) нарушение установленных настоящим ФЗ или другими ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 настоящего ФЗ);

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 настоящего ФЗ);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим ФЗ и другими ФЗ);

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 настоящего ФЗ.

15) отказ гражданского от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27 настоящего ФЗ).

Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя(ст. 37 ФЗ).

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобождён от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня);

б) появление на службе в состоянии алкогольного. Наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую ФЗ тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны) труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ и другими ФЗ.

Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Гражданский служащий не может быть освобождён от замещаемой должности и уволен по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности и в период его пребывания в отпуске.

Законодательство о государственной службе и её соответствующих видах предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

1) достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы. Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет;

2) прекращение гражданства РФ;

3) несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) увольнение по другим основаниям (признание служащего недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности в течение определённого срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства в соответствии Законом о системе государственной службы РФ. Прохождение службы каждым государственным служащим документируется в его личном деле.

Актами о назначении на должность могут быть приказ по государственному органу, распоряжение иди иной акт руководителя органа или аппарата соответствующего органа. Правовое значение акта о назначении на должность состоит в том, что он является юридическим фактом, порождающим государственно- служебные отношения между сторонами, подписавшими контракт.

При издании акта о назначении на должность и заключении служебного контракта соглашением сторон может быть обусловлено испытание государственного служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. При замещении должности государственной службы допускается испытание обычно на срок от трех до шести месяцев для гражданина, впервые принятого на государственную службу.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы граждан, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины.

Аттестация государственных служащих проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям. Порядок ее проведения регулируется различными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Федерации или их аппаратах, определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г.

Аттестация проводится один раз в три года, но может проводиться и внеочередная аттестация в случаях, указанных в Положении:

  • а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Федерации, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Под прекращением государственно-служебных отношений понимается временное или постоянное прекращение профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, то есть. оставление государственным служащим государственной должности.

Под правовыми основаниями прекращения государственно-служебных отношений имеются в виду конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты), с которыми федеральный закон связывает необходимость прекращения государственно-служебных правоотношений.

Юридические факты — события, обстоятельства, порождающие основания для прекращения государственной службы и независящие ни от государственного служащего, ни от государственного органа, в компетенцию которого входит прием и увольнение государственного служащего. Например, гибель государственного служащего, или прекращение гражданства РФ.

Юридические факты — действия государственного органа, в компетенцию которого входит прием и увольнение государственного служащего, направленные на прекращение государственно-служебных отношений. К их числу относятся все виды увольнения по инициативе государственного органа. Этот перечень приведен в Федеральном законе от 27 июля 2004 года. Например, нововведением было увольнение в связи с несоответствием гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Общими основаниями расторжения служебного контракта могут быть: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего либо представителя нанимателя.

Государственная служба не может быть прекращена вопреки желанию государственного служащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного прекращения государственной службы по основаниям, предусмотренным законодательством.

Существует такая форма прекращения государственно-служебных отношений как отставка. Под отставкой понимается временное или постоянное прекращение государственно-служебных отношений по заявлению государственного служащего или помимо его просьбы. Специфика отставки состоит в том, что главным образом в мотивах увольнения государственного служащего и сохранении за ним при этом некоторых прав и обязанностей. За государственными служащими, вышедшими в отставку, сохраняется, например, обязанность соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны, право на использование последнего должностного наименования с добавлением «в отставке», право на социально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание и др.

Основаниями для отставки государственного служащего, занимающего государственную должность, являются:

  • -достижение государственным служащим предельного для государственной службы возраста;
  • -заявления государственного служащего о его добровольной отставке в связи с достижением возраста, при котором в РФ назначается пенсия по старости на общих основаниях;
  • — инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе; временная отставка государственного служащего;
  • -ликвидация государственной должности, замещаемой государственным служащим.

Таким образом, в Законе о государственной гражданской службе Российской Федерации детально изложены основания и последствия прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Добавить комментарий