Прекращение права природопользования

Специальное природопользование различных природных ресурсов (недра, земля, вода и пр.) осуществляется на основании разрешений, договоров или лицензий, что позволяет регулировать процесс воспроизводства и охраны окружающей среды.

Пользование природными объектами (ресурсами) может осуществляться как собственником, так и лицом, нс являющимся собственником природного объекта (ресурса), но осуществляющим пользование в соответствии с целями предоставления в пользование данных объектов (ресурсов). Природопользователь имеет право на возмещение причиненного ему ущерба и в то же время, в случае если он причинил ущерб другим субъектам, должен возместить ущерб.

Природопользователь осуществляет пользование природным объектом в соответствии с экологическими, правовыми и технологическими нормами и правилами.

Например, при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности природопользователь должен выполнять экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и осуществлении другой деятельности. В соответствии с ними юридические лица и граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Юридические и физические лица должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически опасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране природных объектов и воспроизводству природных ресурсов.

Общей обязанностью всех природопользователей является выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления, в том числе специально уполномоченных на то органов государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Возможно введение ограничения прав и обязанностей природопользователей, которые применяются при необходимости для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования.

Ограничение природопользования осуществляется в тех случаях, когда выявлено нарушение законных интересов граждан, природопользователей или государства. Например, в случаях когда природопользователь нарушает установленное на основе лицензии, разрешения или договора нользование или причиняет существенный вред окружающей среде, или же выявлена угроза причинения вреда окружающей среде. Вследствие вышеуказанного необходимо принятие мер, позволяющих пресечь подобного рода нарушения, не допустить ухудшения качества окружающей среды или природных объектов.

Ограничение специального природопользования может носить временный характер или постоянный характер. К применяемым мерам по ограничению природопользования, носящим предупреждающий характер, относятся: приостановление, ограничение или запрет.

Например, прекращение водопользования возможно в принудительном порядке, если будет выявлено:

  • — нецелевое или с нарушением законодательства использование водного объекта;
  • — в случаях когда водный объект не используется в сроки, указанные в договоре водопользования или в решении о предоставлении в пользование водного объекта;
  • — в случае если водный объект необходим органам государственной власти для использования в целях государственных или муниципальных нужд.

Приостановление и прекращение водопользования осуществляется в случаях угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека; при угрозе причинения вреда окружающей среде и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также при возникновении радиационной аварии.

Кроме того, существуют ограничения отдельных видов природопользования административного характера, которые обладают более длительным сроком действия по сравнению с такими мерами, как штраф или предупреждение.

Помимо методов административного характера по ограничению природопользования возможны и судебные методы. Данный метод применяется в случае если природопользователь нарушает разрешенное право пользования природным ресурсом, полученное, например, на основе договора аренды или концессии. Тогда в судебном порядке рассматриваются исковые требования об ограничении пользования конкретным природным ресурсом и прекращения деятельности физического или юридического лица, нарушившего право пользования.

Основанием к иску о запрещении деятельности может также стать выявленная опасность причинения вреда в будущем. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия причиняет или угрожает новым вредом, вследствие чего в судебном порядке возможно не только приостановить или прекратить деятельность хозяйствующего субъекта, но и обязать его возместить причиненный вред.

При анализе зарубежного опыта природопользования можно также выделить методы ограничений природопользования, которые используются в России: предупреждение, штраф, приостановление или прекращение деятельности, изъятие незаконно используемого природного ресурса. Однако есть и новый для России метод — лишение предприятия нрава выполнения правительственных заказов. Данный метод является достаточно действенным и обладает большим стимулирующим эффектом, позволяющим заинтересовывать предприятия в осуществлении своей деятельности в разрешенных рамках.

Государственная политика Российской Федерации в сфере природопользования направлена на обеспечение экологически ориентированного роста экономики, сохранения благоприятной окружающей среды, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, максимальное сохранение естественных экологических систем и обеспечение экологической безопасности. Хозяйствующие субъекты обязаны выстраивать свою деятельность с учетом направлений государственной политики в области природопользования и экологии. В связи с этим можно выделить основные принципы природопользования на отраслевом уровне:

  • 1) обязательная оценка возможного негативного воздействия на окружающую среду при применении имеющихся технологий производства;
  • 2) отказ от проектов, реализация которых может привести к деградации экологической системы, истощению природных ресурсов и негативным изменениям в окружающей среде;
  • 3) организация производственно-хозяйственной деятельности с учетом установленных норм и требований в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • 4) поиск путей модернизации производства за счет применения наилучших доступных технологий;
  • 5) обеспечение обращения с отходами на экологически безопасном уровне;
  • 6) формирование экологической политики на предприятии, способствующей экологически ориентированному развитию хозяйствующего субъекта, способствующему организации производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение максимального эффекта по рациональному использованию природных ресурсов и минимизации воздействий на окружающую среду.

Хозяйствующие субъекты в дальнейшем будут переходить на систему декларирования в сфере природопользования, что потребует от них реализации затратных природоохранных программ и формирования экологической политики предприятия с учетом требований экологической безопасности. На законодательном уровне также создаются условия, при которых предприятия, например, не смогут претендовать на право заключения государственных контрактов, если не смогут предоставить данные по состоянию социальной и экологической эффективности. Таким образом, создаются условия, в которых хозяйствующие субъекты вынуждены оценивать экологическую активность своей деятельности, что повышает их шансы на участие в государственных программах.

При выборе технологий производства хозяйствующие субъекты заинтересованы в оценке уровня нагрузки на окружающую среду, который можно обеспечить за счет технологических возможностей выбранной технологии.

Основными методами стимулирования бизнес-сообществ к переходу на экологоэффективные сценарии развития являются государственные субсидии, налоговые льготы, системы льготного кредитования, которые хозяйствующие субъекты могут получить при условии реализации экологически ориентированных проектов развития и экологической модернизации производства. При этом предприятия, которые не будут организовывать свою деятельность с учетом экологических факторов, окажутся в ситуации ужесточения административных воздействий на них со стороны государства. Следовательно, рациональное природопользование становится объективной необходимостью при достижении экономической эффективности деятельности хозяйственных субъектов и ориентирует бизнес на декларирование своей экологической эффективности, чтобы стимулировать модернизацию производства и обеспечить общую систему экологической безопасности.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Перечислите основные принципы природопользования.
  • 2. Назовите виды и формы природопользования.
  • 3. В чем заключается отличие общего и специального природопользования?
  • 4. Какие изменения планируется провести в области расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду?
  • 5. Охарактеризуйте задачи рационального природопользования.
  • 6. Какие существуют условия комплексного природопользования?
  • 7. В чем заключается целевой характер использования отдельных природных объектов?
  • 8. Перечислите категории земель.
  • 9. Перечислите виды недропользования.
  • 10. Перечислите виды использования лесов.
  • 11. Что такое лесная декларация?
  • 12. Перечислите данные, входящие в состав проекта освоения лесов.
  • 13. Дайте определение предельно допустимому уровню физических воздействий на атмосферный воздух.
  • 14. Охарактеризуйте виды использования объектов животного мира.
  • 15. В каких случаях вводятся ограничения прав и обязанностей природопользо- вателей?

Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на право природопользования — наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования. В условиях развития рыночных отношений все большую роль в организации природопользования играет договор. В сфере использования природных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов, земель), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса (государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, горном, водном праве закрепляются и иные виды договоров — концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов и др. Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией. В таком случае договор играет вспомогательную роль, так как заключается только при наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (например, договор на право водопользования). Наконец, в некоторых областях природопользования, в частности в сфере земельных отношений, основанием возникновения права природопользования можно считать право собственности на природный ресурс, поскольку его субъекту принадлежит входящее в его содержание правомочие пользования. Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства при­менительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов. Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся: — истечение срока пользования природным объектом; — отказ природопользователя от использования природного объекта; — ликвидация юридического лица или смерть гражданина-природопользователей. Общими основаниями принудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются: — изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд; — использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением; — нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др. В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

истечение срока пользования природным объектом;

отказ природопользователя от использования природного объекта;

ликвидация юридического лица или смерть гражданина-природопользователей.

Общими основаниями принудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются:

изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;

использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением;

нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Итак, право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Список литературы

ИСТОЧНИКИ:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.-25.12.1993года

3. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . 2006. № 47.

4. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5

5. Закон РФ «О недрах» №2395/1 от 21.02.1992 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. № 4

6. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2

ЛИТЕРАТУРА:

7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 2008. С352.

8. Кузнецова Н.В. Экологическое право. М 2008г. С186.

9. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2007. — 412 с.

10. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2008. — 368 с.

Субъективное право природопользования, то есть обеспеченная законодательством возможность гражданин или юридического лица осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов, приобретается и прекращается в соответствии с основаниями, предусмотренными законом и при наступлении юридических фактов.

Основаниями возникновения права природопользования признаются не все юридические факты. Право природопользования возникает только на основании правомерных юридических фактов — действий.

Предоставление права природопользования производится в соответствии с установленным законом порядке, включающим проведение необходимых согласований и оформление документов.

Право землепользования приобретается, например, на основании предоставления земельных участков в пользование компетентным государственным органом или местной администрацией либо первичным землепользователем, имеющим по закону такое право.

Наиболее значимыми основаниями возникновения права землепользования является также приобретение права собственности (или оперативного управления) на строение или сооружение, находящееся на обособленном земельном участке, переход права собственности за землю, приобретение ее в собственность (купля), в аренду, по наследству в пожизненное пользование.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии — документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договором пользования водным объектом.

Основаниями приобретения права водопользования являются переход его в порядке правопреемства в случае смерти водопользователя — гражданин или реорганизации водопользователя — юридического лица.

При переходе права пользования водными объектами от одного лица к другому в случаях, предусмотренных законом, основанием приобретения права водопользования является распорядительная лицензия.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством или договором при его регистрации государственными органами.

Предоставление в пользование участков лесного фонда производится посредством прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Организует и проводит их районная (городская) администрация. В них принимают участие местные подразделения государственного органа управления лесным хозяйством.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов — лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета, содержание которых по лесному законодательству выражаются в следующем.

Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). К ней прилагаются соглашения об условиях лесопользования, заключенные между владельцем лесного фонда и лесопользователем.

Государственные органы на конкурсной основе выдают лицензии на право пользования объектами животного мира.

Основанием возникновения права пользования атмосферным воздухом для выброса в него загрязняющих веществ или осуществления отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух является разрешение специально уполномоченных на то государственных органов.

Лимиты на природопользование являются формой права природопользования и одновременно одной из разновидностей его нормирования.

Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений антропогенных, и, прежде всего, техногенных воздействий на природную среду по территориям.

Лицензия определяется как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенной деятельности владельцем лицензии.

Основаниями полного или частичного, постоянного или временного прекращения права природопользования могут быть правомерные или противоправные действия, бездействия и события.

К общим для всех природопользователей основаниям прекращения права природопользования можно отнести:

  • — изъятие предоставленного в пользование природного объекта для государственных или муниципальных нужд;
  • — источник сроков, установленных в разрешительных документах на пользование природным объектом;
  • — возникновение предусмотренных в этих документах условий, исключающих дальнейшее осуществление пользования предоставленными природными объектами;
  • — систематические (более двух раз или более двух раз в год либо неоднократные, что конкретно устанавливается в поресурсных законах) нарушения природопользователем правил пользования природными объектами (лесным, водным фондом и т.д.), нанесшие существенный вред лесному фонду либо без такового;
  • — возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);

если природопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не пользуется или не приступил к пользованию природным объектом в предусмотренных объемах;

ликвидация как субъекта хозяйственной деятельности предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому природные объекты были предоставлены в пользование;

— систематическое (более двух раз или с нарушением сроков и иных условий) невнесение установленных платежей за пользование природными объектами.

Основаниями прекращения права землепользования, например, являются прекращение права собственности или оперативного управления на строение или сооружение, расположенное на обособленном земельном участке; отсутствие надобности в земельном участке и ликвидация предприятия, организации, учреждения. К числу оснований прекращения права пользования земельным участком граждан относятся: добровольный отказ от пользования этим участком; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был представлен земельный надел в пользование, за исключением случаев, предусмотренных законом (выход на пенсию, инвалидность, полученная при исполнении служебных обязанностей, и т.д.).

Право недропользования прекращается, например, по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца ее от предоставленного ему права пользования недрами; при возникновении определенного, зафиксированного в лицензии условия, с наступлением которого прекращается право недропользования и по другим установленным законом основаниям.

Основаниями долгосрочного прекращения права недропользования являются возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение им правил пользования недрами; если он в течении установленного лицензией срока не приступил к использованию недр в предусмотренных объемах; возникновение чрезвычайных ситуациях; ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности; инициатива владельца лицензии.

Основаниями прекращения права водопользования являются отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока предоставления в пользование водного объекта; смерть водопользователя — гражданина; прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; прекращение особого пользования водными объектами; естественное или искусственное исчезновение водных объектов; переход права пользования водными объектами в порядке, предусмотренном законодательством.

Принудительное прекращение права водопользования допускается только в случаях не использования объектов в течение трех лет; не использования в течении одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использование водных объектов не в соответствии с целями их предоставления; возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; запрещения использования водных объектов.

Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством, например, в случаях возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.

В качестве оснований для прекращения промысла живых ресурсов континентального шельфа законом установлены:

  • — добровольный отказ заявителя (так называют заявителя лицензии — пользователя живыми ресурсами от их промысла);
  • — истечение срока действия лицензии на промысел;
  • — повторное нарушение правил промысла в течение календарного года или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов;
  • — нарушение закона о континентальном шельфе и международных договор;
  • — не внесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба;
  • — непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объема вылова и районам промысла;
  • — снижение продуктивности и ухудшения качественного состава видов живых ресурсов;
  • — систематическое загрязнение вод, покрывающих континентальный шельф, по вине пользователя.

Право пользования (потребления) атмосферного воздуха для производственных нужд, например, может быть не только ограничено, приостановлено, но и запрещено органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир.

Судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав природопользования осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.

Наиболее четко правовая регламентация приведенных гарантий осуществлена в поресурсных законах, и, в частности, в Водном кодексе. Основными гарантами реализации и защиты права природопользования являются органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, а также контрольные органы в сфере природопользования.

Добавить комментарий