Преступления и наказания в древних афинах

Отличие преступления против государства и преступления против личности в афинском праве. Зависимость характера наказания от тяжести преступления в Афинах.

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Источники права. Афинское право развило писаную правовую традицию, согласно которой основным источником права является закон. Эта традиция закреплена в законах Дракона (621 г. до н.э.), Солона (594 г. до н.э.), а также в постановлениях народного собрания – псефизмах. Наряду с законами в качестве источников права выступали правовые обычаи, судебная практика.

Основные правовые институты

Имущественные отношения в Афинах были достаточно развиты. Этому способствовало раннее возникновение института частной собственности на землю. Субъектами прав выступали граждане, рабы были объектами права, собственностью хозяина. В Афинах считалось, что частная собственность является производной от государственной, поскольку именно полис наделял ею полноправных граждан. Сохранение архаических коллективистских представлений об общности имущества было, вероятно, причиной того, почему афинское законодательство не сформулировало понятия частной собственности как абсолютного права лица и детально не зафиксировало права частного собственника.

Афинское право различало владение и собственность. Под владением понималось фактическое обладание совокупностью вещей и благ, их использование. Собственность определялась так же, как и владение, но с правом распоряжения вещью. Имущество, находившееся в частной собственности, подразделялось на видимое (земля, дом, рабы, скот) и невидимое (способное ускользать от налогообложения и конфискации) – деньги, драгоценности. Имущественные интересы частного собственника энергично охранялись правом на судебную защиту (иск).

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта (причинение вреда). Обязательства из договоров возникали из правомерных действий сторон. О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т.д. Даже брачно-семейное право считалось разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Условиями действительности договоров являлись: 1) соглашение сторон; 2) письменная форма для наиболее важных (например, при купле-продаже); 3) гарантии исполнения обязательств (личная ответственность должника до реформы Солона и имущественное обеспечение исполнения обязательств: задаток, залог, поручительство, ипотека – залог земли).

Обязательства из деликта возникали при повреждении или истреблении имущества, причинении убытков и т.д. Совершенный деликт предусматривал возмещение ущерба. В двойном размере возмещался ущерб, причиненный умышленно. Ответственность предусматривалась и в том случае, если вред был результатом действия подвластных лиц – рабов, детей. В этой ситуации раб мог быть передан потерпевшей стороне в качестве компенсации.

Семейно-брачные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы морально осуждалось и рассматривалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к ненормальным или больным.

Брак заключался посредством договора между главами семей, с уплатой женихом приданого за невесту. Разрешался брак между дядей и племянницей, между родным братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Афинское право признавало моногамную семью, в которой власть отца (домовладыки) была практически неограниченной. До реформы

Солона отец мог продать детей в рабство. Обвинив сына в непослушании, непочтительности, совершении позорящего проступка, он мог лишить его наследства, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. После замужества женщина находилась под властью отца и под властью мужа.

Права мужа были значительно шире, чем жены. Ему разрешалось иметь в своем доме наложниц, предоставлялась свобода развода, право владения имуществом после отца. Напротив, положение женщины было приниженным: она не могла заключать сделки, не обладала свободой развода, а застигнутая с любовником, могла быть безнаказанно убита мужем. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не были. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Солон ввел наследование по завещанию, которое было возможно в случае отсутствия законнорожденных сыновей. Завещательной правоспособностью не обладали несовершеннолетние, женщины, физически больные люди, приемные дети.

Уголовное право. Представление об уровне развития афинского уголовного права дают Законы Дракона. Оно было менее развито, чем гражданское, в нем сохраняются пережитки родового строя (кровная месть). Общее понятие преступления не было сформулировано, отсутствовала четкая классификация преступлений.

Достаточно условно можно разделить преступные деяния по объекту посягательства: на государственные преступления (измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества, внесение противозаконных предложений в народное собрание); преступления против личности (убийство, клевета, телесные повреждения, оскорбления); преступления против семьи (измена жены, оскорбление родителей, похищение девушки); преступления против имущества (кража, поджог).

Определение наказания зависело от тяжести преступления и характера участия в нем лиц (соучастие, подстрекательство, покушение, приготовление). Преступления против государства карались смертной казнью. Она применялась также и за умышленные убийства. За неумышленные убийства преступника изгоняли из государства. За убийство можно было откупиться. При наказании смертной казнью осужденному предлагали самому исполнить приговор. Ему предлагали яд, меч, веревку. Однако в Афинах использовали четвертование, разрывание деревьями и животными, голодную смерть. Посягательство на интересы личности наказывалось возмещением ущерба и штрафом. Грабители и разбойники обычно продавались в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. Так, за прелюбодеяние осужденный гражданин лишался гражданских прав и имущества, подвергался атимии (бесчестию).

Суд и процесс. Судебные дела возбуждались потерпевшими или их родственниками. Рассмотрение дела включало две стадии:

  • 1) стадия предварительного (или административного) расследования, которое осуществлялось должностным лицом, получившим жалобу; он вызывал истца и ответчика, выслушивал их показания и показания свидетелей, изучал представленные ими вещественные доказательства; определял наличие или отсутствие предмета правового спора, предлагал решить его, не направляя дело в суд. Если стороны не приходили к согласию, дело направлялось в суд;
  • 2) стадия судебного разбирательства – сур рассматривал дело по существу на основе поступивших материалов, стороны в соответствии с регламентом выступали с речью, приводили аргументы – факты и логические заключения в пользу своей точки зрения.

После этого суд присяжных определял – виновен или невиновен обвиняемый. Если вердикт был обвинительным, то проходило тайное голосование, определявшее меру наказания. На судебные приговоры ареопага, должностных лиц допускались апелляции к гелиэе, решение которой было окончательным.

Греческие органы правопорядка в борьбе с преступностью руководствовались Законами Драконта (приняты в Афинах в 621 г. до н.э.). До нашего времени они не дошли, сохранились лишь статьи, устанавливающие наказания за убийство. По отзывам древних писателей, Законы Драконта написаны кровью, а не чернилами, отличались особой жестокостью. Авторитет законов признавался во всех греческих полисах.

Драконт установил различие между убийством умышленным и неумышленным. В случае неумышленного убийства преступник мог спастись от смертной казни, удалившись в изгнание или откупившись от родных убитого вознаграждением. Характерно, что запрещалась кровная месть. Однако следы догосударственной эпохи налицо: убийство еще рассматривается как осквернение, требующее религиозного очищения. Считается естественным суд над животными и неодушевленными предметами, причинившими смерть человеку. О жестокости законов Драконта говорит такой факт, что смертной казнью каралось не только умышленное убийство, но и некоторые религиозные преступления (святотатство), а также кража овощей и праздный образ жизни. К числу наказаний относились штрафы и бесчестье. Введены были новые правила судопроизводства.

В последующие столетия (особенно в V-IV вв. до н.э.) сформировалась правовая база борьбы с преступностью во всех греческих полисах. Однако наибольшее развитие она получила в Афинах, Спарте, Македонии и некоторых других государствах. Основным содержанием правительственной политики в борьбе с преступностью становится защита новой социально-политической системы общества.

Уголовный закон и судебная практика заложили основы классификации преступлений и наказаний. Вся совокупность известных к тому времени правонарушений делилась на четыре неравнозначные по силе карательного воздействия группы преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Преследование лица, совершившего преступление, носило, как правило, характер частного обвинения. Но в каждом частном преследовании чётко просматривался публичный интерес, поскольку за каждым потерпевшим стоял коллектив родственников филы и сила политической организации общества, полноправным субъектом которой он являлся. При этом следует учитывать и тесную связь религиозной идеологии с государством, что придавало преступлениям против религии характер государственных.

Большое место в картельной политике Афин, как и других полисов, занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др. Под государственной изменой понималось любое покушение на существующий государственный строй, создающее реальную опасность для государства. Было даже выработано понятие «враг народа». Должностное лицо, искажающее факты отчётности о своей деятельности, вводящее в заблуждение своим «нечестным» поведением народное собрание, подвергалось обвинению в обмане народа с возбуждением уголовного преследования о государственной измене. В условиях господства государственной религии любое безбожие, оскорбление богов, а также кража или присвоение храмового имущества (собственность бога) рассматривались как государственное преступление. Известного греческого философа Сократа приговорили к смерти по ложному обвинению в извращении веры и поклонении «новым божествам» (его заставили выпить чашу с ядом). Внесение предложений в народное собрание об изменении действующих законов, и не получивших поддержки последнего, рассматривалось как посягательство на государственное устройство и влекло наказание вплоть до смертной казни. Даже ложный донос по делам о политических преступлениях являлся основанием для привлечения доносчика к уголовной ответственности.

Преступления против семьи являлись не столько сферой частноправовых, сколько государственных интересов. Институт прелюбодеяния известен праву всех греческих государств. В соответствии с законами Драконта каждый человек, заставший постороннего в недозволенной интимной связи со своей женой, матерью, сестрой или дочерью, мог убить его на месте. Солон отнёс наказание соблазнителя на усмотрение супруга, который мог получить удовлетворение путём денежного возмещения. В последующем вводится государственное преследование, прелюбодей в большинстве случаев стал приговариваться к очень жестоким наказаниям. Обязанностью супруга было отвергнуть свою уличённую в прелюбодеянии жену, в противном случае он сам подвергался атимии (бесчестию). Уголовно наказуемым считалось похищение девушки и сводничество. К тяжким преступлениям против семьи относились также неуважительное отношение детей к своим престарелым родителям, плохое обращение опекуна с сиротами и дочерьми-наследницами, небрежное отношение к семейным интересам. Во всех случаях здесь речь шла о нанесении материального ущерба, причинённого имуществу указанных лиц, что давало основание для предъявления соответствующего обвинения. Наряду с преступлениями против семьи, затрагивавшими интересы личности, были и другие, направленные непосредственно против личности – убийство, разбой, телесные повреждения, отравление, понуждение к занятию проституцией, клевета, оскорбление и др.

Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабёж, поджог. Защите интересов частной собственности государство уделяло особое внимание, поэтому наказаниями за эти виды преступлений являлись крупные штрафы, тюремное заключение (как мера пресечения) и смертная казнь.

Наказание превратилось в самостоятельное направление государственной политики, всё зависело от объекта посягательства и тяжести содеянного. Цель наказания заключалась в причинении страданий преступнику. Наказания нередко были очень суровы. При посягательстве на личные интересы ответственность наступала в виде возмещения вреда и штрафа, как правило, в кратном размере от причиненного ущерба. За преступления, связанные с физическим насилием над личностью (убийство и др.), ответственность наступала в виде смертной казни, тюремного заключения и штрафа. За воровство в ночное время следовала смертная казнь, вора-рецидивиста обращали в рабство. Ответственность за государственные преступления чаще всего была в виде смертной казни, атимии (бесчестья), конфискации имущества, изгнания. При политических и религиозных преступлениях изгнание как наказание считалось особенно тяжелым, т.к. пребывание на чужбине было связано с утратой политических и юридических прав. Иногда смертный приговор заменялся изгнанием или приговоренному предоставлялась возможность бежать. Наказания для рабов и свободных были не одинаковы. Телесные наказания применялись только к рабам. Их клеймили, секли, заковывали в цепи, ссылали на рудники, за небольшие провинности били палками. Подозреваемых в совершении преступлений рабов пытали. Ременная плеть, иногда утяжеленная свинцом, была излюбленным средством «общения» свободных с рабами. К бесчестящим наказаниям относились: отказ в погребении, эксгумация предков осужденного, публичное осмеяние, проклятие и т.д. Смертный приговор приводился в исполнение в типичной для Греции форме: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Мессалия), сбрасывание в каменоломню, удушение (Спарта), яд, меч, веревка (в Афинах), известно, что для устрашения в Афинах с VII в. до н.э. применялось распятие, правда, не для полноправных граждан.

Судопроизводство включало две стадии:

  • предварительное рассмотрение;
  • судебное разбирательство с постановлением приговора по делу.

Обращение в суд за защитой нарушенного права – привилегия полноправных граждан. Даже свободные женщины и несовершеннолетние, не говоря уже о неполноправных и рабах, таких прав не имели, за них действовали их представители. По крайней мере так было в Афинах. Основанием к рассмотрению дела являлось обращение в суд потерпевшего (истца), любого гражданина или должностного лица. На них же возлагалась обязанность сбора доказательств по делу и вызова обвиняемого или ответчика в суд. При неявке последних дело разбиралось заочно.

Судья, принявший дело к своему производству, проводил предварительное рассмотрение, начиная с выслушивания возражений обвиняемого или ответчика по существу жалобы. Если судья соглашался с ним, то дело прекращалось, в противном случае исследование обстоятельств дела продолжалось с участием поверенных (адвокатов). Задачей сторон являлось представить все доказательства по делу (документы, свидетельские показания и др.), а судьи – их оценить. По окончании расследования дело передавалось в коллегию судей. После аргументации сторон, в которой значительную роль играли свидетельские показания, суд без дебатов тайным голосованием решал вопрос о виновности («виновен» – «невиновен») и вторым голосованием простым большинством определял наказание. На поставление суда допускалась апелляция в вышестоящий судебный орган (в Афинах – гелиэю). Здесь многое зависело от выбора адвоката. Институт адвокатуры в Греции развился из естественной потребности каждой филы защитить своих сородичей в суде, направляя туда своих представителей для дачи свидетельств о поведении тяжущихся. С течением времени они стали называться адвокатами (греч. синдикос – сосудья, соговорящий) и принимать непосредственное участие в процессе. Плата за услуги им была не положена.

В конце V в. до н.э. ухудшилось внешнеполитическое положение Афинского государства. Гегемония Афин в Морском союзе, бесконтрольная трата средств Делосской казны привели к обострению отношений с союзниками. Некоторые из них вышли из состава союза и перешли на сторону Спарты, другие перестали платить в союзническую казну. Разрыв отлаженных связей со значительной частью греческого мира имел серьезные отрицательные последствия. Наметилась общая тенденция спада в экономике, сократились объемы внешней торговли, уменьшился приток рабов, ухудшилось положение основной части населения – афинского демоса. Обострились отношения в среде полноправной части общества – между богатыми и бедными, а также афинскими гражданами, с одной стороны, и негражданами – рабами, вольноотпущенниками, метэками – с другой. Афинская демократия находилась на грани кризиса.

Сложившейся ситуацией немедленно воспользовалась Спарта, неизменный соперник Афин. Положение обостряла также торговая конкуренция между Афинами и Коринфом (членом возглавлявшегося Спартой Пелопонесского союза). Все это привело в 431 г. до н.э. к Пелопонесской войне, которая охватила почти весь греческий мир и вызвала внутренний кризис во многих греческих полисах (борьба аристократов с демократами, волнения рабов и т.д.). Во время войны произошел массовый побег 20 тыс. афинских рабов к спартанцам, что явилось свидетельством кризиса рабовладельческого государства.

Поражение в войне вынудило Афины в 404 г. до н.э. капитулировать. Афинский морской союз был распущен. Афины лишились возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств. Большие материальные и людские потери, нанесенные войной, разорили страну. Все пришло в упадок. От былого величия Афин не осталось и следа.

Ослабленные войной, раздираемые внутренними противоречиями Афины, Спарта, как и весь греческий мир, оказались объектом македонской экспансии, а в середине II в. до н.э. оказались под властью Рима.

Добавить комментарий